Вера православная - духовник. Таинство любви

Ж елание иметь духовного наставника велико у каждого христианина. Оно и понятно: так намного проще и безопаснее идти по жизни, так легче сохранить в душе мир, так удобнее смиряться и, следовательно, спасаться. Но всегда ли?

Реалии нашей жизни требуют внимательного и ответственного отношения к этому вопросу. Слишком опасна поспешность при выборе духовника, и далеко от подлинного смирения легкомысленное расставание со свободой воли.

Прежде чем назвать кого-либо своим духовником, следует хорошенько подумать, потому что даже облачённый в священный сан человек остаётся человеком. И далеко не каждый священнослужитель может справиться с бременем духовничества.

Каким должен быть духовник? На мой взгляд, вот два критерия:

1. Священник должен воспринимать пришедшего к нему человека как равного ему перед Богом. Это не значит фамильярности или панибратства, а значит, что не может быть отношений у священника к человеку «сверху вниз».

2. Священник должен «видеть» именно этого вот конкретного человека и давать ему советы, исходя из, во-первых, опыта своей христианской жизни (что предполагает, что эта жизнь по-настоящему правильная, а не та, что сам батюшка считает правильностью); а во-вторых, из внешней и внутренней ситуации человека, а не из каких-то своих абстрактных представлений о христианстве и о людях, - чтобы не загонять человека в некую общую «схему».

Иными словами: любовь, уважение к человеку, и - не думать о себе, что я (священник) «выше», «значимее», «имею право» безапелляционно поучать, или что-то в таком же роде.

Если такое счастье вы нашли - закройте глаза на прочие немощи такого батюшки. Пусть он хоть на личном самолёте летает (хотя при таком раскладе этого, разумеется, не будет).

Как проверить? Спросите духовника, можно ли причащаться без поста на Светлой Седмице. Или, если вы причащаетесь часто, можно ли сократить трёхдневный пост перед причастием. Если он ответит: нет, - задайте следующий вопрос: а Вы, батюшка, поститесь ли перед каждым Вашим причастием три дня, или на Светлой; и если нет, почему Вы требуете этого от других? - Вот и проверите, что он вам ответит...

- Как найти духовника?

Как ищут духовного отца? Его вымаливают, у Божией Матери вымаливают! А затем, конечно, нужен и наш труд. Не следует спешить. Ещё древние Отцы писали, что духовника надо испытать, и только после этого предаться в его руководство.

А как испытывать? Нельзя доходить до дерзости, но необходимо предварительное общение, когда ни духовник, ни ищущий духовного руководства ничем друг другу не обязаны. И потом, если будет Божия воля на это общение, отношения сами собой постепенно сложатся: и ученик увидит духовную пользу, и духовник не будет его отвергать. Дерево познаётся по плодам (Мф. 12; 33) . И чадо, и наставник вместе должны искать истину, и все, что от истины удаляет, должно изгоняться.

Кроме того, нужно искать человека, родного по духу. В отеческих писаниях можно встретить выражение: «духовное направление». Один духовник может быть одного направления, другой - другого. Все мы имеем разные страсти, и даже в духовной жизни у нас разные цели и направления. Поэтому то, что один духовник считает главным, другой считает второстепенным.

Главное - найти такого духовника, который от Бога был бы нам предназначен. Как бы ни был искусен, рассудителен и праведен духовник, на его духовную деятельность прежде всего должно быть Божие благословение. Святые Отцы о некоторых отзывались так: «Свят, но не искусен», т. е. человек действительно праведен, имеет духовный опыт, рассуждение, но - настолько, чтобы знать волю Божию относительно себя. А для того, чтобы знать волю Божию относительно другого, требуется особая благодать.

Могу ли я считать своим духовником батюшку, к которому обращаюсь за духовными советами, но он, в силу своей большой занятости, не может разрешить мои вопросы? Не значит ли это, что я ещё не встретила своего духовника?

Я считаю, что в новоначалии с духовником нужно иметь общение частое и длительное и на все вопросы нужно получать ответы именно у него. Некоторые считают, что к духовнику не надо идти с вопросом сразу, а надо подождать, пока он разрешится сам собой. Однако, когда вопросы разрешаются сами, неизвестно, правильно они разрешаются или нет. Святые Отцы говорили, что даже если мы найдём ответ на свой вопрос в книге, все равно следует пойти и переспросить у духовника, потому что одно дело - когда человек сам ответил, это решение по его воле, а другое дело - когда его благословил духовник. Необходимо принимать решение не по своей воле, а по благословению.

Когда умер мой старец, архимандрит Серафим (Тяпочкин), и я остался без духовника, мне было только 21 год. Встал вопрос о том, к кому обращаться. Хотелось найти старца такой же духовной высоты, как отец Серафим. Я стал ходить к архимандриту Кириллу (Павлову), духовнику Троице-Сергиевой Лавры - такая возможность была. Отец Кирилл меня принимал, отвечал на мои вопросы, но мне этого было мало, потому что отца Серафима можно было созерцать, жить у него какое-то время, смотреть, как батюшка себя ведёт, слушать бесконечные рассказы о нем разных людей, а с отцом Кириллом, к сожалению, подобного общения не получалось. Время тогда было советское, один лаврский духовник мне рассказывал: «Я иду по Лавре, ко мне подходят люди, берут благословение, пытаются что-то спросить, а я скорее бегу от них. Они обижаются, а не знают, что здесь четыре телекамеры стоят и весь двор просматривают, а потом у них же будут неприятности». Я постепенно понял, что не могу бывать у о. Кирилла часто, долго стоять в очереди, не могу занимать своими многочисленными мелкими вопросами батюшку, который решает мировые проблемы. И я принял такое решение: пусть мой духовник будет не настолько духовен и не настолько опытен, как отец Кирилл, но у меня будет возможность спрашивать его обо всем.

И я нашёл в Лавре одного игумена, стал обращаться к нему со своими вопросами. Духовных чад у него больше не было, его духовник благословил на общение со мной, и я два раза в неделю часа по два - по три беседовал с ним и разрешал все свои недоумения. Я очень благодарен ему за этот труд. Ответами, данными им тогда, двадцать лет назад, я руководствуюсь до сих пор.

Конечно, я могу быть не прав. Ведь известно, что к Оптинским старцам их духовные чада приезжали раз в год, писали письма раз в несколько месяцев, ещё реже получали ответ. Господь по-разному ведёт и спасает людей. Наверное, со временем становится ясно: твой это духовник или нет. Мало прийти и сказать: «Батюшка, будьте моим духовником», - и получить его согласие. Только духоносные старцы святой жизни могли так поступать.

- Когда новоначальный приходит в храм, для него рано или поздно встаёт вопрос о выборе духовника. Конечно, в любом храме можно найти хорошего священника, но как узнать, что именно этот священник подходит на роль лично твоего духовного отца? Как возникают отношения духовника и духовного чада?

Мне кажется, что не надо бояться выбрать «не того» духовника, потому что выбор происходит постепенно, в течение жизни. Особенно, на первых порах люди могут менять приход в зависимости от того, насколько им удобно, и, в каком-то смысле, приятно молиться в храме. И это даёт им возможность духовного продвижения.

Духовник определяется не просто человеческими симпатиями, хотя это тоже влияет, прежде всего, на выбор человека. Мы ведь привыкли делать выбор, исходя из наших представлений о красоте, в том числе, о красоте духовной, образования, стиля поведения. Это нормально, когда человек подходит к священнику, с которым ему легче всего найти контакт и которому легко открыться на исповеди.

А в дальнейшем определяется духовный путь: если новоначальный христианин чувствует, что духовные советы, наставления, молитвы этого священника являются для него опорой в духовной жизни - значит, выбор сделан правильно. Но если человек чувствует, что им пытаются манипулировать, что на него налагают какие-то непомерные ноши, что он лишается духовной свободы - мне кажется, здесь есть о чем подумать и осмотреться вокруг себя.

Духовник не является ни гарантией к спасению, ни обязательным условием, это некое средство, которое человек может употребить в своей жизни и будет счастлив, если ему удастся найти по сердцу духовника. А может быть так, что человек и не нуждается в этом - достаточно того, что есть сама Церковь. Есть Евангелие, Таинства, священники, которые говорят проповеди и в них учат тебя духовной жизни, есть святоотеческая литература, в которой все уже сказано, есть свой собственный ум и своя собственная воля. Этого, в принципе, достаточно для спасения. А духовник - это нечто дополнительное, но не являющееся неотъемлемой частью спасительного пути. Это, как бы, некий бонус, который даёт Церковь.

- Как определить, больше подходит ему духовник из белого духовенства или монашествующих?

Это не имеет значения. Для новоначального христианина духовник - это больше катехизатор, чем духовный руководитель. Это тот, кто учит его первым шагам в духовной жизни, которые дают ему самые обычные, простые самые общие духовные наставления. От духовника на этом этапе требуется только одно - не «перегнуть», не наложить бремя на новоначального сверх меры, чтобы тот не сломался в начале пути. Поэтому говорить о серьёзном духовном руководстве даже не стоит.

Мы понимаем, что, пройдя какой-то жизненный путь и обретя определённый опыт, человек перестаёт нуждаться в постоянной помощи от духовника. Есть какие-то вещи, когда человек, получая духовный навык, разрешает свои духовные проблемы самостоятельно. Это очень хорошо, потому что человек в этом случае обретает почву под ногами, он уже сам умеет молиться, умеет различать голос Бога, сам внутри себя может определить, что спасительно, что губительно, и это очень важно, чтобы люди определяли волю Божию не при помощи духовника, как некоего компаса, но и сами умели это делать. Иначе получается, что у нас, кроме как священники, никто волю Божию знать не может, а это заблуждение.

- Что бы вы хотели пожелать человеку, находящемуся в поиске духовного отца?

Здравствуйте, батюшка! Я в прошлом вел очень порочную жизнь, много пил, был зависим от тяжелых наркотиков, блудил, прелюбодействовал, работал мошенником (лохотронщиком), содействовал в убийстве своего ребенка — это лишь малая часть моих подвигов. Господь вразумил меня, я очень близко, нос к носу столкнулся с врагом рода человеческого, чуть не погиб и через это пришел к вере. Вот уже три года воцерковляюсь, периодически (1-2 раза в год) срываюсь, начинаю пить, пью месяц, бывает два, потом поднимаюсь, раскаиваюсь, снова начинаю молиться, ходить на службы, участвовать в Таинствах. В период неофитства думал всё, жизнь изменилась навсегда, только вперёд к Господу, и ни шагу назад. Теперь я совсем не верю в свои силы, растерян. Понимаю, что нужен духовный наставник, но где его найти, и как попросить батюшку стать своим духовником? Живу в Королеве, второй год хожу в Свято-Троицкую церковь, очень нравятся Ваши проповеди, и я прекрасно понимаю, как Вы загружены, но может Вы подскажете мне батюшку, к которому я могу обратиться с этой просьбой? Спаси Вас Господь, отец Иоанн. Дмитрий

Ответ: Дмитрий! Крепко-крепко держитесь.

Не верьте себе, своим силам, но постоянно думайте о Боге, вечной жизни. И всякий раз молитесь, хотя бы своими словами, о том, чтобы Господь помог Вам избавиться от страстей. Постарайтесь, чтобы у Вас не было свободного времени. Расписание дня составьте так, чтобы Вам некогда было думать о вине. Найдите радость в работе, чтении, семье, но только — не в пьянстве. Прочитайте Библию.

Что касается духовника. Рядом с нами находится Свято-Троицкая Лавра, советую там найти себе молитвенника и духовника. Если туда ездить далековато, приходите в храм или звоните, обращайтесь ко мне, чем могу, помогу.

Помоги, Господи, побороть Вам страсти.

С уважением, отец Иоанн

«Сегодня самое необходимое для людей – это найти духовника, исповедоваться ему, доверять ему и советоваться с ним» – такой ответ о устроении духовной жизни дает преподобный Паисий Святогорец, почивший в 1994 году, то есть относительно недавно. Самое необходимое… Значит, надо искать духовника.

Кто такой духовник или духовный отец? Прежде всего, это священник, которому регулярно исповедуются. Когда-то для большинства верующих духовником был священник приходского храма. Люди были проще, не так самолюбивы и спокойно принимали те внешние обстоятельства, которые им выпадали волей Божией. Все губернии, города и селения России делились не только на улицы и кварталы, но и на приходы.

Как-то, ответив на вопрос, на какой улице я живу, мне довелось услышать: «А какого это прихода?» То есть, раньше личность духовника для значительной части населения определялась волей Божией, указом епархиального начальства и местом жительства. Люди исповедовались, спрашивали совета и принимали поучения от своего приходского батюшки. «Обращаться за советом то туда, то сюда неодобрительно. Всем советник, Богом определенный духовник, которым обычно бывает приходской священник» (святитель Феофан Затворник).

Правда, если кто-то искал большего в духовной жизни, то, при полном уважении к Богом данному пастырю, не возбранялось прибегать к помощи другого духовника или искать наставника в каком-либо монастыре. Как в мирской жизни, кому-то довольно начального образования, кто-то старается получить среднее, а иной дерзает на высшее, так и в жизни духовной.

Несколько лет назад мы собирали материалы о жизни монахини Евфросинии (Хрульковой) (1873-1968 гг.), похороненной на нашем приходском кладбище и очень почитаемой в этой местности. Девочкой она попала в богадельню при церкви. Много времени проводила в доме священника с его детьми, и батюшка беседовал с ней. Он увидел, что отроковица нуждается в более, так сказать, «квалифицированном» руководстве, и благословил ее искать себе духовника в Троице-Сергиевой лавре. Поездка в лавру стала для Евфросинии судьбоносной, Господь послал ей замечательного духовника, и позже она стала монахиней. Это известная практика, когда приходской священник кому-то советует искать более опытного или грамотного духовника, или рекомендует некое лицо конкретно.

Духовник не только выслушивает исповедь, он молится за человека, доверившего ему свою совесть .

И Господь, снисходя к обоим, вразумляет духовника, какое сказать слово кающемуся. Или промолчать. Или пожалеть. А может, сегодня и пожурить. А кого-то требуется поддержать, вдохновить. Поэтому так важно ходить на исповедь к одному священнику, тогда ему будет проще узнать устроение кающегося, проще оказать помощь. Здесь все имеет значение: возраст кающегося, его семейное положение, природный ум и интеллект, воспитание и образование, здоровье и немощи, бодрость и медлительность. Рекомендации всегда будут разные. Именно поэтому невозможно получить полноценный совет из книг или с сайтов.

Духовничество – обязанность священника, так же, как и проповедь. Но способности и таланты у людей бывают разные. Можно заметить, что в храме, где служат несколько священников (так же, как в монастырях, где мирских и духовных исповедуют несколько иеромонахов), к одним на исповедь стоят в очередь, а к другим редко подходят по одному. Разные таланты, как говорится, «одним крестить, а другим благовестить». Зато в Церкви каждый может найти помощника по себе. Как? Ходить в церковь на службу, исповедоваться, причащаться и приглядываться. Молиться, просить Господа устроить встречу, открыть человека. И постепенно Господь расположит к кому-то сердце. Как девушки молятся о женихе – с надеждой, что Господь устроит все лучшим образом, и в то же время, поглядывая по сторонам: не он ли?

Как узнать, что именно этому духовнику стоит довериться?

Если продолжить сравнение с девушкой, ищущей жениха, то умные люди посоветуют ей быть осторожнее в общении с «журнальным» красавцем, поражающим светским лоском и умелым обращением с женским полом. Так же, ищущим руководства в духовной жизни, опытные люди советуют не искать себе духовных руководителей с непременными залогами святости: прозорливых, чудотворцев и несущих великие подвиги. О которых святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Избираются нами в руководители преимущественно те наставники, которых мир провозгласил святыми, и которые находятся или в глубине прелести, или в глубине неведения».

Как тиха и прикровенна истинная любовь, так тиха и прикровенна бывает истинная святость. Все мы разные, и каждый ищет себе духовного собеседника по сердцу. Это хороший компас. Но необходима и рассудительность. А если с этим туго, то ничто не мешает нам вновь обратиться за советом к святителю Игнатию. «В духовнике, по моему мнению, великое достоинство – простота, неуклонное последование учению Церкви, чуждое всяких умствований». Святитель предостерегает от «умных по-своему», от тех, чьи взгляды и мнения рознятся от церковных. Они «никуда не годятся для душевного назидания». А в остальном, выбирай сам – «и строгий, и умный, и милостивый, и снисходительный, и простосердечный, но верный сын Церкви могут быть одинаково полезны».

Всякому ли человеку нужен духовник? А если кто-то уже сам является духовником для многих людей, имеет духовное рассуждение?

Как говорил преподобный Паисий Святогорец, «насколько бы духовным ни был человек, насколько бы хорошо он ни умел сам раскладывать по полочкам, касающиеся его вопросы – он не может найти внутреннего покоя, потому что Бог хочет, чтобы человек получал помощь от человека и исправлялся через человека. Благий Бог устраивает это для того, чтобы человек смирялся». Господь так устроил, что человек не может иметь правильного мнения ни о себе, ни о мире без помощи другого человека – И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18). Каждому человеку необходим помощник. Из личных воспоминаний и жизнеописаний лучших представителей нашей Церкви мы знаем, что духовных советов искали люди самой святой жизни и самых высоких рангов. И если кто заботится найти хорошего духовника, то хорошо бы найти такого, кто сам живет под духовным руководством или советом.

Помню, одна благочестивая верующая женщина все восклицала: «Как счастливы те, у кого есть духовник!» Она была знакома со множеством духовенства. Причем, у нее был талант знакомиться с самыми известными и замечательными батюшками. Но прилепиться она ни к кому не смогла, духовника у нее не было. Она говорила: «Духовника ведь надо будет слушаться, а вдруг у меня не получится, это же грех будет».

Есть такая боязнь послушания. Потери свободы. Это ошибка.

Опытный духовник никогда не ставит задачи сверх меры или против устроения человека. Московский старец праведный Алексий Мечев, когда его спрашивали, как поступить, обычно задавал встречный вопрос: «А ты сам-то как думаешь?» И от этого ответа уже исходил, давая совет. Никакого принуждения. Та же практика усматривается и у других известных духовников из воспоминаний их духовных чад. Духовник обычно не нарушает внутреннюю свободу, а дает свободу выбора. Не приказывает и не просит, а оставляет на личное усмотрение. «Не заедешь ли?», «не хочешь сделать то-то?», «можешь пойти?..» Духовники нужны «только, чтоб облегчть следование Евангелию, а не для послушания себе», – писал игумен Никон (Воробьев).

Духовного отца надобно слушаться, как отца по плоти и доверять ему, как отцу. Но в обращении с духовными чадами духовник часто бывает скорее матерью. Про схииеромонаха Алексия (Соловьева), старца Смоленской Зосимовой пустыни, духовные чада вспоминали: «Старец Алексий был больше похож на мать, чем на отца, – столько ласки и нежности, столько терпения он проявлял ко всем». То же чувство материнской заботы осталось в памяти чад многих духовников, как прошлого времени, так и современности. Знаю, что в одной современной духовной семье в день именин духовника чада поздравляют его песней «Слово "мама” дорогое…».

На то послушание духовнику, о котором мы читаем во всевозможных патериках, современный человек вряд ли способен. Хотя на что-то годимся и мы. «Есть три степени послушания – обращение за советом в случае полного своего недоумения; исполнение советов, совпадающих с нашими мыслями, наклонностями, с нашей точкой зрения; и, наконец, исполнение послушания, даже когда оно противоречит нашим взглядам и желаниям, – только это и есть истинное послушание». На первую ступеньку встать может каждый. Задать вопрос и услышать правильный ответ. Есть и такая форма отношений между духовником и чадом. И даже в этом случае человек получает пользу, воспитывается, назидается.

Иногда слышишь мнение, что время духовничества прошло, что нужно руководствоваться Священным Писанием и трудами святых отцов. При этом ссылаются на святителя Игнатия (Брянчанинова). Святитель действительно писал о крайнем оскудении духоносных старцев и советовал изучать писания, но считал необходимым и совет: «Духовное жительство, предоставленное Промыслом Божиим нашему времени… основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий». Как и его современник, святитель Феофан Затворник: «Правду говорит Н., что ныне нет настоящих руководителей. Однако ж с одним писанием и отеческими уроками оставаться не следует. Необходимо и вопрошение». Оглядываясь на прошедшую жизнь, святитель Игнатий сожалеет о бывших духовных ошибках, случившихся «по избытку гордости, не склоняющейся вопросить совета у ближнего». Именно он советует «жительство по совету».

И опять обратимся к опытному духовнику, преподобному Паисию Святогорцу, который говорил: «Если, имея духовника, люди устраивают свою жизнь так, чтобы в ней находилось место молитве и чтению духовных книг, если они ходят в храм, причащаются, тогда в этой жизни им нечего бояться».

zemskova777 — 07.10.2014

Дорогие читатели, продолжая полюбившуюся вам рубрику, в которой мы даем краткие рекомендации по вопросам духовной жизни, сегодня коснемся очень важной темы. Как найти духовного отца? Как правильно выстроить взаимоотношения с духовником? Что делать, если духовника нет? Эти вопросы наверняка задавал себе каждый воцерковленный человек. Безусловно, нужно благодарить Господа, если у вас есть духовно опытный наставник, который молится о вас и особо радеет о спасении вашей души.


В профессиональном спорте вряд ли удастся достичь серьезных побед и выиграть Олимпийские игры, если у спортсмена нет сильного тренера. Так и в духовной жизни – важно духовное руководство. Традиция духовного духовничества существует с первых веков христианства. Духовники либо выбирались священноначалием специально, либо сама христианская жизнь выдвигала их на особое служение в силу того, что к ним тянулись за советом, духовной помощью, как к некоторым монахам в наших монастырях. В данной статье мы постараемся ответить на часто задаваемые вопросы и надеемся, что она будет вам полезной.


ДЛЯ ТЕХ, У КОГО ЕСТЬ ДУХОВНИК:


  • Отношения духовника и чада должны строиться на взаимном уважении и христианской любви. Но бывает, что некоторые миряне доброе почитание батюшки заменяют каким-то фанатизмом. Этого быть не должно. Священник – не ангел небесный, он такой же человек, но промыслительно избранный Господом для служения Богу и людям. Идеал же для всех нас и главный для всех духовник – Господь наш Иисус Христос.

  • Послушание , как пишет митрополит Антоний Сурожский, – это прежде всего стремление слушать и слышать не только умом, не только ухом, но всем существом, открытым сердцем. В духовной жизни, как и в семейной, случается, что дети, не получив должного воспитания, подрастая, перестают доверять своим родителям, от которых получили самую жизнь. Они думают, что имеют достаточные знания, чтобы самим решать все проблемы жизни. И, игнорируя опыт самых близких людей, совершают непоправимые ошибки. Сомнения возникают от неутвержденности в вере и от незнания человеческой природы в ее падшем состоянии. Чаще всего священник основу своего ответа заимствует из Священного Писания. То есть он говорит не то, что он лично думает или считает, а то, что об этом говорил Сам Бог. А готов ли вопрошающий принять Волю Божию? К сожалению, чаще всего мы ищем исполнения своей воли.

  • Как быть, если не можешь исполнить благословение духовника? Здесь могут быть две ситуации: когда духовник дает послушание, противоречащее заповедям, – такое, конечно, не должно исполнять. А если благословение во благо, а чадо не слушает, то здесь речь идет, скорее, о гордыни и недоверии духовнику и тому, что через него открывается воля Божия. Никто не может отнять у человека свободной воли, но стоит задуматься, зачем вообще искать духовника, если не слушаться его или слушаться по настроению.

  • Беспрекословное и абсолютное послушание без духовного рассуждения – страшно. Оно равносильно самоуничтожению. Оно трансформирует людей в зомбированных особей, утративших Божественный дар личности и свободы. Послушание в христианстве – это прежде всего слушание благовествуемых истин и следование им в свободе избранного пути: «Вера от слышания, слышание от проповедающего», – учит Апостол Павел. «Слушавшийся вас слушает Меня», – говорит Иисус Христос.

  • Можно ли ходить к другим священникам? Общаться и исповедоваться у других священников никто запретить не может. Тем более если это вызвано сменой места жительства, путешествиями и другими объективными причинами. Но все же в первую очередь нужно исповедоваться у своего духовника и поддерживать с ним регулярную связь, прежде всего молитвенную, а также делиться важными моментами своей жизни. Учителей и наставников у нас может быть много, но духовным отцом может стать только один священник.

  • Как молиться за духовника? Во-первых, в ежедневном молитвенном правиле, которое мы читаем утром и вечером, есть молитвы, где мы поминаем духовника в самую первую очередь. Во-вторых, есть отдельные молитвы о духовном отце (см. ниже) . В-третьих, у каждого христианина есть свой помянник-синодик, где тоже должно быть записано имя духовника. Такой помянник читается на церковных богослужениях и домашних (келейных) молитвах. Благочестивые чада подают в храмах и монастырях записки о своих духовных наставниках – обедни, молебны, сорокоусты. Не будет лишним просить молитв о своем духовнике у других священников и мирян. Благодать веры и молитвы роднит разных людей, скрепляет их союзом любви.

  • Что делать, если есть сомнения в правильном выборе духовника. Да, люди совершают ошибки, и духовная жизнь – не исключение. Но не стоит спешить с выводами. Главная причина, когда стоит расстаться с духовником, – это его «благословения», противоречащие Заповедям Христовым, подавление свободы и негативное воздействие на духовное развитие человека. В остальном, скорее всего, недобрые мысли – это искушения. И здесь можно посоветовать только одно: усилить молитву и довериться воле Божией. А в недобрых помыслах, подозрительности и на этой почве желании найти нового духовника нужно покаяться. Как родители у нас одни на веки, так и духовник в идеале должен быть один.

  • Может ли один батюшка быть духовником у всей семьи? Да, это благочестивая практика столетиями существует на Руси. Это замечательно, когда священник хорошо знает семью. Ему будет проще давать советы, поддерживать и окормлять людей, с которыми он хорошо знаком.

  • Как часто нужно общаться с духовником? Духовные отношения нельзя измерить количеством времени, уделяемого духовником своим духовным детям, если установился прочный союз взаимопонимания между пастырем и пасомыми. Порой достаточно нескольких проникновенных слов пастыря, с благоговением приемлемых духовными детьми, чтобы в душе все прояснилось. Ведь между их душами существует атмосфера доверия и любви, как в семье, когда дети знают, что их отец всегда с ними. Даже если в данный момент его нет рядом, у них нет чувства одиночества, оставленности. Нужно стараться поддерживать связь с духовником, даже если вас разделяют большие расстояния. Есть благочестивая традиция поздравлять духовника с праздниками, делиться сложностями и радостями, писать друг другу письма, разговаривать по телефону – в наш век современных технологий это стало несложно.

  • Про Исповедь. Задача духовника – помочь кающемуся раскрыться сердцем и душою, пробудить веру в неизреченную любовь Божию и воскрешающую силу покаяния. И в то же время утвердить волю кающегося в твердой решимости оставить порочный образ жизни, не творить беззакония. Как духовник сможет дать вам правильный совет, если вы у него не исповедуетесь? Но Исповедь – это не время пустословия. Нужно беречь своих духовных отцов, как мы оберегаем своих родителей. Готовиться к Исповеди надо серьезно – настроиться, молитвенно согреть свою душу, предварительно примириться со всеми, может для кого-то будет лучше записать все на бумаге. Покаяние – это Таинство изменения ума, перерождение души, а не формальный отчет о многих согрешениях.

  • Что не стоит обсуждать с духовником? Есть такие чада, которые просто одолевают своих духовников по мелочам, вплоть до вопроса о цвете обоев или породы кота. Это абсурдно. Вопросы, связанные с бытом, не должны ставиться перед духовным отцом. Духовник нам необходим для духовного руководства. Вопрос молитвенного правила, подготовки к Таинствам, советы в значимых делах и серьезных ситуациях, просьбы о молитвах – в этом мы всегда должны искать совета и помощи у батюшки. Будем помнить евангельские слова: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).


ДЛЯ ТЕХ, У КОГО НЕТ ДУХОВНИКА:

Сегодня найти духовника – задача не из легких. И к ней нельзя относиться формально. Как часто бывает, что девушка выходит замуж, чтобы у нее просто был муж, или заводит ребенка, чтобы он тоже просто был, не понимая истинного смысла семьи и деторождения. Ничего хорошего из подобных историй обычно не складывается и в светской жизни, и тем более в духовной. Духовники сейчас есть примерно у 10 человек из 100. Возможно, и не всем духовник так остро и нужен.

  • Как быть, если нет духовника? Мы живем в век информационных технологий, которые во многом послужили и на благо Церкви. Разве могли представить люди, жившие 100 лет назад, что будет православное телевидение, радио, газеты, журналы, интернет-порталы, мобильные приложения? Смотрите каналы «Спас», «Союз», «Радость моя», назидайтесь словом Божиим на православных сайтах. И потом никто не отменял духовные книги, которые в большом многообразии представлены в иконных лавках и магазинах.

  • «Жить по совести и Евангелию, слушать Господа Христа и читать святых отцов», – так ответил старец одной молодой женщине на ее вопрос: «Как мне жить без духовника?» И, пожалуй, это единственно правильный совет как для тех, у кого есть духовник, так и для тех, у кого его нет.

  • Всем ли нужен духовник? Вопрос очень непростой. Дело в том, что в православной аскетической литературе очень часто звучит тема о необходимости духовного наставника и о том, как тщательно следует исполнять его благословения, воспринимая их как волю Божию, избегая самочиния, и регулярно исповедывать ему свои грехи и все помыслы. Однако эта практика во многом относится к монашествующим. Тем более что в древности старец и послушник часто жили чуть ли не в одной пещере и у них было время как на совместную регулярную молитву, так и на ежедневную духовную беседу. Самоотречение и смирение своей воли перед духовным отцом – часть древней монашеской практики. Именно это и называется послушанием. Если у вас нет такой возможности и желания, возможно духовник вам и не требуется.

  • Как правильно выбрать духовника?

    • Нужно довериться сердцу… Исповедуясь и общаясь со священником, спрашивая его советов, вы скоро поймете, если это действительно ваш будущий духовник. Если его советы положительно влияют на вашу духовную жизнь, вы находите у него утешение и поддержку, чувствуете радость и спокойствие от общения с ним, видите силу его молитвы и взаимную расположенность к вам, то можно попросить батюшку стать вашим духовником. Но прежде нужно горячо молиться Господу, чтобы Он послал духовника…

    • Внимательно присмотреться к приходу, где служит батюшка. У доброго пастыря на приходе царит мир и любовь, радость и деятельная добрая жизнь.

    • Можно поговорить с духовными чадами батюшки, прихожанами храма.

    • Не надо стремиться бежать за моря и океаны в поиске духовного отца, часто он ближе, чем вы думаете. И неправильно будет всем и вся рассказывать про своего духовника, найдя его. Все-таки наша духовная жизнь – это тема очень личная.

    • Есть и более простой совет: ходите в храм, прихожанином которого вы себя считаете, найдите священника из служащих в нем, которому вы доверяете, у кого исповедуетесь, и молитесь о нем, чтобы Господь через него открывал вам Свою волю.

    • По совету архимандрита Иоанна Крестьянкина: "Никогда не спешите назвать первого встречного священника своим духовных отцом. Ходите в церквовь, исповедуйтесь, причащайтесь, спрашивайте батюшек о волнующих вас вопросах, и только тогда поймете, что из многих - один самый близкий вашей душе, будете обращаться только к нему".


О ДУХОВНИЧЕСТВЕ:


  • Власть вязать и решить (Мф. 18:18), то есть отпускать людям грехи, а в более общем плане – власть духовного руководства и отцовства, была вверена Господом Иисусом Христом Своим Апостолам. От них она переходила на все последующие поколения епископов и пастырей. И задача духовного руководства всегда возлагалась на пастырей Церкви, хотя в какие-то эпохи, например в эпоху иконоборчества, когда пастырей не хватало или когда многие пастыри уклонялись в ересь, духовное руководство брали на себя простые монахи.

  • В истории Церкви существовало много типов духовного руководства , но основные – два. Первый тип – это служение приходского священника, который является духовным руководителем своих прихожан. Второй тип – старчество, получившее распространение в Византии и на Руси.

  • В чем разница между духовником в миру и в монастыре? На приходского священника возлагается задача учить людей, помогать им советом, но он не может и не должен брать жизнь прихожан под свой полный духовный контроль. Иное дело – тип духовного руководства, который складывался в некоторых монастырях, где были опытные в духовной жизни иноки, где послушники и монахи добровольно вверяли себя в послушание и полное духовное подчинение старцу. Здесь взаимоотношения строились уже на иной основе: старец мог не только давать советы своим ученикам, но и приказывать, а они должны были беспрекословно ему подчиняться. Именно такие взаимоотношения существуют и сегодня на Святой горе Афон, где во главе каждого из монастырей стоит опытный в духовной жизни руководитель.

МОЛИТВА ЗА ДУХОВНОГО ОТЦА


Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (сан и имя), даруй ему душевное спасение и телесное здравие, огради его святыми Твоими Ангелы. Умножь в нем дарования духовная, исполни его мудростию и любовию, ниспосли ему молитву теплую. И ради его святых молитв даруй моим грехом прощение, жития исправление, в добродетелех преуспеяние. Ниспосли ему Твоя богатыя милости. Помяни, посети, укрепи его и сохрани на многая лета ради нас, грешных. Господи, Ты безмерно свят, безмерно праведен, безмерно милосерд! Освяти Твоею святынею отца моего духовнаго (сан и имя), оправдай его Твоею праведностию и покрый его Твоим милосердием. Господи, Ты соединил нас на земли, не разлучи нас и в Небесном Твоем Царствии. Аминь.

ДУХОВНИК И ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ: ЕСТЬ ЛИ РАЗЛИЧИЕ?


– Есть ли разница между понятиями «духовник» и «духовный отец»? Кто-то из батюшек говорит, что это синонимы, а кто-то говорит, что духовник – это любой священник, проводящий Таинство Исповеди, а духовный отец – тот, кто руководит духовной жизнью христианина. Почему такое разночтение?
– Если вкратце, это обусловлено разницей в традициях духовничества Русской Церкви и грекоязычных Церквей. На православном Востоке не каждый священник имеет право исповедовать верующих, там есть специальные священники-духовники, опытные в духовной жизни. В Требнике (книге, которая содержит последования Таинств, в том числе и Исповеди) есть специальная глава «О том, каковым подобает быти духовнику». Естественно, она появилась из греческих изданий. Там говорится о том, какими качествами должен обладать духовник, о том, что без специального разрешения от епископа никто не может исповедовать (как в греческой традиции). Именно поэтому, согласно Требнику, понятия исповедающего священника и духовника одинаковы.

На Руси в силу того, что на каждого священнослужителя приходилось (и приходится) гораздо большее количество прихожан, желающих исповедаться, установилась традиция разрешать проводить Таинство Исповеди любому священнику. Но осуществлять духовное руководство и давать советы в духовной жизни могут только опытные священники, которых в русской традиции и называют духовниками или духовными отцами. Тут эти слова уже синонимы.


ЦИТАТЫ СВЯТЫХ О ДУХОВНИЧЕСТВЕ:


Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог и приведет к истинному наставнику... Не беспокойтесь: свой своего всегда найдет.

Преподобный Лев Оптинский.


Не на того обращай внимание, кто преклонных уже лет, но на того, кто украшен духовным ведением, делами и опытностию, дабы вместо пользы не получить вреда.

Преподобный Исаия.


Надобно наперед удостовериться в правомыслии, в опытности старца и тогда уже доверяться его слову и беспрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его с Словом Божиим. Если кто укажет тебе что-либо такое, что согласно с заповедями Господа нашего, прими то с покорностию и старайся соблюдать, да исполнится и в нас слово апостола: повинуйтесь друг другу в страхе Божием (Еф. 5:21). Напротив, если кто укажет тебе что противное Божественным заповедям, то скажи дающему наставление: справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога (Деян. 4:19)?

Преподобный Антоний Великий.


Прекрасно ваше желание находиться в полном подчинении у опытного наставника. Но этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет порой даже в монастырях. Умерщвление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец. Для совета, для руководства недостаточно быть благочестивым; надо иметь духовную опытность.

Святитель Игнатий (Брянчанинов).


Прежде чем искать опытного духовника, ты должен сам, как говорится, протереть себе глаза, положить в своем сердце стремление быть хорошим христианином, иметь твердую веру, быть послушным членом Святой Церкви, бороться с своими злыми навыками и затем усердно молиться, чтобы Гоподь помог тебе найти духовного отца, и ты непременно его найдешь...

Священномученик Арсений (Жадановский).


Ко Господу надо прильнуть, Ему верить и довериться, не формально вычитывая Евангелие и молитвы, но обращаться надо к живому Богу. Отца духовного Господь пошлет и дарует, когда ко Господу обратишься.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).


Теперь вопрос, где и как найти руководителя, решается сам собою. Возьми того, кого Бог послал, и ему вверься, как учит святой Игнатий Богоносец. Бойся оставаться без всякого руководства; взыщи его как первого блага.

Святитель Феофан Затворник.


Не считаю себя ничьим духовным отцом и никого не признаю своими духовными чадами; почему? Потому, что вижу не только себя неспособным к духовному руководству, но за всю жизнь я не видел ни одного способного к этому, также не видел ни одного чада, способного к послушанию и к жизни под руководством духовного отца. Может быть, потому нет и отцов, что не стало способных детей.

Игумен Никон (Воробьев).


Если ты уходишь от духовного отца с унынием, с тоской, с еще большим грузом, чем к нему пришла, если он причиняет тебе страдания, и эти страдания влекут тебя к земле, и ты не получаешь облегчения, берегись такого отца! Вот какой верный признак твоего истинного духовного отца, который может тебя вести: если ты от него выходишь облегченная, твоя душа как бы приподнята над землей, ты ощущаешь в себе новые силы, мир, радость, свет, любовь ко всем с желанием работать над собой, служить Христу – знай, что это твой истинный духовный отец.

Святой праведный Алексий Мечев.


Иногда, говоря о духовнике, употребляют выражение духовный отец, но человек не становится духовным чадом священника только потому, что постоянно у него исповедуется. Отношения духовного родства возникают тогда, когда человек чувствует, что сердце его открыто духовнику, что Бог любовью, молитвами и наставлениями духовника хочет его спасти. Тогда человек обращается к духовнику с просьбой быть его духовным отцом. Это очень ответственный шаг, потому что перемена духовного отца всегда душевная и духовная травма для обоих, всегда неполезна для уходящего духовного чада и допустима только тогда, когда другого выхода нет. Духовный отец, как и родной, должен быть один на всю жизнь, поэтому, прежде чем проситься в духовные чада, нужно помолиться Богу о вразумлении, чтобы Он или утвердил в сердце возникшее желание, если оно истинное, или изгнал его из сердца, если оно не от Бога.

Протоиерей Константин Островский.



В ЗАКЛЮЧЕНИИ хочется отметить, что надо сугубо молить Бога о том, чтобы Он послал нам духовного руководителя. Сердечно
желаем каждому найти родного сердцу, близкого по духу и опытного духовника. Если же такого наставника найти не удается, не переживайте. Главный духовник для всех нас - Господь! А лучшее духовное руководство на каждый день - это Евангелие и творения святых отцов. Так же для всех, кому нужен совет и духовная поддержка, будет полезен интернет-проект «Батюшка онлайн»

Можно ли подвизаться без духовного руководства? Вопрос праздный, ибо ответ на него очевиден: нельзя. Без наставника в такой сложной области, как духовная, никак не обойтись. Но как найти духовного руководителя? Надо ли активно и целенаправленно искать, ездить по обителям, ходить от одного батюшки к другому?.. Как понять, что вот этот батюшка - твой духовник? И каким должно быть его руководство? Разъяснения дают пастыри Русской Церкви.

Тайна Божиего попечения

Игумен Лука (Степанов) :

Как найти духовника? Не искал, не знаю. Мне, 22-летнему, духовник был дарован Богом в момент моего крещения. Потому его роль в своей жизни я осознаю как промыслительную данность, необходимую для моего спасения. Если даже земные браки «свершаются на Небесах», то обретение духовника тем более обнаруживается из тайны Божиего попечения о верующей во Христа душе.

У нас есть пример Христа, есть Евангелие, есть Предание Церкви

Тут нет одного ответа, это глубоко индивидуально. Как найти духовника? Не знаю, его может Бог послать неожиданно, а бывает, что его можно всю жизнь искать и не найти или найти. У всех по-разному, но что важно для всех христиан: никто не отменял Евангелия, выраженное в ее непростой истории, традиции, духовной литературе, богослужении. Разве это второстепенные вещи? Духовник - это не панацея и не решение всех проблем. Наверное, 95% христиан не имеют духовников (не просто исповедующих батюшек, а именно духовников). И им закрыто Царство Небесное? А Христос? Не Он ли его дарует? Поэтому если духовник ищется, чтобы стать живым Христом на земле, заслонить Его, - в нем нет никакого смысла, а только вред.

Бог пошлет тебе духовного руководителя - только не пропусти

Духовного руководителя найти трудно. Но замечено многими людьми: и учеными, и богословами, и подвижниками: если ты просишь у Бога духовного руководителя, Он пошлет его тебе. Он пошлет тебе, только не пропусти. Но если ты будешь просить какого-то совершенно невероятного, великого, святого, ты можешь просто не дождаться такого. Владыка Онуфрий в одном из интервью сказал: «Мне не нужно прозорливого руководителя, потому что я сам знаю все свои грехи. Что там больше обозревать? И так все ясно. Мне не нужно святого руководителя, зачем? что мне это даст для спасения? Мне нужен человек, который поймет меня, который не осудит, который подставит плечо. И который знает, что нельзя требовать от человека невероятных и удивительных высот, которых мы никак не достигаем. Он просто может понять, почувствовать и помочь в самых трудных моментах». Если просить такого руководителя, о котором говорил владыка Онуфрий, то Бог пошлет его.

А без духовного руководства вообще спасаться нельзя. Без духовного руководства это гибельно и смертельно. Нельзя ни в чем никогда на себя полагаться. Я всегда для современных людей привожу такое сравнение: космические корабли и космические станции летают непременно при помощи и под внимательным контролем станции наземного управления, потому что в космосе, как известно всем, космонавты даже юмор воспринимают не так, как на Земле. И они могут не понять и не увидеть того, что с их космическим кораблем делается. Им осторожно-осторожно так с Земли говорят: «Мы должны включить такие-то двигатели, чтобы выровнять вашу орбиту, приподнять ее чуть-чуть, чтобы она больше не снижалась». Это значит, что через 10 минут на полторы, 25 или 30 секунд включатся двигатели, и вы не дергайтесь, не пугайтесь этого. Чтобы они осознали это и действительно не испугались.

Нечто похожее требуется любому человеку. У нас сознание, не твердо отражающее действительность. Оно постоянно меняется. У меня есть даже такой термин: «плавающее сознание». Нет постоянного и твердого соответствия нашего сознания действительности. И вот тут необходим . Он должен сказать: «Стоп-стоп-стоп! Почему? А это куда? А это что такое?» Он должен помогать - и помогать доброжелательно, с любовью.

Никто не застрахован от ошибок и промахов. И даже самые великие подвижники обязательно идут к духовнику и исповедуются.

Духовник необходим, чтобы в нужный момент сказать нам: «Стоп! Ты куда?»

На меня очень сильное впечатление произвело, как Святейший Патриарх Пимен, у которого я был иподиаконом, однажды во время службы, прямо перед Причастием, вдруг подозвал отца Алексия Демина, 90-летнего клирика Патриаршего Богоявленского собора, и сказал: «Я должен исповедоваться». Он отошел к жертвеннику и исповедовался. И простой батюшка сельский, обычный, взял крест напрестольный, прочитал разрешительную молитву и благословил голову Святейшего Патриарха. Потому что патриарх, как хороший опытный монах, знает, как страшно небольшое отклонение в сторону, и если сейчас не затормозить - даже в исповеди простому священнику, последствия могут быть ужасающими и страшными.

Вот почему необходимо всегда исповедоваться, во всех случаях, даже вот как Святейший Патриарх Пимен на ходу исповедовался, чтобы быть твердым умом и твердо стоящим на земле без всяких отвлечений и всяких уходов в сторону в созидании своего спасения.

Послушание - это принцип богоподобия

Протоиерей Максим Козлов :

Важность духовного руководства исходит из простого, но совершенно базового христианского принципа - принципа . Сын был послушлив Отцу даже до смерти, и смерти крестной. Принцип послушания - это не дисциплина в церкви, для того чтобы епископам и священникам проще было управлять паствой, а это принцип богоподобия, который может и должен быть нами реализован в нашей жизни. Безусловно, это возможно в семье у детей по отношению к родителям, у младших по отношению к старшим, у супругов по отношению друг к другу в той или иной мере. Но естественнее всего это может быть реализовано через духовное руководство в Церкви: на приходе, в монастыре.

Меры и пределы здесь могут быть очень различными, но самое главное, на мой взгляд, чтобы тот, кого вы ищете в качестве духовного руководителя, был хорошим человеком. Все остальное может быть очень по-разному, это все остальное - трудно измеряемые вещи: молитвенность, многолетний опыт и еще что. Просто по-настоящему хорошим человеком. Не значит - без ошибок, без греховных отступлений, без каких-то несовершенств, но в главном, в основном, в том, что душа чувствует, - хорошим человеком. Хорошего человека можно слушаться.

Если нет традиции преемства духовничества, мы имеем дело с новоделом

Чтобы не обмануться в духовнике, надо четко знать, что у него тоже есть духовник

Говорил: в последнее время духовных наставников не будет - спасайтесь по книгам. Это субъективная реальность наших дней, но, по милости Божией, еще сохраняются люди, которые имеют навык духовного руководства.

Но для того, чтобы не обмануться в духовнике, надо четко убедиться, что у него тоже есть духовник, а у того духовника - тоже духовник. Потому что если нет этой традиции преемства духовничества, то мы имеем дело с новоделом. А новодел - всегда плохо, это всегда имитация чего-то. Поэтому очень важно, чтобы сохранялось преемство духовного руководства от одного духовника к другому. Этим, кстати, была сильна Оптина пустынь, которая через Паисия Величковского возродила афонскую традицию преемства от одного старца к другому. К сожалению, сейчас очень многим этого недостает и старцами становятся какие-то младостарцы, которые сами не находились под духовным управлением, и, общаясь с такими людьми, мы рискуем выдать за что-то действительно ценное и значимое то, что на самом деле является дешевым новоделом и не более того.

Без духовника в духовной жизни не будет основательности

Священник Валерий Духанин :

Тот, кто вовремя нашел духовника, - счастливый человек. Мне в этом отношении очень не повезло. Прежде чем обрести здравое духовное руководство, я прошел через ложное наставничество и понес огромное душевное повреждение. Поэтому мне есть с чем сравнивать.

Руководство у духовника - бесценный дар, который, может быть, даже не сразу осознается. Разве мы сразу ценим то, что у нас есть родители? Понимаешь ценность этого только потом. Так и в отношении духовника.

Без духовника в духовной жизни не будет основательности. Можно ли самому научиться водить автомобиль, выучить иностранный язык без учителя или пройти без проводника через незнакомую местность? Если и бывает такое, то лишь в исключительных случаях. Для всех же общим правилом является необходимость руководства. В самых тяжелых ситуациях моей жизни не раз спасала от бед именно откровенность перед духовником и его молитва и внимание. Поэтому сейчас я знаю точно: хочешь спасти свою душу, имей духовника.

Для человека вообще важно, чтобы кто-то услышал его в бедах и горестях, смог дать нужный ему совет. И, собственно, кто мог бы стать здесь еще более надежной опорой, как не священнослужитель, которому Бог вверил Свою благодать для укрепления верующих? Духовничество очень нужно. Иначе христиане вместо священника будут спешить к психологу и говорить, что у него они получили пользы больше, нежели у батюшки.

Конечно, для прощения греха неважно, кто тебя исповедует. Само Таинство исповеди с чистым раскаянием испепеляет грехи, потому что перед Святым Духом наши грехи словно солома перед огнем. Раскаянный, исповеданный грех исчезает. Но если посредством греховной жизни и погружения в заблуждения с душой произошли внутренние сломы, то раны остаются еще долго, они напоминают о себе. Вот почему так бывает нужен духовник, тот, кто знает все твои душевные особенности, все жизненные преткновения, ошибки, слабости и повреждения, полученные и совершенные твоей душой. Духовник - это тот, кто находит ключик к проблемам твоей души и помогает тебе выйти из них, обратившись к Богу. Духовник помогает обрести тот твой личный путь, на котором душа раскроется перед Господом и примет Его благодать.

Как же найти духовника? Во-первых, надо очень просить об этом Господа. Во-вторых, постарайтесь заметить, перед кем из батюшек ваша душа в особенности раскрывается, чьи наставления особенно разрешают возникшие у вас проблемы.

Духовник, прежде всего, обнаруживает внутреннее неустройство духовного чада

Зачастую мы идем к духовникам с каким-то вопросом, надеясь найти ответ. При этом наивно думаем, что, получив разрешение вопроса, тут же облегчим себе жизнь. Однако опытные духовники видят, что каждый из нас страдает не от нерешенного вопроса, а от целого комплекса духовных проблем, о которых мы, может быть, даже и не задумываемся. Поэтому подлинное духовничество заключается не только в разрешении сиюминутных вопросов, а прежде всего во вскрытии в духовном чаде его основных внутренних неустройств, в решении проблем, мешающих чаду, по сути, быть с Богом.

Зачастую нам нравятся те духовники, которые позволяют нам делать то, чего мы сами хотим. Услышать горькую правду о своем образе жизни больно, менять себя страшно, и потому мы часто ищем, чтобы духовник подстраивался под нас, смягчал требования духовной жизни и помогал, так сказать, заключать компромисс нашей совести с нашей расхлябанностью. Вот это очень неправильно. Важно найти духовника, который бы помогал потихоньку менять себя, освобождаться от ветхости, который подбирал бы то духовное лечение, которое окажется наиболее эффективным против наших главных страстей.

Духовник видит нас со стороны

Священник Александр Сатомский :

Духовное руководство крайне необходимо для христианина. В любом деле, начинаемом с нуля, человеку нужен помощник, наставник. Нельзя добиться результатов в иностранном, занимаясь по самоучителю. Невозможно получить результата в спортзале, не обращаясь к тренеру. Так же и в духовной жизни: нужен кто-то, кто видит вас со стороны, а также (дай Бог) обладает определенными навыками в духовной жизни, которым может не от книжек, а от опыта научить.

Духовник - это тот человек, у которого прихожанин регулярно исповедуется и с которым советуется по разного рода вопросам внутренней жизни. Для того чтобы такого человека встретить, нужно молиться о такой встрече, побывать на богослужениях в нескольких храмах. Посмотреть на общины - каковы люди, на то, как служит и как проповедует священник. Если к кому-то расположилось сердце, подойти и договориться о встрече, на которой можно задать вопросы, и/или об исповеди. Так может завязаться тот контакт, который перерастет потом в серьезные отношения духовного роста как прихожанина, так и священника.

Настоящие духовники не ломают духовную и социальную жизнь своих чад

Диакон Владимир Василик :

Для начала надо самому пройти хорошую школу духовного руководства. Это как в , так и в Церкви. Править и повелевать может только тот, кто прошел школу повиновения, смирения, управляемости. Тот, кто знает, каково быть подчиненным.

Не быть духовным руководителем, а самого себя подготовить к окормлению духовником.

Кто знает, каково быть подчиненным, тот относится милосердно и с состраданием к подчиняемым, к пасомым. Когда в архиереи выскакивает человек, не прошедший подлинной духовной школы - ни серьезной приходской, ни монашеской, а потершийся некоторое время вокруг архиерея в иподиаконах и по сути дела не знающий жизни паствы, то ничего доброго из этого выйти не может. Разве что по великой милости и благодати Божией. Это что касается пастырства вообще и церковного управления.

Что же касается духовного руководства, именно спасения душ, то это наука, и сам человек на себя это брать не должен.

Нам деваться некуда, поскольку исповедь перед Причастием у нас обязательна. Поэтому ставят исповедовать и молодых неопытных священников. В Греции отношение к исповеди совершенно другое: неопытных на исповедь не ставят. Другое дело, что там далеко не все, увы, исповедаются. Молодым священникам в Греции запрещается исповедовать. Отправляют на исповедь к опытным серьезным духовникам. У нас это нереально, неосуществимо. И молодые священники, на мой взгляд, должны быть очень осторожны. В ряде случаев, если они сталкиваются с той проблемой, которая для них явно не разрешима, явно выше их духовного опыта, они должны знать, к кому отправить исповедующегося, если он проявляет к этому достаточную волю. Здесь нужно четкое понимание своей компетенции. Это, во-первых.

Во-вторых, не следует искать духовного руководства, испытывать стремление стать духовным руководителем.

Как же найти себе духовного руководителя? В Писании сказано: «С преподобным преподобен будеши… и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17: 26-27). Надо искать таких людей, которые и преподобны, и избранны, и молитвенны. Не обязательно, чтобы это были люди славные, известные и информационно освещенные. Главное, чтобы это были люди благодатные, вокруг которых царит любовь и мир и жизнь чад которых устрояется ко спасению.

Каковы черты подлинных пастырей? - Отсутствие властолюбия и в то же время реальная духовная власть

Каковы черты таких пастырей? Я отмечу так: отсутствие властолюбия и в то же время реальная духовная власть, потому что от непродуманного властолюбия духовников очень много нехорошего происходит в жизни пасомых. Настоящие духовники не ломают духовную и социальную жизнь своих чад. Они, как опытные садовники, напротив, аккуратненько выпрямляют кривое; как опытные врачи, перевязывают хромающее; пробуждают к жизни все живое, что есть в их чаде. Часто говорят, как мой покойный духовник отец Василий Ермаков: «Думай сам». Не становятся костылями, не становятся заменителями, но, напротив, стараются, чтобы их чада скорее пошли сами, большую часть своей жизни думали, делали, решали сами. Они не попирают богоданной свободы своих чад, а удивительно деликатно советуют, как это делал отец Иоанн (Крестьянкин). Я вспоминаю общение с ним: он деликатно советовал. Я получал «по полной программе», если его не слушался, и уже после это понимал, но он и тогда принимал меня со всей любовью, несмотря на мое упрямство, ослушание, глупость, неразумие, гордыню. Это тоже удивительная черта настоящего духовника - такое терпение и любовь.

Страшные беды возникают от властолюбия и от взыскания духовной власти, от духовной тирании. Я знал один случай просто трагический, связанный с весьма известным духовником - не буду называть его имени. Его чадо, будущий священник, пришел к нему на прием со своей невестой, которую он любил. На приеме у этого духовника сидела на диване одна девица. Этот будущий батюшка спрашивает старца: «Батюшка, благословите меня на брак с такой-то». - «Нет, она не твоя, а вот твоя, тебя ждет, - и указывает на совершенно незнакомую девицу, на диване сидящую. - Вот на ней ты и повенчаешься. Ясно?» Тот по послушанию духовнику, разорвав общение с невестой, с которой все было договорено, женился на той, которую посоветовал старец. Что произошло? Его жена полюбила его всей душой, а он ее видеть не мог. Когда она приезжала к нему на место служения, он буквально через несколько часов отправлялся с ней на вокзал, покупал ей обратный билет и провожал до следующей станции, чтобы она по дороге не вздумала выпрыгнуть и вернуться к нему.

Столько трагедий возникало от властолюбивого и неразумного руководства духовников!.. Настоящий духовник не должен властолюбиво попирать свое чадо. Где надо, он, конечно, должен и вмешиваться, и свидетельствовать о неправде его жизни, и наставлять его крепко. Но там, где нет вещей зазорных и греховных, там, где чадо должно и может действовать само, там настоящий духовник должен давать этому «зеленый свет».

Надо четко разделять проблемы духовной жизни и те, что связаны с нашими социальными и семейными обязанностями

Как найти настоящего духовника? Об этом надо молиться. Надо вести регулярную церковную жизнь и просить Господа. Тут даже не обязательно, чтобы духовник был славным, великим, духовным. Достаточно, чтобы он был просто добрый батюшка, добросовестно относящийся к своим духовным обязанностям, внимательный и молитвенный. Если человек ему доверяет и молится Богу, чтобы Бог через него открыл Свою волю, то он все получит по своему прошению, получит все, что надо ему для спасения.

Другое дело, что надо четко разделять вещи, относящиеся к нашей духовной жизни, к нашему спасению - а с другой стороны, к нашим социальным и семейным обязанностям. У моей покойной бабушки был такой случай. На исповеди священник ее спросил: «Вы где работаете?» А она работала на Балтийском оборонном заводе, о месте своей работы говорить не имела права. И она нашла в себе мужество и разум духовный сказать: «Батюшка, простите, это к исповеди не относится». Нужно рассуждение и трезвение и для самого духовника, и для его чада.