Новолетие в православии. Церковный год

1.09.1492 (14.09). - Начало церковного новолетия. Московский Собор принял считать летосчисление с 1 сентября вместо 1 марта

Празднование церковного новолетия

В 1700 г. (7208 г. от Сотворения міра) , сохраняя Юлианский календарь, ввел принятое на Западе официальное начало года с 1 января (после зимнего солнцестояния) и летосчисление от Рождества Христова (отличается от прежнего, от Сотворения міра, на 5508 лет). Церковь приняла за исходную точку , однако сохранила свой годичный цикл богослужений, который начинается 1 сентября и оканчивается 31 августа. Поэтому 1 сентября (14 по н. ст.) Православной Церковью по сей день празднуется церковное новолетие.

1 сентября Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исаии (Ис. 61:1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк. 4:16–22). В этом чтении христиане видели указание Господа на празднование дня нового года; предание связывает само это событие с днем 1 сентября. И доныне в Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

Более подробно о причинах новолетия именно 1 сентября говорится в приводимом ниже слове (в сокращении).

Слово в первый день индикта, или нового года

Царь веков, Господь Бог наш, положил времена или лета в своей власти (Деян. 1:7) 1 , Сам установил в эти времена различные праздники для Своего прославления и для отдохновения людей от мірских дел их. Еще в Ветхом Завете Он повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди, освободившись от житейской суеты, служили в этот день Единому Богу. Ибо так написано в книгах Моисеевых: «Сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой: никакого дела не сотворите в день этот во всех жилищах ваших, и приносите жертву Господу» (Лев. 23:24–31). Как некогда Сам Творец, в шесть дней создавший мір Словом Своим, благословил и освятил седьмой день, почив от дел творения (Быт. 2:2–3; Исх. 20:11; Евр. 4:4); и как впоследствии дал и человеку заповедь: Шесть дней работай, в день седьмой – суббота Господу Богу твоему не делай никакого дела ты (Исх. 20:9–10): так Он же благословил и освятил седьмой месяц и повелел людям в это время отдыхать от дел мірских. Об этом Господь вторично заповедал Моисею, говоря, месяца седьмого, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень (Лев. 23:39) 2 .

По какой же причине установлено это празднование?

В этом именно месяце, когда начали сбывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских.

В этом месяце святой пророк Моисей сошел с горы, с лицом, осиянным славою Божественной, и принес новые скрижали, на которых был начертан закон, данный Самим Господом (Исх. 34:29).

В этом месяце начато было сооружение Скинии Господней среди стана израильтян (Исх. 35).

В этом же месяце первосвященник, единственный раз в течение всего года, входил в Святое Святых.[...]

В этом месяце народ Божий, смиряя постом души свои и принося Господу жертву всесожжения, принимал очищение от грехов своих, содеянных за год.

В этом месяце совершилось торжественное освящение великолепного храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был в этот храм Ковчег Завета (3 Цар. 8).

В этом месяце все колена народа израильского отовсюду стекались в Иерусалим на праздник, исполняя заповедь Господню: «Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши» (Лев. 23:32).[...]

Господь через Моисея дал такое повеление: шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник свой, и собирай произведения их; в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня; поля твоего не засевай, и виноградника твоего не обрезывай. Если скажете: "что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем сеять, ни собирать произведений наших", Я пошлю благословение Мoe на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года (Лев. 25:3–4, 20–21). Все эти годы, в которые Господь установил праздничный покой и для людей и для земли, начинались, также по повелению Господню, с сентября месяца. «И воструби , – сказал Господь, – год покоя в седьмой месяц» (Лев. 25:9), т.е. в сентябре, так как сентябрь от марта, первого месяца от сотворения міра, есть седьмой месяц.

Но год начинался с первого сентября не только по ветхозаветным законам, но и по языческому индиктиону [от лат. indictio – объявление, в данном случае – объявление императора, сколько нужно собрать податей в данном году, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений. – Ред .]. Об этом индиктионе повествуют следующее.

Когда Август, кесарь римский, одержал победу над Антонием и Клеопатрой, обладавшими Египетской страной, и стал единым властителем для всей вселенной, то, для более удобного собирания податей со всех стран он установил индиктион на пятнадцать лет. [...] Окончив пятнадцатилетний круг индиктиона, начинали его снова, и первый год индиктиона называли новым годом. Такой обычай установлен был с первого сентября, потому что именно в этот день была одержана победа над Антонием и провозглашено единодержавие Августа.

Приняла и святая Церковь обычай праздновать первого сентября начало индиктиона. Это было установлено по той причине, что в то время, когда праздновалось новолетие в Иудее и по всей вселенной, Господь наш Иисус Христос пришел в Назарет, где был воспитан. Это было в субботу, а в этот день иудеи имели обыкновение собираться в синагоге и проводить время в чтении книг пророческих. Господь «по обыкновению Своему», также вошел в синагогу и встал среди учителей. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам – открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное (Ис. 61:1–2). И, закрыв книгу и отдав служителю, Он начал говорить, что прочитанное пророчество исполнилось на Нем, что Он есть истинный Мессия, посланный от Бога Отца для спасения людей и обновления их жизни. «И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его» (Лк. 4:16–22).

Праздник новолетия был установлен святыми отцами на I Вселенском Соборе, в Никее. Это было в то самое время, когда Царь Константин Великий, победив Максенция, просветил вселенную светом благочестия, искоренил идольские празднества, освободил веру Христову от тяжких гонений и установил свои индиктионы. Тогда святые отцы установили праздновать новолетие, как начало христианской свободы, в воспоминание посещения Христом в этот день иудейской синагоги и проповеди Его о приятном лете Господнем. С того времени и мы празднуем первый день сентября месяца.

Но это уже праздник не Ветхого Завета, а новой благодати. Ибо в этот день Сам Законодатель, снисшедший с небес и носящий в себе Духа Отца, явил Себя міру и начертал закон Божий не перстом, но Своим Божественным языком и пресладкими устами, и не на каменных скрижалях, а на полотяных скрижалях (2 Кор. 3:3). Созидая Свою Церковь, которую только прообразовала ветхозаветная скиния, Он принес Богу Отцу за наши грехи жертву не без крови, Самого именно Себя. Сам Великий Первосвященник, прошедший небеса (Евр. 4:14), очистив нас от грехов Своей кровью, пролитой за нас, сделал нас святыми храмами, по словам апостола: храм Божий свят, а этот храм – вы (1 Кор. 3:17).

Принося за все эти благодарение Господу, мы празднуем лето Господне приятно : мы приняли от Него много неизреченных благ, поспешим же и сами быть Ему приятными. Мы ведь празднуем индиктион, не римскими царями установленный, а узаконенный Небесным Царем славы – Христом. Христов же индиктион – это Его святые заповеди, которые мы должны соблюдать и исполнять. [...] Вместо серебра Царь наш Христос требует от нас второй добродетели, несомненной надежды на Бога. Эта добродетель, больше чем серебро, обезпечивает человеку благополучную жизнь. [...] Вот какой христианский индиктион празднует ныне, вместо древнего языческого, Православная Церковь, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется по образу Создавшего его (Кол. 3:9–10).

Будем же праздновать новолетие так, как советует нам апостол: в обновлении жизни ходим, чтобы нам служить в обновлении духа, а не по ветхой букве (Рим. 7:6). Будем праздновать индиктион, повинуясь повелениям Господа Бога нашего, данным через Моисея, в книгах которого ныне читается: «Если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои будете хранить и исполнять их: то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и пошлю мир на землю вашу и будете прогонять врагов ваших, и призрю на вас, и благословлю вас, и не возгнушается душа Моя вами, и буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев. 26:3-4,6-7,11,12).

Примечания
1 См. кн. , гл. 2, ст. 21. – Времена – продолжительные периоды времени; лета – года, краткие сроки.
2 Осень была началом нового года с древних времен. Основания для этого можно находить и в самой природе. С окончанием лета обыкновенно оканчиваются жатва и труды целого года (Исх. 23,16). По собрании плодов, как по достижении цели природы и земледелия, наступает новый кругооборот дел и новых надежд на будущее плодородие.

Свт. Димитрий Ростовский
http://www.kotlovka.ru/religia/public.php?id=767

Обсуждение: 17 комментариев

    С Праздником всех дорогих соратников.

    Почему сентябр месяц так богат еврейскими праздниками, такие как судные дни. За что они нас судят, именно в сентябре?

    "и не возгнушается душа Моя вами, и буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев. 26:3-4,6-7,11,12).
    вы что не понимаете что это касается только евреев, и никаой мОЙ(ша)сей нам русичам не указ

    С Праздником!

    ну какой же Вы чудак, общеизвестно, что золото и деньги, а не Христос стали б-гом для жидов?!

    Кстати, недавно узнал, что у иудеев новолетие плавающее, зависит от лунного календаря. Кто-нибудь знает в какой момент христиане сделали этот праздник с неплавающей датой? Или это не праздник?

    Уважаемый Владислав Васильевич! С православной точки зрения позорно иное - смотреть на Ветхий Завет глазами иудеев и видеть в нем именно то, что утверждают они; т.е. продолжать считать жидов-христоненавистников народом Божиим и относить к нему Божии обетования. Еще позорнее ненавидеть Священное Писание по этой причине (по причине собственной духовной неграмотности).

    Согласен с администратором полностью. Спрашивается,- ну для чего люди неправославные, или окровенные Богоборцы, тратят время и нервы, посещая православные интернетстраницы, или каждый выпад в сторону православия доставляет вам, как и бывшему народу Божиему, удовольствие? Но это уже из области медицины.

    Чудесно!Наконец Вы мой единомышленник. Но к несчастью, Вы не поняли моего намёка.

    Поздравляем всех Православных с Праздником!
    Напоминаем: молиться в Храме за ересиархов Алексия, Кирилла и др. - тяжкий грех. Но можно молиться за их вразумление в личной молитве.
    Всем мира и счастья и освобождения от богоборческого режима!
    СНОР, НФОП, "Русский Реванш".

    Поэтому 1 сентября (14 по н. ст.) Православной Церковью по сей день празднуется церковное новолетие.
    Очень рад, что мой день рождения пришелся на эту дату.

    А почему после семтыщпятсотсемнацатаго года нету камментов?

    Химусу.
    Чего писать-то, и так всё ясно. С Праздником!

    МВН.Господь никак не мог беседовать с моисеем при помощи горящего куста,тем более не занимался руководством еврейского быта.Сами подумайте.Серьезно ли это для Бога Отца беседовать с теми кто потом убьет Его Сына.Ложь ветхозаветная от иудеев приписивающих себе невероятное.Почитайте внимательно Евангелие на эту тему.

    А всётки правильнее считати от сотворения мiра: сакавик месяц.

Индикт – церковное Новолетие

Решение начинать Новый год 1 сентября (по старому стилю) было принято на I Вселенском соборе в 325 году. Это было сделано в память о двух событиях. Во-первых, в 313 году византийский император Константин Великий Миланским эдиктом законодательно даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. За год до этого, 1 сентября 312 года, император Константин разбил своего противника Максентия. После этой победы прекратились гонения на христиан. Во-вторых, в память новогодней проповеди Спасителя в синагоге Назарета – города, где он вырос. Это было в тот день, когда иудеи праздновали Рош а-Шана́ (перевод: глава [начало] года, или Новый год).

Что значил этот день для древних иудеев? Рош а-Шана́ – всегда приходится на первое число месяца Тишрэ́я – это день сотворения первого человека – Адама, шестой день творения. В этот же день Адам нарушил запрет и состоялся суд над ним – ради его исправления и возвращения на путь к Творцу, исполнению Его Воли. В праздничный день Рош а-Шана́, согласно преданию, все мысли и поступки человека рассматриваются и взвешиваются Всевышним. В тот же день Небесный суд выносит справедливый приговор. Творец в любом случае желает не смерти человека, а его исправления. Наступивший год может стать последним годом его жизни, а может – новой возможностью для его исправления и утверждения Добра в мире. Этот праздник также известен под названием Йо́м Труа́ – День трубного звука. В этот день, призывая к покаянию, трубят в полый бараний рог – шофа́р. Примечательно, что слово «шофа́р (שופר – в иврите слова пишутся и читаются справа налево) происходит от корня «шипе́р» (שפר), что означает «исправление», «улучшение»...

И именно в этот день – день призыва к покаянию, исправлению и улучшению – Иисус из Назарета вошел в синагогу и прочитал слова пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать... проповедовать лето Господне благоприятное» (Ис. 61:1-2; Лк. 4:18-19). Тогда Христос впервые засвидетельствовал о том, что исполняются ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии, что пришел конец Ветхого Завета и начался Новый. Поэтому считается, день церковного Новолетия – благоприятное время для начала пути духовного спасения. Кстати, на праздничном богослужении Новолетия читается отрывок из Евангелия, описывающий именно этот эпизод. Оптинские старцы рекомендовали с Новолетия, помолившись о помощи Божией, начинать ежедневное чтение Библии. Согласно их правилу, если в день читать одну главу из Евангелия, две главы из Апостола и три главы из Ветхого Завета, то за весь год Новый Завет будет прочитан четыре раза, а Ветхий Завет – один раз.

Интересно, что учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1-го сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума. И незадачливый школяр, отправляясь к учившему его за горшок каши дьячку, представлял его тяжелую десницу и бормотал рифмованную молитву: «Пророк Наум, наставь на ум». И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения – субботе.

Первое сентября, сменившее привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской Империи в царствование Константина Великого, – дань гражданской византийской традиции. С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Происходило это так. Сооружался помост, с которого митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. Митрополит святил воду и кропил князя и стоявших вокруг горожан, и все поздравляли друг друга. В Новолетие было принято первый раз представлять народу наследника престола, когда он достигал совершеннолетия (14 лет). Будущий князь выступал с помоста с публичной речью. Именно в Новолетие 1598 года на царство венчался Борис Годунов.

На Руси Новый год праздновали 1 сентября до тех пор, пока великий реформатор Петр I не захотел внести изменения в календарь. В 1699 году Петр повелел отмечать Новолетие 1 января, как это было принято в Европе. Но церковная традиция отмечать Новолетие 1 сентября сохранилась и до сегодняшнего дня. Кстати, учебный год в церковно-приходских школах всегда начинался с Новолетия. Впоследствии эта традиция, естественно, распространилась и на все другие учебные заведения.

Из Византии на Русь пришла традиция называть Новолетие началом Инди́кта. Инди́кт – (лат. indicto – назначение, налог, подать) – римское название первого числа сентября месяца и 15-летний период времени сбора податей в Римской империи, разделявшийся на 3 срока по 5 лет. В первую пятилетку налог платили железом и медью – на оружие, щиты; во вторую пятилетку – платили серебром на монеты, а в третью пятилетку налог платили золотом на украшение языческих божеств и идолов. В христианскую эпоху при святом равноапостольном Константине Великом 15-летний период лег в основу летоисчисления, начиная с 312 года. Год по инди́кту начинался в Византии с 1 сентября. Введен он был взамен языческого 4-х летнего периода исчисления по олимпиадам, как промежуточная единица времени между годом и веком. Инди́кт мог обозначать как собственно период в 15 лет, так и каждый год этого периода. В таком случае он обозначался в сочетании с порядковым числом (от 1 до 15). При императоре Константине инди́ктом назывался и налог на содержание солдат, вышедших в отставку после 15 лет службы. Слово «инди́кт» сохранилось в церковном Уставе и служит для обозначения начала церковного года.

С понятием Инди́кта или простого Индиктио́на связано еще одно понятие – Пасхалии, Великого Индиктио́на или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктио́н, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Это период времени продолжительностью в 532 года – такое число получится, если солнечный круг, состоящий из 28 лет, помножить на лунный круг, состоящий из 19 лет (28×19=532). По истечении этого цикла все времена церковные, месяцы, числа, дни недели, а также фазы луны будут следовать в таком же порядке, в каком они следовали в предшествовавшем периоде. Это определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Календарь – это, в первую очередь, ритм, который связывает индивидуальную жизнь человека с мирозданием. Вместе с этим, календарь – это еще и историческая память человечества. Удовлетворяя этим двум потребностям, Великий Миротворный Круг включает Всемирную историю в Священную историю Церкви.

Всякий новогодний праздник – довольно условная дата. Астрономы знают, что все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принять за начало отсчета. Но то, что безразлично для астрономов, подчас имеет большое значение для людей – те исторические события, в память которых мы выбираем ту или иную дату. Дата может говорить о мирской суете, а может напоминать о Боге и вечности. Первое сентября Юлианского календаря (14-е – по новому стилю) – имеет, как можно видеть, свою богатую историю и глубокий духовный смысл – вот почему Православная Церковь бережно хранит эту дату. Ближайший к 1 сентября большой праздник – Рождество Богородицы. Это хронологически самый ранний из праздничных сюжетов, именно с него и начинается годовой цикл церковных праздников.

ТРОПАРЬ

Тропарь, глас 2

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны.

Кондак, глас 2

В вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

КАНОН

(Индикту – церковному Новолетию)

Тропарь, глас 2-й

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире Императора, и град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны.

Канон, глас 1-й

Песнь 1

Ирмос: Поим вси людие, от горькия работы фараони Израиля Изведшему и во глубине морстей ногами немокрыми Наставльшему, песнь победную, яко прославися.

Припев:

Воспоим вси Христу, Имже составишася всяческая, и в Немже совершишася неразлучна, яко из Безначальнаго рождшуся Бога Отца Ипостасному Слову, песнь победную, яко прославися.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Воспоим вси Христу, Отчим благоволением явльшуся из Девы, и проповедавшу лето Господне приятно, нам на избавление, песнь noбедную, яко прославися.

Слава: В Назарет пришед Податель закона, в день субботный учаше, законополагая евреем пришествия Своего неизреченнаго: имже яко Милостив спасает род наш.

И ныне: Поюще вси вернии Предивную Отроковицу, Христа вселенней возсиявшую, и радости всяческая исполнившую, Присносущныя Жизни, присно восхваляем, яко прославися.

Песнь 3

Ирмос: Утверди мене, Христе, на недвижимом камени заповедей Твоих, и просвети мя светом лица Твоего. Несть бо свят паче Тебе Человеколюбче.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Утверди, Блаже, егоже насади любовию на земли десница Твоя, плодовит виноград, сохраняя Твою Церковь, Всесильне.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

В делех духовных Богокрасных красящияся, наставшее, Господи, лето сие, преведи, Владыко, иже верою Тя песнословящия, Боже всяческих.

Слава: Тихий ми, Христе, летный круг давай, Щедре, и насыти мя словес Божественных Твоих, яже явился еси глаголя иудеем в субботах.

И ныне: Яко Едину преестественно паче человека благодать во Твою утробу приемшую, и невращно рождшую Христа Бога нашего, присно Тя славим.

Господи, помилуй. (Трижды. ) Слава, и ныне:

Седален, глас 8-й

Иже времена плодоносна, и дожди с небесе подая сущим на земли, и ныне приемля мольбы рабов Твоих, от всякия избави нужды град Твой: щедроты бо Твоя истинно на всех делех Твоих. Темже входы благослови и исходы, дела исправи в нас рук наших, и согрешений прощение даруй нам, Боже: Ты бо из не сущих всяческая во еже быти, яко силен, привел еси.

Песнь 4

Ирмос: Разумех, Всесильне, Твое смотрение, и со страхом прославих Тя, Спасе.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Начало Тебе лета людие Твои приносят, ангельскими песньми славословяще Тя, Спасе.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Яко Человеколюбец сподоби наченшим лето и скончати Тебе благоугодно, Христе.

Слава: Вседержителю Едине Господи, лет обхождения утишив, миру даруй.

И ныне: Яко пристанище ныне душ наших и тверду надежду, Богородицу вси воспоим.

Песнь 5

Ирмос: От нощи утренююще, поем Тя, Христе, Отцу Собезначальна и Спаса душ наших, мир мирови подаждь, Человеколюбче.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Исполняяй всяческая благости, Христе, Ты благорастворением и благоплодием, благословенми венчаемо, многокружное лето рабом Твоим даруй.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Летное воздаяние покажи нам преложение к лучшим: мирное же устроение ведущим Тя, Слове Божий, уподобльшася человеком.

Слава: На землю пришел еси, Собезначальне Отцу, пленником отпущение, слепым же прозрение от Отца возвещая, и время приятно.

И ныне: Наши надежды, Богородице Чистая, и наше желание на Тя возлагаем, Милостива нам даждь, Дево, Егоже родила еси.

Песнь 6

Ирмос: Пророка спасл еси от кита, Человеколюбче, и мене из глубины прегрешений возведи, молюся.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Житие начати, благоугодно Тебе, Владыко, с летным начинанием, нас сподоби. (Дважды )

Слава: Дней духовных, в поучении закона Твоего, покажи исполнены, Щедре Спасе, поющия Тя.

И ныне: Рождшая Господа, Богородице Всенепорочная, избави от бед верою поющия Тя, Пречистая.

Господи, помилуй. (Трижды.) Слава, и ныне:

Кондак, глас 2-й

В Вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире православнаго Императора и град и люди Твоя, Многомилостиве.

Песнь 7

Ирмос: Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но посреде пламене стояще пояху: отцев Боже благословен еси.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Начинающии лето и песней начаток сотворяем царствующему Христу, Царством безконечным, православнии людие, благочестно поюще: отцев Боже благословен еси. (Дважды. )

Слава: Сый прежде век, на век же, и еще Господь, воспевающим Тя, Христе, источник благости, благих Твоих даров лето сие исполни: отцев Боже благословен еси.

И ныне: Яко раби Владыце на молитву, Чистую Матерь Твою Тебе предлагаем, Христе, от всякаго обстояния люди Твоя, Блаже, избавити поющия: отцев Боже благословен еси.

Песнь 8

Ирмос: Песнословцы в пещи спасшаго дети, и громопламенную преложшаго на росу, Христа Бога пойте, и превозносите во вся веки.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Яко Начальнику спасения, Христе, начаток Тебе приносит летный, честная Церковь зовущи: пойте и превозносите Христа во веки.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Из не сущих всяческая мудре обновившаго Создателя, и Производящего времен обращения хотением, пойте и превозносите Его во веки.

Слава: Изводящему всяческая Богу, и времена Изменяющему, на многообразное человеков управление, поем: хвалите и превозносите Христа во веки.

И ныне: Богоматерь Деву Чистую, лет обхожденми же и обращенми, православно человечестии собори, поем Тя яко Богородицу, и всех спасение.

Песнь 9

Ирмос: Образ чистаго Рождества Твоего, огнепалимая купина показа неопальная, и ныне на нас напастей свирепеющую угасити молимся пещь: да Тя, Богородице, непрестанно величаем.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Слово Божие, и Сила, истинная Мудрость и Ипостасная, содержащая и правящая всяческая мудре, и ныне наставшее рабом Твоим время, во устроении тисе произведи.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Вся дела Твоя, Господи: небеса, земля, свет и море; воды, и вси источницы; солнце же, луна и тьма; звезды, огнь, человецы и скоти со Ангелы восхваляют Тя.

Слава: Един еси Превечный, яко Творец веков: и царствующее Триипостасное Едино Божество нераздельное, мольбами Чистыя Богоматере, лето плодоносно наследию Твоему покажи.

И ныне: Спасе всего, и Строителю и Зиждителю и Вседержителю твари, мольбами безсеменно Рождшия Тя, мир миру Твоему подаждь, соблюдая Церковь всегда немятежну.

Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым праздником нового года - Рождество Пресвятой Богородицы.

Еще в Ветхом Завете Господь Бог наш повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди в сей день, освободившись от житейской суеты, служили Единому Богу. В этом именно месяце, когда начали убывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских. В этом же месяце святый пророк Моисей сошел с горы с лицом, осиянным славою Божественною, и принес новые скрижали, на которых был начертан Закон, данный Самим Господом. И в этом же месяце совершилось освящение Храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был туда Ковчег Завета. В Ветхом Завете есть много других указаний о большом значении седьмого месяца (нынешнего сентября), считая по Библейской хронологии сотворение мира в марте месяце.

В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio - объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября - и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2007 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7516 год от сотворения мира.

С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное».

На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения – их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Тропарь, глас 2

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея Господи, сохраняя в мире люди и град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны.

Кондак, глас тойже

В вышних живый Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

14 сентября (1 сентября по старому стилю) Православная церковь в России будет отмечать церковное Новолетие, или церковный Новый год. Если по календарю для обычных жителей мира Новый год наступает 1 января, то церковный календарь имеет свои особенности.

Отсчет нового года еще с периода древнего Рима велся с момента взимания налога, или индикта. Традиционно это делалось в первых числах осени, когда работы в поле заканчивались, и сборщики налогов могли прийти и забрать причитающееся императору. Позже император Константин Великий в честь своей военной победы разрешил христианам исповедовать свою веру и сделал это как раз в день индикта, или сбора налогов. С этого времени 1 сентября стало ассоциироваться не только с новым годом, но и с началом признания христианской веры.

С того времени Новолетие является началом индикта, или началом нового церковного года. Со временем смысл индикта как начала нового налоговго периода исчез и был заменен на христианское понятие Нового года. А Новый год в славянской традиции называется «Новолетие», с которым связаны многие народные приметы .

Новый год по церковному календарю

В наше время несмотря на то, что Новый год мы продолжаем отмечать традиционно 1 января, Новолетие не потеряло смысл. Дата праздника была перенесена с 1 сентября на 14 число в результате изменения календаря после революции 1917 года. А ровно через неделю после Новолетия — 21 сентября — верующие смогут отметить Рождество Пресвятой Богородицы — матери Иисуса Христа.

Как отмечают Новолетие

Верующие, несмотря на давно ушедшую церковную традицию праздновать Новый год в сентябре, не забывают этот праздник и продолжают его отмечать. В этот день верующие могут посетить праздничные службы, присутствовать на литургии и, конечно же, попросить у Бога удачи и счастья в Новом году. Однако не стоит просить немыслимых денежных богатств — такое желание в светлый праздник будет неуместно.

Не следует отмечать Новый год в одиночестве, ведь это семейный праздник, который нужно провести с близкими. Соберитесь семьей, позовите друзей. Теплая и семейная атмосфера действительно создаст новогоднее настроение.

В отличие от традиционного Нового года, который выпадает на самый разгар поста, в Новолетие не накладываются запреты на праздничный стол. В этот день вы можете побаловать себя и своих близких самыми лучшими угощениями. Согласно примете, чем богаче стол, тем больше достатка будет в следующем году.

Не забудьте про подарки. Не требуется приносить в дар что-то дорогое. Обычный скромный подарок от чистого сердца будет подходящим знаком внимания именно в церковный новый год.

В Новолетие, 14 сентября, во многих церквях пройдут праздничные богослужения, посвященные празднику. Несмотря на то, что Новолетие не отмечают пышно и торжественно, как традиционный Новый год, для православных верующих этот праздник знаменует начало новой жизни, нового года, который принесет свои радости и печали. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

11.09.2017 04:59

Любые православные праздники следует отмечать в соответствии с определенными правилами, чтобы не обрушить на себя...

7 апреля православные христиане отмечают один из главных церковных праздников. Это событие стало поворотным для...

Славянское Новолетие – один из древнейших праздников. Как и следует из названия (соединение слов «новое» и «лето»), он означает наступление Нового Лета по древнеславянскому календарю. Суть этого праздника - завершение одного временного цикла и начало другого. Напомним, что издревле славяне исчисляли время не в годах, а в Летах. Так, практически все дошедшие до наших дней летописи (Иоахимовская, Ипатьевская, Радзвилловская, «Повесть временных лет» и так далее) повествуют о событиях, произошедших, к примеру «в Лето семь тысяч пятьсот четвертое… » Да и такие слова как «летопись», «летоисчисление» недвусмысленно указывают на это. Мы до сих пор желаем друг другу многолетия, долголетия, интересуемся, сколько прошло лет (а не годов).

Славянское Новолетие празднуют в день осеннего равноденствия (в разные годы выпадает то на 21, 22, 23 сентября или около этих дат). То есть, у этого праздника есть астрономическая привязка. Равноденствие – это равенство дня и ночи, с этого момента дневные часы начинают убывать, а ночные – прирастать, вплоть до зимнего солнцестояния, после которого уже ночь пойдет на убыль. К весеннему равноденствию продолжительность дня и ночи снова сравняются, после чего начинают уменьшаться уже ночные часы.

В первый день каждого Нового Лета отмечается одно их главных событий древнейшей истории славян, Великий праздник Божественного Начала. В честь этого праздника назван и первый календарный месяц – Рамхатъ. Своими корнями это событие уходит в глубокое прошлое, возможно, ему не одна сотня тысячелетий. Древние легенды говорят о том, что чуть более 13 тысяч лет назад в результате планетарной катастрофы Земля изменила наклон своей оси, что и послужило началом нового летоисчисления - от Великой Стужи – известной в науке как Великое Похолодание, Ледниковый период. Это новое летоисчисление было приурочено ко дню осеннего равноденствия. Затем, спустя пять с половиной тысячелетий, в этот же день было введено следующее славянское летоисчисление – от Сотворения Мира в Звездном Храме (СМЗХ).

У праславянских Предков было несколько таких систем. Эту ведическую традицию (указывать несколько точек отсчета времени) в измененной форме продолжали до не столь уж далекого прошлого. Достаточно привести выдержку из «Памятной книги Киевской губернии на 1894 год»:

«Хронологический указатель на 1894 год

От Рождества Христова -1894 г.,

От Сотворения Мира – 7402 г.,

От основания Русского Государства – 1032 г.,

От крещения Русского народа – 906 г.,

От начала Московского Государства – 567 г.» и так далее.

Продолжение традиции наблюдаем и в 1900 году:

После введения новой календарной системы еще довольно долго продолжали указывать дату и по прежнему летоисчислению.

Добавим, что праздновать Новолетие осенью на Руси продолжали вплоть до 1700 года от Р.Х. (В этом году Петр I отменил древнеславянский календарь, вычеркнув, как минимум, пять с половиной тысячелетий славной истории Предков и учредил перенести празднование Нового года на 1 января).

Однако в народе прежний праздник сохранился, невзирая на постановления и указы.

По сути, славянское Новолетие не имеет никакого отношения к нынешнему Новому году. В этот день прославляют древних Предков, ратуя не столько о личном благоденствии, сколько о мире и процветании всего Рода.

Да и само время благодатное, урожай собран, запасы в закромах. Это праздник плодородия, семейного благополучия. В это время часто устраивали смотрины, ладили свадьбы (Любомир), к этому дню приурочивали и обряды Имянаречения. До самой ночи водили хороводы, разжигали костры, устраивали шумные гулянья, молодецкие забавы. Завершалось все трапезой, песнями, плясками, кулачными боями.

Считалось, что в это время приоткрываются Врата Междумирья и Души Пращуров сходят на Землю. Поэтому особое внимание уделялось почитанию и прославлению Предков.

Славянское Новолетие – это время не только для подведения итогов, но и для начинания всего нового. Из зерен первого сжатого снопа пекли каравай – его пробовали всей деревней. А еще один каравай посвящали Предкам – его жертвовали Огню.

Считалось, что любое новое дело лучше всего начинать именно в первые дни Нового Лета.

Древние Славяне жили в гармонии с Природой, поэтому большинство обрядов было связано с пониманием законов перехода из одного природного цикла в другой. Дни равноденствия считались одними из лучших для установления внутреннего равновесия, они были важнейшими точками отсчета в системе миропонимания славян-ариев.