О свободной воле человека, блудном сыне и прочем…. Бог дал свободную волю человеку

Высказывания

Люди, считающие деньги способными все сделать, сами способны все сделать за деньги.

Блаженство - не награда за добродетель, но сама добродетель.

Все прекрасное так же трудно, как и редко.

Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-либо иное, легко переходит в ненависть.

Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью.

Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием.

Истина - пробный камень самой себе и лжи.

Людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы.

Ревность есть забота о том, чтобы одному наслаждаться достигнутым и удержать его.

Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.

Человек свободный никогда не действует лживо, но всегда честно.

Стыд есть известная печаль, возникающая в человеке, когда он видит, что его поступки презираются другими.

Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими.

Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.

Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.

Природа и боги сумасбродствуют не менее людей.

Человеку, который стыдится, присуще желание жить честно.

Стремление делать что-либо или не делать ради того только, чтобы понравиться другим людям, называется честолюбием.

Честолюбие есть чрезмерное желание славы.

Не плакать, не смеяться, а понимать

Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.

Незнание - не довод. Невежество - не аргумент.

Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.

Если бы свободно падающий камень мог мыслить, он думал бы, что падает по свободной воле.

Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре.

Прекрасное трудно.

Война - осуществление естественного права, которым сильнейший пользуется для господства над слабейшим.

Если кто-либо знает, какое решение он должен принять, чтобы произвести нечто хорошее или помешать чему-либо дурному, но не делает этого, то это называется малодушием.

Сострадание есть неудовольствие, сопровождаемое идеей зла, приключившегося с другим, кого мы воображаем себе подобным.

Счастье не в награде за доблесть, а в самой доблести.

Всякое определение есть ограничение.

Все то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной робкой души, не представляло.

Как свет обнаруживает и самого i и окружающую тьму, так и истин! есть мерило и самой себя, и лжи.

Конечно, для людей было бы гораздо лучше, если бы во власти человека одинаково было как молчать, так говорить. Но опыт более чем достаточно учит, что язык всего менее

Находится во власти людей.

Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни.

Наши страсти не в нашей власти. Мы различным способом возбуждаемся внешними причинами и волнуемся, как волны моря, гонимые противоположными ветрами, не зная о нашем исходе и судьбе.

Всякое определение есть ограничение.

Если бы с человеческой природой дело обстояло таким образом, что люди жили бы по предписанию разума и не уклонялись бы в сторону, то право природы, поскольку оно рассматривается как свойственное человеческому роду, определялось бы одной мощью разума. Но люди скорее следуют руководству слепого желания, чем разума...

Философы смотрят на... аффекты как на пороки, в которые люди впадают

По своей вине. Поэтому они имеют обыкновение высмеивать их, порицать или клясть (последним занимаются те, кто не прочь надеть личину святости). Превознося, таким образом, на все лады ту человеческую природу, которой нигде нет, и позоря ту, которая существует на самом деле, они убеждены, что предаются самому возвышенному делу и достигают вершины мудрости. Ибо людей они берут не такими, каковы те суть, а какими они хотели бы их видеть.

Бог дал нам ограниченный разум и неограниченную волю, однако так, что мы не знаем, ради какой цели он нас создал.

Человеческие поступки и стремления я рассматриваю точно так, как если бы речь шла о линиях, поверхностях и телах.

Немало разницы между удовольствием, которым увлекается, например, пьяница, и удовольствием, которым обладает философ...

Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.

Страх возникает вследствие бессилия духа.

Наказание нечестивцев так же предопределено божественным решением, как заложено Богом в нас истребление ядовитых змей, которые тоже грешат по своей природе и не могут иначе.

Понимание - начало согласия.

Мы деятельны, лишь поскольку мы познаём.

Для человека нет ничего полезнее человека.

Невежество не есть аргумент.

Лучше беседовать с человеком о его свободе, чем о его рабстве.

Тот, кто хочет всё регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их...

Бегство вовремя должно приписать такому же мужеству свободного человека, как и битву; иными словами - человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение.

В природе нигде не существует должного: есть только необходимое.

Всякое чудо есть не более чем чистый абсурд.

Не следует воображать природу до того ограниченной, что такая ее часть, как человек, и. есть самая главная ее часть.

Субстанция не может быть делима. Части материи - которая повсюду одна и та же - различаются только модально, а не реально. Так, например, мы представляем, что вода, поскольку она есть вода, делится и ее части отделяются друг от друга. Но это невозможно для нее, поскольку она есть телесная субстанция: вода как вода возникает и исчезает, а как субстанция она не возникает и не исчезает.

Тот, кто ищет истинных причин чудес и старается смотреть на естественные вещи как ученый, а не удивляться им как глупец, того повсюду считают и провозглашают еретиком и нечестивцем те, перед кем толпа (vulgus) преклоняется как перед истолкователями природы и богов. Они ведь знают, что при уничтожении невежества уничтожается также и изумление, т. е. единственное доступное для них средство для доказательства и охранения их авторитета.

Иные думают, что Бог есть свободная причина, потому что Он может, по их мнению, сделать так, чтобы то, что вытекает из его природы, т. е. находится в его власти, не происходило, иными словами, не производилось бы им. Но это то же самое, как если бы они сказали, что Бог может сделать так, чтобы из природы треугольника не вытекало равенство трех углов его двум прямым или чтобы из данной причины не следовало следствие; а это нелепо.

Между верой, или богословием, и философией нет никакой связи или никакого родства. Цель философии - истина, вера же требует только повиновения и благочестия. Основание философии - природа, база же веры - Священное Писание и Откровения.

В желании выражается сущность человека.

Если человеческое тело подверглось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других. Солдат, например, при виде следов коня на песке, тотчас переходит от мысли о коне к мысли о всаднике, а отсюда - к мысли о войне и т. д.

Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определённое дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.

Редко бывает, чтобы люди жили по руководству разума; напротив, всё у них сложилось таким образом, что они бывают большей частью ненавистны и тягостны друг для друга.

Мысленно обращаясь к политике, я не имел в виду высказать что-либо новое или неслыханное, но лишь доказать верными и неоспоримыми доводами или вывести из самого строя человеческой природы то, что наилучшим образом согласуется с практикой. И для того, чтобы относящееся к этой науке исследовать с тою же свободе духа, с какой мы относимся обыкновенно к предметам математики, я постоянно старался не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать.

Всё то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной и робкой души, не представляло.

Non indignari, non admirari, sed intellegere - лат. Не негодовать, не удивляться, но понимать.

Истинное счастье и блаженство человека состоят только в мудрости и познании истины.

Во мне... треволнения не возбуждают ни смеха, ни даже слез, ни тем более J ненависти, но побуждают меня к философствованию и к более обстоятельному наблюдению над человеческой природой.

Раскаяние - это вторая ошибка.

Sub specie aeternitatis - лат. Смотри на всё с точки зрения вечности.

Источники биографии и библиографии:

Азарх Л., Соколов В. Спиноза [Текст] / Л. Азарх, В. Соколов // Философская энциклопедия: в 5 т. Т.5.: Сигнальные системы– Яшты / Ин-т философии Академии наук СССР; научный совет: А. П. Александров [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1970. – С. 112-115;

Соколов В. В. Спиноза [Текст] / В. В. Соколов // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.3.: Н – С / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ. - науч. фонд; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. – М.: Мысль, 2001. – С.621-622;

Спиноза [Текст] // Философский словарь: основан Г. Шмидтом /пер. с нем.; под ред. Г. Шишкоффа, общ. ред. В. А. Малинина. – 22-е, новое, переработ. изд. – М: Республика, 2003. – С.422;

Шуман А. Н. Спиноза[Текст] / А. Н. Шуман // Новейший философский словарь – Мн.: Книжный дом, 2003. – С. 986. – (Мир энциклопедий);

Спиноза [Текст] // Таранов П. С. Философский биографический словарь, иллюстрированный мыслями. – М.: Эксмо, 2004. – С.672-676.

Источник высказываний: Спиноза [Текст] // Таранов П. С. Философский биографический словарь, иллюстрированный мыслями. – М.: Эксмо, 2004. – С.674-676;

Если мы верим в Воскресение, то это не значит, что теперь в нашей земной жизни всё будет хорошо. Но нужно стараться – с внутренней силой, оптимизмом и радостью. И когда в какой-то момент нас охватит уныние и покинут силы, мы скажем: «На всё воля Божия! Христос воскресе!»

Господь воскрес, и мы смотрим Ему в глаза, а Он укрепляет нас и говорит каждому: «Учись! Борись! Старайся! Всё получится!» Да, Господи, я стараюсь, но мне всё равно поставили двойку на экзамене… «Посмотри Мне в глаза! – говорит Господь. – Не падай духом. Сегодня ты почувствуешь силу Моего Воскресения в другом – в твоей неудаче». Да, и здесь Христос воскрес! Жизнь не заканчивается на неудачах. И вот здесь – удивительный момент. Воскресение позволяет увидеть новые, бесконечные возможности, которые дарует нам Господь!

Сейчас я расскажу вам об очень важном, исключительно важном для меня явлении, которое я наблюдал всего несколько раз в своей жизни, но которое тем не менее окончательно убедило меня в… Впрочем, давайте по порядку.

Бывает часто, что нам очень сильно чего-то хочется. Нам кажется – это «что-то» непременно сделает нас радостнее и счастливее: какой-то человек, дом, работа, деньги… И всё – дайте мне только это!

Нет, хотеть чего-то – совсем неплохо. Но не надо думать, что лишь то, чего мы так хотим, может сделать нас счастливыми. Бог также желает нам одного лишь счастья. Сколько возможностей нам бы хотелось получить, чтобы стать счастливыми? Две, три. А Бог – бесконечен.

Бог Сам – необъятное богатство, уникальное изобилие, и у Него всегда есть множество замечательных альтернатив для решения любой проблемы. Но мы, люди с ограниченным восприятием действительности, всё твердим: «Если это произойдёт в моей жизни, я стану счастливым. Поэтому я хочу именно этого и боюсь даже подумать о чём-то другом. Ведь я не уверен, нужно ли мне это другое. Да и зачем ждать?»

Хочу сузить круг

Попробую объяснить это проще. Приведу классический пример. Молодой человек видит девушку и тут же говорит себе:

– Всё, это – она. Она создана для меня. Если я не подойду к ней, не познакомлюсь, не начну с ней встречаться и не женюсь – дальнейшая жизнь не будет иметь никакого смысла.

Или, например, человек устраивается на работу и думает:

– Эта работа – всё для меня! Если я не буду здесь работать, сойду с ума от горя.

То же самое бывает и с новым домом, с какой-нибудь новой вещью…

А Господь смотрит на всё это и говорит:

– Как же бедно ты рассуждаешь! Но проблема даже не в этом. А в том, что ты и Меня считаешь таким же ограниченным. Ты хочешь поместить Меня в тесный, замкнутый круг твоего мышления; тебе кажется, что раз эта девушка не выходит у тебя из головы, Я не могу дать тебе никакого другого счастья. По-твоему, лишь благодаря этой девушке (работе, дому, машине) Я могу сделать тебя счастливым. Но у Меня есть множество решений, множество вариантов для твоего счастья.

А мы говорим Богу в ответ на это:

– Нет, нет, Господи! Прошу Тебя! Мне не нужно Твое Божественное множество, я хочу сузить круг! Я хочу, чтобы мое счастье поместилось именно в эту маленькую дырочку!

Нет, хотеть этого совсем неплохо. Просто я говорю вам всё это для того, чтобы вы поняли: если то, чего мы так желаем, не происходит, это не значит, что всему конец. Не только не конец, а, я убежден, – это лишь начало пути, на котором мы можем открыть для себя массу возможностей, о которых до этого не имели ни малейшего представления. Да мы и не хотели их себе представлять – потому что справиться с таким огромным выбором, таким богатством, такой свободой нам не под силу.

Мы привыкли бояться, тесниться, замыкаться. Нам становится страшно при виде чего-то великого и необъятного. Гораздо увереннее мы себя чувствуем в крошечной хижине, заперев на замок свою волю, ум, свои планы.

Господь говорит:

– Я приготовил для тебя роскошный дворец!

– Нет, Господи, умоляю Тебя, не сбивай меня с толку своими дворцами и прочим. У меня есть моя хижина!

И, конечно, говорим мы это не из-за смирения, которого нет, а из-за своего духовного окаянства и узколобости.

Не надо ограничивать Господа своими схемами. Не надо думать, что счастье придет к нам именно таким образом, как нам кажется в настоящий момент. Нет, хорошо, когда мы размышляем, строим планы – ведь мы люди. Но давайте говорить при этом так: «Господи, мне кажется, что в этом маленьком, тесном кружочке я буду счастлив. Если Ты думаешь так же, если Ты согласен с этим – хорошо! А если по каким-то причинам Ты так не считаешь, – да будет воля Твоя. И то, что произойдет после, будет гораздо лучше».

Говорю вам всё это потому, что в жизни иногда происходят события, которые мы в свое время и представить себе не могли. У меня бывали такие случаи, и каждый раз я просто поражался сюрпризам от Господа. Когда мне казалось, что дела идут хуже некуда и что если не произойдет то-то и то-то, если я не получу того-то и того-то, всё рухнет окончательно, Господь совершенно неожиданно показывал мне, как через крушение одного появляется что-то новое, чего я до этого и представить себе не мог. И тогда я понимал, до какой степени был неверующим.

Впереди у вас много прекрасного

Мы не верим в Бога по-настоящему. Вот почему я и говорю, что своей жизнью мы постоянно опровергаем слова пасхального приветствия «Христос воскресе!» Мы говорим их, поем, но наше сердце закрыто.

На деле мы не верим в Бога; ведь если бы мы верили в Него, то с нетерпением ждали бы от Него сюрпризов. А вместо этого мы будто говорим: «Вряд ли Бог творит чудеса. Наверное, Он такой же, как я – жалкий и окаянный». Да, мы такие. И потому думаем, что и Господь – такой.

Нет, Он не такой. И мне бы хотелось, чтобы вы это поняли. И чтобы поверили – у вас впереди много всего прекрасного. Говорю это по своему скромному опыту. Не нужно цепляться за земные блага, не нужно бояться потерять что-то. Если не получается, не упорствуй – например, в личных отношениях. Если отношения не складываются и, как бы ты ни старался их развить или удержать, ничего не получается, какой смысл заставлять человека быть с тобой насильно? Всё должно складываться легко, приятно. Там Господь. А не в насилии или принуждении.

И тут внезапно Бог посылает тебе что-то новое, удивительное, и ты говоришь: «Господи, я и не думал, что Ты так богат!» А Господь отвечает: «Я же говорил тебе, что ты зря ропщешь на Меня. Ты просто Меня не понимал».

Так, шаг за шагом, мы учимся понимать Бога и Его любовь. А когда поймем, то успокоимся и полюбим друг друга. Ведь, чувствуя на себе любовь Божию, легче полюбить людей. И когда любишь – всё вокруг видится прекрасным. Любовь заставляет по-другому смотреть на вещи. Она опьяняет. И ошибки любимого человека становятся лишь поводом дать ему еще больше любви, тепла и прощения.

Когда этого нет, то через пять лет брака супруг начинает казаться невыносимым. Одна женщина так мне и сказала:

– Отче, я не выношу своего мужа!

– Кого – мужа? Человека, которого ты так любила, которому всё прощала и у которого не замечала никаких недостатков? Что с тобой случилось?

– Я его терпеть не могу!

– Что же он натворил?

– Ничего. Он меня раздражает одним только своим видом. Видели бы вы, как он чавкает, когда ест! Это действует мне на нервы.

И это говорит женщина, которую в начале семейной жизни всё устраивало, которая всё видела в розовом цвете. Вместе путешествовали, он приносил ей целый ворох своих рубашек, чтобы она их погладила, а она говорила: «Любимый, я готова гладить твои рубашки с утра до вечера! Для меня это радость!»

И теперь она говорит ему: «Убирайся отсюда! И зачем я вышла за тебя замуж? Уезжай к своей маме! Наша встреча была ошибкой».

Куда же делась любовь? Где похоронены все эти сильные чувства? Как воскресение превратилось в смерть? Почему?

Необходимо постоянно обновлять чувства – «подогревать», «подкармливать» их, чтобы не возникло привычки, в плохом смысле этого слова. Состояние «опьянения» не должно проходить – потому что если оно пройдет, то, протрезвев, всё видишь в дурном свете и жизнь начинает утомлять тебя.

Увидеть все в свете Воскресения

Все мы – очень тяжелые в общении люди. Поэтому нам и нужно обновление. Поэтому каждый год мы и проживаем заново (я имею в виду наши церковные праздники) и каждый воскресный день вспоминаем Воскресение Христово. И каждая литургия – это Воскресение.

Нашим сердцам необходим стимул, толчок. Проснись, сердце! Прими вновь кровь Христову. Прими жизнь. Впусти в себя Христа. Почувствуй свежесть. И люби ближнего своего как в первый раз, как тогда, когда вы только познакомились. Увидь всё в свете Воскресения! И смиренно, радостно и красиво живи эту жизнь.

Будем жить осмысленно. Жить, зная, для чего мы живем – вместе, любя и прощая, разделяя друг с другом скорби и радости. Жить, зная, что мы не одни. Тогда и другие поймут смысл Воскресения Христова. Ведь как объяснить его тому, кого мы любим? Нужно просто любить этого человека.

Приветствуя ближнего словами «Христос воскресе», не нужно пускаться в апологетические рассуждения. Ведь существует множество книг о Воскресении, труды святых отцов – масса всего замечательного. Человеку так сразу всё равно этого не понять. Когда он спрашивает тебя о Боге, ему нужно в первую очередь увидеть любовь, воссиявшую над Гробом Христа; увидеть прощение и объятия Божии. Его любовь ко всем нам.

Дай Бог, чтобы сердца наши озарил дневной свет, чтобы в них поселилась надежда. И я снова говорю вам: в вашей жизни сейчас всё замечательно, потому что ничего не закончилось. Да, сегодня ты плачешь, но завтра еще не наступило. Впереди – прекрасные события. Не нужно предрешать заранее собственную участь, плакать и роптать. Не нужно жить так, будто каждый день – это Страстная Пятница. Долго выдержать страдания всё равно не получится. Потому что смысл страданий – не в страданиях. А в том, чтобы всем сердцем устремиться к Воскресению.

Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»

И третье величайшее качество, которым наделил Бог человека - это свобода выбора. Как мы говорили выше, весь мир Бог создал подчиняющимся Его законам, законам природы, по которым все существует. А человека Бог создал со свободной волей, со способностью выбирать, принимать личное решение.

К примеру, животные в своем поведении руководствуются инстинктами. Их выбор склоняется к тому, какой инстинкт в них преобладает. То ли инстинкт голода, то ли инстинкт страха. То ли инстинкт привязанности, то ли инстинкт самозащиты. Человек тоже имеет инстинкты. Но человек имеет способность делать независимый выбор, который может противоречить инстинкту. Выбор, основывающийся на свободной воле, личном решении. Голодный волк не будет думать о том, что это безнравственно съесть своего ближнего зайчишку,- в нем действует инстинкт. И инстинкт голода можно остановить только другим инстинктом, к примеру, инстинктом страха, если вместо бедного зайчишки он вдруг увидит охотника с ружьем. А человек может остановить свой инстинкт, просто руководствуясь личным убеждением, личным решением.

Поэтому за человеком всегда остается право выбора, как поступить, что сделать. Даже Бог никогда не принимает решения вместо человека. Бог только говорит ему, как нужно правильно жить, но право выбора всегда остается за самим человеком: то ли послушаться Бога, то ли нет. Человек сам делает свой собственный выбор и поэтому он сам ответственен за свои поступки и за их последствия. Это часть Божьего образа, вложенного в него Создателем.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:8-9,16-17)

Бог не только создал человека совершенным, но Он также окружил его райскими условиями. Лучшей жизни просто невозможно было бы себе представить. Однако было одно но. Это, так называемое, дерево познания добра и зла, плодов которого нельзя было есть. Но зачем же Бог вообще создал это дерево и потом запретил им пользоваться?

На самом деле Бог таким образом предоставил человеку возможность выбора: то ли послушаться Бога, и жить счастливой совершенной жизнью, то ли не послушаться и поступить вопреки Богу, отказавшись от Него.

Конечно, человек был достаточно разумен для того, чтобы не делать глупостей и не портить самому себе жизнь, поэтому он долгое время слушал Бога и продолжал жить счастливо.

2) Как можно объяснить фразу: «видеть в чудесном чудесное»?

Стихи 2, 26, 32, 38, 66, 76

3) В чем смысл «недеяния» в философии Лао-Цзы?

4) Объясните смысл фраз: «знание без слов» и «…только то, кто не останавливается, ничего не теряет».

Стихи 3, 30, 39, 45, 75

5) Объясните фразу: «чтобы сделать чистыми сердца людей, нужно отвратить свой взор от того, что рождает желание».

Стихи 5, 31, 52

6) Почему повседневную жизнь Лао-Цзы уподобляет «соломенной собаке»? В чем смысл этой метафоры?

Стихи 7, 64

7) Объясните смысл фразы: «…мудрый не печется о своем теле, и тело само выбирает дорогу».

Стихи 8, 27, 36, 76

8) Почему «высшую добродетель» Лао-Цзы уподобляет воде? В чем смысл данной метафоры?

Стихи 11, 29, 44, 48

9) Объясните фразу: «наполнение – это то, что приносит доход, опустошение – это то, что приносит пользу».

Стихи 12, 47

10) Объясните фразу: «мудрый ощущает мир животом, а не глазами».

Стихи 15, 28, 38, 58, 79

11) Что означают фразы: «будь скрытым и непредсказуемым…», «будучи непредсказуемым, оставайся трезвым», «великий порядок свободен от распорядка».

Стихи 19, 63, 67

12) Объясните смысл основных (трех) правил, которыми нужно руководствоваться в повседневной жизни.

Стихи 23, 57, 81

13) Объясните фразу: «доказывающий не знает, знающий не доказывает».

Стихи 24, 46, 72, 80

14) Объясните, в чем источник неудовлетворенности человека жизнью. Как возможно счастье?

Стихи 25, 42, 55, 73

15) Объясните, как соотносятся между собой «четыре Великих вещи».

16) Объясните смысл главных онтологических категорий даосизма.

Стихи 50, 69, 74

17) Объясните метафору: «рождение – это выход, смерть – это вход». Как можно «освободиться от смерти»?

18) Почему «кто легко побеждает, не может противиться смерти»?

4.6. Философский форум – 2 ч.

Вопросы для философского форума по 4 разделу

1. Почему многие философы говорят о человеке как тайне?

2. В чем заключается противоречивое единство биологического и социального в человеке?

3. В чем заключается экзистенциальная парадоксальность человеческой жизни? Какими примерами можно ее проиллюстрировать?

4. Почему тема смерти является одной из центральных в экзистенциализме? Какие черты человеческого существования вытекают из факта его смертности с точки зрения экзистенциализма?

5. Как вы понимаете тезис о том, что без свободы нет ни награды, ни наказания?

4.7. Философское эссе – 3 ч. (Самостоятельная работа. Вариативная часть).

Темы эссе по 4 разделу

1. «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни» (Ф. Ницше).


2. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни» (В. Соловьев).

3. «Волю и желание нельзя смешивать… Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противоположную» (Д. Локк).

4. «Бог дал нам ограниченный разум и неограниченную волю, однако так, что мы не знаем, ради какой цели он нас создал» (Б. Спиноза).

5. «Настолько необходимо, чтобы силой воли обладал тот, кто упорен в достижении разумной цели, настолько же отвратительно упрямство» (Г. Гегель).

6. «Любовь одна, но подделок под нее тысячи» (Ф. де Ларошфуко).

7. «Любовь и есть не что иное, как утверждение бытия в его полноте и утверждение бытия на вечность» (Н. Бердяев).

8. «Ты хочешь расстаться со своей страстью? Расставайся с нею, но без ненависти к ней. Иначе у тебя будет другая страсть» (Ф. Ницше).

9. «Когда я смогу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости» (Вольтер).

10. «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Фома Аквинский).

11. «Любая страсть, владеющая человеком, как бы открывает прямой доступ к нему» (Л. де Вовенарг).

12. «Стыд есть вид печали, основанной на любви к самому себе, происходящей от страха перед порицанием» (Р. Декарт).

4.8. Контрольный тест – 2 ч. (Самостоятельная работа. Инвариантная часть).

Тестовые задания по 4 разделу

1. Проблема смысла жизни является одной из главных тем:

а) эмпириокритицизма;

б) экзистенциализма;

в) скептицизма;

г) антиномизма;

д) гелиоцентризма.

2. Экзистенция – это:

а) воздержание от догматических суждений;

б) резюме любого философского трактата;

в) материальное первоначало мира;

г) рождение чего-то из ничего;

д) индивидуальное существование;

е) божественный замысел.

3. Экзистенциализм – это:

а) гуманизм;

б) романтизм;

в) стоицизм без фанатизма;

г) прагматическая антропология;

д) антропология с элементами иррационализма.

4. Кто из философов-экзистенциалистов считал фундаментальной проблемой философии проблему самоубийства:

а) А. Камю;

б) Ж.П. Сартр;

в) К. Ясперс;

г) М. Хайдеггер;

а) Сократа;

б) Платона;

в) Аристотеля;

г) Эпикура;

д) Сенеку.

6. Какое направление современной западной философии уделяет наибольшее внимание проблеме человека:

а) аналитическая философия;

б) герменевтика;

в) феноменология;

г) экзистенциализм;

д) критический рационализм.

7. Ж.-П. Сартр в качестве основополагающего условия человеческого бытия рассматривал:

б) свободу;

г) общение;

8. Кто из перечисленных философов утверждал, что «страдание положительно, счастье же чисто отрицательно»:

а) И. Кант;

б) Г. Гегель;

в) А. Шопенгауэр;

г) Л. Фейербах;

д) К. Маркс.

9. Что имел в виду Аристотель, определяя человека как «политическое животное»:

а) человек – существо общественное;

б) только человеку присуща политическая деятельность;

в) только политика определяет развитие общества и человека;

г) политика самое совершенное искусство человека;

д) вне политики нет общества и человека.

10. Какую проблему, ставшую особенно актуальной в XX веке, Н.А. Бердяев назвал основной проблемой человеческой личности и философии человеческого существования:

а) проблему смерти;

б) проблему любви;

в) проблему коммуникации;

г) проблему одиночества;

д) проблему материального благополучия.

11. Как единичный представитель вида или социальной группы человек есть:

б) индивид;

в) личность;

г) гражданин.

12. Ж.-Ж. Руссо видел причину неравенства людей в:

а) божественном предопределении;

б) неразвитости науки и техники;

в) существовании частной собственности;

г) низком уровне развития культуры.

13. «Бессознательное», по З. Фрейду, функционирует на основе:

а) архетипа;

б) первичных влечений с целью получения удовольствия;

в) импульсов, исходящих из области сознания;

г) интеллектуальной интуиции.

14. Характерной чертой русской идеалистической философии является:

а) строгость логических построений;

б) антропологичность;

в) системность;

г) детальная разработка гносеологии.

15. Идеи свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для:

а) марксизма;

б) экзистенциализма;

в) структурализма;

г) позитивизма.

16. Родоначальником иррациональной философии и философии жизни в XIX веке считается:

а) С. Кьеркегор;

б) Ф. Шеллинг;

в) А. Бергсон;

г) А. Шопенгауэр.

17. Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчиненный единым с ними законами функционирования, называется:

а) социологизаторской;

б) рационалистической;

в) гуманистической;

г) натурализаторской.

18. В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о:

а) соотношении бытия и небытия;

б) познании мира;

в) свободе воли человека;

г) возможности построения идеального государства.

19. К числу людей, предвосхитивших на рубеже ХХ века общие тенденции развития природы и общества, следует отнести:

а) О. Шпенглера;

б) Н.А. Бердяева;

в) М. Вебера;

г) В.И. Вернадского.

20. Вопрос о смысле жизни в значительной мере порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек:

а) смертен;

б) одинок;

г) бездуховен.

21. Буддизм считает человека существом:

а) творческим;

б) страдающим;

в) играющим;

г) познающим.

22. Идеи свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для:

а) позитивизма;

б) марксизма;

в) экзистенциализма;

г) структурализма.

23. В бунте против абсурда видел смысл жизни человека:

а) К. Маркс;

б) З. Фрейд;

в) М. Хайдеггер;

г) А. Камю.

24. К биологизаторским концепциям сущности человека относится:

а) феноменология;

б) социал-дарвинизм;

в) марксизм;

г) экзистенциализм.

25. Понимание всякого действия человека как предопределенного заранее есть:

а) нигилизм;

б) волюнтаризм;

в) фатализм;

г) прагматизм.

26. Структура сознания, согласно З. Фрейду, состоит из…

а) Я и не-Я;

б) Эроса и Танатоса;

в) либидо, сублимации;

г) Сверх-Я, Я, Оно.

27. Разрабатывая новые стратегии отношений человека и природы в современных условиях, философия выполняет … функцию:

а) эвристическую;

б) критическую;

в) информационную;

г) практическую.

28. Согласно марксизму, свобода – это…

а) деятельность, опирающаяся на разум;

б) деятельность, не влекущая за собой ответственности;

в) осознанная и практически освоенная необходимость;

г) полная независимость от обстоятельств.

29. Как идеал гармонии и совершенства природа понимается философами…

а) античности;

б) средних веков;

в) XVII – XVIII вв.;

а) С. Кьеркегор;

б) Э. Гуссерль;

в) З. Фрейд;

г) Э. Фромм;

д) П. Тейяр де Шарден.

Чтобы иметь полное представление о философской системе любого философа, надо, конечно, читать его труды, а не афоризмы. Это относится и к великому Бенедикту Спинозе. Но даже по таким, урезанным и выборочным, цитатам и афоризмам из его трудов, можно составить представление (пусть неполное), что это за философ, чему он учит и что исповедует.

Бенедикт Спиноза жил так, как писал и учил тому, что испытал опытно. Он поверял свои действия Божественной волей, любовью и справедливостью. Он писал то, что думал, без оглядки на политические власти, религиозные суеверия и установленные правила.

И как бы к нему ни относились теологи всех мастей, запрещая и отлучая, время все расставило по своим местам. Воля человека к свободе мысли и слова неистребимы. И это то главное, что всегда и во всех трудах защищал великий Бенедикт Спиноза.

Человек, думающий, что он свободен, подобен брошенному камню, который думает, что он летит.

…все прекрасное так же трудно, как и редко

Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой. Необходимой же или, лучше сказать, принужденной называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу.

…вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими

Ничего нельзя сказать настолько правильно, чтобы сказанное нельзя было исказить дурным толкованием.

Незнание - не довод. Невежество - не аргумент.

Священным и божественным называется то, что назначено для упражнения в благочестии и религии. Предмет до тех пор будет священным, пока люди религиозно относятся к нему; если же они перестают быть благочестивыми, то одновременно и предмет также перестает быть священным…

…народ (преданный суеверию и любящий остатки старины больше самой вечности) лучше почитает книги Писания, нежели само слово божие.

…так как склад ума у людей весьма разнообразен и один лучше успокаивается на одних, другой - на других мнениях и что одного побуждает к благоговению, то в другом вызывает смех, то из этого…я заключаю,

Что каждому должна быть предоставлена свобода его суждения и власть (potestas) толковать основы веры по своему разумению и что только по делам должно судить о вере каждого, благочестива она или нечестива.

В этом случае, следовательно, все будут в состоянии повиноваться богу свободно и от всей души и будут цениться у всех только справедливость и любовь.

Я ведь знаю, как упорно держатся в душе те предрассудки, которым дух предался под видом благочестия; знаю также, что избавить толпу от суеверия так же невозможно, как и от страха;

Наконец, знаю, что постоянство толпы заключается в упорстве и что она в выражении похвалы или порицания не руководится разумом, но увлекается страстью. Поэтому толпу и всех тех, кто подвержен таким же аффектам, как она, я не приглашаю к чтению этого труда….

Ибо пользы они себе нисколько не принесут, а между тем повредят другим, которые философствовали бы свободнее, если бы им не мешала единственная мысль, что разум должен быть служанкой богословия; последним, я надеюсь, это сочинение будет весьма полезно.

Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.

Понимание - начало согласия.

Человеку, который стыдится, присуще желание жить честно.

Атрибуты, делающие человека совершенным, так же мало могут быть применены к богу, как к человеку те атрибуты, которые делают совершенным слона или осла.

Чтобы я знал, что знаю, я по необходимости должен сначала знать.

Как свет обнаруживает и самого себя и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и лжи.

Опыт более чем достаточно учит, что язык всего менее находится во власти людей и что они всего менее способны умерять свои страсти.

Мы различным образом возбуждаемся внешними причинами и волнуемся, как волны моря, гонимые противоположными ветрами, не зная о нашем исходе и судьбе.

Всякое определение есть ограничение.

Бог дал нам ограниченный разум и неограниченную волю, однако так, что мы не знаем, ради какой цели он нас создал.

Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.

Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.

Страх возникает вследствие бессилия духа.

Наш разум был бы менее совершенен, если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себя... Поэтому для человека нет ничего полезнее человека.

Тот, кто хочет все регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их...

Природа не предполагает для себя никаких целей... Все конечные причины составляют только человеческие вымыслы.

Я понял, что все вещи, которых я боялся и которые боялись меня, являются добрыми или злыми лишь в той мере, в какой они воздействуют на мой разум

Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать!

Смотри на все с точки зрения вечности.

Истинное счастье и блаженство человека состоит только в мудрости и познании истины.