Кто такой Святитель Лука и за что его почитают? Апостолы-евангелисты. Чудеса и исцеления, дарованные Святителем - врачом

= Апостолы-евангелисты Матфей , Марк , Лука и Иоанн . Соображения краткости не позволяют привести все зафиксированные варианты и последовательности их имен, поскольку тождественных наборов почти нет. Чаще всего встречаются последовательности: Матфей, Марк, Лука, Иоанн; Лука, Марк, Матфей, Иоанн; Иоанн, Лука, Марк, Матфей; всего вариантов расположения имен более десяти. Фонетические и орфографические варианты имен: Мат"ей : Арх., Костр., Новг., Яросл. г.; Матфей : Костр. г.; Матф±й : Новг. г.; Матвей : Арх. г., Дон, Новг. г., Сибирь; Матв±й : Арх., Волог., Костр., Новг., Ряз. г.; Матвий : Забайк. о.; Мат"±й и Мат"ий : б. м.; Марк : Арх. г., Волог. г., Дон, Костр., Новг., Ряз. г.; Марко : Арх. г., Забайк. о., Костр. г., Сибирь, Яросл. г.; Марка : б. м.; Лука : Арх., Волог. г., Дон, Забайк. о., Костр., Новг., Ряз. г., Сибирь, Яросл. г.; Лукоян : Костр. г.; Иоанн (Богослов): Арх., Волог. г., Дон, Забайк. о., Костр., Новг. г., Ряз. г., Сибирь, Яросл. г.; Иван : Костр. г. Источники : Вин. 1, 53-56; Вин. 2, 6-7, 80; Вохин, 490; Гром., 93-95; Ефим. 2, 156, 170-172, 183-184, 205, 206-208; Забыл., 322, 353-354, 356, 422; Зенб., 3; Иванов, 139; Майк., 443-444, 461-465, 469, 530-539; Майк. 91, 136; Озар., 309; Попов, 237-239; Тих. Пам., 352-353; Щапов, 62. В заговоре от лихорадки встретилась любопытная четверка - четыре евангелиста: первый Марк , второй Лука , третий ИванПятитечий , четвертый Иуда (Прианг., Кляус, 8).

( 32 упоминания + 1 раз последняя четверка.

( О различии имен Матфий и Матфей , в нашем случае не соблюденном, см.: Успенский 1969, 215. Иван Пятитечий , очевидно, искаженный Иоанн Предтеча.

(Помогают: в охоте на птиц ; закрепляют слова замком.

Защищают: людей от нечистых духов (дьявола ); людей от начальства ; от любого оружия; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий; скот от всех несчастий .

Исцеляют: ; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др. (мотив отстреливания).

( В белорусском заговоре "чатыры вангалистыя: Матвей и Марка , и Лука и Иван Баслов " защищают от домового, который портит скотину, а также от опасностей, если случится ночевать не дома (Роман., 1).



ЛУКА

= Апостол Лука : Тоб. г., Майк., 501; св. апостол Лука : ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 496; св. Лука , апостол Христов: Волог. г., Срезн. 03, 150; б. м., Елеон., 48; св. Лука : Арх. г., Ефим. 2, 183; св. Лука евангелист: Онега, Ефим. 2, 166-168; б. м., Зенб., 3; Лука , великий помощник: Амур, Азад., 013; Орл. г., Попов, 237; б. м., Майк., 466; Даль, 37; Лука : Арх. о., Песк., 22; Ворон. г., Майк., 504; Костр. г., Песк., 25; Прианг., Кляус, 8; св. государь Лука евангелист: Волог. г., Иваницк., 138. Дважды в охотничьем и в пастушьем заговоре встретился ЛукаЗалутчик (вместе со Стефаном Попутчиком ®): Вятск. г., Майк., 540-541; ЛукаЗалушник (со Стефаном Попутником ®): ркп. из Тобольской г., Майк., 545-546.

( 18 упоминаний.

( Вариантов имени не зафиксировано. Обычно обороняет от луков , отводит стрелы и др. оружие; залучает зверей в ловушки или солучает стадо в одно место. Е. Елеонская (1994, 132) справедливо указывала на важность здесь, как и в случае с Тихоном , утишающим болезни и начальство, фонетического созвучия. Перед нами типичный пример магии, основанной на представлении о связи объектов, явлений, процессов, обладающих тождественными или сходными именами. См. об этом также: Черепанова 1983а, 72.

(Помогает : в охоте; в охоте на птиц ; отыскать пропавшую скотину .

Защищает : .;

людей от стрел из луков; скот от всех несчастий .

Исцеляет : людей от всех болезней ; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц .

( Память св. апостола и евангелиста Луки ((84 г.) - 18 окт. По преданию, он "первый начал писать иконы Богоматери с Предвечным Младенцем" (Ганченко 1995, 160). Еще св. Лука праздновался 27 июля, преп. Лука - 7 сент., преп. Лука Столпник - 11 дек. Представление о них также могло оказать влияние на данный персонаж.

( Апостолу Луке "молятся об исцелении болезни глаз и о помощи при изучении иконописания" (Ганченко 1995, 160).

ПЕТР

= Апостол Петр (без Павла ): Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 3750; Костр. г., Вин. 2, 10; б. м., Забыл., 322; Майк., 493.

( 4 упоминания.

(Закрепляет слова ключом, замком, печатью .

Защищает: скот от всех несчастий (мотив ключей); храм (дом) от нечистой силы и порчи .

Исцеляет: людей от укуса змеи (советует, как "обколить ", т. е. обвести кругом змеиный укус).

(Постоянный атрибут - ключи.

СИМОН (ЗИЛОТ) СВ

= Св. Симон : Костр. г., Вин. 1, 72-74; СимеонЗилот : Ворон. г., Майк., 519.

(4 упоминания.

( Форма Симеон Зилот представляет собой контаминацию имен св. Симеона и св. Симона Зилота: эти имена в силу фонетической близости могли легко смешиваться. Ср.: Сидор, Симон, Онисим, Осип ®.

(Помогает: улучшить урожай целебных трав .

Защищает :людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц .

(Память св. апостола Симона Зилота 10 мая, а также 30 июня (Собор двунадесяти Апостолов).

( "На Симона Зилота земля именинница, - грех пахать" (Ермолов 1905, 268), день этот - удобнейший для посева пшеницы (Добровольский 1914, 268).

ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)

ИОАНН БОГОСЛОВ

= Иоанн Богослов: Арх. г., Ефим. 2, 202, 166-168; Песк., 69; Волог. г., Попов, 237; Калуж. г., Майк., 452; Олон. г., Срезн. 13, 487-488; Томск. г., Майк., 451; Иоанн Богослов, друг Христов: Волог. г., Срезн. 03, 148; Иоанн друг: Пермск. г., Майк., 498; Иванн Богослов: Олон. г., Срезн. 13, 494; Иван Богослов: Вятск. о., Лобан., 14 (то же: Иван., 87); Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 3750; ркп. ХVIII в. из Сарат. г., Майк., 506-507; Иван -Богослов, друг Христов: Костр. г., Песк., 25.

(13 упоминаний. (дополнения Топоркова в письме)

(Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр .; людей от начальства ; скот от всех несчастий .

Исцеляет: людей от зубной боли ; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц ; помогает при родах; людей от укуса змеи; детей от родимчика (детская болезнь).

( В зубном заговоре интересный мотив беседы с Христом: Иоанн спрашивает у Него, болят ли у мертвых зубы. Христос отвечает: "Не болят у мертвых зубы до второго святого пришествия Христова" (Песк., 69). В заговоре от крови мотив отсутствия крови при отрубании св. головы Иоанна.

(Согласно "Сказанию, киим святым каковыя благодати от Бога даны...", помогает в изучении иконного писания (Щапов, 64; см. также Ганченко 1995, 149). По народным воззрениям, покровитель каллиграфии (Щапов, 69). Функцию зубного целителя, возможно, перенял от своего ученика муч. Антипы (см.: Яцимирский 1913, ч. 2, 44).

( В украинском заговоре на него оставляет нас Христос (Иванов 1885, 736).

МАРК

= Апостол Марк (самостоятельно): Тарский окр. (совр. Омская о.), Майк., 501; Марк : Арх. о., Песк., 22; Марко : Костр. г., Песк.. 25.

(4 упоминания.

(Защищает: людей от сатаны, колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр .

Исцеляет: людей от всех болезней .

( Мотив отстреливания из луков.

ИУДА

= Иуда : Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 2013; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 504; Прианг., Кляус, 8.

( 4 упоминания.

(Исцеляет: людей от кровотечения из ран; людей от лихорадки .

( Выступает в обычной функции "мертвеца" (ср. связанный с ним апокрифический мотив: "удавился у горка [т. е. горького] древа осины" в заговоре из: Срезн. 13, 504), и потому объективно оказывается защитником, несмотря на свой антисакральный статус.

( Апостол, предавший Христа. Впрочем, во второй функции, возможно, выступает второй апостол с тем же именем, поскольку в тексте заговора он причислен к числу евангелистов, то есть осмыслен как сакральный персонаж (см.: Кляус, 8). Потому, а также в силу его объективной функции помощника, статья помещена здесь, а не в рубрике "Демонизированные персонажи ".

( В украинском заговоре Июде на ноги посылается болезнь (Мансикка 1909, 15). На Украине также зафиксирована легенда, что Иуда повесился на осине ("як по осиц± Юда в±шався...": Еф., 42), отчего ее листья беспрерывно дрожат (см., напр.: Вовк 1995, 177).

ПАВЕЛ

= Апостол Павел , великий помощник: Амур, Азад., 013; Орл. г., Попов, 237; б. м., Даль, 37; Майк., 466 (разные списки одного заговора); Прианг., Кляус, 8 (см.: Петр и Павел ®).

( 5 упоминаний.

(Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц .

АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ

= Св. апостол Андрей первозванный: Арх. г., Ефим. 2, 166-168.

(1 упоминание.

(Защищает: скот от всех несчастий .

Евангелисты (греч. «благовестники») - так называются авторы четырех книг Нового Завета - Евангелий - апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Первый и последний были из 12-ти, а второй и третий из 70-ти апостолов.

В древности это название было шире; так назывались все проповедники христианства. В древней христианской церкви была особая степень или должность евангелистов, их служение состояло в проповеди Евангелия среди иудеев и язычников.

Св. Матфей был одним из 12 апостолов Господа. Имя «Матфей» имеет греческое происхождение, по-еврейски «Левий», означающий «Богоданный». До обращения ко Христу Матфей служил мытарем, сборщиком податей для Рима. Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф. 9. 9), он оставил свою должность и пошел за Спасителем. Восприняв благодатные дары Духа Святого, апостол Матфей вначале проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в дальние страны по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, апостол написал Евангелие. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Написано на еврейском языке. Речи и деяния Спасителя Матфей излагает в соответствии трем сторонам служения Христа: как Пророка и Законодателя, Царя над миром невидимым и видимым и Первосвященника, Приносящего Жертву за грехи всех людей.

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены, поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. Когда апостол усердно молил Бога об обращении эфиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой дикий нрав, станут добрыми и кроткими. Когда апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана. одержимых нечистым духом. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников.

Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой и поставив вокруг двенадцать идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный эфиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и по молитве апостола пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, и он отошел ко Господу (60 г.).

Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих не оставил. Он велел положить тело святого Матфея в железный гроб и бросить в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться этому Единому Истинному Богу. В ту же ночь к епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей и повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Пришел на берег и Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у Матфея прошения, после, чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему по велению Божиему. Фулвиан впоследствии принял епископство и продолжил дело просвещения своего народа.

Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12, 12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14. 51 - 52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).

Святой Марк был сподвижником апостолов Петра, Павла (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6 - 12).

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13).

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей. Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие.

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, святитель Григорий Чудотворец и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан.

Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина - пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Марк изображается со львом - в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16, 20) и Духа Святого (13, 11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (13, 10; 16, 15).

Св. Евангелист Лука родом из Антиохии Сирийской. Был образованным человеком, врачом и художником, причислен к 70-ти апостолам и получил дарование слова, чудотворения и исцеления. Лука был частым спутником апостола Павла и его верным учеником. Апостол Павел называет его «возлюбленным врачом». Проповедовал Евангелие в Ахаии, Лилии, Египте. По преданию, в возрасте 80 лет Лука мученически скончался при императоре Домициане в египетских Фивах, и за неимением креста был повешен на оливковом дереве (84 г.). Мощи его были перенесены в Константинополь при императоре Констанце в IV веке. Мощи Св. Луки источали множество исцелений, и по окончании гонений на христиан были положены в Константинопольском храме Св. Апостолов под престолом вместе с мощами апостолов Андрея и Тимофея.

Предание приписывает ему написание первых икон Божией Матери. "Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет", - сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62 - 63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк. 1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологическойпоследовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2,19;Лк.2,51).

В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62 - 63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования - Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6 - 29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.

Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38 - 40; Лк. 9; 49 - 50: Лк. 9, 54 - 56) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова «сынами грома» (Воанергес).

В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего.

Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8 - 9). По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 14, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21 - 22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, - свет исключает тьму (Ин. 8, 12; Ин. 12, 35 - 36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1, 1 - 18; 1 Ин. 5, 1 - 12).

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что "всякий, рожденный от Бога не согрешит" (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3,9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы.

Подготовила Мариам Погосян

Ответ редакции

С 1 по 2 апреля верующие могут поклониться мощам Святителя Луки, которые выставили в Донском монастыре в Москве. АиФ.ru рассказывает о жизни святого.

Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий , родился 27 апреля 1877 году в Керчи в многодетной семье аптекаря Феликса Станиславовича , происходившего из древнего русского дворянского рода. Отец, будучи убеждённым католиком, не навязывал семье своих религиозных взглядов. Мать, Мария Дмитриевна , воспитывала детей в православных традициях и активно занималась благотворительностью.

При крещении младенца нарекли Валентином в честь священномученика Валентина Интерамского , получившего от Господа дар врачевания и ставшего затем священником. Подобно своему небесному покровителю, он стал и врачом, и священнослужителем.

Светская жизнь Святителя Луки

Свое детство Валентин провел в Керчи. В 1889 году семья переехала в Киев, где он окончил гимназию и художественную школу. После этого он подал документы в Академию Художеств, но позже их забрал, решив выбрать медицину. Пытался поступить в Киевский университет на медицинский факультет, но не прошёл.

Поступить в медуниверситет ему удалось в 1898 году. «Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии», — так отзывался он о своем образовании. После окончания учебы стал земским врачом и работал в Киевском медицинском госпитале Красного Креста.

В 1904 году в составе госпиталя отправился на Русско-Японскую войну. Работал в эвакуационном госпитале в Чите, заведовал хирургическим отделением.

Осенью 1908 года уехал в Москву и поступил в экстернатуру при московской хирургической клинике известного профессора Дьяконова, занимался анатомической практикой в Институте топографической анатомии.

В начале 1909 года Валентин Феликсович подал прошение и был утверждён в должности главного врача больницы села Романовка Балашовского уезда Саратовской губернии. Иногда, не имея под рукой инструментов, в ходе экстренных операций он использовал перочинный нож, гусиное перо, слесарные щипцы, а вместо ниток — женский волос. В 1910 году подал прошение на врача больницы Переславль-Залесского Владимирской губернии, где сначала возглавил городскую, а вскоре — и фабричную, и уездную больницы, а также военный госпиталь.

Пастырская деятельность

В 1921 году принял решение стать священником. Хирургическую и преподавательскую работу при этом не прекращал. «Считаю своей главной обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе», — такому принципу он остался верен до конца своих дней.

В 1923 году он тайно был пострижен в монахи с именем святого апостола и евангелиста Луки и принял сан епископа. После этого последовали аресты и ссылки. Годы тюрем, сталинские лагеря и 13-дневный допрос «конвейером», когда ему не давали спать, но не сломили его — он не подписал документы и не отрекся от сана священника. В Тамбовской епархии владыка Лука в течение двух лет одновременно служил в церкви и работал хирургом в 150 госпиталях. Благодаря его блистательным операциям тысячи солдат и офицеров вернулись в строй.

После Второй мировой войны владыка Лука был назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. В течение всего времени своего служения на Крымской кафедре он принимал больных на дому, консультировал в военном госпитале, читал лекции в медицинском институте, служил и выступал с проповедями в храмах.

Заслуги в медицине

В 1946 году Войно-Ясенецкий был награжден премией Сталина первой степени за заслуги в медицине. Он дал первое систематическое учение о локальной анестезии с использованием этилового спирта, вводимого в нервные пучки, а также обосновал систематическое применение антисептических методов для гнойной хирурги еще до изобретения антибиотиков.

Как хирург он провел множество операций больных с заболеваниями желчных путей, желудка и других органов брюшной полости. С успехом работал в таких областях хирургии, как нейрохирургия и ортопедия. Высказал ряд важных идей в отдельных медицинских областях: теория клинического диагноза, медицинская психология и деонтология, хирургия (включая общую, абдоминальную, торакальную, урологию, ортопедию и другие разделы), военно-полевая хирургия и анестезиология, организация здравоохранения и социальная гигиена.

Почитание пи причисление к лику святых

Скончался архиепископ Лука 11 июня 1961 года. В ноябре 1995 года указом Синода Украинской православной церкви Московского патриархата архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. В ночь с 17 на 18 марта 1996 года состоялось обретение святых мощей архиепископа Луки. Архиепископ Лука был прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских, в 2000 году.

При новой диктатуре чекизма с чекистом В. Путиным во главе в стране объявлено восстановление почитания советской эпохи и кровавого большевизма. Памятники палачам, устроившим геноцид русского народа, не только не убираются, но в последнее время стали восстанавливаться. Последней иллюстрацией тому служит торжественное открытие памятника Дзержинскому в Тюмени, что сопровождалось лживой компанией по телевидению в оправдание этого зверя. Подобных зверей оказалось немало и в церкви. Но в отличии от прямых убийц задачей чекистов церковных (а многие из них имели и продолжают иметь чин и звание в КГБ) являлось идеологическая обработка населения в духе большевизма, пропаганда заграницей об отсутствии гонений на веру в СССР, а также прямое сотрудничество с карательными органами, сдача неугодного оппозиционного духовенства. Главный из этих новых Иуд – митрополит Сергий (Страгородский) с 1927 г. войдя в сговор с большевиками, устроил революцию в Церкви, против воли Первоиерарха Российской Церкви митр. Петра и епископата, объявил о сотрудничестве с богоборцами и единстве их «радостей и печалей» с радостями и печалями Церкви. Так что все томившиеся в тюрьмах и ссылках мученики за веру были объявлены им «политическими преступниками», а гонения на Церковь в СССР «не существующими» и «выдумкой лжецов». Большевики дали полную свободу действий сторонникам митр. Сергия – «сергианам» и сделали их официальной советской церковью, несогласную же с ним Российскую Церковь автоматически объявили «контрреволюционерами», подлежащими расстрелу. Так что Церковь была вынуждена уйти в катакомбы и частью сохранялась в зарубежных епархиях. Официальная же советская церковь с амвона благословляла все злодейства большевиков, так что наравне с ними обагрилась кровью всех невинно убиенных Православных мучеников.

Катакомбная Российская Церковь родила бесчисленное множество святых, почти все из которых пребывают сегодня безызвестными и замалчиваются. Это Феодосий Кавказский, Ксения Рыбинская, Феоктиста Воронежская, Серафим Харьковский, Матрона Анемнясевская и многие другие настоящие чудотворцы, чьи жития уже некому было писать… Часть из них ныне присвоена себе и прославлена советской Московской патриархией, но слава и подвиги их ею не афишируются. В противовес им богоотступники и чекисты в рясах выдумывают и широко прославляют своих «святых», которые всю свою жизнь боролись с Истинной Церковью. Одним из таковых был «архиепископ Крымский» Лука (Войно-Ясенецкий), кощунственно наименованный «исповедником». Являясь от природы искусным врачом-хирургом и оратором, но не имея духовного стержня, он был одним из тех, кто во время гонений духовно пал и употребил свои таланты на служение гонителям и большевизму. В 1937 г. он был арестован как один из «возглавителей» «контрреволюционной церковно-монархической организации». Но не стал, как другие, исповедником, а пошел по пути компромисса и оправдания перед большевизмом. Дело было передано на дознание в Москву и в конце увенчалось тем, что все участники и свидетели его были расстреляны, один лишь епископ Лука получил 5 лет ссылки (а не заключения) в Красноярский Край, что в то время было равно полному помилованию и присуждалось лишь покаявшимся перед советской властью и дававшим показания на своих собратий.

В 1943 г. епископ Лука был в числе первых призван на созванный Сталиным «церковный» собор, целью которого было создание из верных большевизму сергиан современной «Русской Православной Церкви» взамен старой «Российской», для одурманивания народа, не желавшего идти за советскими вождями. На собор допускались лишь «проверенные» верные служители большевизма и обновленцы.

В «соборных» решениях кстати говорилось: «Глубоко тронутые сочувственным отношением нашего всенародного Вождя, Главы Советского Правительства И. В. СТАЛИНА к нуждам Русской Православной Церкви и к скромным трудам нас, ее смиренных служителей, приносим Правительству нашу общесоборную искреннюю благодарность, и радостное уверение, что, ободренные этим сочувствием, мы приумножим нашу долю работы в общенародном подвиге за спасение родины» (Журнал Московской Патриархии №01, 1943).

С этого времени начинается «архипастырская» карьера Луки в рядах советского духовенства.

Все его последующие статьи и проповеди, печатавшиеся и в Журнале Московской Патриархии, были переполнены большевистской ложью и пропагандой и рассчитывались в первую очередь на заграницу:

«В Великой Революции, в социализме и коммунизме, - писал Лука, - народы СССР познали новые принципы нравственности, основанной на долге перед родиной и государством, на товариществе в работе и жизни, во взаимном уважении... Безмерно велико совершенное революцией уничтожение экономических основ зла общественного и зла индивидуального» (Марк Поповский. Жизнь и житие свт. Луки (Войно-Ясенецкого). СПб. 2003).

«Ниспровергнув власть царя, помещиков и капиталистов, народы СССР в результате колоссального мирного товарищеского труда создали новый мир на небывалых в истории основаниях социальной правды и всеобщего равенства... Злые, гнусные перегородки воздвигнуты были при царизме между национальностями и классами. Для угнетателей «сарт», «киргиз» и всякий «инородец» был низшим существом... Перед русским рабочим, крестьянином, воином Красной Армии, построившими первое в истории совершенное государство… уже преклонился с глубоким уважением весь мир. Никто не смеет более издеваться над «инородцами», ибо освобожденные узбеки, казахи, азербайджанцы, получив доступ к высшему образованию и управлению государством, уже показали все богатство своих духовных сил на поприще науки, политической деятельности, искусства, поэзии и музыки, проявили беспримерную отвагу и геройство в защите своей социалистической Родины... И все лучшие представители человечества, все алчущие и жаждующие правды размышляют теперь о великой социальной правде, осуществленной в советском государстве, всеобщем равноправии и уничтожении национальных и классовых перегородок, изумляются доблести нашей Красной Армии» (ЖМП №09, 1944).

«Каково же наше подлинное отношение к нашему Правительству, к нашему новому государственному строю? Прежде всего, мы, русское духовенство, живем в полном мире с нашим Правительством, и у нас невозможно благословение священников на участие в контрреволюционных или террористических бандах, как это было в Загребе. У нас нет никаких поводов к вражде против Правительства, ибо оно предоставило полную свободу Церкви и не вмешивается в ее внутренние дела» (ЖМП №01, 1948).

Подкрепляемые такою проповедью деятели советской церкви разъезжали по миру после войны и агитировали эмиграцию: «родина-мать ждет вас с распростертыми объятиями», «гонений на веру больше нет». Многие русские эмигранты верили лживой пропаганде, отправлялись в СССР, и всех их ждало, в лучшем случае, 10 лет лагерей, из которых уже мало кто возвращался на свободу, и пожизненный ярлык: 58 статья – контрреволюционная деятельность.

С конца 40-х годов большевизм организовал заграницей новую форму пропаганды под прикрытием «борьбы за мир». Ключевую роль в этом движении стала играть опять же советская церковь, объявившая, что «большевистский мир» - есть мир Христов, проповедуемый в Евангелии.

«Апостол Павел восклицал: «Как прекрасны ноги благовествующих мир!» А его ученики в Америке, Франции и Англии готовы перебить ноги благовествующим мир. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», - сказал Господь наш Иисус Христос в Своей прощальной беседе с учениками. В США это могли бы причислить к «опасным мыслям»» - писал Лука в своих статьях (ЖМП №11, 1950).

Катакомбный святитель Варнава (Беляев) по праву называл это учение «новой ересью», а статьи Луки «переполненными выражений из коммунистических газет».

Как умелый и эмоциональный советский агитатор Лука (Войно-Ясенецкий) не скупился в эпитетах, защищая сталинского людоеда Вышинского, или понося правые Греческое православное и Испанское правительства, где в результате кровопролитных гражданских войн народ отстоял свое право жить без богоборцев-коммунистов. Это Лука называет «ужасами фашизма», «разжиганием войны». Не считаясь с тем, что гражданскую войну там разожгли именно безбожники-коммунисты.

Боготворил Лука и лично лютого богоборца Сталина. Сам обладатель сталинской премии по хирургии он ставил портрет этого изверга рядом с иконой Богородицы. Сохранились свидетельства говорящие о еще худшем:

«В 1941 году в Красноярске, зайдя в комнату хирурга-консультанта, доктор В.А. Клюге заметил на стене, рядом с изображением Божьей Матери, небольшой портрет Ленина. Это странное соседство заставило Клюге задать Луке резонный вопрос:

– Вы считаете Ленина гениальным?

– Да, ответил Войно.

– Но ведь Ленин отрицал религию. Как Вы совмещаете эти факты?

– Они, большевики, даже он, не способны были понять смысл религии. Так дальтоник не различает цвета. Их следует пожалеть за это...

Вскоре, однако, портрет дальтоника Ленина со стены исчез. Зато сотрудница госпиталя №1515 К.Н.Попова (Спиридович) увидела в комнате хирурга два портрета Сталина...» (Марк Поповский. Жизнь и житие свт. Луки (Войно-Ясенецкого) СПб. 2003).

И это в то время, когда Сталин еще продолжал массовые расстрелы духовенства и закрытие храмов по всей стране.

Естественно, что таковым было отношение к Сталину не только одного Луки, но и всей сталинской церкви. Вот что писалось в 1949 г. в приветственном послании к Сталину «духовенства и мирян Русской православной церкви» за подписью «патриарха» и всех епископов, включая Луку:

«ГЛУБОКОЧТИМЫЙ И ДОРОГОЙ ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ!

В день Вашего семидесятилетия, когда всенародное чувство любви и благодарности к Вам - Вождю, Учителю и Другу трудящихся достигло особой силы и подъема, мы, церковные люди, ощущаем нравственную потребность присоединить свой голос к мощному хору поздравлений и выразить Вам те мысли и пожелания, которые составляют особенно драгоценную часть нашего духовного достояния…

Как и все вообще интересы трудящихся, близки Вам и нужды верующих русских людей, составляющих Русскую Православную Церковь. Свидетельствуя о Вашем отношении к этим нуждам, мы прежде всего с чувством глубокого удовлетворения воздаем должное правам и обязанностям граждан Советского Государства, закрепленным Сталинской Конституцией. В ряду этих прав нам, церковным людям, особенно дорога ничем не стесняемая свобода и возможность исповедовать свою православную веру, как и полное гражданское равноправие нашего православного духовенства. Благодаря Сталинской Конституции церковные люди нашей страны могут не только свободно осуществлять свои церковные идеалы, но и принимать участие в общественной и государственной жизни...

И теперь, ощущая на каждом шагу своей церковной и гражданской жизни благие результаты Вашего мудрого государственного руководства мы не можем таить своих чувств, и от лица Русской Православной Церкви приносим Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, в день Вашего семидесятилетия, глубокую признательность и, горячо приветствуя Вас с этим знаменательным для всех нас, любящих Вас, днем, молимся об укреплении Ваших сил и шлем Вам молитвенное пожелание многих лет жизни на радость и счастье нашей великой Родины, благословляя Ваш подвиг служения ей и сами вдохновляясь этим подвигом Вашим» (ЖМП №12, 1949).

Можно ли назвать людей, писавших подобные послания христианами? Не был христианином-исповедником, а не то чтобы «святым», и Лука Крымский. В то время, как подлинные святые были в СССР гонимы от советской власти, томились в лагерях и тюрьмах, а простой народ в колхозах работал от зари до зари за пустые неоплачиваемые палочки в ведомостях, советское высшее духовенство благословляло все зверства большевизма и было приравнено за это к партийной номенклатуре СССР, за что получало все виды продовольственных и вещественных благ, от питания деликатесами и личного авто, до санаторного лечения.

Как подлинный коммунист в рясе беспощадно вел Лука войну с Истинной Церковью, оклеветывая и понося ее за враждебность большевизму. По случаю награждения советского «патриарха» очередной большевистской наградой, он писал:

«Прошло немного более шести лет со времени первого награждения Святейшего Патриарха Алексия орденом Трудового Красного Знамени, и снова Правительство наградило его тем же орденом. За что? За его патриотическую деятельность… Патриотизма были лишены те архипастыри и пастыри, которые покинули свою Родину и свои паствы в годы величайших потрясений и страданий, и чинили церковные расколы в Сремских Карловцах, в Париже и Мюнхене, в Северной Америке… Пожелаем же Великому Господину и Отцу нашему Алексию твердо держать в своих руках кормило правления Церковью, не обращая внимания на злобное шипение зарубежных раскольников, именующих себя «истинно православными»» (ЖМП №12, 1952).

Умолчал Лука о тех Истинно Православных архипастырях и пастырях, которые пребывая в катакомбах и тюрьмах СССР не признавали советского «патриарха». Иначе ему следовало бы признать гонения на Церковь в СССР. Тех же епископов, что по воле Божией оказались с белыми армиями за границей для окормления миллионов белых эмигрантов – невозможно было обвинять в «не патриотизме», т.к. они оставались со своей паствой, которую не могли бросить. Зарубежные архиереи всегда являлись неотъемлемой частью Российской Церкви, и не признали в 1927 г. советского курса митр. Сергия и созданной им затем советской церкви. Они были монархистами и по-христиански понимали смысл служения своему Отечеству, как о том говорил Святитель Иоанн Шанхайский:

«Да будет благословлен Господом меч, карающий безбожников и палачей Русского народа, и да защитит Пресвятая Богородица нашу Родину от всякого посягательства на Веру Православную на ее целость и ее достояние» (Штандарт. 1941. №30-31. с.8.).

В последний год наш народ стал наконец разглядывать диавольскую сущность служителей советской церкви. В такой патовой для чекистской власти ситуации поступила команда сверху: запустить всероссийскую компанию по восхвалению «святого» большевика Луки для поднятия авторитета советской церкви. Заранее фабрикой МП «Софрино» был налажен массовый выпуск икон 17 лет назад прославленного «святого». Уже в декабре у торговцев иконами появились целые коробки икон Луки, что было удивительно, ведь раньше этих икон вовсе не выпускалось. После, по телеканалам Московской патриархии были показаны передачи о «святой» жизни Луки. 24 января ему было посвящено Ток-Шоу по первому каналу «Пусть говорят». В этом Шоу были показаны вульгарные женщины с полу-открытыми грудями, без крестов на шее, которые получили «исцеления» по молитвам Луки. По принципу: помолилась и через время зачала ребенка, или выздоровела от болезни. Но подобная «помощь через время» не является чудесами. Чудеса – это видимое чудо, когда рожденный урод или калека, или лежачий больной в одно мгновение становится здоровым или начинает резко видимо выздоравливать.

Но обывателям, практическим материалистам, или того хуже – советским людям, этого не объяснить. Ими руководит жажда материального чуда и помощи, а не истинной веры и спасения, так что на следующий день обывательский народ массово пошел в советские церкви и сразу же требовал иконы Луки, заблаговременно разосланные в огромных количествах по приходам.

Удивляешься только, как легко в наше время люди верят новым выдуманным «святым» и «чудотворцам»: от Матроны Московской, «отрока» Славика, Распутина и Ивана Грозного до местных прелестников-«старцев», хотя бы Георгия Тимашевского, тоже слывшего «целителем», по вине которого погибло, может быть, не один десяток человек. И хорошо если чудеса эти просто выдумка прельщенных «почитателей», желающих верить в чудо, а не действительные чудеса, проделываемые бесами по большевистской вере вопрошающих или по бесовским заслугам «чудотворцев», т.к. в таком случае эти чудеса вернутся бОльшим злом. История церкви знает не мало случаев и прижизненного чудотворения, прельщаемых диаволом, подвижников. К примеру святителя Никиты Новгородского, который был прельщен явившимся бесом в виде ангела, и получил от диавола «дар» пророчества и учительства, так что предсказывал будущее и знал наизусть весь Ветхий Завет, был признаваем сначала за праведника и чудотворца. Но Киево-Печерские старцы обнаружили прелесть и вымолили у Бога Никиту, и после он в смирении достиг святости. В наше же последнее время, когда истинных пастырей уже почти не осталось, нужно тем более осторожно подходить ко всем новым учителям и «чудотворцам», и в покаянии молить Бога чтобы он наставил на истинный путь.