Термин означающий возможность. Тезаурус русской деловой лексики

Это то, чего еще нет, но то, что должно наступить при определенных условиях; совокупность порождаемых единством многообразных сторон действительности предпосылок ее изменения, превращения в другую действительность. отражает тот этап движения, развития явлений, когда они существуют лишь в виде предпосылок или в качестве тенденций, присущих некоторой действительности. превращается в действительность через необходимость (одна возможность превращается в одну действительность) или случайность (когда из нескольких возможностей в действительность реализуется только одна возможность). Действительность - это то, что уже объективно существует, имеется при данных условиях, это осуществившаяся возможность и основа формирования новых возможностей. и действительность находятся в диалектическом единстве, они подвижны, меняются местами, взаимно переходят друг в друга. Любое развитие можно представить как движение от возможности, возникающей в недрах действительности, к новой реальности с присущими ей возможностями.

Возможность

Толковый словарь Ожегова

Бизнес словарь

Возможность Быть Застрахованным, Гарантированная – Экономический словарь

право, без медицинского освидетельствования в будущем, на дальнейшее страхование жизни или увеличение получаемых выплат.

Возможность Выбора Момента – Экономический словарь

Возможность выбора конкретной даты поставки в рамках оговоренного месяца поставки, предоставляемая продавцу казначейской облигации США или фьючерсного контракта.

Возможность Ж. – Толковый словарь Ефремовой

1. Допустимость, осуществимость чего-л. (обычно при наличии каких-л. условий). // Способность чего-л. возникнуть и существовать при определенных условиях, стать действительностью (в философии). 2. Наличие условий, благоприятных обстоятельств и т.п., способствующих осуществлению чего-л. // Удобный случай, благоприятное стечение обстоятельств для осуществления чего-л. 3. см. также возможности (1).

Большой Энциклопедический Словарь

философские категории, выражающиеосновные ступени развития предметов и явлений; возможность - тенденцияразвития предмета; действительность - объективно существующий предмет какрезультат реализации некоторой возможности. Различают абстрактную, илиформальную (для осуществления которой нет всех необходимых условий), иреальную (обладающую для своей реализации всеми необходимыми условиями)возможности.

Возможность И Действительность – Философский словарь

Категории философии, выражающие одну из важнейших сторон объективного закономерного процесса развития. В процессе своего развития новое не сразу утверждает себя в действительности. Оно выступает сначала лишь как возможность.

Возможность И Действительность – Философский словарь

Категории, с помощью к-рых отображается развитие материального мира. Категория В. фиксирует объективную тенденцию развития существующих явлений, наличие условий их возникновения или, как минимум, отсутствие обстоятельств, препятствующих этому возникновению. Категория Д. представляет любой объект (предмет, состояние, ситуацию), к-рый уже существует в качестве реализации некой В. Переход В. в Д. основан на причинной связи явлений объективного мира. Различают реальную и абстрактную В. Абстрактная (или формальная) В. выражает отсутствие к.-л. условий, порождающих нек-рое явление, но вместе с тем и отсутствие условий, препятствующих его возникновению. Этим понятием обозначают также слабо выраженную тенденцию в развитии явления. Реальная В. означает наличие ряда необходимых условий реализации (превращения в Д.) данного явления. Абстрактная В. при известных обстоятельствах может стать реальной и наоборот. Количественное отношение между ними может выражаться степенью вероятности возникновения явления (Вероятностей теория). Область объективных возможностей, условия реализации к-рых зависят от сознательной, целенаправленной деятельности человека, есть тем самым сфера его свободы (Свобода и необходимость). Учет реальных В., деятельность по превращению нек-рых из них в Д., устранение опасности реализации и даже возникновения нежелательных В.- важнейшая практическая задача человека. В интересах этой деятельности проводится и теоретический анализ В., в частности ее соотношения с необходимостью и случайностью. В. становится Д. тогда, когда создается или возникает полный набор условий существования определенного явления. Поэтому, чем больше таких условий и чем более они существенны, тем ре-лльнее оказывается В. Так, В. возникновения экономических кризисов товарного производства уже заключена в актах товарного обмена. Но превращение этой В. в Д. требует целой совокупности условий и отношений, к-рой в рамках простого товарного производства еще не существует. Они возникают в развитом капиталистическом об-ве; и тогда кризисы и спады производства становятся необходимостью. Комбинируя в ходе практической деятельности определенные материалы и силы природы, человек способен вызвать к жизни те явления, к-рые ему желательны (создав полный комплекс условий возникновения такого явления), и устранить нежелательные (путем ликвидации их причин). Такая деятельность ограничена рамками объективных законов мира и должна осуществляться в соответствии с ними.

Возможность И Действительность – Философский словарь

Модальные характеристики бытия, выражающие, с одной стороны, тенденцию становления, с другой - ставшую реальность. Если понятие В. выражает объективно существующую тенденцию изменения предмета, возникающую на основе определенной закономерности его развития, то Д. - объективно сущее, наличное состояние предмета, конституированное в качестве фрагмента бытия. В широком смысле слова, Д., т.обр., есть совокупность всех реализовавшихся В. и предметно совпадает с феноменом наличного бытия. Выступая в качестве парных категорий, В. и Д. могут быть охарактеризованы с точки зрения взаимоперехода: В. возникает в рамках Д. как одна из тенденций и потенциальных перспектив ее эволюции, презентируя будущее в настоящем, воплощая тем самым эволюционный потенциал Д. (как, по примеру Аристотеля, статуя Гермеса в мраморной глыбе), а превращение В. в Д. (актуализация) порождает новые В. Однако, претворение в жизнь одной из В., ее превращение в Д., означает в то же время и неосуществленность всех других, альтернативных В. (их сохранение в качестве В. или превращение в невозможность). Таким образом, в контексте взаимодействия В. и Д. конституируется категория невозможности как того, что не может быть артикулировано в качестве Д. ни при каких условиях и не может быть помыслено без нарушения логического закона непротиворечивости суждения. Наряду с этим, противостоя невозможности, В. противостоит и необходимости, т.е. тому, что не может не стать Д., в отличие от которой В. соизмеряет свой статус потенциальности с вариативной перспективой. (В связи с сопоставленностью Д. с необходимостью, В. - из соображений симметрии - ставится в соответствие со случайностью, которая характеризует В. или невозможности тех условий развития предмета, при которых В. - с необходимостью - превратится в Д.). Различные виды В. могут быть систематизированы с помощью следующих типологических оппозиций: 1) формальная В., т.е. все то, что не исключено сущностными законами развития предмета и может быть помыслено в непротиворечивой форме в качестве потенциальных версий его развития (см. гегелевский пример о формальной возможности того, что турецкий султан станет папой Римским), и В. реальная, т.е. такая, которая не только может быть помыслена без нарушения законов формальной логики, но и сохраняет потенциал актуализации при ее сопоставлении с другими В. (в этом контексте конституируется понятие вероятности как количественной меры В.: "максимальная вероятность" означает акт превращения В. в Д.); 2) абстрактная В., т.е. такая, условия реализации которой, в свою очередь, выступают в качестве возможных, и конкретная В., превращение которой в Д. может быть осуществлено на наличном уровне развития предмета; 3) обратимая В., превращение которой в Д. симметрично трансформирует статус прежней Д. в возможный (фигура маятникообразного взаимопревращения), и необратимая В., превращение которой в Д. придает прежней Д. статус невозможности. Термины В. (dinamis) и Д. (energeia) были введены впервые в "Метафизике" Аристотеля, однако объективно дифференциация актуального и потенциального существования обнаруживает себя уже в рамках натурфилософии, начиная со старших физиков: так, у Анаксимандра, Анаксагора, Демокрита Д., т.е. наличный, эмпирически данный Космос представляет собою лишь один из возможных вариантов организации исходного субстанциального начала как неограниченности В., причем эта В. обратима (см., например, ритмические пульсации космизации и апейронизации мира у Анаксимандра, гераклитовский огонь, "мерами разгорающийся и мерами погасающий" и т.п.). Наряду с этим, в философии элеатов оформляется апория о невозможности В., ибо сущее не может возникнуть ни из сущего (ибо в этом случае отсутствует реальное возникновение), ни из несущего (что невозможно). Аналогично - в рамках мегарской школы (см. Сократические школы) оформляется идея о том, что возможной является только Д., ибо вне Д. не может быть В. ("возможностью можно обладать только в акте"). На базе критики означенной аргументации ("такие утверждения упраздняют всякое движение и возникновение") выстраивается концепция В. и Д. Аристотеля. В. связывается у Аристотеля с материальным, а Д. - с формальным началами, - под Д., таким образом, понимается то, что обрело форму, вид, эйдос. Аристотель интерпретирует взаимодействие В. и Д. в контексте процессуального изменения бытия ("осуществление того, что существует в В., есть движение") при безусловном примате Д. ("существующее актуально возникает из существующего потенциально под действием существующего актуально"). Понятия В. и Д. лежат у Аристотеля в основе логической теории модальности, детерминируя классификацию суждений - по критерию модальности - на "ассерторические" ("суждения Д."), "проблематические" ("суждения В.") и "аподиктические" ("суждения необходимости"). В средневековой схоластике energeia и dinamis были переведены на латынь как actus (акт) и potentia (потенция), что обрисовывает основные векторы интерпретации их соотношения в рамках аристотелевской парадигмы. Однако, многочисленные неортодоксальные ответвления и вариации схоластических концепций, задающие радикально новые ракурсы видения проблемы В. и Д., выходят далеко за границы этой схемы. В этом контексте наиболее плодотворна доктрина Иоанна Дунса Скота, интерпретирующего понятия В. и Д. в контексте модальной онтологии: В. рассматривается им как сфера концептуальной непротиворечивости, логическая В. иного мироустройства как альтернатива Д. В новоевропейской философии механицизм и радикальная ориентация на естествознание обусловили отрицание объективного существования В. как случайной (в связи с трактовкой случайности как проявления незнания): "случайным и возможным называется вообще то, необходимую причину чего нельзя разглядеть" (Гоббс). У Лейбница положение о всеобщей необходимости, исключающей какую бы то ни было В., фундирует известный тезис о сущем мире как единственно возможном и, следовательно, наилучшем. Наряду с этим, в качестве гипотетической модели в философии Лейбница была выдвинута идея о "конкуренции" между различными В. как вариантами мира, в контексте которой была сформулирована мысль о своего рода шкале вероятностей реализации той или иной версии бытия. Критическая философия Канта трактует В. и Д. в качестве априорных категорий модальности: "что согласуется с формальными условиями опыта (что касается наглядных представлений и понятий), то это возможно... Что согласно с материальными условиями опыта (ощущение), то действительно... То, связь чего с действительностью определяется согласно общим условиям опыта, существует необходимо". В рамках гегелевской концепции осуществлено синтетическое рассмотрение В. и Д.: В. выступает как абстрактный момент Д.: "В. есть то, что существенно для Д., но она существенна таким образом, что она вместе с тем есть только В. Реализованная В., конституировавшаяся в качестве Д., обретает все параметры существования: Д. есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего; Д. есть конкретное единство сущности и явления". Высказанные в рамках классической философской традиции версии отношения В. и Д. (в частности, идеи Иоанна Дунса Скота, Лейбница, немецкой классики) сыграли значительную роль в становлении модальных концепций семантического анализа в рамках неклассической философской парадигмы (Карнап, С. Кангер, Р. Монтегю, Хинтикка, С. Крипке, А. Прайор, А. Мередит, И. Томас и др.). Проблема взаимоотношения В. и Д. артикулируется в неклассической философии как проблема возможных миров (см. Возможные миры). Проблема В. и Д. актуальна и для социального вектора философствования, ибо принципиально статистическая природа социальных закономерностей имеет своим следствием шлейф нереализованных В., тянущийся за реализованной и свершившейся Д., и если для историка предметом изучения является только имевшее место быть (Д. истории), то для философа в качестве предмета выступают именно те веера канувших в Лету В., которые открывались каждым поворотным событием прошлого. М.А. Можейко

Возможность И Действительность – Философский словарь

Философские категории, выражающие своим соотношением процессы развития, взаимопереходы скрытого и видимого, потенциального и кинетического, сущности и явления, внутреннего и внешнего. (1) В повседневном смысле В. обычно противопоставляют невозможное, а Д. - недействительное. Согласно В. И. Далю, В. - а) исполнимость, сбыточность, разрешимость; б) отсутствие помех или запретов; в) мощь, сила, власть, могущество, достаток, средства, богатство. Д. - а) все то, что есть, невымышленно, истинно, свершено; б) живое, жизненное, находящееся в движении плотью или духом; в) проявляющее силу, производящее своей силой, действующее. Этимологическое значение слова "действительность", вероятно, восходит к лат. deus (бог), сопряжено с творением, со светом сущности; русское слово "день" (эквивалент англ. day) также имеет смысловое отношение к понятию "света божьего". Слову "возможность" в греч. языке соответствует "динамическое" (т. е. силовое, потенциальное, некие источники, запасы), а слову "действительность" - "энергетическое" (т. е. действующее, движущее). В философском плане категории В. и Д. получили наибольшее развитие в трудах Аристотеля и Гегеля. (2) В философии Аристотеля В. и Д. в первую очередь берутся как категории языка. В формально-логическом аспекте Аристотель подразделяет все человеческие суждения на суждения В., суждения Д. и суждения необходимости. Например, суждение "А, возможно, станет Б" относится к суждениям В., а суждения "А есть Б" и "А не есть Б" - к суждениям Д. (см.: Аристотель. Первая аналитика 12 // Аристотель. Аналитики. М., 1952). В "Метафизике" категории В. и Д. обсуждаются в онтологическом плане, с их помощью Аристотель по-своему решает проблему, происходит ли нечто из ничего или из чего-то. Он подразделяет бытие на потенциальное и актуальное и трактует становление некоторой вещи как переход от В. к Д. (семя - человек в потенции, глыба мрамора - будущее изваяние Гермеса и т. д.). Существующее происходит не из ничего, а из чего-то другого, существующего через изменение последнего. Само изменение - это переход от того, что существует в В., к тому, что существует в Д. Например, возможная белизна изменяется в действительную белизну. Т. о., не следует определять В. как то, чего еще нет, в противоположность Д. как чему-то уже имеющемуся; следует говорить о В. и Д. как двух видах объективного существования. Нечто бывает либо В., либо Д., однако не пребывает в этих состояниях одновременно. "Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле..." (Аристотель. Метафизика. М Л., 1934, с. 63). Более конкретное различение "существования в возможности" и "существования в действительности" Стагирит проводит в теории материи и формы. Материя сама по себе есть только В. формы. Благодаря присоединению к ней формы она превращается в конкретную вещь, в нечто целое, индивидуальное и Д.; именно форма делает материю Д. Если вещь изменяют, то в итоге вещь получает больше формы, чем имела прежде. Та вещь, которая имеет больше формы, более Д. Аристотель также увязывает В. со способностью, а Д. - с деятельностью и целеполаганием; целью является Д., и ради именно этой цели принимается способность. В., или "динамическое", есть нечто "в себе", задаток, а также материя, которая может принимать все формы, не будучи сама формирующим началом. Д., или "энергетическое", есть осуществляющаяся форма. Энергия - чистая деятельность из самой себя; деятельность - процесс самоопределения, реализующая себя всеобщая цель. Аристотель различает три вида субстанции: 1) чувственно ощутимую и конечную - у нее есть некая материя, от которой деятельная форма еще не отличена; 2) более высокий вид субстанции, в котором два полюса - полюс пассивной материи как В. и полюс активной цели, осуществляемой умом (мыслью) через деятельность (тут деятельность существенно первична); 3) высший вид субстанции - для себя сущая, неподвижная, все приводящая в движение, не обладающая никакой материей, чистая деятельность (Бог). Бог понимается как неподвижный деятель, существующий до всякой В. по существу, а не во времени. Сущность Бога проста - это чистая деятельность, энергией которой совершается переход от В. к Д. в форме видимого в природе и выполняется конечная цель непрерывно и моментально творить все космические потенции и улучшать вселенную. Видов актуализации существует столько же, сколько есть видов движения, энергии. По существу и логически Д. предшествует В.; активная форма придает пассивным В. способность превратиться в Д.; в этом смысле развитие есть смена одной Д. другой. (3) В философии Гегеля усиливается диалектическая взаимосвязь В. и Д. "Действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего" (Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1975, с. 312). В Д. содержится уже снятая В. "Возможность есть то, что существенно для действительности, но существенно таким образом, что есть вместе с тем только возможность" (там же, с. 315). Что действительно, то возможно. Принадлежа виртуальной сфере сущности (снятому бытию), В. содержит в себе прошлую Д., является неопределенным вместилищем всего вообще. Однако как форма существенности В. недостаточна потому, что безгранично многообразна и неопределенна: возможно все, что не противоречит себе. Свой недостаток В. стремится восполнить через превращение одной из множества В. в Д. "То, что действительно, может действовать, свою действительность нечто выказывает через то, что оно производит" (Гегель. Наука логики. В 3 т. Т 2. М., 1971, с. 193). Д. конкретнее, чем В., сущность или явления сами по себе; В. - абстрактный момент Д. Переход В. в Д. есть развитие абстрактного до уровня конкретного. В основании процессов взаимоперехода В. и Д. находится энергия субстанции. Бытие субстанции - в самом ее действии. "Переводя возможное в действительность с ее содержанием, субстанция обнаруживает себя как созидательную мощь, а возвращая действительное в возможность, она обнаруживает себя как разрушительную мощь" (там же, с. 206). Гегель описывает разные виды В. и Д.: формальную и реальную В., формальную и реальную Д., обсуждает взаимосвязи категорий В. и Д. с категориями необходимости и случайности. Формальная В. - "неопределенное вместилище всего вообще. В смысле этой формальной возможности возможно все, что не противоречит себе" (там же, с. 188 - 189). В отличие от нее реальная В. уже не может быть чем-то иным, но только одним, "...реальная возможность составляет все условия в целом... рассеянную действительность..." (там же, с. 194). Когда все условия сути дела полностью налицо, то она вступает в Д.: "Реальная возможность... уже сама есть необходимость" (там же, с. 196). Формальная Д. - это существование вообще (ибо все возможное имеет некоторое бытие), связанное со случайностью. "Случайное - это нечто действительное, определенное в то же время лишь как возможное, иное которого или противоположность которого также есть" (там же, с. 191). "Реальная действительность, как таковая, - это прежде всего вещь со многими свойствами, существующий мир" (там же, с. 193). Ныне подразделение В. на формальные (абстрактные) и реальные (конкретные) общепринято. (4) Отрицание объективного характера В. было характерно для материализма XVII - XVIII вв. Например, Т. Гоббс понимал под В. то, необходимую причину чего нельзя разглядеть, а под Д. - просто объективную реальность. Для Канта В. и Д. были априорными категориями модальности, причем он различал логическую, реальную и практическую В. Сегодня В. количественно измеряют через вероятность по шкале от 0 до 1. Вероятность - мера необходимого в возможном (В. И. Корюкин, М. Н. Руткевич), степень близости В. к Д. Д. В. Пивоваров

Возможность Логическая – Словарь логики

Одна из модальных характе­ристик высказывания, наряду с «необходимостью», «невозмож­ностью» и «случайностью»; высказывание возможно, если его от­рицание не является логически необходимым. В. л. обычно выражается оборотом «возможно, что A» (A - какое-то высказывание), но может выражаться и иначе. Кроме того, слово «возможно» используется для выражения онтологической возмож­ности (см.: Онтологическая модальность), деонтической возможно­сти, или разрешения (см.: Деонтическая модальность), и др. В. л. обычно определяется как внутренняя непротиворечивость высказывания. Высказывание «Коэффициент полезного действия паровой машины равен 100%» внутреннее непротиворечиво и, зна­чит, логически возможно. Но высказывание «К.п.д. такой машины выше 100%» противоречиво и потому логически невозможно. В. л. может быть определена и через понятие логического закона: логически возможно высказывание, не противоречащее законам логики (высказывание, совместимое с этими законами; высказы­вание, отрицание которого не вытекает из законов логики). В. л. шире онтологической (фактической, физической) возмож­ности: возможное фактически является возможным и логически, но не наоборот. К примеру, двигатель с к.п.д. 100% возможен логи­чески, но физически невозможен. Круговые орбиты планет воз­можны логически, но невозможны физически. В. л. изучается модальной логикой в связи с понятиями необхо­димости, случайности и др. В число законов, устанавливаемых этой логикой, входят, в частности, утверждения: о из истинности высказывания вытекает его возможность, но возможность слабее истинности (напр.: «Если вирусы являются живыми организмами, то возможно, что они - живые организ­мы»); о логическое противоречие не является возможным высказы­ванием («Неверно, что возможно, что на Венере есть жизнь и нет жизни»); о возможно первое или второе, если и только если возможно первое или возможно второе («Возможно, что письмо будет от­правлено или сожжено, только если возможно, что оно будет от­правлено, или возможно, что оно будет сожжено»); о высказывание возможно, если и только если его отрицание не является необходимым («Возможно, что птицы летают, только если неверно, что необходимо, что они не летают»); о высказывание необходимо тогда и только тогда, когда его отрицание не является возможным («Необходимо, что холостяк не является женатым, только если невозможно, чтобы холостяк был женат»), и т. п. Понятие возможности и понятие необходимости являются, та­ким образом, взаимно определимыми. Всякое рассуждение, говоря­щее о возможности, можно перефразировать в рассуждение о не­обходимости, и наоборот, так что нет нужды использовать эти понятия наряду друг с другом. В модальной логике в качестве ис­ходного принимается обычно одно из них. Невозможность опре­деляется как отрицание возможности, а случайность - как воз­можность и самого высказывания, и его отрицания.

Возможность Логическая – Философский словарь

Одна из модальных характеристик высказывания, наряду с "необходимостью", "невозможностью" и "случайностью"; высказывание возможно, если его отрицание не является логически необходимым. В. л. обычно выражается оборотом "возможно, что A" (A - какое-то высказывание), но может выражаться и иначе. Кроме того, слово "возможно" используется для выражения онтологической возможности (см.: Онтологическая модальность), деонтической возможности, или разрешения (см.: Деонтическая модальность), и др. В. л. обычно определяется как внутренняя непротиворечивость высказывания. Высказывание "Коэффициент полезного действия паровой машины равен 100%" внутреннее непротиворечиво и, значит, логически возможно. Но высказывание "К.п.д. такой машины выше 100%" противоречиво и потому логически невозможно. В. л. может быть определена и через понятие логического закона: логически возможно высказывание, не противоречащее законам логики (высказывание, совместимое с этими законами; высказывание, отрицание которого не вытекает из законов логики). В. л. шире онтологической (фактической, физической) возможности: возможное фактически является возможным и логически, но не наоборот. К примеру, двигатель с к.п.д. 100% возможен логически, но физически невозможен. Круговые орбиты планет возможны логически, но невозможны физически. В. л. изучается модальной логикой в связи с понятиями необходимости, случайности и др. В число законов, устанавливаемых этой логикой, входят, в частности, утверждения: 1. из истинности высказывания вытекает его возможность, но возможность слабее истинности (напр.: "Если вирусы являются живыми организмами, то возможно, что они - живые организмы"); 2. логическое противоречие не является возможным высказыванием ("Неверно, что возможно, что на Венере есть жизнь и нет жизни"); 3. возможно первое или второе, если и только если возможно первое или возможно второе ("Возможно, что письмо будет отправлено или сожжено, только если возможно, что оно будет отправлено, или возможно, что оно будет сожжено"); 4. высказывание возможно, если и только если его отрицание не является необходимым ("Возможно, что птицы летают, только если неверно, что необходимо, что они не летают"); 5. высказывание необходимо тогда и только тогда, когда его отрицание не является возможным ("Необходимо, что холостяк не является женатым, только если невозможно, чтобы холостяк был женат"), и т. п. Понятие возможности и понятие необходимости являются, таким образом, взаимно определимыми. Всякое рассуждение, говорящее о возможности, можно перефразировать в рассуждение о необходимости, и наоборот, так что нет нужды использовать эти понятия наряду друг с другом. В модальной логике в качестве исходного принимается обычно одно из них. Невозможность определяется как отрицание возможности, а случайность - как возможность и самого высказывания, и его отрицания.

ВОЗМОЖНОСТЬ синоним

возможность

Синонимы:

вероятие, вероятность, виртуальность, выполнимо, выполнимость, допустимость, достижимость, запас, мочь, осуществимость, потенциал, потенциальность, потенция, право, ресурс, риск, случай, способность, шанс, эвентуальность

+ ВОЗМОЖНОСТЬ ударение, формы слова - Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку

+ ВОЗМОЖНОСТЬ - С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

2. Средство, условие, обстоятельство, необходимое для осуществления чего-н. Большие возможности. Упущенная в. В. роста.

Дать ~ позволить, сделать возможным. Дать ~ учиться.

Иметь ~ располагать необходимыми условиями, средствами. Имеет ~ отдохнуть.

По возможности (по мере возможности) насколько возможно. Помогает по возможности (по мере возможности).

При первой возможности как только возникает ~.

До последней возможности до тех пор, пока есть ~, силы.

+ ВОЗМОЖНОСТЬ - Малый академический словарь русского языка

ВОЗМОЖНОСТЬ это

возможность

И, ж.

Осуществимость, допустимость чего-л. (обычно при наличии каких-л. условий).

Пьер был прав, говоря, что надо верить в возможность счастья. Л. Толстой, Война и мир.

Как много счастья может заключаться в простой возможности идти, куда хочешь. Куприн, Поединок.

Наличие условий, благоприятных для чего-л., обстоятельств, способствующих чему-л.

Я никогда не забывал отчий дом и, как только представлялась возможность, ездил в свою Глотовку хоть бы на несколько дней. Исаковский, На Ельнинской земле.

Репетиторством я порядочно зарабатываю и имею возможность выписывать по каталогам книжки из Москвы. Куприн, Круг царя Соломона.

3. мн. ч. (возможности, -ей)

с определением.

социально и/или природно обусловленная сфера вероятной реализации сил и способностей индивида. В когнитивной психологии В. индивида рассматриваются как зависящие от скорости переработки информации и сохранения ее объема; в социальной психологии В. рассматриваются в отношении к уровню притязаний. Психология творчества рассматривает В. как определяемые генетическими и социальными факторами. Усредненные пределы индивидуальных В. составляют признанную обществом норму. Особое место В. занимают в судебной психологии, где действует принцип ultra posse nemo obligatur - никто не может быть обязанным (действовать) сверх своих возможностей. В спортивной психологии вопрос о допустимых психологических стимулах реализации В. спортсмена служит предметом специальных исследований и оживленных дискуссий. Вопрос о том, могут ли человеческие В. быть отчуждены и воплощены в программах компьютеров, в настоящее время можно считать решенным положительно, но многие психологи продолжают считать, что существует круг специфически личностных В., принципиально неотчуждаемых и невоспроизводимых. Расширение человеческих В. за пределы нормы с помощью биохимических и биоинженерных методов в настоящее время осуждается общественным мнением, но подобная перспектива существует. А.А. Брудный

ВОЗМОЖНОСТЬ

В теории восприятия Дж. Гибсона "привлекательное" качество объекта или явления. Так, одна из возможностей молотка – "охва-тываемость", возможность крепко его держать, стула – "сидебельность", возможность на нем сидеть. Понятие возможности относится к существенным свойствам предметов и явлений.

Возможность

1. – то, что при определенных обстоятельствах должно случиться; 2. то, что индивид считает себя способным осуществить при определенных условиях. В значительной степени зависит от реалистичности знаний относительно самого себя. Люди с реалистическим знанием себя обычно имеют более или менее адекватное представление о своих истинных возможностях, они не возьмут «ношу не по себе» и не дают несбыточных обещаний, в отличие, например от пациентов с неврастенией, склонных взваливать на себя непосильные обязанности или обещать сделать нечто очень трудное; 3. в теории восприятия Д.Гибсона – существенное, «привлекательное» качество объекта или явления. Так, в стуле привлекает то, что на нем можно сидеть.

возможность

возможности, ж. (книжн.).

    только ед. Отвлеч. сущ. к возможный. Возможность такого решения весьма сомнительна.

    только ед. То, что можно себе представить, что может осуществиться. Возможность не превращается в действительность автоматически.

    Удобный случай, благоприятное для чего-н. стечение обстоятельств. Представляется возможность поехать на юг. Открылась возможность. Разные возможности.

    только мн. Средство для осуществления своих интересов. Материальные возможности (денежные средства). Недостаточность плана в сравнении с производственными возможностями. У него большие возможности. По возможности или по мере возможности (по силе возможности неправ.), в знач. вводного слова - насколько представляется возможным.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

возможность

Средство, условие обстоятельство, необходимое для осуществления чего-н. Большие возможности. Упущенная в. В. роста.* Дать возможность - позволить,сделать возможным. Дать возможность учиться. Иметь возможность - располагать необходимыми условиями, средствами. Имеет возможность отдохнуть. По возможности (по мере возможности) - насколько возможно. Помогает по возможности (по мере возможности). При первой возможности - как только возникает возможность. До последней возможности - до тех пор, пока есть возможность, силы.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

возможность

    1. Допустимость, осуществимость чего-л. (обычно при наличии каких-л. условий).

      Способность чего-л. возникнуть и существовать при определенных условиях, стать действительностью (в философии).

    1. Наличие условий, благоприятных обстоятельств и т.п., способствующих осуществлению чего-л.

      Удобный случай, благоприятное стечение обстоятельств для осуществления чего- л.

  1. также возможности (1).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Возможность

Возможность - направление развития, присутствующее в каждом явлении жизни ; выступает и в качестве предстоящего, и в качестве объясняющего, то есть как категория .

Понятие возможности , или потенции, в паре с понятием акта разработал в своих трудах Аристотель. Баумгартен определял возможное как "то, что не содержит противоречия". На категориальный характер понятия указывали Г. Ихгейзер (1933), А. Гелен и В. Камлах. Философские основы категориального толкования были заложены В. Дильтеем.

Понятие возможности не вполне объяснимо рациональным путём: в каждой возможности присутствует вероятная невозможность, «возможность невозможного». Возможность не определяется познанием того, что может быть. Познание вероятностей, возможностей не всегда влияет на нашу возможность . На изучении возможности основывается, главным образом, исследование бытия и события .

Примеры употребления слова возможность в литературе.

С десятого июня были запрещены всякие самостоятельные передвижения военнослужащих, чтобы исключить возможность действия абверовской агентуры.

Лишь в час десять, на дневной поверке появится у Остина возможность обратиться к начальству, но Абель надеялся, что она не будет использована.

Вот теперь и м-р Абеляр, который владел английским исключительно хорошо, говорил мне нечто подобное, но я по-прежнему не могла понять, что он имеет в виду, когда говорит о тонком теле, или двойнике, и как можно получить доступ к его таинственным возможностям .

Я заинтересовалась, не является ли м-р Абеляр мастером боевых искусств, но прежде чем я успела его об этом спросить, он продолжил: - Настоящие мастера боевых искусств - насколько я знаю их по описаниям Клары, которая прошла курс обучения разным стилям единоборств в Китае, - стремятся достичь возможности управлять своим тонким телом, сказал он.

Непонятным образом Кант-Лапласовская гипотеза и признание возможности абиогенеза связались с диалектическим материализмом, и их отрицание считалось с диалектической точки зрения недопустимым.

Купола возводились для того, чтобы старатели имели возможность измельчить материнскую породу и отделять ее от абиссальных кристаллов.

Когда вернется Абрамов, надо будет разбираться с долгом -- а пока можно только радоваться, что ни Ирки, ни Кости с Емелей нет: он слишком хорошо помнил истории о людях, спешащих выбить долг быстро и бессмысленно, не давая должникам возможность его отработать.

Такой подход к российской революции дает возможность взвешенно оценить ее саму, не скатываясь на позиции абсолютизации роли февральского заговора буржуазии или собственно вооруженного восстания в Октябре 1917 года.

Поэтому с абсолютизацией знания в таком порядке существования связаны либо тайная ложная вера в возможность окончательно установить правильное устройство мира, либо безнадежное воззрение на все человеческое существование.

То безусловное значение, та абсолютность, которую он вообще справедливо за собою признает, но несправедливо отнимает у других, имеет сама по себе лишь потенциальный характер - это только возможность , требующая своего осуществления.

ГИСТАДРУТ, полиция, суды, муниципалитеты со своими чиновниками, организация защиты прав потребителя, адвокатура, СОХНУТ, Министерство Абсорбции, прочие государственные и общественно-государственные организации, иные структуры - все они против новых иммигрантов, все они не только не защищают их, но, наоборот, при ЛЮБОЙ возможности готовы немедленно стать тем окриком, шлепком, кнутом или нагайкой, которые в отношении новых иммигрантов служат единственной цели: уничижения последних.

Такой определенный образ отяжелил бы авантюрный сюжет, ограничил бы авантюрные возможности .

Установленное нами формальное сходство героя Достоевского с авантюрным героем объясняет лишь художественную возможность введения авантюрного сюжета в ткань романа.

Во льду Авачинской губы прорубили канал и подвели суда ближе к выходу, чтобы при первой возможности выйти из бухты.