Теоретические модели общества в социальной философии. Основные теоретические модели общества (К

  • 7.Проблемное поле и основные этапы развития античной философии. Специфика древнегреческого философского мышления.
  • 8. Философия и религия. Статус и функции философии в средневековой культуре.
  • 9.Философия эпохи Возрождения: основные направления и этапы развития.
  • 10.Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Дилемма эмпиризма и рационализма.
  • 11.Философия и идеология в эпоху Просвещения.
  • 12.Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции.
  • 13. Марксистская философия: ее сущность, основные этапы развития и значение в истории цивилизации.
  • 14. Философия и национальное самосознание. Основные идеи и этапы развития философии в Беларуси
  • 15. Классики философской мысли Беларуси. Роль и влияние их наследия на развитие современной культуры.
  • 14-Й вопрос – обзорный, внимание больше на периодизацию, меньше на особенности учений отдельных философов. 15-й вопрос – наоборот.
  • 16.Основные особенности и этапы развития русской классической философии.
  • 17.Тематическое пространство и основные традиции в русской философии конца хiх–хх вв.
  • 18.Философия в современном мире: социокультурный статус и основные функции.
  • 19.Понятие «метафизика». Изменение статуса метафизики в истории философии.
  • 20.Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.
  • 21.Природа как объект философского и научного анализа.
  • 22.Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосферы».
  • 23.Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.
  • 24.Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии
  • 25. Научные и философские модели антропогенеза.
  • 26. Экзистенциальные характеристики личности.
  • 27.Сознание человека как предмет филос. Рефлексии. Основные традиции анализа сознания в философии.
  • 28. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
  • 29. Основные интерпретации проблемы субъекта и объекта познания в истории философии
  • 30. Структура и основные характеристики познавательного процесса
  • 31. Познание как творчество. Явное и неявное знание. Знание и вера
  • 32. Проблема истины в познании. Классическая концепция истины и ее альтернативы
  • Наука, ее когнитивный и социокультурный статусы
  • 34. Перспективы развития науки и ее гуманистическое измерение
  • 35.Основные философско-теоретические модели общества
  • 36.Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике
  • 37.Проблема субъекта и движущих сил истории
  • 38.Развитие общества как цивилизационный процесс. Основные типы цивилизаций
  • 39.Система хозяйствования в цивилизационном процессе: понятие техники и технологии
  • 40.Социальная структура общества и стратификационные отношения в современном мире
  • Вопрос 40 – более общий по отношению к вопросу 41.Особое внимание в вопросе 41 – соотношению понятий «народность», «этнос» и «нация.
  • Феномен власти в жизни общества. Структура и функции власти
  • Власть и политика. Политическая система общества, ее сущность, типы и функции.
  • 44.Власть и государство. Исторические типы и формы государства
  • 45.Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология
  • 46. Традиции и новации в динамике культуры
  • 47.Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство, религия как феномены культуры
  • 53.Проблема начала и конца науки.
  • 54.Научное и вненаучное знание: их возможности и границы.
  • 35.Основные философско-теоретические модели общества

    Раздел философии, посвященный исследованию общественной жизни, называется социальной философией . Становление социальной философии как особой дисциплины философского знания относится к 20–40-м гг. XIX в.

    Предметом социальной философии являются наиболее общие основания, условия и закономерности жизни общества. В литературе приводятся разнообразные определения общества. В частности, общество определяется как:

    – выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой объективных законов развития;

    – система («мир») человеческой деятельности, а также ее объективное условие и результат;

    – система взаимодействия между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей;

    – система социальной коммуникации между людьми, реализующими свои интересы на основе существующих общих ценностей культуры;

    – система отношений между социальными группами с характерными для них корпоративными интересами;

    – система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума;

    – система взаимосвязанных и взаимодополнительных сфер (экономической, политической, социальной и духовной), в каждой из которых реализуются соответствующие потребности и интересы общества.

    Проблемное поле социальной философии составляют исследования качественной специфики социальной реальности, фундаментальных закономерностей функционирования общества, его ценностных устоев и социальных идеалов, а также логики и перспектив социальных процессов.

    Специфика метода социально-философского познания обусловлена тем, что в отличие от познания естественнонаучного, которое ориентировано на исследование объективно-предметной реальности, социальное познание имеет дело с объект-субъектными и субъект-субъектными взаимодействиями. Социальные события и процессы характеризуются:

    – принципиальной контекстностью: никакой предмет нельзя взять «сам по себе», абстрактно;

    – сложным сочетанием объективных и субъективных факторов;

    – переплетением материальных и духовных проявлений социальной жизни.

    Развитие представлений о социальной реальности происходило в условиях подчас острого противостояния различных подходов. К середине ХIХ в. в обществознании утвердили свои позиции натуралистический, культуроцентристский, психологический подходы.

    Натуралистический подход в социальной философии активно формировался в XVIII в. под влиянием успехов естествознания, развивался в XIX в., а также был распространен и в XX в. Его представители (Томас Гоббс, Поль Анри Гольбах, Шарль Монтескье, Герберт Спенсер, Александр Чижевский, Лев Гумилев и др.) уподобляли общество природным объектам: механическим, биологическим; определяли географические, космические факторы в качестве ведущих в развитии общества.

    Культуроцентристский подход, опиравшийся на труды Иоганна Гердера, Иммануила Канта, Георга Гегеля и др., рассматривал общество как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами.

    Психологический подход, представленный работами Лестера Фрэнка Уорда, Жана Габриэля Тарда, Вильфредо Парето, а затем продолженный в социально-психологической традиции в творчестве Зигмунда Фрейда, Эриха Фромма, Карен Хорни и др., рассматривал общество как особую психическую реальность: в обществе действуют воля; инстинкты; желания; бессознательное индивида; психология групп, масс людей или всего общества.

    Идеи, развитые в рамках этих традиций, оказали большое влияние на развитие социальной философии, для них был характерен определенный редукционизм – стремление мыслителей найти единую субстанцию социального разнообразия, объяснить его близко к идеалам точности и объективизма классического естествознания, преимущественно внеисторическая и созерцательная интерпретация человека как социального субъекта.

    Стремлением преодолеть редукционизм были продиктованы такие влиятельные течения в социальной философии конца ХIХ в., как социологизм и историцизм.

    Социологизм - социально-философская традиция, связанная с трактовкой общества и его развития как объективной реальности, внеположенной индивидуальному сознанию. Концептуальное оформление социологизма связано с именем Эмиля Дюркгейма (1858–1917). Классическое выражение социологизма - марксистская модель социальной реальности. Марксизм отверг субъективизм и идеализм в объяснении социальных явлений, выдвинул материалистическую идею, согласно которой общество - результат развития общественно-исторической практики людей. Выделение объективных (экономических) оснований общественной жизни позволило К. Марксу выявить системную социально-экономическую обусловленность многообразных общественных явлений социально-политического, духовного порядка.

    Историцизм - традиция познания, которая опирается на идею снятия субъект-объектной оппозиции социальной и исторической реальности на основе имманентной включенности в нее познающего субъекта. Основатель традиции Вильгельм Дильтей предложил предметное разграничение естествознания как комплекса «наук о природе» и обществознания как ряда «наук о духе» и обратил внимание на то, что исследование социального, исторического события предполагает не только его объяснение, но и понимание . В рамках программы историцизма представителями баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) была поставлена проблема особых социогуманитарных методов исследования социальной реальности.

    В деятельности этих направлений, если попытаться суммировать все их наработки, сложились три фундаментальных теоретических концепции общества , оказавших заметное влияние на развитие современного обществознания.

    Общество как реляционная система («система общественных отношений»). Исходным для этой концепции является сформулированное К. Марксом материалистическое понимание истории, гласящее, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Иными словами, материальная жизнь общества (то есть способ производства и те экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ) определяет его духовную жизнь (совокупность общественных взглядов, желаний и настроений людей). Общество прежде всего «выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу».

    Основу общества составляют производственно-экономические отношения, которые Маркс называет также материальными и базисными. Материальными они являются, поскольку складываются между людьми с объективной необходимостью, существуя вне и независимо от их воли и желания – чтобы существовать, люди вынуждены совместно участвовать в производстве материальных благ, вступать в торговые связи и т.п.. Базисными же они выступают, поскольку определяют экономический строй общества, а также полностью определяют соответствующую ему надстройку – политические, правовые, нравственные, художественные, религиозные, философские и другие отношения, а также соответствующие им учреждения (государство, политические партии, церкви и т.д.) и идеи.

    Общество как структурно-функциональная система . Основатель школы структурного функционализма в американской социологии ХХ века Толкотт Парсонс , интерпретируя общество, констатирует важную роль индивидуальной деятельности людей. Он исходит из того, что системообразующим элементом общества является именно единичное социальное действие, структура которого включает актора (действующее лицо), цели деятельности, а также социальную ситуацию, представленную средствами и условиями, нормами и ценностями. Поэтому общество можно понять как систему социальных действий субъектов, каждый из которых выполняет определенные социальные роли, положенные ему в соответствии с тем статусом, который он имеет в обществе.

    В дальнейшем Т. Парсонс начинает использовать в интерпретации общества парадигму социологического универсализма , ориентированную не столько на изучение мотивов и смыслов индивидуальных социальных действий, сколько на функционирование обезличенных структурных компонентов общества – его подсистем. Используя системные представления биологии, он сформулировал четыре функциональных требования, предъявляемых к системам:

      адаптации (к физическому окружению);

      целедостижения (получения удовлетворения);

      интеграции (поддержания безконфликтности и гармонии внутри системы);

      воспроизводства структуры и снятия напряжений, латентность системы (поддержание образцов, сохранение нормативных предписаний и обеспечение следования им).

    В обществе эти четыре функции социальной системы, известные под аббревиатурой AGIL (А – адаптация, G – целеполагание, I – интеграция, L – латентность) обеспечиваются соответствующими социальными подсистемами (экономика – политика – право – социализация). Вместе с тем, они дополняют друг друга как части единого социального организма, позволяя соизмерять социальные действия акторов, избегать противоречий. Это достигается с помощью символических посредников – «средств обмена», в качестве которых выступают деньги (А), власть (G), влияние (I) и ценностные приверженности, обеспечивающие общественное признание и доставляющие удовлетворение от занятия любимым делом (L). В итоге достигается равновесие социальной системы и стабильное, бесконфликтное существование общества в целом.

    Общество как результат рационализации социального действия . Известный немецкий социолог и социальный философ конца XIX – начала ХХ вв. Максимилиан Вебер , являющийся основателем «понимающей социологии», также исходит из интерпретации общества как субъективно-объективной реальности. Однако в этом процессе для него определяющим в понимании того, что собой представляет современное общество, выступает характер социальных действий индивидов. Понять его – значит объяснить происходящее в обществе. В этом сущность исследовательского подхода М. Вебера, получившего название методологического индивидуализма .

    Системообразующим элементом в теоретической модели общества М. Вебера является социальное действие, которое в отличие от обычных действий человека обладает двумя обязательными признаками – «субъективным смыслом», который придает человек своему поведению и который мотивирует поступки человека, а также «ожиданием», «ориентацией на Другого», представляющей возможную ответную реакцию на предпринятое социальное действие.

    Характеризуя социальные действия индивидов, М. Вебер выделяет четыре его основных типа, которые встречаются в современном обществе:

      аффективное – основанное на актуальных аффектах и чувствах и определяемое эмоционально-волевыми факторами;

      традиционное – побуждаемое традициями, обычаями, привычками и не являющееся достаточно осмысленным, имеющим характер социального автоматизма;

      ценностно-рациональное – характеризующееся сознательным следованиям принятой в обществе или социальной группе системе ценностей, независимо от реальных его последствий;

      целерациональное – определяемое сознательной постановкой практически значимой цели и рассчетливым подбором соответствующих и достаточных для ее достижения средств, критерием чего выступает достигнутый успех совершенного действия.

    Если в традиционных (доиндустриальных) обществах господствовали первые три типа социального действия, для современной западной цивилизации типичным является целерациональное действие. Приобретая универсальный характер, целерациональное действие ведет к рационализации всей общественной жизни и «расколдованию мира», устранению ориентации на традиционные ценности как предрассудки. Формально-рациональное начало конституирует и определяет существование всех сфер общества и деятельности людей.

    В рассмотренных теоретических моделях общества, также как и в приобретших популярность в ХХ веке концепциях Дж. Г. Мида, Ю. Хабермаса, П. Бурдье и ряда других мыслителей, отчетливо просматривается философское понимание социума как субъективно-объективной реальности. Различие же между ними в том, что рассматривается в них в качестве системообразующих элементов общества, в конечном счете – социальное действие как субстрат «субъективного смысла» или обезличенные социальные структуры, функции которых приобретают объективно-закономерный характер.

    В социальной философии выделяют несколько моделей, объясняющих природу и сущность общества. Кратко охарактеризуем эти модели.

    Модель социологического идеализма господствовала в социальной философии вплоть до середины XIX в. Философы рассматривали общество как хаос отношений, сплошное нагромождение случайностей. Общество понималось как механическая сумма изолированных индивидов. Поскольку общество есть совокупность миллионов независимых друг от друга людей, то в обществе побеждают наиболее выдающиеся личности. Их воля и мнение правит миром. Сторонниками такого подхода были Ж.Ж. Руссо, Г. Гегель, П.Л. Лавров и многие другие.

    Например, русский социолог П.Л. Лавров (1823-1900) полагал, что общество может развиваться лишь действием на него более развитого меньшинства. Развитое меньшинство русский мыслитель называет «критически мыслящими личностями», деятелями цивилизации с развитым самосознанием. Именно эти люди вносят новые ценности, им принадлежит историческая инициатива. Само меньшинство не все сразу приходит к новым идеям, которые появляются в единичных «мозгах» «критически мыслящих личностей» и являются «семенами прогресса».

    Эту модель кратко можно выразить следующим тезисом: «Общественное сознание определяет общественное бытие».

    Выделяют несколько направлений в социально-философской мысли, которые можно отнести к натуралистической модели: географический детерминизм, биологический детерминизм. Их общей характеристикой является понимание общества по аналогии с биологическим организмом, преувеличение значимости географических параметров в развитии общества. Рассмотрим более подробно две разновидности натуралистической модели общества.

    Географический детерминизм возник в начале XVIII в. в трудах Ш. Монтескье, а классическое выражение получил в XIX в. у Г. Бок- ля, Э. Реклю. Географический детерминизм приписывает географическому положению и природным условиям определяющую роль в развитии общества. Историческими предпосылками возникновения данной концепции послужили Великие географические открытия, вызвавшие бурное экономическое и социально-политическое развитие Европы. Важным понятием для представителей натуралистической модели является понятие «географическая среда».

    Географическая среда - это та часть земной природы, которая вовлечена в сферу человеческой деятельности и составляет необходимое условие существования и развития общества. Речь здесь идет о влиянии различных параметров территории, климата, ресурсов, ландшафта на темпы и характер общественного развития.

    Ш. Монтескье (1689-1755) полагает, что жизнь людей, их нравы, законы, обычаи и даже политическое устройство непосредственно проистекают из географических и климатических условий, в которых они живут. «Бесплодие земли делает людей изобретательными, воздержанными, закаленными в труде, мужественными, способными в войне; ведь они должны сами добывать себе то, в чем им отказывает почва. Плодородие страны приносит им вместе с довольством изнеженность и некоторое нежелание рисковать жизнью» .

    Английский историк Г. Бокль (1821-1862) объяснял отсталость колониальных народов спецификой их климата и природы. Г. Бокль говорил о естественности социального неравенства. В последующем эти идеи Г. Бокля составили основу нового направления - геополитики.

    Термин «геополитика» был введен в оборот только в 1916 г. шведским социологом Р. Челленом. В работе «Государство как форма жизни» Р. Челлен рассматривает государство как биологический организм, сформировавшийся под влиянием различных факторов воздействия географической среды на его население. Борьба того или иного государства за жизненное пространство есть не что иное, как естественный закон борьбы за существование - закон жизни всякого живого организма. Именно это лежит в основе того, что «жизнеспособные государства», имеющие стесненное, ограниченное пространство, руководствуются категорическим политическим императивом, согласно которому они вынуждены (и потому имеют право) расширить свою территорию путем колонизации, завоевания. В таком положении была Англия, а в настоящее время находятся Япония и Германия. Поэтому здесь имеет место естественный и необходимый рост в целях самосохранения. Иными словами, войны не только неизбежны, но и необходимы.

    В таком варианте геополитика наряду с расовой теорией составила основу официальной доктрины немецких нацистов и обосновала подготовку ко Второй мировой войне. После Второй мировой войны нацистская геополитика с ее идеями жизненного пространства и расового превосходства была отнесена к числу преступных концепций.

    Другим представителем географического детерминизма является известный советский историк Л.Н. Гумилев, предложивший пассионарную теорию этногенеза. Л.Н. Гумилев вводит такие термины, как «пассионарии», «пассионарность».

    Пассионарии - это люди, у которых пассионарный импульс к реализации жизненно важных целей перевешивает инстинкт самосохранения.

    Пассионарность - повышенная жизненная активность человека, направленная на достижение какой-либо цели.

    С его точки зрения, этнос - биосферный феномен, теснейшим образом связанный с ландшафтом. «Этногенез - природный процесс, флуктуация биохимической энергии живого вещества биосферы. Вспышка этой энергии - пассионарный толчок, происходящий в том или ином регионе планеты, порождает движение, характер которого определяется обстановкой: географической, влияющей на хозяйственную деятельность этноса.. .»

    В биологический детерминизм включены учения и школы, возникшие во второй половине XIX в. на единой принципиальной основе - понимании общественной жизни через законы и категории биологии.

    Английский священник Т. Мальтус (1766-1834) утверждал, что существует некий естественный закон, регулирующий численность населения в зависимости от обеспеченности его продуктами питания. Согласно этому закону, количество людей на планете увеличивается в геометрической прогрессии, в то время как средства существования возрастают только в арифметической прогрессии. Это ведет к абсолютному перенаселению. Следовательно, существует «естественное регулирование» численности населения посредством голода, войн, эпидемий и т.п.

    Английский социолог Г. Спенсер (1820-1903) рассматривал общество как социальный организм, проводил аналогию между биологическим и социальным организмом. Теория эволюции Г. Спенсера была одной из самых популярных в XIX в. Эволюция в обществе - это единство двух взаимосвязанных процессов - интеграции и дифференциации.

    В России данную позицию занимали П. Лилиенфельд, во Франции - А. Эспинас. Например, П. Лилиенфельд полагает, что торговля выполняет в обществе те же функции, что и кровообращение в организме, а функции правительства аналогичны функциям головного мозга. Российский социолог предлагал концепцию социальных болезней, лечить которые призвано правительство и государство, чтобы обеспечить социальное здоровье общества.

    Критически к данной модели уподобления общества биологическому детерминизму относился выдающийся русский социолог конца XIX в. Н.К. Михайловский. В то время, когда господствовала мода на сведение явлений общественной жизни к естественным процессам, когда в социологии видели чуть ли не специальную главу биологии, Н.К. Михайловский проводит черту между социологией и биологией и создает гуманитарную социологию. Необходимо отметить, что и П.Л. Лавров выступал против применения теории Ч. Дарвина и теории Г. Спенсера к пониманию общества.

    В современной социологии существует неоэволюционизм, продолжающий развивать идеи Г. Спенсера, используя достижения современных наук. Неоэволюционизм рассматривает социальную эволюцию как продолжение биологической эволюции, для объяснения происхождения человеческой культуры привлекает новые данные специальных наук. Эволюция понимается также как процесс увеличения дифференциации и сложности организации общественной жизни.

    Основоположниками исторического материализма являются немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс.

    Они подразделили общественные отношения на материальные и духовные, подчеркнув первичность материальных и вторичность духовных отношений. В свою очередь материальные отношения предстали как экономические и внеэкономические. Именно экономические отношения определяют собой все другие отношения и жизнь общества в целом. Принцип первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания является коренным принципом материалистического понимания истории. Кратко данную модель общества можно выразить следующим тезисом: «Общественное бытие определяет общественное сознание».

    Вопросы для обсуждения

    • 1. Как географические факторы влияют на общественное развитие?
    • 2. Какое объединение людей следует считать обществом?
    • 3. Верно ли утверждение, что движущей силой общественного развития выступают выдающиеся личности?
    • 4. Существует ли общественный прогресс?
    • 5. Почему модель биологического детерминизма была наиболее распространенной в философии и социологии XIX в.?

    Темы рефератов

    • 1. Идеальное государство в философии Платона.
    • 2. Теория общественного договора Т. Гоббса.
    • 3. Л.Н. Гумилев и его теория этногенеза.
    • 4. Натуралистическая модель общества: сущность и основные представители.
    • 5. Общество и государство: основания различия.

    Литература

    • 1. Гоббс Т. Левиафан. М., 2001.
    • 2. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995.
    • 3. Гумилев Л.Н. Из истории Евразии. М, 1993.
    • 4. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
    • 5. Платон. Государство. СПб., 2005.
    • Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 394.

    Три фундаментальные теоретические концепции общества, оказавшие заметное влияние на развитие современного обществознания:

    1. Общество как реляционная система («система общественных отношений») поКарлу Марксу (1818-1883).

    Исходным для ее понимания является сформулированное К. Марксом материалистическое понимание истории, гласящее, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Иными словами, материальная жизнь общества, прежде всего способ производства и те экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, определяют духовную жизнь общества - всю совокупность общественных взглядов, желаний и настроений людей. Прекрасно понимая роль субъективной стороны социальной реальности, о чем свидетельствует его замечание, что «история - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека», К. Маркс фокусирует внимание на главном, с его точки зрения, в обществе - системе общественных отношений, ибообщество в первую очередь «выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу». Основу общества составляют производственно-экономические отношения, которые К. Маркс называет также материальными и базисными. Они являются материальными, поскольку складываются между людьми с объективной необходимостью, существуя вне и независимо от их воли и желания. Чтобы существовать, люди, ведя коллективный образ жизни, должны вступать в отношения производственной кооперации, хотя могут и не осознавать их характер. Базисными же эти отношения выступают потому, что определяют экономический строй общества, а также порождают и существенным образом влияют на соответствующую ему надстройку. К ней относятся возникающие на данном базисе и обусловленные им политические, правовые, нравственные, художественные, религиозные, философские и другие отношения, а также соответствующие им учреждения (государство, политические партии, церкви и т. д.) и идеи. Эти отношения К. Маркс называет также идеологическими, ибо они складываются на основе обязательного осознания людьми их

    характера. Такова системная организация общества в интерпретации К. Маркса, в которой надстройка не пассивна по отношению к ба­зису, но тем не менее принципиально определяется им. Не случайно в одной из работ К. Маркс отмечает: «Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом».

    2. Общество как структурно-функциональная система по ТолкоттуПарсонсу (1902-1979) . Основатель школы структурного функционализма в американской социологии XX в. Т. Парсонс так же, как и К. Маркс, интерпретируя общество, констатирует важную роль индивидуальной деятельности людей. В своей первой работе он исходит из того, что именно единичное социальное действие, структура которого включает актера (действующее лицо), цели деятельности, а также социальную ситуацию, представленную средствами и условиями, нормами и ценностями, посредством которых выбираются цели и средства, является системообразующим элементом общества. Поэтому общество можно понять как систему социальных действий субъектов, каждый из которых выполняет определенные социальные роли, положенные ему в соответствии с тем статусом, который он имеет в обществе. Здесь значение субъективной стороны социальной реальности очевидно, ибо, как подчеркивает Т. Парсонс, если что- либо и является существенным для концепции социального действия, так это его нормативная ориентация.

    Однако в дальнейшем Т. Парсонс начинает использовать в интерпретации общества парадигму социологического универсализма, ориентированную не столько на изучение мотивов и смыслов индивидуальных социальных действий, сколько на функционирование обезличенных структурных компонентов общества - его подсистем. Используя системные представления биологии, он сформулировал четыре функциональных требования, предъявляемые к системам: адаптации (к физическому окружению); целедостижения (получения удовлетворения); интеграции (поддержания бесконфликтности и гармонии внутри системы); воспроизводства структуры и снятия напряжений, ла-тентности системы (поддержания образцов, сохранения нормативных предписаний и обеспечения следования им). В обществе эти четыре функции социальной системы, известные под аббревиатурой AGIL (адаптация - целеполагание - интеграция - латентность), обеспечиваются соответствующими подсистемами (экономика - политика - право - социализация), каждая из которых имеет специализированный характер. Вместе с тем они дополняют друг друга как части единого социального организма, позволяя во имя избежания возможных противоречий соизмерять социальные действия акторов. Это достигается с помощью символических посредников - «средств обмена», в качестве которых выступают деньги (А), власть (О), влияние (I) и ценностные приверженности,

    обеспечивающие общественное признание и доставляющие удовлетворение от занятия любимым делом (Ь). В итоге достигается равновесие социальной системы и стабильное, бесконфликтное существование общества в целом.

    3. Общество как результат рационализации

    социального действия по Максу Веберу (1864-1920). Известный немецкий социолог и социальный философ конца XIX - начала XX в. , основатель «понимающей социологии» М. Вебер также исходит из интерпретации общества как субъективно-объективной реальности. Однако в этом процессе для него определяющим в понимании современного общества выступает характер социальных действий индивидов. Понять его - значит объяснить происходящее в обществе. В этом сущность исследовательского подхода М. Вебера, получившего название методологического индивидуализма. Системообразующим элементом в теоретической модели общества М. Вебера, таким образом, становится социальное действие, которое в отличие от обычных действий человека обладаетдвумя обязательными признаками - «субъективным смыслом», который придает человек своему поведению и который мотивирует поступки человека, а также «ожиданием», «ориентацией на Другого», представляющей возможную ответную реакцию на предпринятое социальное действие. Характеризуя социальное действие, М. Вебер выделяет четыре его основных типа, которые встречаются в современном обществе:

    1. аффективное, основанное на актуальных аффектах и чувствах и определяемое эмоционально-волевыми факторами;

    2. традиционное, побуждаемое традициями, обычаями, привычками и не являющееся достаточно осмысленным, имеющее характер социального автоматизма;

    3. ценностно-рациональное, характеризующееся сознательным следованием принятой в обществе или социальной группе системе ценностей, независимо от реальных его последствий;

    4. целерациональное, определяемое сознательной постановкой практически значимой цели и рассчетливым подбором соответствующих и достаточных для ее достижения средств, критерием чего выступает достигнутый успех совершенного действия.

    Особенности философского познания социальной реальности. Основные теоретические модели общества

    Тема 8. Социальная философия

    1. Особенности философского познания социальной реальности. Основные теоретические модели общества.

    2. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

    3. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес. .Политика и право. Гражданское общество и государство.

    4. Социальные отношения. Источники, механизмы и субъекты социальных изменений.

    5. Линœейные и нелинœейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

    6. Понятие и основные философские интерпретации культуры. Философия и диалог культур в современном мире.

    7.Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации в контексте стратегии устойчивого развития.

    Раздел философии, посвященный исследованию общественной жиз­ни, принято называть социальной философией. Проблемы соотношения личности и общества, смыс­ла, направленности, закономерности исторического процесса и др.
    Размещено на реф.рф
    всœегда интересовали философию, однако вплоть до начала XIX в.они занимали в ней второстепенное место. Становление социальной философии как особого раздела философского знания относится к 20-40-м гᴦ. XIX в. Ее появление внутренне связано с началом активного развития социально-гумани­тарных дисциплин - социологии, политологии, культурологии, экономики и др., и в связи с этим крайне важно выделить собственно философский ракурс изучения общества. Так, история описывает и объясняет события, произошедшие в конкретном месте и условиях, а политология занимается проблемами, связанными с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти. Несмотря на то, что общество яв­ляется объектом изучения различных наук, это не отменяет не­обходимости философской рефлексии над обществом, над раз­личными концепциями и направлениями, в которых предпри­нимаются попытки анализа и объяснения самых разнообраз­ных явлений социальной жизни. Предметом социальной философии являются наиболее общие ос­нования, условия и закономерности жизни общества. Она также исследует общие законы становления и развития общества, специфику и взаимовлияние общественного бытия и духовного мира людей, виды общественных отношений, функционирование и роль разнообразных социальных институтов.

    Общество - это сложноорганизованная саморазвивающаяся система, включающая в себя индивидов и социальные общности, объединœенные кооперативными связями и процессами саморегуляции и самовоспроизведения. Ее проблемное поле составляют исследования качественной специфики социальной ре­альности, фундаментальных закономерностей функционирования обще­ства, его ценностных устоев и социальных идеалов, а также логики и пер­спектив социальных процессов.

    Философия выстраивает различные иссле­довательские программы в обществознании, предлагает аль­тернативные модели философии истории, философии морали, философии искусства, философии власти, философии религии, обосновывает критерии стратификации (выделœения социальных слоев), рассматривает типы цивилизаций, разрабатывает футурологические модели развития человечества. Социальная философия ставит перед собой следующие воп­росы: какова специфика социального бытия, существуют ли за­коны общественной жизни, как сочетаются свобода и творчес­кая устремленность личности с социальными традициями и нормами, каково соотношение власти и нравственности, эмпиричес­кого и теоретического познания в общественной жизни, в чем смысл истории, возможно ли воплощение идеальных моделœей об­щества в действительности?

    Центральным понятием социальной философии является общество в различных его измерениях, выступающее в процес­се философской рефлексии как социальное бытие. В широком смысле слова под обществом принято понимать обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их жизнедеятель­ности. В более узком смысле слова общество - это определœенный этап человеческой истории (к примеру, феодальное общество) или отдельное конкретное общество (к примеру, современное белорусское).

    Общественное, социальное - это всœе то, что характеризует со­вместное существование людей и отлично от их природной, био­логической основы. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует, как и становле­ние человеческой личности невозможно вне общества, вне усвое­ния социального опыта͵ мира культуры и науки, программ пове­дения, общения и деятельности.

    В отличие от природы общество есть деятельность преследу­ющего свои цели человека. В случае если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявля­ются общие законы, то в обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно, сознательно или порою под влиянием страсти, желания властвовать, но всœегда стремя­щиеся к определœенным целям. В обществе ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.

    Общество не просто обособившееся в результате практики от природы системное образование, но это и сама практическая, ду­ховная и субъективно-личностная деятельность, материальные и духовные ценности, которые оказывают мировоззренческое влияние на человека, живущего в нем.

    В соответствии с этим общество имеет сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчинœенными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоя­тельности. Общество не сводимо к людям, его составляющим, - это система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, кото­рые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти невидимые социальные связи и отношения даны людям в человеческом языке, в различных предметах и поступках, программах деятельности, поведения и общения, без которых люди не могут вместе существовать. Общество обладает интегративным качеством, присущим ему в целом и не свойственным отдельным образующим его компонентам. Человек, живущий в обществе, в связи с этим чаще всœего поступает ʼʼкак нужноʼʼ, как принято в соответствии с нормами коллективной культуры и истории. Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, то есть способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены и не функционируют в отрыве друг от друга различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования совместными усилиями.

    Развитие представлений о социальной реальности происходило в условиях острого противостояния различных подходов. К серединœе XIX в. в обществознании утвердили свои позиции натуралистический, культуроцентристский, психологический подходы. Натуралистический подход в социальной философии активно формировался в XVIII в. под вли­янием успехов естествознания, развивался в XIX в., а также был рас­пространен и в XX в. Его представители (Т. Гоббс, П. Гольбах, Ш. Мон­тескье, Г. Спенсер, А. Л. Чижевский, Л. Н. Гумилев и др.) уподобляли общество природным объектам: механическим, биологическим; опре­деляли географические, космические факторы в качестве ведущих в раз­витии общества.

    Культуроцентристский подход, опиравшийся на труды И. Гердера, И. Канта͵ Г. Гегеля, рассматривал общество как надиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценнос­тями, идеалами, культурными смыслами и нормативами.

    Психологический подход, представленный работами Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето, а затем продолженный в социально-психологической тра­диции в творчестве 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни и др., рассматри­вал общество как особую психическую реальность: в обществе действуют воля; инстинкты; желания; бессознательное индивида; психология групп, масс людей или всœего общества.

    Идеи, развитые в рамках этих традиций, оказали большое влияние па развитие социальной философии, однако в силу присущей им односторонности (редукционизма) не смогли отразить системную специфи­ку социального бытия. Общественную жизнь сводили либо к природным, материальным проявлениям, либо к ду­ховным, субъективным.

    Преодоление методологической редукционистской традиции стало одной из центральных проблем таких влиятельных течений в социаль­ной философии конца XIX в., как социологизм и историцизм, с кото­рыми было связано концептуальное оформление социальной философии уже в рамках неклассической западной фило­софии.

    Социологизм - социально-философская традиция, связанная с трак­товкой общества и его развития как объективной реальности, внеположенной индивидуальному сознанию. Концептуальное оформление социологизма связано с именем Э. Дюркгейма. Классическое выра­жение социологизма - марксистская модель социальной реальности. Отвергая субъективизм и идеализм в объяснении социальных явле­ний, марксизм выдвинул материалистическую идею, согласно кото­рой общество - результат развития общественно-исторической практики людей. Выделœение объективных (экономических) оснований общественной жизни позволило К. Марксу выявить системную со­циально-экономическую обусловленность обще­ственных явлений социально-политического, духовного порядка. В оп­позиции социологизму развивалась методология и проблематика историцизма.

    Историцизм - традиция социального и исторического познания, которая опирается на идею снятия субъект-объектной оппозиции со­циальной и исторической реальности на базе имманентной вклю­ченности в нее познающего субъекта. Основатель традиции В. Дильтей предложил предметное разграничение естествознания как комплекса ʼʼнаук о природеʼʼ и обществознания как ряда ʼʼнаук о духеʼʼ и обратил внимание на то, что исследование социального, исторического собы­тия предполагает не только его объяснение, но и понимание. Представителями баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) была поставлена проблема социогуманитарных методов исследования. Οʜᴎ выработали понятие о номотетической науке (естествознании), ис­пользующей методы обобщения при познании законов природы, и об идеографической науке, которая использует методы описания при изуче­нии единичных исторических событий. Яркое воплощение идеи исто­рицизма получили в культурно-исторической монужнологии О. Шпенглера и А. Тойнби. В XX в. эти идеи получили дальнейшее развитие также в трудах М. М. Бахтина, в герменевтике и т. д.

    Односторонность социологизма и историцизма, в свою очередь, стала предметом критической рефлексии в целом ряде синтетических со­циально-философских программ: в концепции социального действия М. Вебера, структурно-функциональной модели общества Т. Парсонса, концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса, теории социальной прак­тики П. Бурдье и других концепциях, выдвинутых в конце XIX и в XX в. Общая концептуальная и методологическая черта синтетических исследовательских программ - установка на преодоление оппозиции объек­тивизма и субъективизма.

    Современная стратегия познания общества отличается методологическим плюрализмом. Наряду с прежними исследовательскими установками важнейшую роль приобрели системный и деятельностный подходы. Общество - это системное целостное образование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ интегрирует множество взаимодействующих разнокачественных элементов. В качестве таких элементов могут выступать: система человеческой де­ятельности; взаимодействия между людьми; характер социальной ком­муникации; система отношений между большими социальными группами - классами, нациями и др.; система социальных институтов - экономических, политико-правовых и др.; сферы общественной жизни - материальная, духовная, управленческая, социальная. Идею сис­темности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX- XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др.

    Специфику социальной системе придает ее основной элемент - человек, который обладает способностью познавать общественные про­цессы, выбирать формы деятельности, участвовать в изменении обще­ства на базе социального опыта и знаний. Французский социолог XIX в. О. Конт выдвинул плодотворную идею о том, что основой жиз­ни общества, причиной его многообразия и системности является со­вместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Идея О. Конта была развита К. Марксом, М. Вебером, П. А. Сороки­ным, Т. Парсонсом и др.

    Деятельностью называют один из важнейших атрибутов бытия че­ловека, связанный с целœенаправленным изменением внешнего мира и самого человека. Социальные отношения - это отношения и связи меж­ду большими социальными группами, а также внутри них, возникаю­щие в процессе совместной деятельности и общения. Интеграция деятельностного и системного подходов к обществу позволила рассмотреть общество как открытую систему, которая существует и развивается во взаимодействии с природой, преобразуя ее и постоянно изменяя ус­ловия своего существования.

    Особенности философского познания социальной реальности. Основные теоретические модели общества - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности философского познания социальной реальности. Основные теоретические модели общества" 2017, 2018.

    В учебной и научной литературе приводятся разнообразные определения общества. В частности, общество определяется как:

    · выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой объективных законов развития;

    · система («мир») человеческой деятельности, а также ее объективное условие и результат;

    · система взаимодействия (интеракции)между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей;

    · система социальной коммуникации между людьми, реализующими свои интересы на основе существующих общих ценностей культуры;

    · система отношений между социальными группами с характерными для них корпоративными интересами;

    · система отношений между большими (макросоциальными) группами – классами, этносоциальными общностями и выражающими их коренные интересы учреждениями;

    · система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума;

    · система взаимосвязанных и взаимодополнительных сфер (экономической, политической, социальной и духовной), в каждой из которых реализуются соответствующие потребности и интересы общества.

    Каждое из этих определений репрезентативно и характеризует общество с конкретных концептуальных позиций, задавая возможную его интерпретацию. Многообразие этих интерпретаций обусловливается сложным характером системной организации общества, в которой в качестве образующих ее элементов могут быть выделены различные феномены – индивиды, социальные группы, институты и учреждения с характерными для них социальными действиями, функциональными особенностями, типами коммуникативного взаимодействия, специфическими отношениями и т. д. В различных интерпретациях акценты расставляются в зависимости от того, что претендует на роль ведущего феномена – социальное действие (индивидуально-деятельностное начало общества, связанное с субъективной стороной социальной реальности) или структурно-функциональные институты и общности (универсальные начала социума, в которых проявляются надличностные закономерности, выражающие объективную сторону социальной реальности).

    Обратим внимание на три фундаментальные теоретические концепции общества , оказавшие заметное влияние на развитие современного обществознания.

    Общество как реляционная система («система общественных отношений») К. Маркса. Исходным для ее понимания является сформулированное К. Марксом материалистическое понимание истории, гласящее, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Иными словами, материальная жизнь общества прежде всего способ производства и те экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, определяют духовную жизнь общества – всю совокупность общественных взглядов, желаний и настроений людей. Прекрасно понимая роль субъективной стороны социальной реальности, о чем свидетельствует его замечание «история – не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека», К. Маркс фокусирует внимание на главном, с его точки зрения, в обществе – системе общественных отношений, ибо общество в первую очередь «выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу».



    Основу общества составляют производственно-экономические отношения, которые К. Маркс называет также материальными и базисными. Они являются материальными, поскольку складываются между людьми с объективной необходимостью, существуя вне и независимо от их воли и желания. Чтобы существовать, люди, ведя коллективный образ жизни, должны вступать в отношения производственной кооперации, хотя могут и не осознавать их характер. Базисными же эти отношения выступают потому, что определяют экономический строй общества, а также порождают и существенным образом влияют на соответствующую ему надстройку. К ней относятся возникающие на данном базисе и обусловленные им политические, правовые, нравственные, художественные, религиозные, философские и другие отношения, а также соответствующие им учреждения (государство, политические партии, церкви и т. д.) и идеи. Эти отношения К. Маркс называет также идеологическими, ибо они складываются на основе обязательного осознания людьми их характера.

    Такова системная организация общества в интерпретации К. Маркса, в которой надстройка не пассивна по отношению к базису, но,тем не менее принципиально определяется им. Не случайно в одной из работ К. Маркс отмечает: «Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом…».

    Общество как структурно-функциональная система Т. Парсонса. Основатель школы структурного функционализма в американской социологии ХХ в. Т. Парсонс . так же, как и К. Маркс, интерпретируя общество, констатирует важную роль индивидуальной деятельности людей. В своей первой работе он исходит из того, что именно единичное социальное действие, структура которого включает актора (действующее лицо), цели деятельности, а также социальную ситуацию, представленную средствами и условиями, нормами и ценностями, посредством которых выбираются цели и средства, является системообразующим элементом общества. Поэтому общество можно понять как систему социальных действий субъектов, каждый из которых выполняет определенные социальные роли, положенные ему в соответствии с тем статусом, который он имеет в обществе. Здесь значение субъективной стороны социальной реальности очевидно, ибо, как подчеркивает Т. Парсонс, если что-либо и является существенным для концепции социального действия, так это его нормативная ориентация.

    Однако в дальнейшем Т. Парсонс начинает использовать в интерпретации общества парадигму социологического универсализма , ориентированную не столько на изучение мотивов и смыслов индивидуальных социальных действий, сколько на функционирование обезличенных структурных компонентов общества – его подсистем. Используя системные представления биологии, он сформулировал четыре функциональных требования, предъявляемых к системам:

    1) адаптации (к физическому окружению);

    2) целедостижения (получения удовлетворения);

    3) интеграции (поддержания бесконфликтности и гармонии внутри системы);

    4) воспроизводства структуры и снятия напряжений, латентность системы (поддержание образцов, сохранение нормативных предписаний и обеспечение следования им).

    В обществе эти четыре функции социальной системы, известные под аббревиатурой AGIL (адаптация – целеполагание – интеграция – латентность), обеспечиваются соответствующими подсистемами (экономика – политика – право – социализация), каждая из которых имеет специализированный характер. Вместе с тем они дополняют друг друга как части единого социального организма, позволяя во имя избежания возможных противоречий соизмерять социальные действия акторов. Это достигается с помощью символических посредников – «средств обмена», в качестве которых выступают деньги (А) , власть (G) , влияние (I) и ценностные приверженности, обеспечивающие общественное признание и доставляющие удовлетворение от занятия любимым делом (L) . В итоге достигается равновесие социальной системы и стабильное, бесконфликтное существование общества в целом.

    Общество как результат рационализации социального действия М. Вебера. Известный немецкий социолог и социальный философ конца XIX – начала ХХ в., основатель «понимающей социологии» М. Вебер также исходит из интерпретации общества как субъективно-объективной реальности. Однако в этом процессе для него определяющим в понимании современного общества выступает характер социальных действий индивидов. Понять его – значит объяснить происходящее в обществе. В этом сущность исследовательского подхода М. Вебера, получившего название методологического индивидуализма . Системообразующим элементом в теоретической модели общества М. Вебера, таким образом, становится социальное действие, которое в отличие от обычных действий человека обладает двумя обязательными признаками – «субъективным смыслом», который придает человек своему поведению и который мотивирует поступки человека, а также «ожиданием», «ориентацией на Другого», представляющей возможную ответную реакцию на предпринятое социальное действие.

    Характеризуя социальное действие, М. Вебер выделяет четыре его основных типа, которые встречаются в современном обществе:

    1) аффективное – основанное на актуальных аффектах и чувствах и определяемое эмоционально-волевыми факторами;

    2) традиционное – побуждаемое традициями, обычаями, привычками и не являющееся достаточно осмысленным, имеющее характер социального автоматизма;

    3) ценностно-рациональное – характеризующееся сознательным следованием принятой в обществе или социальной группе системе ценностей, независимо от реальных его последствий;

    4) целерациональное – определяемое сознательной постановкой практически значимой цели и рассчетливым подбором соответствующих и достаточных для ее достижения средств, критерием чего выступает достигнутый успех совершенного действия.

    Если в традиционных (доиндустриальных) обществах господствовали первых три типа социального действия, то целерациональное действие является специфическим для западной цивилизации, начиная с XVII–XVIII вв. Приобретая универсальный характер, целерациональное действие ведет к радикальной рационализации всей общественной жизни и «расколдованию мира», устранению ориентации на следование традиционным ценностям как предрассудкам. Формально-рациональное начало конституирует и определяет существование всех сфер общества и деятельности людей – хозяйственно-экономическую деятельность (строгая калькуляция как условие достижения результата), политико-правовые отношения (бюрократия как принцип отлаженного социального управления), образ мышления (жизненный успех как мировоззренческая ориентация).

    В рассмотренных теоретических моделях общества К. Маркса, Т. Парсонса, М. Вебера также, как и в приобретших популярность в ХХ в. концепциях Дж. Г. Мида, Ю. Хабермаса, П. Бурдье и ряда других мыслителей, отчетливо выявляется философское понимание социума как субъективно-объективной реальности. Различие же между ними в том, что рассматривается в них в качестве системообразующих элементов общества, в конечном счете – социальное действие как субстрат «субъективного смысла» или обезличенные социальные структуры, функции которых приобретают объективно-закономерный характер.