Святыня под полем для гольфа в Китае: где погребены князья Романовы. — Как вы думаете, что именно их здесь привлекает

В Перми 9 июня продолжил свою работу форум «Елисаветинское наследие сегодня. Москва-Пермь-Белая Гора. 2017». Основным событием третьего дня форума стала научная конференция «Претерпевшие до конца».


В самом начале пленарного заседания прозвучали приветственные речи и.о. губернатора Пермского края Максима Генадьевича Решетникова и главы Пермской митрополии, Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.

В частности Владыка особо отметил подвиг святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы:

«Сегодня всех нас объединило имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, Великой русской Матушки, как ее с любовью называли в Москве, а потом и по всей России.

Елисавета Феодоровна - это великая подвижница; она не только положила начало, но и воплотила в своей многогранной деятельности высокие традиции благотворительности и милосердия по всей России и за ее пределами.

Святая подвижническая жизнь Великой княгини – это эталон для всех нас, живущих в современном мире. Своим жертвенным подвигом, высокой нравственностью, глубокой верой она снискала любовь многих людей на разных континентах. «Люди, страдающие от нищеты и испытывающие все чаще и чаще физические и моральные страдания, должны получать хотя бы немного христианской любви и милосердия. Это меня всегда волновало, а теперь стало целью моей жизни», - писала она в одном из своих писем.

Елисавета Феодоровна стала одной из самых почитаемых народных святых. Оно началось еще при ее жизни, а после смерти многие называли Великую княгиню дважды святой - и как основательницу Марфо-Мариинской обители, и как мученицу-исповедницу, принявшую смерть за Христа. Будучи по рождению немецкой принцессой, она всем своим сердцем полюбила Россию, посвятив ей свою чистую земную жизнь, осознанно приняла Православие и мужественно пошла на мученическую смерть. Ее имя стало символом величия духа, веры, любви к Отечеству и ближнему.

Особо приятно, что организаторы форума выбрали для очередного его проведения наш город. Пермь, Пермская губерния связаны с именем Великой княгини, впервые посетившей эти пределы в 1914г. Тогда Елисавета Феодоровна, помимо города, побывала в Белогорском мужском монастыре, Серафимовском скиту, тогда же и зародилась духовная связь между белогорским подвижником игуменом Серафимом (Кузнецовым) и настоятельницей Марфо-Мариинской обители. После этой встречи игумен Серафим стал одним из духовников Елизаветы Федоровны. Относившаяся с исключительным благоговением к людям духовным, она увидела в нем священника и монаха, сохранившего «огненные крылья» во времена, когда, казалось, монашество утратило былую ревность, силу и дух. Промыслом Божиим ее желание быть погребенной на Святой Земле воплотил, несмотря на многие трудности и опасность, именно скитоначальник Серафимовского скита Николаевского Белогорского мужского монастыря игумен Серафим (Кузнецов).

С первым посещением Перми Великой Княгиней связан расцвет Пермского отделения Императорского Православного Палестинского общества, которое она возглавляла с 1905 по 1917гг.

Желаю, чтобы каждый участник с пользой провел это время в Перми и выявил для себя что-то новое в уникальной личности преподобномученицы Великой княгини Елисаветы!»

Высокопреосвященнейший Мефодий поблагодарил Анну Витальевну Громову за организацию форума на пермской земле и наградил её орденом Стефана Великопермского, высшей наградой Пермской епархии за многолетний труд в восстановление памяти святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Этой же наградой был отмечен доктор исторических наук Стегний Петр Владимирович, чрезвычайный и полномочный посол РФ за вклад в изучение истории Пермского края. Петр Владимирович презентовал собравшейся общественности свою новую книгу «Скитоначальник» Жизнь и судьба игумена Серафима (Кузнецова).

Игумен Серафим фигура значимая для истории Прикамья. Представленная монография о нём - первое крупное исследование, в котором Прикамье вводится в контекст общероссийской и мировой истории. Предыдущие труды краеведов в исследовании жизни игумена Серафима, к сожалению, оставались замкнуты на регионе.

На дневном и вечернем заседании научной конференции собравшихся слушателей также ждали интересные и уникальные доклады, касающиеся истории нашего края и трагической истории России в самом начале XX века.

Фотограф - Константин Дубровин



С 7 по 12 июня проходил V Международный Форум «Елисаветинское наследие сегодня. Москва. Пермь. Белая гора. 2017». В нем принял участие благочинный Саровского округа протоиерей Александр Долбунов.

Форум открылся в Москве, в Епархиальном доме в Лиховом переулке (где проходил Поместный Собор 1917-1918 гг., на котором было восстановлено русское Патриаршество) и продолжился в Пермском крае. В нем ежегодно участвуют представители общественных, просветительских, социальных и церковных организаций, продолжающих традиции благотворительности и милосердия великой княгини Елизаветы Федоровны.

В 2018 году исполняется 100 лет со времени трагических событий в России, приведших к гибели Царской семьи. Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» (ЕСПО) ведет систематическую работу по объединению научных, общественных организаций и частных лиц в деле увековечения памяти всех членов Императорского Дома Романовых и их окружения, пострадавших в ходе революционных событий начала ХХ в.

Н а форуме прозвучало много интересных докладов, а также была представлена выставка «Милосердие в истории. Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в деятельность российского общества Красного Креста».

Чрезвычайный и полномочный посол, д. и. н. Петр Стегний презентовал книгу «Скитоначальник. Жизнь и судьба игумена Серафима (Кузнецова)». Новая книга посвящена судьбе духовника прпмц. Елисаветы, который вывез с Урала в 1919-1920 гг. сквозь фронты Гражданской войны гробы Алапаевских мучеников и доставил мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары в Иерусалим.

Игумен Серафим (Кузнецов) возглавлял Серафимо-Алексеевский скит Белогорского монастыря в Пермском крае, и эти места посещала Елизавета Федоровна. После революции были зверски убиты не менее 46 братий Белогорского монастыря, часть из них уже прославлены в лике святых новомучеников. Также в Перми в 1918 году был убит младший брат Государя Николая II великий князь Михаил Александрович.

Многое связывает эти места с Царской семьей. Поэтому второй день работы форума прошел в Перми. По приглашению митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия делегаты форума «Елисаветинское наследие сегодня» приняли участие в освящении придела св. прпмц. Елисаветы в Крестовом храме свт. Митрофана Воронежского, а также в праздновании 100-летия освящения Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря. Состоялась научная конференция «Претерпевшие до конца. К 100-летию гибели представителей Императорской семьи и их окружения». Круглый стол «Маршрут памяти Императорской семьи - 2018» был посвящен развитию региональных паломнических и туристских маршрутов памяти членов Царской семьи. Планируют запустить общероссийский туристско-паломнический маршрут по тем местам, где бывала Царская семья. Он пройдет через Москву, Санкт-Петербург, Киров, Пермь, Тобольск и Екатеринбург.

Поскольку о. Александр является настоятелем дивеевского храма во имя преподобномученицы Елисаветы и двух строящихся Царских храмов в Дивеево и Сарове, а также руководит строительством в Дивееве Центра милосердия во имя прпмц. Елисаветы, ему важно знакомиться с забытыми страницами истории и поддерживать общение с единомышленниками из России и Зарубежья.


Она рассказывает о подвиге Серафима Кузнецова, вывезшего с Урала в1919 -1920 году сквозь фронты Гражданской войны останки Алапаевских мучеников – убитых родственников царской семьи, и доставившего мощи Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны и её келейницы Варвары (Яковлевой) в Иерусалим. Биография игумена Серафима рассматривается на фоне широкой картины трагического конца Российской империи, роли в ней династии Романовых. Подробно рассматривается духовный подвиг игумена Серафима, проведшего последние 38 лет своей жизни в Иерусалиме на Елеонской горе, рядом с храмом св. Марии Магдалины, где упокоились мощи св. преподобномучениц Елисаветы и Варвары. В книги впервые говорится о жизни Серафима Кузнецова в русской Палестине.

Окончание работы над произведением пришлось к 100-летию освещения Белогорского монастыря, в котором Серафим Кузнецов был настоятелем. Впрочем, это совпадение случайно, признаётся Пётр Стегний. На написание монографии ушло 3 года. «Скитоначальник » - большой исторический труд, полный неизвестных до этого фактов.

Труд Петра Стегния можно найти в городских библиотеках.

Последние новости Пермского края по теме:
В Перми состоялась презентация книги «Скитоначальник. Жизнь и судьба игумена Серафима Кузнецова»

В Перми состоялась презентация книги «Скитоначальник. Жизнь и судьба игумена Серафима (Кузнецова)» - Пермь

В Перми состоялась презентация книги «Скитоначальник. Жизнь и судьба игумена Серафима (Кузнецова)» По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского,
02:22 14.06.2017 Пермская епархия

В Перми состоялась презентация книги «Скитоначальник. Жизнь и судьба игумена Серафима Кузнецова» - Пермь

Презентация новой книги доктора исторических наук, в прошлом советского и российского дипломата Петра Стегния прошла в эти выходные в Игуменском корпусе Успенского монастыря.
20:53 13.06.2017 Министерство культуры

МОСКВА, 16 июн — РИА Новости, Наталия Федотова. В этом году отмечается 100-летие мученической кончины последнего российского императора Николая II и его семьи. Примерно в то же время и там же погибли еще семеро членов дома Романовых. Останки алапаевских мучеников принял Китай. Удастся ли отыскать и вернуть их прах на родину — в материале РИА Новости.

Предательство как привычка: монарху Британии посвящается Вся британская политика, как в фокусе, показала свою истинную сущность в событиях 1917 года. Именно тогда "милый Джорджи", клявшийся до этого в вечной дружбе, не моргнув глазом, обрек на смерть своего кузена "старину Ники".

Из России в Китай

"Поиск останков князей Романовых с целью их дальнейшего перезахоронения на родине связан с новой идентичностью России и с ее возрождением", — считает российский дипломат Петр Стегний, автор книги "Скитоначальник", посвященной судьбе игумена Серафима (Кузнецова). Этот монах вывез с Урала в разгар Гражданской войны тела убитых недалеко от Алапаевска князей Романовых.

Через сутки после расстрела царской семьи, 18 июля 1918 года, у рудника Нижняя Селимская большевики сбросили живыми в шахту сестру императрицы, великую княгиню Елизавету Федоровну, настоятельницу Марфо-Мариинской обители милосердия, великого князя Сергея Михайловича (единственный убитый пулей), князей императорской крови Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, князя Владимира Павловича Палея (сына великого князя Павла Александровича от морганатического брака с Ольгой Пистолькорс), Федора Ремеза, управляющего делами великого князя Сергея Михайловича, и сестру Марфо-Мариинской обители Варвару (Яковлеву), келейницу Елизаветы Федоровны.

Их тела обнаружили через несколько месяцев, когда Урал заняли белые. К расследованию подключился Николай Соколов, который в это время вел следствие по делу об убийстве царской семьи в Екатеринбурге.

"Российская летопись": Елизавета Федоровна и разбуженные "бесы" Каляева Вдова опустилась перед убийцей мужа на колени, за что адвокат обвиняемого назвал ее дурой-истеричкой… Историю самого громкого убийства первых лет ХХ века в Москве в программе радио Sputnik "Российская летопись" представит ее автор Владимир Бычков.

По приказу главнокомандующего колчаковскими войсками генерала Михаила Дитерихса гробы алапаевских мучеников в товарном вагоне были отправлены сначала в Читу, а потом в Китай. Шестнадцатого апреля 1920 года печальный груз на вокзале Пекина встретили члены Русской духовной миссии во главе с ее начальником архиепископом Иннокентием (Фигуровским).

Гробы Елизаветы Федоровны и инокини Варвары отделили и затем доставили в Иерусалим стараниями игумена Серафима (Кузнецова) и посольства Великобритании в Пекине.

"С 1920 по 1938 год останки остальных алапаевских мучеников покоились на русском кладбище в Пекине, а с 1938 по 1947 год — на территории Русской духовной миссии в Китае. В 1947-м произошло их повторное перезахоронение в склепе храма преподобного Серафима Саровского на русском кладбище за воротами Аньдинмэнь в Пекине", — рассказывает Дмитрий Петровский, сотрудник отдела внешних церковных связей Московского патриархата.

На поле для гольфа

В 1981 году все алапаевские мученики были канонизированы Русской православной церковью за границей. А в 1992-м Архиерейский собор Русской православной церкви включил в Собор новомучеников и исповедников российских великую княгиню Елизавету Федоровну и сестру Варвару.

"В настоящее время осуществляется согласование церковных календарей Московского патриархата и Русской зарубежной церкви, в связи с чем рассматривается вопрос об общецерковном прославлении в лике святых и остальных алапаевских мучеников", — отмечает Петровский.

На протяжении многих лет отдел внешних церковных связей Московского патриархата ведет переговоры с китайскими властями о возвращении останков князей Романовых на родину. "Речь идет не просто об эксгумации тел погибших, а практически об обретении мощей прославленных святых", — подчеркивает собеседник РИА Новости.

Для этого в 2017 году была сформирована рабочая группа из представителей Екатеринбургской митрополии, правительства Свердловской области и Министерства иностранных дел России.

"Тут требуются известная деликатность и научная тонкость. Мы рассматриваем перенос мощей не только как обретение останков прославленных в лике святых людей, но и как акцию народного примирения в завершение Гражданской войны. Мы благодарны китайскому народу и Китайской автономной православной церкви, сохранившим для нас наших святых", — говорит представитель РПЦ.

Останки князей Романовых находятся на территории русского кладбища в Пекине, которое в 1960-е было упразднено. "Могилы погребенных там наших соотечественников и китайских православных священнослужителей подверглись поруганию со стороны хунвейбинов", — уточняет Петровский.

Сегодня на этом месте городской парк. Место, где, скорее всего, находится прах Романовых, — склеп кладбищенской Серафимовской церкви. "Там сейчас поле для гольфа, поэтому останки, вероятно, сохранились. Но твердо говорить об этом можно будет только после совместного с китайской стороной изучения вопроса, в том числе георадарных исследований и точечных раскопок", — поясняет собеседник.

"С китайцами уже говорили. Наши экспедиции ездили в Китай. Этим занимались еще с 1970-х годов, полулегально, когда ремонтировалось посольство в Пекине, расположенное как раз на территории Русской духовной миссии", — вспоминает дипломат Петр Стегний.
По его мнению, поиск и возвращение праха князей Романовых — христианский долг русского народа.

Сколько это займет времени, трудно сказать. Многое зависит от степени вовлеченности российских церковных, общественных и государственных структур, от активности диалога с китайскими коллегами. "При правильной организации работ и при достаточной человеческой воле со стороны России и доброго отношения со стороны Китая вопрос может быть решен довольно оперативно", — считает Петровский.

По его словам, вопрос обсуждался только с Государственным управлением КНР по делам религий, "которое признало его относящимся не к их сфере ответственности".

© Фото: фото предоставлено Московской патриархией