Современные российские писатели публицисты. Дамир соловьев - русские писатели и публицисты о русском народе

В представленной части работы мы рассмотрим творчество представителей консервативной публицистики - Егора Холмогорова и Эдуарда Лимонова. Количество публицистов данного направления достаточно велико, однако для нашей работы мы рассмотрим двух авторов: наиболее, на наш взгляд, соотносящегося с творчеством Меньшикова (Холмогоров), и, для сравнения, автора, чье творчество лишь частично можно соотнести с творчеством публициста "Нового времени" (Лимонов). При выборе мы руководствовались также наличием актуальной публицистической деятельности авторов.

Егор Холмогоров. Первый из рассматриваемых нами авторов: Егор Станиславович Холмогоров - публицист, "профессиональный русский националист и историк-любитель" "Взгляд" деловая газета. дата обращения 05.05.2016., политический деятель, главный редактор интернет-изданий "Русский обозреватель" и "Новые хроники", автор и ведущий сайта "100 книг".

Прежде чем перейти к анализу работ публициста, рассмотрим биографические факты, повлиявшие на его личность: отец публициста, Станислав Иосифович Холмогоров, родился в старообрядческой семье, что оказало влияние на религиозные взгляды сына. Егор Холмогоров обучался на Библейско-Патрологическом факультете Российского Православного Университета им. св. Иоанна Богослова, но высшего образования не получил. Состоял в Российской православной автономной церкви (РПАЦ), но в дальнейшем покинул ее и присоединился к Русской Православной Церкви, принимая участие в различных мероприятиях Московской Патриархии. Является сопредседателем пресс-клуба и председателем Консервативного совещания. В 2005 году баллотировался в Московскую городскую думу от партии "Свободная Россия" (либеральное направление). Принимал участие в первом "Русском марше" 2005 года и во многих последующих, однако после вхождения полуострова Крым в состав России в 2014 году и последовавших за ним событий "Русской Весны" (автор данного термина) разошелся во взглядах с организаторами марша и некоторыми националистами и в шествии не участвовал. В конце 2006 года становится президентом Академии национальной политики и организатором "Высшей школы политики" при РГГУ. В марте 2012 года был избран членом оргкомитета Национально-демократической партии России и уполномоченным перед Министерством Юстиции по формированию партии, однако уже в сентябре 2012 года сложил свои полномочия и вышел из партии. Выступая за создание "Русской партии", Егор Холмогоров на протяжении практически всей политической карьеры оставался беспартийным, большую часть времени выступая как самостоятельная политическая фигура. Журналистскую деятельность Егор Холмогоров начинает в 1994 году, публикуясь в газете "Сегодня" и журнале "Альфа и Омега". С конца 1990-х руководитель сервера "Соборность", принадлежащего РПАЦ. Создатель сайта "Doctrina.Ru".

Рассмотрев биографические факты из жизни публициста, перейдём к непосредственному анализу публицистических работ Егора Холмогорова, в котором мы кратко обозначим темы, к которым обращается публицист, а также мнения автора по данным темам.

С 2000 года Егор Холмогоров становится одним из ведущих авторов журнала "Спецназ России". Уже в первых публикациях прослеживаются те идеи и взгляды, которые автор излагает в своих работах на протяжении всей творческой деятельности. Рассмотрим одну из ранних публикаций - статью "Армия России" Егор Холмогоров. Армия России // Спецназ России № 12 от 2001 года. Электронный ресурс Дата обращения 06.05.2016., посвященную теме армии:

"Начать приходится с банального утверждения, что армия нам нужна для того, чтобы воевать. И ни для чего другого. Армия, которая нужна России, - эта армия, которая способна постоянно вести разнообразные боевые действия - мировые войны, локальные войны, "антитеррористические операции" и т.д." Егор Холмогоров. Армия России // Спецназ России № 12 от 2001 года. Электронный ресурс Дата обращения 06.05.2016.

Основная мысль, излагаемая автором в данной работе: Россия может позволить себе иметь только ту армию, которая способна и готова воевать. Объясняет это утверждение автор двумя основными факторами: обширностью границ и увеличением внешних угроз. В своей работе автор цитирует Меньшикова, отмечая, что ситуация, описываемая публицистом "Нового времени", схожа с современной и характерна для русской истории в целом. Главное отличие нынешней ситуации от начала ХХ века, по мнению Холмогорова, заключается в государственных границах, - "Российская Империя и СССР осуществляли экспансию так, что достигли предельной закругленности границ, граница СССР была несколько это вообще возможно идеальной естественной границей, которую было легко, удобно и приятно держать "на замке". Даже контур их располагал к умиротворенности и стабильности. Современные границы России неестественны, изломанны, мало того - взломаны" - утверждает Егор Холмогоров, выражая еще один распространенный мотив в творчестве националистов постсоветского периода: границы русского национального государства разрушены Беловежским соглашением Меньшиков М.О. Письма к русской нации. М. 1999. С. 98., в нынешнем виде они не соответствуют национальным потребностям русского народа и являются средством для его ослабления Егор Холмогоров: русский порядок // ВЗГЛЯД. Электронный ресурс. Дата обращения 07.05.2016.. Укрепление армии необходимо не только для обеспечения национальной безопасности на границах государства и за его пределами, но и для поддержания порядка внутри государства. Реформировать армию необходимо как можно скорее, считает автор, и реформа должна быть более глубокой и продуманной, чем те проекты, которые предлагались в то время политическими лидерами: "Но для того, чтобы такие меры осуществить, нужны кругозор и фантазия немного пошире, чем у спсовских "реформаторов"" Егор Холмогоров. Армия России // Спецназ России № 12 от 2001 года. Электронный ресурс Дата обращения 06.05.2016. -- схожие мотивы необходимости талантливых кадров в военном ведомстве, а также недостатка политической воли в стране для осуществления реформ мы можем заметить и в творчестве Меньшикова Меньшиков М.О. Выше свободы: Ст. о России. М., 1998. С. 300.. Армия России видится Холмогорову как "профессиональная армия" - не столько многочисленная, но состоящая из людей, занимающихся исключительно военным делом, связывающих свою жизнь с военной службой и беззаветно преданных этому делу Егор Холмогоров. Армия России // Спецназ России №12 от 2001 года. Электронный ресурс Дата обращения 06.05.2016. : "Исключительно важно, чтобы новая армия носила корпоративно-кастовый характер, чтобы в России появилось наконец-то нормальное, осознавшее себя военное сословие, сословие "профессиональных патриотов"…" Там же. - тематика сословной организации общества применяется автором не только в армии, но и к другим сферам государства Егор Холмогоров: Русские, которых нет // ВЗГЛЯД. Электронный ресурс Дата обращения 06.05.2016..

Стоит отметить еще одну тему, которая прослеживается в данном материале и развивается в дальнейшем: тема освоения огромного русского пространства, это касается как коммуникации между людьми, так и развития инфраструктуры Егор Холмогоров. Армия России // Спецназ России № 12 от 2001 года. Электронный ресурс Дата обращения 06.05.2016..

Мы рассмотрели круг вопросов, затрагиваемых автором, и проследили связь с позициями Меньшикова. Теперь необходимо рассмотреть позиции автора по национальному вопросу, который является одним из главных вопросов русского национализма. Мы изучим публикации автора 2000-2010 годов, и тексты, вышедшие в 2014-15 годах, чтобы проследить мысль автора в развитии.

Первая из работ публициста, рассмотренная нами в этой части исследования: "Русские: история успеха" Русские: история успеха // Русский обозреватель. Электронный ресурс Дата обращения 07.05.2016.. Работа посвящена истории развития русской нации. Через разбор проблем отечественной истории и историографии автор выводит собственное определение того, что значит быть русским: принадлежность к самой многочисленной единой нации, управляющей огромными пространствами "от Охотска до Балтийска" Там же.. Второй особенностью русского народа Холмогоров определяет прирожденный государственный талант - способность создать и сохранить в веках огромное государство, "населенное сотней народов и содержать его так, чтобы у него были лишь две беды - дураки да дороги…" Там же.. Третье, что выделяет автор как черту, приведшую русскую нацию "к успеху", - это армия и умение воевать. Также к отличительным чертам русского народа автор относит "универсальную одаренность, охватывающую все формы человеческой деятельности" - всесторонняя развитость и быстрая обучаемость. Последняя из черт русской нации, выделяемых Егором Холмогоровым в данном тексте, является всенародное богоискание, религиозное подвижничество и расширение границ невозможного: "Через Святую Русь Россия закрепила право на существование и в вечности. Может ли быть национальный успех больше и прекрасней этого!" Русские: история успеха // Русский обозреватель. Электронный ресурс Дата обращения 07.05.2016..

Рассмотрим более поздний материал автора, в котором он рассуждает о русском народе и русской цивилизации: "Егор Холмогоров: Итоги года: 10 черт русской цивилизации" Егор Холмогоров: итоги года: 10 черт русской цивилизации // ВЗГЛЯД. Электронный ресурс Дата обращения 07.05. 2016.. По мнению автора, русской цивилизации присущи следующие уникальные черты:

  • "Северность": развитие цивилизации как "ЕвроАрктики", построение полного хозяйственного комплекса на территориях, мало пригодных для этого. Адаптация среды под свои нужды, "установка на достижение невозможного (а порой - нечувствие к границам возможного) - важная часть русского самосознания." Егор Холмогоров: итоги года: 10 черт русской цивилизации // ВЗГЛЯД. Электронный ресурс Дата обращения 07.05. 2016., - подобные тезисы мы наблюдали в предыдущем рассмотренном тексте.
  • Речная цивилизация - ориентированность не на море, а на обширную речную сеть, использование ее как естественного пути для освоения огромного пространства.
  • "Обида" - одно из ключевых слов в русских текстах, от "Слова о полку Игореве" ("дева Обида") до "Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Там же.. Русская цивилизация, по мысли автора, основанной на теории Норберта Элиаса, в своем развитии пытается справиться с главным аффектом русской нации - обидой, и с характерной реакцией - желанием уйти. Экспансии территорий, в отдельных случаях, объясняюся этой реакцией русского характера на обиду.
  • Стремление к перемене мест, и, в тот же время, обустройство жизни "на века". Характерным проявлением этого являются однодворные деревни, некогда обширно распространенные на территории России. Стремление жить "редко и просторно" влияет как на психологические особенности нации и на ее историю.
  • "Уверенность в существовании Рая на Земле. Не как "проекта" , а как пространства, обозначенного в русских сказках, поиски "земли обетованной" - места, где будет хорошо и удобно жить. При этом идея о том, что на данном этапе развития страны и общества, как отмечает Холмогоров, пока нет осознания, что рай найден, поэтому, многие работы, как и работы Меньшикова, посвящены разъяснению необходимости прекратить поиски и обустраивать собственную территорию. Примером этому служит работа "Проект "Нечерноземье"", посвященная идее развития центральных областей страны, исторического центра Разговоры о самоопределении русского народа - проект "Нечерноземье". Электронный ресурс Дата обращения 07.05.2016..
  • Уникальная национальная кулинария - рожь как один из главных национальных продуктов питания: "Русская продовольственная триада - это ржаной хлеб, ржаной квас и пряник, который без примеси ржи едва ли имел бы столь узнаваемый для нас вкус" . Освоение ржи как импульс в развитии северных районов Европы.
  • Таможенное государство как национальный способ противостоянию западной капиталистической мир-системе. Данный признак говорит также о русском национальном характере, который, как отмечает автор в своих работах Егор Холмогоров: Русские, которых нет // ВЗГЛЯД. Электронный ресурс Дата обращения 07.05.2016., вовсе не прочь получить прибыль от выгодных условий.
  • Византийское наследие как импульс в развитии, являющееся доказательством родственных связей с Европой. Это переработка общеевропейского культурного базиса и адаптация его к реалиям русской жизни, о чем, так же, говорил Меньшиков, рассуждая о национальной культуре Меньшиков М.О. Выше свободы: Ст. о России. М., 1998. С. 395..
  • Универсальная культура. Как пишет сам автор, "Русская культура чрезвычайно амбициозна. Мы стремимся к достижениям и признанию во всех сферах…" Егор Холмогоров: итоги года: 10 черт русской цивилизации // ВЗГЛЯД. Электронный ресурс Дата обращения 07.05.2016.. Так же можно сказать о постоянной поддержке русской нацией своей национальной культуры, несмотря на внешние обстоятельства.
  • "Антиадюльтер" - мотив верности как основной в русской культуре, и как характеристика национального культурного кода. При рассмотрении отдельных случаев, как отмечает Холмогоров, русские вряд ли большие моралисты, чем многие европейцы. Тем не менее, верность, как супружеская верность, так и верность Родине, долгу и т. д., является одним из ключевых понятий русской культуры В круге девятом // Газета "Культура". Электронный ресурс Дата обращения 07.05.2016..

Подводя итог данной части исследования, можно сказать следующее: те мнения, которые автор высказывает в своих работах, те публицистические приемы (обращения к неопределенному источнику, излишняя драматизация, использование различных терминов совместно с литературными метафорами и т. д.), которые он использует, во многом схожи с теми особенностями творчества М.О. Меньшикова, которые мы описывали выше. У Холмогорова также присутствует колебание оценок, в некоторых работах, что так же, как и в случае с Меньшиковым, объясняется как личностными особенностями публициста (отражено в биографии), так и постоянными изменениями в жизни общества.

Эдуард Лимонов. В данной части нашего исследования мы рассмотрим творчество одной из известных и значимых фигур современного оппозиционного движения, политического деятеля, диссидента, публициста, писателя и поэта Эдуарда Вениаминовича Лимонова (Савенко).

Родился в городе Дзержинске Горьковской области СССР в семье военного, с 1947 года семья живет поселке Салтовском на окраине Харькова. В то время Лимонов был связан с криминалом, в 1958 году совершил первое ограбление магазина. Состоял на учете в милиции, подвергался административным арестам. Работать начал рано, попробовал много профессий. Пробовал поступать в Харьковский педагогический институт, но не поступил. В 1958 начал писать стихи. В 1963 году участвует в своей первой забастовке. Начинает заниматься литературой, берет себе псевдоним Лимонов. В 1967 году второй раз переезжает в Москву, знакомится с московским литературным андеграундом (Венедикт Ерофеев, Леонид Губанов, Игорь Ворошилов, Владимир Батшев, Николай Мишин, Евгений Бачурин, Евгений Сабуров) Использованы материалы сайта "Peoples.ru". Электронный ресурс. Дата обращения 08.05.2016.. В период с 1968-69 годы пишет серию коротких рассказов в авангардистском стиле. С 1974 года вынужден был, по словам самого Лимонова, уехать в эмиграцию в США - причиной послужил отказ сотрудничать с КГБ в качестве осведомителя. Принимал участие в деятельности Социалистической рабочей партии США, был на допросах в ФБР. Статья "Разочарование" - первая публикация Лимонова в СССР. В 1979 году пишет книгу "Это я - Эдичка". Жил во Франции с 1980 года, получил французское гражданство.

В начале 1990-х возвращается в Россию, принимает активное участие в политических событиях того времени, в том числе в обороне Белого Дома в сентябре 1993 г. Основывает собственную политическую газету "Лимонка". В 1993 году основывает Национал-большевистскую партию (НБП).

Участвовал в боевых действиях в Югославии, грузино-абхазском и молдавско-преднестровском конфликтах. Обвинялся в том, что в 2000--2001 годах готовил вооруженное вторжение в Казахстан для защиты русскоязычного населения.

7 апреля 2001 Э. Лимонов был арестован ФСБ, был обвинен в "организации преступной вооруженной группы", ему также инкриминировалась подготовка к вооруженному восстанию на северо-востоке Казахстана и образованию там Русской автономной республики Эдуард Лимонов. Биография. Электронный ресурс. Дата обращения 07.05.2016.. Лимонов был приговорен к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Освобожден условно-досрочно в июне того же года. В ноябре 2006 г. вошел в состав постоянно действующего Политического совещания "Другой России". С 2014 года печатается в "Известиях".

Биография Лимонова может сказать нам, что на его творчество повлияли множество исторических политических событий, что автор имеет богатый жизненный опыт. Этим можно объяснить авторитет в среде русских националистов, несмотря на неоригинальную трактовку идей национализма.

Рассмотрим работы Эдуарда Лимонова и определим основные темы, к которым обращается автор, а также авторские варианты трактовок данных тем.

Первое произведение, рассмотренное нами в данное работе - "Разочарование" - опубликовано в газете "Неделя" в 1976 году как перепечатка из "Нового русского слова" 1974 года. Данный текст выбран нами как первое произведение, принадлежащее перу Эдуарда Лимонова и напечатанное в России. Несмотря на то, что текст посвящен русской эмиграции в Америке и разочарованию эмигрантов в новой жизни, мы можем выделить те идеи, которые в дальнейшем будут развиваться Лимоновым.

"Едва ли около 5% эмигрантов составляют собственно диссидентов выехали из СССР на Запад, дабы иметь возможность здесь "выбиться в люди", т.е. причина недовольства жизнью в СССР, как ни странно, не совсем политическая, скорее экономическая. Из этих 95% большинство вообще надеялось как-то туманно "преуспеть" в западном мире" .

В этой работе автором ставится следующая проблема: стремящееся к максимальной изолированности общества от информационного воздействия внешнего мира правительство СССР своими действиями породило множество мифов и заблуждений о западной жизни, которые, дополненные стремлением "жить как в Европе", быстро приживаются в России, что отмечал еще Меньшиков, объясняя это постоянным процессом подражания обществ друг другу Меньшиков М.О. Выше свободы: Ст. о России. М., 1998. С. 355..

"Советские люди традиционно не верили советской пропаганде и ее примитивной критике западного общества, и в то же время, что греха таить, подвергались обработке западной пропаганды, в частности хорошо поставленной рекламы американского образа, жизни. Пропаганда эта, как и всякая другая, отнюдь не подчеркивает теневые стороны жизни в своей стране." Эдуард Лимонов. Разочарование. Электронный ресурс Дата обращения 07.05.2016.. Люди, не имеющие полной картины западного мира, поехали за "лучшей долей", и многие из них разочаровались. За эти процессом трансформации, от восторженного взгляда на западный мир до мыслей о том, что в СССР было не так уж и плохо, наблюдает публицист, прошедший до этого аналогичный путь. Лимонов отмечает не только большое количество заблуждений у русских эмигрантов, но и некоторые качества, которые сильно осложняют их жизнь за рубежом: отсутствие инициативы, привычка опираться на власти, непривычность к социальному неравенству, которое пытались скрыть в СССР. При этом автор, по собственному убеждению, не склонен обвинять в этих недостатках и в эмиграции самих эмигрантов:

"…но вот тем, кто добивался эмиграции из СССР, следовало бы прежде добиться права на получение советским человеком всесторонней информации о Западном мире, включая и доступ к критике западного общества его оппозиционными партиями. Это, может быть, сократило бы количество эмигрантов из СССР, но и не увеличило бы количество несчастных людей в мире" Эдуард Лимонов. Разочарование. Электронный ресурс Дата обращения 07.05.2016..

Последний тезис, о необходимости всесторонней информации, а также о полезности оппозиционных партий как для властей, так и для общества, в будущем будет активно развиваться и поддерживаться Лимоновым вплоть до охлаждения его отношений с российской оппозицией, когда его взгляды на оппозицию сместились в сторону более консервативных Оппозиция откладывается // Известия. Электронный ресурс. Дата обращения 07.05.2016..

Рассматривая дальнейшие материалы, можно определить их содержание и их тематику как социально-политическую (в данном случае мы не берем проект Лимонов вне политики). Касательно "русского вопроса", рассматриваемого, в большей или меньшей степени, всеми публицистами консервативного направления: в случае с Эдуардом Лимоновым, однозначного ответа на него мы не найдем. Как и в случае с Меньшиковым в начале его творчества, автор не изучает данный вопрос целенаправленно, а рассматривает его частично в различных работах. В частности, в одной из своих записей в Живом Журнале Эдуард Лимонов - по поводу… Электронный ресурс. Дата обращения 07.05.2016., рассматривая тематику революции и русского бунта, публицист говорит, что "Бунт не был бессмысленным, он был осмысленной местью сословиям дворян и чиновников со стороны солдат, крестьян и инородцев. Русские - народ серьезный. Только без жестокости помещиков и офицеров не было бы и жестокости крестьян и солдат…" . Под серьезностью в данном случае мы можем понимать не только суровость в отношении наказаний, но и такую черту русского характера, как чувство справедливости. Люди, видевшие в бунте последнюю возможность для установления справедливости, были жестоки со своими соперниками в первую очередь потому, что те были жестоки с ними. В одном из интервью газете "Взгляд" Русские остановят прогресс // ВЗГЛЯД. Электронный ресурс. Дата обращения 07.05.2014., Эдуард Лимонов высказал неожиданную для многих и достаточно спорную идею:

"Так вот, русские - на мой взгляд, именно русские как ни одна другая сила, ну, может, еще исламский мир - самой судьбою избраны для остановки прогресса. Идея безлимитной эксплуатации Земли будет убита нами. Нам суждено остановить прогресс. В этом наше современное предназначение".

Это утверждение, судя по комментариям к данному интервью, показалось многим весьма одиозным и неправдоподобным, однако, рассматривая этот вопрос в перспективе, в нем можно обнаружить логику. Русские представлены как сила, способная изменить ход истории, что характерно для сильной большой нации. Второй момент данного высказывания, достойный рассмотрения, это утверждение "идея безлимитной эксплуатации", которая будет "убита" именно русскими. На наш взгляд, если рассмотреть словосочетание "убить прогресс" как авторскую метафору с элементом преувеличения, то получится идея, схожая с теорией морских и континентальных цивилизаций, которая соотносится и с теми мыслями, которые высказывал в свое время Меньшиков: континентальные державы и культуры, в том числе и русская, более инертны в отношении прогресса и изменений, и более склонны к понижению культурного уровня Меньшиков М.О. Выше свободы: Ст. о России. М., 1998. С. 69..

В работе "Анатомия героя" Эдуард Лимонов. Анатомия героя. Электронный ресурс. Дата обращения 07.05.2016. Лимонов проводит следующее утверждение:

"Следует напомнить, что русский народ даже в своих затруднениях - широкий, кровь для нас всегда была неважна. Куда важнее было, что человек говорил на нашем языке, жил по-русски и отстаивал русские государственные интересы",

Схожее понимание нации и национализма мы можем наблюдать и у Меньшикова, для которого в основе нации лежит преданность государству и народу в большей степени, чем происхождение Меньшиков М.О. Выше свободы: Ст. о России. М., 1998. С. 123.. Также в этой цитате важным моментом является "жил по-русски". Автор не дает нам определения, что значит жить по-русски, однако говорит нам о том, что для русских всегда было важно сохранить свой жизненный уклад, свои правила и традиции. Это положение перекликается с положениями остальных авторов, рассмотренных нами в данной работе.

В статье "Патриотизм - угроза для бизнеса" Патриотизм - угроза для бизнеса // Известия. Электронный ресурс. Дата обращения 07.05.2016. Лимонов говорит о том, что нации, независимо от территориального деления, остаются едиными и однородными, даже в находясь в различных государствах, а также о том, что интересы нации в государстве должны ставиться выше интересов бизнеса, что интересы нации - приоритет, и в этом позиция публициста совпадает с теорией, которую мы описали в первой части нашей работы, а также со взглядами коллег-публицистов, рассмотренных нами выше.

Стоит сказать, что подобная тематика и подобные высказывания Лимонова не всегда активно высказывались им на протяжении его политической карьеры: в 1990-х годах они были достаточно частыми, затем до 2013 года их частотность уменьшилась (возможно, это связано с активным сотрудничеством публициста с оппозицией), но, начиная с событий в Украине в 2014 году, высказывания на данную тематику становятся более частыми. За поддержку воссоединения русских и идею экстерриториального единства русской нации высказывался и Егор Холмогоров, чье творчество мы рассматривали выше, и Меньшиков, в случае которого воссоединение во многом выражалась в теориях панславизма.

Подводя итог данной части нашего исследования, отметим, что, несмотря на краткость проведенного нами анализа, мы можем говорить о преемственности поколений в русской журналистике. В современной России есть действующие публицисты, которые обращаются к творческому наследию М.О. Меньшикова, есть публицисты, которые неосознанно высказывают мнения и идеи, схожие с Меньшиковым, и в нашей работе мы проиллюстрировали это лишь двумя, на наш взгляд, самыми яркими примерами, которые, возможно, смогут повысить интерес исследователей к данной теме.

Публицистика (от слова публичный, общественный) - та область литературы, которая занимается политическими, общественными вопросами с целью проводить определенные взгляды в широких кругах читателей, создавать, формировать общественное мнение, возбуждать определенные политические кампании. в область публицистики входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в направлении текущей жизни; таким может явиться в данный момент и чисто теоретический вопрос, имеющий, при другой комбинации обстоятельств, исключительно научное значение. Современная публицистика использует различные приемы воздействия на читателя, которое осуществляется благодаря выразительности, необычности, неожиданности авторских суждений, непринужденно- разговорному языку «с неожиданными пропусками слов и произвольной расстановкой акцентов». Многие современные писатели избирают публицистические жанры.

На наш взгляд, одним из самых ярких писателей-публицистов является Т.Толстая. Мы исследовали ее эссеистические произведения с целью установить, какие изменения и процессы происходят в современной публицистике и каковы основные приметы публицистического стиля в наши дни. на материале сборника «День» (трех лирических эссе из части сборника, озаглавленной «Частная годовщина», а именно: «Квадрат», «Что в имени тебе моем?» и «Женский день»).Рассмотрев модусный уровень эссе, мы отметили ярко выраженную оценочность и экспрессивность. Оценочность проявляется на разных языковых уровнях: лексическом, синтаксическом, стилистическом, например: – в использовании слов с оценочной семантикой (примитивные притчи, дешевые поучения; мелкой суетливой возней; неучей, посредственностей и бездарностей); – в употреблении стилистически маркированной лексики, например, использовании библейской лексики и метафор при описании художника «доквадратной» эпохи: таким образом утверждается божественное начало истинного искусства) и др. Кроме того, встречаются прямые оценки субъектов, признаков, ситуаций: Не всякое самоназвание благозвучно для слуха иных народов, и глупо настаивать на его адекватном воспроизведении. Кроме того, мы обратили внимание на частое употребление конструкций типа: я не знаю, я думаю, которые, с одной стороны, усиливают субъективность, а с другой – являются определенной игрой с читателем. Объективизация, создаваемая за счет различных мнений и точек зрения, взглядов с разных сторон, – важная черта публицистики Т.Толстой. Но эта объективизация только внешняя. Внешняя объективизация в сочетании с субъективной интерпретацией – сильный прием воздействия на читателя. Эффективность приема заключается и в его достаточной скрытости от поверхностного читательского взгляда. Например, интерпретация может быть выражена простой постановкой цитаты в определенное место в тексте или частотностью обращения к определенному источнику (слова Бенуа в эссе «Квадрат» цитируются три раза). Сатира, ирония, Игра слов, оживление внутренней формы слова ведут к возникновению каламбуров: Малевич – замалевал; Писательница намеренно использует многие черты разговорной речи, чтобы добиться «взаимопонимания» с читателем. Можно утверждать, что современная публицистика использует активное воздействие на читателя, которое осуществляется за счет диалога с читателем (формы повелительного наклонения, форма первого лица множественного числа глаголов, включающая читателя в произведение), приема речевых масок (ситуация оценивается с разных позиций) и внешней объективизации в сочетании с субъективной интерпретацией, сцеплений и повторов, использования прецедентных текстов, разговорной речи, близкой читателю и «стирающей» дистанцию между автором и читателем (длинные предложения с обилием союзных средств, повторов и вставных конструкций, разговорная и просторечная лексика). Таким образом, публицистику Т.Толстой можно охарактеризовать как публицистику сатирическую, которая проявляется благодаря окказиональным соединениям слов и словосочетаний, разбиению клишированных фраз, вставным конструкциям, стилевому эклектизму и снижению стиля, игре слов с возникновением каламбуров, тропам. Итак, кроме черт, характерных для жанра эссе и современной публицистики в целом, мы выявили особенности публицистики текстов Т.Толстой, в том числе, приемы воздействия на адресата. Публицистические произведения отличаются необыкновенной широтой тематики, они могут касаться любой темы, попавшей в центр общественного внимания, например, технологии проведения водолазных работ. Среди таких постоянно освещаемых тем в первую очередь следует назвать политику, информацию о деятельности правительства и парламента, выборах, партийных мероприятиях, о заявлениях политических лидеров.

· Минкин, Александр Викторович - российский журналист и театровед. Автор публикаций о коррупции в России. «Письма президенту» (Московский комсомолец)

· Алекса́ндр Евсе́евич Хинште́йн (р. 26 октября 1974, Москва) - журналист, Депутат Государственной Думы, член фракции «Единая Россия» (МК). «Дело Хинштейна»: В мае 1999 года против Хинштейна было возбуждено уголовное дело о подделке водительского удостоверения. В январе 2000 года следователи МВД пытались принудительно вывезти Хинштейна в город Владимир для проведения судебно-психиатрической экспертизы по ранее возбужденному уголовному делу. Это дело и следственные действия по нему связывают с критическими публикациями Хинштейна о МВД.

· Алекса́ндр Андре́евич Проха́нов (р. 26 февраля 1938, Тбилиси) - советский и российский политический деятель, писатель, публицист. «Господин Гексоген» (2001) привлёк внимание критиков и общественности. В романе рассказывается о заговоре спецслужб, олигархов и политиков разных направлений. Целью заговора является смена власти в стране путём её передачи от дряхлого Истукана молодому Избраннику. Заговорщики используют убийства, кремлёвские интриги, взрывы домов, провокации и т. п. За роман «Господин Гексоген» 31 мая 2002 года писателю была вручена литературная премия «Национальный бестселлер».

    Журналистика 2-ой и 3-ей волн русской эмиграции. Основные издания и их характеристика. Публицистическая деятельность С.Довлатова, В. Максимова, А. . Солженицына И ДР

Вторая волна 40-60 - После конца ВОВ в эмиграции оказались люди, которые были угнаны на работу в Германию или находились в нем. Плену. Эти люди боялись возвращаться. Их называли «ДИПИ» -перемещенные лица. Центром новой волны стал Мюнхен. Эмиграция “третьей волны” теперь почти не осознается как некое целое, как человеческое и творческое сообщество. Между тем в середине 1970-х, когда А. Солженицын и В. Максимов, А. Синявский и Вик. Некрасов, А. Галич и Н. Коржавин вместе участвовали в создании первых номеров журнала “Континент”, это чувство единства, ощущение общей судьбы, безусловно, было. Журнал Грани – журнал литературы и искусства. Общественно -политические мысли – подзаголовок. Периодичность 4 номера в год. Основал Е. Романов. Журнал продавали вначале за сигареты и кофе. Там печатались Бунин, Теффи. Заслуга в том, что собирали инфу по всей России и связывались с оппозицией. Выезжали и перевозили рукописи. Невыержал конкуренции. Новый журнал – ред. Цетлин. Толерантность. Внимание к культуре. Сохранение русской культуры за рубежом. Выходит 1раз в квартал. Печатаются Бунин, Алданов. Журнал стал международным. Там печатались «мемуары Керенского». Третья волна 70е – «реакция на оттепель». Высылают всех несогласных. Уезжает творческая интеллигенция. Журнал Континент – (Париж 74-92) - Ред. В. Максимов и А. Солженицын. Они пытались объединить эмиграцию. Болели Россией. Это энциклопед. Журнал. Разоблачали Сов. Власть. Деньги на 1, 2 номера, дал Солженицын. Писали и про голод на Украине, о скрытый нац. Проблемах, цензура, подавление инакомыслия. Основали фонд друзей Континента . Журнал жил на пожертвования. Было много критики за центр. Позицию, независимость. Воевал с журналом «Синтаксис». Причины – мировоззрение. Журнал сущ. До сих пор. Сейчас ред. Виноградов. Газета «Русская мысль» - Париж 47г. Ред. З. Шаховская. Газета посвящена культуре, рассказывается о 1й волне эмиграции, культура в СССР. Она запрещена в СССР. На нее нападают в среде эмиграции. Обвиняют в монархической направленности, великодержавном шовинизме. Газета Эхо – Париж. Это литературный журнал. Задача печатать то, что не вошло в Советскую печать. «Новый американец», первый номер которой вышел 8.02.1980 в Нью-Йорке. Инициатива её создания принадлежала Сергею Довлатову, который стал главным редактором, начиная с № 13. Газета просуществовала два года, адресована была именно «третьей волне» эмиграции и имела остро полемическую направленность по отношению к «Новому русскому слову» (старейшей газете русской диаспоры) и её знаменитому редактору – Андрею Седых.С. Довлатов - поступил на факультет журналистики ЛГУ, работал в студенческой многотиражке Ленинградского кораблестроительного института «За кадры верфям», писал рассказы. В 1978 году из-за преследования властей Довлатов эмигрировал из СССР, поселился в районе Форест-Хилс в Нью-Йорке, где стал главным редактором еженедельной газеты «Новый американец». Членами его редколлегии были Борис Меттер, Александр Генис, Пётр Вайль, балетный и театральный фотограф Нина Аловерт, поэт и эссеист Григорий Рыскин и другие. Газета быстро завоевала популярность в эмигрантской среде. Одна за другой выходили книги его прозы. К середине 1980-х годов добился большого читательского успеха, печатался в престижных журналах «Партизан Ревью» и «The New Yorker». За двенадцать лет эмиграции издал двенадцать книг в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на Радио «Свобода».В. Максимов - Как редактор ведущего издания «третьей волны», Владимир Максимов находился в исключительно сложном положении. Журнал приковывал к себе пристальное, небеспристрастное внимание как сторонников, так и идейных противников, называвших «Континент» и его редактора «парижским обкомом», над которым есть еще и «вермонтский ЦК» (в лице А. Солженицына). В. Максимов постоянно выслушивал упреки и обвинения как «слева», так и «справа», стремясь занять и сохранить центристскую позицию.

Если верить Кольте.ру, были Алексей Навальный и Егор Просвирин. На 5-м месте расположился Владимир Познер. Также в топ-100 самых-самых вошли Елена Мизулина, Всеволод Чаплин, Владимир Мединский, Сергей Кургинян, Никита Михалков, Эдуард Лимонов, Захар Прилепин, Анатолий Вассерман, Татьяна Толстая, Александр Проханов, Егор Холмогоров, Александр Дугин, Михаил Делягин, Владислав Сурков, Сергей Шаргунов и др. Это те, кого принято называть "общественно-культурной элитой", лидерами мнений, проводниками идей, которые усваивают массы. Не скажу, что этот список мне по душе, да и вообще интеллектуалов, на мой взгляд, следует оценивать не по их влиятельности, а по интеллекту, который отнюдь не всегда позволяет быть "популярным" и "успешным" в широких кругах.

Я попробовал составить собственный альтернативный список 150 ведущих российских интеллектуалов, основываясь на своем ежедневном мониторинге культурного интернет-пространства и личных пристрастий. Критика, дополнения и замечания приветствуются!


  1. Аза Тахо-Годи, филолог, вдова философа А.Ф. Лосева.

  2. Александр Архангельский, литературовед, телеведущий.

  3. Александр Гаврилов, критик, литературный деятель.

  4. Александр Генис, эссеист.

  5. Александр Кушнер, поэт.

  6. Александр Кынев, политолог.

  7. Александр Махов, филолог.

  8. Александр Морозов, политолог.

  9. Александр Рубцов, философ.

  10. Александр Секацкий, философ.

  11. Александр Сокуров, кинорежиссер.

  12. Александр Шмелев, политолог.

  13. Александр Эткинд, историк культуры.

  14. Александр Янов, историк, политолог.

  15. Алексей Кудрин, экономист, председатель Комитета гражданских инициатив.

  16. Алексей Макаркин, политолог.

  17. Алла Демидова, народная артистка РСФСР.

  18. Анастасия Гачева, философ, филолог.

  19. Андрей Битов, писатель.

  20. Андрей Зализняк, лингвист.

  21. Андрей Зорин, филолог.

  22. Андрей Зубов, историк.

  23. Андрей Кураев, церковный деятель.

  24. Андрей Нечаев, экономист, политический деятель.

  25. Андрей Тесля, философ.

  26. Антон Долин, кинокритик.

  27. Борис Гребенщиков, музыкант.

  28. Борис Грозовский, экономический обозреватель.

  29. Борис Гройс, искусствовед.

  30. Борис Долгин, научный редактор «Полит.ру».

  31. Борис Егоров, филолог.

  32. Борис Куприянов, книготорговец, публицист.

  33. Борис Парамонов, философ, культуролог.

  34. Борис Успенский, филолог, семиотик.

  35. Вадим Клювгант, адвокат.

  36. Валентин Непомнящий, филолог.

  37. Валентин Янин, историк.

  38. Валерий Соловей, политолог.

  39. Василий Жарков, историк.

  40. Вера Мильчина, переводчик.

  41. Виктор Голышев, переводчик.

  42. Виктор Пелевин, писатель.

  43. Владимир Буковский, писатель.

  44. Владимир Голышев, публицист, аналитик.

  45. Владимир Емельянов, ассириолог.

  46. Владимир Микушевич, поэт.

  47. Владимир Новиков, филолог, критик.

  48. Владимир Паперный, искусствовед, культуролог, историк архитектуры.

  49. Владимир Пастухов, публицист.

  50. Владимир Рыжков, политик.

  51. Владимир Сорокин, писатель.

  52. Владимир Толстой, советник президента РФ по культуре.

  53. Владислав Иноземцев, экономист, социолог, политический деятель.

  54. Вячеслав Иванов, лингвист, академик РАН.

  55. Галина Юзефович, литературный критик

  56. Гасан Гусейнов, филолог.

  57. Генри Резник, адвокат.

  58. Георгий Мирский, политолог, историк.

  59. Глеб Павловский, политолог.

  60. Григорий Перельман, математик.

  61. Григорий Ревзин, искусствовед, журналист.

  62. Даниил Дондурей, культуролог.

  63. Денис Драгунский, писатель.

  64. Дмитрий Быков, писатель.

  65. Дмитрий Глуховский, писатель.

  66. Дмитрий Зимин, предприниматель, ученый-радиотехник, основатель фонда «Династия», соучредитель премии «Просветитель».

  67. Евгений Анисимов, историк.

  68. Евгений Гонтмахер, экономист.

  69. Евгений Ермолин, литературный критик.

  70. Евгений Минченко, политолог.

  71. Евгений Примаков, академик РАН, экс-премьер-министр РФ.

  72. Евгений Сатановский, политолог.

  73. Евгений Ясин, экономист.

  74. Екатерина Гениева, генеральный директор Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы.

  75. Екатерина Шульман, политолог.

  76. Елена Зелинская, журналист.

  77. Елена Костюкович, переводчик.

  78. Елена Немировская, философ, просветитель.

  79. Зоя Богуславская, писатель.

  80. Иван Курилла, историк.

  81. Иван Толстой, публицист и радиожурналист.

  82. Игорь Бестужев-Лада. социолог, футуролог.

  83. Игорь Волгин, поэт, филолог, телеведущий.

  84. Игорь Шайтанов, главный редактор журнала "Вопросы литературы".

  85. Игорь Юргенс, экономист, президент Института современного развития.

  86. Игорь Яковенко, культуролог, философ.

  87. Ирена Лесневская, деятель телевидения, издатель журнала «The New Times».

  88. Ирина Прохорова, литературовед, главред "НЛО"

  89. Ирина Роднянская, литературный критик.

  90. Ирина Сурат, филолог.

  91. Кирилл Рогов, политический обозреватель.

  92. Константин Сонин, экономист.

  93. Лев Регельсон, историк церкви, богослов.

  94. Лев Рубинштейн, поэт.

  95. Лев Шлосберг, политик.

  96. Леонид Баткин, историк, литературовед.

  97. Леонид Парфенов, журналист.

  98. Людмила Улицкая, писатель.

  99. Людмила Шапошникова, востоковед.

  100. Максим Амелин, поэт.

  101. Максим Кантор, художник, писатель.

  102. Максим Кронгауз, лингвист.

  103. Максим Трудолюбов, публицист.

  104. Марат Гельман, галерист.

  105. Марина Литвинович, политолог, правозащитник.

  106. Мариэтта Чудакова, литературовед.

  107. Мария Слоним, журналист.

  108. Мария Степанова, поэт.

  109. Михаил Виноградов, политолог.

  110. Михаил Гельфанд, биоинформатик.

  111. Михаил Дмитриев, экономист.

  112. Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа.

  113. Михаил Ходорковский, политик.

  114. Михаил Шишкин, писатель.

  115. Михаил Эпштейн, философ, эссеист.

  116. Наталия Геворкян, журналист, писатель.

  117. Наталия Зубаревич, экономист.

  118. Наталия Солженицына, общественный деятель, вдова писателя А.И. Солженицына.

  119. Наум Гельман, историк кино.

  120. Никита Елисеев, литературный критик.

  121. Никита Соколов, историк.

  122. Николай Солодников, журналист, просветитель.

  123. Олег Басилашвили, народный артист СССР.

  124. Олег Кашин, журналист.

  125. Олег Лекманов, литературовед.

  126. Ольга Седакова, поэт.

  127. Олег Чухонцев, поэт.

  128. Павел Кудюкин, историк, политик.

  129. Павел Руднев, театральный критик.

  130. Рой Медведев, историк.

  131. Ростислав Рыбаков, индолог, экс-директор Института Востоковедения РАН,

  132. Руслан Гринберг, экономист.

  133. Сергей Алексашенко, экономист.

  134. Сергей Бочаров, филолог.

  135. Сергей Гуриев, экономист.

  136. Сергей Зенкин, литературовед, переводчик.

  137. Сергей Неклюдов, фольклорист.

  138. Сергей Хоружий, философ, переводчик.

  139. Сергей Цыпляев, политолог.

  140. Сергей Чупринин, главред журнала "Знамя".

  141. Соломон Волков, музыковед, писатель.

  142. Станислав Белковский, политолог.

  143. Тамара Эйдельман, историк.

  144. Татьяна Касаткина, филолог.

  145. Татьяна Щербина, поэт, эссеист.

  146. Фазиль Искандер, писатель.

  147. Юрий Афанасьев, политик, историк, экс-ректор РГГУ.

  148. Юрий Рыжов, академик РАН, экс-посол России во Франции.

  149. Юрий Мамлеев, писатель.

  150. Юрий Пивоваров, историк, экс-директор ИНИОН РАН.

  151. Юрий Сапрыкин, журналист.

  152. Яков Гордин, историк, публицист, писатель.

  153. Яков Миркин, экономист.

Текущая страница: 1 (всего у книги 17 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Составитель Дамир Соловьев
Русские писатели и публицисты о русском народе

Издание выпущено при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга

© Д. Соловьев, наследники, 2015

© ООО «Издательство К. Тублина», макет, 2015

© А. Веселов, оформление, 2015

***

Я не умею любить свою страну с закрытыми глазами, склоненным лицом и сомкнутыми устами. Я полагаю, что быть ей полезным можно только при ясном взгляде. Я верю, что время слепой любви прошло, и сегодня прежде всего мы обязаны отечеству своему говорить истину1
Эпиграф из «Апологии сумасшедшего» П. Я. Чаадаева дается в пер. с фр. составителя (ред.) .

П. Я. Чаадаев. Апология сумасшедшего

От составителя

Проблема национального характера столь сложна и многообразна, что нет даже уверенности, разрешима ли она вообще во всей своей целостности. Однако чрезвычайно важное значение ее для исторической науки настоятельно требует каких-то, пусть приблизительных и не вполне надежных, подступов к искомым ответам. Настоящий сборник представляет собой опыт собирания свидетельств и суждений русских писателей и публицистов. При этом не производилось никакого отбора по достоверности оценок, поскольку, с одной стороны, невозможно установить критерий для такого отбора, а с другой – даже явная ложь по-своему отражает какую-то часть общественного мнения.

Особенное внимание было обращено на поиск благоприятных свидетельств о России и русских, однако такие свидетельства оказались в меньшинстве. Составитель, следуя столь редко воспринимаемому у нас примеру Чаадаева (см. эпиграф), не считал для себя возможным хоть как-то приукрасить общую картину, которая для него самого оказалась во многом совершенно неожиданной.

Д. Соловьев

Александр Иванович Тургенев (1784–1846)
Николай Иванович Тургенев (1789–1871)

Вчера пригласил меня Проректор на великолепный, по-здешнему, ужин. Сие должно почитать за особенный знак его внимания к русским. Он говорит, что здесь нет никого, кто бы так хорошо вел себя, как русские, и сам просил, чтобы мы не имели никакого сообщества с немецкими студентами.

Письмо А. И. Тургенева к родителям из Геттингена (18 дек. 1802) 2
Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. СПб., 1911. С. 42.


Холодные немцы стоят и рассуждают, каким бы образом удобнее тушить огонь, между тем как ни один не хочет подать настоящей помощи. И огонь не в состоянии был согреть их! Какое сравнение с нашими русскими! Какая деятельность и неустрашимость видна при подобных случаях у нас в Москве – и какая медленность и равнодушие здесь!

Геттингенский дневник А. И. Тургенева (30 дек. 1802). 3
Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. СПб., 1911. С. 181.


Если сравнить нашего русского мужика со здешним, то, мне кажется, можно будет сказать о них то же, что Карамзин сказал о греках и новейших. Немцы ученее нас; но мы умнее их; мы умеем радоваться и пользуемся сим драгоценным даром, когда только находим к тому хоть малейшую причину; но немец сперва подумает – и прозевает эти невозвратимые минуты радости, которыми бы он для истинной своей душевной и телесной пользы должен пользоваться. Подумав таким образом, задал я сам себе вопрос: ум ли это? И можно ли патриоту пожелать такого ума своим согражданам?

Письмо А. И. Тургенева к родителям из Геттингена (25 мая 1803). 4
Там же. С. 79.


Мне кажется, что не все имеют право обвинять русский простой народ в чрезвычайной склонности к пьянству; с тех пор как римляне победили германцев крепкими напитками, она и здесь не меньше, с тою только разницею, что они не имеют столько средств и побуждений употреблять ее во зло. Нам выхваляют умеренность немцев; но умеют ли они воздержаться от кофе, более для них вредного, нежели для русского мужика водка? Если немецкий мужик не пьяница, то более экономия его, нежели воздержание, тому причиною. По большей части немецкий крестьянин имеет нужду тогда только в вине, когда он хочет быть веселее обыкновенного; русский (по большей же части) пьет с горя . Кабак есть для него единственный волшебный замок, который переселяет его из горькой существенности в ту страну радости, где он не видит над собою ни барина, ни капитана-исправника. Он пьет из реки забвения. Впрочем, если будешь примечать беспристрастно, то увидишь, что немецкий крестьянин в целый день выпьет гораздо больше русского, потому что он, имея всегда с собою небольшую склянку с водкой, мало-помалу или для поправления желудка, или для подкрепления сил, словом, под различными предлогами выпивает ее. Напротив того, русский мужик пьет вдруг и – упивается. К тому же зимою ему надобно зайти к Бахусу в гости, чтобы согреться, а к лету это уже обратится ему в привычку.

При всем том я думаю, что не один северный климат, не одна физическая причина склонности русского к пьянству; но есть и другой источник сей пагубной для нас страсти, есть причины моральные (которых основание находится в государственной нашей конституции). Россия бо́льшею частию состоит не из подданных, но рабов, хотя не в римском и венгерском смысле этого слова, – и бо́льшая часть крестьян принадлежит помещикам. Русский мужик с молоком матерним всасывает в себя чувство своего рабства, мысль, что все, что он ни выработает, все, что он ни приобретет кровию и потом своим, – все не только может, но и имеет право отнять у него его барин. Он часто боится казаться богатым, чтобы не навлечь на себя новых податей; и так ему остается – или скрывать приобретенное (оттого со времен татарского нашествия обычай русских мужиков зарывать свои сокровища в землю) или жить в беспрестанном страхе; а чтобы избежать того и другого, он избирает кратчайшее средство и несет нажитое в Царев дом, как говорят наши простолюдины. Словом, гораздо бо́льшая часть русских крестьян лишены собственности. И вот одна из главнейших подпор, на которых возведен в России престол Бахусу. Ко всему этому способствовало, может быть, и множество праздников, в которые крестьянин за долг почитает быть веселее обыкновенного.

А. И. Тургенев. Путешествие русских студентов по Гарцу (1803). 5
Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. СПб., 1911. С. 291–292.


Я отнес письмо почтенному Шлецеру <…> Человек просвещенный и добрый, приносящий честь своей нации! Но при всем том, я не могу согласиться с батюшкой в вашем мнении и всегда готов отдать преимущество русским в натуральной доброте их. Не один я с моею неопытностью давно твержу, что Шлецер один в своем роде, и что другого Шлецера в Германии вряд ли найти можно; но и другие беспристрастные же, но опытные судьи, согласны в том со мною. Следовательно, по нему нельзя судить о немцах, и в России скорее, нежели здесь, найдется другой Шлецер.

Письмо А. И. Тургенева к родителям из Геттингена (5 окт. 1803). 6
Там же. С. 117.


Сегодня я по обыкновению был на пяти лекциях. Цветаев говорил о преступлениях разного рода и между прочим сказал, что нигде в иных случаях не оказывают более презрения к простому народу, как у нас в России. (Хотя мне и больно, очень больно было слушать это, однако до́лжно согласиться, что бедные простолюдины нигде так не притесняемы, как у нас.)

Дневник Н. И. Тургенева (7 мая 1808). 7
Архив братьев Тургеневых. Вып. 1. СПб., 1911. С. 109–110.


В Москве, смотря на многих людей, почитал образ их жизни скучным и даже (несколько) нещастным, но теперь, посмотрев на людей в Пруссии и здесь, в Вестфалии, почитаю их в сравнении с сими щастливцами.


Есть ли когда-либо Зиждитель мира мог радоваться своим творением, то это, конечно, в первый день светлого праздника, смотря на русскую землю. <…> Где найдешь тебе подобного, великодушный, храбрый, величавый, одним словом, Русский Народ! Есть ли бы я не имел щастия быть русским (мысль, служащая для меня величайшим утешением в жизни сей), то сердце мое всегда бы стремилось к сему народу.

Радуйся, благословенный народ, лучшее произведение Руки Творческой! Радуйся и чувствуй свою радость, свое существование!


Я с ним (П. Б. Козловским – Д. С .) много спорил, и спорил о таких предметах, которые никакому сомнению не подвержены; он утверждает, что русский народ никакого характера не имеет. Вот, брат, как и неглупые люди заблуждаются.

Письмо Н. И. Тургенева к брату С. И. Тургеневу (3 ноября 1811). 10
Архив братьев Тургеневых. Вып. 3. СПб., 1913. С. 428.


Вот уже три недели, как я здесь (<в Москве. – Д. С .>), и по сию пору не опомнился. <…> Незначащие лица, на которых видна печать рабства, грубость, пьянство, – всё уже успело заставить сердце обливаться кровию и желать возвращения в чужие края. Непросвещение высших классов также действовало на произведение последнего желания. Суровая зима показалась мне совсем не таковою, как я представлял ее, будучи в Геттингене и Неаполе. Она подлинно убивственна.


Чем более мы стрясываем с себя иностранное, тем в большем блеске, в большей славе являются народные свойства наши. Чем более обращаемся сами к себе, тем более познаем достаточность свою на удовлетворение требуемого от чужеземцев для нашей пользы. Слава Кутузову!


Поручаю дружбе твоей подателей сего, двух англичан, Джонса и его товарища. Я уверен, что ты воспользуешься сим случаем и постараешься доказать им, что Москва и под пеплом сохранила древнюю добродетель свою, отличающую русских: гостеприимство.

Письмо А. И. Тургенева к А. Я. Булгакову (27 дек. 1812). 13
Письма Александра Тургенева Булгаковым. М., 1939. С. 129.


Полетел бы за русскими орлами. За Рейном летали и римские, но какая слава древних и новейших народов может сравниться с нашею!

Письмо А. И. Тургенева к А. Я. Булгакову (21 ноября 1813). 14
Там же. С. 140.


(Оккупация Франции в 1814 году)

Русские солдаты вели себя по отношению к французам бесконечно лучше немецких солдат. Когда прусские и баварские войска проходили через Нанси и его окрестности, было совершено много бесчинств, и среди жителей раздавались громкие жалобы. <…>

Сколько раз я слышал от граждан Нанси и окрестных местностей, что они смотрели на квартировавшего у них русского солдата, как на собственного сына. Они относились к нему с таким доверием, что оставляли в его руках ключи от дома, поручали ему нянчить маленьких детей, и русский солдат охотно помогал им в домашних работах. Поэтому, когда в Нанси распространился слух, что город должен быть очищен русскими и занят баварцами, то жители говорили, что они предпочли бы взять на постой десять русских вместо одного баварца.15
Тургенев. Н. И . Россия и русские. Т. I. М., 1915. С. 51–52.

Я не записывал того, что я чувствовал при въезде моем в Россию и во время пребывания моего в Москве и здесь <в Петербурге> – Д. С.> . Но чувства сии сильно запечатлелись в душе моей. Всё, касающееся до России в политическом отношении, то есть в отношении к учреждению и управлению, казалось мне печальным и ужасным; всё, касающееся до России в статистическом смысле, то есть до народа, свойств его и тому подобного, казалось мне великим и славным; конечно, климат и не таковое инде благо состояние народа, каково бы оно быть могло, делают в сем последнем исключение. – Порядок и ход мыслей о России, который было учредился в голове моей, совсем расстроился с тех пор, как заметил везде у нас царствующий беспорядок. Положение народа и положение дворян в отношении к народу. Состояние начальственных властей, все сие так несоразмерно и так беспорядочно, что делает все умственные изыскания и соображения бесплодными.

Дневник Н. И. Тургенева (7 нояб. 1816). 16
Архив братьев Тургеневых. Вып. 5. Пг., 1921. С. 5.


Недавно в Staats-Anzeiger читал я план, поданный Эпинусом покойной Императрице об образовании училищ в России. Одно замечание его меня поразило, и вряд ли он несправедлив. «В России, говорит он, за всё берутся с жаром сначала, но впоследствии всё оставляют». Во многих случаях можно заметить справедливость сего замечания <…>.

Дневник Н. И. Тургенева (21 сент. 1817). 17
Архив братьев Тургеневых. Вып. 5. Пг., 1921. С. 90.


Характер русских имеет большой недостаток, состоящий в том, что русские, обыкновенно, не могут посвятить себя одной какой-нибудь цели, одному делу, следовательно, непостоянство. В этом мы хуже, я думаю, французов, которых так винят в ветрености.


В два или три дня пребывания моего здесь <в Симбирске. – Д. С. > я имел случай заметить образ жизни провинциальных дворян, и по тому, что я видел в доме Аржевитиновых, я, кажется, могу заключить о прочих. Я приходил туда по утру и находил уже хозяев и гостей за пикетом, после обеда – за бостоном, за шашками и за банком. Между тем, фигуры рабов, как привидения из мира нечистоты, мелькали по комнатам. Все эти карточники более бы занимались делом, есть ли бы у них не было крепостных крестьян. И просвещение есть следствие необходимости; а дворяне, за картами и в привычке своей праздности не будут чувствовать и не чувствуют нужды в просвещении. Между тем, какая-то простота, непринужденность в обращении иногда нравится; зато, говорят, в присутствии Губернатора они все покорные слуги Его Превосходительства.

Дневник Н. И. Тургенева (20 июля 1818). 19
Архив братьев Тургеневых. Вып. 5. Пг., 1921. С. 135.


…у нас всякий день оскорбляется человечество, справедливость самая простая, просвещение и, одним словом, всё, что не позволяет земле превратиться в пространную пустыню или в вертеп разбойников.


Я прежде удивлялся, слыша, что люди из больших городов переселяются в места уединенные, как, например, Лагарп в окрестности Лозанны из Парижа. Теперь я это более понимаю. Но Лагарп другое дело. Не понимая такого удаления совершенно, я, с другой стороны, не понимаю, как все, имеющие на то средства, не переселятся из России.


Выехав из Симбирска <…>, печальная мысль о том, сколько бесчестия я видел, заставила меня задуматься. Я почти совсем не видел честных людей, хотя много видел людей, которых в обществе называют и должно называть хорошими. Что составляет народ в России? Разберите все состояния: дворян, служащих, купцов, мещан, крестьян, – и вы найдете, что одни только сии последние заслуживают уважения и величайшего сожаления.

В Москве пучина грубых наслаждений чувственной жизни. Едят, пьют, спят, играют в карты – все сие на счет обремененных работами крестьян. – Не знаю, куда идти; а несносно жить в России! – Сильное отвращение чувствую к жизни.

Дневник Н. И. Тургенева (12 марта 1821). 22
Архив братьев Тургеневых. Вып. 5. Пг., 1921. С. 259.


Самое горькое чувство для человека есть чувство презрения к самому себе. А Карамзин, написав IX том, уверяет, что мы должны гордиться быть русскими и проч. и проч. Как гордиться тем, над чем нельзя не плакать – и плакать кровавыми слезами?

Письмо Н. И. Тургенева к кн. П. Б. Козловскому (23 февр. 1822). 23
Там же. С. 317.


(По дороге в Берлин)

В деревнях везде садики. Города хороши. Городки порядочные. Приятность всегда отравляется тем, что у нас не так. Посему, где удовольствие в путешествии?


В чужих краях трудно быть, между прочим, от того, что Россию понимают здесь весьма отдаленною от образованности Европейской, может быть, более, нежели в самом деле. Неприятно видеть себя в таком положении. Но сколько людей и предметов в России, свидетельствующих варварство!

Дневник Н. И. Тургенева (Берлин, 9 мая 1824). 25
Архив братьев Тургеневых. Вып. 5. Пг., 1921. С. 13.


Поев мороженого, намеревался зайти почитать к Vss., но предпочел курить трубку у камина у Черткова. С ним проболтал до 10 часов о взяточниках в России и, возвращаясь домой, думал, что отсутствие из России имеет ту большую выгоду, что не видишь дураков и взяточников, с которыми обязан даже быть в сношениях в России.

Дневник Н. И. Тургенева (Флоренция, 6 нояб. 1824). 26
Там же. С. 164.


Вчера, смотря, как дурак Марченко, шесть лет живущий за границею, кланяется английскому посланнику, какое-то неприятное чувство толкнуло меня: напоминание нашего хамства. Так, кроме России, нигде не кланяются.

Дневник Н. И. Тургенева (Флоренция, 8 нояб. 1824). 27
Там же. С. 169.


…надо признать, что тайные общества, может быть, неизбежны в такой стране, как Россия. Только тот, кто жил в России, может представить себе, какие затруднения приходится встречать здесь для выражения своих идей. Кто хочет говорить свободно и безопасно, тот необходимо должен не только замкнуться в узком кругу, но и тщательно выбирать лиц, к нему присоединяемых. Лишь при этом условии возможен вполне искренний обмен мыслей.28
Тургенев Н. И . Россия и русские. Т. I. М., 1915. С. 7.


Драгоценнейшей чертой истинной цивилизации является чувство справедливости, равенство, уважение к жизни и достоинству человека. Кто вдумается в это, тот увидит, что именно эти чувства, преимущественно, отличают истинную цивилизацию от варварства, как бы оно ни было разукрашено и отделано, каким бы лоском и лаком не было покрыто. Всему можно научиться и подражать, кроме этих чувств.

Трудно представить себе, до чего доходит отсутствие этих общественных добродетелей в России, даже среди людей, которые считают себя цивилизованными и действительно цивилизованы в некоторых отношениях. Идеи справедливости и равенства здесь едва признаны; презрение всех к естественным правам заступает здесь место уважения к достоинству и даже к жизни человека. Недостаток истинной цивилизации столь велик, что даже честные, благожелательные к своим ближним лица, горячо отдающиеся доброму делу, часто совершают, сами того не подозревая, серьезные промахи и проступки, которые в другой стране возмутили бы всякую благородную душу. А что касается того неодобрения, молчаливого или явного, которое вызывает всякая низость, всякое постыдное деяние, совершенное кем бы то ни было и против кого бы то ни было, безразлично при каких обстоятельствах; что касается подавляющего презрения публики, часто толкающего в цивилизованной стране к самоубийству того, кто является его предметом; что касается всеобщего порицания, сурового и благодетельного залога общественной нравственности, то все это совершено неизвестно в России. Испорченность, жестокость, даже подлость проходят незамеченными или часто встречают извинение и снисходительное отношение. Порядочный человек, добродетельный человек, не способный сознательно опуститься до чего-либо подобного, не только заставит молчать негодование, которое должен возбуждать в нем виновный во всех этих гнусностях, но он будет, даже не краснея, продолжать с ним дружбу. Разве может добродетель пользоваться большим уважением там, где порок не заклеймен презрением?29
Тургенев Н. И . Россия и русские. Т. I. М., 1915. С. 149–150.


Может быть, я ошибаюсь, но мне всегда казалось, когда я читал писания Карамзина о России, что он точно хочет сказать русским: «Вы не способны ни к какому прогрессу: довольствуйтесь тем положением, в котором вас оставляют ваши правители; не пытайтесь осуществить какую-нибудь реформу, так как вы только наделаете глупостей».30
Там же. С. 341.


…Сперанский, выйдя из низов, достиг первых должностей Империи. Его происхождение, несомненно, весьма способствовало его падению. Он был сыном сельского священника. Так называемое русское дворянство обнаруживает некоторое презрение к духовенству, в особенности к тем, кто, принадлежа ранее к этому сословию, достиг высокого поста; и народ, по-видимому, часто разделяет это презрение.31
Тургенев Н. И . Россия и русские. Т. I. М., 1915. 380.


Если я о чем-либо сожалею, то это легкость, необдуманность, неосновательность в повествованиях32
Имеется в виду издание: Записки декабристов. Лондон, 1863.

Но и в этом отношении я не обвиняю самые лица повествующих, но скорее обстоятельства, в коих они находились, и более всего эту славянскую, если не исключительно русскую, ветреность и легкомыслие, кои так сильно выражаются во всех поступках, во всех суждениях и воззрениях наших соотечественников.

Письмо Н. И. Тургенева к А. И. Герцену (27 июля 1861). 33
Литературное наследство. М., 1955. Т. 62. С. 588.

Петр Андреевич Вяземский (1792–1878)

Впрочем, живу: день мой – век мой. Имею несколько приятных знакомств и живу здесь потому, что в России мне душно: сплю и вижу, как убраться под другое небо и ожидать, чтобы слово отечество получило какой-нибудь смысл на языке у русского.

Письмо к М. Ф. Орлову из Варшавы (март 1820). 34
Архив братьев Тургеневых. Вып. 6. Пг., 1921. С. 377.


Всё это делается, как ни попало и как Бог велит. Конечно, Русский Бог велик, и то, что делается у нас впотьмах и наобум, то иным при свете и расчетах не удастся делать. При нашем несчастии нас балует какое-то счастие. Провидение смотрит за детьми и за пьяными – и за русскими, прибавить должно.

(авг. 1822). 35
Вяземский П. А . Записные книжки, М., 1963. С. 106


И есть же люди, которые почитают за несчастие быть удаленными из России. Да что же может дать эта Россия? Чины, кресты и весьма немногим обеспечение благосостояния. Да, там, где или Россия отказывается Вам давать эти кресты и чины, или Вы сами отказываетесь их иметь, там нет уже России, там распадается, разлетается она по воздуху, как звук. Не дает она Вам Солнца и дать не может, ни Солнца физического, ни Солнца нравственного. Чем, что она согреет, что прекрасного, что высокого оплодотворить она может! Разумеется, тоска по России дело святое, ибо она рождается благородными и возвышенными чувствами, но всё она болезнь, une maladie mentale36
Душевная болезнь (фр.)

Достойная уважения, и которою страдать могут одни избранные, чистые душою, благородною страстью кипящие люди, но со стороны, но здоровым мучения этой болезни непонятны, а если и понятны, то единственно мыслию, а не чувством соответствующим.

Письмо к Н. И. Тургеневу (27 апр. 1828). 37
Архив братьев Тургеневых. Вып. 6. Пг., 1921. С. 71–72.


Все наши умы флегматического свойства, зато глупые огненного; имей у нас ум ту же деятельность, что глупость, то, вероятно, в итогах не было бы той несоразмерности, которая теперь пугает и сокрушает внимание патриотического наблюдателя.


Как мы пали духом со времен Екатерины, то есть со времени Павла! Какая-то жизнь мужественная дышит в этих людях царствования Екатерины, как благородны сношения их с Императрицею; видно точно, что она почитала их членами Государственного тела. И самое царедворство, ласкательство их имело что-то рыцарское: много этому способствовало и то, что царь была женщина. После все приняло какое-то холопское уничижение. Вся разность в том, что вышние холопы барствуют пред дворнею и давят ее, но пред господином они те же безгласные холопы. <…>

При Павле, несмотря на весь страх, который он внушал, все еще в первые года велись несколько екатерининские обычаи; но царствование Александра, при всей кротости и многих просвещенных видах, особливо же в первые года, совершенно изгладило личность. Народ омелел и спал с голоса. Все силы оставшиеся обратились на плутовство, и стали судить о силе такого-то или другого сановника по мере безнаказанных злоупотреблений власти его. Теперь и из предания вывелось, что министру можно иметь свое мнение. Нет сомнения, что со времен Петра Великого мы успели в образовании, но между тем как иссохли душою. Власть Петра, можно сказать, была тираническая в сравнении с властью нашего времени, но права сопровержения и законного сопротивления ослабли до ничтожества. Добро еще, во Франции согнул спины и измочалил души Ришелье, сей также в своем роде железнолапый богатырь, но у нас кто и как произвел сию перемену? Она не была следствием системы – тем хуже.

(1830). 39
Вяземский П. А . Записные книжки. М., 1963. С. 202, 203.


Мы удивительные самохвалы и грустно то, что в нашем самохвальстве есть какой-то холопский отсед. Французское самохвальство возвышает и некоторыми звучными словами, которых нет в нашем словаре. Как мы ни радуйся, а все похожи мы на дворню, которая в лакейской поет и поздравляет барина с именинами, с пожалованием чина и проч.

(1831). 40
Вяземский П. А ., Записные книжки. М., 1963. С. 212.


За что возрождающейся Европе любить нас? Вносим ли мы хоть грош в казну общего просвещения? Мы тормоз в движениях народов к постепенному усовершенствованию нравственному и политическому. Мы вне возрождающейся Европы, а между тем тяготеем над ней. <…>

Мне так уж надоели эти географические фанфаронады наши: От Перми до Тавриды и проч. Что же тут хорошего, чем радоваться и чем хвастаться, что мы лежим врастяжку, что у нас от мысли до мысли пять тысяч верст, что физическая Россия – Федора, а нравственная – дура.

(1831). 41
Там же. С. 214.


У нас самые простые понятия, человеческие и гражданские, не вошли еще в законную силу и в общее употребление. Всё это от невежества: наши государственные люди не злее и не порочнее, чем в других землях, но они необразованнее.

(1841). 42
Там же. С. 276.


Русская тонкость, лукавство, сметливость сами собою из каждого умного русского делают дипломата.

Запись в дневнике (сент. 1853) 43
Вяземский П. А . Полн. собр. соч. Т. 10. СПб., 1886. С. 20.


Вчера русский обед в Hotel d’Europe , на котором был и русский разговор и русский спор, т. е. все кричали разом, перебивая друг друга, и все врали во всю мочь.