Русская и заграничная православные церкви впервые провели совместную акцию.

Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.

И конография великой княгини Елизаветы Федоровны представлена большим количеством прижизненных портретов, скульптур, современных икон, свидетельствующих о ее широком почитании не только в России, но и во всем христианском мире. Многие из них основаны на ее фотографиях.

В 1880 г. в Лондоне Александр Бассано выполнил фотопортрет Елизаветы Федоровны.

В Германии семья герцога снималась в ателье Карла Бакхофена в Дармштадте.

В 1884 г. там выполнены первые совместные фотографии Елизаветы Федоровны и великого князя Сергея Александровича - на скамье на фоне леса. Тогда же, накануне отъезда в Россию, снималась вся семья герцога.


В России искусством светописи занимались поставщики двора Елизаветы Федоровны фотограф Д. М. Асикритов (с 1900) и германский подданный К. А. Фишер (с 1910, см.: Скурлов В. В., Иванов А. И. Поставщики Высочайшего Двора. СПб., 2002. С. 49).

Фотограф дирекции императорских театров Карл Иванович Бергамаско в своем ателье на Невском проспекте, д. 12, в 1884 г. сделал три снимка Елизаветы Федоровны и фо тографию ее с супругом.

В 1890 г. Елизавета Федоровна и цесаревич Николай Александрович участвовали в домашнем спектакле «Евгений Онегин», в дневнике наследника отмечено, что все закончилось съемкой у Бергамаско.

Известны две фотографии Елизаветы Федоровны и великого князя Николая Александровича в сцене объяснения между Татьяной и Евгением Онегиным и фото великой княгини в роли Татьяны в профиль.

Фотопортрет с подписью Елизаветы Федоровны 1898 г. (ГАРФ), судя по деталям костюма - лилия из алмазов на голове, ветка лилии в руках, связан с любительским спектаклем, поставленным в доме московского генерал-губернатора 11 февраля 1898 г. (пьесы «Лилия» А. Доде, «Романтики» Э. Ростана и др.).
Образ напоминает работу Ф. И. Рерберга 1898 г. (Государственный исторический музей, см.: Моск. немцы: четыре века с Россией / Сост.: Л. Дементьева, Ю. Петров. М., 1999. С. 17), хранившуюся у З. Н. Юсуповой, которая принимала участие в спектакле. Елизавета Федоровна присутствовала на спектакле в костюме Марии Антуанетты, которой посвящена пьеса «Лилия».

В 80-х гг. XIX в. Юсупова приобрела для своей коллекции фотографию Елизаветы Федоровны английского мастера Х. Мендельсона.


Сохранились фототипии Фишера, которые Елизавета Федоровна дарила на рождественскую елку 1905 г.


Один из ранних портретов Елизаветы Федоровны хранится в собрании Александровского подворья в Иерусалиме.

Подборка иллюстраций - редакция сайта « ».

«Я решилась идти по стопам Христа, моего Спасителя; Господи, благослови и помоги… иду».

(Из Устава Марфо-Мариинской обители)

«Конечно же, я недостойна той безмерной радости, какую мне дает Господь, — идти этим путем, но я буду стараться, и Он, Который есть одна любовь, простит мои ошибки, ведь Он видит, как я хочу послужить Ему…»

«Когда любовь Божия касается человека, всё оживает. Подобно легкому облаку, она несет душу к Вечному Источнику Любви, наполняя ее неугасимым светом.

Как солнце согревает цветы, и они тянутся к нему, так и душа, возлюбившая Бога, неустанно к Нему влечется. Пребывая в свете, она сама становится носительницей света. Для такого человека уже нет чужих и своих — бытие всех становится его бытием.

Путь Христовой любви — путь крестный, но, когда благодать укрепляет душу, человек не чувствует трудности пути, он радуется, что может послужить Богу и ближнему.

Терпка дорога земная,

И нет иного пути,

Как только к двери рая

Сердце свое нести».

Появляются и исчезают облака. Каждый человек пред Богом одинок. Сияние тихой вечности освещает путь. Душа в Боге, как птица в воздухе, со всех сторон окружена Им. Господь бережно относится к каждой душе, любовно зовет, терпит, ждет, не принуждая человека, уважая его свободу. И человек сам делает выбор пути — возлюбит он свет или тьму паче света (См.: Ин. 3: 19).

Путь нашей небесной покровительницы — святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы — подобен солнечному лучу, светом добра и милосердия согревающему всех вокруг.

Детство


Родилась Элла (будущая Великая княгиня Елизавета Федоровна) в семье герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы.

Детям прививали не только чувство музыки, искусства, но и любовь к труду, простоте, сострадание к ближним. Вместе с матерью они посещали больницы, приюты — разносили по палатам цветы, беседовали с больными. Большое влияние на юную Эллу оказала жизнь родоначальницы их дома святой Елизаветы Тюрингенской, посвятившей себя делам милосердия.

С раннего детства будущая княгиня любила природу, цветы, особенно белые, красиво рисовала. Спустя годы о Великой княгине Елизавете говорили, что она всюду вносила с собою чистое благоухание лилии. Белый цвет был отблеском ее сердца.

Еще в юности она познакомилась со своим будущим мужем — российским великим князем Сергеем Александровичем.

Вся герцогская семья сопровождала принцессу Елизавету на ее свадьбу в Россию, куда она везла не только дорогие подарки, но и то, чему нет цены — сердце, полное любви и сострадания.

Замужество


К горним устремленная Княгиня милосердная, бисер Православия в новом отечестве обретшая».

Милостивое сердце молодой княгини и на русской земле не могло оставаться равнодушным к людским страданиям. Она начала помогать больным, страждущим, обездоленным. В княжеском имении обходила дома, оказывая помощь нуждающимся. В городах посещала больницы, приюты, тюрьмы, повсюду стараясь уменьшить боль, вдохнуть надежду.

Жалость всё делает в мире белым,

С жалостью нежность идет…

Великий князь, благородный и глубоко верующий человек, понимал и поддерживал Елизавету Федоровну. Следуя за мужем, она посещала православные церковные службы, хотя и была лютеранкой. Чуткое сердце ощутило красоту и таинственную глубину богослужения, душа потянулась к Православию. Помолившись на Святой Земле, княгиня приняла твердое решение, о котором писала отцу: «Я перехожу из чистого убеждения, чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение».

Мужественное сердце и во время бури усматривает Божий Промысл. Трагически оборвалась жизнь великого князя. Но, лишившись земного жениха, Великая княгиня Елисавета обрела небесного — решила полностью посвятить себя служению Богу и ближним.

Служение


«Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

(Великая княгиня Елизавета Федоровна)

В трудные минуты наиболее ясно видится помощь Божия. Великая княгиня нашла утешение и укрепление у мощей московского чудотворца святителя Алексия, он вложил в ее скорбную душу желание создать обитель милосердия.

Так родилась в Москве дивная обитель. Даже внешне она была изящна, как всё, к чему прикасалась рука Великой княгини.

Основной целью обители было возродить путь деятельного служения Христовой любви. В слове «обитель» выражалась главная мысль: каждый должен сделать свое сердце обителью, вместилищем этой любви, открыть его для принятия милосердного Христа. Сестры призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни, и путь Марфы — служение Богу через ближнего. Как Мария, просветившись Словом Божиим, они шли к людям с молитвой, утешением и, как Марфа, служили Христу радушием к странникам, уходом за больными.

Обитель помогала бедным, особое внимание Великая княгиня уделяла Хитрову рынку. Она обходила ночлежные дома, собирала беспризорных детей. Ее не пугали брань, нечистота, вид людей, потерявших человеческий облик. «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено», — говорила она. Милостивая матушка не думала, что совершает подвиг, основой духовной благотворительности обители была благодарность Господу за то, что Он позволяет служить Ему в лице ближних.

«Лишь бы сердце о земном не пело,

Но несло бы Богу все мгновенья,

И вокруг него всё было бело

От цветов благодаренья».

(Архиепископ Иоанн (Шаховской))

«В моей жизни было столько радости, в скорби — столько безграничного утешения, что я жажду хоть частицу этого отдать другим».

(Великая княгиня Елизавета Федоровна)

Монастырь называют земным раем. Велико таинство послушания. В Марфо-Мариинской обители действовал устав монастырского общежития. Строй жизни по уставу научает смирению, терпению, послушанию, отнимая собственное мудрование, соединяя насельниц в одну семью. Великая матушка утешала и укрепляла сестер в работе над собой и другими, во всем показывала пример, поражая своей бодростью. В больнице она брала на себя самую ответственную работу. Говорили, что от Матушки исходит целебная сила.

Внутренней жизнью сестер руководил духовник обители протоиерей Митрофан Серебрянский, дивный пастырь. Насельниц учили, что их задача — не только медицинская помощь, но и духовное наставление опустившихся, заблудших и отчаявшихся людей. Если хоть на мгновение заронить в душу искру Божию, дав подышать благоуханием Неба, она ободрит человека в земной жизни, утешит и даст надежду в смертный час. «Мы должны подняться от скорбной земли до рая и радоваться с ангелами об одной спасенной душе, об одной чаше холодной воды, поданной во Имя Господа».

При обители были: больница, аптека, приют для девочек-сирот, воскресная школа, библиотека, бесплатная столовая для бедных, действовали храмы — Покровский и больничный в честь жен-мироносиц Марфы и Марии. Великая княгиня надеялась, что Марфо-Мариинская обитель расцветет и станет большим плодоносным древом, ей хотелось, чтобы такие обители были и в других городах.

Мученический подвиг

«Казалось, что она стояла на высокой непоколебимой скале и оттуда без страха смотрела на бушующие вокруг нее волны, устремляя свой духовный взор в вечные дали».

(Митрополит Анастасий (Грибановский))

Странники и пришельцы мы на земле. Этот видимый мир лишь место нашего печального изгнания. Лукавы земные дни. Для каждого наступает момент, когда нужно идти домой, в Небесное Отечество. Святые Божии люди ждут смерти как величайшей радости. Для них конец земной жизни — это встреча с Творцом, к Которому душа непрестанно стремилась. Человек, посвятивший себя Богу, верит, что Господь всецело о нем промышляет. Доверяя спасительному Божиему Промыслу, претерпевает он всякую боль и скорбь.

«Господь смотрит на меня; чего мне бояться?»

С мужеством и спокойствием встретила Великая княгиня начавшуюся в России смуту. Как и прежде, она помогала людям: посещала раненых, участвовала в организации помощи фронту. В ней не было и тени озлобления.

«Народ — дитя, он не повинен в происходящем, — кротко говорила она. — Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто крат больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему...»

Всем сердцем полюбив русский народ, она решила до конца разделить его страдания, отказавшись покинуть Россию. Она прозорливо писала, что врата ада не одолеют Православную Церковь, что Заступница наша, Пресвятая Богородица, умолит Своего Божественного Сына, и Церковь выстоит, пройдя через все испытания.

«...Если осознать ту великую жертву Бога Отца, Который послал Своего Сына умереть и воскреснуть за нас, тогда мы ощутим присутствие Святого Духа, Который озаряет наш путь. И тогда радость становится вечной...»

(Великая княгиня Елизавета Федоровна)

Непостижим Божий Промысл. Когда душа окрепнет и станет способной идти туда, где приходится страдать, начинаются испытания. Господь ведет человека на тот крест, который его душа может понести, ведет до черты, за которой вечность. Узким и терпким путем ведет к бессмертию, святости, победе над смертью.

В апреле 1918 года, на третий день Пасхи, Елизавету Федоровну арестовали и вывезли из Москвы. В тот день Святейший Патриарх Тихон служил в Марфо-Мариинской обители Божественную литургию и молебен — это было благословением и напутствием Великой княгине перед крестным путем на Голгофу.

«Господи, благослови, да утешит и укрепит всех вас Воскресение Христово... Сплотитесь и будьте как одна душа все для Бога, и скажите, как Иоанн Златоуст, "слава Богу за всё!"», — так напутствовала Великая матушка сестер на пути в ссылку. Мелькали в вагонном окне деревья, низко плыли облака, всё сливалось воедино...

Вот и конец пути. «Сын Мой, отдай сердце Твое Мне...»

Глубокой июльской ночью в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского Великую княгиню вместе с инокиней Варварой и другими узниками бросили в шахту. Говорят, что из глубины доносилась Херувимская песнь. Сонмы ангелов подхватывали ее на невидимых земным взорам просторах, где уже ничто не может лишить душу вечной радости.

Всё связано порукою земной —

За зверем ночь, простор за белой птицей;

Но кто укроется за белизной.

За ангела кто сможет заступиться?

Нет беззащитней в мире, чем они.

Нет утаенней их в холодном мире.

Пред ними надо зажигать огни.

Их надо петь на самой громкой лире.

Когда-то во время поездки на Святую Землю, посетив храм Святой Марии Магдалины, построенный у подножия Елеонской горы, Великая княгиня сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь».

Удивительно, как Бог слышит каждое слово.

Мощи настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы инокини Варвары были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма Святой Равноапостольной Марии Магдалины. Когда открыли гроб с телом Великой княгини, помещение наполнилось благоуханием. По словам архимандрита Антония, чувствовался «сильный запах как бы меда и жасмина».

«...Радуйся, неисповедимыми судьбами Божиими прославленная. Радуйся, Горняго Иерусалима обитательница блаженная; радуйся, ко Иерусалиму Небесному всем нам путеводительнице».

(Из акафиста св. прмц. Елисавете)

Видео

Аудио

Книга о святой Елизавете в двух частях.

Режиссер: Анатолий Стрикунов
Звукорежиссер: Дмитрий Коршакевич
Музыкальное оформление: Людмила Латушкина
Текст читают: народный артист Республики Беларусь Виктор Манаев, Маргарита Захария, Вячеслав Галуза, Елена Сидорова

Часть первая «Дармштадский цветок» >>

Часть вторая «Великая Матушка» >>

18 июля Русская Православная Церковь отмечает день памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее верной сподвижницы инокини Варвары. В следующем году исполнится 90 лет со дня их гибели.

В нынешнем году на Пасху в освобожденном реставраторами храме Покрова Пресвятой Богородицы, который был в конце 2006 года возвращен Марфо-Мариинской обители милосердия, была отслужена первая после 1928 года Божественная литургия.

8/21 апреля исполнилось 95 лет со дня освящения Покровского храма, а в мае - 100 лет с момента покупки великой княгиней Елизаветой Федоровной в Замоскворечье старинной усадьбы с четырьмя домами и большим садом для создания здесь обители, названной в честь сестер праведного Лазаря и ставшей главным делом ее жизни. Однако официально юбилей обители будет праздноваться 23 февраля 2009 года, поскольку обитель начала свою благотворительную деятельность, базируясь на временном уставе, в 1909 году. Тогда все московские газеты писали о расположенной на Большой Ордынке Марфо-Мариинской обители милосердия - уникальном учреждении, где благотворительная и медицинская работа сочеталась с монастырским уставом. По промыслу Божьему обитель не была разрушена. История создания этого удивительного учреждения, которое переживает сейчас этап возрождения, неразрывно связана с именем ее основательницы, снискавшей славу делами милосердия и благотворительности.

Фонд апостола Андрея Первозванного, Центр национальной славы и Марфо-Мариинская обитель милосердия в рамках программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия: К 100-летию со дня основания» проводят передвижную фотовыставку «От милосердия к святости», на которой представлены фотографии из архива Марфо-Мариинской обители и фонда Андрея Первозванного, а также копии писем, открыток, телеграмм, обращений от имени организаций, находившихся под покровительством великой княгини. Большая часть документов предоставлена Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ) и Российским государственным архивом литературы и искусства (РГАЛИ). Выставка уже побывала на Урале (в Екатеринбурге и Верхней Пышме) и в Великом Новгороде.

С 23 июля до 3 августа выставка «От милосердия к святости», посвященная жизни и деятельности великой матушки, как называли Елизавету Федоровну в народе, будет экспонироваться в выставочной галерее рижского Дома Москвы. Как сообщила пресс-секретарь Латвийской Православной Церкви Оксана Дементьева, сразу после открытия выставки состоится презентация 45-минутного документального фильма Нины и Валентина Маргевичей «Возвращение», рассказывающего о жизни, вере и мученической смерти преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Великая женщина любви

Она блистала на великосветских балах и… собственноручно перевязывала гнойные раны бедняков, не способных заплатить за лечение. Она была тонким ценителем поэзии, живописи, музыки и… не боялась площадной брани обитателей Хитрова рынка - одного из самых злачных и криминальных мест Москвы. У нее было все - красота, любимый муж, положение в обществе, почет, деньги, дорогие украшения, наряды, но после трагической гибели супруга она спрятала свою красоту под скромное одеяние настоятельницы обители труда и милосердия.

На выставке можно увидеть редкие архивные фотографии женщины уникальной судьбы, сравнить которую в мировой истории, на мой взгляд, не с кем.

Вот принцесса Гессенская Элла (будущая великая княгиня Елизавета Федоровна) и ее сестры стоят рядом с бабушкой - английской королевой Викторией, давшей имя целой эпохе. Вот фотография, где Элла, родившаяся в небольшом немецком городке Дармштадте 1 ноября 1864 года, запечатлена в кругу семьи. Она была второй дочерью великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и великой герцогини Алисы. В семье было семеро детей, среди которых и младшая сестра Эллы Алиса (Аликс), ставшая последней российской императрицей Александрой Федоровной, супругой Николая II. Именно мать, которая умерла, когда Элла отметила свое 14-летие, научила своих детей любви к людям и состраданию ко всем нуждающимся в нем.

Глядя на прекрасные детские лица Эллы и Алисы, воспитанных в традициях Протестантской Церкви, зная, что, переселившись в Россию, они разделили со своими мужьями не только славу и радость, но и великую скорбь, и мученическую кончину, понимаешь, что необыкновенная духовная и физическая красота была дарована им свыше.

Выходя замуж за великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, 19-летняя Элла не могла знать, что 18 февраля 1905 года ее супруг будет убит Каляевым, что она подаст императору Николаю II прошение о помиловании террориста, которое будет отклонено. Кто найдет в себе силы простить убийцу любимого мужа? Кто продаст все свои драгоценности и предметы искусства, чтобы, говоря словами Елизаветы Федоровны, «перенести свое существование в нищенскую среду»? Кто будет сидеть в больничных палатах у постели раненых и увечных или ассистировать хирургам в качестве медицинской сестры? А она это сделала.

Постепенно проникаясь глубиной православного вероучения и красотой богослужения, Елизавета Федоровна и Александра Федоровна перешли в Православие, обретя для себя не только новую родину, но и новую веру. Великая княгиня Елизавета Федоровна, оставив блеск и мишуру светской жизни, посвятила всю оставшуюся жизнь служению Богу и ближним, удостоилась имени великой матушки и великой женщины любви (как писал о ней игумен Серафим в брошюре «Мученики христианского долга»), а после своей трагической гибели и прославления в лике святых стала именоваться преподобномученицей Елисаветой.

Родную сестру императрицы-мученицы Александры Федоровны называют также белым ангелом России. Она и была настоящим земным ангелом, которого в апреле 1918 года арестовали и отправили на Урал. Последние месяцы своей жизни она провела в заключении в напольной школе вместе со своей верной келейницей инокиней Варварой Яковлевой и членами императорского дома. 18 июля, на следующий день после убийства царской семьи, узников живыми сбросили в Нижнюю Селимскую шахту заброшенного рудника Нижняя Синячиха, расположенного в 18 км (опять цифра 18!) от города Алапаевска. Перед смертью матушка Елизавета молилась за убивающих молитвой Христа: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34).

Пристань спасения и утешения

После смерти мужа все силы своей души Елизавета Федоровна устремила на помощь нуждающимся. Исполняя заповедь Спасителя о любви к Богу и ближнему, она сумела соединить в своей жизни два рода евангельского служения - деятельную сострадательную любовь к ближнему и созерцательную молитвенную любовь ко Христу. Евангелие говорит, что, пока Марфа хлопотала, чтобы хорошо принять Божественного Гостя, Мария села у ног Спасителя и внимала Его словам, избрав «благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10: 42). Посвящение обители святым сестрам праведного Лазаря как раз и выражало соединение личного аскетического подвига и высокого жребия Марии, внемлющей вечным глаголам жизни, то есть непосредственного служения Богу через молитву и работу над собой, с заботой о ближних, чем угождала Богу Марфа.

В нижнем этаже большого двухэтажного дома с мезонином (где жили сестры обители), были устроены трапезная для насельниц, кухня, кладовая и другие хозяйственные помещения. Больница, где операции проводились бесплатно, занимала верхний этаж. В хирургическую клинику обители, которая считалась лучшей в Москве, привозили самых тяжелых больных, от которых все отказывались. Для их лечения приглашали лучших специалистов. 34 врача работали безвозмездно. В том же доме находились больничный храм и зимний сад. И в амбулатории (библиотека которой насчитывала более 2000 томов), и в аптеке лекарства отпускались бедным бесплатно. В одном из четырех домов обители находились также классы, где учились девочки из приюта, и воскресная школа, где в 1913 году обучались 75 девушек и женщин, работавших на фабриках. В том же году в столовой для бедных было выдано 139 443 обедов (ежедневно отпускалось более 300 обедов по 5 копеек), а в амбулатории было зарегистрировано 10 814 посещений.

Сестричество

При открытии обители милосердия сестер было всего шесть. В апреле 1910 года епископом Трифоном (Туркестановым) в домовой церкви обители были посвящены по утвержденному Святейшим Синодом чину 17 сестер, в том числе и великая княгиня, возведенная на следующий день митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в сан настоятельницы. Постепенно число сестер достигло почти 100 человек. В сестры принимались вдовы и девицы православного вероисповедания не моложе 21 года и не старше 40 лет, желающие посвятить свою жизнь служению Богу и ближним. Необходимым условием было духовное настроение и желание в смирении и терпении нести всякое возлагаемое на сестер послушание во имя Господа, Которому они приносят свои силы и труд. Среди сестер, которые делились на крестовых (уже посвященных), испытуемых и учениц, были благочинная, письмоводительница, закупщица, заведующая внешней благотворительностью, певчие и церковницы (которые работали и в рукодельной), просфорницы, медицинские сестры, трапезницы, келейницы, уборщицы, а также те, кто исполнял послушания в аптеке, приюте, бельевой, кухне, столовой для бедных, при дешевой квартире, в воскресной школе.

Регулярное посещение бедняков - главная забота обители - началось с 1913 года, когда все без исключения сестры посещали больницы и богадельни, оказывая помощь бедным, больным и престарелым, принося им по мере своих сил облегчение и духовно-нравственное, и физическое. Они обходили ночлежные дома знаменитого Хитрова рынка, делая перевязки больным, препровождая детей в приюты, находя места безработным.

Храмы обители

При Елизавете Федоровне в Марфо-Мариинской обители милосердия были построены два храма, в престолы которых были вложены частицы мощей святителя Алексия Московского, праведной Елисаветы и преподобного Иоанна Лествичника. Первый храм во имя святых жен Марфы и Марии - небесных покровительниц обители - существует со дня ее основания. Этот больничный храм освящен епископом Трифоном 9 сентября 1909 года. Ежедневно утром и вечером сестры читали здесь молитвенное правило. Здесь же всю неделю совершались службы, которые переносились в Покровский храм по субботам и воскресеньям.

Предметом особого попечения Елизаветы Федоровны был второй храм - уникальный Покровский собор, построенный в 1912 году архитектором А.В. Щусевым по новгородско-псковским образцам XVI века. Расписывали храм известные ныне художники - академик М.В. Нестеров и его молодой ученик П.Д. Корин. Это уникальное творение поразило москвичей своей красотой. На западной стене храма над мозаичным образом Спаса Нерукотворного помещен текст Священного Писания: «Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет спасется». До сих пор Покровский собор, ставший духовным центром обители, хранит память о Елизавете Федоровне, вложившей в его строительство не только личные средства, но всю свою душу, тепло своего сердца.

В начале 1926 года многие сестры были высланы в Среднюю Азию, помещения обители заняли различные учреждения, а в 1928 году Покровский собор был закрыт большевиками. С 1929 года в нем размещался клуб Санпросвета. Фрески Нестерова закрасили краской, а в алтаре, на месте престола, водрузили огромную статую Сталина - «отца народов». Западную стену трапезной использовали как экран, показывая кинокартины. В 1944-1945 годах храм заняли новые хозяева - Государственные центральные художественные мастерские при Комитете по делам искусства, занимающиеся реставрацией древнерусской живописи. Это и спасло один из красивейших храмов Москвы от полного разрушения.

Объединяющая десница

Слава Богу, пришло время собирать разбросанные нашими предками камни и отдавать долги тем, перед кем мы все виноваты. Прославленная в лике святых Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ) в 1981 году великая княгиня Елизавета Федоровна была причислена Русской Православной Церковью (Московский Патриархат) к сонму новомучеников Российских в 1992 году. Начавшийся тогда процесс возрождения обители, к сожалению, затянулся. Для его завершения был создан Попечительский совет программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия: К 100-летию со дня основания». Почетным председателем совета стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, сопредседателями - президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин - председатель Попечительского совета фонда Андрея Первозванного (ФАП) и Центра национальной славы (ЦНС), мэр Москвы Юрий Лужков и митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир.

Названные выше общественные организации по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Лавра осуществили в 2004-2005 годах семимесячную программу по принесению мощей святых Елизаветы и Варвары из иерусалимского храма Марии Магдалины в пределы России. Целый раздел выставки «От милосердия к святости» посвящен этой акции, в результате которой мощи преподобномучениц посетили более 70-ти епархий Русской Православной Церкви - все федеральные округа России, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, Азербайджан, страны Балтии. Это стало одним из самых значительных церковно-общественных событий тех лет. В храме Христа Спасителя поклониться деснице Елизаветы Федоровны успели тогда тысячи людей.

А как ждали ковчег со святыней в Марфо-Мариинской обители! Меньше двух часов находилась там десница хозяйки обители перед тем, как отправиться по России. Но какой же скорой оказалась ее помощь, как мало времени понадобилось для того, чтобы решить, наконец, вопрос о передаче Русской Православной Церкви Покровского собора, долгие годы занимаемого реставраторами! А скольким людям показала великая княгиня дорогу к храму! Видя многотысячные очереди к мощам великой матушки, я на всю жизнь запомнила глаза верующих, которые в любую погоду и в любое время суток приходили помолиться святой. Но лишь со временем я осознала ту роль, которую Господь отвел ей в деле объединения двух ветвей Русской Православной Церкви, а также народов России и других стран. Поклониться святыне приходили православные христиане, мусульмане, иудеи…

24 сентября 2003 года Владимир Путин во время визита в США встретился с Первоиерархом РПЦЗ Митрополитом Лавром, который подарил российскому президенту большую икону Елисаветы Феодоровны с частицей ее мощей, пожелав, чтобы икона хранила его. Но вряд ли кто-нибудь предвидел тогда, что очень скоро в Россию и страны ближнего зарубежья из Иерусалима отправятся два ковчега, в одном из которых будет находиться десница (правая рука) преподобномученицы Елисаветы, а в другом - частицы ее мощей и мощей ее верной сподвижницы инокини Варвары. Конечно, вся эта цепочка событий, связанных с именем Елизаветы Федоровны, - Божий промысл.

Вскоре после того, как Владимир Путин принял драгоценный дар, начались переговоры руководства фонда Андрея Первозванного с главой РПЦЗ Митрополитом Лавром, посетившим Россию в середине 2004 года. Этому способствовал представитель РПЦЗ в России епископ Бостонский Михаил, викарий Восточно-Американской епархии (ныне епископ Женевский и Западноевропейский). В результате фонду доверили великую святыню не на полтора месяца, как просили, а на семь месяцев. Сопровождал мощи на всем пути их следования владыка Михаил.

«Преподобномученица Елисавета в своей жизни смогла соединить воедино святость благоверной княгини, преподобной праведницы и мученицы за Христа и оставила нам пример жизни по Евангелию, - отметил Святейший Патриарх Алексий II в своем послании по случаю принесения десницы великой княгини Елизаветы Федоровны. - Ее жертвенное служение бедным, больным и сиротам, ее искренняя любовь к Богу и к Православной Церкви способны и сегодня пробудить души многих наших соотечественников от греховного забытья, напомнить богатым о необходимости служения бедным и обездоленным, а наделенным властью об особой ответственности перед Богом и своим народом. Верующее сердце не может быть безразличным к славе Церкви Христовой, поэтому и страдания за нее не могут быть забыты… Будем молиться и надеяться, что принесение в Россию святых мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары явится духовным знамением и Божиим благословением начавшемуся процессу объединения Русской Православной Церкви, дабы всем нам едиными устами и единым сердцем свидетельствовать миру истину святого Православия».

18 июля Церковь чтит память преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. А 19 июля 2004 года на пресс-конференции викарий Московской епархии епископ Дмитровский Александр сказал: «Договоренность о принесении святых мощей в Россию свидетельствует о начавшемся сближении двух разрозненных частей нашей Церкви… Прибытие мощей великой княгини как будто говорит нам о том, что она прощает всех тех, кто принес ей обиды, огорчения и невзгоды. Мы хотим, чтобы это событие оказалось не только радостью и почитанием святыни, но и послужило осмыслению нашего прошлого и настоящего».

17 февраля 2007 года в присутствии владыки Александра мэр Москвы Юрий Лужков, впервые посетивший Марфо-Мариинскую обитель, сказал журналистам о том, что возрождение обители - долг россиян перед историей. По его словам, сделав обитель одним из центральных объектов для оперативной работы правительства Москвы, «мы можем и должны попросить прощения у прошлого».

14 мая 2007 года, в преддверии подписания Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви за границей и Русской Православной Церкви Московского Патриархата, которое состоялось 17 мая, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Знаменательно, что одним из событий, предшествующих подписанию, стало сотрудничество наших Церквей во время принесения на русскую землю мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары». Его Святейшество также подчеркнул, что сейчас достигнуто понимание той высокой духовной задачи, которую поставило перед нами время, - возрождения христианских ценностей милосердия и благотворительности.

04.05.2017
С 5 по 11 мая в Санкт-Петербурге будет пребывать ковчег с десницей святой преподобномученицы княгини Елизаветы Федоровны. Его доставят из Знаменского Синодального собора города Нью-Йорка. Принесение святыни приурочено к 100-летию трагических событий в России 1917 года, сообщила «Русской народной линии» Санкт-Петербургская митрополия.

В северной столице ковчег с мощами преподобномученицы будет находиться: с 5 по 9 мая в Троицком соборе Александро-Невской Лавры (наб. реки Монастырки д.1) и с 9 по 11 мая в соборе Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых (ул. Миргородская д.1А). Доступ к святыне будет осуществляться в часы работы храмов.

Торжественная встреча ковчега состоится 5 мая в 12:00 в Александро-Невской Лавре. Перед мощами будет совершен молебен с участием сводного молодежного хора Санкт-Петербургской епархии, после чего откроется доступ для всех, желающих поклониться святыне.

Принесение ковчега с десницей святой преподобномученицы княгини Елизаветы Федоровны в пределы Санкт-Петербургской епархии осуществляется по благословению Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

В эти же дни с 5 по 15 мая в Санкт-Петербурге будет гастролировать мужской молодежный хор Восточно-Американской епархии РПЦЗ. Коллектив примет участие в богослужениях во время пребывания ковчега со святыней в Александро-Невской Лавре 5 мая в 19:00 и 7 мая в 10:00, в Федоровском соборе 9 мая в 10:00.

Елизавета Федоровна Романова, урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская (1864 - 1918) – великая княгиня Дома Романовых, супруга великого князя Сергея Александровича, старшая сестра последней русской императрицы Александры Федоровны, почётный член и председатель Императорского православного палестинского общества с 1905 по 1917 годы, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Прославлена Русской Православной Церковью в лике преподобномученицы в 1992 г.

Родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и стала российской княгиней.
Елизавета Федоровна в совершенстве выучила русский язык и после нескольких лет размышлений приняла православие. Много занималась благотворительностью: посещала больницы, тюрьмы, детские приюты.

В 1905 году от бомбы террориста Ивана Каляева погиб ее супруг. Несмотря на то, что убийца не раскаялся, великая княгиня подала Николаю II прошение о помиловании, которое тот отклонил.

В 1909 году она купила на Большой Ордынке участок земли и открыла там Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. На участке расположились два храма, лечебница, аптека с бесплатными лекарствами для бедных, детский приют и школа.

Через год насельниц монастыря посвятили в звание крестовых сестер любви и милосердия, а Елизавету Федоровну возвели в сан настоятельницы. Она без сожаления простилась со светской жизнью.

Во время Первой мировой войны великая княгиня помогала формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви.

В 1918 году Елизавету Федоровну арестовали и отправили в ссылку на Урал - в город Алапаевск. За матушкой последовали сестры милосердия Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. 18 июля 1918 года заключенных - Елизавету Федоровну, сестру Варвару и нескольких членов семьи Романовых - отвезли к деревне Синячихи. Там, на заброшенном руднике, их избили прикладами винтовок и сбросили в шахту живыми.

После того как белые заняли Алапаевск тела были извлечены из шахты, и было обнаружено, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елизаветы Фёдоровны, была перевязана частью её апостольника.

Елизавета Федоровна похоронена вместе с инокиней Варварой, также прославленной в лике святых, в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Тем самым было исполнено желание самой великой княгини быть похороненной на Святой земле.

Ковчег с десницей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны и с частицей мощей преподобномученицы инокини Варвары 19 мая прибывает в Минск из Знаменского Синодального собора.

Святая Елисавета является одной из величайших подвижниц XX века, покровительницей благотворителей, врачей и сотрудников социальных служб.

Верующие обращаются к Елисавете с просьбами об избавлении от болезни, о духовной помощи в различных ситуациях, за благословением детей, семьи.

Биография

Святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, она стала второй дочерью.

В возрасте 20 лет принцесса вышла замуж за князя Сергея Александровича — брата российского императора Александра III, венчание проходило по православному обряду в храме Большого дворца Санкт-Петербурга. Князь был глубоко верующим человеком: строго соблюдал все церковные каноны.

Елисавета Феодоровна (Елизавета Федоровна) усиленно изучала русский язык, а потому в совершенстве владела им, посещала православные богослужения, при этом исповедуя лютеранство. В 1888 году вместе с супругом совершила паломничество в Святую землю. В 1891 году приняла православие, хотя это далось княгине нелегко: Елисавета просила благословение на возможность перейти в православие. Однако отец в ответ написал ей письмо, в котором указал, что подобное решение причиняет ему боль и что он не может благословить свою дочь. Несмотря на это, великая княгиня все-таки приняла решение принять православие.

Спустя год, в 1892-м, организовала Елисаветинское благотворительное общество. Спустя небольшое количество времени во всех уездных городах Московской губернии и при всех московских церковных приходах были образованы Елисаветинские комитеты.

© Sputnik /

В 1904 году, когда началась русско-японская война, Елисаветой Феодоровной был организован Особый комитет помощи воинам — при нем в Большом Кремлевском дворце был создан склад пожертвований в пользу воинов.

4 февраля 1905 года муж княгини Сергей Александрович был убит революционером и террористом Иваном Каляевым. На месте смерти супруга Елисавета Феодоровна воздвигла памятник в виде креста, который был сделан по проекту художника Васнецова. На памятнике были написаны слова "Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят".

После гибели супруга Елисавета Феодоровна приобрела усадьбу, где было четыре дома и большой сад. Там она основала в 1909 году Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

Сестры, которые жили в обители, приносили обет целомудрия, послушания и нестяжания (отрицание не только земных богатств, но и любого имущества). Тем не менее, спустя некоторое время можно было выйти из обители и создать семью.

В обители княгиня вела подвижническую жизнь: днем обходила бедные кварталы, а по ночам ухаживала за тяжелобольными людьми и молилась.

Люди отмечали, что, несмотря на высокое положение, княгиня никогда не ставила себя выше людей из трущоб и бедняков.

Во время Первой мировой войны активно помогала русской императорской армии: раненым солдатам, военнопленным в госпиталях.

В 1916 году княгиня лично принимала участие в проектировании и строительстве первого протезного завода в Москве.

Гибель княгини

Несмотря на приход большевиков ко власти, Елисавета Феодоровна продолжала подвижническую деятельность. 7 мая 1918 года, на третий день после Пасхи, по личному распоряжению Феликса Дзержинского была арестована чекистами и латышскими стрелками. Была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь.

В том же месяце Елисавету, как и других представителей дома Романовых, перевезли в Екатеринбург, а чуть позже — в Алапаевск. Последние месяцы своей жизни Елисавета провела в заключении.

В ночь на 18 июля 1918 года княгиня была убита большевиками: практически все, кто погиб с ней, были сброшены живыми в шахту. После было обнаружено, что некоторые люди выжили после падения, а умерли от ран и голода. Например, рана, которую получил князь Иоанн, была перевязана частью апостольника княгини.

© Sputnik /

Также крестьяне рассказывали, что в течение нескольких дней из шахты, куда была сброшена Елисавета Феодоровна и другие, было слышно пение молитв.

В октябре 1918 года останки погибших в шахте были изъяты — после они были помещены в гробы и поставлены на отпевание. Из-за наступления Красной армии тела погибших увозили все дальше на Восток. Спустя два года, в апреле 1920-го, архиепископ Иннокентий — начальник Русской духовной миссии, встречал гробы в Пекине, откуда позже останки великой княгини Елисаветы и сестры Варвары были перевезены в Шанхай, а оттуда в Порт-Саид.

В результате гробы были привезены в Иерусалим, в 1921 году, в соответствии с желанием великой княгини быть погребенной на Святой земле, под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании состоялось захоронение тела.

Канонизация

В 1981 году великая княгиня Елисавета и сестра Варвара были канонизированы Русской православной церковью за границей, которая находится в Нью-Йорке.

В 1992 году Архиерейским собором Русской православной церкви были причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Мощи

Сегодня мощи Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары находятся в Гефсимании, в монастыре равноапостольной Марии Магдалины. Десница святой была перенесена в США в 1981-м.

Где и когда святыня будет в Минске

Свято-Духов кафедральный собор (ул. Кирилла и Мефодия, 3):

  • 19 мая (суббота) с 17:00 до 22:00;
  • 20 мая (воскресенье) с 6:00 до 15:00.

Свято-Елисаветинский монастырь, храм в честь иконы Божией Матери "Державная" (ул. Выготского, 6):

  • с 20 мая (воскресенье) с 17:00 по 22 мая (вторник) до 21:00 круглосуточно.