Rise of the tomb raider рецензия. Rise of the Tomb Raider Рецензия

Присягнув на верность корпорации , Лара Крофт заставила весь игровой мир опасливо поерзать: как это так, всю жизнь была общественным достоянием, а теперь вдруг стала эксклюзивом. Не стала. Строгая изоляция долго не продлилась, и уже спустя пару месяцев после визита на коробки различной свежести, посетила ПК. Причем не просто посетила, а разжилась по дороге более совершенными технологиями визуальной подачи.

Сибирь мон амур.

Игрок попрощался с перезапущенной Ларой, когда та собиралась наведаться на остров Кроатоан – не иначе, как раскрыть тайну потерянной колонии сэра Уолтера Райли. Не случилось: одна из главных дивчин всея игровой индустрии передумала и решила заняться поисками затерянного города Китеж, популяризированного в широких кругах под псевдонимом «русская Атлантида». По стопам засмеянного научным сообществом отца девушка отправляется в заснеженную Сибирь: себя показать да на волков посмотреть. Где-то в Китеже припрятан источник вечной молодости, за которым кроме протагониста охотятся и антагонисты – набожный Константин и его напарник, фигура которого вроде бы как выставляется авторами за неожиданный сюжетный поворот. Оба негодяя действуют от лица супер-злой конторы Троица.

Второстепенные персонажи, главный бич повествования прошлой , к сожалению, не прибавили и толики харизмы – повально никакие, их имена рискуют вылететь из головы не то, что после прохождения, но даже во время него. Ничего страшного в этом, в принципе, нет: несмотря на тот же неприятный симптом, игра 2013 года оказалась живой и здравствующей. В отличие от характеров персонажей, внешность Лары – вещь куда более переменчивая, и Rise of the Tomb Raider в этом плане решила не отставать от устоявшейся традиции марафета. Никогда еще градус красоты героини не шагал в столь дремучие дебри реалистичности: фирменный раскосый взгляд исчез, объем губ уменьшился, зато заметно округлился овал лица. Лара в новой своей ипостаси – это не нарочито знойная красотка, а совершенно обычная девушка очень даже на любителя. Восприятие сюжета через призму российской локализации рискует быть затуманенным: часть актеров озвучки от скуки едва ли не засыпает у микрофона, а некоторые неудачные дубли команда решила даже не переписывать. И так сойдет.

Лара Крафт. Хорошо, что основная игровая фабула не изменилась – Rise of the Tomb Raider продолжает начатое, заставляя игрока противостоять как врагам, так и природе. Места действий прибавили разнообразия: вместе с неприветливым сибирским холодом протеже то и дело оказывается в геотермальных долинах и прочих заброшенных городах. И это не считая пролога с визитом в Сирию. Конечно, по части разнообразия локаций до Натана новой Ларе еще далековато, но приятная тенденция очевидна. При разработке прошлой части игровое сообщество почему-то выказало недовольство планами компании по скрещению значительной доли сюжета с мистикой. в свою очередь к этому вою (опять же почему-то) прислушалась и выставила инфернальных воинов Они обычными ниндзя. В Rise of the Tomb Raider от столь неуклюжего перекроя сюжета авторы отказались, заселив древние города сверхъестественными воинами, и вместе с тем сделав повествование куда более подходящим жанру археологического приключения.


Зато другой общественный ропот авторы решили не игнорировать. Игроков смутил резкий старт Tomb Raider : робкая зеленая героиня извинялась перед бедным застреленным оленем, а через пять минут выкашивала целые группировки неприятелей. В этом ключе не только начало, но и вся Rise of предстает не столь безудержной. Вместе с расширенными возможностями по улучшению оружия, Лара-крафт должна облазить все мешки и ящики в округе – авось, шестеренка или тряпочка где завалялась. Все добро пойдет в дело прокачки оружия, а за некоторыми ингредиентами придется и поохотиться. Правда, все веточки и перышки, ровно как и местный торговец оружием, могут раскрыть свой потенциал лишь на высоких уровнях сложности – на предустановленной средней польза во всех апгрейдах, как и интеллектуальные подвиги врагов, достаточно сомнительны. Зато сдвинулась с мертвой точки значимость расследования гробниц. Мало того, что успешное расхищение усыпальниц дарует новую пассивную способность, так еще и дизайн внутренних убранств стал во всех отношениях лучше: как по части визуальной подачи, так и по качеству головоломок. Каждая пещера уникальна и предложит вполне сносный повод пошевелить извилинами, предлагая не сложные, но и не очевидные задачи с использованием физики и последовательной логики. Специально для самых тупых игроков героиня любит поразговаривать сама с собой, в праздных монологах порой выкладывая на тарелочке готовые решения.


Как ни хотели авторы навязать миру пресловутый онлайн, ничегошеньки из этого намерения не вышло: Tomb Raider так и осталась сугубо сольной игрой. Посему и ресурсы студия решила попросту не разбазаривать, сконцентрировавшись на качестве сюжетной кампании. Как результат – заметно раздавшийся в размерах проект, близкий к техническому совершенству. Спасибо Xbox One, работающей на той же небезызвестной операционной системе, что и большинство ПК – у Crystal Dynamics было достаточно времени, чтобы как следует отполировать все механизмы. Владельцы средних машин встретятся с прекрасной детализацией и оптимизацией, а хозяева топовых монстров во всей красе насладятся прелестями прогресса вроде анизотропной фильтрации, тесселяции и HBAO+. Технология TressFX, которая достаточно криво дебютировала на голове прошлой Лары, в новых приключениях доведена до ума – пусть волосы еще и позволяют себе легкие фривольности, выглядят по игровым меркам как никогда убедительно.

Больше игра – меньше динамики. В здоровом теле – здоровый дух. Команда разработчиков весьма трепетно подошла к передаче игровой атмосферы. Местный сбор археологического мусора в кой-то веки приковывает внимание: осматривая реликвии, иной раз Лара позволяет себе вполне исторические замечания, но еще больше впечатляет отношение авторов к наследию Союза. Найденное в заброшенной заснеженной тюрьме семейное фото далеко ушло от клюквенных плантаций, с которых обычно ведется повествование о Советах. Читая исторические заметки, героиня повышает свои языковые навыки, что позволяет ей искать схроны древних монет. Опять же, значимость оных на среднем уровне сложности стремится к нулю.


Пусть Rise of the Tomb Raider не развивает серию, она успешно справляется с ее продолжением. До конца не определившись с градусом экшена, Лара то неистовствует в роли Рэмбо, то совсем буксует, долгое время не видя ни единой живой души. Динамичных сцен заметно поубавилось, да и сама постановка стала достаточно сбивчивой – только бежала героиня, раздавая хэдшоты, а тут садится посреди боя у костра и давай приклады мастерить. Тем не менее, Tomb Raider в новом своем проявлении – пусть не идеальная, но весьма достойная игра, которая, несмотря на лютый Сибирский холод, умудряется тепло относиться к наследию СССР.

Название:
Жанр: Action, Adventure
Разработчик: Crystal Dynamics
Издатель: Square Enix
Дата выхода: 28 января 2016
Платформа: РС / Xbox 360 / Xbox One

После событий прошло несколько лет. Лара Крофт вовсю изучает записки своего погибшего отца, который посвятил свою жизнь поиску загадочного источника вечной молодости.

Путь героини в новой игре начинается с Сирии, куда ее приводят подсказки, оставленные отцом. Пробравшись в древний храм, девушка узнает, что за ней по пятам идет таинственный орден Троицы, который, вероятно, и стал причиной гибели отца. Спустя какое-то время становится ясно, что необходимый артефакт расположен не на Ближнем Востоке, а в Северной Сибири. Там-то по-настоящему и начинаются приключения Лары в Rise of the Tomb Rider.

Как помнит уважаемый читатель, в 2013 году серию Tomb Raider перезапустили, выпустив одноименную игру, которая легла в основу нового направления в развитии. Издателя, владеющего правами на героиню, можно понять: перед глазами маячил пример суперуспешной приключенческой игры Uncharted - эксклюзива для консолей от Sony. Tomb Raider решили отправить в то же русло - сделать игру, в которой акробатика и карабканье по обветшалым уступам чередуется с перестрелками, то есть по ставшей классической формуле, изобретенной Стивеном Спилбергом для своих фильмов об Индиане Джонсе.

Как мы писали три года назад, главная проблема игры − в несовпадении происходящего на экране с историей: героиня − хрупкая студентка, которая вроде как пытается выжить в сложных условиях после крушения корабля, а через несколько часов игры она хватает пулемет и уничтожает одну сотню солдат за другой. Кроме этого, большой претензией была предсказуемость происходящего: любой «неожиданный» момент, связанный с обрушением уступа, деревянного моста и так далее легко угадывался и ничего, кроме раздражения, не вызывал.


Тогда, в 2013, мы поставили игре достаточно высокий балл с надеждой, что все недочеты исправят в продолжении, чего, увы, не случилось. Но обо всем по порядку.

Начнем с того, к чему претензий более-менее нет: игровой процесс. Его структура совершенно ничем не отличается от предыдущей части: предстоит много прыгать, лазить, ползать и стрелять. Место действия перенесли в горы Северной Сибири (на топонимике, да и на географии в целом мы остановимся отдельно чуть ниже), а помимо природных ландшафтов в Rise of the Tomb Raider есть и множество рукотворных сооружений: советская база (игра сама не определилась что это за сооружение: то ли секретный исследовательский комплекс времен Холодной войны, то ли трудовой лагерь, именуемый в духе Солженицына ГУЛАГом), поселение туземцев (говорящих на идеальном английском, к слову), средневековые византийские храмы (!) и так далее.


Все окружение органично вписано в игровой процесс: просторные локации идеально подходят для скалолазания и решения акробатических задачек, а арены для стрельбы продуманно заставлены камнями, ящиками и шкафами для удобства перестрелок. Все это достаточно грамотно чередуется между собой, чтобы не утомлять игрока.

Кроме этого, разработчики все не хотят оставить в покое тему выживания, с которой они не справились в прошлый раз. На этот раз под «выживанием» нам предлагают систему создания предметов: убивая местных зверьков, обрывая кустарники и роясь в окружающих помойках, мы достаем некоторые детали, с помощью которых можем улучшить вооружение и снаряжение. В зачаточной форме это было и в предыдущей игре, но тут все просто работает гораздо лучше. Отдельное приятное нововведение - создание коктейлей Молотова или гранат прямо во время боя из бутылок со старым пойлом и полупустых консервных банок.


Один из немногих исправленных недочетов касается, собственно, расхищения гробниц. Ушла, наконец, нелепость из предыдущей части, когда мы попадали в место, в котором никто не был лет пятьсот и доставали себе улучшение для пистолета. Теперь в каждой гробнице лежит «улучшение» для самой героини: Лара читает древний манускрипт, в котором описана сверхсекретная техника стрельбы из лука, задерживания дыхания для плавания под водой и так далее. Да и самих гробниц стало значительно больше, что не может не радовать.

Проблема же глупого сюжета и отвратительной проработки истории осталась на месте, что губительно для Rise of the Tomb Raider: каким бы проработанным ни был игровой процесс, без связующего звена в виде рассказа он практически не имеет смысла. В игре присутствует невероятное количество глупостей и фактологических ошибок, а к проработке места действия подошли откровенно халатно.


Начнем с того, что нет в географии такого региона, как Северная Сибирь: она может быть Западной или Восточной, и на это есть свои причины (Западная Сибирь − равнинная территория, а Восточная - горная). Правильно было бы сказать, что место действия располагается на севере Западной Сибири. Далее: нарисованные художниками горы тоже слабо соответствуют физико-географическому описанию региона. Единственные горы в Западной Сибири - Уральские, но они относительно невысокие и совершенно не похожи на тех исполинов, что показаны в игре.

Исключительно отвратительная работа проделана с историческими материалами, что втройне непростительно, учитывая, что игра про историков-археологов. Но отдельного «фе» стоит работа над советской базой. Повсюду висят одинаковые стелы, с одинаковыми надписями, которые Лара каждый раз переводит по-разному, находя новый смысл. Можно наткнуться на документ узника трудового лагеря, на котором написано, что это удостоверение старшего оперуполномоченного из Николаевской области. Прикольно выглядят и карты Российской империи рядом с портретами Ленина.


Все это крайне некрасиво: команде было лень нанять консультанта по истории для игры, тесно связанной с историей. А на чем еще они сэкономили?.. Конечно, Crystal Dynamics - это же не дурачки из Naughty Dog, которые ради Uncharted выезжают в те страны, которые они перенесут в свою игру и изучают все как следует, из-за чего Uncharted потом продается миллионными тиражами и получает восхищенные отзывы…

Усугубляется все это и дешевеньким и неинтересным сюжетом, который при этом паршиво срежиссирован. Буквально за три часа наружу вылезает множество клишированных приемов: и внезапное предательство, и интрига, связанная со смертью отца, и детские годы Лары, поданные в виде флэшбэков, и много чего еще. Ну и сам факт того, что достаточно хрупкая девушка лет 23-24 крошит черепа здоровых мужиков с помощью альпинистского крюка и перестреливает их десятками из АКМ, явно не сочетается со здравым смыслом.


И все это достаточно грустно. Вместо качественной игры в духе Индианы Джонса и достойного конкурента Uncharted перед нами дорогой, но бестолковый боевик, который несмотря на интересные игровые находки, все равно раздражает и неумолимо утомляет. Лучше еще раз пересмотреть киноклассику с Харрисоном Фордом или приобщиться к трилогии Uncharted. А Rise of the Tomb Raider можно пропустить и совершенно ничего не потерять…

Системные требования

Тебя не понял север хладный;
В наш круг ты брошена судьбой,
Как божество страны чужой,
Как в день печали миг отрадный!

М. Ю. Лермонтов.

С каждым шагом холод усиливается и снег, когда-то игравший мягкими перьями снежинок на спутанных волосах, превращается в жестокого надзирателя, обжигающего хлесткими ударами ледяного кнута обветренную кожу героев. Буря, которая еще недавно делала первые шаги, поднимает голову, и Ларе с ее спутником предстоит как можно скорее найти укрытие. Холод и смерть – вот, что ждет беспечных путешественников на просторах Сибирских гор. Но что же легендарная искательница приключений ищет в самом сердце волшебного Алтая? Тибетские артефакты? Монгольские кольца силы? Нет! Она жаждет откопать чудный град Китеж , который по известной легенде расположился за 4 тысячи километров от этого места на дне прекрасного озера Светлояр. Но зачем игрокам скучные леса Нижнего Новгорода - нам нужна Сибирь, с мишками, шишками и страшными горами, так что здравствуй, Голливуд!

Удивляет не только любовью к спорной эклектике, но и потрясающей технической реализацией. Это одна из самых красивых игр на новом поколении систем. Освещение, отличная анимация вечно растрепанной героини, разрушаемое окружение и масса специальных эффектов – всё выглядит просто великолепно. Бодрое начало с атмосферной вьюгой, состоящей из тысяч снежинок, глубоким и весьма реалистичным снегом, разрушающимися ледяными стенами и опасными спусками, сменяется яркой и теплой Сирией - с побегом от вертолета, исследованием гробниц, постановочными ловушками и неожиданными элементами окружения. Игра захватывает воображение, демонстрируя рецепт того самого Tomb Raider , которого ждали поклонники игры уже столько лет. Здесь есть исследования, немного стелса, несложные головоломки и удивительные открытия. Обратное перемещение в Сибирь сбавляет темп, и игра из просчитанного динамичного приключения превращается в песочницу с бектрекингом, крафтингом и побочными гробницами. Там вы посетите множество локаций, которые основаны на снежной теме, разбавленной неожиданными сюрпризами и приятными деталями. Вся структура, начиная с момента возвращения в Сибирь, строится вокруг походных лагерей, костров, знакомых по серии Souls . Здесь вы не только можете дополнительно сохранить прогресс, но и слушаете записи отца Лары, улучшаете оружие и предметы, а также распределяете очки опыта.

Глубокая настройка персонажа – один из ключевых особенностей игры. Навыки делятся на несколько категорий: боевые, охотничьи и выживание. Каждая категория предлагает полезные перки, которые позволяют вам подстроить игровой процесс под свой стиль, но на самом деле очки опыта вы тратите на важные и бесполезные умения. К важным относятся любые усиливающие способности, вроде толстой кожи или умения подсвечивать важные предметы и животных в режиме концентрации. Мастерство увеличивать размер сумок реально пригодится во второй части игры, также, как и способность быстро лечиться, перебинтовывая раны.

А вот, например, такие навыки как сбор большего количества растений или ресурсов, при дизайне уровней, где ресурсы разбросаны через каждые два метра и постоянно восстанавливаются, полностью бесполезны. Так же, как и скрытые убийства с высоты. Таких шансов у вас за всю игру будет уж слишком мало, да и выстрел из лука в голову куда эффективнее. Прокачивать красивые добивания раненных врагов – дело вкуса, но и эти способности также можно отнести к фактически ненужным.

К жизненно необходимым относится умение втыкать специальные стрелы руками во время прыжка в мягкие поверхности. На финальном этапе у вас просто не будет времени и здоровья чтобы монотонно строить с помощью лука лесенку и только потом по ней карабкаться.

Стоит также отметить, что часть уникальных способностей вы сможете получить только по прохождению специальных гробниц-испытаний, которые обещают не только захватывающий поиск входа, но и решение особенной головоломки. Создатели в каждом из девяти подземелий используют механику и физику, чтобы сделать разгадку максимально интересной. Где-то вам предстоит выпускать струи ядовитого газа, чтобы подорвать ворота, а где-то потребуется внимательно рассчитать физические нагрузки или использовать воду для подъема плота с необходимой для открытия зала взрывчаткой. В качестве награды за успешное выполнение задания вы получаете не только уникальный навык, но и ценную единицу опыта и сокровища. Правда, к последним гробницам у авторов стало плохо с фантазией, и они дарят бесполезные умения, вроде быстрого карабканья по скалам, которое не работает в скриптованных побегах, или умения попадать стрелой в сердце животным, за исключением медведя и больших кошек. И это при том, что зайцы, белки и олени и так погибают с одного выстрела из лука.

Оружие в разделено на несколько видов. По мере выполнения заданий и получения специальных деталей вы можете собирать новые типы вооружений, но это не значит, что они будут лучше старых. У вас в распоряжении их пять видов: это ледоруб , лук , пистолет , дробовик и автомат , который позднее можно и нужно заменить на винтовку . Каждое оружие можно улучшить у костра, собирая ресурсы и важные компоненты. Так как редких запчастей не так уж много, то вы должны использовать их только на том оружии, которое планируете использовать. Например, если вы предпочитаете револьвер, то прокачивайте его, а не ждите полной сборки тяжелого пистолета, который может оказаться хуже.

То же самое касается и луков: спортивный вариант хоть и находится раньше древнего, в реальном бою он значительно превосходит свой поздний аналог. Игра заставляет вас использовать весь арсенал, постоянно меняя ситуации на поле боя. Если в начале вы пользуетесь луком, но при первой же возможности меняете его на автомат, то с появлением разрывных и огненных стрел, лук почти до конца игры становится единственным вашим спутником. Сражаясь в потерянном городе, вы применяете уже сверхмощную винтовку, которая справляется с противником там, где не способен помочь лук. Но в сражении с волнами противников к концу игры вы вновь прибегаете к луку с отравленными стрелами. И хотя такое использование всех типов вооружений, кроме бесполезного пистолета, выглядит как наличие разнообразия и вариативности, в авторы не совсем понимают, что они хотят от игрока. Если поначалу вам дают решать проблемы с помощью скрытного режима, отвлекая врагов бутылками или нападая сзади, то ближе к концу третьего часа, игра превращается в мясорубку. На вас выходят бронированные противники, стелс не работает, а враги видят и слышат то, что видеть и слышать не должны. Окончательное прощание со скрытностью начинается сразу после плясок вокруг огнеметчика и появления разрывных стрел.

Позже создатели предлагают несколько этапов, которые можно пройти стелсом, но это выглядит уже не весело или же совсем глупо, как в случае с ледяной комнатой и прорубями, где вы должны выныривать из воды и убирать врагов по одному, но куда проще просто закидать кучкующихся противников стрелами с ядом.

Кстати, ядовитые стрелы – самое мощное оружие в игре, которое с одного выстрела убивает любого врага, кроме кошек и медведя. Последние - примеры явного дисбаланса, так как на снежного барса, рысь и медведя можно истратить кучу взрывных зарядов и ядовитых стрел, но они все-равно продолжат вас атаковать.

Вопросы вызывают и побочные задания. Только потому, что создатели решили придумать вам миссию, зачищенная несколько минут назад база вдруг наполняется врагами, а пещера, где вы только что убили стаю врагов, вновь переживает нападение зубастых хищников. Правда, стоит отметить, что за выполнение побочных заданий вас вознаграждают не только фрагментами вооружений, но и такими важными предметами, как отмычка, которая открывает ящики с припасами и сокровищами в разных уголках игры. Причем, часть заданий вы сможете выполнить, только получив важные сюжетные предметы на поздних этапах игры, что возвращает к теме песочницы в стиле The Legend of Zelda . Новое снаряжение открывает перед вами новые гробницы, склепы и сокровища на давно пройденных этапах, заставляя возвращаться даже после окончания основной истории игры. И это здорово.

Не здорово – это скрытая русофобия. Crystal Dynamics достаточно абстрактно рассказывают о том, как советская армия порабощала свободные народы, заставляя их работать в урановых рудниках. Неугодных, естественно, держали в тюрьмах, ужасам которых удивляется главная героиня и западный игрок. Но, согласно, сюжету местные жители собрались с силами и изгнали советы со своей земли, что вообще странно, учитывая, что все события происходят на когда-то советском, а теперь российском Алтае . На этом американцы не останавливаются и в качестве одного и побочных испытаний предлагают сжигать коктейлями Молотова плакаты с космонавтами, похожими на Гагарина, и космическими кораблями, формулируя все предельно ясно: “Уничтожьте Советскую пропаганду Космоса ”. Я, конечно, понимаю, что у американцев давно и толсто подгорело, но Лара , борющаяся с советской космической программой, – это уж слишком.

Но главная проблема не в странной пропаганде, на которую можно не обращать внимания, а в шероховатости всей игры. Где-то анимация слишком рванная, в других местах не срабатывают скрипты, а принудительные схватки с врагом выполнены плохо. Сюжетная часть, где вы раскрываете главный сценарный ход в самом начале, и легкое самокопирование из Tomb Raider 2013 года, не придают истории оригинальности. Смешение греков, татар и русской мифологии с европейским дизайном – довольно странное решение.

Слишком бодро стартует, задавая правильный ритм, но потом вязнет в песочнице, плохо склеенной средним сюжетом. Конечно, хорошо, что Лара Крофт не изображает юную лесбиянку, но вялая попытка показать мотивацию злодеев и сделать из главной героини безотказную спасительницу не идет игре на пользу. Да, мы ругали Рианну Пратчетт за излишний драматизм с плачем над трупом олененка, постоянными страданиями, травмами и падениями в 2013 году, но сейчас Ларе не хватает эмоциональности. Она красивая, с реалистичной мимикой лица, вниманием к деталям, вроде анимации отжима волос после заплыва, но ее поступки механизированы. Хотя она и изображает сочувствие, в ней нет глубины и человечности. Она мерзнет не к месту в теплом пуховике, а потом бодро рассекает снежные просторы в одной майке. Мисс Крофт переживает за персонажей и злится – но это выглядит слишком наиграно.

Метание разработчиков между стелсом и экшеном вызывает разочарование. Вы хотите, но не можете пройти игру в стелсе. И не только из-за специальных экшен-локаций. Даже на некоторых уровнях, где стелс возможен, противник слышит ваш тихий выстрел стрелой, но не обращает внимания на сдавленные стоны напарника в метре от него. И если вы подняли тревогу, враг увидит вас даже за камнем. И тогда он бежит толпой, не опасаясь смерти. Тупые враги, обилие боеприпасов и в большинстве случаев невозможность перегруппироваться превращаются в рукопашную, где вы на пару с ледорубом вырезаете отряд спецназа.

Вставленные в определенных местах отрезки, во время которых вы под аккомпанемент взрывов и разрушений пробегаете отрезки пути, выглядят эффектно, но у вас может не сработать триггер хватания. Скорее всего, это будет исправлено ближайшим обновлением.

Стоит также отметить, что в отличии от многих других современных игр, в Rise of the Tomb Raider разработчики оправдали поиск коллекционных предметов, вроде тех же плакатов и монет. Обыскивая окружение и читая фрески, героиня поднимает знание языка, открывая местоположение других коллекционных предметов. На них у специального продавца можно покупать мощные улучшения для вашего вооружения. А полученные поинты за выполнение различных действий в игре вы можете потратить на специальные карточки, которые дают ощутимые бонусы, вроде дополнительной защиты от огнестрельных попаданий.

– это потрясающая по графике и визуальному исполнению игра, которая смогла учесть многие пожелания фанатов, но так и не смогла определиться со своей основной механикой. Безусловно, песочница дарит вам столь важное исследование, но тупые враги и местами принудительная экшен-механика вызывает разочарование. На фоне средней по качеству истории, игру вытягивает глубокая кастомизация, интересные уровни и специальные приспособления, а также желание собирать все мельчайшие артефакты, записки, золотые монеты и посетить все испытания, гробницы и склепы в поисках головоломок и новых приключений.

_____________________________________

Для справки : Легенда о “русской Атлантиде” получила свое распространение в начале 20-го века. О волшебном городе писал Бунин и Горький, слагала стихи Ахматова. Согласно легенде, предатель Гришка Кутерьма раскрыл татарам и хану Батыю тайну о богатом русском городе – Китеже. Город долго находился под осадой и когда жители поняли, что гибель неизбежна – стали молиться. Они молились всю ночь и на утро зазвонили колокола всех храмов, раздался грохот и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр. Напуганные татары бросились бежать кто куда, но все погибли, кто от зверей, кто заблудился в густых лесах. Город же исчез. Согласно легенде, он должен вернуться в наш мир в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж. Есть в средневековых легендах предание о другом месте - царстве добра и справедливости Беловодье. Это сказочный край, где живут мудрецы, которые даруют вечную жизнь и находится она где-то на Алтае. Видимо, авторы Rise of the Tomb Raider просто перепутали легенды или соединили их в одну.

Вопреки своим ожиданиям получила должный, для издателей, финансовый выхлоп только с выходом на консоли теперь уже текущего поколения.

Сюжетная составляющая с драматическими эпизодами про первое убийство Ларой, сквозь реки слез, мамы Бэмби, и последующее безжалостное истребление населения небольшой страны на маленьком острове посреди великого ничего, считалась как минимум спорной. Однако злоключения вечно куда-то падающей госпожи Крофт, украшенной стонами Камиллы Ладдингтон (Camilla Luddington ), получили достаточно высокие оценки от публики и критиков. Все это обрекло игру на создание сиквела. Релиз которого недавно и случился, правда только на консолях от Microsoft .

Жизнь вне кухни

Спустя год после событий на острове Яматай, героиня успела побывать у психолога, подлечив свои нервишки и в очередной раз пережить пластическую операцию по смене лица.

Покой мисс Крофт лишь только снится. С одной стороны за ней охотится преступный орден «Троицы», а с другой — вездесущая пресса признает труды лорда Крофта (отца Лары), а в последствии и ее самой — настоящим бредом. Не успев толком отойти от неудачного кораблекрушения и последующих приключений, героиня загореться новой безумной идеей — очистить свое доброе имя.

Но путь этот долог и тернист, а также полон всяческих падений, перестрелок и решения головоломок, с перерывами на помощь в спасении какому-то мутному племени от секты культистов и нелогичных путешествий через пол планеты. И если вас это начнет чем-то смущать, то не забывайте, что отец Лары был прав всегда и во всем, но по каким-то причинам не смог закончить то, что начал. Об этом нам неоднократно будет напоминать сама Лара. Таким изящным образом была решена проблема с необходимостью объяснять что-либо.

А вот этот чувак в прошлой игре отчаянно пытался умереть. И вот он поперся в горы. Ничему его жизнь не учит

Да, из всех проблем перезапуска в сиквеле осталась и самая главная — сценарная. Увы и ах, сюжетом по прежнему занимается Рианна Пратчетт (Rhianna Pratchet ). Так что на крепкую приключенческую историю в духе Uncharted или Индианы Джонса, рассчитывать не приходится. Здесь все по-прежнему заварено на серьезных щах, которые не блещут не то что оригинальностью — порой здравым смыслом похвастаться не в состоянии. Даже неведомая антинаучная ересь выдалась не столь крутой, как в прошлый раз. Создается впечатление, что сами девелоперы в конец запутались в своих собственных колготках, и вообще не в курсе как должна выглядеть игра: веселым приключением, или серьезной драмой.

Так что не стоит удивляться тому, что вначале игры мисс Крофт ежится от холода, из последних сил старается собрать хворост дабы уберечься от метели, а спустя пару часов в ней просыпаются те самые гены Росомахи из прошлой части. И вот она уже без особых проблем разгуливает в одной майке, ныряет в ледяную воду, где спокойно плавает, а затем выныривает и вырезает половину небольшого городка.

Есть женщина в русском селении...

Стоит заметить, что обещанные игрокам две локации оказались лишь очередной уловкой маркетологов. Жаркая, пустынная Сирия по хронометражу наберет от силы полчаса. Все остальное время леди Крофт проведет в каких-то советских развалинах где-то в сибирской глубине, где нам и предстоит искать источник вечной жизни, на поиски которого ее отец положил всю жизнь. Да, локации очень живописны и со временем меняются, а порой в нас кидают флэшбэки, повествующие как Лара докатилась до жизни такой, но это не отменяет вышесказанного.

Поначалу все вокруг взрывается, ломается и всячески пытается убить главную героиню, правда безуспешно. Все по канонам приключенческих боевиков с Харрисоном Фордом (Harrison Ford ). Но затем атмосфера, в очередной раз бережно создаваемая разработчиками до релиза, рано или поздно улетучивается, превращая все действо в цирк с конями и фейерверком.

Лара, будучи верной себе, все также проверяет на прочность своим хребтом всевозможные стены, потолки, несколько сантиметровые льдины. При этом, понадеявшись на неразрушимый, по всей видимости адаматиевый скелет, а также общую несгибаемость и сумасшедшую регенерацию, мисс Крофт огненным шквалом проносится по полям разнообразных сражений, при этом тщательно размазывая человечность по полю брани.

Несчастные захватчики стервенело бросаются на расхитительницу, а она в ответ, не дрогнув сшибает им бошки ледорубом. Осознав свою недееспособность, злодеи стараются выбраться из того пекла, в которое они попали, но безрезультатно. Именно так дела обстоят на самом деле, и все это не то чтобы соответствует тему, что нам обещали разработчики. Но грех жаловаться, в конце концов сделано все ярко, красочно и динамично. Плюс ко всему все непотребство приправлено великолепной постановкой боев, где каждый сочный момент камера грамотно покажет с лучшего ракурса.

Немаленькие по размеру локации, в лучших традициях Ubisoft , плотно испещрены всевозможными сундуками, грибами, ягодами и прочими растениями. Из которых мы соответственно получаем детали, ингредиенты для ядовитых стрел. Помимо всего прочего на тропах часто виднеются ящики с патронами, так что боеприпасов всегда в избытке. То же самое обстоит и с аптечками: тряпок и подорожников для их создания разбросали с излишком. Впрочем, этот недуг лечится уровнем сложности на ступеньку выше. Тогда, к слову, пропадает и регенерация. И, на удивление, практически все механики, которыми так сильно хвастались разработчики, начинают работать. Но не сильно долго.

Корейские традиции про прокачку и раздевание персонажа почему-то все больше и больше переходят в западные игры

Спустя некоторое время героиня научится выпускать во врагов по две стрелы одновременно, а затем и три. Что превращает лук в самое грозное и имбалансное оружие во всем мире. Которое позволяет не выходя из скрытного режима выкашивать все живое с удвоенной силой.

С животными дела обстоят лучшим образом. За прошедшие два с половиной года они перестали быть бегающими банками с опытом. Теперь за искоренение очередного волка или медведя мы получаем их шкуры, которые можно применять для апгрейда снаряжения.

Весь менеджмент и процедура крафта у костра из предшественника переселилась в Rise of the Tomb Raider . Новенькие автоматы Калашникова и блочные луки, спокойно себе можно сварить в котле из собранного металлолома. Там же можно сменить одежду, прокачать себя и переместится от одного костра к другому.

По пути к заветной цели часто будут встречаться местные поселенцы, которые за скромную оплату в виде какого-то улучшения или обвеса попросят вас выполнить для них несложное задание. Задумка, конечно, хорошая, но просьбы уж слишком однотипны в виде «Пойди убей вон тех волков в пещере». Но никто не заставляет вас из выполнять. Хотя полученные улучшения не раз пригодятся в различных пещерах и гробницах.

Кстати о которых, на сей раз их имеется около дюжины. Все они, пускай, и выглядят в высшей степени великолепно, однако в системных требованиях для решения головоломок наличие извилин не указано. Все предельно просто и понятно. За правильное решение оных нам выдают очередные плюшки для прокачки. Помимо загадок в захоронениях и прочих пещерах с древними строениями часто будут встречаться колонны с непонятными письменами, которые предстоит расшифровать довольно странным образом. Для этого Ларе нужно всего-навсего поискать еще такие же надписи, после чего у леди Крофт внезапно просыпается скилл полиглота сотого уровня, и она без труда понимает что там было нацарапано.

Лара настолько отважна, что вот в таком виде спокойно может нырнуть в ледяную воду и проплыть метров 50

Не менее великолепно выглядит не только художественная, но и технологическая составляющая, причем независимо от платформы. Технологию тесселированых волос от AMD заметно подтянули, а внедренная из большого кино технология захвата лицевой анимации может посоперничать с кем угодно. Равно как впечатляет реализация правильно мнущегося под весом персонажа снега.

Crystal Dynamics соорудили стильный боевик, претендующий на важность всепланетного масштаба. Что при таком хилом сценарии и конечной неопределенности пошло только во вред. Вот так всегда, хотели сделать игру про становление легенды из не до конца окрепшего ума, а в итоге получается рассказ про юного Джека-потрошителя в юбке и с ледорубом. Но это нисколько не преуменьшает геймплейную сторону Rise of the Tomb Raider . Пускай Лара Крофт не далеко отошла от своего идейного прародителя в лице Uncharted и здесь имеются некоторые шероховатости, но как боевик — игра хороша. И если бы не горстка вышеперечисленных проблем, было бы вообще изумительно. Любители приключенческого жанра смело могут отправляться бороздить просторы Сибири, отчаянно пытаясь вытащить из «Красной книги»: рысь, медведей, волков и прочую живность, и постепенно переносить их в «черную».

Мы совсем не случайно скептически относимся к западным играм, местом действия которых являются территории бывшего Советского Союза. Как правило, какой бы отличной ни была механика, сюжет и декорации будут постоянно вызывать то недоумение, то смех. С практически такая же ситуация: очень крепкий геймплей здесь сочетается с порой маразматичным антуражем деревушек времен СССР в представлении западных разработчиков.

Дело даже не совсем в сюжете, хотя что-то менее банальное придумать очень сложно. В этот раз повзрослевшая и окрепшая Лара идет по стопам отца, отправляясь на поиски очень мощного артефакта. Спрятан он не где-нибудь на заброшенных островах, а среди заснеженных лесов Сибири. Мисс Крофт придется поспешить: за артефактом также охотится группировка «Троица», цель которой - обрести мировое господство. На поиски отправлены целые отряды вооруженных головорезов. В принципе, сюжет напоминает фильмы об Индиане Джонсе: подобные вещи воспринимаются как обычное приключение, но хотелось бы более интригующей истории. Поэтому сразу приготовьтесь к тому, что во время кат-сцен вы не раз потянетесь к смартфону с соцсетями.

Общее впечатление от локаций можно условно поделить на две части. Некоторые так и просится на скриншоты - слишком уж много в них откровенной клюквы. Картинки и правда получаются впечатляющие: вот Лара стоит на капоте ЗИЛа, подпирает статую Ленина, или просто ежится на фоне коммунистического агитплаката. Надписи на стенах частенько радуют всякими немыслимыми оборотами сразу на нескольких славянских языках одновременно. Кстати, теперь для того, чтобы отметить на карте спрятанные элементы, нужно читать текст на своеобразных обелисках. Проблема в том, что надписи на этих обелисках - иностранные для Крофт, поэтому ей придется адаптироваться прямо на ходу, изучая аутентичные элементы той культуры. Так, чтобы выучить русский, нужно прослушивать диктофонные записи и изучать мотивационные надписи на здоровенных знаменах. Зато собирать коллекцию реликвий очень занимательно: тут и там разбросаны вещи вроде орденов Героя Советского Союза, жетонов заключенных в лагерях или короны Киевских князей.

С другой стороны, Rise of the Tomb Raider показывает очень приятные пейзажи в виде заснеженных сугробов и поваленных хвойных деревьев, среди которых даже потрепанная советская военная техника выглядит очень органично. По локациям разбросаны источники ресурсов: это могут не только ящики с барахлом, но и дикие животные, шкуры которых тоже пригодятся. Кстати, проблем с ресурсами, по крайней мере на среднем уровне сложности, здесь нет - и патроны, и тряпки для создания бомб можно отыскать в избыточном количестве.

Увы, но ни о каком выживании, которое обещали в анонсах, речи не идет: как и в (2013), Крофт мучается лишь в начале и довольно быстро становится машиной для убийств.

Система крафтинга перекочевала из Tomb Raider образца 2013 года практически без изменений. Вы собираете ресурсы, а потом садитесь у костра и улучшаете оружие, изменяя характеристики предмета, а также добавляя к нему нему различные обвесы. Вообще все, за что отвечал лагерь у костра в прошлой игре, осталось на месте: быстрое перемещение, прокачка навыков, выбор и апгрейд снаряжения. Постепенно вы будете открывать новые приспособления для выживания, поэтому всегда можно вернуться на несколько локаций назад и добраться до ранее недоступного сундука с сокровищами.

Геймплей в Rise of the Tomb Raider выстроен максимально последовательно, с выверенным таймингом между сменой механик. Сначала вы не спеша исследуете небольшую открытую локацию, на которой из врагов можно встретить максимум стаю волков. Здесь можно собрать ресурсы, найти несколько пещер или встретить незнакомца с дополнительным заданием, за выполнение которого можно разблокировать детали для апгрейда оружия. Как только вы начинаете продвигаться по сюжетным триггерам, игра подсовывает горстку врагов, расправиться с которыми можно бесшумно. Тактики, кстати, немного: либо сразу подойти сзади и нейтрализовать, либо выманивать по одному в тихие уголки карты, либо просто перебить из лука по одному, не высовываясь из укрытия. Использовать огнестрельное оружие по-прежнему не хочется: например, автомат совершенно не чувствуется, да и разброс пуль огромный - проще перестрелять всех из лука.

После короткого стелса Rise of the Tomb Raider непременно заставит вас немного попрыгать по платформам и сразу предложит исследовать какую-нибудь гробницу. Делать это не обязательно, но мы все же рекомендуем не пропускать такие вещи. И дело даже не в ценности награды: у этих локаций очень интересный дизайн, а головоломки хоть и простые, но разнообразные. Кроме того, они совершенно не снижают темп игры.

Затем вас резко поместят в коридор, заполненный озлобленными солдатами «Троицы», где все начинает гореть, рушиться и взрываться, а в конечном итоге вы будете на всех парах мчаться из горящей избы или пытаться скрыться от преследующего вас вертолета. QTE-элементов, кстати, действительно немного, несмотря на то, что они встречаются уже на второй минуте игры. Динамика у новой Tomb Raider порой просто бешеная, и в этом плане ее можно назвать явным конкурентом игре о приключениях Нейтана Дрейка. Даже несмотря на кажущуюся абсурдность происходящего, обновленная Лара Крофт наглядно демонстрирует, что переосмысление классики может быть очень удачным.