Религиозные фанатики. Примеры религиозного фанатизма в истории

Важным моментом будет сказать, чем для меня является религия, так как именно с этой позиции я буду отталкиваться, пытаясь ответить на многочисленные вопросы, связанные с религией. Для меня религия – это определенный путь, который включает в себя особую форму понимания мира и свод морально-этических норм поведения, который в конечном счете ведет к обретению любви к Богу и ко всем живым существам. Образцом религиозной жизни для меня являются люди, которые жили и живут правильно, которые изо всех сил стремились помочь людям идя путем добра, а не насилия, независимо от духовной традиции. Также можно заметить, что к святым людям относят именно людей религиозных, именно этих людей надо вспоминать, говоря о религии, а не тех, кто еще не вырос духовно и идет путем насилия, фанатично пытаясь изменить других людей.

Для меня любить Бога, в первую очередь означает любить людей, приносить своим поведением благо, а не количество посещений церкви или количество иконок в машине, религия для меня в большей степени стержень нравственного поведения, а не какие-то обряды или ритуалы. «Регулярное посещение церкви так же неспособно сделать человека христианином, как регулярное посещение гаража неспособно сделать человека шофером» говорил Альберт Швейцер. Я неоднократно обращался в молитве к Богу, и Он давал ответы на волнующие вопросы, которые помогали мне справляться и правильно относиться к разным жизненным ситуациям. Внутри себя я осознавал, в чем я был не прав, какой урок я должен извлечь из ситуации и какого поведения я должен придерживаться в дальнейшем. Вопрос слепой веры, самоистязания и осознанного принятия ситуации более подробно будет обсуждаться потом.

Религиозные фанатики

Большинство людей, которые приходят к Богу, имеют тяжелые жизненные ситуации, с которыми они не знают, как справиться, что подталкивает их углубиться в религиозное знание. Одолены они следовательно своими корыстными желаниями помочь себе, избавившись от навалившихся трудностей и проблем. Сомневаюсь, что на этом этапе можно говорить о любви к Богу или к окружающим людям, из-за поведения которых человек и страдает. Человек получает знание о том, как правильно жить, но вместо того, чтобы самому начать ему следовать, он начинает упрекать других людей, пилить их, и навязывать, как им стоило бы жить — так появляются религиозные фанатики и религиозный фанатизм.
В большинстве случаев в своих бедах мы виним именно других людей, и лишь в редких случаях начинаем первыми. К примеру, родители слегка поругались и сын подходит к маме и говорит: «Вот послушай интересную лекцию о построении правильных семейных отношений, она сможет вам помочь», в ответ на что мама говорит: «Иди к папе, ему не помешало бы послушать», сын идет к отцу, и слышит то же самое в адрес матери, что именно ей надо послушать эту лекцию. И таких случаев очень много, когда никто не хочет признавать своей вины, а лишь сваливает всю вину на других.

«Вот она человеческая натура в действии: виновный обвиняет кого угодно, только не себя» Дейл Карнеги

Такого поведения придерживаться легче всего, но чтобы простить, сделать самому первый шаг очень и очень трудно.
Человеку сказали не надо вести себя так и так, и он приходит домой и начинается «Там о тебе говорили, вот я знаю, как вести себя правильно, а ты, посмотри как ты себя ведешь», но что удивительно, человек чаще всего сам ведет себя неправильно, хотя и говорит, что знает, как правильно. Человек наполняется гордыней, и начинает считать себя лучше других — это порождает религиозных фанатиков, что лишь еще больше ухудшает отношения, продолжая считать себя правым, а других глупцами, которые не слушают его советов.

«Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» Аристотель

Притча «Самый большой грех»

— Что, по твоему мнению, является самым большим грехом в мире? — самодовольно спросил священник.

Религиозное знание пропитывает все сферы человеческих взаимоотношений, оно учит, как правильно жить, неправильно будет сваливать вину на саму религию, так как лишь люди виноваты в том, что они неправильно следуют религиозному знанию, что и порождает религиозный фанатизм . На самом деле любой человек, который не принимает мнение другого человека, не уважает его, нетерпим к неправильному поведению, ставя принципы выше людей, склонен спорить или противопоставлять, не слыша ничего, всегда желая оставить за собой последнее слово, тоже является фанатиком, а религиозное знание лишь усиливает этот фанатизм, расширяет его сферы.

Надменными и нетерпимыми, начинают критиковать других людей, показывая свою осведомленность в этих вопросах, свою важность, возвышая себя, унижая других. Получая религиозное знание, которое пропитано общечеловеческими отношениями, начинает возникать просто больше спорных вопросов, и навязывание собственного мнения начинает проявляться при каждой возможности из-за нетерпимости и человеческой гордыни. Семена своего фанатизма можно разглядеть в более мелких вещах, человек, к примеру, хорошо разбирается в вопросах кулинарии, означает, если он является фанатиком, то в этой области будет постоянно всем указывать как правильно, постоянно вмешиваться, показывая какой он умный. А когда человек узнает о том, как правильно жить, то область покрытия его фанатизма становится больше, начиная поучать людей в еще больших вопросах.

Разберем пример, когда человек становится вегетарианцем, так как не приемлет насилия к животным, то есть хочет стать более сострадательным, убрав эту жестокость из своего сердца. Нередко, потом он начинает не любить всех тех, кто ест мясо, говоря: «Трупоеды, не буду сидеть с ними за одним столом, это омерзительно», то есть он отказался от одного насилия, но пришел к другому. Зачем спрашивается кричать и упрекать кого-то, если вам и всем окружающим людям становится только хуже, но фанатики, религиозные фанатики в частности, не видят за собой неправильного поведения или же просто неспособны вести себя иначе. Вследствие чего окружающие не только не перестают есть мясо, но еще и начинают недолюбливать вегетарианцев, думая, лучше я буду есть мясо, чем быть таким вегетарианцем. Нужно понять и принять, что в этот момент больно не за животных, больно не за других людей, а больно самому себе, так как нет сил теперь такое поведение из-за своего эгоизма. Нужно отвлечься со своей личности и посмотреть, чего вы добились своим поведением, нужно подавать пример своим правильным поведением, люди же, которых одолел религиозный фанатизм, лишь подают дурной пример, подрывая авторитет такой жизни.

Встали ну путь вегетарианства – хорошо, но не нужно становиться фанатиком. Люди, которые неправильно следуют режиму питания от недостатка знания, подрывают свое здоровье, и вдобавок убивают и свою веру в такой образ жизни, да еще и другие потом начинают думать, что таким путем идти не надо – он вреден, и у них есть тому подтверждение. Так люди подрывают авторитет многих учений, в том числе и религии, следуя неправильно этим путем, у людей создается неверное понимание всего учения.

Почему люди становятся фанатиками

Притча «Будь счастлив»

У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:

- Будь счастлив.

Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:

- Неужели ты такой смиренный?

- Нет, - ответил нищий, - просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу

Люди становятся фанатиками потому что у них в сердцах к окружающим людям, фанатично пытаясь помочь другим, на самом деле они хотят избавить от страданий и осчастливить самих себя. Чаще всего человек обращается к религии далеко не от счастливой жизни, поэтому практически каждый проходит через стадию религиозного фанатизма, одни быстро, а другие долго. Духовный рост можно сравнить с нашим взрослением, когда мы были детьми, мы были очень неразумными, кто-то взрослел и обретал разумность и мудрость быстрее, кто-то медленнее, а кто-то, даже став взрослым, в своем поведении и мировоззрении так и остался ребенком. Аналогично происходит и в духовном росте, вначале люди жаждут осчастливить себя любой ценой — обретая знание, начинают смотреть свысока на других людей, и постепенно, занимаясь духовной практикой, служа Богу и людям, они начинают осознавать, что вели себя неправильно, и, раскаиваясь в этом, сходят с пути ненависти, и встают на путь любви.

«Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже» Лев Толстой

Легче всего просто вывалить все полученное знание, всю правду на окружающих людей, то есть груз ответственности просто перевалить на других, я получил знание, а другие пусть ему следуют, и тогда мы все станем счастливы. То, сколько вы знаете, должно быть отражено не в словах, а в действиях. Хочу огорчить, и как многие, наверное, уже поняли, близкие люди, с которыми у вас проблемы в отношениях, не станут исправляться после такого поведения, они не станут следовать тому, что вы им сказали, и вероятнее всего даже еще больше обозлятся на вас. Нет хуже метода исправить характер близкого человека, чем навязывать знание о том, как правильно жить, которому вы сами не следуете, и нет лучше метода, чем подать пример другому человеку своим правильным поведением.

Если определенное поведение способно вести к улучшению, почему люди не следуют этому знанию сами, потому что изменение своего характера в лучшую сторону – это самый тяжелый труд, легче всего просто вывалить знание на других, свалить всю вину на окружающих и продолжать ждать, когда же близкий человек сам сделает первый шаг навстречу. Религиозные фанатики, получая знание, вместо того, чтобы применять знание к себе, часто начинают критиковать и упрекать своих близких. И вместо того, чтобы улучшать отношения, они лишь накаляются и близкие отдаляются, и окружение начинает недолюбливать такого человека, так как он лишь выпендривается, будто он живет правильно. Такой человек никому еще не служит, кроме самого себя — ставя идею выше отношений с людьми, человек ничего не добьется, кроме как ухудшения и разрушения отношений. Использование полученного знания для достижения своих корыстных целей есть фанатизм.

Почему многие становятся фанатиками, потому что они концентрируются в большей степени на личном счастье. Людям больно принимать мнение других людей, уважать его, нет сил не обращать внимания на недостатки других людей, потому что многие очень эгоистичны, именно вызывает эту боль и нетерпимость. Очень тяжело также принять, что ты не прав, люди начинают раздражаться, слыша информацию, которая противоречит их мировоззрению, опять возникает боль, поэтому хочется навязать свою точку зрения по какому-либо вопросу. Религиозный фанатизм с огромной силой толкает людей углубиться в то или иное знание, и навязывая его другим, религиозные фанатики сами все больше утверждаются в выбранной вере. В тему религиозного фанатизма приведу известную притчу:

Притча «Храм»

Жил-был человек. Когда он был еще ребенком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо, меня уж не будет — ты иди в храм… тебе всегда там легче станет».

Так и случилось. Вырос. Стало жить невыносимо. Пришел в храм.

И тут к нему один подходит: «Не так руки держишь»! Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!» Сзади одергивают: «Неправильно крестишься!»… В конце концов, подошла одна женщина и говорит ему: «Вы, знаете, вообще бы, вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили!»

Вышел человек из храма, сел на лавку и горько заплакал. И подходит к нему Христос: «Что ты, чадо, плачешь?» Поворачивает человек свое лицо и говорит: «Господи! Меня в храм не пускают!»

Обнял его Господь и тихо говорит: «Ты не плачь, они и Меня давно туда не пускают…»

Религиозный фанатизм. Как быть?

Надо стараться смиренно относиться ко всем тем, кто живет неправильно, ни в коем случае нельзя ставить какие-то принципы выше человеческих отношений, выше самих людей. Своим собственным примером мы должны вдохновлять людей к исправлению, не проявляя насилия по отношению к окружающим. Необходимо стать таким человеком, чтобы всем вокруг стало лучше жить , лишь с помощью любви, а, не терроризируя близких, можно и жизнь близких людей к лучшему, хотя и не быть фанатиком очень трудно.

Религиозный фанатизм заставляет людей выпендриваться , но надо просто тихо жить, никого не трогая, не проявляя никакого насилия, именно такому поведению все будут радоваться. Если окружающие начинают наглеть и пользоваться этим, можно, и даже нужно отстраниться, и близкие это оценят и зауважают, и начнут сами вести себя правильно, осознавая, что они могут потерять. Когда человек становится гордым, и начинает пренебрегать людьми, злиться на них, он становится главным разрушителем, он разрушает больше, чем все остальные, он показывает плохой пример и люди отворачиваются и от него и от религии.

Первое, что появляется после получения знания, это гордыня – я такой хороший, то есть я лучше, а другие значит хуже, я их всех научу как правильно жить. Но нужно становиться терпимым, и научиться говорить человеку ту правду, которая идет ему во благо, которую он способен принять и следовать ей, а не вываливать на человека такую правду, такой пласт знаний, отчего человеку становится только хуже. Часто, нахватавшись знания, люди часто не замечают, как их желание помочь близкому человеку перерастает в осуждение, продолжая считать себя правыми, а других глупцами, которые не хотят слушать советы, но нужно помнить, что сострадание способно исцелить больше грехов, чем осуждение . Нужно понять и принять, что когда люди сами начинают вести себя правильно, когда они руководствуются принципами сострадания и любви, то лишь в этом случае они будут способны изменить свою жизнь, и жизнь близких людей к лучшему. Мы способны кого-то изменить, если только уважаем человека и проявляем заботу.

Не нужно выставлять свои познания на показ, не надо кичиться этим, боритесь с надменностью, стараясь смиренно доносить до людей знание из желания помочь, не критикуя и не осуждая их. Я знаю, как это нелегко, даже сейчас, понимая эти многие вещи, подымая вопросы о том, как правильно жить, я порой становлюсь в позицию гордеца, повышая голос, порой наливаясь неприязнью, говоря как-то свысока, но прождав, помолчав некоторое время, я успокаиваюсь, также и придает сил поступать в дальнейшем правильно, побеждая себя из раза в раз становишься более смиренным.

«Нельзя помочь тому, кто не желает слушать советы» Бенджамин Франклин

Религиозная жизнь — это внутренняя жизнь, но это не означает отстранение от людей, лучшее приложение сил — вкладывать их в окружающих людей, то есть служить им, становясь более снисходительным к окружающим и более строгим к себе – лишь такой путь приведет к счастью. Будем надеяться, что все те религиозные фанатики, которые настроены критично и не обладают достаточно глубоким пониманием, со временем вырастут духовно, а нам пока стоит делать выводы глядя на людей, идущих уже по правильному пути и в правильном направлении, мы же не судим взрослых людей по тому, какими они были не разумными в раннем детстве.

Это нелегкий и долгий путь, на котором немало трудностей. Когда вы встанете на этот путь, даже если не будете никому ничего навязывать и стадия религиозного фанатизма уже пройдет, есть большая вероятность, что найдутся люди, которые захотят оградить вас от этого пути, которые имеют свое представление о религии, возможно говоря, что это секта, и если вы будете вести себя неправильно, они скажут, что во всем виновата религия, мы же говорили, что она портит людей. У большинства людей уже сложилось свое понимание вещей, и это нужно учитывать, проявляя терпение и не питая злобы, вера – это хрупкая вещь, ты с энтузиазмом о чем-то рассказал, а это не одобрили, не приняли – все, как кол в сердце.

Эмоционально самодостаточные, уверенные в себе, позитивно настроенные люди живут в гармонии с окружающим миром. Они не нуждаются в отстаивании своей правоты, чего бы она ни касалась. Спокойно взаимодействуя с другими, они с достоинством несут свою точку зрения, не испытывая потребности в том, чтобы кто-то ее непременно разделил. Однако в мире представлена и иная категория людей, противоположная описанной выше и именуемая «фанатики».

Фанатизм… Это что такое?

Однако не всякое проявление чрезмерного интереса к чему-либо может характеризовать человека как фанатика. И наоборот.

Фанатизм - это чрезмерное увлечение какой-либо идеей или личностью, выражающееся в посвящении объекту поклонения значительной части своей жизни и ее духовного содержания, а также в непримиримом отстаивании собственного взгляда и навязывании его другим людям, зачастую в агрессивной форме. Данное явление может иметь отношение к чему угодно - морали, знаменитой личности, политическому течению и др. Однако в качестве самой опасной его формы выступает религиозный фанатизм.

Истоки религиозного фанатизма

Религиозный фанатизм - это приверженность к определенному вероисповеданию и его традициям, которая сочетается с нетерпимым, часто агрессивным отношением к тем, чья точка зрения отлична. С момента, когда человечество обрело свою первую религию, и по настоящее время наблюдается одна и та же тенденция - приверженцы того или иного духовного течения рано или поздно возводят его постулаты в ранг неоспоримой правды. И несмотря на то что большинство религий несет в себе весьма похожие истины, так называемые фанатики не просто остаются им верны, они пытаются сделать их монопольными и навязать как можно большему количеству людей. Всемирная история знает массу примеров религиозного фанатизма, к коим можно отнести и инквизицию, и крестовые походы, и массовые самосожжения во имя старой веры… Причем в разные времена отношение общества к данному явлению было весьма различно. В перечисленных примерах имеет место и религиозный фанатизм в высших кругах, и точечные сопротивления инакомыслию. И в том и в ином случае любой перекос убеждений и веры в сторону эмоций и непримиримости несет в себе серьезную угрозу благополучию отдельных людей и государства в целом.

Религиозный фанатизм сегодня

В наше время примеры религиозного фанатизма можно найти во всех массовых религиях. Хотя имидж самого агрессивного вероисповедания приобрело мусульманство в связи со значительным количеством террористических актов, от которых содрогаются десятки стран на протяжении уже многих лет. Тем не менее влияние фанатизма может быть весьма губительным и без насилия. Например, родители-фанатики могут воспитывать своего ребенка вразрез с современными канонами развития и социализации человека. Известны случаи, когда в современных семьях, посещающих религиозные секты, вырастают неграмотные дети, потому что лидеры духовного течения, которому привержены родители ребенка, считают неправильным обучать детей женского пола грамоте. Католическая церковь резко отрицательно относится к абортам и предохранению от нежелательного зачатия. И хотя общество постепенно выработало довольно толерантное, а иногда и одобрительное отношение к прерыванию беременности, в некоторых странах или их отдельных регионах аборты до сих пор запрещены, что тоже принято считать проявлением религиозного фанатизма. Иногда крайняя нетерпимость людей не вредит никому, кроме них самих. Например, ярые буддисты не навязывают своей веры окружающим, не спорят, не доказывают правоты. Их фанатичность проявляется главным образом в глубоком сосредоточении, многочисленных и продолжительных духовных практиках, которые иногда доводят людей до безумия, поскольку испытания, которым они себя подвергают, зачастую немыслимы.

Отношение к фанатизму православной церкви

Православная церковь относится к этому явлению с осуждением и неприятием. Фанатизм - это грех, по мнению православных священнослужителей. Отсутствие любви ко всем людям, духовная смерть, пустословие без рассуждения не может поощряться православными. Фанатичные родители, приводящие с собой на службу маленьких детей и не замечающие усталости ребенка, его непонимания и неприятия ситуации, прививают ему не любовь к церкви, а боязнь, раздражение, нежелание приходить туда снова.

Причины фанатизма

Фанатизм - это явление, не возникающее на пустом месте. Как у любого иного отклонения, у него есть причины, которые уходят корнями, как правило, очень глубоко. Фанатичные люди чаще всего агрессивны, озлоблены, не понимают и не принимают чужую точку зрения. Иногда они становятся частью какой-либо общности, преданно следуют ее догматам и стараются перенести свой взгляд на веру на ближайший круг общения. А существует и иная категория фанатиков - лидеры, которые не только разделяют и следуют привлекательной для них философии или религии, но посредством ярких, харизматичных действий вовлекают в нее большое количество людей, не исчерпывающееся кругом родных и близких. И если первые при этом являются в целом безобидными носителями назойливой информации, то вторые представляют крайне серьезную угрозу обществу.

Ежедневно десятки и сотни людей вовлекаются в жизнь сект неизвестного происхождения, отворачиваются от своих семей, тратят огромные суммы денег на поддержание и развитие близкой по духу общности, теряют самих себя в стремлении следовать постулатам, которые нашли живой отклик в их душах благодаря харизме, уверенности и ораторскому искусству лидера.

Способы борьбы с религиозным фанатизмом

Жизнь не стоит на месте, большинство государств современного мира являются светскими. Несмотря на весьма почтительное любая держава, как правило, не заинтересована в экстремальных проявлениях религиозности. Какие же меры предпринимаются в различных странах для минимизации проявления фанатизма среди верующих? В некоторых азиатских странах за последние двадцать-двадцать пять лет было введено много запретов относительно ношения культовой одежды для обычных людей, не имеющих отношения к священнослужению. Иногда подобные запреты вызваны не столько борьбой с неистовыми фанатиками, сколько соображениями безопасности. Например, несколько лет назад Франция пошла по пути запрета ношения хиджабов. При этом данное решение стоило стране немало, учитывая непримиримое отношение мусульман к вопросам одеяния.

Очень много усилий, направленных на борьбу с религиозным фанатизмом, предпринимается в сфере образования. Детям стараются дать возможность выбора и защищают их неокрепшее сознание от натиска подкованных религиозных фанатиков. Во многих странах законодательно запрещается деятельность определенных организаций, имеющих основанную на религии идеологию.

Национальный фанатизм

Не менее страшен, разрушителен и безжалостен национальный фанатизм. Это ревностное поклонение исключительному превосходству той или иной нации или расы испещрило всемирную историю множеством примеров кровопролитных противостояний. Одним из самых ярких проявлений национального фанатизма стала идея Альфреда Плётца о делении всех людей на высшую и низшую расы, которая впоследствии положила начало Второй мировой войне.

Еще один пример - «Ку-клукс-клан», организация, насчитывавшая огромное количество людей, ненавидевших, глубоко презиравших чернокожих.

Ожесточение членов ККК привело к немыслимому количеству жертв, погибших от изощренной жестокости фанатиков. Отголоски деятельности этой организации периодически слышатся и в настоящее время.

Психологическая природа фанатизма

У фанатизма, развивающегося в крупных масштабах, как правило, есть причины общественного или политического характера. Экстремальное проявление веры всегда выгодно кому-то, кроме неистовых приверженцев. Но что же делает таковым конкретного человека? Почему один становится фанатиком, а другой, несмотря ни на что, продолжает идти по своему жизненному пути, не реагируя на чужое мнение и религиозные догматы.

Как правило, причины становления настоящего фанатика корнями уходят в детство. Чаще всего фанатики - это люди, с ранних лет привыкшие жить в страхе и недопонимании. Ошибки в воспитании, допущенные их родителями, в осознанном возрасте оборачиваются желанием примкнуть к какой-то группе и стать ее частью, дабы почувствовать безопасность и уверенность. Однако человек не может обрести спокойствие лишь потому, что нашлись люди со схожими взглядами. Он будет продолжать переживать, беспокоиться, искать угрозу в любом проявлении инакомыслия, сражаться с убеждая всех и вся в том, что его правда - первая. Так проявляет себя фанатизм. Что это значит? Всякий, кто думает иначе, создает угрозу его с трудом обретенному покою. Поэтому взаимодействие с фанатиком дается не так просто.

Как справиться с проявлениями фанатизма у близкого человека

Фанатизм… Это что такое? Что делать, если в числе фанатиков оказался близкий вам человек? Любые проявления крайней нетерпимости и слепого поклонения, будь то самоотверженная любовь к звезде, или агрессивное желание во что бы то ни стало разделить свою веру с другими людьми - признаки нездоровой психики.

По мнению многих исследователей, фанатизм - это болезнь. Родным и близким такого человека следует со всей серьезностью подойти к решению подобного рода проблем. И если исправить ошибки, допущенные много лет назад, уже невозможно, то поддержка, понимание, устранение причин для страхов и беспокойств, своевременное обращение к психологам, побуждение к саморазвитию и укреплению психики помогут преодолеть это явление.

Психология религиозного фанатизма

«Фанатизм от лат. fanatismus - исступленная, доведен­ная до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым др. взглядам, напр. религиозным». Так определяет фанатизм вовсе не Краткий словарь иностранных слов и не какое- либо другое краткое руководство для студента, но послед­нее издание БСЭ. Уже сам объем этой статьи ярче, чем что-либо другое, показывает, что в отечественной науке это понятие крайне мало осмыслено и разработано. И это притом, что само слово «фанатизм» весьма широко употреблялось в атеистической литературе 20-80-х го­дов, когда религиозными фанатиками объявлялись и Франциск Ассизский, и преп. Серафим Саровский, и святая Тереза из Лизье, и Папа Иоанн Павел И, и о. Алек­сандр Мень и многие другие.

Из практически любого контекста понятно, что сло­вом «фанатизм» обозначается какая-то экстремальная форма религиозности. Но каково же на самом деле ме­сто, занимаемое термином «фанатизм» в ряду таких по­нятий, как аскетизм, религиозный фундаментализм или экстремизм, изуверство и т.д.?

Впервые в оборот это понятие ввел Жак Бенинь Боссюэ (1627-1704), католический епископ, бывший одним из главных идеологов французского абсолютиз­ма и видевший в католичестве, достаточно резко обосо­бившемся от Рима и по сути превращенном в националь­ную религию, официальную систему взглядов для мо­нархической Франции. Для него фанатиками были протестанты, поскольку они полагают, что все их «меч­тания» вдохновлены Богом. Для Боссюэ фанатики - это не парижские буржуа, которые в 1572 г. в ночь на 24 ав­густа, когда празднуется день апостола Варфоломея, «со всех ног, - как напишет потом Вольтер, - бросились уби­вать, перерезать горла, выбрасывать из окон и рубить на куски своих сограждан только за то, что они не ходи­ли к мессе». Фанатики для Боссюэ именно протестанты, ибо они ощущают, что их вера зависит только от Бога, но никак не от церковных установлений или кем бы то ни было утвержденных правил.

Пьер Бейль (1647-1706), а вслед за ним и «Французская энциклопедия» (1777 г.), а вернее, автор статьи о фана­тизме М. Делейр, бывший специалистом по философии Ф. Бэкона, дают принципиально иное определение фа­натизма. Это «введенное в действие суеверие» или плод незнания, примитивной души, иррационального или, вернее, предрационального (prerationel) сознания. «Фанатизм родился в лесах среди ночной темноты и па­нических страхов и воздвиг первые языческие храмы».

Если Боссюэ дает католическое, хотя, разумеется, не разделяемое католическими учеными сегодня, толкова­ние термина «фанатизм», то Бейль и «Французская эн­циклопедия» предлагают под фанатизмом понимать все, что касается ранних форм религии, а шире - рели­гиозного чувства вообще. Однако как Боссюэ, так и Бейль связывают фанатизм с теми ощущениями, кото­рые переживает верующий. В сущности, при всей кажу­щейся несовместимости двух определений фанатизма, и в том и в другом случае речь идет о самостоятельном религиозном чувстве, не регулируемом никакой бого­словской системой или церковной структурой.

Таким образом, он связывает само слово fanaticus с представлениями об эпифании или о богоявлении. Именно на этот аспект культа Кибелы или Беллоны об­ратил внимание весьма начитанный в античных авто­рах Боссюэ, когда впервые употребил слово «фанатик» в новоевропейском контексте. Протестанты или, к при­меру, английские квакеры, о которых он упоминает в речи, сказанной на похоронах английской королевы, кажутся ему фанатиками именно по той причине, что считают, что все их мечтания богодухновенны или вну­шены им Самим Богом.

Принципиально новое определение фанатизма, став­шее классическим, дает Вольтер в вышедшем в 1764 г. в Женеве «Философском словаре». Он выдвигает следу­ющее положение: «Тот, кому свойственны экстазы и ви­дения, кто принимает свои сны за нечто реальное и пло­ды своего воображения за пророчества, того можно на­звать энтузиастом, но тот, кто поддерживает свое безу­мие, убивая, фанатик». Суть фанатизма, по Вольтеру, заключается в том, что фанатик, отстаивая ту ортодок­сию, хранителем которой он себя считает, готов каз­нить и убивать, при этом он всегда и исключительно опирается на силу. «Наиболее отвратительным приме­ром фанатизма» является для Вольтера Варфоломеев­ская ночь. Вольтер говорит и о фанатиках с холодной кровью - это «судьи, которые выносят смертные приго­воры тем, кто думает иначе, чем они».

Вольтер определяет и некоторые черты психологии фанатизма. Это не просто «плод незнания и примитив­ной души», как утверждает «Французская энциклопе­дия», но он всегда тесно связан с психологией толпы: «книги гораздо меньше возбуждают фанатизм, нежели собрания и публичные выступления». Фанатизм всегда sombre et cruel , то есть «мрачен и жесток», это одновре­менно superstition, fievre, rage et colere (суеверие, лихорадка, бешенство и злоба).

Если вспомнить о том, что Буше-Леклерк считал не вполне надежной общепринятую этимологию слова fanaticus от fanum, то разумно будет предположить, что вольтеровское определение фанатизма базируется и на том, что каждый, кто знает греческий язык, несомнен­но услышит в латинском слове fanaticus отголосок грече­ского прилагательного thanatikos (§avcmx6<;) - смерто­носный. Фанатику всегда свойственно пренебрежитель­ное отношение к жизни - как к чужой, так и к своей собственной. Как те пилоты-террористы, что направи­ли пассажирские самолеты на здания Всемирного тор­гового центра в Нью-Йорке, погибли сами и погубили тысячи человеческих жизней. Несколько лет тому назад в интернете, на одном из православных форумов поя­вился целый ряд реплик по поводу того, что страдаю­щим онкологическими заболеваниями детям, которым помогает группа учеников о. Александра Меня, лучше и полезнее в духовном плане было бы умереть, нежели принимать помощь от еретиков. Ибо именно еретика видят в о. Александре многие православные неофиты, разумеется, имеющие с православием очень мало обще­го. Вот еще один вполне современный и на самом деле не менее страшный, чем 11 сентября 2001 г., пример пренебрежительного отношения к жизни, увы, типич­ного для фанатика. При этом фанатик как бы замещает Бога, Который, с его точки зрения, медлит, и начинает судить и действовать вместо Бога.

«Фанатизм, - пишет об этом Бердяев, - не допускает сосуществования разных идей и миросозерцаний. Существует только враг. Силы враждебные унифициру­ются, представляются единым врагом». И далее: «Коммунисты, фашисты, фанатики "ортодоксального" Православия, Католичества или Протестантизма ни с какими идеями не спорят, они отбрасывают противни­ка в противоположный лагерь, на который наставляют­ся пулеметы». Фанатик, как правило, не осознает, ско­рее, лишь ощущает слабость своей позиции, но при этом мобилизует все свои силы именно на беспощадную защи­ту исповедуемой им истины.

Фанатизм выходит на авансцену истории в эпохи, во- первых, упадка живой веры и кризиса религиозного ми­росозерцания, во-вторых, в моменты смены духовных ориентиров, когда большинство верующих крайне слабо представляют, во что они верят, и, наконец, в те перио­ды, когда в жизни общества вообще начинает преобла­дать новое. Именно поэтому религиозный фанатизм, инквизиционные процессы, «ауто-да-фе» (португальское выражение auto da fe происходит от латинского actus fidei, т.е. «акт веры»), те костры, в огне которых погибли Ян Гус, Савонарола, Мигель Сервет, Джордано Бруно и мно­гие другие, и, наконец, Варфоломеевская ночь стали, если так можно выразиться, тенью Возрождения.

Бурное развитие национальных языков и литератур, а затем и изобразительных искусств (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело), невероятно быстрое распространение книгопечатания по всей Европе и по­следовавший за этим книжный бум XVI века, великие географические открытия (Васко да Гама, Колумб и Магеллан) и революция в области классической науки (Коперник, Тихо Браге и И. Кеплер) менее чем за сто лет изменили мир до неузнаваемости. Все это спровоци­ровало тот гигантский кризис в области религиозного миросозерцания, который вылился в реформацию и контрреформацию. Появляются переводы Библии на все языки Европы, рождаются новые, порою совершен­но немыслимые прежде богословские и философские идеи. Это не может не вызвать реакции не только у сред­него верующего, который в новых условиях оказывает­ся полностью дезориентированным и начинает яростно защищать свою истину, правду былых времен, унаследо­ванную от предков и уже поэтому священную, но порою и у яркого мыслителя. Так было с Томасом Мором, кото­рый оказался среди тех, кто добился казни автора ан­глийского перевода Священного Писания Вильяма Тиндейла.

XX век во многом похож на эпоху Возрождения. Телефон, радио и телевидение, научно-техническая ре­волюция в целом, ядерная физика и атомная бомба, ави­ация, космические полеты, наконец, интернет и иссле­дования в области клонирования, - все это так же до неузнаваемости изменило жизнь вокруг нас, как это было в XVI веке. Человек, исповедующий традицион­ные ценности, не успевая осмыслить все, что происхо­дит вокруг него, с легкостью попадает в ловушку фана­тизма. Это почти всегда случается в том случае, если (ис­пользую евангельский образ) суббота, т.е. следование религиозным нормам и букве закона, той или иной иде­ологии или догме и т.п. оказывается для него ценнее жи­вого человека. В сущности, именно об этой ловушке Иисус многократно говорит на страницах Нового Завета, об­личая книжников и фарисеев.

Необходимо отдавать себе отчет, что фанатизм сегод­ня дает о себе знать не только в исламском мире. Разумеется, в условиях современного общества у адеп­тов фанатизма, как правило, хотя и не всегда, нет воз­можности убивать или сжигать на кострах во имя своего представления об истине (вспомним Мартина Лютера Кинга и о. Александра Меня!), однако и к этой ситуации они легко приспосабливаются, переходя в сферу средств массовой информации, в газеты, радио, в особенности, в интернет, где в форумах и чатах зачастую формирует­ся настоящая зона ненависти. Фанатик, а вернее, зара­женный бациллой фанатизма неофит начинает выяв­лять и разоблачать врагов и, прежде всего, еретиков, католиков, протестантов и т.д., борется с культурой, создает не только вокруг себя, но и в целом, в обще­ственной атмосфере, накаленную обстановку страха, нетерпимости и ересемании.

Советская идеология, если так можно выразиться, ка­нонизировала насилие и несвободу. В новых условиях воспитанный советской школой человек, усваивая тра­диционные ценности, как религиозные, так и полити­ческие, впитывая их в себя и восхищаясь ими, очень бы­стро начинает защищать их, используя ту методику, ко­торую он усвоил, выражаясь фигурально, из газеты «Правда». Врага необходимо найти, разоблачить, обез­вредить и уничтожить. Врагом же в этой ситуации ока­зывается каждый, кто кажется такому человеку инако­мыслящим. Таким образом, религиозный фанатизм, всегда выраставший из стремления защитить старое, традиционное, освященное временем и памятью о про­шлом, в постсоветской реальности обретает новое ды­хание.

Что, если не типичный пример разжигания фанатиз­ма и межрелигиозной вражды, представляет собою от­вет одного из московских священников на вопрос радио­слушательницы о том, что делать жителям города, в ко­тором баптисты построили молитвенный дом? На этот вопрос священник отвечает, что им надо набирать по­больше камней и идти бить окна у баптистов, пока они сами не уберутся оттуда. Имеет ли этот ответ хотя бы что-то общее с Православием, которое по всему миру из­вестно как религия жертвенной любви?

Где можно найти выход из создавшейся ситуации? По мнению цитировавшегося выше Али Апшерони, фана­тики, «односторонне понимая терпимость, ратуют за справедливость лишь по отношению к себе». Другими словами, но об этой же особенности фанатизма говорил Бердяев, указывая на то, что фанатику всегда присущ эгоцентризм. «Вера фанатика, его беззаветная и беско­рыстная преданность идее нисколько не помогает ему преодолеть эгоцентризм... фанатик какой-либо орто­доксии отождествляет свою идею, свою истину с собой». Отсюда Бердяев делает чрезвычайно важный вывод: «эгоцентризм фанатика... выражается в том, что он не видит человеческой личности, невнимателен к лично­му человеческому пути».

Аналогичные идеи высказывает и Али Апшерони. «Ислам, - пишет он, - не нуждается в фанатичных рево­люционерах, он нуждается в благочестивых и набож­ных людях, обладающих глубокой и искренней верой, которым, напротив, присущи терпимость и открытость по отношению к людям, мыслящим иначе, говорящим на иных языках или же иначе верующим».

Из книги Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии автора Юнак Дмитрий Онисимович

ПСИХОЛОГИЯ Психология - это наука, занимающаяся изучением высшей нервной системы головного мозга. Как в каждой науке, в психологии имеются среди ученых разногласия во мнениях и расхождения в выводах. Мы уже говорили, что мозг самая труднодоступная область для

Из книги Архетип и символ автора Юнг Карл Густав

Из книги Гностицизм. (Гностическая религия) автора Йонас Ганс

(c) ГНОСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Демонологическая интерпретация внутреннего мира После этого отступления в более широкое духовное окружение мы возвращаемся в область собственно гностицизма. Пренебрежение естественным положением и силами человека, которые мы считаем общей

Из книги Сборник автора Чистяков Георгий Петрович

Философские и психологические основы фанатизма. Произнося слово "фанатизм", нужно иметь в виду, что была не только Варфоломеевская ночь, не только убийство Грибоедова разъяренными персами, но было и 11 сентября 2001 года. То есть фанатизм – это не только далекое прошлое, но и

Из книги Апокалипсис мелкого греха автора Шаховской Иоанн

ПСИХОЛОГИЯ ОБИДЫ Все мы знаем, что такое обида потому, что обижали и обижались. Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви. Обидчик ранит, не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают в человеке

Из книги Сборник статей Иоанна Шаховского автора Шаховской Иоанн

Психология поста Пост это установление новых ценностей человеческой личности. Впрочем, сказать новых мало; надо сказать: наисовершеннейших. Все низкое пред Богом становится низким и для человека. Все высокое пред Богом делается высоким и для человека.Не трудно видеть,

Из книги Иллюзия бессмертия автора Ламонт Корлисс

Из книги Религии мира автора Хардинг Дуглас

Религия и психология Новая астрономия, новая геология, новая биология - на самом деле, все физические науки дружно выступают против традиционного религиозного видения человека и мира. Есть ли сомнения относительно того, кто выиграет?Еще более неравной эту битву делает

Психология религиозного фанатизма «Фанатизм от лат. fanatismus - исступленная, доведен­ная до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым др. взглядам, напр. религиозным». Так определяет фанатизм вовсе не Краткий словарь

Из книги Миссия возможна автора Коллектив авторов

Психология общения Часто бывает, что люди, работающие в команде, ссорятся. С чем это может быть связано?Несоблюдение правил группового соглашения.Неверно организованные совещания (либо не учитывается чередование труда-молитвы-отдыха, либо участники нарушают правила

Из книги Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья автора Саггс Генри

Из книги Что играет мной? Страсти и борьба с ними в современном мире автора Калинина Галина

Психология

Из книги Об одном древнем страхе. Кого и как «портят» колдуны автора Игумен N.

ПСИХОЛОГИЯ ЖЕРТВЫ Казалось бы, те из православных, кто подвержен обрядоверию (чаще всего - это следствие былых увлечений оккультизмом), должны бы всеми силами тянуться к исправлению своей духовной жизни. Но это происходит далеко не всегда. Что же заставляет людей,

Из книги Сравнительное богословие. Книга 6 автора Коллектив авторов

Услышав словосочетание "религиозный фанатик" мы, скорее всего, представим себе террориста-смертника , опоясанного взрывчаткой. Или в лучшем случае сектанта, продающего квартиру, чтобы пожертвовать вырученные деньги своему гуру. А что можно сказать о тех, кого религиозные чувства приводят в ряды доноров или волонтеров?

Критерии религиозного фанатизма определить очень трудно. С точки зрения человека маловерующего или равнодушного к религии, фанатиком будет считаться уже тот, кто ежедневно молится, посещает храм раз в неделю и соблюдает посты. А тем, кто выполняет минимальные требования своей религии, могут показаться фанатиками более ревностные верующие, ведущие более аскетичный образ жизни. Где же мерило?

Есть такой плакат, популярный среди верующих разных конфессий: "Без любви все ничто". Он наглядно показывает, как лишенные любви добродетели превращаются в противоположные им пороки: справедливость превращается в жестокость, ум — в хитрость и так далее. "Вера без любви делает человека фанатиком", — гласит один из пунктов плаката.

Фанатик теряет способность видеть в другом человеке личность и признавать за ним право на свободу выбора. Люди в его шкале ценностей занимают последнее место после соблюдения традиции, политических интересов и его собственной значимости. Людьми легко можно пожертвовать, особенно если они "неверные", а цель — "праведная".

Никому не хотелось бы видеть в своем окружении таких верующих, какими их представляют в фильмах о Средневековье секулярные актеры: с нездорово горящими глазами, исступленных, экзальтированных. Нет более отталкивающих проявлений религиозности, чем фарисейство в сочетании с ханжеством и внутренней злобой. Именно таких персонажей изображают на популярных в Сети карикатурах: "полицию нравов" в черных платках и узколобых мракобесов, дышащих нетерпимостью.

С точки зрения православной аскетики изображенные на карикатурах и столь неприятные всякому нормальному человеку состояния называются "бесовской прелестью" и оцениваются как крайне опасные. Люди, которые путем экзальтации вообразили себя пророками и праведниками, на самом деле просто давно не заглядывали в свое сердце и разучились видеть, что оно полно злобы, а душа близка к погибели. Это инвалиды духовной брани, а не ее чемпионы.

Другая отличительная черта фанатиков — их сосредоточенность на земном, в то время как сердца людей, любящих Бога, устремляются к Небу. Зилоты очень любят создавать собственные политические доктрины: вот посадим на престол царя-батюшку, или, как вариант, установим всемирное исламистское государство, или сделаем президентом еще какого-нибудь пророка, и будет всем счастье. Сразу начнут поля колоситься, стада умножаться, корабли бороздить просторы Вселенной, а женщины одеваться скромно, сидеть дома и рожать по пятнадцать детей. Конечно, некоторое количество врагов — ну, какую-то пару миллиардов — придется уничтожить, но ведь это во имя всеобщего блага и процветания.

В то же время всю христианскую политическую доктрину можно выразить в словах, произнесенных Иисусом Христом на суде перед Понтием Пилатом: "Царство Мое не от мира сего". "…Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной", — писал апостол Павел в послании к Ефесянам. Для человека истинно верующего борьба с его личными страстями — гневом, сребролюбием, завистью, блудом и так далее — всегда будет важнее борьбы на политических выборах или на поле брани с оружием в руках, потому что именно от чистоты его сердца, а не от прихода его единомышленников к власти зависит его судьба в вечности.

Можно ли назвать опасными фанатиками тех, кто отдал жизнь за веру, христианских мучеников с первых веков и по сей день? Для человека во все времена считалось высшей доблестью отдать свою жизнь за то, что для него дороже всего, — родину, свой народ, правду. Обратите внимание — отдать свою, а не прихватить еще десяток-другой чужих. Мученики умирали не за "свои убеждения", не за "мир во всем мире", а за того, кто для них дороже всего мира, — за Христа.

У большинства людей, выросших в православной культуре, есть любимые святые, чьи иконы помещают дома в красном углу и в чью честь называют детей, предрекая им добрую судьбу. Жития святых могут быть очень разными, но есть у них одна общая черта — это ревность по Боге. Святые совершали много странных, с точки зрения обывателя, поступков, можно даже сказать, что вся жизнь Божиих угодников превращалась в один сплошной странный поступок. В святцах не найдется ни одного имени человека, которого нельзя было бы называть "слишком верующим" или "излишне ревностным". Святитель Николай Чудотворец раздал нищим все имущество, унаследованное им от родителей. Святая равноапостольная Нина в одиночку отправилась в незнакомую страну, не владея языком ее жителей, но надеясь обратить их в христианство. Святая преподобномученица Елизавета Феодоровна Романова отказалась от жизни при дворе, пожертвовала личные драгоценности на строительство обители милосердия и одна, без охраны, ходила спасать детей на страшную Хитровку. Блаженная Ксения Петербургская… да всем известно.

Быть может, горячая вера — это то, что двигало людьми лишь в давние времена? Ничего подобного: в наши дни масса добрых дел совершается только потому, что в волонтерах действует религиозное чувство. У многих людей ревность по Боге находит выражение не только в продолжительности молитв и строгости постов, хотя и это важно, но в желании накормить бомжа и перевязать его раны, посетить сироту или одинокого старика, пожертвовать деньги тяжелобольному на операцию или сдать для него кровь. Число добровольцев было бы значительно меньшим, если бы они не видели образ Божий в тех, кому помогают.

На фото: картина Александра Пимоненко "Жертва фанатизма"

Вера как зависимость. Религиозный фанатизм

Фанатизм в широком смысле слова - это приверженность и поклонение кому-либо или чему-либо, доходящее до крайней степени, а также категорическое неприятие иных убеждений и ценностей. В отношении религии фанатизм проявляется абсолютной увлечённостью религиозной деятельностью с образованием культа из неё, поклонением и безотчётным следованием за группой единомышленников.

Религиозный фанатизм – это одна из возможных форм или стадий развития религии, исторически обусловленная функционированием религии как особого социального института или подсистемы в социальной системе.

Истоки данного явления заключаются в изначальных притязаниях каждой мировой религии на обладание истиной в последней инстанции о происхождении и сущности мира, о том, от чего зависит гибель и воскрешение всего человеческого рода. Во все эпохи и в настоящее время религия является наиболее опасной и сильной разновидностью фанатизма. История хранит немало примеров, когда одержимость религиозными идеями разрушительно действовала на целые народы. Религиозный фанатизм превращает группу людей в стадо, живущее по навязанным правилам, лишает каждого человека индивидуальности и внутренней свободы, таким образом превращая людей в средство для утверждения тех или иных постулатов веры. Специфическими причинами развития религиозного фанатизма в российском обществе выступают духовная дезориентация и идеологический плюрализм, вызванные крушением социалистической системы и коммунистической идеологии. Весь этот комплекс факторов, порождающих благоприятную социальную почву для массового религиозного фанатизма, находит конечное выражение в социальном положении и психическом состоянии рядовых граждан, делая их крайне восприимчивыми к духовной «отраве» фанатичных религиозных движений. Это состояние индивидуального сознания рядовых граждан является психологической основой развития религиозного фанатизма.

Фанатизм в религии можно рассмотреть как форму психологической зависимости. Ведь человек, ввязавшись в это, же не принадлежит сам себе, а мыслит и действует, согласно навязанным «сверху» (духовным лидером секты, например) догмам. Другой жизни при этом зависимый просто не представляет.

Что же заставляет отдельно взятого человека становится умалишённым религиозным фанатиком? Конечно, тут очень многое зависит от типа личности. Психологи считают, что подвержены фанатизму, в том числе религиозному, люди, которые:

не обладают критическими мышлением, действуют обычно под влиянием эмоций;
легко внушаемы и ведомы;
подвержены чужому влиянию;
не сформировали собственное мировоззрение и систему ценностей;
ведут «пустую» жизнь и ничем не увлекаются.
Как раз таких людей легко затянуть в сети религиозного фанатизма. Готовые идеи и воззрения легко «вкладываются» в незаполненное собственными представлениями о мире сознание, позволяя человеку почувствовать собственную значимость, быть частью важной команды.

Фанатик обладает крайне ограниченным мышлением, и суждения, не имеющие отношения к его религиозным доктринам, он воспринимает негативно. При этом фанатик может даже не понимать смысл «враждебных» идей. Неприятие критики. Даже если убеждения зависимого легко можно опровергнуть научными и логическими доводами, ортодоксальный фанат всё равно будет настаивать о своём. Дискуссия с ним невозможна. Навешивание на окружающих ярлыков. Помешанный на религии человек любит давать «врагам» определения, например, «язычник», «богохульник», «еретик».

Религиозное помешательство (paranoia religiosa) как отдельную болезненную форму очертил В.П.Сербский. Заболевание чаще встречается у людей неуравновешенных, скудоумных, мечтательных, отличающихся наклонностью к таинственному, чудесному. Началу заболевания предшествуют экзальтация, чувство просветления, сладострастное возбуждение. Взгляд психиатров на религиозные феномены достаточно широк. Крайняя точка зрения высказана немецким психиатром W.Hellpach. По его мнению, «религиозный элемент почти всегда выступал в истории в болезненной оболочке и распространялся и претерпевал свои решающие превращения всегда на крыльях массовой душевной болезни». Часто под влиянием религиозных суеверий развивается бред одержимости нечистым духом. Между монахинями также встречается значительное число душевнобольных, но может быть, это зависит от того, что само поступление в монашество является у некоторых выражением психической неуравновешенности… принадлежность к некоторым сектам, особенно проникнутым нетерпимостью, изуверством и фанатизмом, а также к таким, в которых религиозный культ соединяется с сильным душевным возбуждением, доходящим до экстаза, способствует к развитию душевных заболеваний». Описывая религиозное помешательство, С.С.Корсаков заметил, что данному расстройству подвержены люди с невропатическим складом, малоумные, склонные к мистицизму с детства.

По Л.Фейербаху, «религия есть сознание бесконечного, и поэтому человек познает в ней не конечную и ограниченную, а бесконечную сущность». В вере человек преодолевает свою уязвимость как физического существа, рассчитывая на определенные формы существования после смерти, надеется на компенсацию страданий и лишений, перенесенных в земной жизни. По своей структуре религиозная вера представляется как признание: 1) объективного существования сверхъестественных сущностей, атрибутизированных свойств, связей, превращений; 2) возможности общения с указанными сущностями, воздействии на них и получения от них помощи, награды, наказания; 3) истинности соответствующих религиозных представлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.; 4) действительного совершения и наступления описанных в священных текстах событий, собственной причастности к ним; 5) религиозных авторитетов - отцов, учителей, святых, пророков.

На основе религиозной веры возникают религиозные переживания. Их интенсивность, насыщенность, полнота во многом зависят от психического склада личности, способности к воображению, фантазии. У одних верующих даже при отправлении культа переживания бедны. Примером может быть самонаблюдение К.Армстронг: «Во время молитвы я отчаянно заставляла себя сосредоточить все мысли на встрече с Богом, но он либо оставался суровым надсмотрщиком, бдительно следящим за любыми нарушением устава, либо - что было еще мучительнее,- вообще ускользал. Я с горечью признавалась себе, что даже те редкие религиозные переживания, которые у меня возникали, вполне могли быть плодом моей собственной фантазии, следствием жгучего желания их испытать»

Непосредственными компонентами религиозного переживания являются:

Видение - «внутреннее зрение разума», которое связывается с удаленными или пространственно, или во времени событиями, часто принимаемое как «откровение» из другого мира.
Благоговение - внезапное чувство подавленности, обычно связанное с красотой, величественностью необычного природного или искусственного объекта или того, что воспринимается как сверхъестественное.
Экстаз - исступление, восторг; высшая, близкая к умопомешательству степень упоения, при которой появляются слуховые и зрительные галлюцинации. Во время экстаза, по утверждению восточных и христианских мистиков совершается слияние души и Бога, возвышение духа, ведущее к живому познанию Бога.
Страх - безотчетный, безрассудный и непреодолимый метафизический страх-тоска. Страх Божий, благочестие как боязнь греха.

Религиозное поведение проявляется в различных формах и обусловливается типом религиозной личности. По G.W.Allport существует два типа. Первый характеризуется сугубо формальным отношением к религии. Для него характерны посещения церкви, участие в деятельности религиозных общин, внешнее благочестие. Основная потребность людей, отнесенных к этому типу,- продемонстрировать лояльность к церкви, приобрести с ее помощью респектабельность, вес в обществе. Для верующих, принадлежащих ко второму типу, главное - это собственно религия, представляющая для них самостоятельную внутреннюю ценность. Здесь реализуются высшие духовные потребности любви, сострадания, равенства и братства в вере. Религиозное поведение индивидуума обусловлено культом, который он исповедует. Культ (лат. cultus - почитание) определяется как совокупность специфических действий, обрядов, ритуалов, обусловленных верой в сверхъестественное, регламентированных вероучением и обеспечивающих, по убеждению верующих, прямую и обратную связь с объектами поклонения (духи, божества, бог, святые и т. п.).