Размышления у парадного подъезда по частям. "Размышления у парадного подъезда": анализ

Стихотворение Некрасова “Размышления у парадного подъезда” написано по личным впечатлениям поэта, он написал его всего за несколько часов. Краткий анализ “Размышления у парадного подъезда” по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, поможет школьникам глубже понять произведение.

Краткий анализ

История создания – произведение написано в 1858 году, впервые вышло в печать указания фамилии Некрасова в журнале Герцена “Колокол”.

Тема стихотворения – участь русского народа вообще и крестьян в частности. Оно никак не пробьется к господам и никогда не пересечется с их миром, так что все, что остается простым людям, по мнению Некрасова, – это найти в себе силы и пробудиться самостоятельно.

Композиция – данное произведение состоит из трех частей, каждая из которых имеет своих героев и небольшую историю.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – разностопный (трех- и четырехстопный анапест).

Метонимия – “город, одержимый холопским недугом”.

Эпитеты – “заветные двери “, “пышный подъезд”, “загорелые лица и руки”, армячишко худой”.

Метафоры – “не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках “.

Ирония – “дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением) “.

История создания

О том, как было написано это стихотворение, рассказала Авдотья Панаева. По ее словам, однажды ненастным осенним днем 1858 года поэт смотрел в окно на соседнее парадное, куда стекалось множество просителей, которых и дворник, и городовой прогоняют палками. Панаева видела, что поэт был очень опечален увиденным, оно глубоко поразило его. Некрасов сразу же, по свежим впечатлениям набросал жанровую сценку, использовав реальные крестьянские образы, дополнил ее сатирой и обобщением – и буквально через пару часов уже закончил свое творение. История создания произведения показывает, насколько поэт был неравнодушен к судьбе народа. В то же время он видел, что крестьянство пребывает в таком же сне, как и вельможи – именно поэтому “Размышления у парадного подъезда” стали призывом к пробуждению.

Позже Герцен напечатал его в журнале “Колокол”, но подписи поэта под стихотворением не стояло. Впоследствии последняя часть “Размышлений у парадного подъезда” стала песней студентов.

Тема

Основная тема – это печальная участь русского крестьянства, вынужденного приходить с прошением к богачам и уходить ни с чем, смиренно сняв шапку и покорившись своей участи. Сценка, которую Некрасов показывает, согласно его замыслу, должна сподвигнуть людей на размышления о несправедливом устройстве общества, а образы крестьян – вызвать сочувствие.

Композиция

Произведение являет собой пример композиционного совершенства – оно разделено на три части, каждая из которых ставит свою проблему, но при этом все они объединены общим смыслом.

Так, в самом начале описывается “торжественный” день у парадного богатого вельможи, к которому приходят просить о милости. Не все получают то, что хотели, а мужиков и вовсе прогоняют.

Вторая часть рассказывает о вельможе, который спит, когда у его подъезда уже стоит толпа. Жизнь его, по мнению лирического героя, обеспечена, но пуста – и останется такой до самой его смерти.

Третья часть показывает, что произошедшее у дома вельможи – не исключение, а типичный для русских реалий случай. На Руси спят не только дворяне, но и крестьяне – это проблема, поставленная в стихе.

Жанр

Это яркий пример жанра гражданской лирики, ведь в стихотворении не только описывается проблема русского общества, но и явно высказывается позиция автора, который выступает за народное пробуждение. Некрасова одинаково возмущение и равнодушие ленивой знати, и раболепие перед ней людей помельче, и покорность крестьянства.

В этом произведении Некрасов использует такой стихотворный размер, как разностопный анапест – трех- и четырехстопные отрезки чередуются. Рифма также разнообразна – использована и мужская, и женская. Также поэт чередует и виды рифмовки, применяя кольцевую, перекрестную и смежную рифмы.

Средства выразительности

Это произведение поэта наполнено выразительными средствами. Так, Некрасов использовал такие приемы:

  • Метонимия – “ город, одержимый холопским недугом”.
  • Эпитеты – “ заветные двери “, “ пышный подъезд”, “загорелые лица и руки”, армячишко худой”.
  • Метафоры – “ не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках “.
  • Ирония – “ дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением) “.

Кроме того, поэт также создает яркие образы, пользуясь для описания бурлаков сравнением (“ стон песней зовется “, то есть песня как стон). В стихотворении также есть антитеза: образы крестьян, некрасивых, измученных, в самодельных лаптях противопоставляется образу вельможи, который сладко спит и вкусно ест, проводя свою жизнь в праздности.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» является программным произведением Некрасова. Ведь в нем отражается та непростая участь, которая выпадает на долю простых людей, для которых двери чиновничьих домов всегда оказываются закрытыми. Некрасов всегда был ближе к простому народу, чем другие поэты. И этот реализм выражается наиболее полно в данном стихотворении.

Форма и жанр произведения

Анализ «Размышлений у парадного подъезда» учащийся может начать с указания на жанр стихотворения. На него прямо указывает название произведения: по своему способу изложения оно представляет собой рассуждение. Однако оно является рассуждением не логическим, а художественным. Основная мысль произведения не высказана прямо, на определенные размышления читателя может натолкнуть прочтение стихотворения. Но и сами «основания» для этих выводов не даются в форме конкретных умозаключений. Читатель видит их в форме описанных поэтом художественных картин.

В анализе «Размышлений у парадного подъезда» школьник может подчеркнуть: само название произведения может вызвать в воображении читателя определенную картину. Читатель может «видеть» лирического героя произведения, который высказывает вслух наполняющие его ум размышления. Все стихотворение и построено в форме скрытого диалога. Иными словами, это разговор с «молчаливым» собеседником. Это определяет также и другие особенности произведения, к примеру его синтаксис, наличие риторических вопросов, восклицаний. Данный факт также можно указать в анализе стиха «Размышления у парадного подъезда». Непосредственные «размышления» рассказчика стихотворения предваряет описание парадного подъезда в торжественные дни. Однако уже со второй строки появляется напряженность, которая переходит в откровенную иронию лирического героя.

Анализ «Размышлений у парадного подъезда»: эпитеты и ирония поэта

Это настроение выражается эпитетом «холопский», который сочетается с метафорой «недугом». В отношении стиля данные приемы контрастируют с торжественной лексикой первой строфы. Анализ «Размышлений у парадного подъезда» показывает: ирония автора еще больше усиливается с помощью слова «гости». Ведь дальше подъезда швейцар не пускает тех, кто пришел к этой парадной. И завершается поэтическая характеристика гостей убийственным восклицанием лирического героя: «В том их призвание!». Оно заключается в том, чтобы страдать от «холопского недуга».

В анализе стихотворения «Размышления у парадного подъезда» школьник может упомянуть, что даже описание тех «убогих лиц», посещающих парадный подъезд в непраздничные дни, дается автором в слегка смягченном тоне. В нем уже нет иронии, хотя и сочувствия пока не наблюдается. В экспрессивном отношении та характеристика «убогих лиц», которую дает Некрасов, является переходом к следующей сцене. Здесь речь идет о мужиках, которых автор изображает с явным состраданием.

Вся сцена, которая имеет место у этого подъезда, толкает на горькие размышления о том, какая судьба постигла народ, и в чьих руках вообще она находится. Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» показывает: данные рассуждения оформлены поэтом в виде обращения лирического героя к вельможе, родной земле. С одной стороны, рассказчик высказывает иронию; но с другой, его произведение наполнено сочувствием. В дальнейшем сочувствие к мужикам переходит в сострадание к русскому народу.

Художественные средства

Произведение написано двумя размерами - трехстопным и четырехстопным анапестом. Рифмовка в стихотворении присутствует трех видов: перекрестная, кольцевая, а также парная. Анализ стиха Некрасова «Размышления у парадного подъезда» должен содержать в себе и перечисление тех средств художественной выразительности, которыми пользовался поэт. Это различные приемы: эпитеты («солнце пурпурное», «убогие лица»), фразеологизмы («аркадская идиллия»), риторические вопросы, обращения. Можно также найти и лексику, принадлежащую к высокому художественному стилю («пилигримы», «почил», «отчизна»).

История создания

Подготавливая анализ «Размышлений у парадного подъезда» Некрасова, учащийся может указать, что основой для написания этого стихотворения послужила реальная история, которая случилась на глазах у Некрасова. Окна той петербуржской квартиры, в которой он жил, как раз выходили на парадный подъезд одного из тогдашних чиновников, министра Н. Муравьева. За кровавую расправу над польскими повстанцами в 1863 году он получил прозвище «вешатель». И во время больших праздников поэт мог наблюдать, как богатые кареты подъезжали к этой парадной. Они поздравляли Муравьева, также расписываясь в специально предназначенной для этого книжке, хранившейся у швейцара.

В будние дни же Некрасов видел, как со слезами на глазах к этой парадной приходили бедные просители - простые люди. Это были вдовы и сироты. Однажды поэт стал свидетелем ужасной сцены: дворник и городовой гнали от этого дома посетителей, прошедших, вероятно, очень долгий путь. Подробный анализ «Размышлений у парадного подъезда» Некрасова, проводимый школьником, может содержать в себе и эту информацию. Ходоки-просители из дальних мест были большой редкостью в то время. И лишь только очень большая потребность и совершенно беспросветная нищета могли бы заставить пройти людей огромные расстояния.

Сцена, наблюдаемая поэтом из окна

В анализе стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда» можно указать: об увиденной поэтом сцене свидетельствуют воспоминания супруги поэта, А. Я. Панаевой. Она пишет о том, что в один из дождливых осенних дней явились к дому крестьяне. Швейцар, подметавший лестницу, прогнал их. Тогда крестьяне попытались укрыться от дождя за выступом подъезда. Там они стояли, переминаясь с одной ноги на другую и дрожа от холода. Супруга рассказала поэту об увиденном. Некрасов подошел к окну как раз в тот момент, когда швейцар прогонял людей. Тогда поэт быстро отошел от окна и лег на диван. Через час он уже прочел супруге свое стихотворение.

Несчастье людей, которое не могло оставить равнодушным Некрасова

Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда» демонстрирует еще раз, что угнетение, которое увидел поэт, потрясло его до глубины души. Так и родился замысел стихотворения. В течение длительного времени по причине цензуры напечатано оно быть не могло, и потому распространялось только лишь в рукописном виде. И в данном произведении муза поэта, которую сам Некрасов именовал «Музой гнева и печали», стала говорить без смущения уже в полный голос. Эта зарисовка стала настоящим приговором поэта действующей тогда власти. Ведь вельможа, обязанностью которого является служение людям, забота об интересах народа, спит. Его совершенно не интересует, какие несчастья и горести приходится переживать простым людям.

Безразличие чиновников

Между тем этот вельможа является, возможно, последней надеждой для этих просителей. Он абсолютно не испытывает страха перед наказанием небес, ведь в его распоряжении находится «кара земная». Его никак не трогает та безнадежность, в которой оказались его просители. Основной прием, который используется в этом произведении Некрасовым - антитеза. В анализе «Размышлений у парадного подъезда», кратко проводимом учащимся, можно подчеркнуть: поэт мастерски использует в произведении данный прием. Все стихотворения является противопоставлением идиллического существования вельможи и бедности голодных крестьян, от скромного дара которых отказывается даже швейцар.

Есть ли на Руси «вольготное» место для простого народа?

Лирический герой размышляет о том, возможно ли найти хотя бы небольшой клочок земли, где жизнь его могла бы быть «вольготной». Но такого уголка на просторах родины нет. Олицетворяет «народное горе» непосильный труд бурлаков, которым приходится тянуть по мелководью тяжелые корабли. И этот всенародный плач не может оставить равнодушным поэта. Найдет ли русский народ в себе силы сбросить это ярмо, начать новую жизнь? Некрасов не дает ответа на этот непростой вопрос в своем стихотворении.

«Размышления у парадного подъезда»: анализ по плану

Если школьник получил подобное задание по литературе, то анализ произведения Некрасова можно провести в соответствии со следующими пунктами:

  1. Автор стихотворения, название.
  2. Как было создано произведение (описать случай, увиденный Некрасовым).
  3. Тема (непростая судьба, которая постигла простых людей на Руси), основная мысль (у простого народа никогда не выйдет пройти в этот богатый подъезд).
  4. Композиция произведения (данное стихотворение состоит из трех частей).
  5. Лирический герой (у поэта он обладает такими качествами, как честность, близость к народу).
  6. Художественные средства (это антитеза, гипербола, эпитеты и другие приемы).
  7. Что думает учащийся об этом произведении.

| ...] На другое утро я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных иму-ществ (М.Н. Муравьев). Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошёл к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улёгся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда». Некрасов совершенно переработан реальный жизненный материал, внеся темь! вселенского зла, библейские ассоциации, мотивы высшего суда и возмездия. Всё это придало стихотворению обобщенносимволический смысл. Идея «спасения в народе» сочетается с раздумьями о трагической судьбе народа. В течение пяти лет стихотворение не могло появиться в русской подцензурной печати и ходило по рукам в списках. В 1860 году оно было напечатано Герценом в «Колоколе» без подписи автора с примечанием: «Мь! очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

О чем данное стихотворение Н.А. Некрасова? (о царящей в мире несправедливости)

Как поэт характеризует мужиков, пришедших просить помощь у вельможи? («деревенские русские люди» с согнутыми спинами, одетые в самодельные лапти, в худой ар-мячишко)

Против кого направлен праведный гнев Н.А. Некрасова? (против людей, обладающих властью и невидящих нужды простого народа)

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» написано Некрасовым в 1858 году. Из воспоминаний Панаевой известно, что в один из дождливых осенних дней Некрасов видел из окна, как от подъезда, в котором жил министр государственных имуществ, дворник и городовой прогоняют крестьян, толкая их в спину. Через пару часов стихотворение было готово. Жанровая сценка, которая стала основой стихотворения, дополнилась сатирой и обобщениями.

Стихотворение было напечатано Герценом в журнале «Колокол» без подписи автора.

Литературное направление, жанр

Стихотворение реалистично описывает болезнь всего русского общества. Знать ленива и равнодушна, перед ней раболепствуют остальные, а крестьяне бесправны и покорны. Жанровая сценка у парадного подъезда – повод к размышлению о судьбе русского народа и русского общества. Это образец гражданской лирики.

Тема, основная мысль и композиция, сюжет

Стихотворение Некрасова сюжетное. Его можно условно поделить на 3 части.

Первая часть – описание обычного дня из жизни подъезда. По торжественным дням к важному лицу приезжают с визитами или просто оставить имя в книге. В будни приходят убогие, «старик и вдовица». Не все просители получают просимое.

Вторая часть посвящена «владельцу роскошных палат». Начинается она с обращения наблюдателя – лирического героя. Негативная характеристика вельможи завершается призывом пробудиться и воротить просителей. Далее описана предполагаемая жизнь и смерть вельможи.

Третья часть – это обобщение и возведение данного конкретного случая в типичный. Нет на родной земле такого места, где бы русский мужик, сеятель и хранитель этой земли, не страдал. В состоянии духовного сна находятся все сословия: и народ, и владельцы роскошных палат. Для народа есть выход - проснуться.

Тема размышлений – судьба русского народа, кормильца – русского крестьянства. Основная мысль состоит в том, что народ никогда не пробьётся к парадным подъездам господ, это жители разных непересекающихся миров. Единственный выход для народа – найти силы для пробуждения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным анапестом с неупорядоченным чередованием трёхстопного и четырёхстопного. Женская и мужская рифмы чередуются, виды рифмовки тоже меняются: кольцевая, перекрёстная и смежная. Концовка стихотворения стала студенческой песней.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с метонимии в сочетании с метафорой. Город одержим холопским недугом, то есть жители города раболепствуют, как холопы, перед вельможей. В начале стихотворения сухо перечисляются просители. Особое внимание рассказчик уделяет описанию мужиков и пользуется эпитетами: некрасивы, загорелые лица и руки, армячишко худой, спины согнуты, скудная лепта . Выражение «Пошли они, солнцем палимы » стало афоризмом. Сострадание вызывает пронзительная деталь: крестьяне, которых прогнали, идут с непокрытыми головами, проявляя почтение.

Вельможа описан с помощью высокопарных метафор. Он держит в руках земные громы, а небесные его не страшат. Жизнь его бежит вечным праздником. Слащавые эпитеты поэтов-романтиков описывают райскую жизнь вельможи: безмятежная аркадская идиллия, пленительное небо Сицилии, благовонная древесная тень, солнце пурпурное, море лазурное . Конец жизни вельможи описан с иронией и даже сарказмом. Герой будет втихомолку проклят отчизною, дорогая и любимая семья ждёт его смерти с нетерпением.

В третьей части снова используется метонимия. Лирический герой обращается к родной земле, то есть ко всем её обитателям. Он открывает для всех сословий жизнь стонущего народа. Глагол стонет повторяется как рефрен. Песня народа подобна стону (сравнение).

После обращения к русской земле, Некрасов обращается к Волге. Он сравнивает народную скорбь с разливающимися водами русской реки. В этой части Некрасов снова пользуется эпитетами весна многоводная, народ сердечный, стон бесконечный . Последнее обращение-вопрос к народу: проснётся ли он, или его духовный сон будет длиться вечно, согласно естественному ходу вещей? Для реалиста Некрасова этот вопрос не риторический. Выбор есть всегда, реальность непредсказуема.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Размышление у парадного подъезда» было написано Н.А. Некрасовым в 1858 году. Впервые оно было напечатано в газете «Колокол» в 1860 году под названием «У парадного подъезда». Имя автора указано не было. А.И. Герцен опубликовал его с таким примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить». В официальной печати появилось лишь спустя пять лет со дня написания. Сохранилось свидетельство жены Некрасова, А.Я. Панаевой, о том, как создавалось это произведение. Окна квартиры поэта на Литейном проспекте Петербурга смотрели на подъезд министра государственных имуществ М.Н. Муравьева, и Некрасов, вероятно, именно там мог наблюдать эти сцены. Вот как Панаева вспоминает об одном случае: «Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, притаившись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала о виденной мной сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Через час он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда».

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Основная тема его – трагическая судьба русского народа. Стихотворение включает в себя многочисленные обращения лирического героя – к одному из персонажей («владельцу роскошных палат»), к родной земле, к Волге, к русскому народу. Все они остаются без ответа, представляя собой лишь односторонний диалог, раздумья героя. Однако произведение синтезирует, кроме того, жанровые черты сатиры, оды, памфлета, элегии и песни.

В основе композиции произведения лежит принцип антитезы. В первой части дана картина парадного подъезда знатного вельможи «по торжественным дням». Это часть представляет собой сатирическое описание.

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь – в том их призванье!

Вторая часть рисует парадный подъезд «в обычные дни». Здесь уже тон лирического героя становится нейтральным, ирония уступает место спокойным интонациям. Просителями здесь выступают «прожектеры», «искатели мест», «преклонный старик», «вдовица», приходят и уходят «курьеры с бумагами». Далее герой рассказывает о том, как увидел там однажды иных просителей – русских мужиков, пришедших из каких-то дальних губерний. Помолившись на церковь, они обращаются к швейцару с просьбой пропустить их и предлагают ему «скудную лепту». Выражение «надежды и муки» запечатлено на их лицах. Вероятно, они проделали тяжелый, долгий путь, надеясь найти правду в Петербурге. Однако швейцар остается безучастным, ходоки кажутся ему жалкими оборванцами:

Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых…

Образ крестьян – центральный образ этого стихотворения. Образ этот является собирательным, обобщенным. За группой мужиков предстает как бы вся деревенская Русь. В стихотворении появляются высокие, эпические интонации. Ирония, объективная описательность – все это уступает место горячему сочувствию, искренней симпатии. В крестьянах герой видит библейских паломников, ищущих правды. Эта тема усилена мотивом палящего солнца. И на первый план здесь уже выходит мотив греха и возмездия, подготавливая, таким образом, содержание третьей части стихотворения:

И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…

Образ «владельца роскошных палат» в третьей части противопоставлен образу страдальцев-крестьян. Персонаж этот изображен в сатирико-одической манере. Жизнь его представляет собой «вечный праздник», безмятежный сон, «аркадскую идиллию». Ценности его – волокитство, обжорство, игра. Судьба народа не волнует его:

Что тебе эта скорбь вопиющая?
Что тебе этот бедный народ?

По силе сатирического обличения, по гневным, возмущенным интонациям эта часть стихотворения напоминает нам памфлет:

И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!

В заключительной части Некрасов от образов измученных дорогой русских мужиков-просителей переходит к широкому, обобщенному образу – образу стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной:

Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?

Используя прием гиперболы, лирический герой Некрасова метафорически сравнивает скорбь народа с весенним разливом Волги:

Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля…

Все звучание этой части определяет песенная интонация. Здесь есть и повторы («стонет он… стонет он»), и внутренние рифмы, и многочисленные призывы лирического героя. Музыкальность определяется и самим выбором тем – «родная земля», «Волга».

Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..

Заканчивается стихотворение мучительным раздумьем о судьбе русского народа, о его возможностях:

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил -
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?

Композиционно в произведении выделяются три части. Первая часть – описание парадного подъезда в торжественные дни. Вторая часть – описание парадного подъезда в обычные дни, изображение странников, русских мужиков-просителей. Третья часть включает в себя обрисовку образа знатного вельможи, а также обращения героя – к «владельцу роскошных палат», к родной земле, к Волге и к русскому народу.

В стихотворении сочетается трехстопный и четырехстопный анапест, рифмовка – перекрестная, кольцевая и парная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («убогие лица», «под пленительным небом», «солнце пурпурное»), метафору и антитезу («Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках»), анафору («Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал?»), риторические вопросы и обращения («Эй, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?»), синтаксический параллелизм («Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам…»), бессоюзие и ряды однородных членов («Упоение лестью бесстыдною, волокитство, обжорство, игру…»), фразеологизмы («аркадская идиллия», «Свету божьего солнца не рад»), афористическую фразу («Щелкоперов забавою Ты народное благо зовешь»). В стихотворении мы находим слова и выражения высокого стиля («пилигримы», «скудная лепта», «похоронная тризна», «отчизна», «почил»). Анализируя фонетический строй произведения, отметим наличие аллитерации («Записав свое имя и званье», «Волга! Волга! Весной многоводной…») и ассонанса («Стонет он по полям, по дорогам…»).

«Размышления у парадного подъезда» – это программное произведение поэта. Русский народ – это центральный образ всего его творчества. Критики отмечали, что отношение Некрасова к народной жизни было реальнее всех остальных поэтов. И это не реальность Пушкина, не реальность Кольцова, не реальность Мея. Это «нечто свое, совершенно особенное, чисто индивидуальное… – проникновение в самую сущность народной жизни со стороны ее насущных потребностей и затаенных, незримых страданий».