Пятидесятница всех святых что означает. Пятидесятница — День рождения Православной Церкви

Троица (Пятидесятница) (греч. Pentekoste) - величайший христианский праздник, празднуемый в 50-й день Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы. В Православной Церкви великий двунадесятый праздник .

Название Пятидесятницы праздник получил потому, что сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память дарования еврейскому народу Закона при горе Синай; он праздновался в 50-й день после Пасхи и приходился на окончание жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву в храме.

Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель - Дух Святой - должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей. «Я умолю Отца, - говорит Господь апостолам, - и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, - Духа Истины... Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам... Он - Дух Истины... Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 14:16-17).

Этот день именуется Троицей потому что именно Сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего лица Пресвятой Троицы, и учение Иисуса Христа о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты. Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от порабощения дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и всемирную проповедь веры. Событие Сошествия Святого Духа на апостолов считается началом Христианской Церкви.

Излияние Духа Святого на учеников

Именно в этот день, в 50-й день по Воскресении Иисуса Христа, все 12 апостолов собрались вместе. Готовясь к принятию Святого Духа после Вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими (около 120-ти человек) находились в Иерусалиме в так называемой «Сионской горнице».


Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю. Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им «Обетование Отца» и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк. 24:49). Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в период ветхозаветной Пасхи, то праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-ый день после Его воскресения.

И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей вдруг сделался шум, «как бы от несущегося сильного ветра… и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные», которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу. Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. (Деяния апостолов, 2:1-47).


И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках. Так совершилось над апостолами крещение Духом Святым и огнем, как было предсказано пророком Иоанном Крестителем.

Апостолы, исполнившись Духа Святого, начали прославлять Бога на разных языках, которых прежде не знали. Когда произошел шум, то многие из народа сбежались к дому, где были апостолы, и услышав, что они говорят на разных языках, с удивлением говорили друг другу: «Не все ли они галилеяне (т.е. евреи из места Галилеи, и знающие один еврейский язык)? Как же мы слышим их говорящими на разных языках?» А люди, не понимавшие иностранных языков, насмехались и говорили: «Они, должно быть, пьяны». Тогда апостол Петр встал на возвышенном месте и сказал собравшемуся народу: «Что вы удивляетесь нам? А иные еще говорят, что мы пьяные. Нет, мы не пьяны. Но мы получили Духа Святого. Вы знали Иисуса, посланного с неба. Он творил между вами великия чудеса, а вы убили Его, пригвоздив к кресту. Сей Иисус воскрес, вознесся на небо и послал на нас Духа Святого».


Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших. Слышавшие слова апостола умилились и сказали Петру и прочим апостолам: «Что же нам делать?» Петр сказал: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа, и вы также получите дар Святого Духа» . Многие, уверовавшие в Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах и крестились. Число их было около 3 000 человек.

Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой - этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души. Господь обещал, что Церковь пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!

История праздника Дня Святой Троицы

Празднование Дня Святой Троицы или Пятидесятницы, как и праздник Пасхи, уходит своими корнями еще в ветхозаветные времена. На 50-й день после ветхозаветной Пасхи (дня исхода еврейского народа из Египта), у горы Синай, пророк Моисей дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви.

Подобным образом День Святой Троицы связан с новозаветной Пасхой, потому что на 50-й день после своего воскресения из мертвых и на 10-й день после Вознесения к своему Небесному Отцу, Иисус Христос послал апостолам Утешителя - Духа Святого.

Сошествием Святого Духа всему человечеству был дан благодатный закон любви и утверждено новозаветное священство.

Сионская горница, в которой Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов, стала первым христианским храмом, а день сошествия Святого Духа стал днем основания на земле Новозаветной Церкви .

Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников или иереев) и диаконов.

Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в нашей Святой Православной Церкви невидимо - в ее святых таинствах, через преемников-апостолов - пастырей Церкви - епископов и священников.

ДОГМАТ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ




Догмат о Пресвятой Троице - основной догмат христианства. Бог един по Существу и троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Вера в Пресвятую Троицу отличает христианство от других монотеистических религий: иудаизма и ислама.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом.

По учению свв. отцов, без веры в Троицу невозможно и само бытие Церкви , ибо «на ней основана Церковь, и кто от этой веры отпадает, тот не может быть и даже называться христианином». «Для Православной Церкви Пресвятая Троица - непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни, всякого духовного опыта».
Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения. На нем основывается учение о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т.д. Однако, по словам В. Н. Лосского, учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо... познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте - значит... войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы».

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:

1. Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3. Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Никео-Цареградский Символ веры , составленный на Первом и Втором Вселенских соборах, и зафиксировавший догмат о Пресвятой Троице, занимает центральное место в богослужебной практике многих христианских церквей и является основой христианского вероучения.

Согласно ему:

  • Бог Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит
  • Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца
  • Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца

Все три Лица (Ипостаси, Личности) Троицы существуют в полном единстве, которое творит мир, промышляет о нём и освящает его.

По учению церкви, Бог, единый в трех лицах, является бестелесным невидимый духом (Ин.4:24), живым (Иер.10; 1Фес.1:9), вечным (Пс.89:3; Исх.40:28; Рим.14:25), вездесущим (Пс.138:7-12; Деян.17:27) и всеблагим (Мф.19:17; Пс.24:8). Его невозможно видеть , поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир.

Православная церковь допускает только символическое изображение невидимой и непостижимой Троицы. Общепризнанной иконой Троицы служит образ русского иконописца Андрея Рублёва. На этом изображении подчёркивается равенство всех трёх Фигур и Их полное единство (почти зеркальное), притом, что лица Их и одежды на Них разные.

Икона Троицы Андрея Рублева

Празднование Дня святой Троицы

Праздник Пятидесятницы имеет один день предпразднства и шесть дней попразднства. Первый день Пятидесятницы, т. е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем , а второй, т. е. понедельник - во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем . Отдание Пятидесятницы совершается в следующую после праздника субботу.


В Праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа; а во-вторых, - должным посвящением Ему начатков весны.

Мы будем рассказывать о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви.

Что мы знаем о празднике

Статус: двунадесятый праздник

Событие: один из важнейших христианских праздников.

В этот день мы вспоминаем, как на пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов сошел Святой Дух.

На пятидесятый день после Воскресения Христова Богородица и апостолы собрались в Сионской горнице, чтобы отпраздновать иудейский праздник Пятидесятницы. В этот день евреи вспоминали, как на пятидесятый день после Исхода из Египта на горе Синай Бог даровал Моисею Десять заповедей.

Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2 :2–4). Господь исполнил Свое обещание: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14 :16–17).

Сионская горница. Фото с сайта bibleland.ru

Случившееся привлекло огромную толпу людей. Многие из них не были евреями и прибыли в Иерусалим на праздник. Каково же было всеобщее изумление, когда собравшиеся поняли, что апостолы, вышедшие из Сионской горницы, говорят с ними на самых разных языках и диалектах: И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились (Деян 2 :7–8). В тот день около 3000 человек уверовали во Христа и приняли Крещение (Деян 2 :41).

В том, что апостолы стали говорить на разных языках, раскрывается особый смысл Пятидесятницы. В Церкви Христовой, которая «родилась» в этот день через Сошествие Святого Духа на общину апостолов, соединяются все народы. В Церкви восстанавливается утраченная людьми после грехопадения связь с Богом и друг с другом.

Праздник Пятидесятницы называют также Днем Святой Троицы, потому что в этот день всему человечеству открылась тайна, что Бог Один, но в Трех Лицах - Отец, Сын и Святой Дух. Поклонение и исповедание Пресвятой Троицы как Триединого Бога является основополагающим догматом христианской веры.

Икона праздника

Христианское богословие запрещает изображение Бога Отца и Бога Духа Святого. Образы Бога Отца в виде старца и Бога Духа Святого в виде голубя являются неканоничными. В современной Церкви считается, что глубже всего тайну Пресвятой Троицы сумел символически выразить преподобный Андрей Рублев. Его «Троица» является каноническим изображением христианской веры в Триединого Бога.

В центре иконы - двенадцать апостолов. Центральное пустующее место между апостолами оставлено для Христа , Который телесно уже вознесся на Небо и потому не присутствует на этой «новой Тайной Вечере».

Они находятся в Сионской горнице , на что указывает велум - ткань поверх колонн здания, обозначающая, что действие происходит внутри помещения.

Двенадцать лучиков , которые тянутся с верхнего полукруга, на кончиках которых изображены языки пламени, символизируют само Сошествие Святого Духа на апостолов и иллюстрируют библейский рассказ: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них (Деян 2 :3).

Среди учеников - апостол Павел , который на тот момент еще не был христианином и в Сионской горнице не присутствовал. Церковь подчеркивает, что Святой Дух нисходит на всех, кто принимает Христа и стремится преобразить свою жизнь.

«Царь-Космос» - символизирует всю сотворенную Богом Вселенную, которая через Церковь освящается Святым Духом. В руках он держит растянутое покрывало, на котором выложено двенадцать свитков - символ двенадцати апостолов.

Интересные факты о празднике:

1

На Троицу внутреннее пространство православных храмов обычно украшают ветками березы, а пол застилают травой . Эта традиция связана с тем, что во время Сошествия Святого Духа иудеи вспоминали дарование Закона на горе Синай. В этот день все украшается свежей зеленью, а в жертву Богу приносят первые фрукты, овощи и пшеницу нового урожая .

Фото свящ. Сергия Клинцова

2

После литургии в храмах совершается великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие Святого Духа, а в конце священник читает три коленопреклоненные молитвы : о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых» . Во время чтения этих молитв священник и все верующие стоят на коленях. Таким образом, этой вечерней завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не полагается совершать земные поклоны и вставать на колени.

3

Во многих странах сложились свои традиции празднования Дня Святой Троицы. Так, например, в Италии в память о Схождении Святого Духа принято разбрасывать лепестки роз из-под куполов храма. Во Франции во время богослужения звучат трубы в память о сильном ветре, который поднялся в Сионской горнице. А в Англии проходят шествия в сопровождении духовых оркестров и хоров.

Фото с сайта italymagazine.com

4

На всенощном бдении впервые после пасхального периода поется знаменитая стихира шестого гласа «Царю Небесный» . С этого дня и в течение всего года с этой стихиры начинаются все богослужения и домашние молитвы.

5

Тринити-колледж в Кембридже - одно из самых престижных учебных заведений в мире - назван в честь Пресвятой Троицы. Выпускниками этого колледжа были Исаак Ньютон, лорд Байрон, Владимир Набоков. За всю историю учебного заведения его сотрудники получили 31 Нобелевскую премию.

Cmglee/wikipedia.org/CC BY-SA 3.0

В этот двунадесятый праздник воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4).

Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому, что он праздновался еще в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому, что этот праздник приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком.

Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души — с дарами спасающей благодати.

В день Пятидесятницы на общество учеников, как начало Церкви Христовой, сошел Святой Дух, и оно стало как бы единым телом, оживленным душой. С этого времени Церковь Христова стала расти через усвоение и присоединение к себе других душ.

Чрезвычайное благодатное действие произвел Дух Святой на учеников Христовых и апостолов: они совершенно переменились, стали как бы другими людьми; они почувствовали в себе такую любовь к Богу и людям, о какой раньше представления не имели1. Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым. Они почувствовали в себе силу и дерзновение все делать, всю жизнь отдать для славы Божией и спасения людей.

Святой Дух приводит в бытие («осуществляет») и оживотворяет всю тварь; в Нем все живет и движется: «вся бо созданная яко Бог Сый укрепляет, соблюдает во Отце Сыном же».

Святым Духом подаются глубина дарований, богатство славы, боговедения и премудрости. Им подается всем источник Божественных сокровищ, святость, обновление, обожение, разум, мир, благословение и блаженство, ибо Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь и Благость.

«Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный...».

В день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все христианское вероучение.

Все наше богослужение — общественное и частное - начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, которые Церковь обращает к только что родившемуся младенцу, — «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания полагается на него «печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается таинство Брака. Наконец, молитва иерея при погребении усопшего: «Яко Ты еси Воскресение...» заканчивается обращением ко Святой Троице.

Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный», конечный. Он есть завершение всех великих праздников — от Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Праздник Пятидесятницы есть славный конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.

История праздника

Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). Уже в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20) есть прямая заповедь праздновать Св. Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа». Праздник Пятидесятницы под названием дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда — песнопение литургии: «Елицы во Христа крестистеся...»). В IV веке были составлены св. Василием Великим читаемые на вечерне до сих пор коленопреклонные молитвы. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.

Праздник Святой Троицы, или Пятидесятница, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Этот праздник заключает пасхальный цикл (все последующие недели церковного календаря считаются от него: Первая неделя по Пятидесятнице, Вторая и т.д.) и безусловно занимает ключевое место среди “двунадесятых” (то есть двенадцати важнейших) праздников Православной Церкви. Почему? Попробуем разобраться.

Православный Шавуот

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой во второй главе книги Деяний Апостольских, эта книга в каноне Нового Завета следует сразу после четырех Евангелий и по сути продолжает новозаветную историю, с того момента на котором она останавливается в евангельском повествовании, рассказывая, что же произошло с апостолами после Воскресения и Вознесения Христа.

Город Иерусалим и Иерусалимский храм во времена апостолов

Итак, на пятидесятый день после Воскресения Спасителя ученики собрались в Иерусалиме в день иудейской пятидесятницы. В этот день еврейский народ отмечал праздник принятия Моисеем на Синайской горе десяти заповедей и Торы. Евреи празднуют его до сих пор, это один из главных иудейских праздников - Шавуот, (“шавуот” - в переводе с еврейского значит “недели”, тут имеются в виду семь недель прошедшие после Пасхи, то есть 49 дней, на пятидесятый день приходился сам праздник, в 2011 году еврейский Шавуот выпал на 8 июня, а православный на 12-ое: еврейская “пасхалия” и православная не совпадают, так сложилось еще в византийскую эпоху, впрочем в апостольское время нынешнего “зазора” не существовало).

Праздник Шавуот (еврейская пятидесятница) в синагоге

“При наступлении дня Пятидесятницы все они (ученики) были единодушно вместе” - этим замечанием в тексте Деяний открывается рассказ о Пятидесятнице, греческий текст позволяет понимать под местоимением «они» не только апостолов, но и всех верующих во Христа, бывших тогда в Иерусалиме. Ученики ожидают “Духа-Утешителя”, обетованного Учителем накануне крестных страданий. В девятом часу утра (в третьем, по еврейскому исчислению), когда должно быть многие иудеи уже собирались в пойти в Иерусалимский храм для жертвоприношения и молитвы, как повествует автор Деяний, внезапно над домом, где находились апостолы, послышался шум, как будто от бурного ветра.

Интересно, что по замечанию крупнейших православных толкователей: свт. Иоанна Златоуста и св. Феофилакта Болгарского - самого ветра не было, только шум, несшийся сверху вниз, с неба к месту собрания апостолов. За шумом явились разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из апостолов. И шум и пламя - явления духовного порядка, а не физического, своего рода метафоры. Как шум без ветра, так и языки без огня, лишь подобные огненным: «Хорошо говорить, как бы огненные, как бы от несущегося ветра, чтобы ты не помыслил чего-либо чувственного о Духе» - подчеркивает св. Феофилакт.

Явление третей ипостаси - Святого Духа, Христос предрекает ученикам во время его последней беседы с ними, по пути от Сионской горницы, где состоялась Тайная Вечеря к Гефсиманскому саду, месту, где Спасителя арестуют и предадут на муки.

После схождения “огненных языков” апостолы исполняются Святаго Духа и обнаруживают чудесную способность говорить на языках, которых они никогда не знали и не учили, эта внезапная способность - становится видимым знамением и благодатным даром, результатом воздействия Духа на Апостолов. Говорят они “о великих делах Божиих”, “как Дух давал им провещевать”- так пишет “дееписатель” - возможно, речи апостолов были сродни молитвенному экстазу, и очевидно, что эти речи не были обычными беседами, а словами вложенными в уста апостолов Духом Божиим. Свидетелями “глоссолалии” (от греч. glossa - "язык, наречие" и laleo - "говорить, проповедовать") - становятся многие паломники, прибывшие в Иерусалим на праздник из разных стран иудейской диаспоры, они-то и признают в странной речи апостолов “родные им наречия”.
Святой Феофилакт Болгарский так комментирует это странное явление: «Почему дар языков апостолы получили прежде других дарований? - задается вопросом он. - Потому что имели разойтись по всем странам; и как во время столпотворения один язык разделился на многие, так теперь многие языки соединились в одном человеке, и один и тот же человек, по внушению Духа Святого, стал говорить и на персидском, и на римском, и на индийском и на многих других языках».

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) "Сошествие Святого Духа", нач. XIV

Впрочем, не все “зрители” способны увидеть в поведении апостолов дар Святого Духа, некоторые даже шутят: не пьяны ли ученики? Видя их недоумение, апостол Петр объясняет собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее обетование, данное когда-то через пророка Иоиля: “И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут” (Иоиль 2:28-32).

Настоящий момент, полный столь странных знамений святой апостол понимает как день исполнения этого древнего пророчества. Святой Дух, завершая домостроительство Сына, сообщает ученикам дары, возвещая наступление решающего момента в истории спасения человеческого рода. Сошествие Духа открывает новую эру - эру эсхатологического свершения пророчеств, в целом именно эти соображения и составляют пафос первой проповеди Петра: “Мужи Израильские! Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете. Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили, но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.” Многие, из внимавших этим словам, как то сообщает автор Деяний, уверовавши во Христа, тут же крестились, и к вечеру дня Церковь Христова из скромной общины учеников выросла до 3000 человек. Эти три тысячи стали основой Иерусалимской общины христиан, с которых и начинается история Христианской Церкви. Прибывая в городе, они посещают иудейский храм и “преломляют хлеб” по домам. Это “преломление хлеба” повсеместно совершается в православных храмах до сих пор - его мы знаем как величайшее христианское таинство - Евхаристию. Вероятнее всего верующие иерусалимской общины, разделившись на несколько групп собирались в нескольких местах. (Вряд ли в Иерусалиме тогда можно было найти помещение способное вместить все три тысячи одновременно.) Но между всеми этими общинами существовало самое тесное взаимообщение, сплачивавшее их в одну братскую семью, душою которой были апостолы. Наследники апостолов - епископы и сейчас объединяют поместные общины - приходские храмы в епархии, оставаясь их главами и руководителями.

Апостолы. Современная фреска.

День рожденья Церкви

Праздник Пятидесятницы называют “Днем рождения Церкви” - в этот день община учеников окончательно превращается в Церковь. Безусловно, главные дары Святого Духа заключаются совсем не в чудесном “говорении языками”, а в придании сообществу учеников нового измерения - измерения Духа, действием которого теперь в общине совершаются таинства, а разрозненные ее члены собираются в единое Христово тело. По-своему день Пятидесятницы можно было бы назвать и днем рождения не только Церкви, но и христианского вероучения, днем рождения церковного Предания, которое по меткому замечанию поздних богословов и есть “жизнь Духа Святого в Церкви”. В первые годы после Пятидесятницы еще не существует ни Евангелий, ни апостольских посланий, ни тем более богословских трудов изъясняющих православное вероучение, но единство мистического опыта, единство воздействия Святого Духа объединяет первых учеников. Интересно, что в Церкви существует мнение, соответственно которому, только в момент дарования Духа - ученики, по сути, и проникают в тайну Новозаветной Истории, впервые их духовному взору представляется невыразимая словами глубина тех событий, свидетелями которых лично они стали незадолго до этого. Неизъяснимая в понятиях человеческого языка тайна воплощения и воскресения становится доступна ученикам только через причастие Святого Духа, того самого Духа-Утешителя обетованного Христом. (“Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” - Ин.14,26). Все недосказанное Христом и недопонятое учениками должен восполнить Дух-Утешитель. По слову св. Феофана Затворника, Святой Дух окончательно открывает и уясняет апостолам тайны Царствия и все христианское учение. “С этого момента апостолы получили сознательное и четкое представление о Боге Отце, Который по любви Своей к людям послал на землю Своего Сына; о Сыне, сошедшем на землю и пострадавшем за весь род человеческий, и о Духе Святом Утешителе, осиявающем Своей благодатию всех, кто готовит себя к восприятию Его” - резюмирует в одной из своих проповедей на день Пятидесятницы архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Православный храм в день праздника Пятидесятницы. По русской традиции полы храма устилаются свежескошенной травой, а иконы украшаются берёзовыми ветвями.

Богослужение Пятидесятницы

События Пятидесятницы происходят в первой половине первого века нашей эры, а когда появляется сам праздник? Историки христианского богослужения теряются в догадках, но по всей видимости очень рано. Уже в третьем веке Пятидесятница становится общераспространенным праздником. Тертуллиан, крупнейший африканский христианский богослов, умерший около 220-240 года пишет своему собеседнику, утверждая преимущество христианских праздников над языческими: “Собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу” Стало быть, к этому времени сам праздник отмечается уже достаточно широко и торжественно. От четвертого века до нас дошло подробное описание богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской церкви, а к IX относится первый полный византийский устав праздничного богослужения Пятидесятницы. Современный богослужений чин в нынешнем своем виде, сложился в период с XI по XIII век.
В России на этот праздник принято совершать достаточно специфическое богослужение. По сложившейся практике, сразу после отпуста Литургии царские врата и завеса закрываются, и не смотря на утрене время совершается служба отправляемая обычно на закате солнца - великая вечерня, предваряемая так называемым 9-м часом, обычно читающимся также вечером. Перед великой вечерней полагается трезвон, как в великие праздники. На самой же вечерне читаются коленноприклоненные молитвы о Церкви, спасении всех молящихся и об упокоении душ усопших. По русской традиции, в день праздника Пятидесятницы полы храма устилаются свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями. На Руси праздник Троицы (Пятидесятницы) мыслился как тот день, когда лето сменяет весну, зеленые ветви - символ животворящей силы Святого Духа. На следующий день, в понедельник, русская Церковь отмечает День Святого Духа - особый праздник, посвященный третьему лицу Пресвятой Троицы.

Дмитрий РЕБРОВ

Что такое Пятидесятница? Что мы празднуем на День Святой Троицы? На какой день выпадает этот праздник в 2019 году? Читайте об этом на портале “Правмир”.

Даты праздника:

  • Пятидесятница в 2020 году – 7 июня
  • Пятидесятница в 2021 году – 20 июня
  • Пятидесятница в 2022 году – 12 июня

Пятидесятница в 2019 году – 16 июня

“На первую апостольскую проповедь откликнулись три тысячи человек. В тот же день они приняли крещение и присоединились к ученикам Христа.
Так Духом Святым была рождена Церковь Христова”.

Внезапно все услышали сильный шум, подобный порыву ветра во время бури. Он приближался к дому с неба и постепенно наполнял собой все помещения. В следующее мгновение в горнице появилось нечто похожее на огонь, затем произошло разделение пламени как бы на отдельные языки, которые опустились на учеников Христовых. Они, с изумлением взирая на огненные венцы на головах друг друга, вдруг почувствовали, что на них снисходит Дух Святой. Получив дары Святого Духа, апостолы стали пророчествовать и славить Бога на разных языках, каких прежде не знали.

В это время около дома уже начала собираться толпа. Многих людей привлек необычный звук, идущий с неба. Странное явление вызвало любопытство: что происходит внутри этого дома? Когда же апостолы и те, кто был с ними, вышли на улицу, любопытство толпы переросло в удивление: паломники, прибывшие из далеких стран, увидели и услышали галилейских простолюдинов, говоривших без всякого акцента на их родных языках и наречиях. Однако местные иудеи, сами не знавшие никаких языков, разноязычный говор учеников Христа приняли за бормотание пьяных и начали смеяться над апостолами, говоря: «Да, ведь они напились сладкого вина!» Эти насмешки апостолы не оставили без ответа, ибо Дух Святой не только дал им возможность говорить на различных языках, но и изменил их души. Теперь это были не робкие галилейские рыбаки, но бесстрашные проповедники евангельской истины.

Апостол Петр, возвысив голос, обратился к иудеям, окружавшим дом, с проповедью. Он сказал, что перед ними не весельчаки, выпившие ради праздника, а люди, на которых сошел Святой Дух. Ссылаясь на книгу пророка Иоиля, апостол возвестил собравшимся, что настал великий день, когда исполнились древние пророчества о сошествии на верующих в Спасителя мира Духа Святого.

Апостол Петр говорил настолько убедительно и его слова так сильно подействовали на сердца слушателей, что многие из них сразу поверили ему. Дух Святой явно помогал апостолу. Никогда ранее не отличавшийся глубоким познанием Священного Писания, он теперь свободно цитировал ветхозаветные книги. Более того, его разуму открылись скрытые в них истины, о которых только догадывались израильские мудрецы. Видя внимание слушателей, апостол безбоязненно стал проповедовать об Иисусе Христе, доказывая, что Он и есть столь долго ожидаемый иудеями Мессия. Свою речь апостол Петр закончил словами:

Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
Под впечатлением от услышанного и ощутив воздействие благодати Святого Духа, толпа умилилась» и в ней раздались возгласы:
- Что нам делать?
- Покайтесь, - сказал Петр, - и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш(8).

На первую апостольскую проповедь откликнулись три тысячи человек. В тот же день они приняли крещение и присоединились к ученикам Христа.
Так Духом Святым была рождена Церковь Христова. Мир ещё ничего не знал об этом великом событии. Даже в самом Иерусалиме большинство жителей не догадывались о благодатном рождении Церкви, учение которой с течением времени распространилось по всей земле и стало достоянием всех стран и народов. Хотя Церковь пребывала в неизвестности, невидимые силы зла уже готовились её уничтожить.

Дух Святой - третье Лицо, или третья Ипостась, Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы. Он предвеч-но исходит от Бога Отца и посылается в мир от Отца Сыном. Дух Святой - истинный Бог, имеющий одно естество с Богом Отцом, от Которого исходит вне времени. По Своему достоинству Он равен Отцу и Сыну. По Своему существу Дух Святой един с Богом Отцом и Богом Сыном. Как истинный Бог Дух Святой имеет все божественные свойства, кроме личных свойств Отца и Сына. Личное свойство Отца - нерожденность, личное свойство Сына - рожденность, личное свойство Духа Святого - ис-хождение.
Христианская Церковь - область особого действия Святого Духа. Ничего благодатного без Его участия в ней не совершается. Со дня Пятидесятницы Дух Святой невидимо живет в Церкви, и Церковь живет Духом Святым.