Проповедь на день царственных мучеников. Проповедь в день памяти святых царственных страстотерпцев

И мператорская чета отличалась глубокой религиозностью. Религиозным духом было проникнуто воспитание детей императорской Фамилии. Все её члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говенье во время постов были не-отъемлемой частью их быта. Личная религиозность Государя и его супруги была не простым следованием традициям. Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли Императора и Императрицу. Специально для них совершаются служ-бы в Царскосельском Феодоровском соборе. Семейную жизнь Императора отличали удивительная простота, взаимная любовь и согласие всех членов этой тесно спло-ченной семьи. Как политик и государственный деятель Государь поступал, исходя из религиозно-нравственных принципов.

2 марта 1917 года представители Государственной Думы и предатели из высшего военного командования вынудили Николая II отречься от престола. «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят ос-тавить трон, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину», — говорил Государь.

В Царской семье, оказавшейся в заточении, мы видим людей, стремившихся во-плотить в своей жизни заповеди Евангелия. Вместе с родителями все унижения и страдания с кротостью и смирением переносили Царские дети. Хорошо знавший их священник писал: «Дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети Царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, предан-ность воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи — страстной и греховной — меня привело в изумление». В почти полной изоляции от внешнего мира, окруженные грубыми и жестокими охранниками, узники Ипатьев-ского дома проявляют удивительное благородство и ясность духа. Их истинное ве-личие проистекало не из их царского достоинства, а от той удивительной нравст-венной высоты, на которую они постепенно поднялись.

Святые царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!

17 июля 2016 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице и день памяти страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По отпусте Литургии митрополит Иларион обратился к присутствующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В этот воскресный день наша Святая Церковь празднует память святых страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Одно из самых трагических событий российской истории стало одним из самых славных событий в истории нашей Церкви. Как это произошло?

Вспомним жизнь святого страстотерпца царя Николая – когда он родился на свет, когда он рос, когда принимал царскую державу, ничто, казалось бы, не предвещало такого ужасного конца. Представьте себе рождение наследника престола – вся страна Богу радуется. Ребенок растет, окруженный любовью, почетом, славой; он еще младенец и отрок, а на него уже сыплются государственные награды. Жизнь всякого венценосного монарха с внешней стороны имеет много привлекательного, много блестящего, но мы знаем из истории, как много самодержцев заканчивали свою жизнь трагически, сколько было свергнуто с престола, жестоким и бесчеловечным образом умерщвлено.

Говоря о царе-страстотерпце Николае, мы вспоминаем, прежде всего, его последние месяцы, последние дни и то, как с глубоким христианским смирением он встретил свою кончину. А вместе с ним мы вспоминаем и всю его семью, которая также была уничтожена большевистской властью, опасавшейся, что монархия тем или иным образом будет восстановлена.

Почему христианская Церковь именно так относится к подвигу благоверных царей, благоверных цариц? Почему в церковном календаре так много людей, которые носили монарший сан? Потому что Церковь воспринимает служение царя как служение священное – неслучайно все наши российские монархи помазывались на царство. Это был особый чин, особый обряд, можно даже сказать, особая радость. Как в древности пророки помазывали царей на царство, так и Святая Церковь видела в жизни и трудах царя особое служение, и если внешне оно и казалось блестящим и привлекательным, то внутренне для самих монархов оно было служением жертвенным. Это проявлялось, в частности, в том, что они не были хозяевами своей жизни.

В 1897 году во время переписи населения Российской империи император Николай II, заполняя анкету, в графе «род занятий» указал: «хозяин земли Русской». И он действительно был самодержцем, абсолютным монархом, хозяином целой Русской земли, но он не был хозяином собственной судьбы. Это проявлялось, в частности, в том, что будущих монархов отдавали на обучение не туда, куда они хотели, а туда, куда пожелал отец-самодержец. Их женили не на тех девушках, которые им нравились, а на тех, брак с которыми соответствовал государственным интересам. Это приводило к разным результатам, и очень редко монарший брак был браком по любви.

Но святой страстотерпец царь Николай, как мы знаем из истории его жизни, женился на любимой. Это был тот, пожалуй, редкий случай, когда государственные интересы совпали с личными чувствами. Он, будучи еще очень молодым человеком, влюбился в совсем юную Гессенскую принцессу и терпеливо ждал, когда она подрастет и достигнет принятого брачного возраста. Он сделал ей предложение, несмотря на то, что родители поначалу были против этого союза. И он вступил в брак, который был счастливым от начала до самого конца, потому что верность друг другу царственные супруги сохранили и в дни славы, и в пору тяжелых испытаний. Об этом свидетельствует сохранившаяся переписка – они почти каждый день писали друг другу письма и, что бы ни происходило, делились друг с другом своими впечатлениями, мыслями и чувствами.

У них было пятеро детей. Сначала родилось четыре дочери, но, как вы понимаете, вся страна ждала появления в императорской семье сына, потому что престол наследовался по мужской линии. Поэтому, когда родился этот долгожданный царевич, вся страна радовалась и ликовала. Ликовали и родители до тех пор, пока не узнали о том дамокловом мече, который висел над всем гессенским родом и уносил жизни его представителей мужского пола, – о страшной наследственной болезни, передавшейся через мать ее сыну.

А дальше произошли ужасные события, о которых мы с вами знаем. Постепенно умами людей в стране овладевало бесовское наваждение – иными словами невозможно это назвать. Еще за несколько десятилетий до революции Достоевский в своем романе «Бесы» описал тех людей, которые, в конце концов, и пришли к власти. На их совести миллионы жертв, в том числе Царская семья.

Но когда мы вспоминаем Царственных страстотерпцев, для нас это повод не только очередной раз задуматься об истории, но и возблагодарить Господа за мужество тех людей, которые с искренним христианским чувством и смирением восприняли выпавшие на их долю испытания. Не случайно сегодня на всех приходах нашей Церкви прославляют Царственных страстотерпцев. Не случайно всю сегодняшнюю ночь многотысячный крестный ход шел от места, где их убили, к предполагаемому месту захоронения. Не знаю, сколько людей в этом году приняло участие в молитвенном шествии, но обычно 60-70 тысяч человек идут ночью пешком пять часов для того, чтобы почтить память святых страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

Я вспоминаю время, когда они еще не были проставлены в лике святых, когда в Церкви спорили, надо ли канонизировать последнего царя и его семью. Было много споров, много публикаций, потом эту тему подняли на Архиерейском Соборе 2000 года. Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был прочитан доклад; кто-то выступил против, кто-то – за, а затем предложили голосовать. И когда весь Собор проголосовал за прославление их в лике святых, в том числе и те, кто еще до недавнего времени был против или сомневался, то, думаю, всех участников Архиерейского Собора посетило совершенно особое чувство. Они ощутили веяние Духа Божия, Который подсказал, что именно так, а не иначе надо было оценить этот подвиг, что именно так, а не иначе надо было прославить этих невинных людей – кроткого царя, царицу и их детей, которые разделили судьбу родителей, хотя они-то не могли быть обвинены ни в чем, кроме того, что родились в царской семье.

Церковь недавно прославила еще одного человека, который пострадал вместе с ними, – доктора Евгения Боткина. Это был человек особой судьбы: он родился в семье потомственных медиков, в честь его отца названа известная больница в Москве. Евгений Боткин не захотел покинуть Царскую семью, хотя ему предлагали уехать и он знал, что конец будет трагическим. Осталось письмо, в котором он написал своим родным, что скоро умрет, но не может поступить иначе и должен остаться. И с тем же подлинно христианским смирением, с которым Царская семья взошла на свою Голгофу, и он взошел на свою Голгофу, вместе с ними отдав свою жизнь Богу.

Церковь прославляет Царственных страстотерпцев как тех, кто последовал за Христом на Голгофу, кто был послушным Отцу даже до смерти, и смерти крестной. До сего дня они являются нашими небесными молитвенниками и заступниками.

Будем молиться святым Царственным страстотерпцам, чтобы они никогда не позволили нашей стране оказаться у края бездны, чтобы никогда не повторилось то ужасное наваждение, которое мы допустили, чтобы никогда больше не гибли невинные люди, чтобы никогда больше не насаждалась насильственными средствами безбожная идеология, чтобы Русь Святая хранила веру Православную, а народ наш укреплял свои силы и веру. Будем молиться, чтобы Господь всех нас хранил под омофором Его Пречистой Матери. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС

Ваше Блаженство! Ваше Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас поздравляю с воскресным днем! По стечению исторических обстоятельств мы имели возможность совершить здесь Божественную литургию и освятить храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, связанной с династией Романовых, - храм, который находится рядом с местом гибели святой преподобномученицы Елисаветы, инокини Варвары и иных представителей царской фамилии.

Трудно представить, глядя на это место, на эту уже практически полностью засыпанную шахту, тот страх и ужас, охватившие ни в чем не повинных людей, которых привели к этому обрыву, чтобы сбросить вниз. И рука не остановилась! А ведь перед палачами были не преступники, а люди, которые не нарушили ни одного закона, которые не представляли никакой угрозы, потому что отказались от всякой политической борьбы, от всяких претензий на власть. Единственная причина, почему Елисавета Феодоровна осталась в России, а не уехала за рубеж, где бы жила благополучно вместе с родственниками, - это то, что она не могла оставить страну, которая стала для нее второй Родиной, Церковь, которой она служила верой и правдой, учредив Марфо-Мариинскую обитель и научив очень многих русских людей соединять свою православную веру с реальным доброделанием. Покинуть Россию было выше ее сил, и в этом не было никакой политики - только сильное религиозное чувство и любовь к стране, ставшей для нее действительно второй Родиной.

Размышляя об этой трагедии, я подумал, почему же палачи не расстреляли святую Елисавету? Ужасная казнь, но все-таки мгновенная смерть… Почему нужно было эту хрупкую женщину в монашеской одежде сбрасывать живой в эту глубокую яму? Почему нужно было сбрасывать живыми всех остальных? Почему нужно было бросать гранаты, даже не зная, погибнут ли от них люди или будут страдать, мучаясь от ран? Никаким революционным порывом, никаким стремлением к социальной справедливости, никакой борьбой с эксплуататорами - ничем, что декларировалось как причина революции, невозможно оправдать эту безумную диавольскую злобу. Но понять можно, особенно нам, христианам. Очень многое открывает нам Господь через нашу веру, - достаточно вспомнить Самого Христа Спасителя. Почему Он был распят? Для кого Он представлял угрозу? Какие злые дела Он совершал? Ни одного человека Он не обидел, но исцелял, поднимал с одра болезни, воскрешал… Перед Его делами благоговели тысячи людей, но не остановилась рука гонителей, - безгрешного истязали, избивали и окровавленного распяли. Думаю, после Голгофской жертвы очень важной частью нашего церковного предания стало понимание жертвы как искупления грехов. Господь через крестную жертву искупил грехи всего человеческого рода, потому что Он был и Бог, и Человек. Но каждый, кто проходит через страдания, будучи невинным, тоже приносит жертву Господу. И, наверное, не только о своих грехах он приносит жертву, как агнец непорочный, закалаемый силами зла. Такую жертву принесла и преподобномученица Елисавета, как чистая агница, закланная здесь теми, кто пылал злобой и с чьей жизнью, темной и страшной, был несовместим свет, который излучала преподобномученица и погибшие вместе с ней люди.

Сегодня в рядовом воскресном чтении (Рим. 15:1-7) мы находим такие слова апостола Павла: «Терпением утверждается надежда». Вообще связь между терпением и надеждой - это очень сильная мысль, которую апостол Павел проводит через целый ряд своих текстов. И это неслучайно, потому что без надежды не может быть терпения, а без терпения не может быть надежды. Человек терпит, потому что надеется. Даже приговоренный к страшной болезни терпит нередко эту болезнь, потому что надеется, и как часто бывает, что надежда не посрамляет! Как сказал преподобный Нил Синайский, тот, кто терпит, подражает Христу, и это правильные слова. Каждый, кто терпит, будучи незаслуженно обиженным, должен не гневаться на весь мир, а понимать: и незаслуженную обиду нужно перенести с терпением, чтобы обрести надежду, а надежда, по словам того же апостола Павла, не постыжает (Рим. 5:5).

Какую же надежду имела святая преподобномученица? Ведь она была умным, реально мыслящим человеком. Она понимала, что в эту страшную шахту их сбросили и забросали гранатами не для того, чтобы потом спустить им лестницу и спасти. Она понимала, что это конец. Святая преподобномученица Елисавета Феодоровна умерла мучительной смертью от голода и жажды, будучи, несомненно, раненой, поскольку невозможно было не получить ранений, падая в шахту, и не пострадать от осколков брошенных туда гранат. Но преподобномученица имела надежду, хотя и понимала, что ее надежда никак не связана с земной жизнью. Земная жизнь осталась там, наверху, она была уже на пути к иной жизни и верила в эту жизнь. И надежда ее не была посрамлена, так что святой преподобномученице Елисавете еще хватило сил, срывая монашескую одежду, перевязывать раны тем, кто вместе с ней пострадал в этой страшной шахте.

Я хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто потрудился для создания этого монастыря. Я имел возможность побывать ранее на этом месте, но, подъехав сейчас к монастырю, практически ничего не узнал, - так все изменилось за эти годы. Благодарю владыку Викентия, который потрудился на этом месте. Благодарю владыку Кирилла, который трудится, умножая славу этих святых мест Екатеринбургской земли. И благодарю всех, кто внес свою лепту, кто потрудился для того, чтобы память о святой преподобномученице Елисавете, инокине Варваре и прочих погубленных здесь, на этой земле, сохранялась в нашем народе и в нашей благодарной памяти.

Молитвами святых Царственных страстотерпцев, преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары, и всех убиенных Господь да хранит землю Русскую и хранит в сердцах наших веру православную, которая и дает нам надежду, а надежда не постыжает. Поэтому мы верим в дальнейшее возрождение народа нашего, Церкви нашей, в укрепление духовной жизни людей, без которых не может быть полноты человеческой жизни и не может быть настоящего человеческого счастья. Исполненные этой надежды, будем с удвоенными силами служить достижению той цели, которая сегодня стоит перед нашей Церковью, ибо мы наследники святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Они со своих Голгоф вручили нам духовный мандат заботься о народе нашем, о его спасении, о его духовной жизни, и, видя всех вас, посещая практически все концы земли Русской и наблюдая духовное возрождение народа, я осознаю, что мы сейчас находимся на очень важном отрезке исторического бытия, с которым будет непременно связано возрождение веры и Отечества нашего. Аминь.

Дорогие братья и сестры!
Сегодня, в канун памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца, Церковь вспоминает преподобного Андрея Рублева, великого иконописца, ученика преподобного Сергия и инока Троице-Сергиевой Лавры, и святых Царственных страстотерпцев: государя Николая Александровича, государыню Александру Федоровну, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию, которые в этот день мученически пострадали от рук безбожников.
Когда мы размышляем о судьбе последнего русского царя и его семьи, то видим, что с самого начала этот человек и люди, с которыми была связан его судьба, были как бы предназначены к тому, чтобы быть принесенными в жертву, как агнцы на заклание. Наследнику императорского престола власть принадлежала по наследству, он получал ее не как сейчас – выборным путем, не за какие-то особые заслуги, а просто потому, что он был первенцем, сыном императора, был помазан на царство и получал через это благословение Божие на свое правление.
Время, в которое государь император Николай Александрович воспринял бразды правления Российской империей, были очень тяжким: революционные настроения потрясали народ, потрясали интеллигенцию, каждый хотел «настоящего» и «лучшего» будущего, у всех были свои рецепты, как достичь этого лучшего будущего, и единственным удерживающим в этой ситуации оставался царский престол. И когда царский трон пошатнулся, страну охватила полоса великих бедствий: таких, которых не ждали и о которых не помышляли все те, кто своими рецептами и советами хотел устроить в России лучшее будущее. Буря невзгод и насилия в те годы охватила всю страну, не пощадив никого. Начав с представителей аристократии, царской семьи, других членов царственного дома, большевики перешли к дворянам, духовенству, а затем осуществили раскулачивание, нанеся тем самым страшный удар и по крестьянству. Одним словом, это было насилие над всем народом и не было тех, кто в той или иной степени не пострадал бы от этой безбожной власти.
Поэтому, когда мы думаем о судьбе царской семьи, то мы не можем отделить ее от судьбы всего народа. Ведь царская семья пострадала так же, как и тысячи других семей. Ведь репрессировали невинных людей, независимо от возраста, пола, социального положения. Гибли от рук безбожников взрослые и дети, мужчины и женщины, богатые и бедные, верующие и неверующие. И когда мы сегодня вспоминаем всех страстотерпцев и новомучеников Российских, то понимаем, что все их имена невозможно перечислить, потому что многие из них неизвестны. Мы знаем о гибели царской семьи, потому что эти люди были у всех на виду, а сколько было таких же семей, таких же юношей и девушек, которых расстреливали, убивали, сбрасывали в шахты, и, может быть, никто так и не узнает их имена. Но имена их, как мы знаем, записаны у Господа на небесах.
До сих пор ученые спорят о том, какова была роль последнего императора в судьбе Российской империи: правильно ли он царствовал, допускал ли ошибки. Церковь об этом не спорит, она не выносит свой суд политикам, государственным деятелям. Церковь смотрит на то, как человек жил, как выстраивал свои отношения с Богом и какова была его кончина. Мы видим в судьбе последнего российского императора, что, отправленный на заклание, он принес свою жизнь как жертву за грехи свои, за грехи народа и за грехи нашего Отечества. И сегодня он, вся его семья, его верные слуги и все те, кто пошел тем же путем мученичества и страстотерпчества, молятся за нашу грешную землю, за наш грешный народ, чтобы Господь помиловал нас, простил наши грехи, и чтобы наш народ увидел наконец то вожделенное светлое будущее, которого он так желал и которого не видел в течение многих десятилетий господства безбожной власти.
Сегодня наша святая Церковь возрождается, атеизм и безбожие вышли из моды и почти ушли в подполье. И мы верим, что это происходит по молитвам людей, которые смиренно и безропотно принимали выпавшие на их долю страдания, которые вслед за Христом взошли на Голгофу, каждый на свою, чтобы умереть с верой во Христа и перейти в жизнь иную, где они сегодня молятся за нас. Мы верим, что по их молитвам возрождается сегодня наша Церковь, по их молитвам будет укрепляться наше возлюбленное Отечество, по их молитвам каждый из нас возрождается к подвигу, может идти по пути к Царствию небесному и вести по этому пути наших детей и внуков.
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с этим праздником, и желаю, чтобы по молитвам святых Царственных страстотерпцев, по молитвам святых новомучеников и исповедников Российских все мы шли этим длинным путем, который приведет нас к встрече с Господом нашим Иисусом Христом. Аминь.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всечестные отцы, возлюбленные о Христе братья и сестры!

В изложенном евангельском повествовании, которое было прочитано за Божественной Литургией, говорилось о чудесном хождении Спасителя по водам Галилейского моря, об укрощении бури и водной стихии Иисусом Христом. Кроме исторического смысла, в воскресном чтении содержится и другой, символический смысл. Святые отцы сравнивают лодку, на которой ученики целую ночь боролись со штормом, с Церковью Христовой, море с миром, бурю с гонениями на Церковь. Как известно, в истории церковной нередко, подобно яростным волнам бушующего моря, вздымались и угрожали единству церковной жизни опасные лжеучения и мудрования расколоучителей и сектантов. Кровавые гонения и преследования христиан за исповедание Православия готовы были поглотить и истребить Церковь. Однако Христос Спаситель никогда не оставлял Своей Церкви и каждый раз приходил к ней на помощь.

Постигшая учеников и апостолов буря изображает бурю страстей, волнующих человеческое сердце, шквал страстей, одолевающих нас, ураган тех опасностей, которым мы часто подвергаемся в этой жизни. Доблесть и мужество истинного христианина заключается в том, чтобы не впадать в отчаяние, не предаваться унынию или безразличию, но бороться с искушениями. Нас Священное Писание призывает преодолевать наплывшие трудности силой воли и твердой надеждой на всемогущую помощь и подкрепление Божие, в полной уверенности, что Господь обязательно подаст каждому, подобно утопавшему в водах Галилейского моря апостолу Петру, руку помощи, спасет от напастей и греховных падений. В этой христианской надежде заключается истинный якорь спасения для христианина с обуревающими его духовными и телесными напастями.

Святые отцы сравнивают Православную Церковь со спасительным кораблем, который, плывя по бурному житейскому морю, доставляет всех, кто на этом корабле, в тихую и безопасную пристань – Царство Небесное. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Так сделал Христос: пустив Церковь носиться по вселенной, как корабль по морю. Он не уничтожил волнения, не успокоил моря, но обезопасил корабль. Когда подобно яростным волнам восставали языческие или безбожные народы, или как буйные ветры злые духи нападали на Церковь, Сын Божий доставлял ей мир и тишину. Поистине удивительно, что не только буря не потопила корабля, но еще сам корабль укротил стихию». (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т.3. Кн.1. Спб, 1897, с.63-64.) «Таково величие Церкви,- говорит святитель,- когда нападают на нее, она побеждает, притесняемая, она прославляется, получает раны – и не изнемогает. Среди ярости волн – не утопает, в порывах бури – не терпит кораблекрушения».

Святая Церковь от дней святых апостолов является носительницей великих духовных даров, необходимых человеку для спасения. Сокровищами Церкви являются Священное Писание, Священное Предание, святые спасительные таинства и обряды, богослужения и святоотеческий многовековой опыт христианской жизни. В Православной Церкви Христовой всегда пребывает Дух Святой, Который через архипастырей и священнослужителей, имеющих апостольское преемство, подает всем православным христианам благодатные силы к новой жизни во Христе. Принимая в свое лоно человека земного и грешного, Святая Церковь освящает его и возводит на высоту святости, призывает к добродетельной жизни, к которой и призван каждый из нас. Бесчисленные сонмы святых – это наглядный пример, какого совершенства могут достигнуть христиане, пребывая в Православной Церкви.

В годичном круге богослужения Православной Церкви изображена вся история, вся жизнь нашей Церкви, все ее вероучительные догматы и нравственные законы, жития, подвиги и страдания как Самого Господа Иисуса Христа, Божией Матери, так и всех святых апостолов, пророков, мучеников, преподобных и праведников.

Своим богослужением она учит всех христиан молитве, славословию и благодарению Бога. Христова Церковь молится за всех и всех утешает, располагает к покаянию во грехах, к исправлению, к добродетельной жизни. Она через богослужения учит, утешает, врачует и укрепляет души христианские. В церковных службах человеку открывается воля Божия в деле спасения. Богослужение – небесное сокровище на земле, данное нам милосердным Господом. Поэтому им нужно дорожить, понимать и знать, богослужением необходимо жить, ибо оно имеет глубокий спасительный смысл.

Постараемся, братья и сестры, помнить о спасительном значении богослужения Православной Церкви, будем любить его и постоянно посещать храм Божий. Пребывая в нем, как святом месте, как доме молитвы и особенного присутствия Божия, необходимо молиться со вниманием и сокрушением сердечным. В таинстве Исповеди откроем нашему Врачу душ и телес духовные болезни и греховные язвы, которыми страдает наша душа. Господь примет наши молитвы и благодатью Святого Духа укрепит нас и поможет обрести мир в душе, радость духа, блаженство и вечное спасение.

Сейчас, отцы, братья и сестры, мы совершили освящение храма в честь Царственных Страстотерпцев, пострадавших невинно в годы послереволюционных репрессий и гонений. Сегодняшнее событие является как историческим для Кузбасса и жителей поселка Верхняя Падунка, так и служит новым и еще одним живым свидетельством возрождения Отечества и Православных святынь в Кузбасском крае. Достойно внимания, что подготовка храма к освящению и само освящение произошли в знаменательное время – 90-летия гибели Царской семьи и 140-летия со дня рождения императора Николая II, святого Царя-мученика. Следует добавить, что трагическая годовщина, связанная с расстрелом царственной семьи, не только напоминает о днях беззаконного убийства царя, его супруги и пятерых детей и надругания над их телами со стороны революционной власти. С 1918 года начинается мученический путь исповедников Российских. Государь и его близкие стоят в этом сонме первыми.

Решением Синода Русской Православной Церкви в 2000 году Царская семья прославлена как святые Царственные Страстотерпцы. Вся царская семья, как отмечено в житии, представляет собой образец «Малой Церкви», где главной основой были любовь и помощь друг другу. Император Николай II явил собой в истории России пример высоконравственного христианского правителя. Традиционные православные принципы, то есть милосердие, любовь, миролюбие, были заложены в основу государственного управления. За время его царствования население страны выросло почти на 50 миллионов человек, что представляет уникальный пример в мировой истории. Современные демографические проблемы нашего Отечества, наверное, полезно оценить и искать способы разрешения в свете исторического опыта дореволюционной России. В 1913 году наша страна занимала ведущее место в мировой экономике и продолжала развиваться быстрыми темпами. В годы правления Николая II были построены Китайско-Восточная и Южно-Манжурская железные дороги, разработан план электрификации всей страны, проект нефтепровода от Баку до Персидского залива, проект Беломорско-Балтийского канала. Было спроектировано строительство крупных заводов на Урале и Дальнем Востоке, крупнейшей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Многие исследователи и историки считают, что и революция 1905-1907 годов, и Первая мировая война, и февральский переворот 1917 года – все эти события стали реакцией Запада на усиление и успехи России. Эти успехи были достигнуты под непосредственным руководством Императора Николая II.

В 2008 году исполнилось 90 лет со дня убийства святой Царской семьи. Десятилетия, прошедшие со дня беспримерного злодеяния, стали периодом глубочайшего кризиса русского народа, временем разрушения нравственных устоев Державы и института семьи. 60 миллионов человек уничтожено физически в годы репрессий и гонений XX века.

Христианский долг перед памятью жертв безбожного террора – служить великому делу духовного возрождения нашего Отечества и единения народа в спасительной вере, дабы никогда более не повторилась трагедия братоубийства. Несомненно, по молитвам Новомученников и Исповедников Российских Господь восполнит наши немощи, умножит плоды нашего делания. «Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром» (Пс. 28, 11).

Святые – это не только угодники Божьи, но и наши старшие братья, достойно прошедшие жизненный путь и познавшие его трудности и опасности. Святые всегда готовы помогать нам и укреплять своими дерзновенными молитвами и предстательством перед Господом Богом.

Сегодняшнее событие совсем не случайно, это – свидетельство живой связи времен: прошлого и настоящего, земного и горнего. Важно отметить, что святой храм – это для человека как священное место, так и училище благочестия. В нем совершается наше общение со Христом Спасителем. Здесь постоянно поддерживается благодатная атмосфера, оживотворяющая душу, вселяющая радость и надежду, умножающая любовь и мирное состояние духа, не терпящая ничего скверного или нечистого. Где же, как не здесь особенным, совершеннейшим образом «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается!»

Через эти родные святыни возрождается душа русского человека, мы получаем благословение и помощь от Бога на всех этапах своего земного бытия и служения. Поэтому, святой храм, церковь, – это, как бы, распростертые объятия к нам Божией Любви, распахнутые врата Божественного милосердия, пройдя через которые человек вновь обретает свое предназначение и становится сыном Божьим по благодати.

У каждой эпохи есть свои зримые символы. Они не только олицетворяют дух времени, но и являются наследием, оставляемым потомкам, как главный результат земной жизни, нашей веры и убеждений. Строительство и освящение храмов служит живым свидетельством и прямым указанием на возрождение Отечества и Православных святынь в Кузбасском крае.

Отрадно наблюдать процесс возрождения духовной жизни в Кемеровской области, где, во многом благодаря мудрости и усилиям Губернатора Кемеровской области, на протяжении последнего времени установилось доброе взаимодействие между руководством Кузбасса и Кемеровской епархией Русской Православной Церкви. Освящение новой кузбасской святыни – пример взаимодействия на основе достигнутого Соглашения. Это богоугодное и святое дело объединило нас одной радостью и памятью о том, что России нужно восстановление духовных сил, возрождение нравственных подлинных ценностей.

Особенно хочется подчеркнуть, что строительство и все подготовительные работы, предшествующие освящению часовни, потребовали многих сил и немало средств. Построить эту часовню стало возможным благодаря доброй воле и велению сердца руководства города и православных христиан. Сердечно благодарю тех, чьим попечением, средствами и молитвами завершилось это богоугодное и святое дело.

В этот день нашего духовного торжества да исполнятся сердца радостью, миром и любовью к Богу и всем людям.

Молитвенное предстательство Царственных мучеников пусть станет покровом от бед и опасности наших тружеников шахтерского труда!

Да сохранит и укрепит Вас Господь, приумножая Ваши силы, на многая и благая лета!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .