Признания в любви поэтов серебряного века. Методическая разработка литературного вечера «Любовь в поэзии Серебряного века
У каждого из больших русских поэтов начала XX века был свой поэтический опыт. Почти каждый из них начинал свой творческий дебют со стихов. У каждого был свой голос, свой стиль, то, что делало одного непохожим на других.
Творчество И. Анненского мало знакомо нашим современникам. Да и при жизни поэта лишь немногие критики и поэты по достоинству оценивали его творчество.
Одно из его стихотворений - подлинный шедевр любовной лирики - дошло до наших дней, но не прославило автора и не сделало его широко известным:
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
Ни описаний чувств, ни вздохов, ни восторгов. Все очень просто, даже буднично, а сказано так много. Этим и характерно творчество поэта: сдержанность тона при всей внутренней эмоциональности, отсутствие громких слов, преобладание слов привычных, порою подчеркнутая разговорность и даже будничность речи.
Для И. Анненского примечательна и краткость, сжатость выражения, поэтической мысли. У поэта редки стихотворения, занимающие целые страницы. Он умел в немногих необходимых словах сказать многое:
Еще не царствует река,
Но синий лед она уж топит;
Еще не тают облака,
Но снежный кубок солнцем допит.
Через притворенную дверь
Ты сердце шелестом тревожишь…
Еще не любишь ты, но верь:
Не полюбить уже не можешь…
Современников поэта, товарищей по перу поражала искренность и человеческая подлинность стихов Анненского. Так Брюсов, характеризуя его поэзию, отмечал «лица не общее выраженье». А сам Анненский сказал о принципах поэтического творчества, что слова не только текут, но и светятся.
Своеобразие стихотворений Анненского заметил и Гумилев, подчеркнув, что у поэта сама мысль становится чувством, живым до боли.
Те свойства поэзии, которые не оставили равнодушными его современников - искренность, нравственная глубина, отсутствие позы, внешних эффектов, - сделали Анненского близким и нашему времени. Его стихи впечатляют художественным совершенством, и без них нельзя представить русскую литературу XX века.
содержимое:
Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов) На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека — и экономической, культурной, и политической. Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом. Особенно быстро развивается в это время русская поэзия. Александр Александрович Блок — великий русский поэт, национальная гордость России.
С его именем связана целая эпоха в развитии отечественной поэзии. Но как ни модернизируется поэзия в это время, одной из тем, никогда не выпадающих из поля зрения творцов, является тема любви, и она, конечно же, занимает большое место в творчестве Блока. В 1898-1904 годах поэт создает первый цикл — «Стихи о Прекрасной Даме». Позднее эти стихи составят первую книгу Блока. Прекрасная Дама — воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Эта ранняя юношеская лирика возникла на основе философских идеалистических учений, в которых утверждалось, что наряду с реальным миром существует и идеальный, к постижению которого и следует стремиться. И лирический герой — весь в ожидании лучшего, неведомых духовных и душевных преобразований. Ясно видно, да и не скрывает это писатель, что он не удовлетворен окружающей его действительностью. Поэт хочет замкнуться в себе, сосредоточиться на своих личных переживаниях: Предчувствую Тебя. Годы проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду, — тоскуя и любя. Блок надеется на пришествие «вечной женственности», пока не посещавшей землю. Не только тематика, но даже построение и лексика, используемая в стихотворениях, соответствует загадочности и фантастичности изображаемого. Очень часто используются такие слова, как: кто-то, где-то, что-то и т. д. Если руки, то «незримые», если сны, то — «невозможные», шаги -«несуществующие». Отвлеченное толкование получали самые реальные предметы: «Пять изгибов сокровенных добрых линий на земле» — это улицы Васильевского острова в Петербурге.
Условен и образ самого автора. Это скромный «инок», «покорный раб», смиренный певец Прекрасной Дамы. Но, несмотря, на такую отвлеченность «Стихов о Прекрасной Даме», прототипом Героини является самая реальная, земная девушка — Л. Д. Менделеева, дочь великого русского ученого. Она стала впоследствии женой Блока. Образный строй стихов весьма метафоричен. Метафоры у Блока играют особую роль. Они используются поэтом не столько для того, чтобы показать внешние особенности изображаемого, сколько для того, чтобы передать всю эмоциональность, переживаемого им, настроение поэта. Стихи весьма образны и наполнены символами. Заря, сон, знак, сумрак, тьма, берег, круг... становятся устойчивыми, успешно переходят из одного стихотворения в другое, не теряя своей значимости. Цвета так же имеют огромное значение в поэзии Блока. Так, например, синий цвет — это цвет романтической мечты, красный — тревоги. Иногда, чтобы выделить отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы. Иногда в стихотворениях образ реальной женщины преобладает над образностью, и тогда возникают прекрасные картины, ни в чем не уступающие красивым метафорам: Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Темы и проблемы, поднятые в этом цикле стихов, будут волновать Блока на протяжении всей его жизни.
К началу 1900х годов начинает видеть весь окружающий его мир в более реальных красках, нежели раньше. Отражается это в цикле стихотворений «Распутья» (1902-1904). Блок действительно на распутье — меняются его прежние идеалы, и поэтому Прекрасная Дама становится более земной, но вместе с тем, и более реальной. Новый облик у лирического героя. Появляются в стихах и новые странные образы: черный человек, красный карлик, бледные девушки, умирающий на цыганском возу бедняк и женщина-самоубийца. Цикл заканчивается смертью героини, которой поклонялся поэт. 1906-1907 — цикл стихотворений «Снежная маска», посвященный, как и следующий — «Фаина» (1906-1908) — актрисе театра Комиссаржевской Н. Н. Волоховой. Знакомство с ней произвело неизгладимое впечатление на поэта. Чувство влюбленности вызвало новый всплеск вдохновения. Только здесь уже вновь иной образ Дамы — сильной личности, женщина здесь — символ стихийного начала («С неразгаданным именем бога / На холодных и сжатых губах», буйный ветер «в змеиных кудрях»). Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель — я знаю — Все равно: принимаю тебя. Поэт готов бороться с этой стихийной силой, так как именно в борьбе проявляется жизнь. Но лишь любовь к одной женщине — к своей жене — Блок пронес через всю жизнь.
Одним из самых замечательных его стихотворений является «О доблестях, о подвигах, о славе. «. Оно было написано осенью 1908 года. Героиня милая, нежная, но несчастная, неудовлетворенность терзает ее нестерпимо: Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Стихотворение поражает своей гармоничностью. Его можно поставить в один ряд с пушкинским «Я вас любил. «. Хоть и потерпела крах юношеская мечта об идеальном мире, поэт во всех своих произведениях не отступается от поисков возвышенного в повседневном. А. А. Блок навсегда останется одним из любимейших поэтов огромного количества русских людей.
Любовная лирика Б.Л. Пастернака, по-моему, является одной из составных частей глобального гуманизма творчества поэта. В стихах, посвященных любимым женщинам, как бы присутствует призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир его души, но ни в коем случае не вторгаться в него. И сам поэт никогда не вторгался в души любимых, но именно – вчувствовался и вслушивался. Вот фрагмент одного из первых стихотворений о любви:
Я тоже любил, и она жива еще.
Все так же, катясь в ту начальную рань,
Стоят времена, исчезая за краешком
Мгновенья. Все так же тонка эта грань…
Лирический герой говорит о любви в прошедшем времени, но разочарования нет. Он понимает, что сама по себе любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира и потому о погасшей когда-то искре любви глупо сожалеть. Это все равно хоть и краткое, но освобождение духа от нелюбви. Пастернак с философской глубиной отображал в своих стихах именно это достоинство самого высокого человеческого чувства.
Пастернак считал, что достижение смысла любви равносильно разгадке смысла бытия, и, наученный горьким опытом, писал:
Любить иных – тяжелый крест…
Боль разрыва испытал и он. В его цикле «Разрыв» слышится настоящий стон души, теряющей любовь. Но хочу отметить вновь, что и здесь чувства лирического героя Пастернака далеки от разочарования, сарказма и т.д. Он превозмогает, а не преодолевает свою боль:
О стыд, ты в тягость мне! О совесть, в этом раннем
Разрыве столько грез, настойчивых еще!
Когда бы, человек, – я был пустым собраньем
Висков и губ, и глаз, ладоней, плеч и щек.
Лирический герой, наоборот, видя разочарование любимой, остерегает ее от этого губительного чувства:
Разочаровалась? Ты думала – в мире нам
Расстаться за реквиемом лебединым?
В расчете на горе, зрачками расширенными
В слезах, примеряла их непобедимость?
Поэт строит метафору на вопросах любимой, которые уже сами в себе несут ответ.
Стихам о любви Пастернака свойственны особая музыкальность и, я бы сказал, волшебная подсветка ассоциативности: «Никого не будет в доме…»; «Ты как будущность войдешь».
Чуткое сердце поэта с особенной теплотой открывалось навстречу женщинам, души которых, были равны ему по художественному восприятию мира и любви. Это – Анна Ахматова и Марина Цветаева. Поэт обеим посвятил стихи. Они интересны не страстью физической, но духовной.
Анне Ахматовой:
Мне кажется, я подберу слова,
Похожие на вашу первозданность.
А ошибусь, – мне это трынь-трава,
Я все равно с ошибкой не расстанусь.
И – Марине Цветаевой:
Ты вправе, вывернув карман,
Сказать: ищите, ройтесь, шарьте.
Мне все равно, чем сыр туман.
Любая быль, как утро в марте.
Каким преклонением перед огромностью душевной красоты этих женщин струятся посвящения. Рефреном в том и другом посвящении проходит – «все равно», как бы подтверждением, что величие души человеческой в любви и благородстве не зависит ни от каких внешних обстоятельств, кроме Бога, а Бог всегда за любовь.
Единосущность любви и поэзии Пастернака всегда будет созвучна читателям его стихов.
У каждого из больших русских поэтов начала XX века был свой поэтический опыт. Почти каждый из них на-чинал свой творческий дебют со стихов. У каждого был свой голос, свой стиль, то, что делало одного непохожим на других.
Творчество И. Анненского мало знакомо нашим совре-менникам. Да и при жизни поэта лишь немногие крити-ки и поэты по достоинству оценивали его творчество.
Одно из его стихотворений — подлинный шедевр лю-бовной лирики — дошло до наших дней, но не прослави-ло автора и не сделало его широко известным:
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
Ни описаний чувств, ни вздохов, ни восторгов. Все очень просто, даже буднично, а сказано так много. Этим и характерно творчество поэта: сдержанность тона при всей внутренней эмоциональности, отсутствие громких слов, преобладание слов привычных, порою подчеркну-тая разговорность и даже будничность речи.
Для И. Анненского примечательна и краткость, сжа-тость выражения, поэтической мысли. У поэта редки сти-хотворения, занимающие целые страницы. Он умел в не-многих необходимых словах сказать многое:
Еще не царствует река,
Но синий лед она уж топит;
Еще не тают облака,
Но снежный кубок солнцем допит.
Через притворенную дверь
Ты сердце шелестом тревожишь...
Еще не любишь ты, но верь:
Не полюбить уже не можешь...
Современников поэта, товарищей по перу поражала искренность и человеческая подлинность стихов Аннен-ского. Так Брюсов, характеризуя его поэзию, отмечал «лица не общее выраженье». А сам Анненский сказал о принципах поэтического творчества, что слова не толь-ко текут, но и светятся.
Своеобразие стихотворений Анненского заметил и Гу-милев, подчеркнув, что у поэта сама мысль становится чувством, живым до боли.
Те свойства поэзии, которые не оставили равнодуш-ными его современников — искренность, нравственная глубина, отсутствие позы, внешних эффектов, — сделали Анненского близким и нашему времени. Его стихи впе-чатляют художественным совершенством, и без них нельзя представить русскую литературу XX века.
Любовная лирика Б.Л. Пастернака, по-моему, является одной из составных частей глобального гуманизма творчества поэта. В стихах, посвященных любимым женщинам, как бы присутствует призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир его души, но ни в коем случае не вторгаться в него. И сам поэт никогда не вторгался в души любимых, но именно – вчувствовался и вслушивался. Вот фрагмент одного из первых стихотворений о любви:
Я тоже любил, и она жива еще.
Все так же, катясь в ту начальную рань,
Стоят времена, исчезая за краешком
Мгновенья. Все так же тонка эта грань…
Лирический герой говорит о любви в прошедшем времени, но разочарования нет. Он понимает, что сама по себе любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира и потому о погасшей когда-то искре любви глупо сожалеть. Это все равно хоть и краткое, но освобождение духа от нелюбви. Пастернак с философской глубиной отображал в своих стихах именно это достоинство самого высокого человеческого чувства.
Пастернак считал, что достижение смысла любви равносильно разгадке смысла бытия, и, наученный горьким опытом, писал:
Любить иных – тяжелый крест…
Боль разрыва испытал и он. В его цикле «Разрыв» слышится настоящий стон души, теряющей любовь. Но хочу отметить вновь, что и здесь чувства лирического героя Пастернака далеки от разочарования, сарказма и т.д. Он превозмогает, а не преодолевает свою боль:
О стыд, ты в тягость мне! О совесть, в этом раннем
Разрыве столько грез, настойчивых еще!
Когда бы, человек, – я был пустым собраньем
Висков и губ, и глаз, ладоней, плеч и щек.
Лирический герой, наоборот, видя разочарование любимой, остерегает ее от этого губительного чувства:
Разочаровалась? Ты думала – в мире нам
Расстаться за реквиемом лебединым?
В расчете на горе, зрачками расширенными
В слезах, примеряла их непобедимость?
Поэт строит метафору на вопросах любимой, которые уже сами в себе несут ответ.
Стихам о любви Пастернака свойственны особая музыкальность и, я бы сказал, волшебная подсветка ассоциативности: «Никого не будет в доме…»; «Ты как будущность войдешь».
Чуткое сердце поэта с особенной теплотой открывалось навстречу женщинам, души которых, были равны ему по художественному восприятию мира и любви. Это – Анна Ахматова и Марина Цветаева. Поэт обеим посвятил стихи. Они интересны не страстью физической, но духовной.
Анне Ахматовой:
Мне кажется, я подберу слова,
Похожие на вашу первозданность.
А ошибусь, – мне это трынь-трава,
Я все равно с ошибкой не расстанусь.
И – Марине Цветаевой:
Ты вправе, вывернув карман,
Сказать: ищите, ройтесь, шарьте.
Мне все равно, чем сыр туман.
Любая быль, как утро в марте.
Каким преклонением перед огромностью душевной красоты этих женщин струятся посвящения. Рефреном в том и другом посвящении проходит – «все равно», как бы подтверждением, что величие души человеческой в любви и благородстве не зависит ни от каких внешних обстоятельств, кроме Бога, а Бог всегда за любовь.
Единосущность любви и поэзии Пастернака всегда будет созвучна читателям его стихов.