Примерные сценарии сюжетно ролевой игры детский сад. Сюжетно-ролевые игры в детском саду

Сценарий сюжетно-ролевой игры «Мы идем в театр».

Для детей среднего дошкольного возраста.

Цель: закрепить правила поведения детей в общественном месте (в автобусе, в театре); развивать актерские навыки (выразительное чтение стихов, движения), развитие кругозора детей, навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.Р.И. «Мы идем в театр»

Средняя группа.

Цель: закрепить правила поведения детей в общественном месте (в автобусе, в театре); развивать актерские навыки (выразительное чтение стихов, движения), развитие кругозора детей, навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Игровые атрибуты и материалы :

1)атрибуты для «поездки на автобусе»

2) оформить театральный гардероб, наличие зеркала.

3) оформить театральную кассу, приготовить «деньги» и «билеты» (заранее изготовить совместно с детьми).

4) изготовить совместно с детьми программки предстоящего спектакля.

5) приготовить угощения для театрального буфета

6) подготовить цветы для артистов.

Предварительно необходимо побеседовать с детьми о театре, рассмотреть иллюстрации, обсудить правила поведения в общественных местах, рассказать о сотрудниках театра.

Ход игры.

Воспитатель приглашает детей посетить театр и спрашивает, как мы туда можем добраться?

Ответы детей, обсуждение вариантов и выбор подходящего транспортного средства.

Мы решили ехать на автобусе. Назначаем водителя и экскурсовода нашего автобуса (объяснить, кто такой экскурсовод, если еще не знают). Роль экскурсовода выполняет воспитатель. Дети едут по кругу, а экскурсовод предлагает посмотреть вправо-влево в окна и называет достопримечательности. Проговариваем с детьми правила безопасного поведения в автобусе. Автобус останавливается на красном свете светофора, проговариваем правила движения, на желтый – заводим моторчики: «Дрррр-дрррр-дррр», на зеленый – начинаем движение. Наконец, выходим на остановке «Театральная улица».

Направляем детей в гардероб. Проговариваем необходимость привести себя в порядок перед зеркалом, поправить одежду, прически, выглядеть опрятными и аккуратными.

Раздаем детям цветы для артистов.

Подходим к кассе театра. Проговариваем необходимость говорить вежливые слова.

Здравствуйте! Дайте, пожалуйста, билет в театр!

Кассир тоже отвечает вежливо:

Здравствуйте! Пожалуйста! Приятного просмотра!

Спасибо!

Дети проходят в «фойе» театра. Роли продавца программок, буфетчицы выполняют дети. Одна буфетчица может угощать десертами, вторая – предлагать чай.

После третьего звонка дети занимают места в зрительном зале. Роль конферансье может выполнять и воспитатель, и ребенок.

Конферансье:

Добрый вечер, дорогие зрители! Мы рады пригласить Вас на наш спектакль!

Объявляются выступающие артисты.

Дети по очереди и с выражением читают стихи. Зрители аплодируют и дарят цветы.

По окончании сольных выступлений можно предложить всем ребятам попробовать себя в роли артистов, под веселую музыку или соответствующую песню изобразить движения животных.

Поблагодарить всех и предложить всем себе похлопать!

Вернуться обратно в группу на автобусе.

Работа с родителями: рекомендовать родителям посетить детский театр, подготовить буклетик с кратким описанием детских театров, возможно – со списком интересных представлений на ближайшее время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры « Мы идем в театр» в старшей группе 9 дошкольного отделения 2 ГБОУ СОШ 657

Конспект содержит описание проведения сюжетно ролевой иры, которая знакомит детей с театральными профессиями, устройством театра, распределение ролией в краткой инсценировке по сказке В. Сутеева "Кто...

Конспект сюжетно-ролевой игры "Мы идем в театр"

В конспекте описаны цель и задачи организации сюжетно-ролевой игры с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, примерная ее структура и содержание в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Ролевые игры для детей - это игры у которых есть предлагаемый сценарий или сюжет, который определили сами играющие. Роли утверждаются за участниками.

Сказка "Репка"

Выбираются 7 участников. Раздаются роли: Репка, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка. Замечательно, если есть головные уборы-маски.
Тексты (пишутся заранее на плотной бумаге и раздаются участникам) для персонажей:
Репка говорит фразу: Оба-на! Дед: Ох, устал! Бабка: Иду-иду! Внучка: Че, пристали! Жучка: Жизнь моя собачья, гав-гав! Кошка: Тебя я понимяу, мяу-мяу! Мышка: Ну вы, блин, даете!
Ведущий рассказывает сказку «Репка». Актеры выходят по одному из-за «кулис». Как только ведущий упоминает тот или иной персонаж, то тот произносит свой текст.
Например: ведущий начинает: «Жил был дед». Дед говорит: «Ох, устал!» Ведущий: «Посадил он репку». Репка: «Оба-на!» и т. д.
Ведущий рассказывает всю сказку до конца, а задача актеров вовремя реагировать на текст сказки и говорить только одну фразу - свой текст.

Сказка «Колобок»

Выбираются 7 участников. Принцип игры такой же, как в предыдущем варианте.
Дед: Что-то есть хочу!
Бабка: А муки-то нет!
Колобок: А вот, и я!
Заяц: Какой ты кругленький!
Волк: Колобок, колобок, я тебя съем!
Медведь: Отойди, мелюзга!
Лиса: Я так плохо слышу!
Текст сказки: Жили-были дед (что-то есть хочу!) и бабка (а муки-то нет!).
Как то сидел на печи, а потом говорит дед (что-то есть хочу!). А ему отвечает бабка (а муки то нет). Как нет, говорит дед (что-то есть хочу). Пошла бабка (а муки то нет) поскребла по сусекам, по амбару помела и наскребла немного. Замесила бабка (а муки то нет) тесто, печку истопила и испекла колобок (а вот и я). Взяла бабка (а муки то нет) колобок (а вот и я) и положила на подоконник остывать. А колобок (а вот и я) прыг за окно и покатился себе по тропинке, да за околицу. Катится колобок (а вот и я) катится, а навстречу ему заяц (какой ты кругленький). Посмотрел колобок (а вот и я) на зайца (какой ты кругленький). А тот посмотрел на эдакое чудо и говорит заяц (какой ты кругленький) развернулся и дал деру. А колобок (а вот и я) покатился себе дальше. А навстречу ему серый волк (колобок, колобок, я тебя съем). Испугался колобок (а вот и я) и покатился в другую сторону. А навстречу ему косолапый медведь (отойди, мелюзга). Но не уступает колобок (а вот и я). Увидел круглое чудовище и испугался медведь (отойди, мелюзга) и убежал. Только вдогонку крикнул ему колобок (а вот и я).И откуда ни возьмись, появилась из лесу хитрая лиса (я так плохо слышу). И тогда наш главный герой понял, что лиса (я так плохо слышу) плохо слышит и тогда сказал колобок громко (а вот и я). А хитрая лиса (я так плохо слышу) подобралась еще ближе к колобку (а вот и я). Но тут, откуда ни возьмись, появился дед (что то есть хочу) и бабка (а муки-то нет) и обрадовались новоиспеченному внучку колобку (а вот и я). На этом сказке конец, а кто слушал молодец.

Ролевая игра Птички

В игре могут принимать участие от 5 до 15 человек. Перед началом игры определяем, кто какой птичкой хочет быть. Изготавливаем гнезда из картона и разбрасываем по полу или в качестве гнезд могут служить стулья. Гнезд должно быть на одно меньше, чем участников. Для большей зрелищности игры можно изготовить крылышки на руки. Как только начинает звучать музыка «птички» разлетаются по «лесу». Музыка неожиданно прекращается, и птички занимают место в свободных гнездах. Кто не успел занять место в гнездышке, выбывает из игры. В игру также можно ввести «куницу», которая будет воровать гнезда, и переносить их с одного места на другое, тем самым усложняя игру - эмоциональный эффект от этого усиливается.

Ролевая игра Путешествие

В игре может принимать участие весь класс или группа.Выбирается «машинист» поезда и маршрут движения - куда едем: в Крым, в Турцию, Индию и т.д. Дети становятся паровозиком - берут впередистоящего за плечи, звучит музыка - «ламбада» и поезд отправляется в путь. На каждой станции поезд необходимо перецепить (ведущий-диспетчер объявляет, за какие части тела мы берем стоящего впереди: талию, нос, уши, колени) - меняем положение рук и едем дальше. На пути встречается препятствие - тоннель (большая резинка растянутая и перекрученная наперекрест перед поездом). Дети с удовольствием пролезают в паутине резинки.

Игра Пузырь

Дети берутся за руки в хоровод.
По команде ведущего:
Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!
Расходятся в стороны, держась за руки. После того как ведущий сказал: «лопнул пузырь» - дети садятся на корточки и ждут повторения слов ведущего, затем опять берутся за руки и все повторяют. Как вариант: дети не бросают руки со словами: Ш-ш-ш-ш! - сходятся к центру круга.

Ролевая игра Краски

В самом начале, нужно определиться - какими красками (участники) будет рисовать живописец (ведущий). Выбираем цвета и начинаем играть: живописец становиться напротив палитры (участники, стоящие в одну шеренгу). Когда ведущий говорит: «Карандаш» - участники поднимают одну руку вверх, «Кисть» - начинают махать руками в стороны, «Краски» - закрывают лицо руками. При слове «палитра» все краски поднимают руки вверх. Когда «живописец» называет какую-либо краску, она должна быстро подбежать к ведущему и дотронуться до него рукой. Ведущий очень быстро меняет команды. Задача не медлить и правильно и вовремя реагировать на реплики «живописца». Кто перепутал команды или слишком медлил, выходит из игры.
Для детей постарше можно придумать рассказ со словами, как в первой и второй игре.

Сюжетная игра Кинотеатр

Игра происходит между двумя командами. Задание дает «режиссер» - ведущий: необходимо разыграть сюжет известного художественного фильма. Дается время на подготовку двум командам одновременно.После того, как «фильм снят» одна команда показывает другой. Та в свою очередь, угадывает - какой фильм они посмотрели. Затем выступает вторая «труппа».

Угадай мелодию

Ведущий- «композитор» приглашает к себе одного участника - «музыканта». Шепчет на ухо ему название известной песни. Или дает прослушать в наушниках таковую. Затем «музыкант» должен «прохлопать» руками мелодию этой песни. Слушатели должны угадать ее.

А звезду слабо?

Это игра - пародия на известные «звездные группы» и эстрадных исполнителей. Записываются песни любимых звезд. Готовятся элементы одежды, парики и атрибуты тех артистов, которых вы собираетесь пародировать. Можно в качестве микрофонов использовать чупа-чупсы. Помещение, в котором будет проходить концерт, условно делиться на зрительный зал и сцену. Звучит музыка - и вы на концерте звезд эстрады.

Сюжетно - ролевая игра Наседка и цыплята

В игре может принимать участие вся группа или класс. Ведущий - «наседка» руководит процессом. Между двух стульев привязывается веревка на высоте 40-50 см. На одной стороне находятся «цыплята», которые вышли во двор зернышек поклевать, на другой стороне - за забором их поджидает опасность - лиса. «Наседка», пока нет опасности, предлагает цыплятам травку пощипать за забором. При этом она говорит: «Ко-ко-ко» и все «Цыплята» устремляются под веревкой выбраться на другую сторону. Беззаботную прогулку прерывает сигнал ведущего: «Лиса!». И все «цыплята» быстро убегают под веревкой.

С чего начинаются ролевые игры

Именно взрослые помогают постигать ребенку мир, окружающие его предметы и явления. Родители, бабушки, дедушки, няни и гувернантки обучают детей очень многим навыкам: одеваться, кушать самостоятельно, умывать, читать, считать и многое другое.

Играть в игры детей также, особенно в младшем возрасте, учат взрослые. Сначала ребенок постигает самые простые детские игры: с погремушкой, с куклой, с мягкими игрушками-животными. Малыш учится «общаться» с игрушками, проявляя фантазию.

Когда дети подрастают, они получают и усваивают больше информации о разных профессиях и разных видах деятельности. Они начинают понимать, как дворник подметает улицу, как продавец рассчитывает покупателя в магазине, как доктор лечит людей. Прежде всего, ребенок копирует действия тех людей, которые его окружают – свою семью.

Когда ребенок начинает играть в ролевые игры , он представляет, что его игрушки – это взрослые предметы. Кроме подходящих игрушек, нужно еще, чтобы ребенок хотел проявлять свою самостоятельность, и чтобы излишняя опека этому не препятствовала. В разумных пределах, ребенок должен проявлять свою индивидуальность и свое мнение.

Если вы заметили, что ваш ребенок не любит ролевые игры, или он плохо в них играет, возможно, пора задуматься – не слишком ли вы угнетаете его самостоятельность. Именно это качество позволяет лучше развивать творческие задатки ребенка. Потому что детская ролевая игра – это, в первую очередь, самостоятельная деятельность малыша!

Юлия Жукова
Сценарий сюжетно-ролевой игры «Я как мама». «Поход в магазин»

Сценарий сюжетно-ролевой игры «Я как мам а».

1. Учить детей принимать игровую роль, действовать в рамках обозначенной роли.

2. Побуждать детей к употреблению обобщающих слов.

3. Учить детей соблюдать игровые правила, составлять предметы в группы по указанному признаку, соотносить число и цифру.

4. Учить детей обогащать сюжет игры, побуждать к использованию знаков и символов.

Поход в магазин.

Сегодня я хочу предложить вам поиграть в игру «Поход в магазин». Все мы часто ходим в магазин и выбираем нужные продукты. Мы тоже можем пойти в магазин прямо сейчас, хотите? Тогда давайте вместе с вами рассмотрим вот эту игру. Она называется «Я как мама». Откроем и посмотрим что находится внутри. Здесь много разных карточек и правила игры. Для начала нам нужно оборудовать отделы магазина. А какие отделы могут быть в магазине? Молочные продукты, фрукты и овощи, крупы, мясо и колбасы, морепродукты, хлеб, напитки, бакалея. А какие продукты мы можем найти в молочном отделе? (Молоко, кефир, сыр, йогурт, творог, масло, сметана). Какие продукты находятся в овощном отделе? (Свеклу, картофель, капусту, морковь, помидоры, огурцы). Куда мы можем положить яблоки, бананы, апельсины и киви? (Во фруктовый отдел). Что находится в отделе с морепродуктами? (Рыба, кальмары, креветки, морская капуста, мидии, крабы). В хлебном отделе мы можем найти пирожные, батон, хлеб, булочки, баранки. В колбасном отделе находятся разного сорта колбасы, сосиски, сардельки. Какие продукты мы можем отнести в отдел с напитками? (Сок, минеральную воду, чай, газировку). Что можно найти в бакалее? (Соду, соль, сахар, подсолнечное масло, перец). Теперь мы можем разложить все продукты по отделам, кто хочет помочь мне?

Считалка от 1 до 10

Раз, два, три, четыре, пять,

Может, вместе посчитаем?

Шесть – конфеты любим есть,

Семь – мы помогаем всем,

Восемь – мы друзей в беде не бросим.

Девять – учимся на пять,

Продавец выбран, остальные дети будут покупателями. Давайте вспомним, что должен делать продавец? (Встречать покупателя, предлагать товар, считать деньги, сдавать сдачу). Что делает покупатель? (Здоровается, выбирает товар, оплачивает его, благодарит). Что говорит в магазине покупатель и что отвечает продавец?

Теперь у нас все готово и мы можем начинать играть. Продавец уже ждет своих первых покупателей, а мы можем отправляться в магазин за продуктами.

Покупатель:

Здравствуйте. Мне нужны макароны, огурцы, и сметана. Сколько будут стоить эти продукты? Пожалуйста, возьмите деньги. Спасибо, до свидания.

Продавец:

Здравствуйте, что для вас? Вот ваши продукты, они будут стоить … рублей. Пожалуйста, вот ваша сдача, приходите к нам еще. До свидания.

Сценарий сюжетно-ролевой игры "Салон сотовой связи"

Воспитатель сообщает детям, что открылся новый магазин сотовой связи.

Выбор ролей. Предлагает детям выбрать роли:

По желанию;

Воспитатель совместно с детьми выбирают директора салона сотовой связи, директор проводит собеседование и набирает персонал, остальные дети – клиенты.

1 сюжетная линия: прием на работу

директор – претенденты на рабочее место

Претендент: Здравствуйте, я хочу устроиться на работу в вашу корпорацию.

Директор: Здравствуйте, присаживайтесь, кем вы хотите устроиться на работу?

Претендент: Продавцом (менеджером по продажам, мастером по ремонту телефонов, оператором).

Директор: Извините, но эта должность занята. Могу предложить вакансию… Хорошо у нас следующие условия:

График работы с 8.00 до 20.00 вечера, выходной – суббота, воскресенье;

Зарплата 10 рублей в месяц.

Вас устраивает?

Претендент: Да (нет).

Директор: Вы приняты, пишите заявление.

(Подписывает заявление).

Директор: Проходите на свое рабочее место. Получите документ – бейдж.

Вывешивает табличку "Открыто"

2 сюжетная линия: рабочий день салона сотовой связи

продавец – клиент

Продавец: Здравствуйте. Мы рады приветствовать Вас в нашем салоне сотовой связи. У нас большой выбор телефонов, а так же различных аксессуаров к ним. Что вас интересует?

Клиент: Я хочу сделать подарок на день рождение своей дочери. Ей 12 лет. Какие модели вы ей можете предложить?

Продавец: Вот современный, недорогой телефон с фотоаппаратом, флеш-картой. Цвет белый и черный. Есть телефон подороже, красного цвета, раскладушка. У него большой экран, много памяти.

Клиент: А есть что-то другое. Более молодежный дизайн чтобы подходил для девочки.

Продавец: Конечно. Посмотрите эту модель. Он белого цвета с узором, тонкий, с большим экраном. Пользуется большим спросом у молодежи, с интернетом.

Клиент: Хорошо. Сколько стоит этот телефон.

Продавец: 5 рублей. Покупая телефон, бесплатно выбираете чехол к нему.

Клиент : Меня устраивает цена. Я беру. Оформляйте покупку.

Клиент: выбирает чехол. Оформите, пожалуйста, в подарочную упаковку

Продавец упаковывает. Оформляет бумаги.

Это гарантийный талон. Если телефон быстро поломается, то мы его бесплатно отремонтируем.

Клиент : Спасибо!

Продавец: Спасибо за покупку. Приходите еще. До свидания.

Клиент: До свидания.

3 сюжетная линия: выбор оператора и тарифного плана.

Диалог: оператор сотовой связи – клиент

Клиент подходит к оператору.

Клиент: Здравствуйте. Помогите мне выбрать оператора сотовой связи и тарифный план. Я купил телефон для дочери.

Оператор: Мы предлагаем различных операторов: МТС, Мегафон, Билайн.

Каким оператором пользуетесь Вы?

Клиент: У меня Билайн.

Оператор: Тогда для вашего ребенка лучше выбрать того же оператора – Билайн. Есть хороший тарифный план "Семья".

Клиент: Она много времени общается с друзьями. И нам этот план не подходит.

Оператор: Не спешите. В плане "Семья" предусмотрено 10 любимых номеров, бесплатные СМС на эти номера.

Клиент: Хорошо. Меня устраивает. Оформляете!(расплачивается).

Оператор: выдает сим-карту и буклет с тарифным планом. На вашем счету 3 рубля. Пополнить счет выв можете в любом отделении сотовой связи, в платежных терминалах. Всего хорошего, приходите еще.

4 сюжетная линия: ремонт сотового телефона

Диалог: Мастер по ремонту сотовых телефонов- клиент.

Клиент: Здравствуйте, у меня сломался телефон.

Мастер: Что с ним случилось?

Клиент: Не знаю, не показывает экран, не слышно собеседника.

Мастер: Вы его не роняли? Не попадал под воду?

Клиент: Нет. Ничего такого не было. Я очень аккуратно с ним обращаюсь.

Мастер: Как долго пользуетесь телефоном?

Клиент : Купил месяц назад. У него гарантийный срок.

Мастер : Хорошо, я посмотрю приходите завтра. Вот заполните бланк на ремонт телефона. Впишите свою фамилию, модель телефона, распишитесь.

Вот вам талон - что вы отдали на ремонт ваш сотовый телефон.

Клиент заполняет бланк.

Спасибо. До свидания.

На следующий день.

Клиент : Здравствуйте, я вчера оставил телефон на ремонт. Вот талон из ремонтной.

Мастер проверяет талон .

Я посмотрел. Поломка – заводской брак. Я составил заключение. Подойдите с ним к администратору салона.

Клиент: Спасибо. До свидания.

Клиент идет к администратору.

Клиент: Я приобрел в Вашем салоне телефон, через месяц он сломался. Я обратился в ремонтную мастерскую. Вот заключение о ремонте телефона – заводской брак.

Администратор читает заключение. Хорошо. Мы обязаны поменять телефон на новый или отдать деньги.

Клиент: Я хочу новый телефон.

Администратор зовет продавца. Обслужите, пожалуйста, клиента.

5 сюжетная линия:

Диалог: администратор – менеджер по продажам.

Администратор вызывает менеджера по продажам.

Администратор: Какие модели телефонов пользуются спросом?

Менеджер: Раскладушки, слайдеры светлого цвета, с флешкартами.

Администратор: Сколько телефонов продается за неделю?

Менеджер: 4 шт.

Администратор: Я заказываю на следующую неделю 6 шт – таких моделей, и 4 черных телефона новой модели. Много ли продали аксессуаров?

Менеджер: Да.Большим спросом пользуются черные чехлы с изображением котенка, а так же брелоки – кубики. Думаю что, нужно заказать больше этого товара.

Администратор: Хорошо. Оформляю заказ. Записывает.

"Полицейские и бандиты"

Эту игру лучше всего организовать на улице, чтобы был достаточный простор для действий. Все участники разбиваются на несколько групп. Члены первой команды исполняют роль "полицейских", другой, соответственно, "бандитов". Помимо этого должны быть "продавцы", обычные "прохожие", "жители" квартир или домов и т. д.

Задача "полицейских" – не просто поймать кого-то, а проследить за действиями "бандитов" и застать именно в момент совершения "преступления". Сценарий игры может быть примерно следующим: все участники договариваются о территории, на которой должна проходить игра. Например, это может быть территория двора или небольшой парк.

Задача "бандитов" – попытаться совершить какие-то противоправные действия. Например, они могут угонять воображаемые "машины", грабить "жителей", нападать на "прохожих", обворовывать "магазины" и т. д. "Полицейские" должны "поймать бандитов", причем те имеют право убегать и прятаться в собственной "резиденции".

В игре неоднократно может возникнуть "перестрелка". Разумеется, при этом будут "убитые" и "раненые". Соответственно, "убитые" выходят из игры, а "раненые" покидают игру на время. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все "бандиты". В игре может произойти так, что пойманные "бандиты" убегут из тюрьмы, в которую их отправляют "полицейские". В этом случае игра продолжается до тех пор, пока снова все "бандиты" не окажутся "за решеткой".

"Улицы с погасшими лампочками"
Наверняка все смотрели сериал "Улицы разбитых фонарей" и запомнили всех действующих лиц, а также сюжеты, по которым поставлены серии. Вначале все участники договариваются о территории, на которой состоится игра. Например, это может быть парк, двор или еще какая-то территория. Несколько участников игры исполняют роль "ментов", при этом они сами могут договориться о том, какого героя фильма кто будет изображать. Остальные выбирают себе другие образы, например "преступников", "потерпевших" и прочих.

Можно выбрать какой-то определенный фильм из этого сериала и построить сценарий игры строго по нему. А можно придумать свой собственный сценарий, где все будет происходить по выбору участников игры. В игре нет победителей и побежденных, все зависит либо от заданного сюжета, либо от замысла участников.

Военные действия

В начале игры все участники договариваются об определенной территории, на которой будет происходить действие. Несколько участников будут "защитниками крепости". Им следует защитить от "похитителей" определенные "документы". При этом "похитители" могут действовать разными способами, в том числе и силой. "Документы" находятся в "сейфе". Например, это может быть обыкновенная коробка. Остальные участники игры будут проводить "военные действия" на территории, где проходит игра. То есть участники делятся на две группы, враждующие между собой.

Игра заканчивается, как только "похитители" смогут добыть важные "документы". При этом может произойти, что все "защитники крепости" будут "убиты" "похитителями". В этом случае следует найти новых "защитников". И, наоборот, все "похитители" могут быть "убиты" "защитниками". И тут таким же образом желательно найти им замену.

В эту игру следует играть возле реки или бассейна. Все участники делятся на три группы. Первая – "морская полиция", вторая – "пираты", а третья – "путешественники". Игра проходит по следующему сценарию: "путешественники" немедленно подвергаются нападениям со стороны "пиратов", как только заходят в воду. "Пираты" могут взять их в плен. Задача "полицейских" – поймать "пиратов".

В этой игре можно организовать настоящие "сражения". А именно – "полицейские" могут бороться с "пиратами", стараться поймать их и посадить в "тюрьму". "Путешественники" всеми силами помогают "полицейским", чтобы "пираты" не одержали над ними победу. Игра продолжается до тех пор, пока все "пираты" не будут пойманы и не окажутся "за решеткой".

"Индейцы"

Участники игры перед ее началом договариваются о территории, на которой будет организовано действие. Далее игроки делятся на две команды. Первая команда – "индейцы", а вторая – их враги. Смысл игры в следующем: между "индейцами" и враждебным им "племенем" разыгрывается настоящее сражение. При этом игроки могут действовать силой, когда представители враждебных команд могут ловить друг друга, брать в плен. Игра заканчивается тогда, когда сами "индейцы" или их враги будут пойманы все до одного. После этого игроки могут меняться ролями, и игра продолжается.

"Поиск сокровищ"

Игру предваряет договоренность об определенной территории, на которой состоится игра. Все ребята делятся на три группы. Первая группа будет исполнять роль "разбойников", вторая – "королевские войска", третья – "искатели сокровищ".

Игра заключается в следующем: "искатели сокровищ" пускаются в поиск клада. При этом заранее можно договориться о месте, где будут спрятаны "сокровища". Но к ним не так-то легко добраться. На пути подстерегают "разбойники", которые могут взять в плен и даже "убить". "Королевские войска" должны поймать "разбойников", чтобы освободить "искателей сокровищ". Игра закончится, когда все "разбойники" окажутся "за решеткой". Ребята после окончания первого тура игры могут поменяться ролями.

"Шпионы и воины"

Перед началом игры договариваются о территории, на которой предполагается играть. Все участники делятся на две команды. Члены первой команды будут "воинами", второй – "шпионами".

"Воины" устраивают собственный лагерь, разрабатывают "планы военных действий". При этом "шпионы" должны подслушать или каким-то другим образом узнать, что за "планы военных действий" разработали "воины" и против кого они направлены.

"Шпионы" не имеют права действовать с помощью силы, они должны добиваться своего с помощью хитрости. Как только "планы военных действий" становятся известны "шпионам", игра прекращается. Затем игроки меняются, "шпионы" становятся "воинами" – и наоборот.

"Великие сыщики и преступники"

Перед началом игры следует договориться о территории, на которой будет проходить игра. Выбираются два-три человека. Они будут "великими сыщиками", еще два-три игрока становятся "преступниками". Остальные будут "мирными жителями". "Преступники" нападают на "мирных жителей", затем скрываются с добычей "в неизвестном направлении".

"Великие сыщики" должны найти место, где прячутся "преступники". Но сами "преступники" должны оставить какие-то знаки, где находится их резиденция. То есть они могут как бы случайно оставить где-то карту, на которой указано месторасположение их резиденции, или поступить каким-то иным образом.

Игра продолжается до тех пор, пока последний "преступник" не окажется пойманным. Затем игроки меняются местами, "сыщики" становятся "преступниками", и наоборот.

"Королевская война"

Ребята перед игрой договариваются о территории, на которой будет происходить действие, а также распределяют роли между всеми участниками. Поначалу они делятся на две команды, в которых существуют свои роли. Предполагаются следующие персонажи: "король", "полководец", "воины" как в первой команде, так и во второй. Первоначально происходит разговор двух "королей". Они могут беседовать о чем угодно, но по ходу беседы между ними должен разгореться какой-то конфликт. После этого "короли" объявляют друг другу войну.

"Полководцы" должны разработать определенный план военных действий, "воинам" же предстоит привести этот план в исполнение. А чтобы игра была более увлекательной и интересной, в нее следует играть большому числу игроков, потому что добавление в игру "мирных жителей", например "крестьян", "горожан", оживит ситуацию. Ведь в соответствии с ней "королевские войска" и той, и другой стороны могут брать в плен и "мирных жителей", вести сражения на территории обоих "королевств".

В этой игре также найдется место "шпионам", цель которых – выведывать секреты "враждебного королевства". Игра продолжается до тех пор, пока одно из "королевств" не будет побеждено. Для этого все "воины" должны быть "убиты", "ранены" или "взяты в плен". После этого первый тур игры заканчивается, игроки меняются ролями.

"Война роботов"

В начале игры все ребята делятся на две команды. Первая команда – "люди", вторая – "роботы". Игра заключается в том, что "роботы" нападают на "людей", между ними разгорается сражение. На "роботов" не действует какое-то определенное оружие, их можно уничтожить только особым образом.

Можно заранее договориться о том, какие именно способы подействуют на "роботов". Например, с ними в состоянии справиться только "лазерный луч". В игре "лазерный луч" можете заменить светом самого обыкновенного фонарика. То есть, чтобы нейтрализовать "робота", нужно направить на него вплотную луч фонарика.

"Роботы" должны избегать "лазерного луча". Но за то они могут пользоваться как силой, так и хитростью. Игра продолжается до тех пор, пока все роботы не будут "нейтрализованы". После этого игра продолжается, но участники меняются ролями.

"Бой на море"

Как обычно, начинается игра с договоренности о территории, на которой будет происходить действие. Затем следует распределить роли. Кто-то будет "капитаном корабля", кто-то – "матросами", а кто-то – "пиратами". Задача "капитана" – отдавать команды, "матросов" – защищаться от "пиратов". "Пираты" же норовят напасть на "корабль", "убить" или "взять в плен" всех, кто там находится.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не одержит победу над своими "врагами". После этого игроки меняются ролями, игра продолжается.

"Спасти принцессу"

В начале игры распределяются роли – и участники договариваются о территории, на которой намечено организовать действие. В этой игре предполагаются образы "принцессы", "разбойников", "воинов". Эти персонажи – самые необходимые для проведения действия.

Если ребят, желающих принять участие в спасении "принцессы", много, можно расширить круг действующих лиц "королем", "слугами", "мирными жителями" и прочими. Игра начинается таким образом: в "королевстве" живет "принцесса". "Разбойники" стремятся похитить девушку. Она старается от них спастись, "слуги" и "король" ее защищают.

И все же "разбойникам" удается "взять в плен" "принцессу". Они должны "заточить" ее в темницу. В этом случае "воины" должны спасти красавицу, освободить ее от "разбойников".

Между "воинами" и "разбойниками" разгорается сражение. И те, и другие могут действовать как силой, так и хитростью. Игра продолжается до тех пор, пока "принцесса" не окажется освобожденной. После этого игроки меняются ролями, и игра продолжается по этому же сценарию.

"Супермен и бандиты"

Сначала участники договариваются о территории, на которой организуется действие. Затем игроки распределяют роли. Выбирается один из ребят на роль "супермена". Несколько человек становятся "бандитами". Остальные участники будут "мирными жителями". Задача "бандитов" – нападать на "мирных жителей", задача "супермена" – защищать их от "бандитов". Несколько игроков становятся "полицейскими", они должны помогать "супермену" в его сражении с "бандитами".

"Супермен" может действовать как силой, так и хитростью.

Игра продолжается до тех пор, пока он не поймает всех "бандитов" и не сдаст их в "полицию". После этого игра продолжается, а участники меняются ролями.

"Звездные войны"

Сначала распределите роли, далее разделитесь на две команды. Первая состоит из "землян", вторая – из "инопланетян". Задача "землян" и "инопланетян" – "сражаться" между собой за освобождение людей и планеты от разрушающего нашествия чужой цивилизации.

В игре существуют особые условия: "сражения" можно устраивать только в "космосе", то есть на специально оговоренной территории. На "землю" инопланетяне не имеют права заходить, а "земляне" вполне могут отдохнуть на своей родной территории. Игра продолжается до тех пор, пока все "инопланетяне" не будут побеждены. Можно заранее обговорить все условия, то есть выбрать "оружие", которое "безотказно" воздействует на "инопланетян".

Как только все "инопланетяне" будут "побеждены", игроки меняются ролями – и игра продолжается.

"Марсианские сражения"

В начале игры распределяются роли. Несколько игроков становятся "марсианами", несколько – "земными воинами", остальные – "мирные жители". Им предстоит заниматься своими делами, то есть строить дома, работать, отдыхать. Цель "воинов" – защищать "землян". Задача "марсиан" – "похищать землян", "брать их в плен" и держать в каком-то строго установленном месте – на своем "космическом корабле" или в "космической темнице".

"Марсиане" должны "похитить" как можно больше "землян", одновременно стараясь избегать общения с "воинами". "Воины", наоборот, обязаны следить за "землянами", мешать "марсианам" похищать их.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь – "земляне" или "марсиане" – не одержит победу. Для этого "марсиане" должны быть нейтрализованы, а если проигрывают "земляне", значит они должны быть "взяты в плен" все до единого. После этого игра продолжается, а игроки меняются ролями.

"Грабители и прохожие"

Сначала распределяются роли. Несколько игроков становятся "грабителями", остальные должны быть "прохожими". Задача "грабителей" – подстеречь "прохожих" и отнять у них что-нибудь. Но "прохожим" надо как следует "защищаться".

Если "грабителю" удается что-нибудь отнять у "прохожего", последнему придется выйти из игры. А если "прохожий" оказался сильнее, чем "грабитель", значит из игры выходит этот "грабитель". "Прохожие" могут действовать сообща, то есть "ловить" "грабителей" не в одиночку, а вместе.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь – "грабители" или "прохожие" – не одержит победу. После этого игра продолжается, а игроки меняются ролями. Но в процессе действия и "грабителям", и "прохожим" запрещается устраивать драку. Конечно, шуточная потасовка вполне допускается, но она должна быть именно шуточной, а не жестокой.

Кто сильнее?

Все участники делятся на три команды. Первая команда – "супермены", вторая – "бандиты", третья – "мирные жители". Задача "бандитов" – нападать на "мирных жителей", задача "суперменов" – защищать их. При этом игра развертывается по следующему сценарию: "мирные жители" занимаются своими привычными делами. Когда на них нападают "бандиты", они не могут защищаться от них с помощью силы, они вправе только убегать.

За то "супермены" сами могут использовать любые восточные единоборства. Их задача – обезвредить "бандитов", поймать их и посадить в "тюрьму". Каждый "супермен" может действовать как в одиночку, так и в компании с другими. Если один "супермен" сможет поймать несколько "бандитов", он становится победителем в этой игре. "Бандиты" также могут использовать восточные единоборства. Если "бандиты" оказываются сильнее, то победителем становится кто-то из них. После этого игра продолжается, но игроки меняются ролями.

Особенно важно в этой игре не забывать держать себя в рамках дозволенного и не устраивать самой обыкновенной драки. Если игроки на самом деле не знают восточных единоборств, допустимо использовать их, что называется, "понарошку". Запрещается устраивать драку, и если кто-то нарушает это условие, он немедленно должен выйти из игры.

"Плохиш" и "Хорошиш"

Каждый ребенок обязательно хоть раз вел себя очень уж хорошо, и обязательно было такое, что он вел себя очень плохо. То же самое очень часто происходит и вокруг детей: взрослые ругаются, ссорятся, вредят друг другу. Эта игра поможет детям узнать, как все это выглядит со стороны, и учит их быть терпеливее к другим, умению правильно оценивать ситуацию.

Играющие делятся на пары. Ведущий пишет на карточках задания, а каждая пара поочередно их тянет. Затем пары выполняют полученное задание, стараясь как можно живописнее вжиться в роль. В помощь участники могут брать кого-либо из игроков другой пары. Победитель выбирается голосованием. Задания могут быть следующими:

1. Изобразить непослушного мальчика, который ссорится с мамой. Роль мамы и мальчика пара распределяет между собой самостоятельно. Причиной непослушания может служить отказ от манной каши, разбитое окно или отказ делать уборку в комнате.

2. Сыграть хорошего ученика и плохого, злого учителя, который, проверяя тетрадь, придирается к каждой букве.

Задача пары – показать, как хороший ученик постарается выйти из сложившейся ситуации.

3. Представить ссорящихся мужа и жену. Причина ссоры может быть следующей: позднее возвращение одного из них с работы, не готовый вовремя ужин, телевизор, не выключающийся с утра до ночи, или же день рождения, про который забыли. После миниатюры можно попросить остальных игроков объяснить, кто из данной пары являлся "хорошим", а кто "плохим" персонажем.

4. Проговорить диалог начальника и подчиненного. Начальник делает выговор о том, что подчиненный продал не тот продукт, продавец, в свою очередь, оправдывается. При этом основные черты характеров пара определяет самостоятельно. Остальные, как и в предыдущем варианте, угадывают, кто хороший, а кто плохой.

5. Изобразить пешехода, перебегающего дорогу на красный свет, и диалог между ним и шофером после этого. Затем попросите остальных объяснить, кто из них был плохим, а кто хорошим. При этом ведущий должен делать упор на то, что пешеход нарушил правила дорожного движения, но все равно продолжал ругаться и возмущаться.

"Грабители"

Все участники делятся на две команды. Первая команда – "грабители", вторая – "добропорядочные граждане". "Грабители" должны украсть какие-то предметы – кошельки, украшения, сувениры. Эти предметы предварительно нужно разложить в разных местах. Если игра проходит в комнате, предметы можно разложить на столе, на полках или в ящике стола. Если на улице – спрятать под камешки или в цветах.

Игра начинается по условному сигналу. "Добропорядочные граждане" занимаются своими делами, при этом им нужно внимательно следить за "грабителями". Как только кто-то из "грабителей" приготовится что-нибудь "украсть", кто-нибудь из "добропорядочных граждан" старается поймать его и взять в "плен".

Игра продолжается до тех пор, пока все "грабители" не окажутся "за решеткой". После этого игроки меняются ролями, "грабители" становятся "добропорядочными гражданами", а те, в свою очередь, – "грабителями".

В игре есть свои условия: "грабителей" можно ловить только в непосредственной близости к предмету, который он собирается "украсть". Если он успевает убежать, брать его в "плен" нельзя. Таким образом, "добропорядочным гражданам" нужно быть особенно внимательными при охране своего "богатства".

"Браконьеры"

В начале игры выбирается ведущий. Это – "лесник". Остальные игроки должны разделиться на две группы. Первая группа будет "дикими животными", а вторая – "браконьерами". "Дикие животные" спокойно гуляют по лесу, а "браконьеры" ловят их.

"Браконьер" может "убить" "животное", а может поймать его и "посадить в клетку". Если "животное убито", участник, исполняющий его роль, должен выйти из игры. Если "животное" "посажено в клетку", его еще можно "спасти". "Спасением" занимается "лесник". Он должен "ловить браконьеров".

Игра продолжается до тех пор, пока все "браконьеры" не будут обезврежены или не будут пойманы и "убиты" все "звери". В этом случае игру продолжают, когда игроки поменяются ролями. "Браконьеры" становятся "дикими животными", а те, в свою очередь, – "браконьерами". Снова из числа участников игры выбирается ведущий, исполняющий роль "лесника".

"Как ограбить банк"

Выбирается ведущий. Остальные участники делятся на две группы. Первая из них – "полицейские", а вторая – "бандиты". Эти предлагают различные способы, с помощью которых можно ограбить банк. "Полицейские" придумывают свои варианты, благодаря которым можно предотвратить это ограбление.

Ведущий внимательно следит за высказываниями участников. После этого он подводит итоги. Условие игры в том, что на каждый способ, предложенный "бандитами", "полицейские" должны придумать точный ответный ход. В этом случае "полицейские" получают очко. Если же "полицейские" не могут предотвратить какого-то способа ограбления, то "бандитам" засчитывается очко. В конце игры нужно подсчитать очки – побеждает та команда, которая набирает больше очков.

"Воины тьмы и света"

В начале игры определите территорию, на которой будет происходить "сражение". Выбирается ведущий, его задача – подвести итоги в конце игры, следить за выполнением правил игры. Все игроки делятся на две группы. Первая – "воины тьмы", а вторая – "воины света". Между ними происходят "сражения". Условие: "воины света" могут сражаться как днем, так и ночью. А "воины тьмы" могут сражаться только ночью.

Ведущий объявляет: "Ночь" (или "День"). Когда объявляется ночь, то на выбранную территорию выходят "воины тьмы". "Воины света" начинают их ловить. Например, если "воин света" догонит "воина тьмы", тот должен выйти из игры. Если несколько "воинов тьмы" догонят и поймают "воина света", значит он выходит из игры. Как только ведущий объявляет "День", "воинам тьмы" следует прятаться в собственную резиденцию. Если кто-то не успел спрятаться, он должен выйти из игры.

В конце ведущий подводит итоги. Он должен объективно оценить игру каждой команды, то есть активность и быстроту ребят. Побеждает команда, которая показала наибольшую активность и вела "военные действия" с неослабным азартом.

"Охранное агентство"

Все участники делятся на три группы. Первая – "бизнесмены", вторая – "охранники", третья – "бандиты". Каждый "бизнесмен" обращается в "охранное агентство" и нанимает себе "охранников".

После этого "бизнесмен" отправляется в командировку или начинает заниматься выполнением собственной работы. "Бандиты" нападают на "бизнесмена", требуют от него деньги. "Охранники" защищают "бизнесмена", иногда им приходится вступать в борьбу с "бандитами". Если "бандиты" оказываются сильнее, то "бизнесмену" придется отдавать им какой-то выкуп. Если "охранники" оказываются сильнее, то "бандитам" придется выходить из игры.

В конце подводятся итоги. Победителем может оказаться команда "бандитов" или команда "бизнесменов". Потом игроки меняются ролями, и игра продолжается.

"Племя дикарей"

Все участники делятся на две команды. Первая – это "дикари", вторая – "путешественники". Необходимо определить территорию, на которой состоится игра. Все "путешественники" спокойно располагаются на ней. "Дикари" в это время прячутся.

Играть лучше всего там, где много кустов, травы, например в небольшом лесочке или парке. Как только какой-нибудь "путешественник" уходит слишком далеко от своих товарищей, на него могут напасть "дикари". Он должен убегать от них. Если "дикари" догнали "путешественника", они могут "съесть" его или "взять в плен". "Съеденный" игрок выходит из игры.

"Взятых в плен" путешественников можно спасти. Для этого необходимо "напасть" на "дикарей" и устроить "сражение". "Убитые дикари" также выходят из действия. Игра продолжается до тех пор, пока все "путешественники" или все "дикари" не выйдут из игры. После этого игроки меняются ролями и игра продолжается.

"Монстры"

Все участники делятся на две группы. Первая – "монстры", вторая – "космонавты". Каждый "космонавт" должен исследовать новую территорию. Для этого он уходит от своих друзей и начинает действовать в одиночку. В это время на него нападают "монстры". Все "монстры" должны быть с завязанными глазами, поэтому "космонавт" может от них спрятаться. "Монстры" никогда не ходят в одиночку, они всегда охотятся сообща. Если они поймали кого-нибудь из "космонавтов", тот выходит из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока все "космонавты" не окажутся за пределами игрового поля. После этого игроки меняются ролями и игра продолжается.

"Водолазы и водяные"

Начинается игра с разделения ребят на две группы. Первая – "водолазы", вторая – "водяные". Далее определяется территория предстоящего действия. Она будет считаться "морем" или "океаном". Например, это может быть большая площадка.

"Водяные" живут в "море", они должны ловить "водолазов". Если "водяные" поймали "водолаза", тот выходит из игры. Но "водолазы" могут защищаться. У них есть оружие, значит они могут "убить" "водяного". "Убитый" "водяной" выходит из игры.

Таким образом игра продолжается до тех пор, пока участники какой-то одной команды не выйдут из игры в полном составе. После этого игроки меняются ролями, игра продолжается.

"Опасные игры"

Выбирается ведущий. Он должен внимательно наблюдать за ходом действия, чтобы подвести итоги в конце игры. Все остальные делятся на две группы. Первая состоит из "бандитов" и "грабителей", а вторая – из "добропорядочных граждан".

"Бандиты" предлагают различные ситуации, которые показывают, какие действия они могут совершить для собственного обогащения. Например, они могут ограбить банк, получить много денег путем мошенничества и т. д. "Добропорядочные граждане" приводят в ответ собственные возражения, объясняя, что "бандиты" подвергают себя различным опасностям.

Словом, задача "добропорядочных граждан" – доказать, насколько опасна жизнь "бандитов". Ведущий внимательно наблюдает за игрой, а каждая команда в итоге получает за свои высказывания определенное количество очков. В конце игры подводится общий итог. Побеждает та команда, которая набирает больше очков. Потом игроки меняются ролями, игра продолжается.

"Барышня и хулиганы"

Выбирается ведущий. Он наблюдает за ходом игры, за участниками, в конце подводит итоги. Все ребята делятся на две команды. Первая из них описывает различные ситуации, в которых рассказывается об опасностях, подстерегающих всех людей. Например, ночью, когда темно и нет на улицах прохожих, на молодую девушку, возвращающуюся домой, вдруг нападают хулиганы.

Вторая команда должна немедленно продолжить ситуацию таким образом, чтобы стало ясно – из любого, даже самого трудного и опасного положения есть выход. Например, они продолжают рассказ: "Вдруг девушка поднимает камень с земли и бросает в окно ближайшего дома. При этом она громко кричит: "Помогите! Пожар!" Проснувшиеся люди немедленно высовываются в окно, начинается переполох. Хулиганы, испуганные неожиданным поворотом событий, убегают".

Участники первой команды могут предложить любую ситуацию.

Например, человек возвращается к себе домой и вдруг видит, что дверь его квартиры открыта. Он собирается войти туда, как вдруг слышит голоса, и понимает, что дома – грабители.

Члены второй команды немедленно предлагают выход: человек быстро бежит к соседям, просит вызвать милицию. А сам караулит грабителей возле подъезда. Когда они выходят, он ищет способы задержать их до приезда милиции. Для этого он быстро обращается к ним и предлагает купить "Гербалайф". Он представляется распространителем этого чудесного продукта и начинает энергично расхваливать свой товар. Ему следует быть настолько убедительным, чтобы грабители не могли от него отделаться. Действуя так, он успешно удерживает их возле дома до тех пор, пока не приезжает милиция.

Задача участников второй группы – придумать самые разные, иногда даже невероятные способы спасения от хулиганов и бандитов. Ведущий наблюдает за высказываниями каждого игрока. За каждый ответ команды получают определенное количество очков. В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, набравшая больше очков. После этого игроки меняются ролями, игра продолжается.

Татьяна Николаевна Образцова "Ролевые игры для детей"

Профессиональные игры. Часть 1