Правосубъектность государственно подобных образований. Международная правосубъектность иных участников международных отношений (тнк, мнпо, индивида, человечества), в том числе государственно-подобных образований


К государственно-подобным образованиям относится Ватикан (Святой престол).

Государство Ватикан является особым образованием, созданным в соответствии с Латеранским договором между Италией и Святым пре­столом от 11 февраля 1929 года и наделенным некоторыми чертами государственности, что означает чисто формальное выражение само­стоятельности и независимости Ватикана в мировых делах.

В настоящее время общепризнано, что Святейший престол явля­ется субъектом международного права. Такое признание со стороны международного сообщества он получил вследствие его международ­ного авторитета как независимого руководящего центра католической церкви, объединяющего всех католиков мира и активно участву­ющего в мировой политике.

Именно с Ватиканом (Святым престолом), а не с Государством-городом Ватикан поддерживают дипломатические и официальные отношения 165 стран мира, включая Российскую Федерацию (с 1990 г.) и практически все страны СНГ. Ватикан участвует во многих двусто­ронних и многосторонних международных соглашениях. Имеет ста­тус официального наблюдателя в ООН, ЮНЕСКО, ФАО, является членом ОБСЕ. Ватикан заключает особые международные догово­ры - конкордаты, которые регулируют взаимоотношения католи­ческой церкви с государственными властями, имеет во многих стра­нах послов, именуемых нунциями.

В международно-правовой литературе можно встретить утверж­дение, что определенной международной правосубъектностью обла­дает Суверенный военный орден св. Иоанна Иерусалимского, Родос­ского и Мальтийского (Мальтийский орден).

После потери территориального суверенитета и государственно­сти на острове Мальта в 1798 году Орден, реорганизовавшись при поддержке России, обосновался с 1844 года в Италии, где были под­тверждены его права суверенного образования и международная правосубъектность. В настоящее время Орден поддерживает официальные и дипломатические отношения с 81 государством, включая Россию, представлен наблюдателем в ООН, а также имеет своих офи­циальных представителей при ЮНЕСКО, ФАО, Международном комитете Красного Креста и в Совете Европы.

Штаб-квартира Ордена в Риме пользуется неприкосновенностью, а глава Ордена - Великий магистр обладает иммунитетами и приви­легиями, присущими главе государства.

Однако Мальтийский орден по своей сущности является между­народной неправительственной организацией, осуществляющей бла­готворительную деятельность. Сохранение в названии Ордена тер­мина «суверенный» - исторический анахронизм, поскольку свойством суверенности обладает лишь государство. Скорее этот термин в названии Мальтийского ордена с точки зрения современной меж­дународно-правовой науки означает «независимый», чем «суверен­ный».

Поэтому Мальтийский орден не считается субъектом международ­ного права, несмотря на такие атрибуты государственности, как под­держание дипломатических отношений и обладание иммунитетами и привилегиями.

История международных отношений знает и другие государствен­но-подобные образования, которые обладали внутренним самоуп­равлением и некоторыми правами в области международных отно­шений.

Чаще всего такие образования носят временный характер и возникают как следствие неурегулированности территориальных претензий различных стран друг к другу.

Именно к этой категории исторически относились Вольный го­род Краков (1815-1846 гг.), Свободное государство Данциг (ныне Гданьск) (1920-1939 гг.), а в послевоенный период Свободная терри­тория Триест (1947-1954 гг.) и, в определенной степени, Западный Берлин, который пользовался особым статусом, установленным в 1971 году четырехсторонним соглашением СССР, США, Великобри­тании и Франции. Режим, близкий к статусу «вольного города», су­ществовал в Танжере (1923-1940 и 1945-1956 гг.), в Сааре (1919-1935 и 1945-1955 гг.), а также был предусмотрен на основе резолюции ГА ООН от 26 ноября 1947 г. для Иерусалима.

Общим для политико-территориальных образований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавались на ос­нове международных соглашений.

Такие соглашения предусматривали независимое конституцион­ное устройство, систему органов государственного управления, пра­во издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные

Международный режим, установленный в отношении «вольных городов» и аналогичных политико-территориальных образований, в большинстве случаев предусматривал их демилитаризацию и нейт­рализацию. Гарантами соблюдения их международного режима ста­новились либо международные организации (Лига Наций, ООН), либо отдельные заинтересованные страны.

В сущности, эти образования представляли собой «особые между­народные территории», которые впоследствии стали частью соответ­ствующих государств. Поскольку договоры и иные акты не предусматривали наделения этих образований международной правосубъ­ектностью, то на международной арене их представляли определенные государства.

Международные организации

Только международные межправительственные организации от­носятся к производным (вторичным) субъектам международного пра­ва. Неправительственные международные организации этим каче­ством не обладают.

В отличие от правосубъектности государств, правосубъектность международных межправительственных организаций носит функ­циональный характер, поскольку она ограничена компетенцией, а также целями и задачами, определенными учредительным доку­ментом.

Часто за международными организациями признается право на «подразумеваемые полномочия», т.е., теми, которые организация вправе осуществлять в целях реализации уставных функций, но которые не прописаны в уставе. С данной концепцией можно согласиться, если она подразумевает согласие членов организации.

Кроме межправительственных организаций, субъектами между­народного права могут быть и иные международные органы. Так, в соответствии со ст. 4 Римского Статута Международного уголовно­го суда от 17 июля 1998 г. названный суд обладает международной правосубъектностью. Естественно, что правосубъектность Междуна­родного уголовного суда является ограниченной по сравнению с та­ковой межправительственных организаций. Международный уголов­ный суд обладает такой международной правосубъектностью, которая необходима для осуществления целей и задач в рамках его ком­петенции.

Нации (народы), борющиеся за независимость

Если нация (народ) начинает борьбу за независимость и создает органы освобождения, которые эффективно осуществляют управление и контроль над значительной частью народа и территории, обеспечивают в ходе борьбы соблюдение норм МП, а также представляют народ на международной арене, то за ним может быть признана м/д правосбъектность.

Воюющая сторона - Национальный комитет «Сражающаяся Франция», позже – Французский комитет национального освобождения, Организация освобождения Палестины (ООП).

Государственно-подобные образования

К государственно-подобным образованиям относится Ватикан (Святой престол).

Государство Ватикан является особым образованием, созданным в соответствии с Латеранским договором между Италией и Святым пре­столом от 11 февраля 1929 года и наделенным некоторыми чертами государственности, что означает чисто формальное выражение самостоятельности и независимости Ватикана в мировых делах.

В настоящее время общепризнано, что Святейший престол явля­ется субъектом международного права. Такое признание со стороны международного сообщества он получил вследствие его международ­ного авторитета как независимого руководящего центра католической церкви, объединяющего всех католиков мира и активно участву­ющего в мировой политике.

Именно с Ватиканом (Святым престолом), а не с государством-городом Ватикан поддерживают дипломатические и официальные отношения 165 стран мира, включая Российскую Федерацию (с 1990 г.) и практически все страны СНГ. Ватикан участвует во многих двусто­ронних и многосторонних международных соглашениях. Имеет ста­тус официального наблюдателя в ООН, ЮНЕСКО, ФАО, является членом ОБСЕ. Ватикан заключает особые международные догово­ры - конкордаты, которые регулируют взаимоотношения католи­ческой церкви с государственными властями, имеет во многих стра­нах послов , именуемых нунциями.

В международно-правовой литературе можно встретить утверж­дение, что определенной международной правосубъектностью обла­дает Суверенный военный орден св. Иоанна Иерусалимского, Родос­ского и Мальтийского (Мальтийский орден).

После потери территориального суверенитета и государственности на острове Мальта в 1798 году Орден, реорганизовавшись при поддержке России, обосновался с 1844 года в Италии, где были подтверждены его права суверенного образования и международная правосубъектность. В настоящее время Орден поддерживает офи­циальные и дипломатические отношения с 81 государством, включая РФ, представлен наблюдателем в ООН, а также имеет своих офи­циальных представителей при ЮНЕСКО, ФАО, Международном комитете Красного Креста и в Совете Европы.

Штаб-квартира Ордена в Риме пользуется неприкосновенностью, а глава Ордена - Великий магистр обладает иммунитетами и приви­легиями, присущими главе государства.

Однако Мальтийский орден по своей сущности является между­народной неправительственной организацией, осуществляющей бла­готворительную деятельность. Сохранение в названии Ордена тер­мина «суверенный» - исторический анахронизм, поскольку свой­ством суверенности обладает лишь государство. Скорее этот термин в названии Мальтийского ордена с точки зрения современной меж­дународно-правовой науки означает «независимый», чем «суверен­ный».

Поэтому Мальтийский орден не считается субъектом международ­ного права, несмотря на такие атрибуты государственности, как под­держание дипломатических отношений и обладание иммунитетами и привилегиями.

История международных отношений знает и другие государствен­но-подобные образования, которые обладали внутренним самоуп­равлением и некоторыми правами в области международных отно­шений. Чаще всего такие образования носят временный характер и воз­никают как следствие неурегулированности территориальных пре­тензий различных стран друг к другу. Именно к этой категории исторически относились Вольный го­род Краков (1815-1846 гг.), Свободное государство Данциг (ныне Гданьск) (1920-1939 гг.), а в послевоенный период Свободная терри­тория Триест (1947-1954 гг.) и, в определенной степени, Западный Берлин, который пользовался особым статусом, установленным в 1971 году четырехсторонним соглашением СССР, США, Великобри­тании и Франции.

Субъекты федеративных государств

Компоненты международно-правового статуса республик, областей, краев и других субъектов РФ воплощены в Федеральном законе от 4 января 1999 г. «О координации между­народных внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Прежде всего, подтверждено и конкретизировано конституционное право субъектов РФ в пределах предоставлен­ных им полномочий осуществлять международные и внешнеэкономические связи, т. е. право на отношения, выходящие за внутригосударственные рамки. Субъекты вправе поддерживать связи с субъектами иностранных федеративных госу­дарств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а с согласия Правительства РФ - и с органами государственной власти иностранных государств. Пре­дусмотрено также право на участие в деятельности международ­ных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Связи субъектов с иностранными партнерами , согласно Закону, могут осуществляться в торгово-экономической, научно-технической, экономической, гуманитарной, культур­ной и иных областях . В процессе этой деятельности субъекты РФ имеют право на ведение переговоров с указанными ино­странными партнерами и на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Такие согла­шения заключаются прежде всего с равноуровневыми контр­агентами - с членами (субъектами) зарубежных федеративных государств и с административно-территориальными единицами унитарных стран. Вместе с тем сохраняется практика взаимосвязей с центральными органами иностранных государств.

В то же время Конституционный Суд РФ в определении от 27 июня 2000 г. подтвердил свою правовую позицию относительно того, что «республика не может быть субъектом международного права в качестве суверенного госу­дарства и участником соответствующих межгосударственных отношений...». При толковании этого положения допустим ак­цент именно на отрицании суверенного статуса республики, что означает признание и осуществление не основанных на су­веренитете международных и внешнеэкономических отноше­ний (связей) с определенными контрагентами, указанными в Федеральном законе от 4 января 1999 г.

Физические лица

В некоторых учебниках за рубежом и в России утверждается, что субъектами МП являются физические лица. Обычно в качестве аргумента приводится ситуация с правами челове­ка. Императивные нормы МП закрепили все основные права человека. Учреждены международные суды по правам человека. Каждый человек связи с нарушением его прав может теперь подать в международный суд жалобу на собственное государство.

На самом деле все международно-правовые акты по вопросам прав человека регулируют данную проблематику не напрямую, а через межгосударственное сотрудничество. Международные акты закрепляют права и обязанности государств как субъектов МП, а уже затем государства обепочивают или обязаны обеспечить соответствующие права в своем внуреннем праве.

Права человека - это один из примеров того, как современное международное право концентрируется на регулировании не собственно поведения субъектов МП, а на внутренних правовых режимах. В данном случае.- на внутреннем правовом режиме, касающемся прав человека. Нормы МП все чаще и больше воздействуют на внутренние правовые режимы государств, будь то в сфере экономической, финансовой или конституционной, административной, уголовной.

Именно поэтому можно утверждать, что предметом регулирования посредством МП являются две большие группы межгосударственных отноше­ний: а) отношения между субъектами МП по поводу их поведения в междуна­родной системе; б) отношения между субъектами МП по поводу их внутрен­них правовых режимов. И акцент в международно-правовом регулировании постепенно смещается на вторую группу межгосударственных отношений.

Поэтому можно говорить об усилении взаимного переплетения МП и внутреннего права при примате МП. Единство внутреннего права и МП называют Глобальным правом.

Только если смотреть на любую правовую проблему в свете Глобального права (т. е. комплекса из внутреннего и международного права), мож­но допустить, что субъектами Глобального права являются как публичные лица, так и частные лица.

Физические лица могут быть признаны в качестве субъекта МП, если только сами государства признают их таковыми. Однако нет каких-либо международных актов, на основании которых можно было бы сделать вывод о международной правосубъектности индивидов. Признание индивида субъектом МП означало бы, что мы имеем дело уже с каким-то другим (не международным) правом. Такое «другое право» - это Глобальное право.

Проявлением Глобального права можно считать, например, наличие в МП уголовной ответственности индивида за преступления против мира и безопасности человечества, практику Европейского суда по правам чело­века и др. В этих случаях признается, что международно-правовые нормы могут порождать права и обязанности для физических лиц непосредственно напрямую, а не через посредство государств.

Международная правосубъектность иных участников международных отношений (ТНК, МНПО, индивида, человечества), в том числе государственно-подобных образований

Правосубъектность государственно-подобных образований

В международном праве в соответствии с межгосударственными договорами в прошлом и в настоящее время предоставляется специальный международно-правовой статус для некоторых политико-территориальных (государственно-подобных) образований. В соответствии с такими международными договорами эти образования наделяются определенными правами и обязанностями и тем самым становятся субъектами международно-правового регулирования. Их международная правосубъектность определяется тем, что они способны самостоятельно, независимо от государств и других субъектов международно-правового общения осуществлять установленные юридические права и обязанности. Соответствующая международная правоспособность определяется положениями указанных договоров, а в некоторых случаях и обычно-правовыми нормами. К ним относятся:

  • 1) вольные города. Им в прошлом принадлежал специальный международно-правовой статус. Так, согласно Венскому трактату 1815 г. "вольным, независимым и совершенно нейтрализованным" городом был провозглашен Краков (существовал до 1846 г.). Версальским мирным договором 1919 г. был установлен специальный международно-правовой статус "свободного государства" Данциг (1920–1939 гг.). Мирный договор с Италией 1947 г. предусматривал образование "Свободной территории Триест" (практически она не была образована; ее части вошли в состав Италии и Югославии);
  • 2) Западный Берлин – также обладал особым международно-правовым статусом. Основным международно-правовым актом, регулировавшим его международно-правовое положение, было четырехстороннее соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией от 03.09.197 i. Согласно соглашению западные секторы города были объединены в особое политическое образование со своими органами власти (Сенатом, прокуратурой и т.д.), которым были переданы часть государственных полномочий. Ряд правомочий осуществлялись союзными властями держав-победительниц. Интересы населения города в международных отношениях представлялись и защищались консульскими должностными лицами ФРГ. Статус Западного Берлина прекращен в 1990 г.;
  • 3) Ватикан – резиденция главы католической церкви (папы римского) в особом районе Рима, называют иногда город-государство. Его правовой статус определяется соглашением 1984 г. между Италией и "святым престолом". Ватикан поддерживает внешние связи со многими государствами, в частности с католическими странами; он учреждает в них свои постоянные представительства, возглавляемые папскими нунциями или легатами. Ватикан участвует во многих международных конференциях и является участником многих международных соглашений. Кроме того, он является членом ряда универсальных международных организаций (ВПС, МАГАТЭ, МСЭ и др.), имеет постоянных наблюдателей при ООН, МОТ, ЮНЕСКО и некоторых других организациях.

Проблема международной правосубъектности индивида

Долгое время отечественная наука отрицала за индивидами качество международной правосубъектности. Ситуация изменилась в период "перестройки" в СССР, когда многие ученые стали призывать к пересмотру этой точки зрения. Дело в том, что государства как основные субъекты международного права все чаще путем согласования своих воль создают нормы, направленные не только на регулирование их взаимных отношений, но и нормы, адресованные другим лицам и образованиям. Эти нормы могут иметь адресатами МНПО, отдельные международные органы (комиссии, комитеты, судебные и арбитражные органы), служащих ММПО, т.е. лиц и образования, которые сами не обладают способностью создавать нормы международного права.

Хотя большинство норм, имеющих целью воздействовать па правовое положение личности, непосредственно адресованы государствам и обязывают их обеспечить индивидам определенную совокупность прав и свобод, в некоторых случаях, связанных с деятельностью международных органов по правам человека, международно-правовые нормы определяют нрава и обязанности индивида непосредственно.

Сложнее, конечно, обстоит дело с международной правосубъектностью индивидов по отношению к международным документам в области прав человека в случаях, если индивид непосредственно не может выступать перед международными органами.

Конечно, чаще всего нормы международного права, направленные на регулирование поведения физических или юридических лиц – субъектов внутригосударственного права, действуют в отношении них не прямо, а опосредовано нормами национального права. Однако в ряде случаев правами и обязанностями по международному праву непосредственно наделяются лица и образования, не обладающие способностью создавать нормы международного права.

Фактически круг лиц и образований, являющихся субъектом международного права, зависит от того, какое определение субъекта международного права дается. Если субъекты международного права определить как "образования, независимые друг от друга, не подчиненные в области международных отношений какой-либо политической власти, обладающие юридической способностью к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей, установленных международным правом" , то индивиды и юридические лица, а также МНПО не обладают качеством международной правосубъектности. Если же в качестве субъектов международного права рассматривать все лица и образования – носители прав и обязанностей непосредственно в силу норм международного права, то придется признавать субъектами международного права индивидов, в том числе служащих ММПО, определенный круг юридических лиц, МНПО, различные международные органы.

Вероятнее всего, в международном праве речь должна идти о двух категориях субъектов. К первой относятся те, которые обладают правами и обязанностями, непосредственно вытекающими из норм международного права, и сами непосредственно участвуют в создании этих норм, в обеспечении их соблюдения. Это в первую очередь государства, а также народы и нации, реализующие свое право на самоопределение, ММПО. Во вторую категорию входят индивиды, МНПО, ряд международных хозяйственных объединений (МХО), международные органы (комиссии, комитеты, судебные и арбитражные органы). Они, обладая определенным довольно ограниченным кругом прав и обязанностей по международному праву, сами непосредственно не участвуют в процессе создания норм международного права.

  • Международное право: учебник / под ред. Г. И. Тункина. М., 1982. С. 82.

Государственно-подобные образования

Определенным объемом международной правосубъектности обладают государственно-подобные образования. Они наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей и тем самым ста­новятся субъектами международного права. Такие образования обладают территорией, суверенитетом, имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные до­говоры.

В их числе были т.н. «вольные города», Западный Берлин. К данной категории субъектов относятся Ватикан, Мальтийский орден и Святая Гора Афон. Поскольку данные образования боль­ше всего походят на мини-государства и имеют почти все признаки государства, они получили название «государственно-подобных формиро­ваний».

Правоспособность вольных городов определялась соответствую­щими международными договорами. Так, согласно положениям Вен­ского трактата 1815 г. вольным городом был объявлен Краков (1815 – 1846 гг.). По Версальскому мирному договору 1919 г. статусом «сво­бодного государства» пользовался Данциг (Гданьск) (1920 – 1939 гг.), а в соот­ветствии с мирным договором с Италией 1947 г. предусматривалось создание Свободной территории Триест, которая, впрочем, так и не была создана.

Особым статусом, предоставленным четырехсторонним соглаше­нием по Западному Берлину 1971 г., обладал Западный Берлин (1971 – 1990 гг.). В соответствии с этим соглашением западные секто­ры Берлина были объединены в особое политическое образование со своими органами власти (Сенатом, прокуратурой, судом и т.д.), кото­рым была передана часть полномочий, например, издание норматив­ных актов. Ряд правомочий осуществлялся союзными властями дер­жав-победительниц. Интересы же населения Западного Берлина в международных отношениях представлялись и защищались консуль­скими должностными лицами ФРГ.

Ватикан – государство-город, расположенный в пределах столи­цы Италии – Рима. Здесь находится резиденция главы католической церкви – Папы Римского. Правовое положение Ватикана определено Латеранскими соглашениями, подписанными между итальянским государством и Святым престолом 11 февраля 1929 г., которые в основном действуют и в настоящее время. В соответствии с этим доку­ментом Ватикан пользуется определенными суверенными правами: имеет свою территорию, законодательство, гражданство и т.д. Вати­кан активно участвует в международных отношениях, учреждает в других государствах постоянные представительства (представительство Ватикана есть и в России), возглавляемые папскими нунциями (послами), участвует в международных организациях, в конференциях, подписывает международные договоры и т.д.

Мальтийский орден представляет собой религиозное формирова­ние с административным центром в Риме. Мальтийский орден активно участвует в международных отношениях, заключает договоры, обме­нивается представительствами с государствами, имеет миссии наблю­дателей в ООН, ЮНЕСКО и ряде других международных организа­ций.



Святая Гора Афон (Афон) – это самостоятельное монашеское государство, расположенное на полуострове в Восточной Греции, в районе Халкидики. Оно находится во владении особого православного монашеского объединения. Управление осуществляют сообща представители каждого из 20-ти монастырей. Органом управления Афоном является Священный кинот, в который входят представители всех 20-ти монастырей Афона. А высшая церковная власть на Афоне принадлежит не афинскому патриарху, а константинопольскому, как и в византийскую эпоху. Въезд на территорию государственно-подобного образования запрещен для женщин и даже для домашних животных женского пола. Паломникам для посещения Святой Горы Афон необходимо получить специальное разрешение – «диамонитирион». В последние годы Европейский Совет неоднократно требовал от греческого правительства открыть доступ на Афон всем желающим, в том числе и женщинам. Православная церковь резко выступает против этого в целях сохранения традиционного монашеского уклада жизни.

УДК 342 ББК 67

ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ В ГОСУДАРСТВЕННО ПОДОБНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Виталий Васильевич Оксамытный,

руководитель Научного центра сравнительного правоведения, заведующий кафедрой теории и истории государства и права

Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.01 - история учений о праве и государстве

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются проблемы, связанные с содержанием правовых систем в иных, чем государства, государственно организованных образованиях, - непризнанных государствах, территориях с ассоциированной государственностью, зависимых территориях.

Ключевые слова: правовая система, государство, государственно подобные образования, непризнанные государства, территории с ассоциированной государственностью, зависимые территории.

LEGAL SYSTEMS IN STATE-LIKE FORMATIONS

Vitally V. Oksamytnyy,

Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Head of the Scientific Center of Comparative Law, Head of the Department of Theory and History of State and Law of the А.S. Griboedov Institute of International Law and Economics

Abstract. In article the author deals with problems related to the content of legal systems in state-organized entities other than the state - unrecognized states, territories with associated statehood, dependent territories.

Keywords: legal system, state, state-like formations, unrecognized states, territories with associated statehood, dependent territories.

Государственно-правовая карта современности свидетельствует о том, что системообразующие процессы становления, закрепления и развития государственности, начавшиеся тысячи лет тому в недрах родового общества, далеки от завершения.

В специальных источниках указывают на существование на современной карте мира более 250 различных стран1, из которых около 200 признаются независимыми государствами. Последние обладают суверенным территориальным и личностным верховенством, признаны всем международным сообществом и в таком качестве являются полноправными государствами-членами Организации Объединенных Наций2.

1 См., например, Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ) // URL: http//www.kodifikant.ru.

2 Члены Организации Объединенных Наций. // URL: http:// www.un.org./ru/members.

В то же время, выделяя основоположную категорию современного мира, следует различать зачастую смешиваемых и нередко используемых как синонимичные понятия - «государство», «страна», «государственно подобные образования», «квазигосударство», «государственно организованные общества (сообщества)». Понятие «страна» скорее относится к историческим, культурным, общегеографическим (общность территории), другим факторам (особенности проживания и сложившейся культуры населения, привносимые языком общения, обычаями, традициями, менталитетом, религией) и, в силу этого, носит менее официальный характер.

Вполне возможны случаи, когда страной называют также колониальные владения, либо одна страна могла быть представлена двумя и более государственными образованиями.

В частности, Германия с 1949 по 1990 годы состояла из Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии и «особой политической единицы» - Западного Берлина, имевшего собственные властные структуры и даже конституцию 1950 года.

Йемен как страна был разъединен на протяжении трех десятилетий и состоял из собственно Йеменской Арабской Республики и Народной Демократической Республики Йемен, пока не был объединен также в 1990 году в единое государство - Республику Йемен.

«Временное» разделение Вьетнама по результатам Женевской конвенции 1954 года вылилось в существование двух государств - Демократической Республики Вьетнам и Государства Вьетнам вплоть до их принудительного объединения в 1976 году в качестве Социалистической Республики Вьетнам.

После Второй мировой войны Корея была разделена по 38-ой параллели северной широты на две зоны военной ответственности - советскую и американскую, а в 1948 году на территории этих зон возникли: Корейская Народная Демократическая Республика на севере некогда единого государства и Республика Корея на юге страны, и т.д.

Различие в понимании и применении данных понятий существует, в частности, в европейских языках. Так, в английском языке - со словами «country», которое ближе к понятию «страна», и «state» (государство). В то же время в определенном контексте, как и в русском языке, они могут выступать как взаимозаменяемые.

К реалиям современного мира относят, в частности, ситуации, при которых ряд образований с элементами государственности, оспаривающих свою принадлежность к «материнским странам», претендуют на создание собственных государств и таковыми себя считают.

До сих пор существуют остатки колониальной системы, которые в эпоху политической корректности принято называть в рамках статистики, принятой в ООН, зависимыми территориями. Более 40 территориальных владений, зависимых или «самоуправляющихся» территорий, разбросаны по пространствам Земли. И большинство из них, обладая определенными самостоятельными правовыми

полномочиями, настаивают на предоставлении им особого государственного статуса.

Помимо стран, объявляющих о своей фактической либо мнимой независимости, в мире остаются и иные государственно организованные образования, которые обладают практически большинством характерных черт государства за исключением такого его определяющего в современную эпоху признака, как международного признания.

Среди них особое место занимают государственно организованные образования, претендующие на полную самостоятельность, однако считающиеся так называемыми непризнанными государствами, государствами в стадии становления, квазигосударствами.

Подобных образований, как в недавней истории, так и сегодня, насчитываются десятки3. У каждого - собственная судьба и место в мировом государственно организованном сообществе.

Причинами их появления могут быть как революционные потрясения, так затяжные межконфессиональные и межнациональные конфликты, национально-освободительная борьба и стремление отдельных частей сложносоставного государства к самостоятельности и независимости.

Они могут быть поддержаны единомышленниками в других странах, признаны соседями или влиятельными державами, могут десятилетиями оставаться в политической, экономической или военной блокаде. И в то же время поддерживать на собственной территории порядок, осуществлять властные, фискальные и иные функции, то есть обладать собственной правовой системой.

Правопорядок формируется на основе функционирования всех составных частей механизма действия права (а в него практически включаются как «неподвижные» элементы (например, источники права), так и процессы правотворчества, право-реализации и правотолкования) . И потому установление правового порядка в качестве цели правовой системы предполагает рассмотрение последней и в статике, и в динамике, что дает возможность включать в содержание правовой системы совокупность ее элементов и связей между ними.

3 Современные непризнанные государства и страны мира // URL: http://visasam.ru/emigration/vybor/nepriznannye-strany.html

Предлагаемая ниже трактовка компонентов правовой системы, учитывая проведенные в юридической науке сравнительные исследования, обращает внимание на последовательность проявления ее структурных частей и взаимосвязи между ними, рассматривая их как универсальные категории, характерные практически всем государственно организованным обществам:

Право во всех его проявлениях в общественной жизни (естественное и позитивное, легитимное и законодательное, субъективное и объективное, обычное и формальное, официальное и теневое и т.п.);

Правопонимаиие в совокупности доминирующих правовых учений общества, уровня и особенностей правового мышления народа;

Правотворчество как познавательный и процедурно зафиксированный способ подготовки, оформления и принятия общеобязательных правил поведения в обществе;

Источники права как официальные юридические документы и/или положения, содержащие общеобязательные правила поведения в государственно-организованном обществе;

Юридический массив, включающий в себя действующее в государственно-организованном обществе законодательство как систему официально установленных и взаимосвязанных нормативных актов общего значения;

Юридические учреждения, созданные в государственно организованном обществе для функционирования его правовой системы (правотворческие, правоприменительные, правозащитные, правоохранительные);

Механизм осуществления права, в котором сосредоточиваются процессы его реализации (правовые отношения, юридические факты, правореализация, решение пробельности в праве, разрешение юридических конфликтов, толкование права);

Результаты действия права, заключаемые в установлении в государственно организованном обществе правопорядка, определяемого режимом законности и правовой культурой его субъектов.

Среди современных государственно подобных образований, не входящих в ООН, но претендую-

щих на официальный государственный статус и в ряде случаев, признанных некоторыми государствами-членами ООН, выделяются:

Частично признанные государства, находящиеся в процессе создания (к ним отнесена Палестина, международно-правовой статус которой определен как «государство-наблюдатель при ООН, не являющееся ее членом»);

Частично признанные государства, фактически контролирующие свою территорию (к ним относятся Абхазия, Косово, Северный Кипр («Турецкая республика Северный Кипр»), Тайвань («Китайская Республика»), Южная Осетия);

Частично признанные государства, контролирующие часть своей территории (например, Палестина, Сахарская Арабская Демократическая Республика);

Непризнанные государственные образования, фактически контролирующие свою территорию (в частности, Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика (Арцах), Донецкая Народная Республика, Сома-лиленд);

Непризнанные протогосударственные образования, контролирующие часть заявленной ими территории (к такому квазигосударству относят ИГИЛ (ДАИШ) - запрещенную во многих государствах исламистско-суннитскую террористическую организацию с шариатской формой правления, которая насильственно удерживает часть территории Сирии и Ирака). Самопровозглашенные государственно-подобные структуры обладают практически всеми атрибутами государственной власти, в том числе законодательно-представительными и правоприме-няющими учреждениями. Существенное отличие их от суверенных государств заключается именно в международно-правовом статусе, не позволяющем рассматривать такие образования полноправными частями мирового сообщества.

Нередко их правовые системы качественно отличаются от государств, в состав которых они формально должны входить, и этот разрыв продолжает усиливаться.

Так, до фактического самовыделения Приднестровской Молдавской Республики из состава Молдавии на территории ПМР действовало законо-

дательство Молдавской ССР, позже - ССР Молдова. Со 2 сентября 1990 года (день одностороннего провозглашения независимости Приднестровья) их системы законодательства начали развиваться вне зависимости друг от друга и различие между «материнской» и отколовшейся правовыми системами все более возрастает .

Если новое право Республики Молдова ориентируется на традиции романской правовой семьи континентального (европейского) права, то законодательство Приднестровья с момента провозглашенной государственности следовало в целом российскому образцу. В литературе констатируется, в частности, что «особенностью правового режима территории ПМР являются значительное ограничение (почти отсутствие) влияния правовой системы Молдовы и действие на территории Левобережья Приднестровья, помимо законов ПМР, законов СССР и преломленных через акты органов ПМР законов РФ (без какой бы то ни было официальной инициативы России)» .

В ноябре 1983 года в северо-восточной части острова Кипр, оккупированной турецкими вооруженными силами, была провозглашена Турецкая республика Северный Кипр (в 1975-1983 гг. - Турецкое Федеративное государство Кипр), признанная в настоящее время только Турцией. Несмотря на международную изоляцию, эта территория пытается осуществлять собственную государственно-правовую политику, создав структуры собственной законодательной, исполнительной и судебной власти в рамках замкнутой правовой системы, ориентированной на принципы и институты турецкого права4. Более того, на картах, изданных в Турции и на Северном Кипре, именно эта часть острова именуется государством, тогда как южная - собственно Кипр (государство-член ООН и Европейского Союза) лишь «Греческой администрацией Южного Кипра».

Подобные непризнанные государства с собственными правотворческими органами и законодательством могут существовать десятилетиями. В частности, нынешняя правовая система Тайваня - острова, который его власти официально называют «Китайской Республикой», уже почти 70 лет явля-

4 Правовая система Кипра. URL// http://cypruslaw.narod.ru/ legal_system_Cyprus.htm.

ется «наследницей» правовой системы континентального Китая, имея основой принципы и институты германской правовой семьи континентального (европейского) права, при наличии некоторых элементов англо-американского права. Исторически на правосознание и правовую культуру населения острова в определенной степени влияют конфуцианские традиции китайцев.

В материковом Китае считают, что Тайвань должен признать КНР и по формуле «мирное объединение и одно государство - два строя» стать особым административным районом Китая под юрисдикцией единого правительства, получив право на высокую степень самоуправления с сохранением своей социальной системы. В 2005 году был принят Закон КНР о противодействии расколу страны. В ст. 2 документа особо подчеркивается: «в мире существует только один Китай, расположенный на материке и на острове Тайвань. Суверенитет и территориальная целостность Китая в равной степени распространяются на его материковую часть и на Тайвань» .

Однако, как отмечают авторы исследования политической системы и права КНР, Тайвань, оставаясь юридически провинцией Китая, продолжает быть «фактически независимым государственным образованием, присвоившим себе название, конституцию и атрибуты государственной власти Китайской Республики 1912-1949 годов» .

В то время как Китайская Народная Республика, исходя из идей Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, строит «социалистическое правовое государство с китайской спецификой», на Тайване продолжает действовать Конституция Китайской Республики 1947 года (с последующими изменениями и дополнениями) В соответствии с ней высшим представительным органом является Национальное собрание, решающее конституционные вопросы и избирающее президента и вице-президента. Также отдельно действуют Законодательная и Судебные палаты, занимающиеся разработкой новых законов и дополнений к Конституции, и Исполнительная палата - правительство. Многие кодексы разработаны под сильным влиянием германского, швейцарского и японского права и введены в действие еще в 20- 30-е годы прошлого столетия. Впоследствии эти законы были модифицированы и сведены в Люфа

цюаньшу - «Полную книгу шести законов», в которую вошли законодательные нормы, сгруппированные по следующим отраслям: конституционное, гражданское, гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное и административное право.

Как Конституция, так и основные кодексы Тайваня подверглись определенным изменениям, последовавшими за переменами в этом образовании после изоляции на международной арене. Военно-авторитарный режим постепенно отошел в небытие, стали возникать оппозиционные партии, и в настоящее время политическая система Тайваня приобрела более демократические черты. В частности, возрастают полномочия президента при одновременном повышении роли Законодательной палаты, получившей функцию контроля над деятельностью правительства.

Характерным примером территории с переходным режимом служит Палестинская национальная автономия, которая сравнительно давно находится в стадии обретения независимости. После Первой мировой войны Палестина была территорией, управление которой осуществляла Великобритания на основе мандата, полученного от Лиги Наций (1922-1948). Генеральная Ассамблея Объединенных Наций 29 ноября 1947 года приняла резолюцию о создании на территории Палестины двух государств - еврейского и арабского. Последнее в силу ряда причин так и не было создано.

В 1988 году Национальный совет Палестины провозгласил образование на контролируемых Израилем территориях Западного берега реки Иордан и сектора Газа Палестинского государства. Генеральная Ассамблея Объединенных Наций признала это заявление и приняла решение именовать Организацию освобождения Палестины «Палестиной» без ущерба ее статусу наблюдателя при ООН. Через пять лет Израиль и Организация освобождения Палестины подписали в Вашингтоне Декларацию о принципах промежуточного урегулирования, предусматривающую создание временного палестинского самоуправления . Последнее стало реализовываться (непоследовательно и с большими преградами) в последующие годы в рамках Палестинской национальной автономии. В 2012 году Генеральная Ассамблея ООН предо-

ставила Палестине «статус государства-наблюдателя при Организации Объединенных Наций, не являющегося ее членом, без ущерба для приобретенных прав, привилегий и роли Организации Освобождения Палестины в Организации Объединенных Наций как представителя палестинского народа согласно соответствующим резолюциям и практике».

Создание в этом образовании поста президента как главы самоуправляющейся территории, правительства как органа исполнительной власти, парламента - Палестинского законодательного совета (Совета палестинской автономии) как органа, обладающего определенными законодательными полномочиями в районах, перешедших под контроль палестинцев, свидетельствуют о формировании собственных органов власти и управления и, как следствие, правовой системы. Ее основы базируются на исламских концепциях и классических институтах современного мусульманского права.

Интерес для сравнительно-правового исследования представляют такой юридический феномен как самоуправляемые части государства, исторически обладающие особым статусом, то есть практически функционирующих в рамках собственной правовой системы.

Так, ст. 105 Конституции Греческой Республики объявляет «район Святой горы Афон, в силу его древнего привилегированного статуса, ...самоуправляемой частью греческого государства», которая «в соответствии с этим статусом управляется находящимися на ней двадцатью Святыми монастырями, между ними поделен весь полуостров Афон, территория которого не подлежит принудительному отчуждению». Перечисляемые в статье «функции государства осуществляются управляющим» (Святым кинотом). Монастырские власти и Святой ки-нот на территории так называемой «Монашеской республики» осуществляют также судебную власть, таможенные и налоговые привилегии (Конституция Греции от 11 июня 1975 г.).

За время существования Организации Объединенных Наций с 1945 года около 100 территориальных образований, народы которых ранее находились под колониальным или иным внешним правлением, стали суверенными государствами и

получили членство в ООН. Кроме того, многие другие территории добились самоопределения благодаря политическому объединению или интеграции с независимыми государствами.

В то же время, несмотря на значительный прогресс, достигнутый в процессе деколонизации, в мире насчитывается порядка 40 территорий, находящихся под внешним управлением ряда государств. Их также называют территориями с переходным или временным, «поскольку речь заранее идет о неизбежном прекращении существующего статуса» правовым режимом.

Большая часть территорий не имеют собственной государственно-организованной структуры и отнесены, по классификации Организации Объединенных Наций, к несамоуправляющимся территориям. Среди них: Американское Самоа, Новая Каледония, Гибралтар, Фолклендские (Мальвинские) острова, Гуам, Каймановы острова, Виргинские острова, Бермудские острова и др. Над ними публично-властные полномочия осуществляют так называемые управляющие государства, которыми в настоящее время являются Великобритания, Новая Зеландия, Соединенные Штаты и Франция. Однако и при таких условиях подобные образования обладают полномочиями организации и поддержания правопорядка.

Как пример, приведем Фолклендские (Мальвинские) острова - архипелаг в Южной Атлантике, над которым осуществляет контроль Великобритания как над своей заморской территорией. Фолкленды возглавляются английским губернатором, подотчетным своему правительству и британской короне. Однако практическое управление островами осуществляют Законодательный совет (8 из 10 членов которого избираются населением) и Исполнительный совет (3 из 5 членов совета избираются законодательным органом).

Однако есть и примеры зависимых территориальных структур, обладающих собственными представительно-управленческими учреждениями, в том числе законодательными и судебными, принимающими нормативные решения и осуществляющими их реализацию на всем пространстве образования и в отношении всего населения. Их называют территориями с ассоциированной государственностью, чьи статусы предполагают широкие рамки

самоуправления в рамках политической соединенности с метрополией.

В частности, к странам, самостоятельно осуществляющим внутреннее управление, отнесем, например, тихоокеанский остров Ниуэ, официально именуемый как «самоуправляемое государственное образование в свободной ассоциации с Новой Зеландией», а также остров в Карибском море - Пуэрто-Рико как «неинкорпорированная организованная территория».

Бывшая испанская колония Пуэрто-Рико в конце XIX века становится владением Соединенных Штатов. Впоследствии этот остров в Карибском море де-факто утратил режим несамоуправляющейся территории, получив от метрополии статус «государства, свободно присоединившегося к Соединенным Штатам Америки». Данное положение было закреплено в Конституции Пуэрто-Рико, принятой 25 июля 1952 года. В соответствии с ней верховная законодательная власть принадлежит Конгрессу США, в ведении которого находятся вопросы внешней политики, обороны, одобрения законов и т.д.

Региональную власть в рамках автономии осуществляет двухпалатное Законодательное собрание, избираемое прямым голосованием сроком на 4 года. Пуэрториканский парламент представлен в палате представителей конгресса США комиссаром-резидентом с правом законодательной инициативы, но без права голоса. Исполнительная власть осуществляется губернатором, избираемым с 1948 года пуэрториканцами также на 4 года. Губернатор является главнокомандующим вооруженной милиции и возглавляет Консультативный совет правительства, куда входят назначаемые им 15 министров.

Населению Пуэрто-Рико предоставлено широкое самоуправление, осуществляемое собственными законодательными, исполнительными и судебными органами. Это указывает на функционирование в данном территориальном образовании собственной правовой системы, к тому же по многим показателям отличной от правовых систем стран общего права, к которому принадлежат Соединенные Штаты. Действующие в «присоединившемся государстве» нормы гражданского права составлены по испанскому образцу, а процессуальные

и большая часть иных правовых норм соответствуют латиноамериканским моделям.

Специально созданная в США президентская комиссия по статусу Пуэрто-Рико рекомендовала предоставить жителям острова право на самоопределение. Однако проведенный в 2017 году уже пятый по счету за последнее полстолетия референдум вновь засвидетельствовал, что, имея три варианта выбора (сохранить статус-кво, стать независимым государством, обратиться к Конгрессу США с просьбой о присоединении), граждане Пуэрто-Рико не стремятся к получению полной самостоятельности. Лишь 3 процента пришедших на избирательные участки пуэрториканцев поддерживают требование о независимости. Подавляющее большинство граждан проголосовали за изменение политического статуса острова путем полного присоединения к Соединенным Штатам на правах 51-го штата5.

Обращение к различным проявлениям в мировой реальности правовой системы, объединяющей в себе все юридические явления, институты и процессы в государственно организованном обществе, свидетельствует в пользу вывода об ограниченности ее рассмотрения лишь рамками государственных пределов. Правовая система как политико-юридический феномен отражает многообразие современ-

5 Референдум в Пуэрто-Рико. // URL: https://www.pravda.ru/ world/northamerica/caribbeancountries.

ной государственно-правовой карты современного мира, требуя к себе и более пристального внимания.

Литература

1. Оксамытный В.В. Государственно-правовая карта современного мира: Монография. Брянск: Изд-во БГУ, 2016.

2. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

3. Оксамытный В.В., Мусиенко И.Н. Правовые системы современных государственно организованных обществ: Монография. М.: Изд-во МосУ МВД РФ, 2008.

4. Бабурин С.В. Мир империй: территория государства и мировой порядок. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013.

5. Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Т. 3. Правовые системы Азии. / Под ред. В.И. Лафитского. М.: ИЗиСП; Юрид. фирма «Контракт», 2013.

6. Политическая система и право КНР в процессе реформ. / Рук. авт. колл. Л.М. Гудошников. М.: Русская панорама, 2007.

7. Основные факты об Организации Объединенных Наций: Департамент общественной информации ООН. Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь Мир», 2005.

Конституционное право России

Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [Б.С. Эбзеев и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.Л. Миронова. 8-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 671 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).

Новое, восьмое, издание учебника актуализировано с учетом последних изменений в российском законодательстве. Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России. Отражены законодательные нормы об объединении арбитражных судов с Верховным Судом РФ.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.