Поздравления с днем святого серафима саровского. Поздравления с обретением мощей серафима саровского

1:502 1:507

15 января большой православный праздник у всех верующих - День Святого Серафима Саровского. Во всех православных храмах и монастырях в честь него проходит праздничная служба. Люди обращаются к святому чудотворцу за помощью в исцелении и выздоровлении, известно много случаев чудесного исцеления тяжелых заболеваний.

1:1097 1:1102

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец, до пострига носящий имя Прохор, появился на свет 19 июля 1759 года, в благочестивой купеческой семье из города Курска. Уже с детства его жизнь была отмечена знамениями милости Божией.

1:1515

1:4

Детство

1:29 1:34

Родители преподобного, Исидор и Агафия, были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру.

1:559 1:564

После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.

1:1043 1:1048

Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.

1:1500

1:4

Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности . Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.

1:602 1:607

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными.

1:1558

1:4

Послушник Саровской пустыни

1:65 1:70

20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец, отец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и всё исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу.

1:769 1:774

Уже в эти годы Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву.

1:1140 1:1145

Через два года послушник Прохор заболел водянкой , тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: "Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес - Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери" , и желал, чтобы его причастили Святых Таин.

1:2120 1:4

Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: "Сей - от рода нашего". Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился.

1:670 1:675

Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Таин в этой церкви.

1:1218 1:1223

Монах

1:1242 1:1247

18 августа 1786 года, пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить.

1:1642

1:4

Через год, в декабре 1787 года, Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых ангелов, сослужащих братии.

1:539 1:544

Особенного благодатного видения преподобный сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес "Господи, спаси благочестивыя" и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом "и во веки веков", внезапно его осенил светлый луч.

1:1193 1:1198

Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат.

1:1658

1:4

Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати. После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келлии.

1:635 1:640

Иеромонах

1:667 1:672

В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме.

1:880 1:885


2:1391 2:1396

Отшельничество

2:1433 2:1438

После смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим, имея его предсмертное благословение на новый подвиг пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля - отца Исаии - и ушел в пустынную келлию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь причаститься, по субботам.

2:2116

2:4

Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и богослужебные книги. Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу.

2:523 2:528

Около келлии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Таин.

2:1068 2:1073

Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники - схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания.

2:1700 2:4

В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание. Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келлии.

2:435 2:440

К нему все чаще стали приходить, кроме братии, миряне - за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии.

2:971 2:976

По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келлию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.

2:1469 2:1474

Стояние на камне

2:1513

2:4

Видя подвиги преподобного Серафима, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста.

2:413 2:418

Диавол навел на святого "мысленную брань" - упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: "Боже, милостив буди мне грешному".

2:979 2:984

Днем же он молился в келлии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей.

2:1306 2:1311


3:1817

3:4

Избиение грабителями

3:52 3:57

Диавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал грабителей. Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: "Взявшие меч мечом погибнут" .

3:676 3:681

Святой, опустив топор на землю, сказал: "Делайте, что вам надобно" . Разбойники стали бить преподобного , обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келлию в поисках денег. Все сокрушив в келлии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли.

3:1346 3:1351

Преподобный, придя в сознание, дополз до келлии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители.

3:1597

3:4

Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим после таких побоев остался жив.

3:358 3:363

Но преподобный не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление.

3:718 3:723

После этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушел в пустынную келлию. Оставшись навсегда согбенным, преподобный ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать.

3:1215 3:1220

Подвиг молчальничества

3:1272 3:1277

После смерти настоятеля отца Исаии, бывшего с юности преподобного его другом, он взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в непрестанной молитве.

3:1691 3:4

Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни. Плодом молчания явилось для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе.

3:530 3:535

Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов монастыря: "...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

3:824 3:829

Возвращение в монастырь. Затвор

3:896 3:901

Новый настоятель, отец Нифонт, и старшая братия обители предложили отцу Серафиму или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения в обители Святых Таин, или вернуться в обитель.

3:1315 3:1320

Преподобный избрал последнее, так как ему стало трудно ходить из пустыни в монастырь. Весной 1810 года он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни.

3:1615

3:4

Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров - прозорливости и чудотворения.

3:559 3:564

Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге - старчестве.

3:765 3:770

Старчество

3:799

25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келлии для всех.

3:1457 3:1462

Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: "радость моя, сокровище мое".

3:2000

3:4

Старец стал посещать свою пустынную келлию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келлейку.

3:244

Выходя из келлии, старец всегда нес за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: "Томлю томящего меня".

3:509 3:514

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище - Дивеевской женской обители . Еще в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия в Дивеевскую общину к настоятельнице монахине Александре, великой подвижнице, и тогда отец Пахомий благословил преподобного всегда заботиться о "Дивеевских сиротах".

3:1191 3:1196

Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти.

3:1712

3:4

Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца. За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с Серафимом, поручая ему Дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: "Скоро, любимиче Мой, будешь с нами".

3:876 3:881

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, - близ алтаря Успенского собора.

3:1412 3:1417

1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Таин, после чего благословил братию и простился, сказав: "Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся".

3:1892 3:4

2 января 1833 келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: "Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром".

3:555 3:560

Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный.

3:875 3:878 1 августа, в праздник обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью:

«Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Георгий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многоуважаемая матушка игумения! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с великим праздником не только для Дивеевской обители, не только для Нижегородской земли - для всей Руси, для всего православного мира - памятью святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского.

Мы в таком множестве собираемся у его мощей - мощей простого старца, который всю свою жизнь провел в монастырях, в пустынях, который не выходил в свет, который не публиковал статей в газетах, который не вступал ни в какие диалоги и распри с внешним обществом, который никому никогда ничего не доказывал. Но сегодня весь мир около него: и люди глубоко верующие, церковные, и те, кто только приближается к храму Божиему, кто только начинает чувствовать в сердце своем веру; и высокопоставленные люди, имеющие власть, деньги и силу, и простые люди, в том числе убогие, нищие, инвалиды; и люди образованные, и совсем простые. Мы все здесь, потому что чувствуем силу, исходящую от этих дивных нетленных останков святого преподобного Серафима. Нет на них тления как некоего физического образа разложения, распада и небытия, потому что душа преподобного Серафима стяжала себе плоды Духа Святого.

Именно об этих плодах мы и слышали сегодня дивные слова апостола Павла из его Послания к Галатам (5:22-6:2): «плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». Что означают эти слова: «на таковых нет закона»? Апостол Павел обращался к христианам, многие из которых еще жили под сенью ветхозаветного закона, которые связывали свое спасение с исполнением норм этого закона. Но апостол говорит, что на того, кто имеет плод Духа, не распространяются нормы закона.

Может быть, его слова имели узкое, исторически ограниченное значение и их можно отнести только к тогдашним иудеям? Если так, то они бы не были известны всему миру. Эти слова обращены ко всем людям: нет закона над теми, кто живет по закону Духа. Закон предполагает ответственность; нарушение закона предполагает суд; суд предполагает, в случае обнаружения вины, наказание. А если над таковыми нет закона, то нет ни суда, ни наказания.

Может быть, сказанное относится только к нашей земной жизни? Опять-таки, если так, то не знал бы весь мир этих слов. Сказанное имеет отношение и к жизни вечной - на таковых нет закона, над таковыми не будет и суда, Божиего суда. И мы вспоминаем другое место из Священного Писания, где сказано, что над таковыми нет суда, но они прейдут от смерти к жизни и не будут судимы (см. Ин. 5:24).

Суд есть непременная и очень важная институция в человеческом обществе, деятельность которой направлена на установление правды и справедливости. Но человек, который живет по закону Духа, вне этой реальности, на него ничто не распространяется. Может быть, такой человек имеет какую-то особую защиту от Бога? Совсем нет, об этом ничего не сказано. Просто такой человек никогда не преступит ни Божественного, ни человеческого закона, потому что он живет по Духу. «Если вы живете по Духу, то Духом и поступать должны», - говорит апостол Павел (Гал. 5:25).

Это удивительные слова. Мы знаем, как много неправды в нашем мире, как много преступлений - страшных преступлений, как общество требует улучшить судебную и правоохранительную систему, принять более строгие законы, ужесточить ту или иную норму - в надежде, что укрепление государственных институтов и исправление законов приведут к их исполнению, изменят климат в обществе, сделают народ лучше.

Это лишь отчасти справедливо. Добрый человек, живущий по Духу, в любви, радости, мире, долготерпении, благости, кротости, не нарушает никаких законов, ведь человеческие законы связаны с моралью, нравственностью. А когда происходит разрыв между законом и нравственностью, тогда люди выступают против законов как несправедливых, потому что чувство справедливости связано с нравственным чувством, которое Бог заложил в природу людей. Именно поэтому можно не знать писаных законы, как не знает его абсолютное большинство добропорядочных и добрых людей. Но законы исполняются - естеством законное творим, как говорит апостол Павел (см. Рим. 2:14).

С другой стороны, что произойдет, если мы свое внимание будем уделять в первую очередь человеческим механизмам совершенствования межличностных отношений, но не будем обращать внимание на самое главное - на души людей? Законы будут нарушаться теми, кто их прекрасно знает, и род человеческий при всем знании законов будет погружаться в бездну греха и преступлений. И не надо удивляться, что кто-то, входя в переполненный кинотеатр, открывает стрельбу, кто-то убивает своих новорожденных детей, а кто-то морит голодом и убивает своих родителей. Можно умножать и умножать эти страшные примеры, в том числе из жизни так называемых правовых обществ и государств. Когда разрушается нравственная основа бытия, никакие законы не спасут.

С другой стороны - а знал ли хоть один закон преподобный Серафим? Ни одного. Он, наверное, никогда в руках не держал Свод законов Российской империи. Но к нему приехал сам император, склонив пред ним свою главу. Никому в голову не могло прийти, что это незнание законов может как-то повлиять на внутреннюю, духовную жизнь старца или на его отношение к людям. Преподобный Серафим являет нам дивный, яркий, неотразимый, несокрушимый, неопровержимый пример того, как внутренняя, духовная жизнь человека влияет на окружающий мир. Будь мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся - и при этом ты можешь не знать законов. Живи по Духу.

Это послание апостола Павла, обращенное к нам сегодня в стенах Дивеевской обители, должно помочь нам многое понять. И, самое главное, понять, что первично, а что вторично; что фундаментально, базисно, а что является второстепенным для нашей жизни. Фундаментом является состояние нашей души, нашего сознания, нашей воли, наших чувств. Если там светло, то вся жизнь светла. Если око твое светло, то все тело твое будет светло (см. Мф. 6:22). Если же там темнота, то каким бы благоустроенным ни был внешний мир, мы разрушим его этой тьмой и нечистотой. И при этом будем оправдывать себя, доказывая, что, нарушая закон, мы что-то делаем во имя неких высших интересов. Мы еще сформулируем эти интересы, найдем последователей, распространим свое мнение в блогах, в Интернете, в газетах - и что? И ничего. Добиваясь решения своих личных или клановых, групповых задач, мы разрушаем наш мир, потому что мы разрушаем душу человека.

Дай Бог нам всем это понять. Сегодня этот призыв звучит особенно актуально и сильно, потому что он исходит от гробницы святого преподобного Серафима Саровского, потому что он подкрепляется словом Божиим, яркими, убедительными и сильными словами апостола Павла и потому что он так соответствует тому, что сегодня происходит со всеми нами.

Помолимся святому преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу, чтобы он, предстоя пред лицом Божиим, вознес молитву о всей исторической Руси, историческом Отечестве нашем, о державе Российской, о Церкви нашей и о всех, кто сознает важность устроения жизни человеческого духа по Божиему закону. Аминь».

15 января большой православный праздник у всех верующих, День Святого Серафима Саровского. Во всех православных храмах и монастырях проходит праздничная служба в честь преподобного Серафима Саровского. Люди обращаются к святому чудотворцу за помощью в исцелении и выздоровлении, известно много случаев чудесного исцеления тяжелых заболеваний.

Молитва первая

О, пречудный отче Серафиме, великий Саровский Чудотоворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земного жития твоего никто же от тебя тощь и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явился. Едва же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже люби твоя преста от нас, и невозможно есть исчисляти чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя; себо по всем концом земли нашея людем Божиим явлешися даруеши им исцеление. Тем же и мы вопием ти: о, претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к нему молитвенниче, николиже призывающие тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий угодниче Божий, преподобне и богоносне отче наш Серафиме! Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию, и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету Жизни Вечныя богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.

Иконы Святого Серафима Саровского:


Инок Григорий (Круг). Икона. Франция. XX в., церковь прп. Серафима Саровского в Монжероне.


Преп. Серафим Саровский. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1955-80 годы. Покровский Академический храм. Троице-Сергиева Лавра. Фото: Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии


Преподобный Серафим Саровский в молении Богородице об устроении Дивеевской обители, Монахиня Иулиания (Соколова), Эскиз росписи, 1950-е гг.


Прп. Серафим Саровский. Л.Успенский, икона, XX в.


Прп. Серафим Саровский. Архимандрит Зинон (Теодор), иконостас Серафимовского придела Троицкого кафедрального собора, Псков, 1988 г. Фото: Ramaria

Знаете ли вы, кем являлся Серафим Саровский? Возможно, это имя и это фамилия вам ни о чем не говорят, но вы должны знать о том, что есть такой день, который называется День памяти святого Серафима Саровского. Мы должны чтить память всех святых людей, которые являются нашими хранителями. Они помогают нам справиться с бедами, обрести спокойствие и преодолеть трудные периоды в жизни. Наш информационный портал хранит в себе всю полную информацию о том, когда отмечается этот день, почему выбрана именно эта дата и многое другое. Мы собрали огромное количество фактов, чтобы вам не пришлось искать по разным сайтам информацию. Главное – поделитесь нашим сайтом со своими друзьями и знакомыми, чтобы и они знали о таком памятном дне. Отмечаем День святого Серафима Саровского - 15 января.


Перед иконой ставим свечи мы,
И просим благословения у преподобного,
Чтоб дал здоровья для всей семьи.
С праздником всех сердечно поздравляем,
Верить в Господа призываем,
Желаем, чтоб молитва вам помогла,
Чтоб успешными были все ваши дела.

Серафим Саровский святее всех святых,
Он даром прозорливости обладал,
Шли люди к нему со всех сторон,
Чтоб от недугов их исцелял.
Поставь свечу перед иконой Серафима,
В молитвах попроси, чтоб жизнь была счастливой,
Чтобы здоровыми были все всегда,
Чтоб благосклонною была судьба.

Серафим 16 лет в пустыне пребывал,
Верить в Господа христиан призывал,
С улыбкой людей встречал всегда,
Ко всем обращался «Радость моя!»
Святого мы почитаем,
Его советы до сих пор уважаем,
С праздником всех поздравляем от души,
Желаем, чтоб сбылись все мечты.

Всю жизнь служению Бога Серафим посвятил,
Христиан добру и мудрости учил,
Людей от недугов исцелял,
И верить в Господа призывал.
В день святого поздравления примите,
Во здравии и счастье долго-долго живите,
Всех благ желаем вам, удачи и тепла,
Чтоб благосклонною всегда была судьба.

Святому Серафиму поём мы оду,
Он с бедами справляться помогал народу,
От всех недугов исцелял,
Ведь даром прозорливости обладал.
Всех православных сегодня поздравляем,
Жизни долгой и счастливой желаем,
Пусть от молитвы очищается душа,
Будьте здоровы и радостны всегда.

Сегодня день святого Серафима,
Он самый лучший из святых,
Молитва у иконы придаёт нам силы,
Мы славим и почитаем святых таких.
Сегодня праздник Серафима, поздравляем,
Жить в счастье, здравии желаем,
Дай Бог, чтоб здоровье было крепким всегда,
Чтоб жизнь текла, как полная река.

Имя преподобного отца Серафима,
Славится по всей Руси,
Молитвы пускай всех оберегают,
Пусть будут оберегом для вашей семьи.

Желаем, чтоб жизнь дарила вам вдохновенье,
Веру святую через всю жизнь пронесите,
В спокойствии и счастье долго живите.

Святой Серафим 3 года в молчании провёл,
Молитвам это время предпочёл,
На камнях он молился, и просил благословенья,
И подарил за это Господ ему дар исцеления.
У иконы поставим свечи,
Чтоб мир вокруг нас был добр и светел,
Желаем всем радости и счастья,
Пускай минуют вас все ненастья.

Всю свою жизнь он служению Богу посвятил,
Мы прославляем тебя, Святой Серафим,
В молитвах о помощи просим всегда,
Чтоб в здравии жить всегда.
С днём святого от души поздравляем,
Всему задуманному сбыться желаем,
Здоровья крепкого желаем и добра,
Всех благ вам, радости, тепла.

Серафим даром прозорливости обладал,
Всех больных от недугов исцелял,
Мудрые советы давал всегда.
Святой – олицетворение добра и тепла.
Сегодня праздник, поздравления примите,
С верой в Господа всегда живите,
Молитва к святому пусть вам помогает,
И от всех неприятностей избавляет.

Святой Серафим верить в Господа призывал,
Советы мудрые нуждающимся давал,
И сейчас, мощи святого творят чудеса,
От болезней исцеляют всегда.
С днём святого вас поздравить рады,
Пускай молитва будет всегда отрада,
Здоровья крепкого желаем от души,
Чтоб непременно сбывались все мечты.

От мощей Серафима происходит много чудес,
Они от болезней даже исцеляют,
Прочитав молитву, вас покидает бес,
И душа, как цветок, расцветает.
В день святого Серафима, примите поздравленья,
Пускай Господь пошлёт благословенье,
Желаем, чтоб в семье порядок был всегда,
Всех благ вам, мира, счастья и тепла.

СТОИТ ЛИ НЕСЧАСТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ПОДНИМАТЬ СВОЮ САМООЦЕНКУ? Дмитрий Семеник Многие православные ответят на этот вопрос: «Конечно, нет». А многие психологи: «Конечно, да». Но это тот случай, когда, на мой взгляд, оба ответа не совсем верны. «Самооценочная лихорадка» Ажиотаж вокруг подъема самооценки действительно напоминает золотую лихорадку. Сотни тысяч человек только в России надеются радикально изменить свою жизнь к лучшему очень быстро и легко – пройдя тренинги повышения самооценки. Тысячи психологов предлагают соответствующие услуги. Длится это не один десяток лет, и не видно признаков спада. Скорее, наоборот, лихорадка самооценки только набирает ход. Но где же все эти счастливые люди, которые быстро и легко изменили свою жизнь к лучшему? Ведь их за примерно 20 лет этой лихорадки уже должны быть миллионы. Их нет. Часть из них лечатся у психиатров, иные уже лечению не подлежат, а большинство пережили последствия подъема своей самооценки, ничего не приобретя. Может ли быть польза от подъема самооценки? Если самооценка снижена, и ее подняли до уровня трезвой оценки себя, человек получит пользу. Суть этой пользы в том, что человек будет чаще отказываться от недостойных его путей. Люди соглашаются на грязные, разрушительные отношения с порочными людьми Мне как психологу постоянно приходится выслушивать истории людей, от которых у меня возникает образ бомжа в рубище, живущего на помойке. Люди соглашаются на такие грязные, разрушительные отношения с такими порочными людьми! И на такие же работы. И не просто соглашаются, а очень держатся за все это, считая большой ценностью! По пословице: «Кто нового не видал, тот и поношенному рад». Поразительно, до какой степени эти люди страшатся потерять то, к чему большинство читающих эти строки и прикоснуться бы побрезговали. Разумеется, я выслушиваю эти истории не на платных консультациях, потому что такие люди никогда не станут тратить деньги на свою душу, а в рамках благотворительной помощи. И вот для таких людей начать себя больше ценить – шанс вылезти из этой помойки, вырваться из болота блуда, начать заботиться о себе, включая душевные нужды, искать других отношений, другой жизни. Плохо только то, что как самооценка поднялась, так же легко она может и упасть снова. Что происходит в реальности В реальности на тренингах подъема самооценки ее не приводят к реальному уровню (ведь это сложно, особенно при групповой работе), а «раскочегаривают» по максимуму. «Ты лучше всех! Ты достойна самого лучшего!» Техники могут отличаться, но важна цель, а фактическая цель – завышение самооценки. И она на какое-то время успешно достигается. Дурное дело не хитрое. Любой православный понимает, что это плохо, и почему плохо. Духовные последствия завышенной самооценки очевидны, поэтому я воздержусь от рассмотрения религиозного аспекта. После тренинга поднятия самооценки первое время человек воодушевлен своим новым самоощущением и новыми возможностями, открывшимися ему. Порой на этом этапе ему даже удается материализовать свое новое самоощущение, например, произвести впечатление на собеседовании и получить должность выше своего текущего профессионального уровня. Знаю такие случаи. Но долго обманывать себя невозможно: реальность стучится во все двери. Бог постоянно стремится привести нас к трезвому представлению о себе. И человек больно падает с той горы завышенной самооценки, куда его забросили на тренинге. Помните старуху с разбитым корытом в конце сказки? Та же ситуация. Если же человек начинает сопротивляться реальности, то все еще хуже – это прямой путь к психическим заболеваниям. И они после завышения самооценки – самое обычное дело. Таких людей в моей практике было немало. А бывает и еще хуже. Знакомая, проходившая трехдневный тренинг повышения самооценки от одного из самых известных в России гуру в этой области, рассказывала, что вскоре после тренинга двое из их группы покончили с собой. Да, это не шутки. Но огромные массы людей продолжают стремиться повысить свою самооценку. Яндекс показывает, что примерно 150 тыс. человек в месяц ищут такую возможность. И все, кто имеет средства, находят. Значит, не нужно ничего повышать? Все безнадежно? Тот же Яндекс показывает, что примерно 800 человек в месяц ищут то, что на самом деле повышать нужно – «самопринятие». Поясню разницу. Самооценка – как мы себя оцениваем. Самооценка тем лучше, чем она ближе к реальности. Завышенная самооценка еще вреднее, чем заниженная. Самопринятие – это то, в какой степени мы себя принимаем, любим. Чем выше самопринятие, тем лучше. Не бывает «слишком высокого» самопринятия. Самопринятие является ключевым фактором душевного благополучия Настоящим источником проблем является не сниженная самооценка, а как раз заниженное самопринятие. Именно непринятие себя является источником постоянного внутреннего дискомфорта, ложного чувства вины, конфликтов с окружающими, невозможности построить гармоничные близкие отношения (дружба, любовь), любовной, алкогольной, игровой и других видов зависимости. Согласно тестам, которые в моей онлайн-школе на данный момент прошло более 20 тысяч человек, показатель самопринятия у конкретного человека обычно совпадает с показателем счастья. То есть если показатель самопринятия, скажем, 3 из 10, то показатель счастья в 95% случаев – в пределах 2–4 из 10. А это значит, что самопринятие является ключевым фактором душевного благополучия. Другие параметры личности – тревожность, благополучие в отношениях (дружбы, любви), финансовая стабильность и др. – не имеют такой корреляции с показателем счастья и, значит, не являются определяющими. Причиной сниженного самопринятия является недостаток принимающей любви со стороны родителей в детстве. Либо в семье отсутствует один родитель, либо между родителями не все ладно, либо просто родители ввиду собственных психологических проблем не умеют любить. А так как родители для ребенка – весь мир, получается следующая цепочка проблем: Родители не принимали меня – Я не принимаю себя – Я не принимаю других людей – Я не принимаю жизнь. Церковный человек со сниженным самопринятием кается, молится, постится, десятилетиями бьется в стену, но так и не может победить свое раздражение, осуждение, зависть, нелюбовь к другим людям. А если бы он правильно диагностировал источник своих трудностей и занялся повышением самопринятия, то за какой-то год он бы снес эту стену и значительно продвинулся на пути к христианской любви. Обусловлено ли высокое самопринятие высокой самооценкой? Но не мешает ли сниженная или трезвая самооценка повышению самопринятия? Нет! Это видно из простой аналогии. Как наше принятие нашего ребенка (в норме) является безусловным и не зависит от недостатков ребенка (мы не любим его меньше, если он некрасивый, больной или плохо воспитан нами), точно так же и наше принятие себя не зависит от наших качеств и достижений. Высокая самооценка не помогает и не мешает повышать самопринятие. Она просто про другое. Есть множество людей, которые успешны в материальном плане, причем добились всего сами – получили образование, построили бизнес, построили свое тело, – но при этом несчастны в личной жизни. Они просто несчастливы внутри себя и в отношениях с людьми. С самооценкой у них все в порядке, они ведь знают, чего и как добились. А вот самопринятие на низком уровне, и высокая самооценка не помогает им. Высокое самопринятие – надежная опора Высокое самопринятие – устойчивое достижение, в отличие от высокой самооценки. Из самого слова «самооценка» ясно, что самооценка – процесс более интеллектуальный, чем эмоциональный. А ум человека очень подвижен. Нам кто-то сказал что-то неприятное о нас – и завышенная самооценка тут же рухнула: ведь у нее нет никаких опор в реальности. Самопринятие же – дело внутреннее, никто со стороны не может на нее повлиять. Даже наши родители в нашем взрослом возрасте уже не являются такой непреодолимой силой: теперь мы знаем, что это просто люди со своими слабостями. Самопринятие опирается на наши глубинные внутренние структуры и поэтому независимо от большинства внешних факторов. Почему же нет «лихорадки самопринятия»? У меня есть два объяснения. Во-первых, неточность перевода англоязычной литературы. Ведь ажиотаж подъема самооценки пришел к нам с Запада, в западной литературе тема разработана гораздо лучше. Причем разработана как тема поднятия самооценки, так и тема повышения того, что на русском языке мы называем самопринятием. Но в русском переводе мы почему-то везде видим только «самооценку». Повысить самопринятие на групповом тренинге невозможно Во-вторых, повысить самопринятие на групповом тренинге невозможно. Не только на трехдневном, но и на десятидневном. Техники повышения самопринятия не имеют ничего общего с техниками подъема самооценки. Ведь в одном случае нужно просто задрать самомнение, а в другом ― исцелить травмы детства. Последнее гораздо сложнее, тут требуется индивидуальная работа. И фактор денег, возможности легко заработать их, оказывается решающим для многих психологов… Как сочетается высокое самопринятие с Православием? У православных нередко возникает вопрос, не противоречит ли любовь к себе (она синоним самопринятия) христианству. Нет, не противоречит. Вот, например, что говорит свт. Игнатий (Брянчанинов) (Поучение 2-е в 25-ю неделю. О любви к ближнему): «...Должно сказать, что весьма редкий из человеков любит себя. Большая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе. Каждый из вас, взглянув беспристрастно в свою совесть, найдет это замечание справедливым. Какая бы тому была причина? Какая причина тому, что мы почти беспрестанно делаем себе зло, между тем как постоянно и ненасытно желаем себе добра? Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью». Святитель противопоставляет правильную любовь к себе (как заботу о своей душе) потаканию своим страстям. В отличие от некоторых пугливых православных, ему не кажется, что любить себя – это значит любить свои грехи. Высокое самопринятие не порождает терпимости к грехам, а придает силы бороться, делает духовную жизнь более глубокой По отзывам моих клиентов, сумевших повысить свое самопринятие, знаю, что высокое самопринятие отнюдь не расхолаживает, не порождает терпимости к грехам, а наоборот – придает силы бороться, делает духовную жизнь более глубокой и теплой. А самое главное – делает более теплыми и доверительными отношения с Богом. Ведь если человек не принимает себя, мир, других людей, как он может принимать Того, Кто все это создал? Вот несколько примеров. «Теперь я верю точно, что Бог любит меня, Бог заботится обо мне и благословляет меня ― не потому, что я такая, а потому что Он такой!» (Анна, 32 года) «Самое главное для меня – я ощутила, что Бог меня любит и принимает такой, какая я есть! Я почувствовала связь с Ним! До этого курса я не давала Богу действовать в моей жизни, а пыталась строить свою жизнь сама, т. е. не доверяла Богу. От этого жизнь была трудной, порой невыносимой. Сейчас я отдала свою жизнь в руки Божьи! Я чувствую Его ЛЮБОВЬ, большую и теплую! И ОНА больше и значимей родительской любви!» (Светлана, 39 лет) «Я начала больше доверять Богу и меньше теперь тревожусь о будущем – я знаю, что даже если ошибусь где-то, Он всё вырулит наилучшим образом, потому что Он меня любит!» (Анна, 31 год) «В итоге: научилась радоваться каждому дню, учусь прощать, любить родителей, детей по-новому. Хожу в храм, помогаю ближним ― не потому, что надо, а потому, что так хочу! Ваш курс оживил, углубил мою религиозную жизнь...». (Антонина, 54 года) Почему чисто психологическая работа может так отражаться на духовной жизни? Потому, что высокое самопринятие – это составляющая совершенства (к которому призывает нас Христос), и чем мы совершеннее, тем ближе к Богу, тем легче нам любить. Дмитрий Семеник, психолог Книги Семеника Дмитрия в интернет-магазине "Сретение" 21 февраля 2019 г