Портал "дивное дивеево". Страшное второе пришествие христово


Придет Сын Человеческий в славе Своей и все святые Ангелы с Ним (Матф. 25,31).

Было время, когда Царь неба и земли, Господь Иисус Христос приходил спасать нас; будет время, когда Он придет и судить нас. И сколь страшно будет это второе пришествие Его для неба и земли, Ангелов и человеков! Страшно будет для неба: ибо тогда солнце затмится, луна почернеет, звезды как листья спадут и сами небеса, как риза, обветшают и, как одежда, свиются и изменятся. Страшно будет оно для земли: ибо тогда раскалившиеся стихии растают, как воск, потоки обратятся в смолу горящую, прах станет пылающей серой, вся земля зальётся огненной рекой, всё величие мира понесётся в дыму и исчезнет. Страшно будет оно для Ангелов: ибо тогда и Ангелы предстанут на суд и дадут отчет в делах своих. Страшно будет оно для праведных: ибо тогда и с праведных строго спросится даже в добрых делах своих, - и праведник едва спасется, по слову Писания. А особенно страшно будет оно для грешных: ибо место их будет в озере, горящем огнем и жупелом, - О, позорище страшное и миру, и Ангелам, и человекам! Никто и ничто не устоит тогда пред гневом грядущего Господа. Второе пришествие Его тем страшнее будет для нас, что его никто из нас не избежит, что на нем никакой поступок наш не утаится, что на нем и малейшего помилования не будет виновным . И, во-первых, второго пришествия Христова никто из нас не избежит.

Всем нам явиться подобает пред судом Христовым, да примет каждый, что в теле сделал, или благое, или злое. Все от Адама до кончины мира рожденные женами, все человеки, великие и малые, юные и старые, мужчины и женщины, знатные и незнатные, богатые и бедные, праведные и неправедные, верные и неверные, все погребенные в земле, сгоревшие в огне, потопленные в воде, съеденные хищными зверями, птицами и рыбами, все мертвые всех времен и всех стран, по гласу трубы Архангельской, оживут и восстанут; все сухие кости облекутся плотью, соединятся со своими душами, воскреснут, и все, - как воскресшие из гробов, так и оставшиеся в живых, в одно мгновение ока, явятся у подножия престола Господня, преисполненного пламенем и дымом и колеблющегося основания земли. "Тогда", как говорит св. Димитрий Ростовский: "грешная душа будет говорить телу: проклято ты, окаянное тело, что греховными пожеланиями своими прельстило меня и ввергнуло в лютые беззакония. А тело будет говорить душе: проклята и ты, окаянная душа, что худо управляло мною и не только не удерживала меня от худых дел, но ещё во всем мне поблажала! Опять душа будет говорить телу: проклято ты, окаянное тело, что каждый день отягощало меня объедением и пьянством. А тело будет отвечать душе: проклята и ты окаянная душа, что с одного со мною блюда ела и из одной со мною чаши пила. И ещё будет говорить душа телу: горе тебе, окаянное тело, что ты грабило, крало, убивало и озлобляло ближнего. Тело же будет отвечать душе: горе тебе, окаянная душа, ибо и ты во всем меня руководствовала, во всем мне содействовала, и я без тебя ничего не делало". Таким образом, душа и тело, которая ныне живут между собою так дружно, так согласно – тогда будут находиться в вечной вражде, в вечной ссоре, в вечной брани. Во-вторых, в страшное пришествие Христово никакой поступок наш не утаится. Всё, в чём ни согрешили мы умом – до малейшего помышления, в чём ни согрешили языком – до праздного слова, в чём ни согрешили делом – до самомалейшего проступка, - всё это будет испытано, взвешенно и представлено пред наши очи. И какой стыд, а вместе со стыдом какой и страх покроет нас, когда все грехи, все мерзости, все беззакония наши, которые мы теперь с такой заботливостью стараемся скрыть от других, в тот страшный день вдруг обнаружатся пред целым светом во всей своей наготе! – Боже мой, Боже мой! Найдутся ли тогда на земле столь глубокие бездны, где могли бы мы скрыться от стыда и страха? О, позаботимся, братия, загладить грехи свои теперь святою исповедью, чтобы на страшном суде Христовом они преданы были забвению! Безумно было бы с нашей стороны, - не воспользоваться благовременно столь лёгким и верным средством к спасению, каково святое покаяние. – А настанет время, когда мы будем раскаиваться во грехах своих, но поздно! Будем жалеть и просить хотя одного дня, одного часа, одной минуты, подобно настоящему времени, - и не получим. Наконец, в третьих, на втором пришествии Христовом никакого помилования не будет грешникам .Запирательства, извинения, ходатайства на страшном суде Его не будет иметь места. Тогда отец не защитит сына, сын не исходатайствует пощады отцу, мать не упросит за дочь,дочь не умолит за мать. Дружба и родство, приязнь и уважение прекратятся навсегда. "Тогда погибшие дети" , - как говорит один из пастырей нашей Церкви, - "будут проклинать своих родителей, что они не учили их вере и страху Божию; родители будут поражены отчаянием, видя погибель детей своих. Подчинённые будут проклинать своих начальников, что они не удерживали их от хульных дел; начальники будут терзаться ужасным раскаянием, что равнодушно смотрели на пороки своих подчинённых. Пасомые будут проклинать своих пастырей, что они не учили их закону Божию; пастыри будут снедаться адскою тоскою, что не отклоняли пасомых от путей нечестия. Самые искреннейшие друзья будут проклинать друзей своих, что они поблажали их страстям". – Ужаснейшая скорбь овладеет душами грешных. От несносной тоски и горести они будут взывать к горам: падите на нас, и холмам: покройте нас; но ни горы, ни холмы не скроют их! Они пожелают умереть, уничтожиться, но убежит от них смерть, смерти бо не будет к тому! – Среди отчаянных воплей грешников последует приговор всемирного Судьи. Царь вселенной, Господь Иисус Христос, обратится к грешникам и, указывая им на Крест Свой, на котором Он распят был нашего ради спасения, указывая на раны и язвы Свои, которые Он претерпел для искупления нашего, указывая на Свою пречистую кровь, которую Он пролил за нас, грешных, скажет во гневе своём: "Неблагодарные и вероломные рабы Мои! Чего не делал Я для вашего спасения, оправдания, обновления? Не для вас ли Я сошел с неба на землю? Не для вас ли облекся этою бренною плотью? Не за вас ли претерпел хулы, поношения, оплевания и заушения? Не за вас ли был распят на кресте, пролил кровь Свою и умер мучительною смертью? Посмотрите: за что глава моя изъязвлена терновым венцом, если не за гордый ваш ум и нечистые мысли? За что очи Мои залились кровью, если не за ваши очи, исполненные блуда и мерзостей? За что ребра Мои насквозь прободены до самого сердца, если не за ваши ребра, к беззакониям прилепляющиеся, и ваше сердце грехолюбивое? За что руки Мои пречистые и ноги непорочные гвоздями пронзены, если не за ваши руки, простертые к грабительству, и ноги, ходящие путем неправды? Скажите, чего не сделал Я для вас? Как же вы воспользовались плодами Моего истощания? Где то оправдание, где то искупление, где та благодать, которое исходатайствовал Я вам столь дорогою ценою? Неблагодарные! Вы отвергли заслуги Мои, попрали кровь Мою, пренебрегли благодатью Моею, преступили заповеди Мои, презрели любовь Мою. Вы посмеивались надо Мною, и Аз погибели вашей посмеюсь. « Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». (Матф.25,41)

Чьё сердце не обольётся кровью, слыша этот грозный приговор всемирного Искупителя и Судьи? Ужаснись всякая душа христианская, страшным судом Божьим! Вострепещите все кости и плоть ваша от лица праведного гнева Божия, грядущего на нас, окаянных грешников! Спасайтесь, братья, спасайтесь, пока есть время, пока не настал страшный суд Христов! Спасайтесь: почём знать, может быть, завтра пробьёт роковой час нашей погибели и тогда будет поздно.

Благословение обители Св. Пантелеимона


1) Предсказание о гибели Иерусалима и конце мира

(Мф. 24:1-44; Мк. 13:1-37; Лк. 21:5-36)

Гора Елеонская расположена по ту сторону потока Кедрона, на юго-востоке от храма. Христос любил ходить туда с учениками Своими и часто проводил там ночи. С горы открывалась обширная панорама Иерусалима и его окрестностей. Вечером оттуда можно было любоваться великолепным видом огромного и сложного по своей архитектуре храма, который был особенно красив в лучах заходящего солнца. Однажды, когда Господь, окончив проповедь, шел на Елеон, один из учеников сказал: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! » (Мк. 13:1). Христос сказал в ответ ученику: «Видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне » (Мк. 13:2). Пораженный этим пророчеством, ученик замолчал. По дороге проходили люди – храмовая стража и воины, они могли услышать эти опасные слова.

Но когда Господь взошел на гору Елеонскую и сел там на высоком месте прямо против храма, к Нему подошли апостолы Петр, Иаков, Иоанн и Андрей и спросили: «Скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться? » (Мк. 13:4).

Отвечая им, Иисус начал говорить о грядущей судьбе Иерусалима, храма, Иудеи и всего мира. Он сказал, что на святом месте, то есть в Иерусалиме, скоро все увидят полное опустошение и «мерзость запустения», о которых предсказал пророк Даниил (см. Дан. 9:27). Из Иерусалима тогда начнется повальное бегство в горы, но и там беглецы не найдут себе спасения. Многие погибнут от мечей, и множество иудеев будет уведено в плен «во все народы », а развалины Иерусалима займут язычники и будут хозяйничать в Иудее и всей Палестине, «доколе не окончатся времена язычников ». Эта гибель Иудеи будет следствием того, что Иерусалим «не узнал времени посещения » (Лк. 19:44) своего, то есть отверг Мессию.

Ужасные несчастья, постигшие Иерусалим, – прообраз грядущей гибели всего мира, отвергнувшего Мессию – Христа. В конце веков настанет время Второго пришествия Иисуса Христа на землю. Но тогда Христос явится как грозный Судья вселенной. Явление Его будет внезапным и очевидным для всех – «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого » (Мф. 24:27).

Ученики спросили Его о признаках Второго пришествия. Христос сказал, что на земле наступят такие тяжелые времена, каких еще не бывало от сотворения мира. Преступления, предательство, ложь, измена, жестокость, войны, землетрясения, губительство широкой волной распространятся повсюду. Но сначала проповедано будет «Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец » (Мф. 24:14).

2) Содержание притчи о Страшном суде

(Мф. 25:31-46)

Рассказав апостолам о признаках Своего славного Второго пришествия, Господь в притче о десяти девах и в притче о талантах предупредил их о том, что настанет момент, когда каждому человеку придется дать ответ вечному Судии. Так, заповедав им всегда бодрствовать, Иисус далее раскрыл перед учениками картину Страшного Суда в следующей притче.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную » (Мф. 25:31-46).

Господь предупредил людей, что Страшному суду будет предшествовать всеобщее воскресение из мертвых. Воскреснут все, когда-либо жившие на земле, а те из людей, которые доживут до Его Второго пришествия, полностью изменятся (см. 1 Кор. 15:31-46).

3) Евангельское учение о делах милосердия

Христос многократно и ясно говорил ученикам, что главная заповедь Божия заключается в делах любви и милосердия. По этой главной заповеди и будет совершаться суд. «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного » (Мф. 7:21). Нельзя любить Бога, а к брату своему относиться пренебрежительно, невнимательно или жестоко. Всякое дело, каким бы ни занимался человек, если оно совершается без любви и милосердия, окажется бесполезным и ничтожным. Апостол Павел, разъясняя впоследствии учение Христа о любви, писал коринфским христианам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы » (1 Кор. 13:1-3).

Некоторые думают, что любят Бога и готовы были бы оказать Ему всякое служение, если бы действительно увидели Его. Но они ошибаются, так как не видят Христа в страданиях и нуждах ближних. Кто прошел мимо страдающего человека, хотя бы этот человек и был последним грешником, тот прошел мимо Самого Христа, не узнав Его. Апостол Иоанн пишет: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего » (1 Ин. 4:20-21).

4) Страшный суд и совесть человека

Страшный суд будет судом совести человека. Внешняя формальная правда, что грешник не встречал в своей жизни Христа («когда мы видели Тебя… и не послужили Тебе? »), не даст оправдания. Оправданием послужит только внутреннее состояние духа любви и милосердия, когда человек делает добро не ради награды и самоудовлетворения, а во имя сердечного чувства любви и сострадания к ближнему.

Конечно, любовь не имеет границ и проявление ее может быть бесконечно разнообразным. Так, совесть человека может подсказать ему буквальное исполнение заповеди о помощи ближнему (то есть посетить больных и заключенных, накормить голодных, одеть нагих), но может выражаться и в общественной борьбе с нищетой, бесправием и болезнями, в отношении как отдельных групп, так и всего человечества.

Главное, чтобы не только ум, но и сердце человека участвовало в делах помощи ближнему, иначе добродетель будет холодной и бездушной. «…Если сердце наше не осуждает нас , – пишет апостол Иоанн, – то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним » (1 Ин. 3:21-22).

На Страшном суде, где обнажатся все наши дела, все наши помышления, и каждый, как в открытой книге, прочтет историю своей жизни и увидит всё, даже самые малейшие движения своей души, определится окончательная судьба людей: одни будут призваны наследовать Царствие Небесное, уготованное им от создания мира, другие же пойдут в муку вечную.

Проверочные вопросы:

  1. Для чего Господь рассказывает о предстоящем Страшном суде?
  2. Какое событие будет предшествовать Страшному суду и каковы его признаки?
  3. Что сможет выручить человека на Страшном суде, какие его дела?
  4. Почему любовь человека к Богу измеряется Иисусом Христом его любовью к людям?
  5. Почему суд назван «Страшным»?
  6. Кто будет главным обвинителем человека на Страшном суде?
  7. Может ли человек сделать заранее так много добрых дел, чтобы потом успокоиться, что ему на Страшном суде уже ничего не грозит?
  8. Можно ли сделать для своего спасения на Страшном суде добрые дела «из-под палки»?

В петровскую эпоху бурная общественная жизнь внесла значительные изменения в характер школьной драматургии. Святых подвижников на сцене школьного театра сменили миряне, повествующие о мирских политически злободневных событиях.

Если первая драма была поставлена в 1701 г. в Славяно-греко-латинской академии на сюжет евангельской притчи о богатом и Лазаре — «Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным», то уже в следующей пьесе — «Страшное изображение второго пришествия господня на землю» в апокалипсическую тематику включаются эпизоды, связанные с событиями современности (выпады против польского сейма, значительное место отведено панегирикам Петру I).

В дальнейшем публицистический и панегирический характер школьной драматургии усиливается, и спектакли Славяно-греко-латинской академии, московской Госпитальной школы и придворного театра сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны начинают выполнять ту функцию, осуществление которой было возложено первоначально на публичный театр Кунста.

«Страшное изображение второго пришествия господня на землю при державе благочестивейшаго самодержавнейшаго государя нашего царя и великого князя Петра Алексеевича» было разыграно в школьном театре Славяно-греко-латинской академии в 1702 г. По мнению новейших исследователей, автора пьесы следует искать «в среде киевских ученых, связанных с Киево-Могилянской академией».

Составитель пьесы свободно сочетает многочисленные аллегорические фигуры с библейскими персонажами и образами античной мифологии. В «Страшном изображении» действуют: Гнев божий, Милосердие, Фортуна, Суд, Истина, Декрет, Смерть, Всемогущая сила, Михаил архангел, Мир, пророк Даниил, Церковь.

В 1705 г. ставится пьеса «Свобождение Ливонии и Ингерманландии», в которой освобождение Моисеем евреев от полчищ фараона и победа его над Амаликом связаны с современными событиями: аллегорической борьбой «льва» (символ Швеции) и русского «двоеглавого орла». В пьесе 1710 г. «Божие уничижителей гордых уничижение» аллегорические образы и библейские мотивы символизируют поражение шведов под Полтавой, измену Мазепы и бегство Карла XII.

В конце спектакля на сцене появляются хромой Лев (Карл XII был ранен во время Полтавского сражения в ногу), Гидра, олицетворяющая измену и предательство Мазепы, и Орел с гордой надписью: «И хромых и не хромых, и лютых и не лютых смиряем».

Постановка всех этих пьес носила торжественный, парадный характер: спектакли сопровождались многообразными световыми эффектами, музыкой, хорами и балетными номерами. Панегирический стиль и пышность оформления создавали впечатление грандиозности и необычности зрелищ, для понимания смысла которых требовалась специальная подготовка.

С этой целью античная мифология в виде картин и надписей к ним выносится на московские улицы и площади. В 1696 г. впервые к торжествам по случаю взятия Азова в Москве были устроены грандиозные триумфальные ворота, на которых были изображены античные боги Нептун и Марс.

В дальнейшем все победы, одержанные в Прибалтике в начале XVIII в., отмечались «торжественными вратами» — арками, которые украшались картинами мифологического содержания, примененными к происходившим политическим и военным событиям.

Особенно торжественно праздновалась Полтавская победа 1709 г. Преподавателями Славяно-греко-латинской академии в Москве была устроена триумфальная арка, расписанная многочисленными картинами на сюжеты, заимствованные из греко-римских мифов, сказаний Овидия, исторических сочинений Тита Ливия, Фукидида и др. Картин и надписей к ним было так много, что потребовалось дать им специальное объяснение.

С этой целью в 1709 г. в Москве была напечатана книга под названием «Политиколепная апофеозис достохвальныя храбрости Всероссийского Геркулеса», несомненно много способствовавшая распространению знаний античной мифологии. Не случайно поэтому отдельные мотивы греко-римской мифологии и символики проникли уже в начале XVIII в. не только в книжную песню, но и в народное словесное искусство и в лубок.

Триумфальные арки 1690—1720 гг., в изобилии покрытые картинами с литературным текстом к ним, а также скульптурными изображениями из дерева и изразцов, раскрывают отчетливо и наглядно эклектичность стиля и художественных приемов в русской культуре конца XVII — первых десятилетий XVIII в.

Смешение античности и христианства, пестрота и витиеватость стиля, обилие аллегорических образов, сочетающихся с грубым натурализмом, совмещение фантастики и чудес, тяготение к пышным, репрезентативным формам — вот характерные черты искусства русского барокко.

Но в России петровского времени с его пафосом государственного переустройства на новых «разумных» началах, с устремленностью к наукам барочная эстетика носила в значительной степени односторонний характер: идейное содержание произведений тяготело к просветительскому рационализму. И эта особенность русской литературы и искусства начала века предопределила преобладание уже в ту эпоху классицистических тенденций, получивших развитие в период 40—60-х гг.

С 1707 по 1711 г. в подмосковном селе Преображенском существовал театр при дворе царевны Натальи Алексеевны, переведенный затем в Петербург. В этот театр было передано все «убранство» упраздненного театра Кунста: костюмы, реквизит и даже тексты переводных пьес, постановки которых были возобновлены.

Наталья Алексеевна — любимая сестра царя, разделявшая его взгляды и поддерживавшая его реформаторскую деятельность, ставила на сцене пьесы религиозно-церковные и светские, переводные и оригинальные.

Наряду с драматизованными переработками житий святых из «Четьих Миней» митрополита Димитрия Ростовского и театрализованными церковными службами — «Комедия о Богородице», «Комедия Рождеству» — в подмосковном (а позднее в Петербургском) театре Натальи Алексеевны осуществляли инсценировки популярных переводных любовно-авантюрных романов «Комедия Олундина», «Комедия о прекрасной Мелюзине», «Комедия о Петре Златых Ключей», «Комедия о итальянском маркграфе и о безмерной уклонности графини его», представляющая переработку одной из новелл «Декамерона» Боккаччо.

Инсценировки житий, поставленные на сцене публичного театра в начале XVIII в., оказывали влияние на формирование народного театра, существовавшего независимо от культурной политики правительства Петра I. Особенно интересную судьбу имела школьная драма «Венец славно-победный святому великомученику Димитрию».

В пьесе обыгрывались эпизоды из жития защитника Греции юноши Дмитрия Солупского, пострадавшего при царе Максимиане и причисленного к лику святых.

Уже в начале XVIII в. была создана народная драма на сюжет «Венца Димитрию» — «Комедия о царе Максемьяне и его непокорном сыне Адольфе», в которой отразилась история отношений Петра I и его сына Алексея, казненного в 1718 г. Следовательно, возникновение народной драмы относится к первым десятилетиям XVIII в.

Важно отметить, что, заимствуя основную фабулу из школьной пьесы, составитель народной драмы резко отошел от своего источника в стилистическом отношении. Он отбросил все характерные элементы пьесы школьного театра: антипролог, пролог, эпилог, аллегорические персонажи. В народную драму включены комические эпизоды, отсутствовавшие в «Венце Димитрию».

Переработка «Венца Димитрию» не единственный случай переделки книжных драматических произведений, когда все чуждое народным этическим и политическим представлениям заменяется идеями и образами, восходящими к фольклорным истокам.

Так, «Рождественская драма» Димитрия Ростовского, основанная на евангельском предании, но в то же время использующая традиции украинской вертепной драмы, превращается в народном театре в драму-игру «Царь Ирод». Пьеса совершенно утрачивает церковный характер, в ней нет и следа религиозной трактовки сюжета.

Помимо Славяно-греко-латинской академии в Москве в начале XVIII в. был и другой центр, где развивалась русская драматургия, — московский «гофшпиталь», основанный в 1706 г.

Его директором доктором Бидлоо при госпитале была открыта медицинская школа, ученики которой набирались из разных сословий, причем значительную часть их составляли переходившие в школу ученики Славяно-греко-латинской академии. Их силами и был устроен школьный театр.

С школьным театром при московском госпитале связаны несколько пьес. Большой интерес представляет собой комедия «Слава российская», разыгранная в мае 1724 г. по случаю коронации Екатерины I в присутствии Петра I и петербургского двора. Автором «Славы российской» является бывший студент Славяно-греко-латинской академии Федор Журовский.

Ему же принадлежит и пьеса «Слава печальная», поставленная на сцене Госпитального театра вскоре после смерти Петра I. Здесь дается общая оценка деятельности царя-преобразователя, говорится о победах на суше и на море, об основании Петербурга и Кронштадта, прославляются его заботы о просвещении страны.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Предсказания Иисуса Христа о кончине мира и о втором Его пришествии

Иисус Христос предсказал о том, что ожидает в будущем весь наш мир и всех людей. Он учил, что наступит конец миру, и земная жизнь человеческого рода окончится; тогда Он во второй раз придет на землю, и воскресит всех людей (тогда тела всех людей снова соединятся со своими душами и оживут), и произведет тогда Иисус Христос суд над людьми и воздаст каждому по делам его. "Не дивитесь этому, - говорил Иисус Христос, - ибо наступает время, в которое все, находящееся в гробах, услышат голос" Сына Божия и услышавши оживут; и выйдут из могил - одни, которые творили добро, для вечной, блаженной жизни, а другие, делавшие зло, для осуждения".

Ученики Его спрашивали: "скажи нам, когда это будет, и какой признак Твоего (второго) пришествия и конца мира?"

В ответ на это Иисус Христос предупреждал их, что прежде пришествия Его, во славе, на землю, наступят такие тяжелые для людей времена, каких еще не бывало от начала мира. Будут разные бедствия: голод, мор, землетрясения, частые войны. Умножатся беззакония; вера ослабеет; у многих не станет любви друг к другу. Появится много ложных пророков и учителей, которые будут обольщать людей и развращать их своим пагубным учением. Но сперва будет проповедано Евангелие Христово по всей земле, во свидетельство всем народам.

Перед самою же кончиною мира будут великие, ужасающие знамения в небе; море возшумит и возмутится; уныние и недоумение овладеет людьми, так что они будут издыхать от страха и от ожидания бедствий для всего мира. В те дни, после скорби той, солнце, померкнет, луна не даст света своего, звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются. Тогда явится на небе знамение Иисуса Христа (крест Его); тогда восплачут все племена земные (от страха суда Божия) и увидят Иисуса Христа, идущего на облаках небесных с силою и славою великою. Как молния блистает на небе от востока до запада (и сразу видима бывает повсюду), так (видимо для всех, вдруг) будет пришествие Сына Божия.

О дне же и часе Своего пришествия на землю Иисус Христос не сказал ученикам Своим; "о том знает только Отец Мой Небесный", - сказал Он, и учил быть всегда готовыми к встрече Господа.

Второе пришествие Спасителя

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Иоанна, гл. 6, 24-29; от Матфея, гл. 24, 3-44; от Марка, гл. 13, 3-37; от Луки, гл. 17, 20-37 и гл. 21, 7-36.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Пророчество о Втором пришествии Христа. Мф. 24: 1-31; Мк. 13: 1-37; Л к. 21: 5-36 Господь говорил Своим ученикам, что с разрушением Иерусалима и его храма не закончится история мира. Это только прообраз тех грозных событий, которые должны произойти перед вторым пришествием Мессии. И

Из книги Меч Обоюдоострый. Конспект по Сектоведению автора Чернышев Виктор Михайлович

О пришествии Иисуса Христа на землю По учению иеговистов, Христос невидимо пришел на землю уже в 1918 году, сейчас пребывает на земле, ведет борьбу с силами сатаны. Видимым проявлением такой борьбы они считают первую и вторую мировые войны. Они тщательно смотрят за

Из книги КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ автора

Из книги Евангельская история. Книга третья. Конечные события Евангельской истории автора Матвеевский Протоиерей Павел

Пророчественная беседа о разрушении храма и Иерусалима, конце мира и Втором Пришествии Мф. 24, 1–51; Мк. 13, 1–37; Лк. 21,

Из книги Творения. Том 1 автора Сирин Ефрем

Слово о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа Приидите и приступите, сыны света, услышите благословенный и блаженный глас Спасителя нашего, говорящий нам: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте… Царствие Небесное! (Мф. 25:34). Смотрите, возлюбленные мои,

Из книги Творения. Том 2 автора Сирин Ефрем

Слово о всеобщем Воскресении, о покаянии и любви, о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа (По славянскому переводу, часть I. Слово 103)Не будем, возлюбленные, ничего предпочитать нелицемерной любви, потому что многократно падаем всякий день и час. Приобретем любовь,

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

О терпении, о кончине века и втором пришествии. О прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия (По славянскому переводу, часть I. Слово 99, 100, 101, 102)Славна жизнь праведных. Чем же она славится, как не терпением? Возлюби, монах, терпение, как матерь мужества. И

Из книги Книга об Антихристе автора Деревенский Борис Георгиевич

4:13 - 5:11 Наставление о втором пришествии Иисуса Учение о втором пришествии Иисуса составляло важную часть проповеди Павла во время его посещения Фессалоники, однако оно было неправильно понято. Тимофей передал Павлу два вопроса. Первый касался судьбы христиан, умерших

Из книги Просветитель автора Волоцкий Иосиф

СЛОВО БЛАЖЕННЕЙШЕГО ИППОЛИТА, ЕПИСКОПА И МУЧЕНИКА, О КОНЧИНЕ МИРА, И ОБ АНТИХРИСТЕ , И О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (1) Блаженные пророки были для нас очами В самом деле, они представили нам объяснение всего таинственного – как жизнью, так и

Из книги Второе послание Петра и Послание Иуды автора Лукас Дик

О втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа Малахия говорит: “Так говорит Господь: “Вот, идет Господь Вседержитель”. Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать, будто серебро и золото”(Ср.: Мал. 3, 1–3.).И Исаия говорит: “Я знаю

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

2. Обетование о Втором пришествии Христа в Новом Завете (3:10) По всему своему посланию Петр защищает Слово Божье, которое подвергается нападкам. Он последовательно и тесно связывает воедино новозаветных апостолов и ветхозаветных пророков (к которым он приравнивает всю

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Глава XIII. Беседа о разрушении Иерусалима, втором пришествии Христа и о кончине мира (1-4). Повод к речи (5-13). Время предшествующее концу. (14-27). Последние времена и наступление конца (28-32). Увещания к бодрствованию (33-37) 1-4 (См. Матф. XXIV, 1-3). Ев. Марк здесь точнее чем Матфей

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Предсказание о втором пришествии 22 А ученикам сказал: «Придет время, когда будете тщетно томиться желанием увидеть хотя бы один из дней Сына Человеческого и не увидите. 23 Вам будут говорить: «Вот Он там» или «Вот Он здесь» - не ходите и не гоняйтесь следом за таковыми. 24

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

ГЛАВА 37. Беседа Иисуса с Апостолами о разрушении Иерусалима и о кончине мира. Притча о десяти девах и талантах. Рассказ о Страшном Суде Иисус вышел из храма и пошел по направлению к горе Елеонской; с Ним шли и Апостолы. Все происшедшее в течение этого дня произвело сильное

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Пророчества о первом и втором пришествии Христа Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.2 И кто выдержит день пришествия

Из книги автора

XXVI Последнее обличение Иисусом Христом книжников и фарисеев. Похвала усердию вдовицы. Беседа с учениками о разрушении храма и Иерусалима, о кончине мира и втором пришествии. Притчи о десяти девах и талантах. Изображение Страшного суда После всего произошедшего стало для