Незнанский биография. Политический детектив о России от писателя-эмигранта


Незнанский: Имя это теперь уже хорошо известно русскому читателю. Романы его вышли на Западе на 12-ти языках, значились в списках бестселлеров в США, Японии, Великобритании, Франции, ФРГ. Себя автор относит к так называемой "антитоталитарной ветви в русской литературе". Но именно в русской, хотя с 1977 г. живет и пишет за границей.

Детективные романы Незнанского полностью базируются на советском жизненном опыте. "Советский" в данном контексте ни в коем случае не говорит о бывшей гражданской принадлежности автора.

Просто романы Незнанского "почвенные", на нашей политической ситуации взращенные, населенные до боли знакомыми именами высокопоставленных чиновников, военачальников и "прочая", и уж во всяком случае в деталях автор не ошибается. Но Незнанский работает в жанре "Фактшен", то есть в стиле смеси факта и вымысла. В одном из интервью он говорит именно об этом: "Я отталкиваюсь от факта жизни, только потом препарирую его не так, как это было в действительности, а так как мне подсказывает воображение". Одно из редкостных свойств Незнанского чувствовать и понимать политическую атмосферу в стране, предвидеть ход событий. Кроме того, писатель-эмигрант в высшей степени свободен от внутреннего редактора, не боясь "нарушить", разгласить, не опасаясь поместить в текст какого-нибудь вполне реального (в т. ч. и ныне здравствующего, и дееспособного, влиятельного и сохраняющего солидный пост) исторического фигуранта.

Прежний милицейский роман скоропостижно скончался. Ввиду исчезновения конкурента рынок заполнил было детектив зарубежный, но поцарствовал недолго и очень быстро стал надоедать. Выход был найден благодаря писателям-возвращенцам- Незнанскому и Тополю, которые сообща написали романы "Журналист для Брежнева" и "Красная площадь". Это был очень удачный тандем в то время. Связь низкой и грязной уголовщины с "высокой" политикой - связь, которая полностью отрицалась в нашей стране вплоть до самого последнего времени - в этих детективах сделалась сюжетообразующей.

Однако именно Незнанскому удается видеть в сиюминутном, здесь и сейчас происходящем будущие события, подчас фантазируя и домысливая сюжетную линию, заданную реальностью. Таков, например, "Ящик Пандоры". Дело тут не в нескольких эпизодах, рассказывающих непосредственно о днях путча - они могли быть дописаны и позже, в те несколько недель, что книга готовилась к печати. А вот рассказ о созревании заговора, о той предгрозовой обстановке, сгущавшейся тогда день ото дня - все это даже удивляет.

Романы Незнанского не претендуют на звание литературных шедевров, хотя художественные достоинства их отрицать нельзя. Он ведь бестселлер и не обязан быть литературно безупречным. Он только должен появиться в тот момент, когда публика нуждается именно в таком чтении.

Бульварная романистика нещадно эксплуатирует золотоносную сюжетную схему "кто убил?", как доступную всякому, кто освоил ремесло, не требующее писательского дарования.

О какой интеллектуальной игре в данном случае может идти речь? Следуя лучшим традициям детективного жанра, Незнанский стремится развлечь и увлечь читателя, дать ему особую радость - постижения мотивов человеческих поступков, самого процесса мышления и основанной на логике интуиции. По словам автора, "детектив - это скальпель хирурга в руках писателя, которым он полосует общество для того, чтобы сделать его лучше".

Но кто же такой сам Незнанский?

Незнанский Фридрих Евсеевич, юрист, публицист, писатель, родился 27 сентября 1932 года в г.Журавичи, Беларусь, где прожил всего два месяца. Детство прошло в Москве и Свердловске. С 1948 снова в Москве, в 1950 закончил Мытищинскую 11-ю школу Московской обл. В 1950 поступил в МЮИ, Московский юридический институт. Закончил его в 1954 г. По распределению был направлен в прокуратуру Краснодарского края, до 1957 г. работал следователем в Старо-Минском и Тихорецком районах. В 1957 г. вернулся в Москву, работал ученым секретарем РОСНИМСа, строительного НИИ, затем судебным исполнителем суда Свердловского района, потом вернулся в прокуратуру Московской области, с 1960-го по 1969 г. работал в Московского городской прокуратуре. С 1969-го по 1977 г. - член Московской городской коллегии адвокатов.

27 сентября 1977 года эмигрировал, с 1978-го в США, был и на простой работе (гардом, сторожем), преподавал в Колумбийском, Гарвардском, Нью-Йоркском университетах. Написал 5 монографий, главная из которых - о директивном праве в СССР, работал на радио "Свобода", журналистом в трех эмигрантских газетах, написал ряд альтернативных работ для НТС (вступил в Союз в 1979 г.). В 1985-м переехал во Франкфурт, с этого времени работает в Центре НТС и в издательстве и журнале "Посев". Первым из русских авторов принят в американский писательский клуб имени Эдгара По, в 1986г признан "человеком достижений" Международным биографическим центром.


Незнанский: Имя это теперь уже хорошо известно русскому читателю. Романы его вышли на Западе на 12-ти языках, значились в списках бестселлеров в США, Японии, Великобритании, Франции, ФРГ. Себя автор относит к так называемой "антитоталитарной ветви в русской литературе". Но именно в русской, хотя с 1977 г. живет и пишет за границей.

Детективные романы Незнанского полностью базируются на советском жизненном опыте. "Советский" в данном контексте ни в коем случае не говорит о бывшей гражданской принадлежности автора.

Просто романы Незнанского "почвенные", на нашей политической ситуации взращенные, населенные до боли знакомыми именами высокопоставленных чиновников, военачальников и "прочая", и уж во всяком случае в деталях автор не ошибается. Но Незнанский работает в жанре "Фактшен", то есть в стиле смеси факта и вымысла. В одном из интервью он говорит именно об этом: "Я отталкиваюсь от факта жизни, только потом препарирую его не так, как это было в действительности, а так как мне подсказывает воображение". Одно из редкостных свойств Незнанского чувствовать и понимать политическую атмосферу в стране, предвидеть ход событий. Кроме того, писатель-эмигрант в высшей степени свободен от внутреннего редактора, не боясь "нарушить", разгласить, не опасаясь поместить в текст какого-нибудь вполне реального (в т. ч. и ныне здравствующего, и дееспособного, влиятельного и сохраняющего солидный пост) исторического фигуранта.

Прежний милицейский роман скоропостижно скончался. Ввиду исчезновения конкурента рынок заполнил было детектив зарубежный, но поцарствовал недолго и очень быстро стал надоедать. Выход был найден благодаря писателям-возвращенцам- Незнанскому и Тополю, которые сообща написали романы "Журналист для Брежнева" и "Красная площадь". Это был очень удачный тандем в то время. Связь низкой и грязной уголовщины с "высокой" политикой - связь, которая полностью отрицалась в нашей стране вплоть до самого последнего времени - в этих детективах сделалась сюжетообразующей.

Однако именно Незнанскому удается видеть в сиюминутном, здесь и сейчас происходящем будущие события, подчас фантазируя и домысливая сюжетную линию, заданную реальностью. Таков, например, "Ящик Пандоры". Дело тут не в нескольких эпизодах, рассказывающих непосредственно о днях путча - они могли быть дописаны и позже, в те несколько недель, что книга готовилась к печати. А вот рассказ о созревании заговора, о той предгрозовой обстановке, сгущавшейся тогда день ото дня - все это даже удивляет.

Романы Незнанского не претендуют на звание литературных шедевров, хотя художественные достоинства их отрицать нельзя. Он ведь бестселлер и не обязан быть литературно безупречным. Он только должен появиться в тот момент, когда публика нуждается именно в таком чтении.

Бульварная романистика нещадно эксплуатирует золотоносную сюжетную схему "кто убил?", как доступную всякому, кто освоил ремесло, не требующее писательского дарования.

О какой интеллектуальной игре в данном случае может идти речь? Следуя лучшим традициям детективного жанра, Незнанский стремится развлечь и увлечь читателя, дать ему особую радость - постижения мотивов человеческих поступков, самого процесса мышления и основанной на логике интуиции. По словам автора, "детектив - это скальпель хирурга в руках писателя, которым он полосует общество для того, чтобы сделать его лучше".

Но кто же такой сам Незнанский?

Незнанский Фридрих Евсеевич, юрист, публицист, писатель, родился 27 сентября 1932 года в г.Журавичи, Беларусь, где прожил всего два месяца. Детство прошло в Москве и Свердловске. С 1948 снова в Москве, в 1950 закончил Мытищинскую 11-ю школу Московской обл. В 1950 поступил в МЮИ, Московский юридический институт. Закончил его в 1954 г. По распределению был направлен в прокуратуру Краснодарского края, до 1957 г. работал следователем в Старо-Минском и Тихорецком районах. В 1957 г. вернулся в Москву, работал ученым секретарем РОСНИМСа, строительного НИИ, затем судебным исполнителем суда Свердловского района, потом вернулся в прокуратуру Московской области, с 1960-го по 1969 г. работал в Московского городской прокуратуре. С 1969-го по 1977 г. - член Московской городской коллегии адвокатов.

27 сентября 1977 года эмигрировал, с 1978-го в США, был и на простой работе (гардом, сторожем), преподавал в Колумбийском, Гарвардском, Нью-Йоркском университетах. Написал 5 монографий, главная из которых - о директивном праве в СССР, работал на радио "Свобода", журналистом в трех эмигрантских газетах, написал ряд альтернативных работ для НТС (вступил в Союз в 1979 г.). В 1985-м переехал во Франкфурт, с этого времени работает в Центре НТС и в издательстве и журнале "Посев". Первым из русских авторов принят в американский писательский клуб имени Эдгара По, в 1986г признан "человеком достижений" Международным биографическим центром.

Незнанский Фридрих Евсеевич (р. 1932) - писатель, журналист, автор 5 монографий, одна из них - о директивном праве в СССР. Как писатель Незнанский стал известен благодаря детективным романам «Журналист для Брежнева» и «Красная площадь», написанным совместно с Э. Тополем. Самостоятельные романы: «Ярмарка в Сокольниках», «Операция "Фауст"» и др. Незнанский - первый из русских авторов, принятый в американский клуб писателей им. Э. По.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 186.

Незнанский Фридрих Евсеевич - прозаик.

Детство провел в Москве и Свердловске. Учился в Московском юридическом институте (окончил в 1954). Кандидат юридических наук.

Работал адвокатом с 1954 по 1969, затем следователем в Краснодарском крае, судебным исполнителем суда Свердловского р-на, в прокуратурах Москвы и Московской обл.

В 1977 эмигрировал в США. Жил в Нью-Йорке. Работал сторожем, журналистом, сотрудничал на радио «Свобода».

В 1979 вступил в НТС (Народно-трудовой союз).

С 1985 живет Германии, во Франкфурте-на-Майне. Был членом редколлегии журнала «Посев».

Начал писать романы в жанре политического детектива в сотрудничестве с Э.Тополем: «Миллион для чемпионки» (1981), «Журналист для Брежнева, или Смертельные игры» (1981), «Красная площадь» (1983). Впоследствии между литераторами возник спор об авторстве.

В 1984 уже без участия Э.Тополя Незнанский выпускает роман «Ярмарка в Сокольниках».

В 1989 Незнанский пишет книгу «Записки следователя», основанную на воспоминаниях о службе в Краснодарском крае. Книга носит характер документального повествования. Автор пытается представить сложную картину противоборства и сосуществования советской правоохранительной системы с криминальным миром. Отсутствие истинной справедливости, забвение о личности в условиях несовершенного общества - таково ярко выраженное публицистическое послание автора. Конфликт между низшими звеньями правоохранительной системы, представители которых, включая рассказчика, стремятся в силу своих возможностей противостоять преступности, и ее высшими эшелонами, подчиняющими юриспруденцию целям тоталитарного государства, составляет одну из главных идей Незнанского.

Со временем творчество Незнанский начинает все более приближаться к «канону» массовой культуры.

С 1995 Незнанский опубликовал около 100 детективных текстов; серии «Марш Турецкого» («Синдикат киллеров», 1995; «Список ликвидатора», 2001, и др.), «Господин адвокат» («Перебежчик», 1998; «Московский Бродвей», 2001, и др.), «Агентство "Глория"» («Мертвый сезон в агентстве "Глория"», 2001; «Репетиция убийства», 2001 и др.).

Книги Незнанского пришли на смену советской «криминальной» литературе. Новая реальность потребовала появления и нового «сыщика».

Один из главных персонажей Незнанского, старший следователь по особо важным делам Мосгорпрокуратуры Александр Борисович Турецкий, занимается исключительно важными делами - теми, что не поддаются «простым» работникам розыска. Он весьма успешен в жизни, представляет собой тип героя, который, хотя и не является образцом высокой морали, каким был следователь в советском милицейском романе, тем не менее заключает в своей личности силу, превращающую его в непримиримого борца с преступностью. Не относясь к разряду литературных шедевров, романы Незнанского имеют у читателя неизменный успех. Характерной можно считать оценку П.Дейченко: «Бандиты сильны и даже благородны, детективы - круты и тоже благородны. Стильный боевик. Автоматные очереди, антикварная мебель, редчайшие книги, 15 килограммов долларов (по Незнанскому, это два миллиона)... У Незнанского зло наказано, но детектива, по существу, нет: тайна разгадыва-ется чуть ли не на первых страницах, а потом до конца книги идет обыкновенная игра в догонялки, описанная, впрочем, со вкусом. Зло наказано - но герои в печали: ведь... они уважают своих противников - как охотники уважают волков» (Книжное обозрение. 2002. №18).

Почти каждый детектив Незнанского так или иначе связан с политической стороной жизни. Иногда аллюзии на политического деятеля не позволяют ошибиться в прототипе персонажа («Ошибка президента», 1996), часто присутствие его лишь угадывается. Незнанский не ограничивается изложением криминальной интриги как таковой, а пытается разными способами связать ее с событиями совр. истории, порой - дать собственную интерпретацию последней. Однако средства такого сближения механистичны (например, эпиграфы из классиков мировой культуры); в определенном отношении они могут рассматриваться как попытка «подтянуть» незамысловатое повествование к «настоящей» литературе. Во многих случаях автор стремится свести предполагаемое читательское сочувствие к фигуре преступника, убийцы-профессионала. Антигерой выглядит благородным и справедливым, несет заслуженное возмездие за грехи, замещая тем самым функции неспособного правосудия, в среде представителей которого более чем обычной оказывается, например, ситуация предательства. При этом на фоне неоднозначной и выразительной фигуры преступника положительные персонажи выглядят много бледней. Повествователь Незнанский выстраивает собственную мораль: «Стоит ли корзина фиников двух человеческих жизней? Спросим иначе. Стоит ли дальше жить людям, способным из-за корзины фиников унижать человека? Определенно не стоит» («Ошибка президента»). Романы Незнанского отличает рваная композиция: множество случайных персонажей, начатых и незавершенных сюжетных линий, за которыми теряется логика основной. В то же время Незнанский умеет убедительно нарисовать бытовые подробности современной русской жизни.

Романы Незнанский опубликованы на 12 языков. По сюжетам Незнанского снимаются телевизионные сериалы. Литературная деятельность Незнанского стала заметным явлением массовой культуры 1990-х. Незнанский содержит свой сайт в Интернете; первым из русских литераторов предпринял попытку продавать еще не изданные произведения прямо с личного сайта (www.neznansky.ru, 2002). Время от времени в прессе возникает мнение о том, что «Фридрих Незнанский» является коллективным псевдонимом (Эдуард Тополь: Нельзя спорить с успехом // Время новостей. 2001. 15 авг.).

В.Ю.Вьюгин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 619-620.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Журналист для Брежнева, или Смертельные игры. Frankfurt/Main, 1981;

Операция «Фауст». Frankfurt/ Main, 1986;

Ярмарка в Сокольниках. Frankfurt/Main, 1987;

Записки следователя. Нью-Йорк, 1989;

Частное расследование. М., 1995;

Синдикат киллеров. М., 1995;

Перебежчик. М.; 1998;

Мертвый сезон в агентстве «Глория». М., 2001;

Репетиция убийства. М., 2001.

Литература:

Очищение от Незнанского (Публикации и документы) / подгот. к публ. И.Кечин // Совершенно секретно. 1998. №9;

Дейченко Л. Люди, похожие на прокуроров // Книжное обозрение. 2002. №18.

Писатель детективов, относящий себя к "антитоталитарной ветви русской литературы", - Фридрих Евсеевич Незнанский. Годы жизни - 1932-2013. О нем данная статья.

Каким он был? Человекпм глубоко порядочным, бросившим своим творчеством вызов тоталитаризму и несправедливости. Он до малейших деталей представлял природу и советского, и российского криминала, знал узкие места судебной системы.

Его любимой цитатой были слова Канта, гласящие, что без справедливости не остается ничего, придающего ценности человеческой жизни. Как это актуально звучит сейчас!

Юрист и писатель

Желание стать писателем у него возникло во время учебы в Будучи студентом, будущий писатель посещал литературный семинар, где учился писать малую прозу. Мечта осталась... Но в литературу Фридрих Незнанский пришел, уже имея солидный опыт работы:

  • следователя прокуратуры Краснодарского края (1954-1957 гг.) и Московской горпрокуратуры - в 1960-1969 гг.;
  • адвокатом столичной городской адвокатской коллегии (1969-1977 гг.).

Точнее говоря, писать прозу Фридрих Незнанский начал с 1969 г., параллельно работая в Московской прокуратуре. Но то было лишь пробой пера... Двадцать лет профессиональной юридической деятельности Фридриха Евсеевича прошли в окружении следователей, прокуроров и оперативников, которые со временем превращались в персонажи его детективных романов. Будущий писатель желал создавать романы на темы профессиональные, действительно важные и актуальные, но запретные в СССР.

Политический детектив о России от писателя-эмигранта

С 27.09.1977 г. круто изменил свою жизнь Фридрих Незнанский. Биография эмигранта начала свой отсчет для 45-летнего мужчины. Он улетел на ПМЖ в США. Квалификация, эрудиция и знание языка сделали свое дело. Бывший советский столичный адвокат оказался востребованным и на той стороне Атлантики. Он преподавал в американских Колумбийском, Нью-Йоркском. Работал запоем. Из-под его пера вышли 5 монографий, касающихся директивного права СССР.

Находясь в Америке, он в содружестве с Эдуардом Тополем пишет романы "Красная Площадь" (1983) и "Журналист для Брежнева" (1981). Это смелая проза, открывающая нелицеприятные нюансы советской политики. Писатель работает в жанре политического детектива. Зная практику фальсификаций уголовных дел советскими правоохранительными органами, рисует убедительную картину беззакония Фридрих Евсеевич Незнанский. Он смел до безрассудства и напрочь лишен "внутреннего редактора". Он не боится, называя подлинные имена, показывать, в каких случаях советская высокая политика оказывалась тесно связанной с грязной и низкой уголовщиной. Последнее, конечно же, отрицалось советской пропагандой.

Полицейские детективы о российском криминале

В дальнейшем Незнанский отходит от соавторства с Тополем, приступив к самостоятельной работе в жанре полицейского детектива, неизменно обращаясь за сюжетами к реальной уголовной практике СССР и России. Писатель мотивированно отходит от канонов советского милицейского романа. Он добивается динамичности повествования.

В 1984-м Незнанский пишет роман "Ярмарка в Сокольниках", в 1989 г. - "Записки следователя". Таким образом, Незнанский переходит к написанию книг формата массовой культуры. Он становится успешным в создании бестселлеров. Произведения писателя печатаются крупными тиражами в США, Германии, Британии, Франции, Японии.

Циклы детективов, принесшие славу Незнанскому

Популярность писателю принесли циклы романов "Господин адвокат" (31 книга), "Марш Турецкого" (116 книг), "Агентство "Глория" (26 книг), "Победителей не судят" (7 книг), "Возвращение Турецкого" (25 книг).

Серия “Господин адвокат” повествует о непростой работе члена Коллегии адвокатов Юрия Гордеева, который до этого служил в Генеральной прокуратуре. Данный цикл книг захватывает читателя хитросплетением присутствующих в судебном мире коррупции и интриг (подкупа, шантажа, ложных оправдательных и обвинительных приговоров, заказных убийств, “алиби правосудия”). Эта серия романов рассказывает о той стороне деятельности адвоката, которая скрыта от посторонних глаз.

Цикл книг “Марш Турецкого” повествует о следователе по особо важным делам Генеральной прокуратуры России Александре Борисовиче Турецком. Ему не поручают простых дел. Это самый любимый образ писателя Фридриха Незнанского. Его он создал, консолидируя свои личные впечатления от наиболее уважаемых собой коллег, с которыми ранее, как говорится, делал одну и ту же работу: следователей Генпрокуратуры Александра Борисовича Турецкого, Евгения Сидоренко, других оперативников и следователей, в том числе и людей, чьи настоящие фамилии вошли без корректур в романы (имеется в виду генерал Грязнов).

Серия романов “Агентство “Глория” не без юмора рассказывает о расследованиях одноименного частного детективного агентства, которое возглавляет Денис Грязнов.

Фильмография

Фильмография писателя достаточно обширна. Все началось пятнадцать лет назад. По сценарию романа "Ярмарка в Сокольниках" режиссером Юрием Морозом был снят фильм "Черный квадрат". Сценарий, который написал Фридрих Незнанский, собрал отменный коллектив актеров: Василия Ланового, Виталия Соломина, Армена Джигарханяна, Елену Яковлеву... Одним словом, первый блин получился добротным, не став комом.

Впрочем, всенародную любовь автору принес сериал "Марш Турецкого", где роль следователя Мосгорпрокуратуры по особо важным делам сыграл Александр Домогаров. Актер жил жизнью своего персонажа Турецкого, выкладываясь так, словно играл Гамлета.

Фридрих Незнанский не однажды в интервью выражал свою благодарность актеру.

Переезд в Германию, смерть

В 1985 г. успешный писатель, принятый в элитный американский писательский клуб Эдгара По, переезжает жить во Франкфурт. Он активно занимается политикой, вступив в НТС (Народно-Трудовой Союз). Здесь Незнанский работает в издательстве газеты “Посев”.

В 1986 году его награждают премией “Человек достижений”.

Умер Фридрих Евсеевич в 80-летнем возрасте в небольшом баварском курортном альпийском городке Гармиш-Партенкирхен. Мастер современного детектива, к сожалению, уже не с нами...

Вместо заключения

Фридрих Евсеевич Незнанский - русский писатель, имеющий потрясающую продуктивность. В год из-под его пера нередко выходило 8-9 детективных романов с уникальным, не повторяющимся сюжетом.

Сам писатель не окутывал тайной свою творческую лабораторию. Помогло профессиональное видение скрытых аспектов окружающей действительности, свойственное адвокату и прокурору, имеющему огромную практику расследований, умением писателя. Информация, полученная чтением газет между строк, порой давала ему до 70% сюжета! Проницательность мастера детектива просто удивляла. Так, например, он заранее описал ситуацию ГКЧП в романе “Ящик Пандоры”. Создавая романы, работал самозабвенно Фридрих Незнанский (фото, размещенное ниже, позволяет увидеть его в своем рабочем кабинете).

Писатель умел предельно достоверно описывать работу следователя. Его “Марш Турецкого” - пожалуй, лучший цикл книг из ныне написанных, рассказывающих о реальных делах русских правоохранителей в лихие 90-е годы...