Мораль басни Волк и Ягненок и ее анализ (Крылов И. А.)

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят...

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву". -
"Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу". -
"Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!" -
"Помилуй, мне еще и от роду нет году". -
Ягненок говорит. - "Так это был твой брат". -
"Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи". -
"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Мораль басни "Волк и Ягнёнок"

Невероятно много поучительного можно взять на вооружение из данной басни, написанной Иваном Крыловым. Автор крайне явно изображает нам, что такое лицемерие, злоупотребление своей силой, а еще позволяет увидеть наше поведение при некоторых обстоятельствах.

Ведь признайтесь, иногда бывает - когда мы ссоримся или конфликтуем с кем-нибудь, мы кричим «сам виноват!», стараясь найти оправдание поведению перед собой, и создать для окружающих людей впечатление, что в ситуации правы мы, и наши действия правильны.

Однако, на примере героя басни Волка, который не только захотел съесть ягненка. но и придать такому поведению "законный вид", очевидно, каким некрасивым и подлым есть желание прикрыть благовидным предлогом плохой поступок, и насколько наши истинные намерения ясны окружающим.

А особенно низко и плохо, когда более сильный человек поступает подобным образом с более слабым, кто не в силах дать реальный отпор и защитить сам себя.

Какие можно сделать выводы?

Басня Волк и Ягненок - анализ

Мораль басни Волк и Ягненок

Басня Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят...

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву". -
"Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу". -
"Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!" -
"Помилуй, мне еще и от роду нет году". -
Ягненок говорит. - "Так это был твой брат". -
"Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи". -
"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Волк и Ягненок – редкая по построению басня. В ней два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого.

Персонаж Волка:

  • Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением
  • Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности
  • Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом
  • Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство

Персонаж Ягненка:

Беззащитный Ягненок олицетворяет бесправный народ в целом и любого простого человека в частном. Он пытается добрым словом смягчить Волка, хотя с самого начала беседы осознает своё бессилие. Обращается к Волку как к знатной особе, а затем кратко, но емко, ни в одной реплике стараясь не нарушить нотку почтения.


Крылов в басне Волк и Ягненок описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Будучи ярым защитником всех обиженных, автор не упустил возможность ещё одним басенным стихотворением с присущей ему легкостью расставить все отношения по местам. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости... Нам остается только восхищаться способностью Крылова лаконично и остро напоминать сильнейшим, как унизительно они порой себя ведут.

  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
  • У сильного всегда бессильный виноват
  • Делу дать хотя законный вид и толк

АНАЛИЗ БАСЕН «КВАРТЕТ» И «ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА»

Иван Андреевич Крылов -великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни. Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные события и определенные исторические личности. Так, в басне «Квартет» поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).

Проказница-мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка;
Затеяли сыграть квартет»
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределены:

Вот, пуще прежнего пошли у них разборы
И споры
Кому и как сидеть.

Но мудрый Соловей - народ - понимает необходимое условие слаженной игры квартета - работы Государственного совета - профессионализм:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней»,
Им отвечает Соловей.

И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:

«А вы, друзья, как ни садитесь.
Все в музыканты не годитесь».

Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей.... говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.

Эту же тему Крылов продолжает в басне «Лебедь, Рак и Щука». По объему басня совсем небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка,
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Мастерство Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности могут быть приложены к любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их главное достоинство. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как объяснить этот феномен? У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич. Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину. Крылов - подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.

В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством- в этом секрет их долголетия.

Открытый урок литературного чтения в 3 «А» классе.

Тема:

Басня «Волк и Ягнёнок». Сравнительный анализ басни И. А Крылова с одноименной басней Эзопа.

Вид : развивающий урок на деятельностной основе с элементами театрализации.

Тип: урок изучения нового материала.

Цели:

1. Обучающая: познакомить с басней “Волк и Ягнёнок”, как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения, познакомить с одноимённой басней Эзопа, учить видеть и чувствовать глубокий смысл басни, пополнять словарный запас учащихся, обобщить знания детей о баснях.

2. Развивающая: содействовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помогать развитию творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальным способностям, развивать навык правильного и осознанного чтения

3. Воспитательная: способствовать развитию моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Оборудование:

портрет, рисунки к басням Крылова, проектор, компьютерная презентация, реквизиты для инсценировки басни, конверт с карточками для работы в парах, учебник.

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.

На доске выставка рисунков к басням, подготовленная одной из групп учащихся (домашнее задание по группам).

На рисунках изображены эпизоды из басен. Назовите эти басни.

По мере того, как дети называют басни, рисунки переворачиваются и на них появляются буквы из которых складываются слова.

Прочитайте, что получилось? (волк, ягнёнок)

Как вы думаете, почему появились эти слова?

Это герои басни Крылова, с которой мы будем сегодня знакомится.

II. Сообщение темы урока.

Итак, сегодня мы знакомимся с басней «Волк и ягненок» и с одноимённой басней Эзопа. Слайд 2

III. Цели и задачи урока.

Нам предстоит выполнить достаточно большую работу:

1. Вспомнить основные моменты биографии Крылова и Эзопа.

2. Повторить уже изученные басни Крылова.

3. Познакомиться с новой басней Крылова.

4. Повести сравнительный анализ новой басни Крылова с одноименной басней Эзопа. Слайд 3

IV. Повторение и закрепление пройденного. Проверка домашнего задания.

1. Уже несколько уроков мы посвятили великому русскому баснописцу. Мы многое о нем узнали. С каждым уроком мы открывали что-то новое об этом великом человеке. И сейчас я предлагаю вам вспомнить основные моменты его биографии. Слайд 4

(Ответы детей).

Иван Андреевич Крылов прожил 75 лет;

На его глазах совершались великие события в России;

Маленьким мальчиком он был в Оренбурге во время осады города Емельяном Пугачевым;

Он был свидетелем Отечественной войны 1812 года;

Им было написано более 200 басен;

Его басни переведены более чем на 50 языков.

2. Когда Крылов скончался, его похоронили в некрополе Александро-Невской лавры, увенчав его голову лавровым венком . По всей России по подписке собирали деньги на памятник Крылову.

Перед вами великолепное творение барона Клодта – первый в России памятник литератору – установленный в Летнем саду близ главной аллеи, неподалеку от дома, где жил Крылов. Рельефы по рисунку Агина представляют в бронзе героев его знаменитых басен. Герои 36 басен живут на гранитном пьедестале. Слайд 5

3. Басни не умерли вместе с Крыловым. Они живы и поныне. Поэт Исаковский посвятил замечательные строки великому баснописцу.

(Ученик читает наизусть стихотворение).

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней

Со школьной парты с ними мы встречались

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

4. И обретя крылья «крылатые крыловские слова» оказались в нашей волшебной шкатулке, где хранятся книги с баснями Крылова. Я предлагаю заглянуть в волшебную шкатулку и вспомнить некоторые известные выражения, ставшие крылатыми. Слайд 6

5. Но прежде чем обратиться к басням мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили, что такое басня (II группа учащихся). Слайд 7

Перед вами несколько определений слова басня. Они взяты из разных источников, но очень похожи.

(Обобщение ответов детей). Итак, басня это нравоучительное произведение, значит, в басне есть обязательно что? … (мораль). Мораль это … ? (логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Так поступать нельзя).

6. Ну а теперь вперед, к басням Крылова. Небольшая викторина определит, насколько внимательно вы читали его басни (III группа проводит викторину).

7. Викторина Слайды 8-12.

Перед вами иллюстрация к одной из басен Крылова и три выражения. Ваша задача соотнести одно из этих выражений с иллюстрацией и назвать басню.

8. С басней «Ворона и Лисица» мы знакомились на прошлом уроке. И сейчас мы ее вспомним. А помогут нам в этом ребята, которые подготовили инсценировку басни (IV группа).

9. – Мы говорим, что басня высмеивает пороки, недостатки. Как говорил Крылов: «Люблю, где случай есть пороки пощипать». Какой недостаток высмеивает эта басня?

Что такое лесть? (угодливое восхваление).

Почему лесть гнусна, вредна?

(Можешь поверить льстивым словам и не переделать плохо сделанную работу).

Дома вы должны были подобрать пословицы к басне (V группа). Какие пословицы вы подобрали?

Посмотрите, какие пословицы подобрала я. Подходят ли они к этой басне?

Какой поучительный вывод сделали из этой басни?

(Нельзя поддаваться на лесть, не принимать на веру все, что тебе говорят, остерегаться льстивых, неискренних слов похвалы).

Физминутка «Море волнуется»

IV. Новый материал.

1. Ребята, а хотели бы вы познакомиться с новым произведением великого баснописца?

С какой басней познакомимся?

2. Чтение басни учителем.

Что вы представили? Кого? Словесно нарисуйте представившуюся вам картину.

(Солнечный день, на открытом месте возле ручья Ягнёнок, который пришёл к ручью напиться. Он не ждал опасности. Рядом голодный волк.

Посмотрите, как выглядит иллюстрация к басне художника А. Лаптева. Слайд 15

Каким он изобразил Волка? Ягнёнка? Почему?

3. Словарная работа.

Сейчас вы еще раз самостоятельно прочитаете басню. Но прежде чем вы приступите к самостоятельному чтению, я хочу обратить ваше внимание на некоторые слова в тексте, которые вам встретятся в тексте. Прочитайте внимательно все слова и выделите для себя те, значение которых вы не знаете.

Обратимся к значениям слов.

4. Самостоятельное чтение басни.

Какое начало у басни (грустное, тревожное, весёлое)? Почему?

(Тревожное. Ягнёнок зашёл к ручью напиться, а рядом «голодный рыскал волк»).

Что ещё подсказывает, что может случиться беда?

(Волк «на добычу стремиться», он хочет съесть Ягнёнка, грубо с ним разговаривает).

Почему Волк сразу не съел Ягнёнка?

(Хочет всё по закону сделать, пытается обвинить Ягнёнка, а Ягнёнок всё не виноват).

Что можно сказать о волке? О ягнёнке? Попробуем назвать качества характера героев (работа в парах).

Возьмите конверт, который лежит у вас на парте. В нём находятся карточки, на каждой из которых написаны черты характера героев. Разложите их в два столбика: в первый слова, которыми можно охарактеризовать Волка, во второй – Ягнёнка.

(Проверка.) Слайд 17

К чему стремиться волк, вступая в спор? В чём он обвиняет ягнёнка?

К чему стремиться ягнёнок в споре? Какие доводы приводит?

Найдите реплики Волка и Ягнёнка. Подумайте, как они говорят? Какие чувства испытывают? Как с развитием действия меняются их мимика, жесты?

Мы с вами определили характер героев, чувства, которые они испытывают. Это вы должны будете показать при чтении, поскольку вся основанная часть сюжета построена на репликах главных героев. Подготовка выразительного чтения будет вашим домашним заданием.

V . Знакомство с басней Эзопа. Сравнительный анализ басен.

1.- Мы с вами знаем, что основу сюжетов многих басен Крылова составили басни Эзопа. Слайд 18

Вспомните, кто такой Эзоп?

Его представляли горбатым, хромым – одним словом во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось. Слайд 19

2. Физминутка для глаз

3. Чтение басни Эзопа.

4. Проведём сравнительный анализ басни Эзопа и Крылова.

(Заполнение таблицы. Слайд 20).

Эпическая

Поэтическая

Структура

Сюжетная часть: завязка, развитие действия, развязка;

Сюжетная часть: завязка, развитие

действия, развязка; мораль.

Композиция

Сюжетная часть.

Сюжетная часть.

Персонажи

Более яркие, эмоциональные образы

Кто заранее решился на злое

дело, того и самые честные

оправдания не остановят.

У сильного всегда бессильный виноват.

Язык басни

Краток, точен, меток.

Остроумный, мудрый, живой, близок к разговорному.

(Эзоп: « начал попрекать», « сказал», «ответил», и т. д. – нейтральные

Крылов: как смеешь ты наглец«, «нечистым рылом», «голову с тебя сорву», «когда светлейший Волк позволит», «и гневаться напрасно он изволит», и т. д.)

В какой басне лучше, ярче представлены характеры героев?

5. Чтение морали басен.

Обратимся к моралям басен.

Прочитайте мораль басни Эзопа, Крылова.

(После прочтения открывается слайд 21)

Как вы думаете, смысл, заключённый в морали каждой из этих басен одинаковый или разный?

Мораль какой басни точнее выражает её смысл?

Давайте подумаем, в чём же смысл басни?

- « У сильного всегда бессильный виноват». Что чему противопоставляется?

(сила противопоставляется бессилию, слабости).

Только ли о природном неравенстве идет речь?

Сейчас перед вами появиться ещё одна иллюстрация. Посмотрите, как представил героев басни народный художник России Е. Рачёв. Слайд 22.

Сравнение иллюстраций.

На иллюстрации Рачёва герои одеты как люди.

Как одет Волк? Ягнёнок? Что эти хотел сказать художник?

(Сильнее тот, кто богат, занимает более высокое положение в обществе. Бедный Ягнёнок вынужден подчиниться, он даже не сопротивляется)

V. Рефлексия.

У. - На кого из персонажей басни вы бы хотели походить?

Ответы детей.

Не хотят быть ни Волком, ни Ягнёнком, потому что один беспомощный – не может за себя постоять, даже немного глупый (стал с Волком разговаривать, а не убежал), а второй – грубый, лживый, жадный.

У. - Довольны ли вы своей работой на уроке?

VI. Домашнее задание по выбору:

1. Подготовить выразительное чтение басни Крылова и Эзопа.

2. Выучить наизусть басню Крылова.

3. Подготовить инсценировку.

Какие можно сделать выводы?

Басня Волк и Ягненок - анализ

Мораль басни Волк и Ягненок

Басня Волк и Ягненок

У сильного всœегда бессильный виноват: Тому в истории мы тьму примеров слышим Но мы истории не пишем, А вот о том как в баснях говорят...

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться: И нужнобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву". - "Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу". - "По этой причине я лгу! Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил; Я этого, приятель, не забыл!" - "Помилуй, мне еще и от роду нет году". - Ягненок говорит. - "Так это был твой брат". - "Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват. И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы всœе мне зла хотите, И если можете, то мне всœегда вредите; Но я с тобой за их разведаюсь грехи". - "Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать. Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

У сильного всœегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всœей красе. Ну на самом делœе, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Волк и Ягненок – редкая по построению басня. В ней два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого.

Персонаж Волка:

  • Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением
  • Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности
  • Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом
  • Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство

Персонаж Ягненка:

Беззащитный Ягненок олицетворяет бесправный народ в целом и любого простого человека в частном. Он пытается добрым словом смягчить Волка, хотя с самого начала беседы осознает своё бессилие. Обращается к Волку как к знатной особе, а затем кратко, но емко, ни в одной реплике стараясь не нарушить нотку почтения.

Крылов в басне Волк и Ягненок описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Будучи ярым защитником всœех обиженных, автор не упустил возможность ещё одним басенным стихотворением с присущей ему легкостью расставить всœе отношения по местам. Высмеиваемые в басне человеческие пороки крайне важно искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости... Нам остается только восхищаться способностью Крылова лаконично и остро напоминать сильнейшим, как унизительно они порой себя ведут.

  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
  • У сильного всœегда бессильный виноват
  • Делу дать хотя законный вид и толк

АНАЛИЗ БАСЕН ʼʼКВАРТЕТʼʼ И ʼʼЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКАʼʼ

Иван Андреевич Крылов -великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни. Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные события и определœенные исторические личности. Так, в басне ʼʼКвартетʼʼ поэт высмеял Государственный совет и его руководителœей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).

Проказница-мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка; Затеяли сыграть квартетʼʼ Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределœены:

Вот, пуще прежнего пошли у них разборы И споры Кому и как сидеть.

Но мудрый Соловей - народ - понимает крайне важно е условие слаженной игры квартета - работы Государственного совета - профессионализм:

ʼʼЧтоб музыкантом быть, так нужнобно уменье И уши ваших понежнейʼʼ, Им отвечает Соловей.

И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:

ʼʼА вы, друзья, как ни садитесь. Все в музыканты не годитесьʼʼ.

Крылов от имени народа, всœех здравомыслящих людей.... говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.

Эту же тему Крылов продолжает в басне ʼʼЛебедь, Рак и Щукаʼʼ. По объёму басня совсœем небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.

Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое всœе в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу всœе нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка, Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Мастерство Ивана Андреевича состоит в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности бывают приложены к любому подходящему моменту. Οʜᴎ существуют вне времени и пространства, в данном их главное достоинство. Οʜᴎ так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как объяснить данный феномен? У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич. Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину. Крылов - подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.

В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Οʜᴎ по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством- в данном секрет их долголетия.

Сюжет многих произведений вечен. Они были актуальны в древние времена, не потеряли актуальности и сейчас. К таковым относится "Волк и Ягненок". Впервые о них рассказал древнегреческий баснописец Эзоп. Ягненок, страдая от жажды, в жаркий летний день подошел к ручью и стал пить студеную воду. Волк решил его съесть. Желая оправдать свой поступок, предъявил обвинение в том, что ягненок из-за чего теперь хищник не может напиться. Ягненок ответил, что этого не может быть, потому, что воды он едва касается губами, да и находится ниже по течению. Тогда Волк сказал, что в

прошлом году он оскорбил его отца. И здесь малыш нашел аргументы, ведь тогда он еще не появился на свет и даже если бы захотел, не смог бы этого сделать. Волк заметил, что Ягненок знает толк в оправданиях, но он все равно будет съеден. Если кто-то решил совершить злое дело, то его ничего не остановит. Такова мораль Затем на этот же сюжет создали басни Лафонтен, Сумароков, Державин. В начале 19 века одноименную басню написал Крылов.

Мораль басни "Волк и Ягненок"

В произведении два главных героя, образы которых важны и немыслимы один без другого. Баснописец сразу же начинает с морали, громко заявляя, что когда сталкиваются сильный и бессильный, то виноватым в любом случае окажется последний. Далее он уверяет читателя, что существует много исторических примеров, подтверждающих данный вывод, и приводит уже известный эпизод встречи Волка и Ягненка у ручья.

Мораль произведения, правда, в том, что хищник был уже голоден и сразу имел намерение кого-нибудь съесть. Малышу не повезло, что на его пути попался именно он. Был бы на его месте зайчик или утенок, пострадали бы они. Мораль басни "Волк и Ягненок" повествует о безысходности слабого. Однако Волк желает оправдать свой поступок и говорит, что Ягненок сам виноват, так как помешал ему выпить чистой водицы. В изысканных выражениях Ягненок отвечает, что такого не может быть, так как он находится ниже по течению на 100 метров. Волка этот разумный и вежливый ответ явно не удовлетворяет. Он начинает кричать, что в прошлом году Ягненок ему нагрубил на этом же месте. Поэтому Волк весь год не мог простить такой обиды, а теперь сможет ему отомстить. Узнав, что такого не могло быть, так как в прошлом году Ягненок еще не появился на свет, он отвечает, что это был кто-то из его родственников или знакомых. Ягненок резонно вопрошает, а при чем тут, собственно, он. Волк восклицает, что тот виновен уже в том, что волк хочет есть. Далее он перестает разговаривать со своей жертвой и тащит его в темный лес.

"Волк и Ягненок". Анализ

Есть мнение, что в данной басне показано бесправие простого человека перед власть имущими. Становится понятно, что выигрывает тот, кто сильнее, а не тот, на чьей стороне справедливость. Волк ведет себя грубо, понимая свою полную безнаказанность. Ведь часто тем, у кого больше силы и власти, даже не приходится ничего объяснять и искать себе оправданий. Крылов понимает, как сложно остановить тех, на чьей стороне выгодное положение. Такова мораль басни "Волк и Ягненок".