Методическое пособие «Сборник дидактических игр для дошкольников: логика и математика. Сборник дидактических игр в начальных классах
Тема 1.3. Характеристика и особенности организации дидактических игр
Основные понятия и термины по теме : игры с правилами, дидактическая игра, игровое действие.
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
1. Методика руководства дидактическими играми.
2. Подбор дидактических игр для разных возрастных групп. Специфические особенности дидактических игр.
3. Структура дидактической игры. Наличие обучающей задачи и игрового действия.
4. Виды дидактических игр: игры с предметами, словесные, настольно-печатные. Народные дидактические игры.
Методика руководства дидактическими играми.
Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это ИГРЫ с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.). В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы - дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные). Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.). Основная особенность игр с правилами определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.
Сущность игр с правилами - не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выносить на прогулку. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности. Особого внимания педагога требуют настольно-печатные игры, из которых легко теряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты.
Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей («Витя, научи Алешу складывать домик!»). Желательно постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).
В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре. Следует поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки. Организуя знакомую детям игру, целесообразно предлагать одному из них напомнить остальным игровую задачу, правила.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста - основной формой организации учебного процесса.
Подбор дидактических игр для разных возрастных групп. Специфические особенности дидактических игр.
Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети. Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия - для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш - для детей старшего дошкольного возраста).
Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Но можно проследить и нечто общее, свойственное всем дидактическим играм и игрушкам независимо от того, в каком уголке земного шара они возникли. В них отчетливо прослеживается сложившийся в представлениях разных народов взгляд на ребенка как на существо, которое нуждается для своего полноценного развития в познании окружающего мира, радостном настроении, эмоционально окрашенном общении с окружающими близкими ему людьми, в активных действиях, движениях, позволяющих раскрыться, проявить себя. С полным основанием можно считать народные дидактические игры воплощением гуманного, уважительного, бережного отношения к силам, возможностям, тенденциям развития ребенка.
7.1."Раз, два, три… ко мне беги!" (с 3 - летнего возраста).
Правила игры:Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах - это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах - это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.
Ход игры:
"Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!" (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте.
Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук…). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.
Примечание: Можно использовать задания на надсистему.
Например: "Раз, два, три, все, кто живет в поле ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением или загаданными объектами капусты, камня, песка, земли, мышки, травы, ветра, трактора. Ведущий спрашивает, в какие моменты трактор может находиться в поле (во время сева или сборки урожая).
Можно использовать задания на функцию объекта.
Например: "Раз, два, три, те, кто умеет петь ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением птицы, человека, ветра, радио…
Интересно использование заданий на временную зависимость.
Например: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра…Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка…
Живая и неживая системы.
При формировании представления о некоторых растениях: "Раз, два, три, все, у кого есть листочки (стволы, стебли, корни, цветки) - ко мне беги. При формировании представлений о животных (глаза, шерсть, длинный пушистый хвост, копыта, рога…).
Развитие речи.
При обогащении словаря словами, обозначающие части предметов (пуговицы, рукава, воротник - пальто); задания на качество предметов (жесткое - мягкое, металлическое, фактура ткани…)
Математика.
При ознакомлении с геометрическими фигурами. На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других формы.
Ознакомление с предметами ближайшего окружения
(младший дошкольный возраст)
Например: "Раз, два, три, все, у кого изображена мебель, посуда… ко мне беги!" Ведущий спрашивает у подбежавших детей, для чего служит этот объект (его функцию).
Цель:Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.
Правила игры:
Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Ход игры:
В: На что похож абажур?
Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.
В: На что похожа улыбка?
Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.
В: Половник.
Д: На ковш у экскаватора, на созвездие "Большая медведица", на зонтик, на лопату, на микрофон, так как микрофон имеет две части: сам микрофон и ручку, а половник тоже состоит из ковша и ручки. Микрофон тоже может быть металлическим как и половник, или в нем могут быть металлические части и так далее.
Неживая природа.
В: На что похож дождь?
Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.
В: А душ какой бывает?
Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.
Изодеятельность.
В: На что похожа коробка цветных карандашей?
Д: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом - малиновая, клубничная, с синим вкусом - черничная…)
В: На что похожа кисть?
Д: На метлу Бабы - Яги, на указку, на Волшебницу (потому, что если провести кисточкой по бумаге получается какой-то рисунок).
Ознакомление с окружающим миром.
В: На что похож светофор?
Д: На трехглавого робота, на радугу, на магнитофон.
В: Почему на магнитофон?
Д: Так как сам прямоугольный, а кружочки напоминают кнопочки. А еще на краски, так как коробка прямоугольная, а цвета светофора - краски.
Развитие речи
(при расширении словарного запаса, обозначающих названия предметов).
В: На что похожа иголка?
Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.
В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.
Д: Еще на колючки у ежика и кактуса, на застежку у сережки, которая в ухо вставляется, она тоже острая.
Звуковая культура речи
(при совершенствовании умения различать на слух звуки языка).
В: На что похож звук "Р"?
Д: На шум мотора, пылесоса, на рычание льва или собаки.
В: Произнесите звук "Р". Назовите слова, в которых есть этот звук. (Переход к занятию).
Музыкальное воспитание.
В: На что похожа мелодия вальса?
Д: На распускание цветка, на легкий шелест листьев дерева, пробуждение животных от зимней спячки, на смешение красок.
7.3."Теремок" (с 4-х лет).
Правила игры:Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?".
Примечание:
В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня".
Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности.
Например: нитки и ножницы. Похожи, так как принадлежат к одной надсистеме - предметам для шитья; могут находиться в квартире или на столе у закройщика. Похожести и различия могут быть по прошлому и будущему, по запаху, звуку, по форме, цвету, размеру, материалу. Эта игра как и предыдущая "На что похоже" закрепляет у детей алгоритм системного мышления.
Ход игры.
1 вариант:
Ведущий - ребенок выбрал машину.
Д: Тук-тук. Кто в теремке живет?
В: Это я, машина.
Д: А я стол. Пусти меня к себе жить?
В: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
Д: Я - стол, похож на тебя тем, что служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы. Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме - гараже и я живу в доме (в комнате). У тебя, машина, 4 колеса, а у меня 4 ноги. За мной ухаживают - меня моют и тебя, машина, моют. Ты, машина, издаешь запах (бензина) и я, стол, издаю запах, когда на меня ставят еду или помоют меня порошком. Мы с тобой похожи по форме. У меня крышка квадратная, у тебя тоже крыша квадратная. Я, стол, тоже могу быть такого же размера как и машина. Ты сделана из твердых человечков и я тоже. Машина может ездить и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики.
2 вариант:
В: Пущу, если скажешь, чем ты, стол отличаешься от меня - машины.
Д: Машина в прошлом была железом, а я стол в прошлом был деревянными досками. Моя главная функция - удерживать тарелки на столе, а машина нужна, чтобы перевозить грузы, людей. Я по цвету белый, а ты зеленая. Я на картинке здесь изображен маленьким столом, а ты большой машиной. У тебя, машина, ноги круглые, а у меня прямоугольные.
Музыкальное воспитание
(при сравнительной характеристике разных жанров).
1 вариант:
В: Это я, марш. А ты кто?
В: Впущу тебя, если скажешь, чем ты, вальс, похож на меня, марш.
Д: Мы с тобой относимся к миру музыки. Мы оба музыкальные произведения. Мы состоим из нот, которые сложены в мелодию. Мы имеем ритм. Мы оба можем поднимать настроение людям, а дети могут исполнять различные движения.
2 вариант:
Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет?
В: Это я, марш. А ты кто?
Д: А я вальс. Впусти меня к себе.
В: Впущу тебя, если скажешь, чем ты, вальс, отличаешься от меня, марша.
Д: У вальса более плавная мелодия, нежная, под нее танцуют парами медленно, но можно и быстро. А под марш нельзя танцевать, у него жесткий ритм.
Живая природа и неживая природа.
Похожести у объектов живого мира.
Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет?
В: Это я, снегирь. А ты кто?
Д: А я воробей. Пусти меня к себе!
В: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты, воробей, похож на меня, снегиря.
Д: И ты, и я - птицы. У нас одинаковое строение: Есть 2 крыла, есть 2 лапки, 1 голова, перья на теле, хвост и так далее; мы относимся к природному миру, к живой системе, к птицам. Мы живые, поэтому дышим, размножаемся, передвигаемся самостоятельно. Воробей, тоже как и снегирь, передвигается на 2-х лапках и летает. В прошлом воробей и снегирь были маленькими птенчиками, а в будущем у них будут свои детки-птенчики.
Различия у объектов живого мира.
Д: Тук - тук. Я воробей. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
В: Это я - снегирь. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
Д: Снегирь немного больше размером воробья. Снегирь перелетная птица. Воробей круглый год живет в городе рядом с человеком. У нас разный окрас (у снегиря грудка красная, а у воробья - серая). Разное питание (снегирь питается ягодами, поэтому и живет в парках и лесу, а воробей питается семечками).
Д: Тук-тук. Я камень. Кто в теремочке живет? Пустите меня жить к себе.
В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, камень отличаешься от меня, речки.
Д: Мы состоим из разных человечков. Камень - из твердых, а речка из жидких. Мы разные на ощупь: камень твердый, а вода проходит сквозь пальцы. Мы разные по форме. Речка принимает форму берегов. Речка издает звук - журчание, а камни звука не издают.
Математика
(при закреплении геометрических фигур).
Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе.
В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат.
Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным.
Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе.
В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата).
Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет.
Примечание: Игра может усложняться. Могут браться объекты разнообразных форм и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов.
В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут "держать" объект в голове.
Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только животным или предметам посуды, мебели. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Или если берутся картинки - подбирает соответствующие.
Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут- поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.
Ознакомление с окружающим миром.
В: Я город. А ты кто? Пущу тебя, если скажешь, чем мы с тобой похожи.
Д: Я деревня. Мы похожи с тобой, так как и в городе, и в деревне живут люди; есть детские сады и школы. Мы существуем для того, чтобы люди жили и работали вместе.
В: Заходи! А чем же мы с тобой отличаемся? (можно обратиться к следующему ребенку).
Д: Город больше деревни. Людей в деревне меньше живет, чем в городе. В городе есть большие заводы и фабрики, а в деревне люди разводят скот и убирают поля. В деревне маленькие, невысокие дома. В городе звуки другие, чем в деревне: машины, трамваи звенят, а в деревне коровы мычат и свиньи хрюкают. А еще в деревне пахнет сеном, молоком, а в городе бензином.
Примечание: В этом разделе в старших группах можно давать понятия отличия и сходства дня и ночи; различных профессий; учителя и ученика; мамы и дочки; водителя и пешехода. Тем самым у ребенка будут складываться и закрепляться понятия об общественных отношениях.
7.4."Давай поменяемся " (для детей 5-7 лет).
Правила игры:Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.
Ход игры:
Р1: Я - часы. Я умею показывать время.
Р2: Я - книга. Я делаю человека умнее.
Р3: Я - комар. Я выбираю функцию - мешать людям.
Р4: Я - машина. Я перевожу людей.
В: Давайте поменяемся функциями.
Часы (ребенок 1) объясняют, как они делают человека умнее или каким образом машина может показывать время.
Математика.
Р1 - утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад.
Р2 - день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят.
Р3 - вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют.
Р4 - ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня.
В: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает собираться на работу и так далее.
Живая и неживая системы.
Р1: Я -слон. Я могу обливаться водой из хобота.
Р2: Я - страус. Я могу прятать голову в песок.
Р3: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком.
Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился прятать голову в песок, а страус сворачиваться клубком.
Неживая природа.
Р1: Я - лед. Я прозрачный и состою из твердых человечков.
Р2: Я - вода. Я состою из жидких человечков.
Р3: Я - пар. Я состою из газообразных человечков.
Затем идет обмен функциями: лед (ребенок 1) неожиданно стал состоять из жидких человечков, а пар (ребенок 3) стал твердым. Когда это бывает.
7.5."Найди друзей" (с 5 - летнего возраста).
Правила игры:Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.
Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, а можно и группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием "функция", после использования игры "Что может?". Игру можно сделать подвижной, с помощью набора предметных картинок, находящихся на некотором расстоянии от играющих. Детям надо будет добежать и выбрать правильную картинку, а может и несколько картинок, выполняющих названную ведущим функцию.
Другой вариант с использованием моделирования. Ведущий называет объект, а дети, находящиеся за столами, рисуют схемой объект (или объекты), выполняющие функцию заданного объекта.
Ход игры:
В: Машина перевозит груз, а кто еще выполняет эту функцию.
Д: Перевозят груз лошадь, самолеты, санки, слон …
В: Птица умеет летать, а кто еще умеет летать?
Д: Умеет летать самолет, пчела, утка.
В: А самолет сам летает?
Д: Нет. Его человек ведет.
В: В сказках вы часто встречаете волшебные предметы. Назовите их!
Д: Волшебная палочка, сапоги - скороходы.
В: Назовите волшебные предметы, которые все могут, назовите из каких они сказок.
Математика.
В: У меня в руках шар. Он может катиться. А какие еще предметы могут выполнять эту функцию (то есть закрепить у детей понятие о том, что катятся только предметы, у которых нет углов.)
Изодеятельность.
В: У меня карандаш. Его функция - оставлять след на бумаге. Какие еще предметы (изобразительные средства) оставляют следы на бумаге.
Д: Кисть, если ее в краске смочить, пальцем можно рисовать, если в чернила или в краску опустить. Можно ручкой или фломастером рисовать. А также восковыми мелками.
Неживая природа.
В: У меня в руке гвоздь. Каких человечков в нем больше всего? В каких еще предметах больше твердых человечков.
Д: Ножницы, топор, плита …
В: Я возьму стакан с водой. В каких предметах есть и твердые, и жидкие человечки одновременно.
Д: Самовар, утюг, стиральная машина, чайник, крем в тюбике.
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.
по формированию и развитию знаний и навыков трудовой деятельности
Подборка дидактических игр
Д/игра «Генеральная уборка»
Цель: приучать детей оказывать посильную помощь взрослым, закреплять умение использовать
бытовые трудовые навыки.
Оборудование: детская посуда, мойка, тряпочка для мытья посуды; гладильная доска, утюг,
кукольные вещи; пылесос; тряпочка для протирания мебели, мыло, тазик с водой и т.д.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что скоро прейдут гости, а в группе беспорядок. Что бы
встретить гостей в чистой, опрятной группе нам всем нужно в ней прибраться. Воспитатель
предлагает детям самим выбрать то, что они будут делать. Если ребенок затрудняется или
отказывается помогать, то воспитатель разделяет обязанности среди детей самостоятельно,
одновременно мотивируя их. Воспитатель с детьми осуществляют уборку в группе.
Д/игра «Что нужно маме?»
Цель: закреплять знания о предметах необходимых для трудовой деятельности по дому, закреплять
навыки правильного выполнения трудовой деятельности.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Дети стоят кругом. Воспитатель, кидая мяч каждому ребенку, по очереди задает вопрос и
просит показать, как нужно выполнять ту, или иную деятельность. Например: «Что нужно для мытья
посуды? Как нужно мыть посуду?». Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос воспитателя, показывая
соответствующее действие.
Д/игра «Путаница»
Цель: закреплять знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности по
наведению порядка в доме, уходу за растениями, прививать интерес к трудовой деятельности.
Оборудование: предметы для уборки по дому: тряпочки, мыло, пылесос, утюг, пуливизатор, лейка и
т.д.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на предметы обихода, лежащие все вместе в одной
куче. Воспитатель спрашивает детей: «Ребята, правильно ли, что все предметы лежат вместе в одной
куче?». Ребята, а у вещей есть свои места, или их можно класть и кидать куда угодно? Правильно, у
каждого предмета и вещи есть свое место. Посмотрите, все предметы перепутаны между собой.
Предлагаю вам помочь мне и разложить каждый предмет, каждую вещь на свое место. Каждый из вас
берет по одной вещи, предмету и кладет его на его место. А потом мы все вместе проверим, на своем
ли месте оказались предметы или нет.
Д/игра «Конкурс»
Цель: приучать детей выполнять трудовые поручения взрослых, закреплять бытовые трудовые
навыки в повседневной жизни.
Оборудование: музыка.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам поучаствовать в конкурсе «Мой шкафчик». Правила
игры: дети наводят порядок в своем шкафу, раскладывая вещи на полочках, поправляя сменную
обувь, верхнюю одежду. Побеждает тот, у кого в шкафу будет порядок, правильно сложенные и
разложенные вещи, аккуратно расставленная обувь, верхняя одежда, весящая на петельки. Дети под
веселую музыку приступают к наведению порядка в своем шкафу. Воспитатель в процессе трудовой
деятельности детей корректирует их действия, обращает их внимание на правильности их
выполнения.
Цель: учить детей слушать до конца вопрос и договаривать, четко произнося слово, закреплять
знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности той или иной профессии.
Д/игра «Доскажи словечко»
Ход игры: Вопросы могут задаться как группе детей, так и индивидуально каждому ребенку.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, где необходимо, внимательно слушая текст, угадать,
договорить, добавить нужное по смыслу слово. Например: грабли, метелка и савок нужны …
(дворнику). Мастерок, цемент, лопата, кирпичи нужны … (строителю). Лейка, садовые ножницы,
шланг нужны … (садовнику). И т.д.
Д/игра «Наведи порядок»
Цель: приучать детей к чистоте и порядку вокруг себя, закреплять умение использовать бытовые
трудовые навыки.
Оборудование: игрушки и предметы групповой комнаты.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на расположение предметов и игрушек в групповой
комнате. Как вы считаете, все предметы и игрушки находятся на своем месте? Конечно же, нет. А вы
помните, где должны находиться машинки? А посуда? А мячи? Давайте все вместе наведем порядок в
группе и посмотрим, как хорошо вы знаете месторасположение предметов и игрушек в нашей группе.
Дети расставляют предметы и игрушки в группе на свои места. После наведения порядка воспитатель
вместе с детьми проверяет правильность расположения всех предметов и игрушек в группе.
Д/игра «Чему нас научили взрослые?»
Цель: активизировать глаголы, учить соотносить слово с действием, закреплять знания о способе
выполнения того или иного вида деятельности.
Оборудование: фоновая мелодичная музыка.
Ход игры: Воспитатель, проговаривая слова «Взрослые научили нас …» показывает движения, дети
повторяю слова за воспитателем, повторяют действие, называют его: мыть посуду, стирать одежду,
копать землю, подметать пол, протирать мебель, поливать цветы и т.д.
Д/игра «Покажи, как это делать»
Цель: закреплять умения выполнять разные виды трудовой деятельности, закреплять навыки
правильного выполнения трудовой деятельности, воспитывать уважение к труду людей.
Оборудование: два стола, инвентарь для манипуляций в разных видах деятельности.
Ход игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель, предлагает детям сыграть в д/игру «Покажи, как
это делать». Правила игры: ребенок выходит к столу, на котором расположены разные предметы для
выполнения разных видов деятельности. Воспитатель просит ребенка: «Покажи, пожалуйста, всем
нам, как нужно правильно протирать листья у цветов», «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно
правильно стирать платочки», «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно развешивать на
веревку одежду, «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно складывать вещи» и т.д. и т.д.
Д/игра «Прояви заботу»
Цель: закреплять навыки ухода за комнатными растениями и животными уголка природы,
воспитывать любовь к природе и живым существам.
Оборудование: инвентарь по уходу за растениями и животными уголка природы.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям обратить внимание на свой внешний вид. Ребята, вы все
красивые, опрятные, в чистой одежде, обуви, заплетенные, расчесанные. Вам нравиться, как вы
выглядите? А кто помогает вам быть такими опрятными и чистыми? Кто вам стирает одежду,
расчесывает, моет? Правильно, мамы, бабушки. А как вы думаете, если бы мамы, бабушки не
заботились о вас, не стирали бы вам одежду, не заплетали и т.д., то вы бы были такими же опрятными
как сейчас? Конечно же, нет. Вот теперь посмотрите на растение. Показывает запыленное растение с
сухой землей и подвядшими листьями. Вам нравиться, как оно выглядит? Нет, не нравиться. А теперь
посмотрите на это растение. Показывает другое растение с чистыми листьями, без сухих листьев с
влажной землей. А это растение вам нравиться? Мне тоже оно нравиться больше чем предыдущее
растение. Как вы думаете, почему это растение красивое, листья его блестят, а это тусклое, пыльное,
с сухими листьями? Правильно, об одном растении заботятся, ухаживают за ним, как о вас заботятся
ваши мамы, а о другом не заботятся, поэтому они и поразному и выглядят. Ребята, а растение может
само о себе позаботиться, протереть себе листья, полить себя, подрыхлить землю? Нет, не может, у
них нет рук. Ребята, у вас есть руки, и вы многое умеете делать сами, но вам все равно нужна помощь
взрослых. А у растений нет рук, и они не могут позаботиться о себе сами. Поэтому предлагаю вам
позаботиться о растениях, сделать их такими же красивыми, как и вы. Как нужно ухаживать за
растениями, что нужно делать? Привлекает детей к уходу за растениями. Дети приступают к уходу за
растениями: протирают листья, поливают, рыхлят землю, ставит его на свет.
Такой же способ преподнесения информации используется и для привлечения детей к уходу за
животными уголка природы.
Д/игра «Кто больше увидит и назовёт»
Цель: закреплять знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности той или
иной профессии, развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: изображения профессий, картинки с изображением предметов необходимых для
выполнения трудовой деятельности той или иной профессии.
Ход игры: Воспитатель размещает на доске изображения профессии в ряд, а под ними на расстоянии
в хаотичном порядке располагаются картинки с изображением предметов необходимых для
выполнения трудовой деятельности той или иной профессии. Задание: найти и расположить на доске
рядом с профессией все предметы труда необходимые для ее деятельности. Правильность или
ошибочность выполнения задания анализирует воспитатель вместе с детьми, обосновывая свой вывод.
Д/игра «Юные экологи»
Цель: закреплять представления о необходимости соблюдения чистоты вокруг нас (дом, улица),
закреплять навыки правильного выполнения трудовой деятельности.
Оборудование: выносной материал: лопатки, грабли, метелки, пакетики для мусора, лейки,
маленькие лопатки, перчатки для сбора мусора, веточек, камешков.
Ход игры: В процессе прогулки по участку воспитатель обращает внимание детей на мусор, сухие
сломанные веточки, большие камешки, сухую землю в клумбах и т.д. Ребята, посмотрите, сколько
вокруг много мусора на земле лежит. Как вы считаете, это правильно? Почему? Правильно, вокруг
нас должна быть чистота, как дома, так и на улице. Когда вокруг чисто и прибрано, тогда и мир
становиться красивее, не правда ли? Предлагаю вам навести порядок на нашем участке и сделать его
красивым и чистым. Дети приступают к уборке территории, уходу за цветами в клумбах. Воспитатель
контролирует и корректирует деятельность детей на протяжении всего трудового процесса, обращая
внимание на правильность и соответствие выполнения действии тому или иному случаю. Например:
мусор, камешки собирают в мешки; веточки, сухие листики собирают граблями в кучки; в клумбах
рыхлят землю и поливают цветы и деревья, растущие на участке.
Д/игра «Назови как можно больше предметов»
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов, закреплять знания о разных профессиях и их
предметах труда.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать как можно больше предметов
необходимых для работы …. (дворника, садовника, строителя, помощника воспитателя, швеи и т.д.).
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши
не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что
нужно для копания земля?», «Что нужно для того, чтобы постирать одежду» и т.д.
Д/игра «Для чего нужны предметы»
Цель: активизировать глагольную лексику, закрепить знания о способах использования предметов
труда.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Дети стоят кругом. Воспитатель, кидая мяч каждому ребенку, по очереди задает вопрос
«Для чего нужен веник?» (Подметать мусор), «Для чего нужна лейка?» (Поливать цветы), «Для чего
нужен пылесос?» (убирать пыль и мусор) и т.д. Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос воспитателя.
Д/игра «Для чего это нужно делать?»
Цель: развивать логическое мышление, умение рассуждать, делать умозаключения на основе
имеющихся знаний, закреплять знания о пользе, которую приносит выполнение разных видов
деятельности, воспитывать интерес к трудовой деятельности.
Ход игры: Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду задавать вам
вопросы, а вы должны подумав ответить на мой вопрос. Желающие ответить поднимают руку».
Примерные вопросы воспитателя:
Для чего необходимо мыть посуду? (игрушки, стирать, гладить и аккуратно складывать одежду,
сервировать стол)
Для чего необходимо поливать цветы? (рыхлить землю, протирать и опрыскивать листья, обрезать
сухие листья и цветки, пересаживать большие растения)
Для чего необходимо наводить порядок в доме? (пылесосить, протирать пыль, мыть полы,
заправлять кровати, раскладывать игрушки, предметы и вещи на свои места (полочки, шкафы))
Для чего необходимо умываться? (мыть руки, головы, ноги и т.д.)
Для чего необходимо самому уметь одеваться? (раздеваться, обуваться, складывать одежду
аккуратно, ставить обувь на обувную полочку)
И т.д.
Д/игра «Что сначала, что потом?»
Цель: закреплять знания о правильном способе выполнения разных видов деятельности, учить
различать понятия «сначала», «потом», правильно использовать данные слова, развивать логическое
мышление.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям продолжить предложение.
Сначала берем лопату, а потом…. (копаем землю)
Сначала убираем моем посуду, а потом…. (расставляем посуду в шкаф)
Сначала стираем одежду, а потом… (гладим одежду)
Сначала рыхлим землю у цветка, а потом…. (поливаем цветы)
Сначала вытираем стол, а потом…. (расставляем посуду)
Сначала сложим одежду, а потом…. (уберем ее на полочку)
Сначала играем с игрушками, а потом…. (убираем игрушки на места)
Сначала берем дощечку для лепки и пластилин, а потом…. (лепим из пластилина)
И т.д.
Д/игра «Последовательность»
Цель: учить определять правильную последовательность выполнения разных видов трудовой
деятельности по предложенным сюжетным картинкам, закреплять осознание последовательности и
однонаправленности временных отрезков одного звена системы временных эталонов; развивать
логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображением последовательных этапов, какоголибо вида трудовой
деятельности.
Ход игры: Воспитатель размещает на доске ряд сюжетных картин. Затем обращает внимание детей на
то, что картинки расположены в хаотичном порядке. После чего предлагает детям разложить
картинки в правильной последовательности в соответствии с временными отрезками данного сюжета
так, чтобы они отразили правильную последовательность выполнения разных видов трудовой
деятельности. Дети раскладывают картинки, в правильной временной последовательности объясняя
свое решение. Если ребенок допустил ошибку, то воспитатель вместе с детьми анализирует
последовательность картинок, исправляя ошибку, и объясняя свое решение.
Д/игра «Так бывает или нет?»
Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях,
закреплять знания о последовательности выполнения трудовой деятельности и средств
необходимых для нее.
Ход игры: Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чемто
рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того
как я закончу рассказ, скажет, почему так не может быть».
Примерные рассказы воспитателя:
«Однажды днем, когда на небе уже светила луна, мама решила помыть посуду и взяла пылесос.
Включив холодную воду, мама стала мыть посуду. Помыв посуду, мама сразу поставила мокрую
посуду на стол, положила в нее котлеты, налила в нее суп и чай».
«Наступило лето. Садовник пошел убирать снег с цветочных клумб. Садовнику было так холодно, что
он стал убирать снег в одной футболке и штанах. Убрав снег, садовник пошел подвязывать цветы.
Подвязав цветы, он достал садовые ножницы и обрезал их. У садовника получилась красивая
цветочная клумба».
«Дворник обрадовался наступлению зимы. «Теперь не надо убирать снег, можно просто подмести
опавшие листья и пыль на дорожке», - сказал Дворник. Собрав мусор в кучки, дворник оставил их
на дороги до наступления весны».
Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста, тема: «Игрушки»
(Материал на эту же тему есть на нашем сайте в виде конспектов занятий для детей 1-2 и 2-3 лет. Игры и упражнения там подобраны исходя из возраста и умений детей, а в этой подборке мы подготовили и собрали большое количество заданий и упражнений в дополнение к тем, что уже содержатся в конспектах).
Цели:
Обогатить активный словарь детей словами-названиями игрушек.
Формировать устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве.
Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами.
Учить детей составлять целое из частей.
Познакомить детей с нетрадиционным приемом рисования - рисованием ватными палочками.
Совершенствовать умение рисовать прямые линии карандашом, наклеивать детали изображения в нужное место.
Развивать мышление, мелкую и общую моторику.
Упражнять в звукоподражании, в умении ориентироваться в пространстве, согласовывать движения со словами.
Совершенствовать концентрацию и устойчивость внимания.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Оборудование:
Игрушки: чебурашка, маленькие раздаточные матрёшки, кубики, мячи, кошка, мишка, флажки, рули.
Картинка с изображением Чебурашки без ушей и нагрудника, вырезанные из бумаги эти детали, клеящие карандаши.
Лодки, сделанные из мыльниц с наклеенными на них цифрами «1» и «2».
Лист зеленого картона с наклеенными речкой, узким и широким мостиками, кустами с тремя и множеством ягод.
Ватные палочки, красная гуашь, вырезанные из бумаги корзинки.
Картинки с силуэтным изображением неваляшки (из кругов), разноцветные круги соответствующих картинке размеров, разноцветные камешки, круг с изображением лица неваляшки.
Картинка заготовка для пальчикового рисования «Неваляшка» (без глаз), готовые пластиковые глазки, пластилин, пальчиковые краски, влажные салфетки.
Прищепки, разноцветные круги.
Рисунок с пустыми местами в виде геометрических фигур, геометрические фигуры соответствующих размеров и цветов.
Разрезные картинки с изображением игрушек.
Различные игрушки в двух экземплярах каждая, сундук для игрушек.
Пуговицы двух величин разных цветов, картинка с изображением разноцветных флажков, соответствующие цвету и величине пуговиц.
Игрушки: слон, бычок, мишка, кровать, коробка.
Вырезанные из картона квадраты-печенье, картинки с изображением кошки, собаки, коровы, мышки, вороны, поросенок, козочка, уточка, курочки.
Цветные картинки игрушек, вырезанные из бумаги, и их черные тени, нарисованные на картоне.
Цветные карандаши, листы бумаги с нарисованными флажками без палочек, счетные палочки.
Емкость с крупой, в которой зарыты мелкие игрушки.
Картинка-фон с изображением игрушек, картонные квадраты-кубики разных цветов.
Картинка-заготовка «Ночное небо», пластилин желтого цвета.
Аудиозаписи: «Чебурашка», «Флажок», «Игрушки-зверушки».
Сюрпризный момент «Чебурашка»
Посмотрите, кто пришел к нам сегодня в гости? Чебурашка. Он сам игрушка и любит другие игрушки. Сегодня мы будем играть с самыми разными игрушками.
Аппликация «Чебурашка»
Чтобы закончить портрет Чебурашки, нужно приклеить недостающие детали: уши и нагрудник.
Дидактическая игра «Найди тень от игрушки»
Игрушки потеряли свои тени. Найдите тень каждой игрушки и приложите цветную игрушку сверху на ее черную тень.
Дидактическое упражнение «Разрезные картинки»
А этим игрушкам не повезло - дети плохо с ними играли и поломали. Давайте починим эти игрушки - соединим части в целое.
Дидактическая игра «Сколько матрёшек?»
Вот лодки для матрёшек, но в лодку можно посадить столько матрёшек, какую цифру вы видите на лодке. Если на лодке цифра «1» - значит в эту лодку можно посадить только одну матрёшку. А если на лодке цифра «2», то в такую лодку можно посадить две матрёшки.
Берите лодки и рассаживайте матрёшек.
Дидактическая игра «Матрёшки в лес пошли»
Матрёшки любят ходить гулять в лес. Вот и сейчас возьмите матрёшку и ведите ее на прогулку. (Дети манипулируют игрушкой-матрёшкой на листе с наклеенными мостиками через речку, пеньками, ягодными кустами).
Вот идет матрёшка. А перед нею речка. Есть мостики? Сколько мостиков? Два мостика. Одинаковые мостики? Нет. Разные мостики. Один мостик узкий, а другой широкий.
Пошла матрёшка по узкому мостику.
Устала и присела отдохнуть на узкий пенек. Неудобно на узком пеньке, пересела матрёшка на широкий пень.
А вот и кусты с ягодами. На одном кусте много ягод. А на другом мало. Подошла матрёшка к кусту, на котором ягод мало. Собрала все ягодки и сосчитала их: один, два, три. Затем пошла матрёшка к кусту, на котором много ягод.
Пора матрёшке домой. Пошла она домой по широкому мостику. До свидания!
Рисование ватными палочками «Ягодки для матрёшки»
Матрёшки захотели собрать ягоды в корзинки и принести их домой. Давайте нарисуем ягоды. А рисовать ягоды мы будем ватными палочками.
Музыкальная дидактическая игра «Раздай зверушкам печенье»
У нас есть печенье для зверят. Сейчас мы будем их угощать этим печеньем. Слушайте слова песни внимательно - песня подскажет вам, кого нужно угощать. (Соответственно словам песни «Игрушки-зверушки» дети находят картинку с изображением данного персонажа и кладут возле него «печенье»).
Конструирование «Неваляшка»
Вот нарисована Неваляшка. Давайте сделаем ее красивой, яркой с помощью разноцветных кругов. Подбирайте круги подходящего размера и прикладывайте к рисунку.
Когда дети выложат из кругов изображение неваляшки можно предложить украсить туловище - большой круг дети украшают разноцветными камешками и накладывают круг-лицо на круг-голову.
Изобразительная деятельность «Неваляшка»
Давайте сделаем Неваляшке красивые глазки: слепим два шарика из пластилина, приложим к картинке, сверху на пластилин приложим готовые глазки и прижмем их пальчиком.
А теперь с помощью пальчиковых красок мы сделаем Неваляшке красивое красное платье.
Подвижная игра «Карусели»
Еле-еле, еле-еле закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз и два, и раз, и два,
Вот и кончилась игра!
Игра с прищепками «Погремушки»
У игрушек-погремушек поломались палочки-держалочки. Сделайте их из прищепок. (В ходе выполнения детьми задания, воспитатель интересуется, какого цвета палочки для погремушек подбирают дети).
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
На столе моем игрушки
Притаились в тишине.
Пять подарков в день рожденья
Принесли ребята мне.
(Круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой)
Раз - мохнатый, мягкий мишка,
Два - зеленый крокодил.
Три - зайчишка-шалунишка,
А четыре - конь один,
Пять - огромная машина
С желтым кузовом большим.
(Указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой рукой в направлении от основания к кончику)
Я в него свои подарки
Утром рано положил.
(Соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием)
Дидактическая игра «Найди игрушкам пары»
Детям раздаются игрушки и предлагается сходить в «магазин» и купить еще одну точно такую же игрушку.
Динамическая пауза «Флажок»
Ребята, выбирайте себе флажки. Ты выбрал себе флажок какого цвета? А ты? А у тебя какого цвета флажок? Слушайте песенку и повторяйте движения.
Игра с пуговицами «Флажки»
Разложите пуговицы в нужные места.
(В архиве с занятием есть несколько вариантов этой игры для детей разного возраста).
Рисование карандашами «Палочки для флажков»
Вот какие красивые разноцветные флажки.
Из счетных палочек сделайте флажкам палочки-держалочки. (Дети прикладывают палочки к флажкам вертикально). Уберите палочки и возьмите карандаши. Теперь нарисуем флажкам палочки.
Дидактическое упражнение «Найди на рисунке геометрические фигуры»
Посмотрите, с этой красивой картинки убежали некоторые фигуры.
Вот вам треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, а вы верните эти фигуры на свои места на картинке.
Чтение стихотворения А. Барто «Слон»
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.
Лепка «Ночь за окном»
Наступила ночь. На небе появилась луна.
А мы с вами сами сделаем звезды. Отрывайте кусочки пластилина, прикладывайте к ночному небу и придавливайте пальчиком.
Упражнение «Отыщи игрушки в крупе»
Из наполненной крупой емкости дети выкапывают мелкие игрушки.
Дидактическая игра «Сложи башню из кубиков»
Сложите из квадратов-кубиков башню. Назовите цвет каждого кубика.
Эстафета «Сложи игрушки на место»
Дети друг за другом бегут из одного конца комнаты в другой, берут игрушку, возвращаются и кладут ее в сундук.