Кто подчиняется мэру города. Термин «городской голова»

Нормальное функционирование всех систем населенного пункта, грамотное и своевременное выполнение поставленных задач в сфере экономического, социального и других направлений развития невозможно без контроля главы города. Но каким образом избиратели могут оценить качество работы этого человека? В соответствии с его обязанностями и полномочиями, о которых и пойдет речь в данной статье.

Мэр города: значение понятия

Глава города - это человек, занимающий высшую должность в населенном пункте и наделенный полномочиями согласно Федеральному закону, закрепленному в Конституции от 06.10.2003 года. Другое название данного поста - мэр, или глава муниципального образования.

Глава администрации города наделен правом решать задачи и заниматься урегулированием конфликтов на местном уровне.

Примечательно, что в разных странах эта должность называется по-своему. Так, например, в Польше мэра принято именовать бурмистром, в Болгарии - кметом, а в Шотландии - лордом-провостом и т. д.

Требования к мэру

В соответствии с законодательством РФ, далеко не каждый гражданин может получить должность главы города. Чтобы претендовать на этот ответственный пост, житель нашей страны должен обязательно иметь российское гражданство, то есть быть зарегистрированным на территории государства. Существует еще одно условие - мэром населенного пункта не может стать человек, не достигший 21 года.

Одним из негласных правил является хорошая репутация кандидата, которая увеличивает его шансы на доверие со стороны жителей, в пользу которых и будут приниматься решения и различные законодательные акты. Будущий глава города также не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Это тоже относится к безупречной репутации.

Полномочия городского главы

Мэр выполняет многообразные управленческие функции. Так, например, глава города способствует принятию различных правовых актов и постановлений. Он также является представителем подконтрольного ему населенного пункта на встречах с региональными властями, законодательных собраниях и прочих деловых встречах. Мэр имеет право на утверждение и подписание различных документов, принятых Советом образования. Глава администрации в рамках своих полномочий также может составлять нормативные акты, к которым относятся распоряжения и постановления.

Занимаемая должность обязывает мэра быть подотчетным Совету народных депутатов. Именно на суд этого законодательного органа градоначальник представляет проекты различных программ по развитию муниципального образования, а также предлагает внести изменения в сумму местных налогов.

Мэр имеет право по своему усмотрению увольнять или брать на работу своих заместителей, руководителей городской администрации. В спектр полномочий градоначальника входит и составление приказов о создании, устранении и реорганизации муниципальных учреждений.

Обязанности главы города очень многообразны, и, поскольку ему подконтрольны все ведомства населенного пункта, он имеет право осуществлять проверку их работы.

Выборы мэра

Выборы главы города осуществляются, согласно уставу данного муниципального образования, в соответствии с законами Российской Федерации. Существует два наиболее распространенных вида этой процедуры.

Первый тип - тайное голосование на основе равного избирательного права. В нем могут участвовать все жители города, за исключением тех, кто не достиг нужного возраста. Второй тип - голосование среди членов местной администрации и прочих управляющих образования. Следует отметить, что последний характерен в основном для сельской местности, где нет необходимости в проведении границы между функциями главы администрации и представительного органа.

Разница между функциями сити-менеджера и главы города

О том, какие функции выполняет глава города, было рассказано выше. Теперь подробнее о работе сити-менеджера. В России эта должность пока что не получила широкого распространения. Во многих городах еще нет четко установленных критериев, по которым проводятся выборы человека на эту должность.

Сити-менеджер - профессиональный управленец, выполняющей поставленные администрацией города задачи. Его цель - работать максимально быстро и рационально, делать все для блага хозяйства и экономики муниципального образования, повышения качества жизни населения посредством сноса ветхого жилья, разработки проектов по строительству больниц и детских садов, ремонта дорог и т. д.

Один из председателей региональной Общественной палаты видит сложности во введении должности сити-менеджера в управленческий аппарат из-за отсутствия необходимых реформ. Так, планируется провести реорганизацию полномочий между властями разных уровней: местными, региональными и федеральными. Не было также горизонтальной реформы, которая позволила бы разграничить функции главы города, думы и сити-менеджера. Только после всех этих изменений станет возможным введение указанной должности в аппарат образованием.

Прекращение полномочий мэра

Рано или поздно заканчивается срок, в течение которого человек занимал должность мэра. Его полномочия прекращаются, когда на данный пост выбран новый глава города. Однако возможно досрочное прекращение в следующих случаях.

Во-первых, мэр может уволиться по собственному желанию еще до истечения срока, на который он был избран. Во-вторых, решение об отставке действующего главы города принимает суд, если чиновник будет признан недееспособным, частично дееспособным по состоянию здоровья, пропавшим без вести или умершим.

В-третьих, должность мэра несовместима с изменением гражданства Российской Федерации на какое-либо другое, а также с переездом в другую страну для постоянного проживания.

Занимаемая должность не освобождает главу муниципального образования от военной или альтернативной гражданской службы, поэтому его полномочия прекращаются в том случае, если он получает, например, повестку из военкомата.

Термин «городской голова»

Слово «мэр» заимствовано из английского языка и означает «главный». Однако в Российской Империи пост главы города назывался по-другому. Первый человек в поселении назывался городским головой и избирался на три года. Эта должность была учреждена во второй половине XVIII века Екатериной II.

27 сентября Кировская городская дума нового созыва избрала Елену Ковалёву главой города, а 5 октября экс-министр финансов Кировской области торжественно вступит в свою новую должность. Однако формирование муниципальных органов власти на этом не закончится. 27 октября должен состояться конкурс на должность главы администрации города. Этот пост последние три года занимал Александр Перескоков. В соответствии с уставом города его полномочия были прекращены вместе с полномочиями думы предыдущего созыва. До сих пор далеко не все кировчане понимают, в чём разница между главой города и главой администрации города. Мы решили восполнить этот пробел.

  • Когда управлять городом стали одновременно два человека?

    Двоевластие в Кирове было введено в июне 2005 года, когда был принят новый устав города. До этого момента существовала только должность главы администрации города, которая с 1996 года была выборной. То есть мэр был один и избирался на прямых выборах всеми горожанами. Статус всенародно избранного мэра в Кирове имел только один человек - Василий Киселёв. Он избирался на этот пост дважды: в 1997 и 2002 годах. В 2005 году должности были разделены. Согласно новому муниципальному уставу, главой города стал председатель кировской городской думы, избираемый из числа депутатов. Глава администрации города стал назначаться по итогам кадрового конкурса. Первым главой города в марте 2007 года стал Владимир Быков. Проработав на этом посту почти десять лет, в сентябре 2016 года он ушёл в областной парламент и стал спикером ОЗС. А вот на должности главы администрации города за десять лет её существования проработали четверо: Геннадий Плехов, Георгий Мачехин, Дмитрий Драный и Александр Перескоков.

  • Зачем было разделять должность главы города?

    Официально позиционировалось, что муниципальная власть должна точно также разделяться на две ветви, как это было на федеральном и областном уровнях. То есть глава города как председатель гордумы должен представлять законодательную власть, а глава администрации - исполнительную. Фактически разделение функций между двумя градоначальниками и отмена прямых выборов мэра встроила муниципалитет в вертикаль власти и сделала его более подотчётным вышестоящим инстанциям, а не горожанам. Сейчас инициировать отставку главы города или главы администрации может только губернатор или группа депутатов гордумы.

  • В чём основное отличие главы города и главы администрации города?

    Формально высшим должностным лицом муниципального образования является глава города. Согласно уставу города, он представляет город в отношениях с другими органами власти, подписывает правовые акты, принятые городской думой, и от имени города заключает контракт с главой администрации города. Глава администрации как наёмный менеджер имеет более низкий статус, но в его руках сосредоточены основные рычаги управления городским хозяйством. Именно под его руководством формируется и исполняется городской бюджет, а глава города и депутаты гордумы только контролируют этот процесс. По сути городская дума в лице главы города устанавливает для администрации города правила игры, но в рамках этих правил глава администрации имеет широкие полномочия.

    Ещё один важный момент: в отличие от главы администрации, который руководит своим ведомством единолично, глава города не может принять какое-либо решение без учёта мнения депутатов.

  • Какие полномочия у главы города?

    Он представляет город в отношениях со всеми остальными структурами, подписывает правовые акты, принятые гордумой, и заключает контракт с главой администрации города. При этом глава города не выбирает главу администрации. Отбор кандидатов на должность сити-менеджера осуществляет специальная конкурсная комиссия, половина которой формируется городской думой, а вторая половина - губернатором Кировской области. То есть ключевая роль в этом вопросе принадлежит депутатам и губернатору, а не лично главе города.

    Ещё глава города может заключать трудовой договор с председателем городской Контрольно-счётной палаты, требовать внеочередного созыва гордумы, может вести приём населения и обращаться в суд, чтобы оспорить решения органов госвласти и предприятий, нарушающие права местного самоуправления. Ему предписано координировать деятельность администрации в вопросах «укрепления межнационального и межконфессионального согласия», следить за реализацией прав национальных меньшинств, адаптацией мигрантов и профилактикой межнациональных конфликтов. Плюс отдельной строкой в уставе города прописано право главы города принимать решение о реализации проектов муниципально-частного партнёрства. Вот, в общем-то, и всё.

  • А у главы администрации полномочий больше?

    Значительно больше. Как мы уже говорили, глава администрации является её единоличным руководителем. Он разрабатывает структуру мэрии, формирует штат администрации и определяет размер зарплат своих подчинённых. Именно он назначает и увольняет своих заместителей, руководителей и сотрудников структурных подразделений администрации, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений.

    Глава администрации выступает главным распорядителем бюджетных средств при исполнении бюджета, то есть ни один рубль из городской казны не может быть потрачен без его согласия. Он участвует в разработке проекта муниципального бюджета, а после его утверждения думой ежеквартально отчитывается о его исполнении. Он отвечает за организационное и материально-техническое обеспечение муниципальных выборов, а ещё за разработку и внесение изменений в два ключевых градостроительных документа - генеральный план и правила землепользования и застройки. И хотя любые изменения в эти документы затем выносятся на утверждение гордумы, согласие депутатов по этим вопросам чаще всего бывает формальным. Именно глава администрации выдаёт разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию всех объектов капитального строительства на территории города, а также осуществляет резервирование и изъятие земельных участков для муниципальных нужд.

  • И это всё?

    Нет. К полномочиям главы администрации можно отнести любую из компетенций самой администрации. А в списке этих компетенций полсотни пунктов, касающихся городского хозяйства: от управления муниципальной собственностью и строительства дорог до организации народных дружин и отлова собак. То есть всё, что касается повседневной жизни горожан: бесперебойное тепло-, электро-, газо- и водоснабжение, транспортное обслуживание, благоустройство, вывоз мусора, детские сады, школы и учреждения культуры, переселение из ветхого жилья, организация торговли, содержание кладбищ, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций - за всё это отвечает глава администрации, а не глава города.

  • Кем стать проще - главой города или главой администрации?

    Пути попадания на эти должности разные. Чтобы стать главой города, нужно избраться в гордуму, а для этого надо иметь политический вес и электоральную поддержку. При этом никаких особых требований в плане опыта и компетенций к потенциальному главе города не предъявляется. Можно даже иметь судимость, главное - сообщить о ней в избирком. То есть чисто теоретически главой города может стать любой гражданин, достигший совершеннолетия.

    К главе администрации как к основному распорядителю бюджетных средств требования гораздо выше. Он должен быть старше 25 лет, с высшим образованием по специальности «Государственное и муниципальное управление» или равноценным ему. Стаж работы в органах власти у кандидата должен составлять не менее четырёх лет. Если его нет, подойдёт стаж работы по любой специальности, но не менее пяти лет. Плюс у кандидата должен быть как минимум 3-летний опыт работы на руководящих должностях.

  • Конкурсная комиссия сама решает, кто будет главой администрации?

    Нет. Конкурсная комиссия может отобрать по результатам конкурса несколько кандидатов на должность главы администрации города. Окончательное решение о том, кого назначить сити-менеджером, принимает гордума. Глава администрации назначается на срок полномочий самой думы, но не менее, чем на два года.

  • Кому из глав проще лишиться должности?

    Шансы одинаковы. И глава города, и глава администрации имеют схожие ограничения на своих должностях и одинаковые санкции за невыполнение своих обязанностей. Оба не имеют права заниматься предпринимательской и любой другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и творческой. Оба обязаны соблюдать ограничения, установленные законодательством о противодействии коррупции, например, отчитываться о своих доходах и имуществе и избегать конфликта интересов в работе. Обоим запрещено иметь счета и вклады в иностранных банках. За нарушение этих условий оба могут лишиться должности.

  • А кто их увольняет?

    Отстранить от должности главу города и главу администрации может как гордума, так и губернатор. Причины для такого решения могут быть различны. Глава города может лишиться работы за нецелевое расходование бюджетных средств, возникновение слишком большой просроченной задолженности, за допущение массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека, а также в случае, если депутаты два раза подряд поставят «неуд» его работе на этом посту. Глава администрации может быть уволен в случае нарушения условий контракта.

    В остальном причины прекращения полномочий главы города и главы администрации похожи: смерть или недееспособное состояние, уход по собственному желанию, вступление в силу обвинительного приговора суда, лишение гражданства или выезд на постоянное место жительства за пределы России. Интересно, что оба главы также лишатся своих постов, если численность избирателей вырастет более чем на 25% - из-за расширения границ города или его объединения с другим населённым пунктом.

  • Михаил Киреев будет временно исполнять обязанности главы городского округа Красногорск до решения окружного Совета депутатов, до этого он занимал должность первого заместителя главы администрации по вопросам ЖКХ. Об этом сообщила пресс-служба администрации городского округа.

    "Глава городского округа Красногорск Радий Хабиров покидает свой пост в связи с назначением врио главы республики Башкортостан. Временно, до решения окружного Совета депутатов, исполнять обязанности главы округа будет первый заместитель главы администрации по вопросам ЖКХ М.Киреев" , - говорится в сообщении.

    Как отмечается в сообщении, в конференц-зале администрации городского округа Р.Хабиров поблагодарил коллег и руководителей предприятий за совместную работу. "Нам многое удалось сделать за эти неполные два года, чтобы превратить Красногорск в лучший город Подмосковья. Я признателен губернатору Московской области Андрею Воробьеву за возможность работы в уникальной прорывной команде. И конечно же, я хочу поблагодарить красногорцев за то, что вместе с вами все это время мы развивали наш округ, вкладывали наши силы, энергию. Главная задача, которую я для себя сейчас вижу - оправдать доверие президента и приложить все свои силы, опыт и знания, чтобы сделать жизнь жителей Башкирии лучше" , - сказал он. Его слова приводятся в сообщении.

    11 октября 2018 г. президент России Владимир Путин подписал указ о досрочном прекращении полномочий главы республики Башкортостан и назначении Радия Хабирова временно исполняющим обязанности главы региона.

    / Пятница, 12 октября 2018 года /

    темы: ЖКХ Воробьев

    . . . . . Он будет занимать этот пост до решения окружного Совета депутатов. . . . . .

    Глава городского округа Красногорск Радий Хабиров покидает свой пост в связи с назначением ВРИО главы республики Башкортостан. Ранее он своего прежнего начальника - губернатора Подмосковья Андрея Воробьева - за возможность работать в сильной, прорывной и дерзкой команде. Хабиров возглавил городской округ Красногорск 28 марта 2017 года.


    Бывший глава подмосковного Красногорска Радий Хабиров поблагодарил губернатора Московской области Андрея Воробьева за совместную работу, а также отметил, что постарается оправдать доверие президента РФ Владимира Путина на посту главы Башкирии.

    Одиннадцатого октября о своей отставке заявил возглавлявший с 2010 года Башкирию Рустэм Хамитов, направив соответствующее обращение к президенту РФ. Владимир Путин своим указом назначил Хабирова временно исполняющим обязанности главы Башкирии.

    . . . . .

    Также он поблагодарил жителей Красногорска за то, что вместе с ним эти два года они развивали городской округ, вкладывали силы, энергию, чтобы сделать его ведущим городом Подмосковья.

    Хабиров родился в 1964 году, закончил юридический факультет Башкирского государственного университета. С 2003 по 2008 год был руководителем администрации президента Республики Башкортостан, с 2009 года - заместитель начальника управления президента РФ по внутренней политике. С 28 марта 2017 года по 11 октября 2018 года - глава городского округа Красногорск Московской области.


    Мэр городского округа Красногорск в Подмосковье Радий Хабиров 12 октября приступит к исполнению новых обязанностей в должности врио главы Башкирии. Об этом сообщил “Интерфакс ” .

    Завтра ” , - ответил Радий Хабиров на вопрос журналистов агентства.

    По его словам, главной задачей на новом месте станет оправдание доверия президента РФ Владимира Путина и улучшение жизни населения Башкирии.

    . . . . .

    Днем 11 октября стало известно, что бывший глава Башкирии Рустэм Хамитов подал в отставку. О своем решении он объявил на заседании местного правительства. Чуть ранее в четверг об уходе с должности сообщили губернатор Забайкальского края Наталья Жданова и глава Курской области Александр Михайлов.

    В башкирском ЦИК отметили, что выборы нового главы региона, вероятней всего пройдут в сентябре 2019 года.

    Вечером 11 октября президент подписал указ о назначении Радия Хабирова на должность временно исполняющего обязанности главы Башкирии.

    . . . . . До этого он на протяжении пяти лет работал руководителем администрации президента Башкирии, а позже стал директором департамента по взаимодействию с Федеральным Собранием и политическими партиями управления президента РФ по внутренней политике в администрации главы государства. В сентябре 2016 года Хабиров по собственному желанию ушел из кремлевской администрации.

    Какой правовой статус мэра? Мэр имеет право на решение и наделен соответствующими полномочиями для решения социальных и бытовых вопросов, в том числе связанных с управлением вверенного ему, муниципалитета.

    Это может быть, как и городской округ, так и районный и областной центр.

    Указанные полномочия прописываются в уставе муниципального образования, утвержденным собранием депутатов местного созыва.

    В этой статье:

    Правовой статус мэра

    Мэр города или района занимает пост главы муниципалитета. Мэром может быть гражданин, достигший на день выборов двадцати одного года. Законом не предусмотрены требования к образованию кандидата.

    Находясь во главе города, мэр определяет основные пути развития территории города, представляет его интересы во взаимоотношениях с государством, регионом и другими муниципалитетами.

    В большинстве случаев мэр является народным избранником, поэтому он реализует свои полномочия в интересах населения.

    Мэр обычно возглавляет либо местную администрацию, либо городскую думу. Его место в системе органов местного самоуправления зависит от реализуемой уставом города или района модели местного самоуправления. Срок полномочий мэра обычно составляет пять лет.

    Порядок формирования должности мэра

    Формирование кандидатуры главы регламентируется региональным законом и уставом муниципалитета.

    Предусмотрено несколько вариантов формирования должности мэра:

    • путем избрания на местных выборах населением соответствующего муниципалитета;
    • избрание в составе представительного органа из числа его членов, в результате чего занимает одновременно пост председателя городской думы;
    • при отсутствии представительного органа, где населения менее 300 человек, мэр избирается населением путем проведения схода граждан, в результате чего одновременно занимает пост главы администрации местного значения.

    Для мэра законом предусмотрен запрет одновременно занимать посты в городской думе или местной администрации, за исключением муниципалитета имеющего форму сельского поселения или внутригородского образования Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с уставом.

    В настоящее время принято в большинстве регионов страны закон, согласно которому пост мэра формируется депутатами из своего состава, как правило, в городском округе.

    Права и обязанности мэра

    В компетенцию мэра входит решение следующих вопросов местного уровня:

    • представление интересов муниципалитета во взаимоотношениях с другими местными органами, регионом и государством, а также гражданами и организациями всех типов;
    • одобряет принятие на местном уровне нормативных актов по вопросам муниципалитета путем их подписания и обнародования;
    • вправе издавать собственные нормативные акты в целях реализации должностных полномочий;
    • может созывать внеочередное собрание депутатов;
    • в случае наделения местных органов государственными полномочиями обеспечивает их осуществление;
    • ежегодно формирует отчеты о деятельности, предоставляемые представительному органу.

    На мэра распространяются те же ограничения и запреты, что и для депутатов, в том числе в рамках антикоррупционной политики.

    Случаи прекращения полномочий мэра

    Прекращение деятельности мэра может быть связано с рядом причин, в том числе и досрочно:

    • в результате смерти;
    • ухода в отставку по собственному волеизъявлению, в том числе по состоянию здоровья;
    • удаление с должности по решению представительного органа;
    • при отрешении от должности за потерю доверия перед населением;
    • если по суду признан недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
    • в результате вынесения судом обвинительного приговора за совершенные общественно опасные деяния;
    • при переезде на постоянное жительство за пределы страны;
    • утрата гражданства, за исключение случаев предусмотренных международными договорами или соглашениями;
    • проведения процедуры голосования избирателей по отзыву мэра с должности;
    • за утрату доверия перед Президентом России;
    • в результате преобразования или изменения формы муниципалитета.

    Исходя из сказанного и при наличии желания, у граждан есть возможность сменить мэра своего муниципального образования.