Крест паломника можно ли носить. Иерусалимский крест – символ христиан

Вестник ПСТГУ Губарева Оксана Витальевна,

Серия V. Вопросы истории искусствовед, канд. культурологии, член СХ России;

и теории христианского искусства худ. рук. ювелирной компании «Акимов»

2015. Вып. 4 (20). С. 65–85 [email protected]

ИЕРУСАЛИМСКИЙ КРЕСТ

В ВОСТОЧНО-ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

O. В. ГУБАРЕВА Иерусалимский крест в Православной Церкви чаще всего называют «крестом паломника». Распространено мнение, что этот крест не имеет православных корней и появился после захвата Иерусалима рыцарями Первого Крестового похода.

Но сохранились древние памятники, доказывающие, что подобные кресты были распространены в восточно-христианской церкви уже в VI–VII вв. Их равносторонняя форма восходит к кресту, явленному равноапостольному Константину, а пятисоставная композиция может быть истолкована как образ соборности Вселенской Православной Церкви.

Иерусалимский крест в Православной Церкви чаще всего называют «крестом паломника».

Такое название накрепко связывает его со Святой Землей, лишая каких-либо иных значений и смыслов, кроме одного - памятный сувенир о поездке к Гробу Господнему (ил. 1). Распространено мнение, что этот крест не имеет православных корней и появился после захвата Иерусалима рыцарями Первого Крестового похода, поэтому часто можно встретить другое его наименование - «крест крестоносцев». Однако сохранившиеся памятники свидетельствуют о том, что восточно-христианская Церковь имеет свою, не связанную с крестоносцами историю почитания креста типа «Иерусалимского».

Начнем с очевидного факта: пять крестов, один большой и четыре малых, изображены на флаге Грузии. По грузинскому преданию1, Иерусалимский крест был на одной из главных Ил. 1. Иерусалимский крест.

государственных реликвий Иверии - он освя- Современная работа.

щал боевое знамя царя Картли Вахтанга I ГорСм.: Бичикашвили И. О грузинском историческом государственном флаге и гербе // Гербовед. № 29. 1998. С. 134–141.

Исследования гасала (446–502) и с древности являлся одним из основных государственных символов страны. Доказательством тому служит свидетельство карта венецианских картографов братьев Пицигани2 (XIV в.), на которой территория Грузии отмечена флагом с красным Иерусалимским крестом. Однако согласно другим древним картам, красный пятисоставный крест в XIV в. был эмблемой не только Грузии, но и прочих земель восточной Анатолии и Закавказья. Например, на карте-портулане Анджелино Дульсерта (Далорто) (1339) таким крестом отмечен не только город Тифлис, но и «Великая Армения» («Armenia Maior»), похожий флаг изображен над городом Себастополис. В «Книге знаний всех королевств, земель и владений в мире» (El Libro del conoscimiento de todos los reinos. XIV в.) красный Иерусалимский крест на белом фоне изображен уже над всеми указанными территориями.

С XVI в. Иерусалимский крест известен и на военных флагах России. Так, по описям Успенского собора кон. XVI в. известно, что среди крестовых знамен стрелецких полков, хранившихся в Успенском соборе Московского Кремля3, один был с Иерусалимским крестом. С двумя подобными флагами стрельцы изображены на миниатюре Книги об избрании на царство Михаила ФедоровичаРоманова в 1613 г. (ил. 2)4.

Г. В. Вилинбахов приводит и другие примеры использования Иерусалимского креста в русской геральдике: «Царь Петр, возвращаясь в Москву из Архангельска, часть пути до Вологды проделал водным путем. При расставании он пожаловал архиепископу Афанасию свой струг “с парусом, якорем, со всею прикрасою и снастью судовою”. Среди так называемых прикрас было три флага: один вышеописанный бело-сине-красный полосатый и два с Иерусалимскими крестами. Впоследствии эти флаги хранились в кафедральном соборе Архангельска»5. Их изображение сохранилось (ил. 3)6.

Исследователь указывает также на то, что в XVIII в. под флагом с Иерусалимским крестом ходили суда Соловецкого монастыря.

В XVI в. влияние западной культуры на государственную и военную символику России было минимальным. В то же время в связи с идеей преемственности Москвы захваченному турками Константинополю активно заимствовалась византийская геральдика. Так, флаг Византии украшал похожий на Иерусалимский равносторонний крест, но вместо малых крестов в его средокрестиях были начертаны четыре буквы «В», представлявшие собой священную аббревиатуру, Карта Франциска и Доминика Пицигани (Domenico y Francesco Pizzigan), датированная 1367 г., хранится в «Biblioteca Palatina» в Парме.

См.: Вилинбахов Г. В. Крест царя Константина в средневековой воинской геральдике Европы / Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985; Он же. Легенда о «знамении Константина» в символике русских знамен XVII–XVIII веков // Труды Государственного ордена Ленина Эрмитажа. Л., 1983. ХХIII. С. 33.

Книга об избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея великия России самодержца.

Москва, Посольский приказ, 1672–1673 гг. (ГМИИ).

Вилинбахов Г. В. Государственная геральдика в России: Теория и практика. Дис. … д-ра ист. наук

СПб., 2003.

На правах рукописи

–  –  –

O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции Ил. 2. Московское посольство. Иллюстрация «Книги об избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея великия России самодержца. Москва, Посольский приказ, 1672–1673 гг.». Переиздание 1856 г.

–  –  –

Исследования посвященную Христу: «, » (Царь царей, царствующий над царями) (ил. 4).

Для многих духовных лидеров восточного христианства после падения в 1453 г. Византии «христианская империя, царство Божье на земле» воплотилось в России. Московское государство осталось единственным независимым православным царством, и в мировом православии развивались мессианские идеи «кочующего царства», наиболее известной из которых является концепция «Москва – Третий Рим». Утверждение вселенского значения московского царя усиливается после 1589 г., когда в России было установлено патриаршество, так как это событие восстановило каноническое число патриарших престолов в православном мире. «Устроение пятого патриарха - не произвольная историческая уступка желаниям Москвы, а восстановление полноты вселенского православия: «...яко уж и прежебысть во всем мире пять патриарх»»7. Поэтому естественно предположить, что появление символа пятисоставного Иерусалимского креста в русской традиции было связано не с католическим, а с византийским наследием. Немаловажную роль в появлении этого символа, скорее всего, сыграла его числовая символика и иконография. Пять крестов, собранных вместе, указывают на пять канонических престолов православия, соединенных вместе в образ церковного собора. Подобное символическое прочтение согласуется с композицией Иерусалимского креста, которая представляет собой проекцию крестово-купольного храма8, и заставляет вспомнить распространенное на Руси храмовое пятиглавие. Можно предположить, что именно это символическое значение повлияло на использование пятисоставного креста в качестве государственного символа в странах Закавказья и Анатолии.

Ил. 4. Участники четвертого крестового похода у стен Константинополя.

Миниатюра рукописи Жоффруа де Виллардуэн «Завоевание Константинополя».

Ок. 1330. Национальная библиотека святого Марка. Венеция Баталов А. Гроб Господень в замысле «святая святых» Бориса Годунова. С. 155 // Иерусалим в русской культуре / Отв. ред. А. Баталов, А. Лидов. М.: Наука, 1994. С. 154–171.

См.: Вагнер Г. Византийский храм как образ мира // Византийский временник. М., 1886.

O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции Важно отметить, что уже в XVI в. пятисоставные равноконечные кресты в описях Успенского собора называются «Иерусалимскими». Это позволяет связать использование таких крестов на русских флагах с еще одной, может быть более важной, чем «Москва - Третий Рим», сакральной идеей, жившей на Руси в это время:«Москва - Новый Иерусалим». Наиболее ярким ее проявлением стала традиция «Шествия на осляти» в Вербное воскресенье, во время которого царь вел под уздцы осла или коня с восседающим на нем митрополитом, а впоследствии патриархом.

«В момент шествия происходило слияние Москвы и евангельского Иерусалима в единый иконный образ, в котором соединяются разные временные пласты евангельского Иерусалима и позднесредневековой Москвы»9. Очевидно, что Иерусалимский крест в символическом сознании русских был одним из знаков христианского Иерусалима, но он не воспринимался ими как палладиум крестоносцев. Равносторонняя композиция связывала его образ с главной победной святыней христианского мира - с крестом равноапостольного Константина, его лабарумом.

В течение многих веков в христианском мире почитались два образа креста - Истинный Крест Христов, найденный матерью равноап. Константина равноап. Еленой при раскопках на Голгофе, и крест, явленный Константину на небе перед Мульвийской битвой. Вытянутая форма Голгофского, или Истинного, Креста Христова с двумя или тремя поперечными перекладинами несла в себе символику, связанную с искупительной жертвой. Равносторонняя же форма Константинова креста была символом охранения и победы10. Долгое время образы этих двух крестов использовались по-разному, в соответствии с их символическим значением. Так, Истинный Крест, который позднее в геральдике получил название «патриаршего», использовался в церковных богослужениях в качестве напрестольного, вышивался на святительских одеждах, водружался как поклонный и поминальный в храмах и общественных местах. Константинов крест, в геральдике именуемый «греческим», помещали на знамена, использовали в различных символических композициях, а также в качестве выносного запрестольного креста, и именно его изначально носили как тельник.

С. Гнутова в своей статье «Константинов крест»11 подробно рассказывает, как крест и монограмма Христа, которую, согласно Евсевию и Лактанцию, Константин видел сначала на солнце, а потом во сне, стала уже в IV в. изображаться преимущественно как равносторонний крест. Поначалу крест был всегда в венке - символе победы. Потом венок преобразовался в круг, а во многих памятниках и вовсе исчез. Сейчас доподлинно неизвестно, как выглядел крест, который Константину явился в видении, потому что уже древнейшие памятники представляют нам несколько разных форм, а подробного устного описания святыни в источниках не существует (ил. 5). Как отмечает Г. В. Вилинбахов, «традиция Византии в своем взгляде на форму креста, явившегося Константину, Лидов А. Иконичность и иконическое. О пространственных смыслах иконного образа // Дары: Альманах современной христианской культуры, 2015. С. 38.

См.: Вилинбахов. Крест царя Константина... С. 193.

Гнутова С. В. «Константинов крест» - древнейший памятник раннехристианского искусства на территории России (URL:http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=68).

–  –  –

Ил. 5. Сон св. Константина; Видение св. Константину креста;

Обретение Животворящего Креста св. Еленой. Миниатюра из Гомилий Григория Назианзина. 879–882 г. Парижская национальная библиотека O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции по-видимому, единства не выдерживала»12. Императором за время его правления было создано множество драгоценных крестов, которые он дарил правителям и союзникам своей империи, вкладывал в храмы, украшал площади Рима и Константинополя. Исследователь К. А. Щедрина в работе, посвященной иконографии Константинова креста, говорит о том, что разнились не только сами реликвии, оставшиеся от эпохи Константина, но и предания, в которых описывалось чудо его явления13.

Уже самые древние памятники с изображением не только одного креста, но соединенные с Лабарумом, венком или хризмой, напрямую возводившиеся к легенде о чуде явления на небе, разняться по форме. При преимущественно сохраняемой равносторонности они имеют разную ширину ветвей и их завершения. Некоторые из них имеют прямые ветви с засечками на концах, как в традиционном римском шрифте, другие расширяются. Расширяющиеся концы, в свою очередь, могут быть ровными, а могут раздваиваться, наподобие ласточкиного хвоста, у некоторых острые концы украшены восемью небольшими шарами. Чаще всего крест имел форму, которую можно было вписать в круг, однако многие сохранившиеся памятники такого округлого очертания не имеют. Таким образом, уже в раннюю эпоху важным оказывается не точность воспроизведения деталей какой-то конкретной святыни, связанной с видением Константина, а некий обобщенный образ креста, воспринимающийся как победный символ.

Повторяющимися деталями, заставляющими в том или ином кресте «узнавать»

крест Констанина, стали, в первую очередь, его равносторонняя композиция и наличие только двух пересекающихся перекладин, внешние углы которых часто были акцентированы деталями, визуально их вытягивающими.

Причем даже такая, казалось бы, важная составляющая, как равносторонность, не была безусловной. Крест не обязательно должен был быть с совершенно одинаковыми ветвями, но должен был «казаться» таковым (ил. 6).

Кресты, которые специалисты относят к типу константиновых, сохранились во всем христианском мире, и наиболее ранние - в его восточной части. Именно в более развитом восточном регионе складывались крестовые иконографии, которые впоследствии были заимствованы западноевропейской геральдикой. Задолго до мальтийцев откровенно мальтийскую форму, например, мы видим у крестов, украшающих храмы Грузии: на релье- Ил. 6. Крест на постаменте от неизвестного фах Болнисского Сиони (478–493) памятника. IX–X в. Иерусалим Вилинбахов. Крест царя Константина... С. 188.

См.: Щедрина К. А. «Крест императора Константина Великого» (к вопросу иконографии) // Ставрографический сборник. Кн. II: Крест в Православии / Сост., науч. ред. С. В.

Гнутова. М.: Изд-во Московской Патриархии; Изд-во «Древлехранилище», 2003. С. 55–66.

–  –  –

Ил. 10. Монументы св. Константина в Константинополе.

Реконструкция Антуана Хелберта.

Источник: http://ellinondiktyo.blogspot.ru/2014/06/h.html

–  –  –

См.: Смирнов А. П. Выносной чеканный крест греческой работы XI–XII веков // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975. С. 27–40; Сукина Л. Б. «Корсунский» запрестольный крест из переславского никольского монастыря // Ставрографический сборник.

Кн. II: Крест в Православии. С. 159.

Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Кн. 3. Гл. 49.

O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции нитого запрестольного креста императора Юстиниана II (ок. 565 г.) (ил. 13), хранящийся сейчас в сокровищнице Ватикана, и многие священные для Католической Церкви украшенные драгоценными камнями кресты, объединенные общим названием «crux gemmate». Великую реликвию воспроизводили и на византийских монетах. Именно на деньгах Византии небольшая перекладина на концах ветвей этого креста получила образ поперечных завершений, которые впоследствии стали одной из значимых иконографических черт Иерусалимского и также тевтонского крестов18 (ил. 14).

Превращение небольших поперечин или расширений на концах креста в т-образные завершения связано с особенностями изготовления матрицы для штампа. При примитивной технологии Ил. 13. Ватиканский крест Юстиниана II. 2-я пол. VI в.

штамповки для возможности многократного исСобор св. Петра. Ватикан пользования матрицы изображения на ней должны прорезаться как можно глубже и иметь такую форму, чтобы она долго не снашивалась и сохраняла узнаваемый рисунок даже при длительной эксплуатации. Таким огрубленным рисунком из коротких прорезанных линий на монетах часто изображались не только детали креста, но и лица.

Чем дальше находился от Константинополя народ, чем меньше у его художников была возможность видеть знаменитый образец, тем больше видоизменений и вольностей привносили они в его образ. Тем более что представления о точности воспроизведения, как уже говорилось, тогда были весьма условны. Во многих странах о Константиновом кресте судили, скорее всего, по его изображению на монетах.

В Египте и Эфиопии почитание реликвий, связанных с Константином, оказалось соединено с почитанием местного символа жизни, креста с петлей, называемого «анх», в Сирии и Палестине - с монументом, воздвигнутым в Иерусалиме св. императором Феодосием II. Этот монуменИл. 14. Серебряная мотальный крест был памятью еще об одном чуде нета (гексаграм) импеявления креста. О нем рассказывается в хронике ратора Константина II.

Марцеллина Комита за 1 сентября 418 г. - 31 авгу- 642–647 г. Источник: http:// ста 419 г.: «Наш Господь Иисус Христос, который www.cngcoins.com/Coin.

присутствует всегда и везде, явился из облака над aspx?CoinID=231972#

–  –  –

См.: Бутырский М. Н. Крест на византийской монете // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2004. № 9 (20). С. 141–143.

Как показал в своей работе Д. И. Полывянный, в Болгарии XII–XIII вв., а через нее на Афоне, а затем и в России XVII в. формы «патриаршего» и «константинова» креста оказались объединены. Видимо, в России образ креста был дополнен и коптской символикой (см.: Полывянный Д. И. Культурное своеобразие средневековой Болгарии в контексте византийскославянской общности IX–XV вв. Иваново, 2000. С. 133–134).

O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции Таким образом, расположение маленьких крестиков вокруг центрального большого, числовая символика (пять крестов) и форма равностороннего креста с перекладиной на концах ветвей, свойственные иерусалимской крестовой иконографии, были распространены в восточно-христианской церкви уже VI– VII вв.

Единственной на сегодняшний день серьезной работой о генезисе этой формы является статья, опубликованная Herr Baurath von Schick в ежеквартальном отчете Палестинского исследовательского общества за 1883 г. В ней фон Шик возводит образ Иерусалимского креста к египетским изображениям солнца в виде равностороннего креста в круге и описывает множество древних типов раннехристианских крестов, многие из которых имеют в средокрестиях дополнительные знаки. В конце исследователь приводит слова знакомого ему армянского священника, утверждающего, что крест с четырьмя маленькими крестиками - армянский (ил. 16). Армянский священник, беседу с которым воспроизводит фон Шик, полагал, что крестоносцы заимствовали форму Иерусалимского креста у армян, так как армяне помогали им, и те в большинстве своем после образования Иерусалимского королевства женились на армянках. Мы видели, что на древних картах Армения действительно отмечена красным Иерусалимским крестом. Вполне возможно, что традиции изображения дополнительных знаков или образов между ветвями появилась в ранней Византии как осмысление еще более древних форм восточной орнаментики, палестинской, сирийской, египетской и в том числе армянской.

Сложившиеся в более развитом восточном регионе типы Константинова и Голгофского крестов распространялись на запад. К XI в. крестовая иконография в Византии становится более сложной и разнообразной. В различных формах художественно осмысляются не только сами исторические предания, но и богословские метафоры, созданные восточнохристианскими гимнографами в прославление Креста. На Западе в это время такого развития культуры еще нет, и Константинов крест в латинских памятниках сохраняет свою простую форму. Развитие крестовой иконографии в Европе начнется на 200 лет позже. Но не под воздействием гимнографии, а в связи с нуждами геральдики, требующей разнообразия гераль- Ил. 16. Хачкар на армянском соборе св. Иакова в Иерусалиме. 1440 г.

дических символов. Тогда же, в 1099 г., во времена I Крестового похода, крестоносИсследования цы пришли в Иерусалим с самыми простыми крестами на флагах, что подтверждают ранние изображения, описывающие это событие. К этому времени относится изображение креста Констанина в виде простого равностороннего креста с точками в средокрестиях. Оно помещено на воинском флаге героя норманнского завоевания Англии Юстаса II, отца Готфрида Бульонского, предводителя франков в I Крестовом походе.

Сохранился уникальный гобелен, хранящийся в г. Байё, вышитый в 1066–1070 гг., на котором подробно изображены все участники норманнского вторжения (ил. 17). Один из них - герой битвы при Гастингсе граф Юстас II, мужественные действия которого решили исход сражения. Он центральная фигура всей панорамы, держит в руках флаг с крестом, очень похожий на Иерусалимский.

Сейчас любая статья об Иерусалимском кресте начинается рассказом о завоевании Иерусалима рыцарями I Крестового похода. История происхождения пятисоставной крестовой иконографии возводится к гербу Годфруа (Godefroi de Bouillon) (1061–1100), графа Болонского, из-за вспыльчивого характера известного как Готфрид Бульонский (с фр.: кипящий), который был одним из предводителей I Крестового похода (1096–1099) и после взятия Иерусалима провозглашен его правителем21. Через год Готфрид умер. После его смерти был осноИл. 17. Юстас II во главе войска. Фрагмент гобелена из Байё. 1066–1070 гг. Англия.

Музей ковра из Байё. Франция Как исторический факт рассказывается легенда о том, что Готфрид «отказался от королевского титула, посчитав невозможным принять золотой венец в том месте, где Спаситель принял венец терновый» и принял титул «Хранителя и Защитника Гроба Господня». Хотя историками указывается, что Готфрид сам называл себя принцепсом или герцогом Иерусалима (см: Riley-Smith Jonathan. The Title of Godfrey of Bouillon // Bulletin of the Institute of Historical Research. Vol. 52. 1979. P. 83–86; Murray Alan V. The Title of Godfrey of Bouillon as Ruler of Jerusalem / Collegium Medievale. Vol. 3. 1990. P. 163–178; France John. The Election and Title of Godfrey de Bouillon // Canadian Journal of History. Vol. 18/3. 1983. P. 321–329).

O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции ван рыцарский орден Святого Гроба Господнего (Ordo Equestris Sancti Sepulcri Hierosolymitani), который, немного изменив герб Готфрида, сделал своим символом красный пятисоставный крест на белом фоне. Этот крест в истории и стал называться Иерусалимским, или символом Кустодии Святой Земли. В настоящее время орден Святого Гроба Господнего - это престижный францисканский орден со штаб-квартирой в Ватикане, членами которого являются представители королевских семей, олигархи, политики. На странице организации можно почерпнуть информацию о происхождении священного символа ордена.

Францисканцы придерживаются взглядов фон Шика, возводя историю Иерусалимского креста к дохристианской символике. «Знак, который у многих ассоциируется с королевством крестоносцев, основанном в 1099 году, на самом деле изображался на монетах, печатях и флагах, не имеющих ничего общего с миром крестоносцев»22, - говорится в этой статье. Но все-таки: был ли этот крест гербом Готфрида Бульонского?

Появление формы Иерусалимского креста нельзя возводить к гербовнику семейства Болонских графов не только потому, что такие кресты, как уже было показано, существовали в восточно-христианской традициии раньше. Дело в том, что у Готфрида Бульонского скорее всего вообще не было никакого герба.

В эпоху I крестового похода в Западной Европе геральдики как таковой еще не существовало, поэтому Иерусалимский крест не мог быть гербовым. Похожий крест действительно украшал флаг Юстаса II. Но этот флаг с крестом выполнял символическую функцию победоносного лабарума св. Константина, а не герба.

Недаром изображенные на гобелене рядом с Юстасом два других норманнских рыцаря торжествующе указывают не на него, а на флаг. Их выразительные жесты как бы говорят: «С нами Бог и Его всесильная помощь!». Норманнское вторжение завершилось полной победой. Поэтому представляется естественным, что Готфрид Бульонский и его брат Болдуин могли направиться завоевывать Святую землю, заручившись помощью отцовского «победного» знамени. Но это был именно войсковой флаг, а не герб рода.

Западноевропейская геральдика в эпоКрест Святой Земли представляет собой греческий крест красного цвета, расположенный на белом фоне и окруженный четырьмя меньшими крестами. Он также известен как «Иерусалимский крест» и является символом Кустодии Святой Земли. По поводу происхождения знаменитого символа точной информации не существует. Знак, который у многих ассоциируется с королевством крестоносцев, основанном в 1099 году, на самом деле изображался на монетах, печатях и флагах, не имеющих ничего общего с миром крестоносцев. Однако верно, что благодаря крестоносцам Иерусалимский крест приобрел, наряду срелигиозным, и политическое значение, а также стал обозначать территориальную принадлежность.

Вероятнее всего, что Иерусалимский крест произошел от креста, с точками вместо нынешних малых крестиков, который использовался самыми ранними христианскими общинами на Ближнем Востоке, существовавшими еще в римскую эпоху, за тысячу лет до Крестовых походов. Действительно, многие изображения, найденные в различных областях Святой Земли, напоминают Иерусалимский крест, в том числе и мозаичные, на которых знак полностью идентичен нынешнему. Именно эта связь стала решающей при избрании данного символа францисканцами Святой Земли» (URL: http://ru.custodia.org/default.asp?id=3638(10.04.2015)).

Schick Herr Baurath von. The Jerusalem Cross // Palestine Exploration Fund - Quarterly Statement for 1894. P. 183–189.

Исследования ху крестовых походов только-только начинает формироваться. Походы не были тому причиной, но стали катализатором процесса, поскольку собранные вместе и закрытые доспехами рыцари нуждались в опознавательных знаках. Окончательно геральдика сложилось только в XIII в., первые же гербовники появились в сер. XIV в.23 Есть и другие исторические доказательства. Если бы Иерусалимский крест был гербовым знаком Болонских графов, то он бы присутствовал как отличительная черта на доспехах и одеждах Готфрида во всех его репрезентативных изображениях. Однако если мы обратимся к ранним миниатюрам, например к изображению оммажа Готфрида византийскому императору Алексею II24, и другим миниатюрам, иллюстрирующим историю Первого крестового похода (ил. 18), то увидим, что никакого Иерусалимского креста на доспехах ни у Готфрида, ни у других крестоносцев нет. Этот символ появляется в качестве герба только к XIV в., да и то постепенно. Например, на миниатюре «Пир королей»25 1378 г. в левом нижнем углу мы видим корабль Готфрида, который увенчан похожим флагом, но на нем не пять, а множество мелких крестов вокруг одного большого (ил. 19). Здесь очевидно прослеживается традиция, встречающаяся в ранних армянских хачка

URL: http://www.excurs.ru/history/Heraldry_history.htm#6 (15.05.2015).

Крестовый поход по призыву папы Урбана II начался в 1095 г., спустя всего 42 года после Великой Схизмы, то есть разделения единой Христианской Церкви на Православную, восточного обряда, и Католическую, западного обряда. В это время еще никто не думал, что это навсегда, и христианский мир представлялся пока целостным. Иерусалим и все земли Палестины веками принадлежали Византии, пока не были завоеваны турками. Во главе войска из 20 тыс. рыцарей Готфрид Иерусалимский направился в Иерусалим через Константинополь, где (конечно, не без давления со стороны императора) принес оммаж византийскому императору Алексею Комнину. Он признал православного императора своим сеньором и дал ему клятву верности, обещав все завоеванные земли вернуть под его корону. Правда, позднее он признал свою присягу недействительной в связи с тем, что император Алексей не прислал своего войска на помощь при взятии армянской (на тот момент) Эдессы.

Категория сеньориально-вассальных отношений была осевой в структуре феодального общества XI–XII вв. «Milites хроник Первого крестового похода, и milites Dei в частности - это не абстрактные воины, а рыцари, особая, во многом еще только складывающаяся субкультура военных профессионалов; для них договор с сеньором - одна из важнейших коммуникативных практик, а представление о двусторонней верности договору - важный элемент ментальности» (С.

А. Минин). Издревле знамена выполняли функцию символов власти, в первую очередь Бога и царя. В складывающейся средневековой субкультуре знамена становились и символами власти сюзерена над своими вассалами, символами объединения вассалов вокруг своего сюзерена. Для крестоносцев таким сюзереном стал Иисус Христос. По формирующемуся среди них рыцарскому кодексу чести для них представлялось естественным отказаться от клятвы Алексею, который не выполнил, в их представлении, своих обязательств сюзерена.

Таким образом, нерушимой оказывалась только клятва Христу, всегда верному своим вассалам. Знаком этой взаимной верности был крест царя Константина, помещенный на знамена.

Как пишет в своей диссертации Минин, «хронисты не только изображают крестоносцев как рыцарей Бога, но и самого Бога как верного своим обязанностям сеньора, который воюет за своих людей, защищает их и делится с ними военной добычей» (Минин С. А. Первый крестовый поход в средневековой культуре: договор Бога и человека в нарративе хронистов: автореферат дис.... канд. ист. наук: 24.00.01. М., 2009. С. 24–25).

Короли из Люксембургского дома: Карл IV, Вацлав, Сигизмунд, собрались вместе на пир в день, когда Готфрид Бульонский впервые прибыл в Святую землю.

O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции рах, символика многосоставности. В связи с этой миниатюрой вспоминаются и знаменитые граффити в виде тысяч равносторонних крестов типа «Константиновых»

на стене пещерной церкви равноапостольной Елены, расположенной под Голгофой.

Традицию вырезания на ней крестиков положили первые крестоносцы. Подобные паломнические метки можно увидеть на многих древних памятниках. Но в отличие, например, от граффити в Святой Софии Константинопольской или в новгородской Нередице, где выцарапаны имена и просьбы, здесь нет слов. Воины Первого крестового похода, как известно, были безграмотными, поэтому везде вместо имени они ставили крест. Так что множество маленьких крестов вокруг центрального символа можно интерпретировать как образ множества христианских воинов, следующих за победоносным крестом Констан- Ил. 18. Избрание Готфрида Бульонского.

тина против врагов Христа. Миниатюра хроники Гийома Тирского Все, что связано с личностью Готфрида «История деяний в заморских землях».

1280 г. Лионская национальная Бульонского, сейчас сильно мифологизибиблиотека ровано, многое носит легендарный характер. В реальности с Иерусалимским крестом на одеждах Готфрид изображен впервые только на фреске Джакомо Джакуэрио в Saluzzo, Северной Италии, написанной около 1420 г. Так что флаг, с которым Готфрид Бульонский пришел в Иерусалим, стал его рыцарским гербом спустя по крайней мере два века после его смерти.

Обращает на себя внимание, что на кресте флага Юстаса II нет характерных т-образных окончаний. Известная форма ветвей Иерусалимского креста, скорее всего, появилась тогда же, когда крест стал наполняться гербовой символикой. Фон Шик, изучая историю Иерусалимского креста, обратил внимание, что перекладины центрального знака напоминают четыре буквы «Т», соединенные вместе. Это заставило его вспомнить пророческий образ видений Иезекииля, в которых говорится, что в последние времена верные будут помечены знаком креста в виде греческой буквы. Этот мессианский символ спасения особо почитался знаменитым отшельником Палестинской пустыни святым Антонием, отчего крест с тремя ветвями стал называться Антониевым. Осмысление т-образных ветвей Константинова креста как Антониевых крестов, видимо, происходит в католической традиции только в XIII в., когда св. Франциск Ассизский сделал Например, в Иерусалиме, в латинском приделе Святого Гроба, хранится меч Готфрида Бульонского, крест и стремена, которые имеют позднее происхождение и были положены туда только в 1802 г.

–  –  –

Ил. 19. Пир королей. Мастер библии Жана де Си. Миниатюра рукописи Великие хроники Карла V. 1378 г. Парижская национальная библиотека O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции крест св. Антония своим символом. Тогда же в католицизме начинается необыкновенное почитание самого св. Антония и даже пишутся образы Распятия, на которых Христос распят на Антониевом кресте. Видимо, в это время и начинает складываться простой и лаконичный символ латинского Иерусалима.

Символическое мышление Западного Средневековья в XIII–XIV вв. наполняло мир новыми знаками, одним из которых и стал Иерусалимский крест рыцарей Гроба Господня. Фон Шик, а следом за ним и современные авторы ищут смысл его образа в основном в западной символической системе. Например, пять крестов они интерпретируют как символ пяти ран Христа и пяти стигматов Франциска Ассизского. Другое распространенное толкование: центральный крест - это Сам Иисус Христос, а малые кресты - евангелисты. Четыре малых креста - это еще и четыре части света, просвещенных светом Евангельской Истины. Середина земли, ее пуп27, снова была в руках христиан, и свет Христова учения должен был воссиять оттуда по всему миру. С точки зрения средневекового человека, Готфрид мистически восстановил крест Христов на Голгофе, утвердил в центре земли символ победы христианства. Но по католической традиции эта победа представлялась не духовно, а вполне конкретно и воинственно. Четыре креста получали еще одно, предложенное фон Шиком толкование: они представлялись знаком четырех христианских народов, вставших вокруг Креста Христова и освободивших Святую Землю от мусульман. Здесь уместно снова вспомнить флаг Готфрида на миниатюре «Пир королей», усеянный множеством небольших крестиков. Этот символический воинственный смысл, скорее всего, и был доведен до схематической простоты в процессе развития языка геральдики Иерусалимского государства.

Геометрически четкий красный крест с т-образными завершениями ветвей на белом фоне, окруженный простыми, как знаки плюса, крестами, стал эмблемой принадлежности к ордену рыцарей Гроба Господня. Но только он, только такой крест является католическим символом (ил. 20). Любой другой пятисоставный крест такого значения не имеет. Эта древняя форма восходит к знамению победы равноапостольного Константина, к его монументу и к кресту, установленному в Иерусалиме св. византийским императором Феодосием II (401–450). И в православной традиции его символика совсем другая - это Ил. 20. Церемония посвящения образ духовного единства православных нав рыцари Ордена Святого Гроба родов, собранных вокруг Христа, символ соГосподня.

Иерусалимский крест - одна из древних форм принятых в христианстве крестов, привлекающая внимание выразительной и сложной формой, составленной из пяти равносторонних крестов.
Конечно же, об этой форме креста и о легенде, связывающей его с одним из предводителей первого крестового похода 1096-1099 года Готфридом Бульонским, я был наслышан, когда собрался посетить Святую Землю сам.

Во время поездки к Иерусалиму я услышал от одной из попутчиц и о том, что Иерусалимский крест, или Крест паломника - один из самых популярных сувениров, которые везут паломники и простые туристы из Иерусалима.
Сама дама ехала в Святую Землю во второй раз, и горько сокрушалась, что не приобрела сей сувенир в свою первую поездку, поскольку, будучи верующей, не была уверена в правильности сего шага для православной, а потому специально испрашивала мнения своего духовника по сему вопросу перед второй поездкой.

От неё я узнал, что, хотя православное духовенство в своём большинстве и не благословляет ношения Иерусалимского креста вместо креста нательного, тем не менее, признаёт сей крест равночестным с другими, и не имеет ничего против его приобретения и сохранения паломниками как реликвии, напоминающей им о паломничестве.

Должен сказать, что, будучи закоренелым атеистом, я совершенно не озабочен отношением духовенства той или иной конфессии к тому или иному ритуальному предмету, но и мне сей крест показался весьма достойной вещицей и лучшим сувениром из Иерусалима, который только можно себе представить.

Кроме того, мой атеизм не исключает интереса к мировым религиям, их основам, символам и реликвиям, а потому я решил выяснить все подробности про этот столь выразительный символ, с которыми вас и познакомлю.

В течение многих веков в христианском мире равно почитались оба образа креста - Истинный Крест Христов, на котором был распят Спаситель, и крест, явленный равноапостольному императору Константину на небе перед Мульвийской битвой.

Истинный, или Голгофский, крест имел вытянутую форму с двумя или тремя поперечными перекладинами. Его историческая форма несла в себе символику, связанную с искупительной жертвой и страданиями Господа.

Константинов крест имел правильную равностороннюю форму и был символом охранения и победы. Достоянием христианского мира эти кресты стали примерно в одно и то же время, но первым - Константинов крест, с которым связано распространение христианства во всем мире.

Долгое время образы двух священных для христианства крестов использовали по-разному, в соответствии с их символическим значением.
Голгофский крест участвовал в церковных богослужениях, а Константинов крест помещали на знамена, им украшали храмы и носили как тельник.

Крест Константина начали изображать и на византийских монетах:


ИЕРУСАЛИМСКИЙ КРЕСТ - колоссальный каменный крест, возведенный после 420 года на Голгофе, Иерусалим, при императоре Феодосии II (408-450 гг.).
Поводом для его водружения послужило видение Креста в небесах и проявление его на одеждах всех наблюдавших.

Холму была придана форма четырехступенчатой усеченной пирамиды, на вершине которой, на базе, находился Крест, возвышавшийся не только над зданиями города, но и над его стенами. Напоминал о Распятии и символизировал Божественную победу над смертью.

Уничтожен персами и иудеями после взятия Иерусалима первыми в 614 году.
Восстановлен после 628 года императором Ираклием Великим.
Уничтожен арабами и иудеями после 638 года.

Сохранился обширный нумизматический материал в различных вариациях, отображающий иерусалимский Крест, а также следы террас на холме.

Солид императора Тиверия II (578-582 гг.). Золото.

Впрочем, этот крест на террасном холме встречается на монетах многих византийских императоров:

На флаге Византии был изображен равносторонний крест с четырьмя буквами «В» между ветвями. Крест и аббревиатура ВВВВ представляли собой священную криптограмму, прославляющую Христа. Крест символизировал Самого Господа, а буквы вокруг расшифровывались так: «Βασιλεὺς Βασιλέων, Βασιλεύων Βασιλευόντων» (с греческого: «Царь царей, царствующий над царями»).

Символика флага сообщала всему миру, что Византия - христианское государство, истинным государем которого является Иисус Христос, а земной царь, в священном обряде помазания на царство, только принимает на себя Его образ.

В древних Грузии, Армении и странах Анатолии флаги были похожи на византийский, только вместо букв между ветвями стояли малые кресты. Сохранились древнейшие карты, на которых указанные территории обозначены такими флагами.

Современный флаг Грузии повторяет эти древние знамена.

Все эти страны были частью византийского мира, то есть их Церкви, будучи самостоятельными, признавали первенство Константинопольского патриарха.

После разделения Церквей на Православную и Католическую в 1053 году восточными патриархами было решено, что Вселенский собор Православных Церквей должен состоять не менее чем из пяти патриархатов.

Поэтому четыре малых креста вокруг центрального, большого, на флагах восточно-христианских государств стали символизировать также соборное единство Православной Церкви, объединенной вокруг Константинополя.

Равносторонний крест, составленный из пяти крестов, стал образом священной иерархии православных народов, на вершине которой стоит Сам Господь Бог Иисус Христос.

Во времена Крестовых походов Иерусалимский Крест стал формой и эмблемой Ордена Гроба Господня.

Основателем Ордена по одной из самых достоверных версий считается Готфрид Бульонский, предводитель первого крестового похода, в 1099 г. захвативший Иерусалим, «рыцарь без страха и упрека».

На одном из гобеленов, хранящихся ныне в Храме Рождества Христова в Вифлееме, изображены рядом два символа - Иерусалимский крест - герб Ордена Гроба Господня, слева, и францисканский герб - справа:

Когда Готфриду Бульонскому предложили стать главой Иерусалимкого Королевства, он сказал: «Королём и царём в городе, где Иисус носил терновый венец вынужденно, я никакого венца на свою голову не надену». И принял титул «Защитник Гроба Господня».

Интересно, что Иерусалимский крест в гербе именно Готфрида Бульонского - наиболее древний и известный геральдический нонсенс, представляющий собой золотой костыльный крест с четырьмя золотыми же крестиками в межкрестиях в серебряном поле.

По легенде, бароны Готфрида Булонского по окончанию 1-го Крестового похода убедили этого основателя династии королей Иерусалимских избрать именно такой герб, открыто нарушающий правило о недопустимости наложения металла на металл , для себя и своего потомства.

Был подобный крест и на русских флагах.
Когда он стал использоваться на Руси - неизвестно. Первые свидетельства относятся к XVI веку. Сохранилось описание флагов стрелецких полков - первого русского регулярного войска, созданного в середине XVI века.

С двумя флагами, расцвеченными пятичастными крестами, стрельцы изображены на миниатюре Книги об избрании на царство Михаила Федоровича Романова в 1613 году:

Фрагмент миниатюры с Иерусалимским крестом на знамени крупнее:

Уже в XVI веке в русских текстах пятисоставный крест называется Иерусалимским. Очевидно, что в символическом сознании русских он был одним из знаков христианского Иерусалима, но не воспринимался как палладиум крестоносцев.

В XVI веке четыре восточных патриарха, сохранивших в турецкой оккупации свои кафедры, подписывают документ об установлении в Москве нового патриархата. До этого Русская Церковь была митрополией Константинопольского патриархата. В послании восточных патриархов подчеркивается, что установление нового патриархата делается не по человеческому произволению, а для восстановления канонического числа престолов Вселенского православия. Символом этого канонического числа был пятисоставный Иерусалимский крест.

Иерусалимские кресты в русской геральдике не были редкостью. Сведения о них то и дело появляются в документах. Например, известно, что два иерусалимских флага были пожалованы Петром I во время поездки по северным губерниям Архангельскому архиепископу и что под флагами с Иерусалимскими крестами ходили суда Соловецкого монастыря.

Разумеется, Иерусалимский крест наличествует и в самом Иерусалиме - им украшена Базилика Рождества в Вифлееме:

Есть он и на мозаике, изображающей Базилику Рождества на карте Святых Мест Вифлеема, и находящейся внутри самого храма:

Иерусалимский крест можно увидеть и в Риме - на полу Базилики Санта Кроче ин Джерусалемме (Santa Croche in Gerusalemme), построенной на насыпной земле, по легенде, привезенной самой Святой Еленой, матерью императора Константина I, из Иерусалима на кораблях:

На одной из сохранившихся старинных мозаик этого храма мы можем увидеть и Константинов Крест:

Как видим, толкований символики Иерусалимского Креста несколько - помимо уже упоминавшихся Христа и 4 Евангелистов, а также пяти Православных церквей, есть версии, что Иерусалимский крест символизирует сам Крест Распятия и 4 гвоздя, которыми Иисус был к нему прибит (хотя сам вопрос о количестве использованных гвоздей - 3 или 4 - является спорным).

Источники:

С. В. Гнутова, заведующая сектором прикладного искусства Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

В Святой Земле - месте паломничества богомольцев из разных частей христианского мира - создавались на протяжении многих столетий различного рода церковные реликвии: от маленьких нательных крестиков, икон и образков, используемых в качестве личной святыни, до дароносиц, дарохранительниц, напрестольных выносных крестов, употребляемых в церковных службах. Большинство этих предметов было изготовлено из перламутра - традиционного материала резчиков Палестины. В Иерусалиме в начале XIX века была открыта даже школа резьбы по перламутру. Уже в первой половине XIX века А. Н. Муравьёв отмечал палестинское происхождение предметов из перламутра. Позднее А. А. Дмитриевский описывал мастерские и базары с большим количеством перламутровых изделий (1).

Будучи в 1881 году в Святой Земле, великие князья получили в благословение от Иерусалимского Патриарха Иерофея кресты с частицей Животворящего Древа Креста Господня. Об этом событии подробно написано в дневнике архимандрита Антонина (Капустина).

Кресты-мощевики с частицей Креста Господня известны с первых веков христианства. Такие кресты были у многих византийских императоров и других представителей царского рода. С первой половины XIX столетия особо именитые русские паломники получали от патриархов подобные кресты в качестве благословения, а позже - и награды.

В 1830 году от иерусалимского наместника получил малый крест на серебряной цепи с частицей Животворящего Древа А. Н. Муравьёв (2, с. 96), в 1835 году - русский путешественник и писатель А. С. Норов. В 1844 году был награждён золотым наперсным крестом на фиолетовой ленте с частью Животворящего Древа будущий начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Порфирий (Успенский) (3, с. 8), а в 1868 году - архимандрит Антонин (Капустин) (4, с. 141).

Иеромонах Вениамин, основатель Вениаминовского подворья в Иерусалиме, вместе с донесением великому князю Сергию Александровичу от 15 декабря 1894 года послал великой княгине Елизавете Фёдоровне икону, вырезанную на спиле дуба Мамврийского, - «Посещение Пресвятою Девою святой праведной Елизаветы». Чуть позже, 8 мая 1895 года, Вениамин ходатайствовал перед секретарем Императорского Православного Палестинского Общества М. П. Степановым об избрании врача русской больницы В. Я. Северина действительным членом ИППО. «Ещё Вам пишу, чтобы Вы уже знали, по смерти своей я все свои дорогие кресты и ордена завещаю великому князю Сергию Александровичу, так как в Миссии никто не имеет права их носить. А Ваше превосходительство прошу принять часть Мамврийского дуба, ветвь которого 30 лет назад отпала во время бури и в складе стояла без пользы, я, по смерти архимандрита Антонина, взял и по частицам отдавал как святыню в Россию, в храмы Божии» (5, с. 593).

В апреле 1891 года состоялся обряд присоединения великой княгини Елизаветы Фёдоровны к Православию. Он был совершён в домовой церкви Сергиевского дворца на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. В память об этом событии Сергий Александрович подарил своей супруге золотой медальон с эмалевым изображением Спасителя, исполненный в византийском стиле. На створках были выгравированы надписи: «Аз есмь Путь и Истина и Живот», «Не бойся, только веруй». Эти евангельские слова стали заветом в дальнейшей жизни Елизаветы Фёдоровны (6, с. 17–22). Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) отправил Елизавете Фёдоровне символический подарок, сопровождая его письмом на имя великого князя Сергия Александровича, в котором, в частности, писал: «…осмеливаюсь через Ваше посредство просить Её Высочество благоволить принять на воспоминание о Палестине несколько античных вещиц, хранившихся в недрах её более тысячи лет и как бы ждавших только случая заявить собою новой поборнице Православия о Православии древнейших времён. В прошлом году, при производившихся внутри Иерусалима частных раскопках, найдены были 11 золотых монет (solidus ) византийских 518–610 годов (императоров: Юстина I, Маврикия и Фоки), два золотых браслета и золотой перстень…» (7, с. 73–74).

Перстень относится к типу византийских обручальных колец VI–X веков, его изображения и надписи достаточно точно раскрывают сущность христианского брака. На щитке в форме круга, креста или квадрифолия размещены изображения жениха и невесты, расположенные по сторонам центральной фигуры Христа, который благословляет их накладыванием рук им на головы, или соединяет руки жениха и невесты (обручение), или держит над их головами венцы (венчание).

В 2004 году в музей имени Андрея Рублёва был представлен на экспертизу крест, находящийся в деревянном футляре, видимо, исполненном иерусалимским мастером. Об этом свидетельствуют технические приёмы резьбы православных резчиков-арабов. На крышке в восьмиугольной рамке размещено резное изображение герба Иерусалимского Патриарха, под ним - буквы «Д. П. I.», означающие «Дамиан Патриарх Иерусалимский», и дата: «1904» - в этом году шли активные переговоры между Русской Духовной Миссией и Иерусалимским Патриархатом о закупке земель в Палестине. В апреле 1904 года правительство России отпустило ссуду 400 тысяч рублей, за что Патриарх Дамиан особенно благодарил русского консула А. Г. Яковлева.

На оборотной стороне коробки есть остатки красной сургучной печати с гербом и датой: «1895». Патриарх Дамиан возглавлял Иерусалимский Патриархат с 1897 по 1931 год. В 1921 году он совершил литию над гробом великой княгини Елизаветы Фёдоровны, привезённым в храм Св. Марии Магдалины в Иерусалиме.

На наградном кресте-мощевике стоят московские клейма. Видимо, в начале XX века такие наградные кресты изготавливались в России и затем отсылались в Иерусалим, где Патриарх вкладывал частицы Животворящего Древа и от имени Иерусалимского Патриархата раздавал подобные награды.

Литература и источники

1. Дмитриевский А. А. Беседы о русском паломничестве и Православном Палестинском Обществе. СПб., 1889.

2. Путешествие в Святую Землю. М., 1994.

3. Епископ Порфирий (Успенский). Святыни земли Италийской. М., 1996.

4. Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин (Капустин), архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817–1894). М., 1997.

5. Россия в Святой Земле. Т. 1. М., 2000.

6. Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. Путь к Православию святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны // Отблеск Нетварного Света / Сб. ст. М., 2005.

7. Россия в Святой Земле. Т. 2. М., 2000.

Количество записей: 196

Здравствуйте, батюшка! 1. Скажите можно ли в машине возить в бардачке икону своего святого? 2. Молитвы, переписанные с интернета на лист бумаги, где нужно хранить? 3.В квартире напротив входной двери можно на стену прикрепить икону Божией Матери "Умягчение злых сердец", или надо другую? 4.Я купил в церковной лавке, которая находится в продуктовом магазине, себе новый освящённый православный крестик. Который у меня был до этого крестик, можно его носить с собой в правах, или надо его положить дома в уголок, где иконы? 5.Можно самому брызгать святой водой вещи, мебель? 6 .Нужно ли следовать тому, что написано в Ветхом Завете? Или надо читать только Новый Завет? Вопрос - не читать и не следовать тому, что написано в Ветхом Завете? Например: не умничай много, чтобы сделать дело твоё; не хвали человека за красоту его; не всякого человека вводи в дом твой и т.д. 7. Подскажите, какую молитву читать священномученику Харалампию? 8. Прочитал, что милостыню, когда у тебя просят, нельзя давать деньгами, а надо, например, купить что-то из еды. Это правильно? Благодарю за ответы.

Александр

1. Александр, в бардачке иконы держать не следует, их нужно ставить на наиболее достойное место. Можно прикрепить иконку в машине так, чтобы она была перед глазами, тогда Вы сможете молиться, даже находясь в пути. 2. Молитвы нужно хранить вместе с молитвословом в том месте, где Вы обычно молитесь. Сам по себе листочек помочь не может, молитвы нужно читать. 3. Прежде всего, нужно освятить жилище. Икону перед входом можно поместить любую, лишь бы она служила Вам не для красоты, а для молитвы. 4. Крест должен находиться на груди. Если же у Вас их два, то один можно хранить в святом углу с иконами. 5. Можно кропить вещи святой водой с молитвой: «Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь». На праздник Крещения Господня существует традиция кропить жилище и все в доме принесенной из храма освященной водой. Но это окропление не заменяет освящения дома или определенных предметов, которое может совершить только священник. 6. Нужно читать Ветхий Завет, так же как и Новый, вместе они составляют Библию, Священное Писание. Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». (Мф., 5;17). Однако Господь соделал закон более совершенным, поэтому не все ветхозаветные установления нужно исполнять. Например: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф., 5;43-44). 7. Молитва свщм. Харалампию: О пречудный священномучениче Харалампие, страстотерпче непреодоленный, священниче Божий, о всем мире ходатайствуяй! Призри на моление нас, почитающих святую память твою: испроси нам у Господа Бога прощение грехов наших, да не до конца прогневается на нас Господь: согрешихом бо и недостойни явихомся милосердия Божия: моли о нас Господа Бога, да низпослет мир на грады и веси наша, да избавит нас от нашествия иноплеменников, междоусобныя брани и всяких раздоров и нестроении: утверди, священномучениче, веру и благочестие во всех чадех православныя христианския церкве, и да избавит нас Господь Бог от ересей, расколов и всякаго суеверия. О милосердый мучениче! Молися за ны ко Господу, да сохранит от глада и всяких болезней, и да подаст нам изобилие плодов земных, скотов умножение на потребу человеком и вся нам полезная: наипаче же да сподобимся, молитвами твоими, Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже честь и поклонение подобает, со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 8. Милостыню нужно подавать по ситуации. Если Вы уверены, что человек страдает страстью винопития и потратит деньги на удовлетворение своей страсти, то лучше дать ему продукты или одежду – по потребности. Но бывают ситуации, когда действительно нужны деньги, например, на лекарства и т.п.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли снимать крестик при занятиях спортом, например, борьбой или боксом? Читал, что крестик нельзя снимать, но ведь в данном случае его можно потерять или даже нанести травму. С уважением, Алексей.

Алексей

Алексей, крестик снимать очень нежелательно, пусть даже и в спорте. Можно надеть для удобства маленький деревянный крестик на короткой веревочке.

иеромонах Викторин (Асеев)

Мне из Иерусалима, из храма Господня, привезли в подарок крест паломника (освященный). Могу ли я его носить вместо нательного крестика?

Марина

Не стоит носить этот крестик вместо нательного, иерусалимский крест можно положить вместе с иконами.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте. Вот такой вопрос у меня. Хочу подарить дорогому человеку (парню) серебряный кулон (ангелок). Парень постоянно носит цепочку с крестиком. Можно ли носить на одной цепочке с крестиком этого ангелочка (если ангелочка освятить в церкви). Спасибо, за ответ.

Жанна

Жанна, заочно мне сложно ответить, так как не знаю, что за ангелка Вы хотите подарить, надо смотреть, можно ли вообще его носить. На одной веревочке с крестиком можно носить изображения святых. Покажите этого ангелочка в церкви священнику. Но могу точно сказать, что главное - это православный крест, его ничем заменять нельзя. Выше и сильнее креста ни ангел, ни святой быть не может.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Дядя моего парня подарил мне крестик (без распятия) с цепочкой, его жены. Его семья очень хорошо ко мне относится. Скажите, пожалуйста, можно ли мне носить этот крестик?

Татяна

Татьяна, по сути, этот дядя Вам совершенно чужой человек, и принимать в подарок от него крест, принадлежавший какой-то женщине - это просто странно. Лучше сами приобретите себе в церкви православный крестик и носите его.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка, недавно у меня пропал нательный крестик, я обыскала вроде бы все, но до сих пор не могу понять, где и как я могла его потерять. Скажите,ч то это может означать?

Анна, кроме того, что это свидетельствует о Вашей рассеянности и невниманию к кресту, это больше ни о чем не говорит. Примет искать не надо!

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Подскажите, какой крестик надо носить - которым крестили ребенка, или другим, просто освещенным в церкви?

Екатерина

Екатерина, при крещении священник надевает крестик не для того, чтобы его хранили, а для того, что бы его носили. Если крестильный крестик не сохранился, то можно носить и другой, но обязательно православный и освященный в церкви.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Купила себе крестик из камешков в ювелирной лавке (не освещенный), очень понравился. Но потом поняла, что носить, наверное, можно только в качестве украшения. Скажите, пожалуйста - можно ли носить такой крестик вместе с нательным, освящённым, который ношу всегда.? Спасибо.

Лариса

Лариса, главное – чтобы у Вас был православный нательный крестик. А подвеску можете носить как украшение.

иерей Владимир Шлыков

Можно ли ребенку надеть крестик, купленный на крещение, без ритуала крещения, не грех ли это?

Коржова Елена

Елена, крещение - это не ритуал, а Таинство. Если ребенок крещеный, то ему можно носить крестик, купленный вне церкви (только такой крест нужно освятить в храме). Если ребенок некрещеный то какой смысл ему носить крестик? Крестик надевает священник только во время Таинства крещения.

иеромонах Викторин (Асеев)

У моей подруги умерла дочь. Моему сыну пообещали отдать ее нательный серебряный крестик. Мможет ли он его носить?

людмила

Людмила, носить-то можно, да только я не понимаю, зачем? У него, я полагаю, свой крестик есть, пусть его и носит дальше. Да и той девушке зачем было крест снимать? Я думаю, надо поступить так: если этот крестик важен, как память, то пусть Ваш сын возьмет и хранит его, но носить не стоит – это просто странно.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Мужа крестили, когда он служил в армии. Крестик, которым его крестили, очень маленький, золотой, я подарила мужу побольше (он мужчина крупный), серебряный. Можем ли мы крестить нашего ребенка с тем крестиком или лучше купить новый?

Мария

Да, Мария, можно крестить младенца с этим крестиком, только вместо цепочки крестик лучше повесить на мягкую веревочку - сутаж.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день, подскажите, пожалуйста. Меня взяли крёстным отцом, крестить девочку. Я хочу купить крестик с распятием и надписью сзади "Спаси и Сохрани". Мать ребёнка категорически против, говорит, что девочке такой крестик нельзя, чтобы она не несла крест по жизни. Мать ребёнка хочет крестик без распятия и надписи, ну, она за то, чтобы был с камнями, как ювелирный. Что Вы посоветуете в этой ситуации? Заранее спасибо за ответ.

Валентин

Какое наивное суеверие! Каждый человек несет по жизни свой крест, и это никак не связано с формой нательного креста, который мы носим. Наоборот, мы носим на себе образ Креста Христова, чтобы он придавал нам силы в несении своего жизненного креста, наш нательный крестик напоминает нам, что если нести свой крест достойно, за Крестом следует Воскресение. Мне непонятно, зачем Ваша знакомая тогда вообще хочет крестить дочь, ведь Господь сказал: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.10,38-39).

диакон Илья Кокин

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли носить двухсторонний крестик,на одной стороне Распятие, на другой - св.Николай. И может этот крестик означать что-то плохое? И кому покровительствует св. Николай?

ксения

Ксения, крест никогда не может означать плохого. Такой крест можно носить. Св. Николай покровительствует всем, кто Ему молится.

иеромонах Викторин (Асеев)

Отче, здравствуйте, извините, что беспокою, у меня небольшой вопрос. Мне подарили нательный крестик, я недавно повредила свой (прислали из Германии) с распятием (его уже освятили), но на нем нет надписи "спаси и сохрани" Можно мне его носить? Ещё раз извините. Заранее Вам благодарна.

Наталья, если крестик освящал православный священник, то смело носите. В противном случае лучше принести крестик в храм, показать батюшке, и, если крест православный, то освятить его.

иерей Владимир Шлыков

Можно или нет крёстной матери при похоронах снять с себя крестик и надеть умершему крестнику?

шамиль

Дорогой Шамиль, это не будет грехом. Но у усопшего, вероятно, есть свой крестик, зачем надевать второй? На Руси была традиция в особых случаях, чтобы показать, насколько люди важны друг другу, как обещание помнить всю жизнь, меняться крестами. Что-то связанное с памятью усопших такого плана мне не встречалось. Но к искреннему порыву дамы, о которой Вы пишете, я не вижу причин относиться предосудительно. Да поможет всем вам Бог!

иерей Сергий Осипов

На венчание 18 лет назад мне надели чужой крестик, не знаю чей. Все это время я его носила. Жизнь складывается не особо удачно. Продолжать ли мне носить этот крестик, или все же надеть новый? Нужно ли избавляться от венчального обручального кольца, если с мужем уже развенчана?

Елена

Ни то, ни другое на жизнь никак не влияет. Ходите в храм, молитесь, причащайтесь. А что неудачного в Вашей жизни? Может быть, просто нужна «работа над ошибками»?

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Скажите, как правильно поступить? Я своему мужу дарила крестик, он его носил, но сложилось так, что он ушел из семьи, и этот крестик снял и оставил у меня. Мы уже вместе не живем 1,5 года. Забрать крестик он не хочет, говорит, он ему не нужен! Ну, и носить его тоже никто не будет, так как у всех есть свои крестики. Скажите, что мне с ним делать?

) Годфрид Бульонский, став правителем Иерусалима, по его словам, «не мог принять золотой венец там, где Христос принял венец терновый», отказался от королевского достоинства и принял титул «Хранитель и Защитник Гроба Господня». Однако в реальности изображённый крест - это «Крест Иерусалима» («Иерусалимский Крест»). «Крест крестоносцев» - это чаще всего красный (алый) равносторонний или же с более длинной вертикальной частью и более короткой поперечной) прямой крест на белом или любом ином фоне, который был отличительным знаком участника Крестовых походов.

Есть мнение, что именно от таких «нашивок крестоносцев», которые носили и которыми гордились воины, вернувшиеся с Востока, идёт традиция европейских наградных орденов, многие из которых также имеют форму крестов.

Модифицированный крест красного цвета является символом ордена Гроба Господня , а также иных духовных и военно-монашеских орденов, в частности Ордена Храма Соломонова (тамплиеров).

Крест крестоносцев (или иерусалимский крест ) часто используется на покрывалах на алтаре . Большой крест - символ Христа , четыре маленьких - символ 4-х Апостолов, авторов четырёх Евангелий , распространяющих учение на все четыре стороны света. Один из вариантов иерусалимского креста изображён на флаге Грузии .

Пять крестов, соединённых в один символ, могут символизировать раны Христа, которые Он получил во время Распятия.

Также Иерусалимский Крест может символизировать обретённые в Св. Земле (Палестине и сопредельных странах) христианские реликвии - 4 гвоздя, которыми было прибито Тело Христа и сам Крест Распятия (по крайней мере именно такое значение вкладывалось в Иерусалимский Крест в период до Крестовых походов.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Крест крестоносцев" в других словарях:

    Представляет собой пять золотых крестов на серебряном фоне. Считается, что крест был взят в качестве герба норманнским завоевателем Годфридом Бульонским. После освобождения Иерусалима от власти мусульман и иудеев (1099, Первый крестовый поход)… … Католическая энциклопедия

    КРЕСТОНОСЦЕВ КРЕСТ - представляет собой пять золотых крестов на серебряном фоне. В качестве герба этот крест был взят норманнским завоевателем Годфридом Бульонским, который стал Охранителем Святой Гробницы и первым правителем Иерусалима после его освобождения от… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    Крест ордена Гроба Господня Флаг Грузии Крест крестоносцев представляет собой пять золотых крестов на серебряном фоне. Считается, что крест был взят в качестве герба норманнским завоевателем Годфридом Бульонским. После освобождения Иерусалима от… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Так называются военные экспедиции, имевшие в виду интересы христианской религии и церкви и направлявшиеся сначала (с конца XI в.) на Восток против мусульман, а потом также против еретиков и языческих народов. Крестовые П. на Востоке против… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Запрос «крестоносцы» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Крестовые походы … Википедия

    Запрос «Крестоносцы» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Крестовые походы 1 й крестовый поход Крестьянский крестовый поход Германский крестовый поход 2 й крестовый поход 3 й крестовый поход … Википедия

    Запрос «Крестоносцы» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Крестовые походы 1 й крестовый поход Крестьянский крестовый поход Германский крестовый поход 2 й крестовый поход 3 й крестовый поход … Википедия

    ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ I - [Вост. Римская империя, Византия], позднеантичное и средневек. христ. гос во в Средиземноморье со столицей в К поле в IV сер. XV в.; важнейший исторический центр развития Православия. Уникальная по своему богатству христ. культура, созданная в В … Православная энциклопедия

Книги

  • Сейд , Аждар Улдуз. От Каира и до Рима, от палачей-джалладов, крестоносцев - и до асассинов, история, объединившая в себе три крестовых похода, и сжавшая их до одной человеческой жизни... Убийца, принимающий…
  • В поисках утраченного клада. По следам скифского золота и сокровищ крестоносцев , Филипп Эльмих. При сносе старинного особняка обнаружена опись золотого клада, спрятанного когда-то на этом месте и изъятого в годы революции. Как могли оказаться в одной коллекции скифские изделия и…