Краткое содержание произведения бедность не порок. Островский «Бедность не порок» – анализ

Полный вариант 1,5 часа (≈33 страниц А4), краткое содержание 7 минут.

Герои

Гордей Карпыч Торцов (состоятельный купец)

Пелагея Егоровна (супруга Гордея)

Любовь Гордеевна (дочь Торцовых)

Любим Карпыч Торцов (брат Гордея, промотался)

Африкан Савич Коршунов (фабрикант)

Митя (работает приказчиком у Торцова)

Яша Гуслин (племянник Гордея)

Гриша Разлюляев (сын состоятельного отца)

Анна Ивановна (молодая вдова)

Маша и Лиза (подруги Любы)

Егорушка (дальний родственник Гордея)

Арина (няня Любы)

Первое действие

Действие происходило в уездном городе днем во время святок, в не очень большой комнате в доме Торцовых.

Митя ходил по комнате. Егорушка сидел и читал Бову Королевича. Потом он остановился и сообщил Мите, что все поехали кататься. В доме оставался лишь Гордей. Он сильно рассердился на Любима. Недавно во время праздничного обеда Любим захмелел и стал выкидывать различные пасы. Этим он рассмешил гостей. Гордей воспринял это, как обиду, осерчал и выгнал брата. В ответ на это брат встал у собора с нищими. Гордей еще сильнее разошелся, поэтому был сердит сейчас на всех подряд.

На улице послышался шум. Это прибыли Пелагея, Люба и гости. Егорушка схватил книгу и убежал. Митя остался один, жаловался на жизнь, сел к конторке и попытался работать. Однако работать не получалось, так как он думал только о возлюбленной.

Вошла Пелагея, остановилась в дверном проеме и предложила Мите побывать у них вечером в гостях. Она сообщила, что Гордей не будет принимать участие в ужине, потому что отправится к новому знакомому Коршунову. Женщина жаловалась на Африкана. Он был буйным человеком, который часто пил вместе со своим директором. Ранее главным качеством ее супруга была рассудительность. Однако после прошлогодней поездки в Москву все русское оказалось ему не милым. Сейчас он желал жить, как за границей. Поэтому познакомился с Коршуновым. Тот просто спаивал нового знакомого. Упреков супруги Гордей не слушал. А Любу собирался отдать в жены москвичу, так как полагал, что в их городе женихи не подходили его дочери.

После слов Пелагеи вошел Яша. Его также пригласили в гости вечером. Он радостно согласился. Пелагея вышла. Митя поделился собственными заботами с Гуслиным. Он приходился единственным сыном матери, которая была старой и бедной. Митя вынужден был содержать мать на собственное небольшое жалованье. Гордей его обижал, бранил и упрекал бедностью. Он мог бы уйти к Разлюляеву. Однако тут его держало чувство к Любе. Яша посоветовал ему забыть про свои чувства, так как Гордей не даст благословения на данный брак.

В комнате появился Разлюляев с гармоникой. Он был беззаботный и веселый, играл и пел. Он сказал, что станет гулять весь праздник, а затем возьмет в жены богатую невесту. Он сел около Гуслина и слушал его песню. Митя предложил спеть. Все запели. В середине песни появился Гордей. Сразу наступила тишина и все встали. Гордей набросился на Митю, зло упрекая его за беспорядок. После того, как он увидел собрание стихов Кольцова, которую читал Митя, с его стороны вновь последовали упреки. Он посоветовал лучше справить новый сюртук. Митя стал оправдываться. Он рассказал, что отправлял все средства матери. Гордей ответил, что матери немного и надо. И велел Мите не показываться наверху в старом сюртуке. Потом Гордей обратился к Разлюляеву по поводу его ума и внешнего вида. После этого Гордей ушел.

Гордей уехал к Коршунову. К Мите зашла Люба, Анна Ивановна, Лиза и Маша. Им стало скучно наверху, и они отправились на поиски веселой компании. Вдова вела себя очень вольно. Остальные, наоборот, были скованны и им было неловко. Вдова открыто спросила у Гуслина, когда он возьмет ее в жены. Тот ответил, что их свадьба состоится после разрешения Гордея. Потом он жестом подозвал вдову и прошептал что-то на ухо, указав на Любу и Митю. Тем временем Разлюляев веселил девушек и просил полюбить его за простоту. Девушки ответили, что девушкам не говорят такого, а Люба добавила, поглядывая на Митю, что кто-то любит да не скажет, желая, чтобы сами догадались. Вдова закончила общение с Гуслиным, поглядывала на Любу и Митю. Она сделала всем предложение перебраться наверх. Вдова открыла дверь и пропустила всех, кроме Любы. Перед девушкой она дверь захлопнула. Люба, стучалась, просила выпустить ее. Девушкам, которые находились за дверью, это доставляло удовольствие.

Митя и Люба остались наедине. Митя с робостью сообщил, что написал для девушки стихи. Люба постаралась утаить радость и попросила его прочесть их. Митя сел около стола. Люба пододвинулась весьма близко к нему. Молодой человек прочитал стихи. Люба сидела, задумавшись, затем написала ответ и вручила его Мите. Он должен был его прочесть, когда девушка уйдет. Когда Люба покидала комнату, она столкнулась в дверях с Любимом. Дядя веселился, увидев, как испугалась девушка. Затем заверил ее, что не расскажет брату. Люба убежала.

Любим прошел в помещение и попросил Митю пустить его к себе на некоторое время. После обеда Гордей не пускал его в дом. Он поведал Мите историю собственной жизни. После смерти отца ему исполнилось двадцать лет. Братья разделили имущество. Гордей получил заведение. А Любиму достались деньги и векселя. Любим отбыл в Москву, чтобы обналичить билеты. Затем он полностью погрузился в красивую жизнь Москвы. Он хорошо одевался, посещал трактиры и театры. У него появилось большое количество друзей. Спустя время практически все деньги он истратил. Остаток он отдал Коршунову. Тот его обманул. У Любима ничего не осталось. Домой он вернуться не мог. Поэтому стал скоморохом в Москве. Жил на то, что подадут. В ту зиму Любим очень простудился. Его определили в больницу. Там он решил, что когда поправится, сходит в церковь помолиться и отправится к брату. Однако Гордей встретил его неласково. Он стыдился Любима и пенял его. Он не желал содержать брата. А после того обеда Гордей обиделся и принял решение проучить Любима.

Любим лег на кровать Мити, желая вздремнуть. Он попросил у Мити денег. Тот не отказал. Любим поблагодарил парня и грозил брату, что проделает с ним шутку. Митя решил подняться наверх. Он, подойдя к двери, вспомнил про письмо. Он достал его и прочитал. В нем сообщалось, что Люба тоже его любит. Митя схватился за голову и убежал.

Второе действие

Действие происходило вечером в гостиной дома Торцовых. В комнате стоял диван, перед ним круглый стол и кресла. Здесь было несколько дверей. В комнате было темно. Лишь из двери с левой стороны попадал свет. В данную дверь вошли Люба и вдова. Люба сообщила, что она очень любит Митю. Вдова предостерегла девушку от необдуманных поступков, потом ушла.

Вошел Митя. Он спросил у Любы о правдивости ее признания. Девушка ответила, что это правда, и потребовала ответного признания в чувствах. Она поначалу делала вид, что не верит его словам. Однако потом сказала, что только шутила. Но молодому человеку не до шуток. Его беспокоило будущее их взаимного чувства. Они приняли решение на следующий день кинуться в ноги отцу девушки и признаться в собственной любви. Они обнялись. Послышались шаги, и Митя тихо ушел.

В комнату вошла няня Арина и послала Любу к матери. Вбежал Егорушка. Его няня попросила пригласить служанок соседей петь песни. Егорушка обрадовался намечающемуся веселью и убежал.

Вошла Пелагея и дала няне указания. Потом пригласила всех пройти. Пелагея с двумя престарелыми подругами села на диван. Вдова и Гуслин устроились на стульях и тихо разговаривали. Митя стоял около них. Маша, Люба и Лиза ходили, обнявшись по комнате. Разлюляев следовал за ними. Девушки пикировались с ним, старухи смотрели на них и переговаривались, а затем предложили Гуслину исполнить любую песню. Во время песни вошла Арина, которая принесла напитки и угощение. Девушкам достались сладости, а старухам мадера. Вдова тихонько беседовала с Пелагеей. Разлюляев подхватил няню и пустился с ней в пляс. Няня отбивалась. Вдова вступилась за нее и сама вызвалась танцевать с Разлюляевым.

Вошли служанки соседей. Их радушно приняли и усадили. Няня принесла блюдо, которое было покрыто полотенцем. Девушки собирались исполнять подблюдные песни и гадать. Барышни сняли кольца и положили их на блюдо. Девушки запели. Разлюляев во время слов про женихов вынул кольцо и отдал Любе.

Появились ряженые и Егорушка. Песни прекратились. Ряженых угостили вином и они стали всех веселить. Егорушка плясал с ними. Пока все смотрели представление, Митя тихо прошептал что-то Любе и поцеловал ее. Разлюляев увидел это, подошел и сообщил, что скажет об этом матери девушки. Так же он заявил, что сам собирался стать мужем Любы, так как его семья богата. А уМити ничего нет. Гуслин заступился за молодого человека. Спор был прерван стуком в дверь. Прибыл хозяин.

В комнату вошли Гордей и Коршунов. Хозяин грубо прогнал ряженых и девушек-служанок. Он лебезил перед спутником, извинялся за супругу, которая устроила вечер не по правилам. Однако Коршунову, наоборот, нравилось общество девушек. Он сел в кресло и благосклонно принимал внимание к собственной персоне. Хозяин во всю старался произвести на него благоприятное впечатление. Он распорядился принести шампанское, поставить свечи, чтобы было видно новую обстановку комнаты. Пелагея вышла, дабы исполнить приказ супруга. Следом ушли няня и старухи.

Коршунов подошел к барышням, к Любе и, ссылаясь на святки, предложил поцеловаться. Те отказались. Гордей дал приказ выполнить желание гостя. Люба уступила. В то время, когда Коршунов целовал барышень, хозяин заметил Митю и прогнал его. за молодым человеком ушли Разлюляев и Гуслин.

Коршунов подсел к Любе и вручил ей в качестве подарка серьги с бриллиантами. Девушка с холодом ответила ему. Коршунов не стал церемониться, схватил и поцеловал руку девушки. он стал говорить о любви и собственном богатстве. Люба чувствовала к нему отвращение, она поднялась, собираясь покинуть комнату. Однако отец велел ей остаться. Девушка вернулась на место. Коршунов вновь схватил и гладил ее руку. Потом он надел на ее палец перстень с бриллиантом. Люба вырвала руку, сняла кольцо и отдала Коршунову.

Вошли Пелагея, няня и Егорушка со стаканами и вином. Коршунов строил из себя гостя важного значения. хозяин подносил ему вино, велел супруге кланяться перед гостем, а девушкам исполнять величальную. Коршунов выпил и сел около Любы. Он подозвал одну из девушек, потрепал ее по щеке и насыпал ей в фартук мелочь. Потом велел Гордею перейти к делу. Оно заключалось в том, что Гордей собирался перебраться из своего города в Москву. Те паче, что там у него окажется свой человек. Этим человеком будет зять Коршунов. У них уже была договоренность между собой.

Пелагея ужаснулась и закричала, что не отдаст дочь. Коршунов сказал Торцову, что слово следует держать. Люба кинулась к отцу и умоляла изменить решение. Однако тот был неумолим. Девушка смиренно согласилась и отошла к матери. Довольный Торцов приказал девушкам исполнять свадебную песню и предложил гостю перебраться в другую комнату. Люба плакала на материнской груди, подруги окружили ее.

Третье действие

Действие происходило утром в маленькой, обставленной очень дорогой мебелью комнате в доме Торцовых. Это был кабинет Пелагеи. Отсюда она управляла хозяйством и принимала тут гостей. Через одну дверь можно было попасть в обеденный зал, вторая – в комнаты. Здесь находились няня и служанки. Вошла Пелагея и отпустила их. Хозяйка занималась предсвадебными делами, но испытывала тяжесть на душе.

Вошла вдова, после нее вошел Митя. Едва не заплакав, он сказал, что явился попрощаться с хозяйкой. Ночью он собирался отправиться к матери. Возвращаться он больше не собирался. Он поклонился в ноги хозяйке, поцеловал ее и вдову. Затем сказал, что следовало бы и с Любой попрощаться. Пелагея послала за дочерью. Вдова печально покачала головой и ушла.

Хозяйка пожаловалась Мите на свое горе. Она против желания отдавала дочь за плохого человека. Митя, чуть не плача, упрекал ее в том, что Пелагея не противостояла своеволию супруга. Хозяйка сокрушалась, просила его пожалеть и не винить ее. Митя открылся ей и поведал, что вчера они с Любой договорились попросить благословения. А наутро такая новость. Пелагея поразилась и искренне посочувствовала молодому человеку.

Вошла Люба. Молодые люди прощались, девушка плакала. Митя в отчаянии попросил мать девушки о благословении и предложил после этого забрать Любу к своей матери и там провести венчание. Но мать с дочерью воспротивились его затее. Люба сказала ему, что любит его, но против родительской воли не пойдет. Она согласна жить с нелюбимым мужем. Зато будет знать, что живет согласно закону. И никто над ней смеяться не станет. Митя принял решение любимой, попрощался и ушел.

Из столовой пришел Коршунов. Он попросил Пелагею покинуть помещение, собираясь побеседовать со своей невестой наедине. Он сел рядом с плачущей Любой и поведал ей о ее выгоде в создании брака со старым человеком. Он постоянно целовал девушке руки и хехекал. Люба спросила, были ли чувства у бывшей супруги Коршунова. Тот очень жестко ответил, что любви у жены к нему не было. Их брак состоялся по расчету.

Вошел Гордей. Во время беседы он заискивал перед будущим зятем и хвалился собственной культурностью. Вбежал Егорушка. Он смеялся и рассказывал о приходе Любима, который стал выгонять гостей. Гордей рассердился и ушел. За ним Егорушка.

Вошли Маша, Лиза и Разлюляев. За ними тут же вошел Любим. Он шутил по поводу Коршунова и одновременно обвинял его в собственном разорении. Он требовал возвратить долг и отдать за Любу один миллион триста тысяч.

Вошел Гордей и начал прогонять брата из своего дома. Однако тот был настроен решительно и не уходил. Любим обвинял Коршунова в преступлениях и отсутствии чести. Во время этого спора вошли все. Гордей отдал приказ увести Любима, однако тот сам ушел. Коршунов был уязвлен слова Любима. Поэтому заявил Гордею, что он должен будет хорошо попросить, чтобы Коршунов взял любу в жены. Гордей оскорбился и ответил, что не станет перед ним кланяться и отдаст дочь за любого. Кого захочет. Тут в комнату вошел Митя. И хозяин дома заявил, что завтра выдаст дочь замуж за него. Все удивились. Коршунов был взбешен. Он ушел.

Митя взял Любу за руку. Молодые люди подошли к отцу девушки и признались, что уже долгое время влюблены друг в друга. А раз Гордей решил поженить их. То должен дать им родительское благословение с любовью, а не кому-то назло. Гордей стал закипать. Он вновь упрекал Митю в бедности и говорил, что он не ровня его дочери. Пелагея и Люба стали просить Гордея не гневаться. Вошел Любим и тоже начал просить за молодых. Он намекал на то, что если бы не вмешался, Коршунов обманул бы Гордея, как и Любима. Он заявил, что бедность не является пороком. Гордей расчувствовался, вытер слезу, поблагодарил брата, обнял и благословил молодых. Гуслин тоже попросил разрешения взять в жены вдову. Гордей дал ему свое благословление. Разлюляев поздравил Митю. Пелагея велела девушкам исполнить веселую свадебную песню. Девушки запели. Все ушли.

Книга Островского «Бедность не порок» читается на одном дыхании, однако не у всех есть возможность тратить время на ее прочтение. Поэтому предлагаем ознакомиться с произведением Островского «Бедность не порок» в кратком содержании.

Пьеса Островского Бедность не порок

Итак, пьеса Островского «Бедность не порок» начинается событиями, которые происходят в доме купца Торцова. Там в одной из комнат расположились приказчик Митя с дальним родственником Торцова Егорушкой. Егорушка увлеченно читает книгу, а когда отвлекся от книги, поведал Мите о том, насколько сейчас злой хозяин дома. А разозлил Торцова его брат, который на приеме неудачно пошутил над братом, тот и выгнал его. На что Любим Торцов пошел побираться у собора, чем еще больше разозлил Гордея.

К дому подъехали Пелагея Егоровна – жена Торцова и Любовь Гордеевна – его дочь. Митя идет к себе в контору, хочет поработать, но его мысли о дочери Торцова. Затем к нему в конторку входит Пелагея Егоровна и приглашает на свят вечер, где бы он повеселился с девушками, а не тосковал в уединении, к тому же сам купец отправляется в Москву к Африкану Савичу. Правда эту дружбу Пелагея не поддерживала. Не нравилось ей, когда муж ездил к фабриканту. Из-за этой дружбы у ее мужа поменялись взгляды на жизнь, теперь ему бы по-иностранному жить. И дочке хочет найти богатого жениха из столицы.

Далее сюжет произведения Островского «Бедность не порок» продолжается тем, что к Мите пришел племянник Торцова Яша Гулин, которого также приглашает Пелагея на вечер попеть со всеми и Яша с удовольствие принял приглашение.

Пелагея уходит, а Митя рассказывает Яше о небольшом жалованье и признается, что только любовь к дочери Торцова его здесь держит. На что Яша ему сказал, что эта любовь до добра не приведет, ведь не ровня они. К парням присоединился купчик Разлюляев. Он весел, парни поют песни, а когда в комнату входит Торцов, они умолкают.

Далее по сюжету пьесы «Бедность не порок» Островского, Гордей набрасывается с упреками на Митю, высказывая ему за то, что Митя ходит в старом сюртуке. Мог бы уже и новый купить, вот только деньги Митя маме высылает. Но не понимает Гордей такой заботы, считая, что матери не нужны деньги, а вот сюртук не помешало бы купить, без него Гордей запрещает подниматься к гостям наверх. Прицепился Гордей и к Разлюляеву и его одежде, обозвав Разлюляева и его отца глупыми, после чего ушел.

К Мите зашла Люба с подружками Лизой и Машей, а вместе с ними и вдова Анна Ивановна. Гуслин обещает Анне Ивановне женится сразу после благословения Торцова. После этого Гуслин шепчет вдове о том, что Митя влюблен в Любу Торцову. Все уходят, а в комнате остается Митя с Любовью.

Митя Любе читает стих, где признается в любви к ней. Она также написала что-то в письме и отдала Мите записку, сказав, чтобы тот открыл ее позже, когда она уйдет. Затем девушка еще раз приглашает Митю на вечер и уходит. К Мите заходит Любим Карпыч – брат хозяина.

Далее в произведении Островского «Бедность не порок», Любим Карпыч просит Митю приютить его, дать возможность переночевать. Потом рассказывает свою историю жизни, то, как он промотал все деньги, что остались от отца и как его прогнал брат. После Митя открыл письмо Любови и прочитал ее признание.

Далее действие переносится в гостиную, где Любовь говорит вдове Анне Ивановне о том, как она влюбилась. В комнату к женщинам входит Митя. Он спрашивает у Любы, правдивы ее слова о любви к нему, а потом влюбленные решают пойти на поклон к Гордею Карпычу за его благословением.

Гости сбираются, они поют, веселятся.
Затем присоединяется Гордей и Коршунов. Коршунов заигрывает к дочке Карпыча, надевает ей на палец кольцо, но Любовь не интересует этот человек, которого она считает старым для себя, да и любит она другого. Здесь же все узнают, что Гордей засватал Коршунову свою дочь. Она просит отца передумать, но Торцов неумолим, он уже решил и так будет. Любовь принимает решение своего отца.

Действие переносится в небольшой кабинет хозяйки дома.
Все от данной помолвки никак не могут отойти, никто не поддерживает выбор Гордея Карпыча для своей дочери. Митя решает уехать навсегда к матери, ведь теперь его ничто здесь не держит. Во время прощания с хозяйкой, он признался в любви к ее дочери. Митя предлагает бежать Любе, но и Люба и Пелагея Егоровна против, нельзя идти против воли отца. Митя уходит. Приходит Коршунов, который Любе описывает все прелести их совместной жизни. Он говорит о том, как хорошо жениться на старике, который не пойдет гулять, а будет золотом одаривать, в отличие от молодого парня, которому погулять будет охота.

Когда к гостям присоединился Любим Торцов, он стал оскорблять гостя Московского, на что тот стал отказываться от женитьбы и говорить о том, что Гордей приползет к нему уговаривать не расторгать помолвку. За такие слова Торцов ссорится с Коршуновым. В комнату на крики входить Митя и Гордей Карпыч говорит, что дочь отдаст замуж за Митьку. Это произошло на эмоциях, однако Митя ему говорит, что с удовольствием жениться на его дочери, ведь они любят друг друга. Вот здесь Гордей начал говорить, что такому не быть, не ровня они. Но в итоге, уговорили Гордея благословить дочь и Митю. Яша тоже время не терял и воспользовавшись моментом у Гордея получил благословение на брак с Анной Ивановной. Как видим, бедность не порок, главное, чтобы чувства были искренними.

Бедность не порок — пьеса Островского, с которой мы познакомились на уроке в школе. Написал ее писатель в 1853 году, а через год пьеса была напечатана отдельной книгой. Пьеса, как и книга, имела успех. Вот сегодня познакомились с данным произведением и мы. Теперь сделаем работы Островского Бедность не порок, рассмотрев проблемы, что поднимает писатель.

Анализ пьесы Бедность не порок

В пьесе Островский поднимает различные проблемы, среди которых противостояние среды и личности. Очень часто к человеку относятся в зависимости от его богатств. Чем богаче, тем больше он уважаем, а вот душевные качества и нравственные не берутся в расчет.

Изучая Островского и его Бедность не порок, и делая анализ его работы в 9 классе, мы видим, влияние денег на судьбы людей. Автор нам показал, как именно могут влиять деньги на человека, когда человек начинает им подчиняться и зависеть от них. Деньги выходят на первый план, а вот забота о близких становится второстепенной. Вот только Островский не мог допустить победы денег над человеческими чувствами и доказал читателям, что и богатства бывают бессильными. Доказательством этого являлась любовь дворянки Любы Гордеевой, которую отец хотел отдать за московского богача, к приказчику Мите. Пройдя через испытания, влюбленные сердца все-таки воссоединились. И здесь не последнюю роль сыграл брат Торцова Гордея Любим. Именно он рассказал о подступных планах фабриканта Коршунова, за которого Гордей и хотел отдать дочь, несмотря на то, что она любила другого. Африкан разорил Любима, а теперь нацелился на Гордея. В итоге Коршунов требует извинений, а Гордей, на зло фабриканту, отдает замуж Любу за Митю. Гордей смягчился и был благодарен брату за то, что наставил его на ум и не дал совершить ошибку.

Так два сердца воссоединились, любовь восторжествовала над богатствами.

Делая наш краткий анализ, мы видим что пороки наказаны, а добро торжествует. Свадьба героев становится доказательством тому, что бедность не может являться пороком, а вот черствость и жажда наживы являются самыми настоящими недостатками.

Русская драматургия середины XIX века характеризуется появлением произведений, описывающих быт и нравы купцов Замоскворечья. Особое место в этом перечне занимают пьесы А.Н. Островского. Самой известной является комедия «Гордым Бог противится», написанная в 1853 году. Затем она была переименована в «Бедность не порок». О чем написана комедия Островский «Бедность не порок», краткое содержание.

Николай Фёдорович Островский мечтал о юридической карьере для своего сына Александра. Однако в 1843 году молодого человека, не сдавшего экзамен по римскому праву, отчисляют из университета. Несостоявшийся юрист совмещает службу судебного канцеляриста с трудом литератора.

А.Н. Островский пишет комедию «Бедность — не порок», которая издаётся отдельной книжкой в 1854 году. На следующий год в Малом театре состоялась постановка по пьесе писателя. Ведущий артист театральной труппы П.М. Садовский, которому драматург посвятил произведение, исполняет роль Любима.

На подмостках Санкт-Петербурга «Бедность не порок» Островского увидела свет осенью 1854 года. Постановка состоялась в честь бенефиса актёра и режиссёра Александринского театра А.А. Яблочкина.

Сюжет пьесы «Бедность не порок» в кратком содержании. Конечно, ознакомление с данным вариантом не заменит чтение оригинала.

Напоминаем! Краткое содержание по действиям раскрывает только сюжет сочинения великого писателя.

Фабула

Литературоведы считают одним из лучших творений комедию в трех действиях «Бедность не порок» Островского. События разворачиваются в купеческом доме Гордея Торцова в провинциальном городке во время святочных гуляний.

В пьесе «Бедность не порок» действуют такие персонажи:

  1. Состоятельный купец Гордей Торцов, его супруга Пелагея Егоровна, их дочь Любовь.
  2. Любим, промотавший наследство брат Торцова.
  3. Столичный заводчик Африкан Коршунов.
  4. Приказчик Митя.
  5. Племянник хозяина Яша Гуслин, и Гриша Разлюляев, богатый купеческий сын.
  6. Вдовушка Анна Ивановна.
  7. Маша и Лиза, подружки Любови Гордеевны.
  8. Нянька Арина и парнишка Егорушка, дальний родственник Торцовых.

Первое действие

Слоняясь без дела, Митя интересуется, чем занимаются домочадцы. Егорушка описывает скандал между Гордеем Карпычем и его братом, произошедшим накануне за обедом.

В комнату входит Пелагея Егоровна. В разговоре с приказчиком пожилая женщина сетует на своенравный характер мужа, не одобряет его знакомство с Коршуновым. Она утверждает, что мода на заграничную жизнь – временное явление, а русские обычаи будут жить вечно. Появляется Гуслин. Уходя, жена хозяина приглашает молодых людей прийти вечером в гости.

Оставшись одни, Митя рассказывает Яше о своей тяжёлой доле, признаётся в любви к дочери Гордея Торцова. Затем приказчик садится за работу, а Гуслин подбирает музыку к стихам, которые написал влюблённый юноша. В комнату заходит Разлюляев, хвастаясь своим богатством и бесшабашностью.

Племянник Торцова предлагает послушать мелодию, которую сочинил. Все очарованы песней. Затем приятели начинают дурачиться. За этим занятием их застаёт хозяин дома. Купец критикует одежду, которую носят Митя и Разлюляев. Перед уходом Гордей Торцов осуждает стремление приказчика в первую очередь заботиться о престарелой матери.

В комнате появляются Любовь Гордеевна, её подруги и Анна Ивановна. Девицам скучно и одиноко в гостиной, и они захотели присоединиться к парням. Яков нашёптывает вдове про чувства приказчика к дочери хозяина.

Компания решает перейти в соседнюю комнату. Анна делает так, чтобы приказчик и дочь Гордея Торцова остались вдвоём. Дмитрий декламирует стихи, посвящённые любимой. Девушка пишет записку с ответом, но требует, чтобы послание было прочитано после её ухода.

Вошедший брат Гордея Торцова, лишает Митю возможности ознакомиться с содержанием записки. Любим Карпыч рассказывает юноше, как пропил в Москве свою половину наследства и стал бездомным. Промотать деньги помогал Африкан Коршунов. Грязный и больной Любим приходил к брату с просьбой помочь в нужде. Гордей устыдился нищего родственника перед лощёными гостями.

Старик говорит, что богатство – зло, и большие деньги портят характер человека. Пересказывая свою жизнь, несчастный человек засыпает. Митя читает девичью записку с признанием во взаимности.

Второе действие

В гостиной героини пьесы Люба и Анна рассуждают о мимолётности любви. С приходом Дмитрия вдова покидает комнату. Влюблённые признаются, что не могут жить друг без друга. Было решено пойти к Гордею Карпычу, чтобы тот решил их судьбу. Приближение Арины заставляет приказчика и купеческую дочь уйти.

Нянька готовит гостиную к встрече ряженых, которые приглашены для развлечения гостей. Комната заполняется домашними, приглашёнными соседями и артистами, которые привели медведя и козу.

Пока ряженые скоморошничают и распевают песни, Митя и Люба перешёптывается и украдкой целуются. Заметив это, Разлюляев высказывает претензии приказчику. За влюблённого заступается Яша.

Приезжает Гордей Карпыч и Коршунов. Хозяин дома выгоняет гостей с артистами и приказывает принести шампанское и закуски. Фабрикант целуется с девушками, парни удаляются.

Африкан презентует Любови Гордеевне бриллиантовое колечко и делает намёки на желание сочетаться с девушкой браком. Дочери Торцова хочется выйти из комнаты, но папаша приказывает оставаться. Купец объявляет о намерении выдать Любу замуж за Коршунова.

Третье действие

Няньку печалит будущее замужество Любови Гордеевны с нелюбимым человеком. Расстроенная Пелагея Егоровна велит подавать гостям в соседнем зале большой самовар. Купчиха просит Анну Ивановну помочь по хозяйству. Митя, который собирается уехать к матери, заходит попрощаться. Вдова отправляется за Любовью Гордеевной.

Приказчик рассказывает Торцовой, как он несчастен, и предлагает пришедшей в комнату любимой тайком сбежать из родительского дома и обвенчаться. Девушка отказывается выходить замуж без благословения отца. Дмитрий прощается с женщинами, уходит.

Вошедший Коршунов просит Пелагею Егоровну оставить их с дочерью одних. Он излагает невесте преимущества выхода замуж за пожилого человеком. Когда девушка спросила о предыдущей жене фабриканта, тот со злостью вспоминает покойную. Затем Африкан снова принимает вид добродушного старика.

Вошедший Гордей хвастается тем, как он устроил угощенье гостя на заграничный манер. Егорушка сообщает, что пришёл Любим Карпыч. В зале собрались домочадцы и гости, когда появился брат хозяина и начал обвинять Коршунова в бесчестном поступке, напоминая про старый долг.

Разоблачённый Африкан отказывается от женитьбы на дочери Гордея Торцова. С этой минуты он желает, чтобы Гордей упрашивал московского богача стать зятем. В ответ на это униженный купец обещает отдать дочь за любого бедняка.

Сначала выбор пал на вернувшегося Митю. Молодой человек берёт Любовь Гордеевну за руку и подводит к родителю для благословения. Купец оторопел и хочет отказаться от сказанных слов, но все присутствующие уговаривают Гордея Торцова дать согласие на бракосочетание влюблённых.

Обратите внимание! Читателю комедии «Бедность не порок» краткое содержание не позволяет в полной мере прикоснуться к богатству русского языка.

Полезное видео: пьеса «Бедность не порок» за 17 минут

Критическая полемика

Свою точку зрения о пьесе высказывали критики и литературоведы:

  • Н.Г. Чернышевский,
  • П.Н. Кудрявцев,
  • А.В. Дружинин,
  • А.А. Григорьев.

Предметом полемики стало противопоставление в пьесе «Бедность — не порок» мнимого аристократизма и духовности низших сословий. Сторонники западничества упрекали писателя в косности и защите патриархальных общественных устоев. Симпатии драматурга к народной культуре отстаивали представители объективной критики.

Н.Г. Чернышевский считал комедию «Бедность не порок» Островского фальшивой и слабой. По мнению критика, только имя автора знаменитой пьесы «Свои люди – сочтёмся» обеспечивает благоприятные отзывы. Литературовед, которого раздражает приукрашивание характеров положительных персонажей, считает, что главные герои пьесы «Бедность не порок» не могут иметь прототипов в реальной жизни.

Рецензия на пьесу «Бедность не порок», в которой П.Н. Кудрявцевым даётся характеристика героев, обвиняет Островского в возвеличивании грязных сторон действительности в образе брата Гордея Торцова. В адрес драматурга выдвигались обвинения в приверженности к славянофильству. Критикам не нравилось превращение сцены в «балаган», когда представляется святочное гулянье купеческой семьи.

Выступая в защиту пьесы Островского, А.В. Дружинин отметает несправедливые упрёки Чернышевского в идеализации драматургом патриархальных устоев. Критик указывает на единственный недостаток пьесы «Бедность не порок» – надуманность сюжетной развязки. Неоспоримыми достоинствами являются поэтичность и красота языка произведения.

Комедии писателя, допущенные к постановке на императорских сценах, в том числе пьеса «Бедность не порок», сотворили народный театр. Сделав глубокий анализ сочинений драматурга, Аполлон Григорьев пишет, что ключом к пониманию творчества Островского является слово «народность».

Современники считали, что Островский с помощью пьесы «Бедность не порок» выпустил на театральные подмостки правду жизни, положив конец эпохе пейзажным представлениям романтического драматурга Кукольника.

Полезное видео: анализ пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок»

Вывод

К сожалению, русский язык крайне обеднел в современном мире и чрезмерно засорён иностранными словами, легко заменяемыми лексическими единицами родной речи.

Классическая литература отличается от бульварной писанины тем, что произведения великих авторов, написанные в прошлых столетиях, затрагивают проблемы, актуальные для современного мира. Достаточно вспомнить реплики главных героев пьесы «Бедность не порок», чтобы понять, как созвучны идеи Островского нынешнему времени.

Хотя в этой статье мы будем проводить анализ пьесы "Бедность не порок" Александра Островского , сначала рассмотрим историю создания этого выдающегося произведения. Это важно, ведь именно с пьес Островского началась история русского театра. Он создает целостность актерской игры в неординарных ситуациях. В 1869 году пьеса "Бедность не порок" впервые была поставлена в театре Садковского. Возможно, вас также заинтересует краткое содержание этого произведения.

Как известно, пьеса - это очень широкое понятие, и следует уточнить жанр пьесы "Бедность не порок". Это комедия со своей проблематикой и ярко выраженной главной темой. Проблемы, которые автор раскрывает перед читателями - это становление человеческой личности, разрешение конфликтов, нравственность эпохи и падение этих самых нравов. Критики-современники не восприняли пьесу, как серьезное произведение, а счастливый исход посчитали лишь преображением реальности, сокрытием настоящих изъянов человеческой души. К тому же Островский высмеял пороки людей, чем задел близких друзей, которые узнали в его героях себя.

Тематика и основные образы комедии

Безусловно, анализ пьесы "Бедность не порок" подразумевает точное определение главной темы. В пьесе Островский поднимает несколько злободневных тем, но несмотря на их глобальный характер и значимость, они все решаемы. Таково видение великого драматурга. В комедии есть любовная линия, рассматривается взаимосвязь богатства и бедности. А кто является основными образами комедии? Коротко обратим внимание на каждого из них:

  • Гордей Карпыч Торцов - богатый купец пожилого возраста. Человек с суровыми взглядами и тяжелым характером, от которого страдает все его окружение.
  • Пелагея Егоровна Торцова - пожилая жена Торцова. Его душа, искренне его любит и не смеет возражать его выходкам.
  • Любовь Гордеевна Торцова - их дочь, готовая к замужеству. Влюблена в Митю, который работает у ее отца. Их любовь взаимная, но Торцов против такого союза, а Люба не может отстоять свои чувства и покоряется воле отца.
  • Митя - влюбленный жених Любы. Терпит все издевательства ее отца.
  • Любим Карпыч Торцов - брат Торцова, его полная противоположность, добрый пьяница. Именно этот нищий умудряется уговорить своего строгого брата выдать замуж Любовь за Митю.
  • Африкан Савич Коршунов - богач, старик и приятель Торцова. Он намерен жениться на его молодой дочери, но их свадьба не состоялась.
  • Яша Гуслин - племянник купца Торцова, Яша поет песни под гитару, является другом Мити. Также он влюблен в молодую вдову Анну Ивановну, их чувства взаимны. Но Торцов против и этого союза, хотя им тоже удается получить его благословление.
  • Анна Ивановна - возлюбленная Яши
  • Гриша Разлюляев - друг юношей Мити и Яши, но влюбленный в Любу. Когда он узнает, что Митя станет мужем Любы, то искренне радуется за него. Отличный пример настоящей дружбы.

Анализ пьесы "Бедность не порок"

Среди такого изобилия героев, абсолютно разных, тяжело выделить главного. Им вполне может стать Гордей, ведь он решает все ситуации в его семье. Но и Любима нельзя оставить в стороне. Вступив в спор со строгим братом, он все равно добивается счастливого исхода и победы любви.

Все герои становятся нравственно чистыми, несмотря на те испытания, которые им пришлось пройти. Они умеют разграничивать добро и зло, любовь и ненависть. Кажется, что все ситуации уже заблаговременно закончатся положительно. Особенно, в момент спора, когда Торцов говорит о том, что выдаст дочь замуж за первого встречного. В комнату входит Митя. А может это судьба? Все-таки свадьба влюбленных молодых сердец состоялась.

Вы прочитали статью, в которой был представлен анализ пьесы "Бедность не порок" Александра Островского.