Как правильно просить благословения у батюшки. Благословение

Благословение имеет разные значения. Например, одно из значений - это приветствие. Здороваться с батюшкой за руку по церковным традициям может только равен ему по сану, все остальные диаконы при встрече получают от него благословение.Стоит от метить, что просить благословения у священника можно не только тогда, когда он одет в рясу, это можно сделать и когда он в гражданском одеянии на улице или дома. Конечно, если говорить об благословении как об обряде, то батюшка обязательно должен быть в рясе и проводится оно должно только в стенах храма. КАК ПРАВИЛЬНО ПРОСИТЬ БЛАГОСЛОВЕНИЯ У БАТЮШКИ? Многие люди сначала просят благословение, но потом говорят, что оно ничего не дает. Дело в том, что нужно знать «правила» как попросить благословения у батюшки. Ведь если просить благословение на работу, не имея ее или на женитьбу не имея жениха, то понятное дело, что вы не сможете ощутить таинство этого обряда. Также следует помнить, что нельзя приходить на благословение в момент причащения. Такой обряд можно совершать после Литургии. И так как же правильно просить благословения у батюшки: На примере работы, перед тем как получить благословение у батюшки, вы сначала должны найти работу, а потом прийти к нему и просить напутствие на то, чтобы у вас там все получалось. Священник обязательно должен дознаться не принесет ли она вред вашему здоровью, а если это касается женитьбы, то священник спросит не относится ли он к другой вере. После этого он одобрит это и скажет: «Бог благословит». КАК ПРОИСХОДИТ ОБРЯД? Благословение как обряд – это крестовое знамение, которое делают епископы и священники. Во время благословения священнослужитель делает это рукой. При этом он складывает пальцы так, чтобы они изображали ИС ХС. Это значит, что через священника нас благословляет сам Господь. Поэтому мы должны принимать благословление с благоговением. Нужно отметить, что в древние времена без благословения священника не совершались браки, люди не отправлялись в путешествие и т.д. Считалось, что без этого обряда жизнь человека подвергается сильной опасности и никакое дело не будет иметь успех. Ведь как известно молитва и благословение, это самый сильный способ защитить себя в любом месте и городе.Сегодня же чтобы получить благословение лично, не во время службы, нужно складывать руки крестом (правую ладонь кладут на левую, ладонями вверх). При этом нужно произнести такие слова: «Благословите батюшка». После его получения нужно обязательно поцеловать священнику руку. Это символизирует как будто мы сами целуем невидимую руку Христа. У КАКОГО СВЯЩЕННИКА БРАТЬ БЛАГОСЛОВЕНИЕ? Иногда бывает так, что, придя в церковь и видят несколько священников вместе, человек теряется к кому из батюшек обратится. В первую очередь обратите внимание на их чин. Кто выше по чину у того и берется благословение. Если рядом будет стоять иеромонах и архиерей, то обращаться нужно к архиеерею. У еромонаха такой полноты нету. Так как епископская благодать приравнивается к апостольской. Также если рядом будут стоять иерей и протоиерей, то обращаться нужно к протоиерею. А если игумен и иеромонах, то рекомендуется обратиться с просьбой о благословении к игумену. МОЖНО ЛИ ЧИТАТЬ АКАФИСТ БЕЗ БЛАГОСЛОВЕНИЯ СВЯЩЕННИКА? Очень многих прихожан интересует вопрос о том, обязательно ли брать благословение на чтение акафиста. На самом деле все зависит от частоты чтения. Если человек его просто иногда захочет прочитать, то благословение не является обязательным. А если это чтение будет происходить регулярно, то следует обязательно обратится к священнику и получить на это благословение.

Зачем берут у священника благоговение и целуют у него руку?

Когда верующий человек подходит к священнику взять благословение, то Господь в первую очередь благословляет священника, а священник уже благословляет дитя Божие. То есть священник является проводником благодати Божией. Поэтому целуют, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника.

Как правильно брать благословение? Взяла у батюшки благословение устроиться на работу, а ничего не получается. Я запуталась в этих благословениях... На какое расстояние действует благословение?

Как правильно брать благословение? Когда мы устраиваемся на работу, прежде надо ее найти. Или если хотим выйти замуж, нашли жениха, пришли к священнику и говорим: "Батюшка, я хочу выйти замуж". Или: "Я хочу устроиться на работу. Благословите?"

Священник должен дознаться, не будет ли эта работа во вред. Может, человек будет аборты делать или в парикмахерской женщин для блуда готовить? Много есть богопротивных работ. А у желающей выйти замуж надо узнать, что за жених, не безбожник ли, или иной веры. Если священник поймет, что работа хорошая, жених добропорядочный, он одобрит выбор, скажет: "Бог благословит".

А если нет жениха, нет работы, а просят: "Батюшка, благословите устроить свою жизнь", - это пустые слова, определенного ничего в них нет.

Далеко ли простирается благословение? Когда человек садится за руль и едет в какой-то город, он осеняет дорогу со словами: "Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". На какое расстояние это благословение имеет силу? Если я еду из Иванова в Москву и благословляю дорогу, то это благословение действует до конца моего пути, т.е. до Москвы. Но, конечно, во время пути надо читать молитву Иисусову, а если есть верующие пассажиры, пусть читают каноны, акафисты, "Богородице Дево, радуйся". Даже если что-то случится в дороге, главное - быть в молитве, ведь Господь сказал: "В чем застану, в том и буду судить".

Кто благословляет на путь старчества, духовничества или становление происходит естественным путем?

Благословляет Сам Господь. Много есть монахов, которые исповедуют, но у них нет таких дарований. Нет прилежания так исповедовать людей, принимать, наставлять, даже если они хорошо знают святых отцов. Знать могут много, а отдачи нет.

Как правильно относиться к данному старцем благословению? Обязательно ли выполнять его при изменении обстоятельств или надо сказать, чтобы он благословение снял?

Если священник за грехи дал епитимью, то благословение надо выполнить. Допустим, делать ежедневно целый месяц пятьдесят поклонов. И исполнить благословение надо в точности: не пятьдесят один и не сорок девять, а ровно пятьдесят поклонов. А потом прийти к батюшке и сказать: "Вы мне давали епитимью. Я ее исполнила".

Так же и тогда, когда священник дал на что-то благословение. Например:

Батюшка, благословите, я хочу поменять квартиру.

Батюшка говорит:

Бог благословит.

И вдруг что-то не получилось. Надо тогда прийти и известить его об этом или сказать:

Батюшка, я передумала менять квартиру. Снимите Божие благословение с меня.

Вот так должно быть. Благословением надо дорожить. Знаете, некоторые так привыкают к благословению, что держат его за какое-то простое дело. Подходят к священнику, а в голове совсем другое: не благословение взять, а просто так, для приличия:

Батюшка, благослови... Слушай, Иван, ты там машину с углем разгрузи! Батюшка, благослови, благослови меня...

А батюшка ждет, когда человек перестроится, сообразит, что к чему. Конечно, так себя вести нельзя. Когда мы подходим к священнику брать благословение, то должны настроить себя так: "Сейчас Господь через священника видимым образом будет меня благословлять". В это время Господь посылает Свои милость и благодать и будет нас хранить.

Взяли мы благословение у священника, у епископа, целуем руку не священнику, а прикладываемся к руке Самого Господа. Через руку священника Господь послал нам Свое благословение. А если мы привыкли брать благословение для приличия, а в голове в это время всякие продажи, машины, тряпки, деньги, хозяйственные дела, то с таким настроем мы благодати не получим. С таким настроем брать благословение не разрешается.

Рядом стоят два священника, один чином выше. У кого брать благословение?

Если Вы хотите взять благословение и видите, что священников несколько, следует сначала брать благословение у того священника, кто чином выше. Если рядом стоят иеромонах и архиерей, то благословение берется только у архиерея. Архиерею дается большая полнота благодати, у иеромонаха этой полноты нет. Епископская благодать приравнивается к апостольской, он имеет право совершать все таинства, а иеромонах все, кроме рукоположения. Если рядом стоят иерей и протоиерей, то благословение следует сначала брать у протоиерея. Если иеромонах и игумен, то сначала у игумена.

Если встречаешь священника на улице, нужно ли просить у него благословение? И что делать, если этот человек вам незнаком, да и непонятно, священник ли он?

Всем затрудняющимся в данном вопросе разъяснения дает протоиерей Иоанн Гориа, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», Одесса.

Взять благословение никогда не бывает лишним. Если встречаешь священника, которого знаешь, то есть смысл подойти к нему и сказать: «Батюшка, благословите!» К тому же этой встречей можно воспользоваться, чтобы решить духовный вопрос, который вчера-позавчера не решил. Можно батюшку спросить, коль такая возможность случилась – но не задерживая его на целый час, а за несколько минут. А если мы встречного не знаем, но по его образу догадываемся, что он священник, то можно, проходя мимо, просто преклонить главу из уважения к его сану.

«Бывает, что прихожанин видит священника в мирской одежде и перебегает на другую сторону улицы»

До революции священники ходили по улицам в подрясниках и с крестами, и все знали, что это идет священнослужитель. Можно было взять у него благословение, познакомиться со священником с другого прихода и т. д. Сегодня, если нужно идти по личным делам, священники, как правило, надевают штатское. Не будешь же по магазинам и по базарам ходить в рясе, вызывая интерес у людей, что батюшка покупает!

Бывает, что прихожанин видит священника в мирской одежде и перебегает на другую сторону улицы. Он, с одной стороны, хочет взять благословение, с другой - не знает, как себя повести.

Это на самом деле счастье – увидеть священника на дороге! Своего рода милость Божья. В советское время священника обычно на улице можно было увидеть, только когда он ехал покойника отпевать. Сложился стереотип, что если батюшка куда-то идет, то это очень страшно и неприятно. В представлении многих людей на священнике есть некое клеймо, и его избегают. От этого стереотипа нужно избавляться.

Так что, если видите знакомого священника, смело говорите «Батюшка, благословите!» - а перед незнакомым можно просто преклонить голову. Вот и все правило.

«Нужно определить, кто из священников старший»

Часто миряне не знают, как им поступать, когда присутствует много священников. Если их трое-четверо, то есть смысл взять благословение у всех. А если священников десять-пятнадцать, то нужно определить, кто старший, и взять благословение у него, а остальным просто поклониться и поздороваться с ними. Взять благословение только у своего знакомого молодого священника, а у остальных не брать – будет неправильно.

Например, если среди священнослужителей с крестами один с панагией – это епископ, и благословение следует брать у него. Если не можете выделить старшего, нужно сказать: «Добрый день, батюшки, благословите!». А старший священник ответит: «Бог благословит!».

Так что если видите знакомого священника, смело говорите «Батюшка, благословите!», а перед незнакомым можно просто преклонить голову. Вот и все правило.

Записала Марина Богданова

Скажите, пожалуйста, что означает благословение священника?

Правда ли, что если я взяла благословение у одного батюшки, то через 15 минут после этого, встретив другого священника, я не должна брать у него благословение, потому как это уже бессмыслица получается? Как поступить, если, войдя в комнату, я увижу нескольких священников - у кого из них первого надо взять благословение? Или брать благословение у всех?

Подобные вопросы часто смущают новоначальных христиан.

Ответить на них мы попросили клирика храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" г. Клина, протоиерея Алексия Тюкова.

Принимая благословение от епископа или священника, человек тем самым свидетельствует о своей православной вере, о своей церковности, исповедуя десятый член "Символа веры": "Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Человек, принимающий благословение от священнослужителя, по своей вере принимает его от Самого Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа. Целуя руку епископа или священника, благословившего его, он воздает не только почитание лицу, носящему священный сан, но его поцелуй относится, в первую очередь, к Самому Господу нашему Иисусу Христу, Чьим Именем нас благословил священник.

В наших межличностных отношениях мы ежедневно приветствуем друг друга, желая встретившемуся нам человеку здравия, доброго дня, радости, мира. И эти словесные благопожелания часто сопряжены с какими-то телесными действиями, которые мы привычно совершаем: пожимаем друг другу руки, при встрече можем обменяться братским поцелуем, заключить встретившегося человека в дружеские объятия. В лоне Церкви Христовой существуют также такие телесные действия, которые выражают наше внутреннее духовное состояние, наше благоговение, наше пожелание, наш духовный поиск, к этому относится и древняя традиция принятия от лица, облеченного священным саном, благословения. Когда мы встречаем в храме, на улице или в другой обстановке священника или епископа, мы принимаем от него благословение и этим действием мы не только хотим получить какой-то молитвенный покров, поддержку, благословение на какое-то свое дело, на дальнейший день, но тем самым и приветствуем встретившегося нам священнослужителя, здороваемся с ним. Если мы уже приняли такое благословение от одного священнослужителя, а вскоре встретили другого, то, конечно же, внутреннее ощущение подсказывает воцерковленному человеку, что и к этой встрече нужно должным образом отнестись, приняв и у этого священника благословение. Мы же не будем объяснять встреченному священнику или епископу, что пятнадцать минут назад уже брали благословение, поэтому Вы уж извините, я у Вас благословение брать не буду. Не стоит смущать человека и давать ему повод думать о вас, как о человеке недостаточно церковном и мало стремящемся к духовной жизни.

Бывают жизненные ситуации, когда невозможно взять благословение у всех встретившихся нам на тот момент священников, к примеру, если мы находимся в автобусе, где сидят священнослужители, или в салоне самолета. Естественно, мы не можем проходить по всему салону, поднимая каждого священнослужителя и испрашивая у него благословение. В этом случае мы возьмем благословение у ближайшего находящегося к нам священника, а другим священникам, слегка поклонившись, явим тем самым свое уважительное отношение. Так же мы будем поступать и если находимся в какой-то аудитории, на конференции, собрании, где можем встретить множество священнослужителей. В этом случае возьмем благословение у ближайшего или у знакомого нам священника, если можем к нему подойти, никого не побеспокоив, а другим священникам или епископам, которые находятся в обозримом для нас пространстве, уважительно поклонимся. И это будет церковным поведением и не вызовет какого-то негативного отношения к нам.

Что значит - взять благословение у батюшки на какое-то дело? Теоретически, задумав нечто хорошее, человек просит священника, чтобы тот призвал Божию благодать на совершение задуманного. Фактически Сам Господь при благословении снисходит к человеку в самое сердце, исправляя его к лучшему.

На практике этот обычай порой претерпевает различные мутации. Кто-то склонен воспринимать благословение как волшебство: получил - всё сбылось, не получил - прахом пошло. Как по щучьему веленью. Только вот за щукой нужно погоняться, а попа всяко проще поймать.

Батюшка, благослови дачу продать!

А? Что? Бог благословит! - пронесся пастырь, шурша рясой.

А большего и не нужно было. «Сработает» благословение, купят дачу, значит, этот батюшка сильный, можно к нему с нужными делами еще подходить. Ну, а ежели не «сработает», знать, не имеет ни силы, ни должного дерзновения перед Богом. Впрочем, это еще не значит, что батюшка бесполезен. Его же можно использовать для тех случаев, когда положительный исход не планируется.

«Как это?» - спросите вы. А вот как:

Благословите, батюшка, со свекровью помириться!

А на самом деле свекровь та даром не сдалась ни злая, ни добрая. Мира не случилось за отсутствием человеческих усилий. Зато совесть не мучает. Не послушал Бог попа - вины моей нет. Молился бы тот лучше да бороду длиннее отпустил, тут и результат совсем другой был бы.

А священники все разные. Кто раздаёт благословения направо и налево, не дослушав, а кто может всю душу вынуть, пытая, что да почему. Да еще возьмет и не благословит. А что? Случается и не такое. Вот и приходится присматриваться да выяснять, к кому, как и когда лучше подходить.

Вот сестра попросила присмотреть за детьми сутки, пока ей нужно за мужем после операции поухаживать. Неохота, ох, как неохота. А откажешь - будешь плохая. Стало быть, подожди, сестра, я должна сначала взять благословение на это. А подойдет на этот случай вовсе не любой священник, а непременно монах. Лучше всего игумен или архимандрит. Со славой. Чтоб первые полдня не дозвониться до него, а другие полдня чтоб он молился и думал над ответом, ну а там уже сестра сама найдет своим отпрыскам другую сиделку.

А бывает так:

Дорогой ты наш церковный благотворитель и владелец пароходов! У нас диакон такие песни духовные сочиняет - заслушаешься! Ему бы их записать, а гитары приличной нет. Помоги, а? Тебе же не трудно.

А благотворитель и отвечает:

Надобно спросить духовного отца. Если благословит, так и быть, куплю твоему диакону гитару.

Но духовный отец не благословил. Прошло несколько лет, диакон накопил денег и сам купил себе шестиструнную лиру. Только вот голос подрастерял к тому времени, так и не записав своих сочинений.

А вот скажите, батюшка, как мне быть: внучка просится прописаться и пожить на время обучения в институте. Девица неверующая, конечно. С характером. Благословите или нет?

В смысле, вы хотите сказать, - изумляюсь я, - что если не благословлю, то вы с чистым сердцем откажете внучке?

Женщина мнется, уловив мое недовольство.

Почему же вы считаете, что у меня есть моральное право решать, как вам поступить с внучкой?

Право решать, как поступить, кое-кто передает священнику - чтобы снять с себя ответственность

А моральное право человек дал священнику, чтобы снять с себя ответственность. Пятьдесят на пятьдесят - вероятность получить предпочтительный ответ. И не придется утруждать себя беготней к паспортистам. И рот лишний не кормить. А можно и сманипулировать попом, подведя под нужный ответ.

Батюшка, а вот меня попросили за женщину одну молиться, а я сомневаюсь, молиться или нет. Как вы благословите?

«О, горе мне!» - думаю я, а вслух вопрошаю:

А что на это говорит апостол Павел?

Благо, прихожанка читает Священное Писание и понимает, что я имею в виду.

Он говорит: молитесь друг за друга, - отвечает она.

А были ли там какие-нибудь поправки: дескать, но вот за такую-то женщину не молитесь?

Нет, батюшка.

А что ж вы тогда решили на мое мнение положиться? Вдруг я с ума сойду и запрещу вам молиться, пойдя наперекор апостолу? Кого послушаете из нас двоих?

И женщина удаляется, пока еще не научившись жить по Евангелию без человеческих подсказок или указаний старцев.

Благословите, батюшка, я повез в детский дом ящик свежих яблок!

Бог благословит!

Благословите меня, я решил помириться с женой и сохранить семью!

Благословен Господь!

Благословите на предстоящий день!

Бог в помощь!

И входит Бог в чье-то сердце, из сердца другого Он и не уходил никуда, а в иное сердце и рад войти, но там уже бывает занято давно, хоть и висит красивая табличка: «Милости просим!»