Как бороться с бесами православие. Признаки бесноватого человека

Итальянский исследователь Лучиано Бокконе провел ряд экспериментов, которые показали, что пространство вокруг нас заполнено невидимыми для человеческого глаза, но реальными существами. Бекконе назвал их «криттеры», то есть «твари».

В пустынной местности в районе Аренцано, на высоком холме, Бокконе создал свою исследовательскую базу. Он оснастил ее современной аппаратурой регистрации электромагнитных и гравитационных полей, самого разного рода излучений. Как только приборы отмечали необычайное отклонение в параметрах, автоматически включались фотокамеры и кинокамеры. Они фиксировали объективно все.

За три года таких наблюдений Бокконе пришел к выводу, что в околоземном пространстве существуют энергетические формы жизни. Как иначе можно объяснить, что на пленке появлялись самые невероятные существа - огромные амебы, висящие в воздухе, загадочные крылатые создания, получившие название «грифозавры», или «неоптеродактли»?.. Порой это были светящиеся квазичеловеческие существа, порой просто расплывающиеся аморфные массы. Бокконе выдвинул предположение, что энергетическая жизнь - более древняя.

Бокконе также пришел к выводу, что эти «твари» не просто живые, но и высокоразумные существа, которые сегодня все чаще вмешиваются в нашу жизнь.

Из нижеследующего мы узнаем, в чем заключается это «вмешательство в нашу жизнь» и как с этим бороться.

1. «Прочитав Вашу книгу „Очищение организма“, решила почистить полевую форму жизни путем циркуляторного дыхания. Ох, что я натворила?! Куда я въехала?!

Сделала все, как вы учите в методике. Во время сеанса начала корежиться, изгибаться, рычать, а после сеанса мои руки потянуло вверх и они начали описывать надо мной фигуру. Через некоторое время я успокоилась и решила, что из меня вышел бес, обрадовалась, на душе стало спокойно, легко. После второго сеанса очищения снова руки выделывали странное.

Вечером решила поговорить с «духом», который двигал моими руками. Расслабила руки, сосредоточилась и стала спрашивать. Руки «разговаривали» со мной элементарными знаками, перечисляя тех, кто мог бы со мной контактировать, остановились на Боге.

(Видите, сначала двигал руками, а теперь и заговорил.)

Добрые люди направили меня в церковь поговорить со священником, и тот сразу открыл мне глаза, что это бес. Сначала не поверила, он же меня посылал на доброе дело - людей лечить бескорыстно, Вас превозносил - великий человек, но в то же время обещал богатство, счастье, нахваливал меня и детей моих.

(Это называется «прелесть» - заговорить зубы, чтобы вы слушались его, и незаметно привести вас к погибели.)

Вот на что меня толкнули.

Так соблазняет он каждого, к чему более склонно его сердце. И в тот день, когда Сыновья Человеческие становятся полностью рабами всей этой суетности и всех этих гнусностей, тогда он отнимает в виде платы за наслаждение у Сынов Человеческих все благости, которые Мать-Земля дала нам в таком изобилии. Он лишает их дыхания, крови, костей, плоти, внутренностей, глаз и ушей. Дыхание Сынов Человеческих становится коротким, прерывистым и болезненным, оно становится зловонным, как дыхание нечистых животных. Кровь Сынов Человеческих загустевает, распространяя такой тошнотворный смрад, как вода в болоте. Их кости деформируются, делаются ломкими, покрываются узлами снаружи и разлагаются внутри. Кожа их становится жирной и отечной. Их внутренности наполняются отвратительными нечистотами, образующими гниющие зловонные потоки, в которых гнездится бесчисленное множество поганых червей. И так в конце концов теряет Сын Человеческий жизнь из-за собственных ошибок…».)

Теперь в контакт (с бесом) не вхожу, он меня изводит, толкает на самоубийство, душу терзает. Одно спасение - церковь, хожу туда каждый день, читаю молитвы, причастилась пока один раз, но стало уже легче на душе, хотя тело находится во взвешенном состоянии. Кто вы такой?

(Обычный человек.)

Какие силы вами правят?

(Те же, что и всеми людьми.)

Если темные, то учтите, как бы плохо мне ни было, я не сдамся, буду бороться. Бог сильнее вас.

(Интересно! Все представлено так, что я тот бес, который поразил эту женщину.)

Он меня защитит, потому что я поверила в его силу и власть над всеми и над бесами, какими бы они лукавыми ни были. И если вы просто человек, то Бог вас простит. И я тоже».

(Бороться этой женщине надо голодом и молитвами. Вести нравственную жизнь, чтобы другие бесы не проникали в сознание человека через его желания, чувства и амбиции.)

Очищение мое идет вперед: уже 2 зимы голодаю по 7…12 дней, чуть не ежемесячно, это уже потребность. Видно, дошла до какой-то точки, что начала сбрасывать с себя тварей (а все мы облеплены ими и являемся энергетическим кормом - это точно).

Писала и о том, что падала в церкви и мучительно искала ответ - почему? Нашла, читала религиозные книги, купленные в церкви, исповедовалась, причащалась, соборовалась, много занималась благотворительностью (помогала сама и других привлекала, даже сверх сил это было порой).

(Это все указывает на одно - человек работает над своим характером.)

А главное - изменялась мучительно, трудно изменялась сама, думала много, и мне многое открылось. Молилась и молюсь непрестанно. Религиозные заповеди настолько просты и естественны, что вся жизнь меняется, когда осознаешь это. Оказывается, это очень просто, а жизнь идет совсем по-другому, когда это поймешь и сам изменишься.

(О чем я вам говорил!)

Было так: частыми голодовками и трудной работой, полным смирением и внутренним спокойствием я была подготовлена к чуду. А случилось следующее.

Были частые бронхиты, потом лежала в гриппе зимой (февраль) с высоченной температурой, на голоде и пила мочу (причем с этим гриппом лежала вся моя семья, кроме старшего сына). Это было через месяц после соборования. Мучилась ужасно 2 дня. На 3-й день решила подышать.

Затем были мучительные разряды через гортань. Будто огненной шпагой кто водил.

(Чем выше и мощнее энергетический центр, тем сильнее проявления его патологии или освобождения от нее.)

(Это лопнула энергетическая привязка.)

Долго раздавалось бульканье в горле (и сейчас есть, но меньше). Через некоторое время шары в груди покатились и стали подниматься к горлу с диким распиранием («Господи помилуй» - молча на работе), перетерпела. Это пропало, осталось некоторое распирание в гортани, терплю, изживаю. (Приложить осину, компресс из мочегона.)

Часто пощусь, особенно на 7-й день после этого выхода. Аж 5 дней проголодала, вспоминая «Евангелие», что бесы на 7-й день возвращаются в свой чистый и убранный дом.

Поняла, почему священники не благословляют на длительный голод: не каждый сможет эти страсти перенести, объяснить это себе очень трудно.

Чтобы не было видений, перед дыханием необходимо прочитать «Господи, благослови» или другую молитву необходимы. У меня все видения прекратились.

1. Не снимать креста никогда.

2. Молиться утром и вечером всегда.

3. Соблюдать заповеди.

4. Исповедаться, причащаться.

5. Помогать людям всегда.

6. Произносить Иисусову молитву во всех случаях.

7. Хранить внутри спокойствие.

8. Посещать святые места.

(Советую прислушаться к практическому опыту этой женщины и в случае надобности с пользой для себя и близких воспользоваться.)

Далее: поняла назначение женщины и матери - изменить судьбу детей, мужа, близких, своего города и страны. Очищаясь, молясь, изменяешь жизнь близких до неузнаваемости. Стучитесь, и вам откроют. Эту идею можно развивать до бесконечности.

Далее: большая часть болезней, от которых страдают люди, вызваны этими сущностями. Вот вам и сердце и давление. Я это перенесла, поэтому знаю. Сердце болело страшно, после выхода прошло все. Люди - трудитесь и не грешите.

Я выбросила на помойку все книги по магии, покаялась в этом».

Отрицательные качества характера: склонность унижать слабых, грубость, злость, высокомерие, ненависть.

Сексуальные извращения, похоть.

Эгоистическое желание нестандартно выделиться. В сочетании с чрезмерной впечатлительностью это может привести к другим отрицательным эмоциям и настроениям: тревоги, страха, безнадежности и зависти.

Занятия магией.

Симптомы, указывающие на вселение сущностей

Человек болеет, тает на глазах, никакие лекарства не помогают ему.

Возникает ощущение сильной слабости (это забор жизненной энергии),

· часто наблюдаются головные боли (канал-то в голове),

·тошнота до рвоты (энергия настолько сильно поглощается через канал в голове, что это образует обратный ток ее и выражается рвотой),

· комок в горле, в животе (это указание на то, где, к какому энергетическому центру сделана привязка-канал),

· иногда потеря сознания (полное «обесточивание» организма в результате большого забора энергии),

· озлобленность, агрессивность (один мальчик душил сестер).

Зачастую врачи не могут найти причину заболевания. С изгнанием сущностей, или «бесов», многие болезни исчезают сами или начинают излечиваться. Особенность состоит в том, что негативная энергетика может быть наложена на что угодно, даже на иконы. У меня была одна женщина, которая молилась иконе, купленной на рынке, а ей становилось плохо, потому что на икону был наложен образ ведьмы. (Чтобы куда-то потекла ваша энергия, надо создать с вашей стороны внимание к этому предмету. Акт моления - это внимание, сосредоточение на образе, через который можно поглощать энергию.)

При изгнании бесов она хрюкала, выла, лаяла по-собачьи… Вселения бесов могут быть, если человек не крещен, не защищен молитвой, не соблюдает Божьи заповеди, злится, завидует, сквернословит… то есть своими эмоциями, мыслями, поступками формирует определенное энергетическое поле. (Все настоящие святые потратили огромное количество времени для того, чтобы очиститься от эмоционального хлама, выровнять искаженные им структуры полевой формы жизни. Еще раз повторю, пока человек не изменится характером - он болен.)

Помогает освященная вода, ладан, молитвы, высоконравственный образ жизни.

Разверну это более подробно и доступно. Сама сущность человека имеет запах ладана. Это вы сами ощутите тогда, когда хорошенько очистите свой организм, возьмете от него же - урину и упарите.

И наконец, молитва. Молитва - это и внутреннее творение высоконравственного образа жизни и привлечение Светлых Сил для защиты.

Примеры изгнания бесов

Во время первого же сеанса квартира Анны наводнилась целыми полчищами невидимых злых духов, непрестанно хлопавших дверями; со стен срывались картины, сотрясались и рассыпались на мелкие осколки стаканы, тарелки, кувшины. В то время как двое крепких помощников экзорциста удерживали девушку в положении лежа, чья-то невидимая рука рвала на ней по швам кофточку и джинсы. Когда она осталась совсем обнаженной, на теле Анны стали появляться кровавые полосы, как будто кто-то стегал ее плетью. Демоническая сущность так глубоко овладела девушкой, что экзорцисту потребовался целый год, чтобы изгнать ее.

2. Известный теолог и экзорцист отец Кандид о рассказал о том, как он изгонял бесов из скромной монахини по имени Франческа. Эта монахиня однажды оторвалась от пола и стала парить в воздухе. Во время полета Франческа разговаривала с Богом и святыми. Но у настоятельницы монастыря не исчезали сомнения в том, какая сила в действительности управляет монахиней, и она вызвала отца Кандидо.

Иоанн Кронштадтский взял на себя крестный подвиг исповедника Христова. По его святым молитвам совершались чудеса, тысячи исцелений. Многие верующие прибегали к отцу Иоанну еще при жизни его в надежде получить исцеление от недугов. И почти всегда его молитва была услышана.

Святому Праведному Иоанну, Пресвитеру и Чудотворцу Кронштадтскому.

Молитва первая

О, великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый по-мощниче и милостивый предстателю!

Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал: «Имя Тебе Любовь - не отвергни меня, заблуждающагося. Имя Тебе Сила - укрепи меня, изнемогаю-щаго и падающаго. Имя Тебе Свет - просвети душу мою, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе Мир - умири мятущуюся душу мою. Имя Тебе Милость - не переставай миловать меня».

Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе, Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Тайн. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов видимых и невидимых избави. Светом лика твоего служителей и предстоятелей алтаря Христова на святые подвиги пастырскаго делания подвигни, младенцам воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари. Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благода-тию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани; расточенныя собери, прелыценныя обрати и совокупи Святей Соборной и Апостольской Церкви. Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых освободи, в нуждах и обстояниях сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави.

Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к невечернему свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечного блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков.

Молитва вторая

О, великий чудотворче и предивный угодниче Божий, Богоносне отче Иоанне! Призри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатаем и присным молитвенником за нас будеши се бо страстьми греховными обу-реваеми и злобою снедаеми, заповеди Божия пренебрегохом, покаяния сердечнаго и слез воздыхания не при-несохом, сего ради многим скорбем и печалем достойни явихомся.

Ты же, отче праведный, велие дерзновение ко Господу и сострадание к ближним своим имея, умоли Всещедраго Владыку мира, да пробавит милость Свою на нас и потерпит неправдам нашим, не погубит нас грех ради наших, но время на покаяние милостивно нам дарует.

О, святче Божий, помози нам веру Православную непорочно соблюсти и заповеди Божий благочестно сохранити, да не обладает нами всякое беззаконие, ниже посрамится Правда Божия в неправдах наших, но да сподобимся достигнути кончины христианския, безболезненныя, непостыдныя, мирныя и Тайн Божиих причастныя.

Еще молим тя, отче праведне, о еже Церкви нашей Святей до скончания века утвержденной быти, отечеству же нашему мир и пребывание испроси и от всех зол сохрани, да тако народи наша, Богом храними, в единомыслии веры и во всяком благочестии и чистоте, в лепоте духовнаго братства, трезвении и согласии свидетельствуют: яко с нами Бог! В Немже и движемся и есмы, и пребудем во веки.

Преподобному Серафиму, Саровскому Чудотворцу (15 января, 1 августа поминовение в церкви)

Святой Саровский чудотворец Серафим еще при жизни помогал всем советами и исцелениями в различных недугах. В молитве за страждущих и окончил он свой земной путь - братия нашла его почившим в келий, стоящим на коленях пред образом Божией Матери.

Преподобному Иринарху, Затворнику и Чудотворцу Ростовскому (26 января поминовение в церкви)

Преподобный Иринарх принимал участие в спасении своего отечества, не выходя из затвора, своей молитвой, советом и прозорливостью. Он также исцелял больных и бесноватых, заставляя их молиться и поститься или накладывая на них свои цепи. Преподобный Иринарх тихо скончался, стоя на молитве 13 января (ст. ст.) 1616 года на 96-м году жизни.

Святителю Тихону, Епископу Воронежскому, Задонскому Чудотворцу (26 августа поминовение в церкви)

От мощей новоявленного этого угодника Божия получали исцеление бесноватые.

Святителю Лаврентию, Затворнику Печерскому, Епископу Туровскому (11 февраля поминовение в церкви)

Лаврентий еще при жизни прославил себя даром исцеления беснующихся, исцеляя от тяготившей их душу нечистой силы.

Преподобный Макарий - наставник христианского училища в Александрии. Он написал «Слово об исходе души из тела и о посмертном состоянии человека». Ему молятся об исцелении от беснования.

Молитвы к указанным святым людям заинтересованные лица без труда найдут самостоятельно. Проявите свою инициативу, почитайте соответствующую литературу, ее предостаточно.

Предостережение против занятий магией и гаданиями

Дело в том, что человек недоступен для власти духов и существ до тех пор, пока он сам этого не пожелает или соответствующим поведением, мыслями не притянет их.

Если вас интересует, кто такой бес - христианство, славянские легенды и демонология ответят на все ваши вопросы. Узнайте, как выглядит и чего боится этот представитель нечистой силы, а также мнение священнослужителей о нем.

В статье:

Кто такой бес - христианство и демонология

Бес в христианстве происходит от падших ангелов или является одним из них. Черт, дьявол, злой дух, демон - это все синонимы этого слова, если речь идет о христианских источниках. Демонологи же считают чертей, бесов и демонов разными представителями демонической иерархии. Бес слабее демона, но сильнее и умнее черта. Изгнать или возможно, если узнать его имя, для беса же это не является обязательным условием.

Согласно Библии, стал жертвой гордыни. Он пожелал стать настолько же могущественным, как и Бог. Третья часть ангелов разделила взгляды Люцифера. За грех гордыни и зависти Люцифер и его последователи среди ангелов были низвергнуты с небес. Они и стали теми, кого мы знаем под определениями демоны, бесы и черти . Нечистая сила имеет такое же происхождение, что и ангелы, однако она добровольно сделала выбор в сторону зла. Покаяние также невозможно для бесов и демонов, как покаяние для умершего человека.

По христианской концепции, бесы ненавидят все Божьи творения, поскольку считают, что могли бы справиться с созданием мира гораздо лучше, чем Бог. Человек тоже относится к Божьим созданиям, и его нечистая сила ненавидит даже более остальных его творений. Соответственно, бес в православии всегда пытается обмануть, навредить, получить некую выгоду от человека. Во времена инквизиции его считали виновником эпидемий и плохого урожая.

Гадание, магия и оккультизм считаются греховными занятиями именно потому, что они были созданы бесами. Тайны колдовства первым магам нашего мира открывали именно представители нечистой силы. Доверять бесам и пытаться пользоваться их знаниями и подсказками крайне опасно - они способны на обман, и в сотрудничестве с человеком ищут выгоду в первую очередь для себя. Какова выгода беса? Это введение в грех чистой души человека, направление его против Божьей воли и, по сути, пополнение им армии нечистой силы в итоге или получение еще одной души грешника в аду.

Известно, что нечистая сила может вселяться в человека. Практически каждый знает о таком явлении, как , или беснование . Существуют надежные признаки вселения беса в человека, по которым можно определить суть проблемы, а также обряды его изгнания. Проблемой одержимости в православии занимают священнослужители.

Одержимость - зрелище не для слабонервных. Люди, тело которых находится во власти дьявола, богохульствуют, корчатся в судорогах или, напротив, страдают от временного паралича. Их голоса меняются до неузнаваемости, как и поведение. В этом случае бесы преследуют определенные цели, которые возможно узнать только если войти с ними в контакт. Как правило, они заключаются в попытках изменить созданный Богом мир на свой лад и склонении как можно большего количества Божьих творений ко тьме.

Каждый человек в какой-то степени одержим бесом. Однако ритуалы экзорцизма требуются только в самых тяжелых случаях. В остальных же поможет только смирение, сила воли и вера в Господа, а также молитва и пост. Бесы приходят только туда, где подготовлено все для этих «гостей». Они любят грешников, развратных людей, которые употребляют табак и алкоголь, а также не соблюдают пост и не ходят в церковь.

Известно, что бесы и демоны отлично знают Святое Писание. Принято считать, что им известно и будущее, однако лукавый всегда стремится обмануть человека, поэтому верить его пророчествам опасно. Бесы способны к телепатии и чтению мыслей – им известны все ваши секреты, о которых они охотно рассказывают во время сеансов экзорцизма. Существует множество разновидностей - блудный, полуденница, удача и другие.

Обманывая и соблазняя людей, нечистая сила может принимать совершенно разный облик. Это не только люди - знакомые и нет. Нечисть может явиться даже в облике ангела, которым он когда-то являлся. Кроме этого, лукавый может принять облик Божьей Матери, Иисуса Христа и даже креста. То есть, бес с легкостью принимает вид того, чего боится как огня. Истинный же внешний вид этого представителя нечистой силы - человекоподобный, но с пятачком вместо носа, копытами, рогами и хвостом. Внешне бес очень похож на черта, но крупнее.

Как и большинство представителей мира духов, он может быть бесплотным, проходя через закрытые двери и скрываясь от взглядов. Особенно чувствительные люди нередко ощущают присутствие нечистой силы рядом.

Существуют ли бесы - верить ли в существование сил тьмы

Многие люди сомневаются - существуют ли бесы, или это всего лишь выдумка оккультистов и церковнослужителей, нужная для запугивания людей в корыстных целях. Известные реальные случаи одержимости могут заставить прекратить сомневаться в существовании нечистой силы даже самого закоренелого атеиста.

Существует немало свидетельств явления нечистой силы. Интересно, что существует гипотеза о том, что галлюцинации, которые видят алкоголики и наркоманы - это следствие увеличения способности человека видеть нижние миры. Именно в них обитает нечистая сила. Курильщики, алкоголики, несоблюдающие пост и развратники - люди, возле которых всегда находятся бесы.

Священнослужители уверены, что неверие в Бога и существование темных сил - основная причина получения невиданной мощи последней. Невозможно опасаться того, во что даже не веришь. Демоны и бесы открыто пользуются неверием и материализмом людей. Среди того, что нужно знать о бесах - они не способны противостоять Богу, однако человек слаб и подвержен влиянию сил тьмы.

Чего боятся бесы и как прогнать их прочь

Кадр из фильма «Вий», 1967

Лучшая защита от бесов - это молитва. Они боятся священных слов и сразу же бросаются наутек, как только слышат молитвы. Подходят абсолютно любые тексты, например, «Отче наш » или молитва ангелу-хранителю. Можно молиться своими словами – главное здесь не текст, а его смысл, а также сила веры молящегося.

Если говорить о том, чего боятся бесы, то следует знать, что они не могут зайти в освященное помещение, где совершаются богоугодные деяния. Если вы верующий человек, который уделяет достаточно внимания духовной стороне жизни, вряд ли вам придется пострадать от происков злых сил. Демоны и бесы живут там, где есть для них место. Они любят грешников, а их в наше сложное время не так уж и мало. Некрещеные находятся в особой зоне риска, им следует как можно быстрее окреститься.

Борьба с бесами будет сложной, если вы не носите нательный крест. Это - ваш личный амулет против злых сил, никогда не снимайте его. Нательные иконки и ладанки также подходят в качестве оберега для православного человека, которого одолевает нечистая сила.

Как бороться с бесами, если вы не можете назвать себя праведником и не планируете отрекаться от магии и колдовства? Существуют мощные колдовские обряды , которые защищают от нечистой силы не хуже христианской символики. Для одного из них потребуется новый навесной замок. Его полагается окурить дымом полыни - антидемонического растения, которого боится все нечистая сила. Можно окропить замок святой водой, если это допустимо для вас. Колдуны, если их цель - защита от бесов, часто заменяют святую воду на дым полыни.

Встаньте на пороге дома, держа в руках замок и ключ от него, спиной к самому дому, лицом на выход из него. Поверните ключ в замке, открывая его, и скажите заговор от бесов:

Закрываю я, раб Божий (имя), свой дом с востока до запада, с севера до юга на семьдесят семь замков железных, на семьдесят семь замков золотых и на семьдесят семь замков серебряных. Закрываю я, раб Божий (имя), свой дом и его домочадцев (имена) от всех болезней телесных и душевных, от всех козней чертей и бесят, которые зло мне сделать хотят, но теперь не могут. Спаси и сохрани мой дом, Господи. Слова мои за губы, язык мой на замок, во веки веков. Аминь.

Теперь повесьте замок на дверную ручку или любую другую выступающую конструкцию, но только возле входной двери. Заприте замок на ключ. Ключ должен быть спрятан надежно, лучше носить его с собой. Когда замок проржавеет, следует поставить новую защиту - ржавчина является признаком истощения защитного барьера или воздействия на него злых сил.

Святые отцы о бесах - что должен знать каждый человек

Архиепископ Антоний

Святыми отцами церкви принято называть живших в разные времена выдающихся церковных деятелей, которые оставили великий след в развитии православия. Они имеют репутацию людей, который коснулся Святой Дух. Считается, что при жизни им были известны многие тайны, и среди православного общества принято искать истину в записях и цитатах святых отцов.

Святые отцы о бесах говорили немало, тема нечистой силы и ее влияния на людей занимала великие умы на протяжении многих столетий. Цитаты святых отцов о бесах затрагивают множество аспектов, связанных с этим вопросом. Так, например, Архиепископ Антоний указывал на важность Божественной благодати, без которой борьба с бесами невозможна:

Хитрость дьявола превосходит своей изощренностью ум человеческий, и потому невозможно и бесполезно человеку своими силами, бороться с дьяволом, действующим в сердце через страсти. Невозможно, доколе не получит человек от Бога власть и силу наступать на силу вражью. Но для этого нужно пройти всесторонний искус, стяжать опыт борьбы и победы над дьяволом через искушения, попускаемые благодатью Божьей.

Святитель Игнатий Брянчанинов описывал способы, с помощью которых бес может погубить человека:

Например, кто любит выпить, того бесы понуждают пить больше и больше, пытаются довести до запоя, драк, убийства и самоубийства и этим погубить навеки. Иного бесы приучают к воровству, иного очень тонко приводят к высокоумию, тщеславию, гордости, и, наконец, к духовной прелести и так стараются погубить. И многими другими путями ищут вечной погибели человеку.

Игумен Никон же многократно описывал власть, которую получают бесы после смерти грешного человека.

Он далее продолжал о борьбе своей с бесами, начав речь свою так: «Господь и то открыл мне, что у вашего Боголюбия, когда вы читывали святых жития в Минеях Четиих, рождалась нередко мысль, как бы хорошо побороться с бесами, как славна победа над ними и что как вы и сами с ними храбро поборолись бы, когда бы и у вас дело дошло до того. Оно все это точно хорошо, когда Господь подаст помощь в том и не только не допустит погибнуть, но и победу изволит над ними дарствовать человеку Своему. А все-таки надобно крайне беречись, чтобы не вызываться самому на эту крайне опасную и отчаянную борьбу, потому что тут уже средины нет – или победа, или смерть – и при самомалейшей на себя самого надеянности и самые великие чудотворцы погибали. И потому, всячески смиряя себя, надобно человеку, елико возможно, избегать этой борьбы, не обольщая себя высотою наград за нее, победою увенчанною, предоставляемых Господом победившему. Ибо если сами выходить будем на эту битву без особенного Божиего звания, то и конец не известен, чем Господь благоволит нам покончить оную. Я сам, убогий Серафим, на себе самом испытал эту борьбу с бесами и погиб бы совершенно, если бы Господь и Божия Матерь не помогли бы мне в том и не защитили бы меня от силы их. А сила их так велика, что и малейший из них ногтем своим может всю нашу землю в одно мгновенье, как мячик, повернуть и повернул бы, если бы в том не препятствовала им Всемогущая десница Божия , даже до того смирившая их за гордость и превозношение над Вседержительным Его Всемогуществом, что даже, как видим из примера Архангела Рафаила – по книге Библейской святого Товии, – и желчь рыбья может его отгонять от людей».

Я вспросил батюшку отца Серафима: «А разве есть у бесов ногти?» Он отвечал мне: «Как же, ваше Боголюбие, полный курс наук в университете кончили, а вспрашиваете, есть ли ногти у беса? Разве сами не знаете, что бес хотя и падший, но все-таки ангел, то есть дух, а дух плоти и кости не имать, как сказал Сам Господь, хотя и бес может иногда преобразоваться и в ангела светла, будучи ангелом тьмы. Но Святая Церковь, не могши никак чувственно представить для простых людей и Духом Святым не у премудренных все внутреннее и наружное безобразие духовное падших ангелов, принуждена представлять их в елико возможно большем для глаз наших чувственных доступном безобразии и потому поневоле их изображает с когтьми, хвостом и всеми другими безобразиями, как, например, рогами, синим или черным цветом кожи, толстыми, обрюзглыми губами и высунувшимися клыками вместо зубов, и отвисшим языком, – в самом же деле этого нет у них, и они сохранили все первозданное свое ангельское естество. Но, лишившись благодати Духа Святого, сделались столько скаредными, что и это их изображение, какое им теперь Церковь придает, все-таки сноснее того, как они сами по безблагодатности и злости своей суть на самом деле гнусны поистине».

«Как же вы это знаете?» – вспросил я его. «Как же не знать, ваше Боголюбие, когда я с ними очевидно боролся. Они так гнусны, что человек, не освященный и не исполненный вполне Духом Святым, не может и видеть их очевидно, ибо может умереть от ужаса, равно как подобному непросвященному же благодатию Духа Святого человеку невозможно видеть и ангела святого, ибо от одной радости от лицезрения сего, объять его долженствующего, умрет, пожалуй, он в одно мгновение. Но я благодатию и помощию Царицы Небесной остался невредим, и случилось это вот как со мною. Еще задолго до избрания Фотия в архимандриты Новгородского Юрьевского монастыря Святейший Правительствующий Синод указом предписал Саровской пустыни выслать ему для замещения настоятельского места над сею обителию такого человека, который бы по благодати был подобен иеромонаху Назарию, игумену Валаамской пустыни, взятому тоже из Саровской пустыни и исправившему там образ жизни монашествующих, до такого благочиния и благочестия, что слава о его собственной святыне, и благоустройстве обители, и благочестии ученик его достигла до Санкт-Петербурга, по каковому поводу и для Юрьевского монастыря Святейший Правительствующий Синод желал получить из Саровской пустыни другого, подобного Назарию, старца. Так строитель и все братии старшие нашего монастыря и пришли ко мне в дальнюю мою пустыньку, где в оной я находился тогда, и объявили, что они меня избирают на это место. Когда же после многих отговорок моих и представлении им, что я в грамоте малосилен и с трудом подписываю имя мое и что я решился на достижение полного пустынного жития и милости Божией, ожидаемой от оного, они все-таки приставали ко мне с уговорами и наконец предложили мне по примеру апостольскому решить дело это жребием, и пять крат выпадало все убогому Серафиму быть архимандритом Юрьевского монастыря, то я горько заплакал, припал к ногам отца строителя и, обвив их моими руками, стал умолять, чтоб помиловали меня и оставили в пустынножительстве. А приползши на коленях к ногам иеромонаха Авраамия, сказал ему: "Сотвори, брате, любовь – замени меня и иди на это звание, а мне дай жить и умереть в пустыни, как я решился ради Господа Бога, и хочу того невозвратно".

Тогда строитель и братия решились меня оставить в покое, а его послать в Санкт-Петербург. И после того месяца с два или три я был совершенно покоен. Но потом стали ко мне приходить многие из великих отцов Саровской пустыни, и не простые монахи, а старцы, явственною благодатию почтенные от Господа, и стали говорить мне, что я дурно сделал, отказавшись от пятикратного по жребию избрания на архимандритство, что я противник Божий и не могу ничего доброго приобрести для себя от пустынножительства после такого ослушания явному указанию воли Божией – быть мне архимандритом в Юрьеве, что я здесь погибну, заблудясь от пути спасения, а там бы был многим тысячам людей вместо святильника и привел бы в несметном счете их во спасение. И это продолжалось до полугода. И я был в таком обуревании – душевном волнении и смятении, не знал, что мне делать, и только ко Господу вопиял, что Он Сам знает незлобие сердца моего и что не хотение ослушаться воли Его Святой заставило меня отказаться от архимандритства, а подражание преподобному Сергию Радонежскому, который и от митрополитства Московского отказался, чтобы не лишиться плодов, начинавшихся в нем, – блаженного и богоблагодатного пустынножительства. Но слава Богу, отцы и братия оставили меня в покое, и я опять месяца два или три отдохнул. Потом напали на меня помыслы, что я действительно противник Божий и погибну в пустыни, то уже тяготы этой борьбы, ваше Боголюбие, я вам никакими словами выразить не могу, а только чтоб показать вам, как это тяжко и неудобовыносимо, то скажу, что я должен был часто ощупывать у себя на голове, тут ли лоб мой, тут ли затылок, чтобы увериться, что я еще не изуродован силою внутренних в крови моей треволнений и приливов крови к темени моему. Но и в этом мысль моя укрепилась, что Господь Сам свидетель чистоты намерений моих, и я успокоился – но уже ненадолго. Когда же твердо решился остаться в пустыни до того конца, когда удостоит меня Господь, от силы в силу восходя, достигнуть меры возраста исполнения Христова, то бесы явно уже стали говорить и нападать на меня, требовали, чтобы я покорился и поклонился им, и что если я послушаю их, то не только архимандритом, но и архиереем меня сделают и до митрополитства доведут; а в противном случае по-свойски со мною разделаются. Вот если вы помните Феофила, то Феофил пал, а убогий Серафим 1001 день и 1001 ночь благодатию Божиею стоял и устоял так, что они никакою силою не могли понудить меня к богоотступничеству. Но и тут если бы не Царица Небесная особенным Своим заступлением спасала и спасла меня, то они, как зерно пшеницы, растерли бы меня в прах на камне, на который бросались (на меня) с высоты верхушек лесных, а в келлии задушили бы меня, превращаясь в мошек и наполняя собою весь воздух так, что мне нечем и дохнуть было, кроме пыли этой бесовской, – одним словом, скажу – аще бы не Господь был в нас убо живых пожерли быта нас ».

"КАК БОРОТЬСЯ С БЕСАМИ?" (отвечает протоиерей Алексий Мороз). НАД КЕМ ИМЕЮТ ВЛАСТЬ БЕСЫ? Над людьми грешными, злыми; часто каналом для вхождения демона в человека являются пороки или человеческие страсти. Но думаю, что лучше всего на этот вопрос могут ответить… сами демоны. В житии св. мученика Трифона читаем, что в юном возрасте он врачевал болезни и изгонял из одержимых бесов. Римский император Гордиан, из дочери которого св. мученик изгнал беса, пожелал своими очами увидеть изгнанного. Св. Трифон вызвал беса, и все увидели его в виде черного пса с огненными глазами. «Св. мученик спросил беса: “Кто тебя послал в отроковицу?” Бес отвечал: “Отец, начальник всякой злобы, сидящий в аде”. Св. Трифон: “Кто тебе дал власть такую?” Бес: “Мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в Единородного Сына Божия; только по попущению Божию наносим легкие искушения; а над теми имеем полную власть, которые не веруют в Бога, ходят в похотях своих и угодное нам творят. Угодны же нам следующие дела: идолопоклонство, хула, прелюбодеяние, зависть, убийство, гордость и проч. Эти люди опутываются грехами, как сетями; они – друзья наши, и одна их с нами участь ждет”» . СЛЕДУЕТ ЛИ БОЯТЬСЯ БЕСОВ? Конечно, нет, бояться бесов не следует. «Не следует их (бесов) бояться, ибо все их предприятия обращены в ничто благодатью Христовой» (свт. Афанасий Александрийский). Но и забывать о том, что «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» , тоже не стоит. Следует помнить, что ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ – это противостояние сатане, это битва с бесами и со всеми мыслями и чувствами, которые они хотят в нас посеять. КАК БОРОТЬСЯ С БЕСАМИ? Никакие магические приемы нам здесь не помогут. ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ЛИЧНУЮ ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ, МОЛИТВУ, ПОСТ, ЧЕРЕЗ ИСПОВЕДЬ И СВЯТОЕ ПРИЧАСТИЕ МЫ ПОЛУЧИМ СИЛЫ ПРОТИВОСТОЯТЬ ЛУКАВОМУ И ПОБЕДИТЬ ЕГО. Бывает,что после обращения к экстрасенсам или колдунам человек,испытывающий бесовские нападения,чувствует якобы облегчение. На самом деле, никакого духовного исцеления не произошло. Бесы, видя оккультные манипуляции, которые производит над человеком экстрасенс-колдун, вступают в некую игру – на время перестают человека тревожить. Делают они это специально,намеренно,чтобы усыпить бдительность несчастного. А через некоторое время опять себя проявляют.Тот опять бежит к целителям. Опять на время бесы затихают. И так всю жизнь. Мучают жертву и смеются над ее глупостью… Один прихожанин рассказывал священнику: «Батюшка, что такое? Только начну молиться, поститься – заболеваю, ссорюсь с женой, начинаются неприятности на работе…».Все это – типичные атаки демонов против новоначальных христиан... Сначала бесы,конечно,скрываются.Один древний автор замечательно сказал,что вечная уловка сатаны – убедить людей в том, что его нет.С теми молитвенниками,которые достигли высокой степени духовной жизни,демоны ведут себя более откровенно и злобно... ПОСТ,МОЛИТВА,СМИРЕНИЕ,ПОКАЯНИЕ И СВЯТОЕ ПРИЧАСТИЕ - ЭТО ТО,ЧТО НАМ НУЖНО В БОРЬБЕ С ЛУКАВЫМ И В СПАСЕНИИ СВОЕЙ ДУШИ.

Лк., 38 зач., VIII, 26-39. Исцеление гадаринского бесноватого

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

В наши дни – впрочем, как и во все предыдущие эпохи – довольно распространенной болезнью является бесобоязнь. Некоторые православные публицисты даже утверждают, что «борьба с бесами – одна из главных задач христианства». Малоцерковные люди в массовом порядке по поводу и без повода ездят на « », как будто экзорцизм – это что-то вроде средства от насморка. Подобно ветхозаветным евреям многие христиане боятся, с одной стороны, как-либо ненароком оскверниться, а с другой стороны – самим осквернить какую-нибудь святыню прикосновением к ней в «нечистоте». Немалое внимание уделяется сглазу, порче, волхованию.

И вот сегодняшнее Евангелие (равно как и история Иова) весьма красноречиво свидетельствует: бесы не могут сделать ничего без позволения Господа.

“Искушение Христа”. Дуччо ди Буонисенья

История с гадаринскими свиньями вспоминается в чине оглашения. Во втором запрещении священник, адресуясь к диаволу, говорит: «Отступи, познай свою суетную силу, даже над свиньями не имеющую власти: вспомни Повелевшего тебе по твоему прошению войти в стадо свиное». А дальше участники таинства от слов переходят к делу: отрекаясь «от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его», крещаемый (или восприемник) дует и плюет на сатану в знак презрения к нему, к его бессильной злобе.

Может ли, должен ли после этого христианин воспринимать диавола как полноценного участника его духовной жизни, как достойного противника? Да он плевать на него хотел – и плевал!

Читая Евангелие, мы видим, что не только сам Спаситель изгонял бесов, но такую власть и силу Он дал и ученикам. Отправляя апостолов на проповедь, Христос напутствовал их такими словами: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф 10:8). И когда семьдесят апостолов вернулись, они с радостью сказали Учителю: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк 10:17).

Что же отвечает Иисус? «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (ст. 18–20).

Не в борьбе с бесами суть христианства, и не для борьбы с сатаной воплотился Господь. Цель Богочеловека – спасти Свое создание. И если для этого нужно победить диавола, значит, тот будет побежден. Но это не цель, а средство.

Многое из того, что происходит в нас, с нами и вокруг нас, заставляет думать, что мы живем в последние времена. Но для кого-то это означает скорый приход Спасителя, а для кого-то – наступление эпохи антихриста. Отсюда – , закапывание в землю и т. п.

Да, есть и то, и другое. Придет Христос, но придет и антихрист. Однако от нас самих зависит, на что мы будем тратить наши душевные силы, чему уделять внимание, к кому прилепляться умом и сердцем.

В определенном возрасте дети (особенно девочки) начинают «дружить против кого-то»: главным основанием для сближения становится неприязненное отношение к одной из одноклассниц. Но стоит исчезнуть этому внешнему фактору (например, объект травли переходит в другую школу), как «дружба» либо рассыпается, либо срочно ищется новый враг, ибо никакого положительного, самодостаточного содержания у этих отношений не было.

Нечто похожее происходит и с нашими пламенными борцами: за борьбой против антихристова духа как-то совершенно забывают о Христе. Спаситель – живой, любящий, милосердный – отодвигается на второй план или еще дальше, а целью жизни становится борьба с глобализмом, либерализмом, экуменизмом и проч. Нечего и говорить, что такое устроение ума и сердца ведет к ожесточению души, а к христианству подобная борьба имеет весьма опосредованное отношение.

Мы, как сказано в Символе веры, «чаем жизни будущего века». Не ожидаем с мрачной решимостью , но ждем и надеемся на вечную жизнь в Царстве Отца, в единстве любви со всеми, кто Христов. Посему – лучше нам быть друзьями Божьими, чем врагами диавола. Ведь правда?