Как- то раз под вечерок девушки гадали…. Гадание на кольце

Святки – это волшебное время между Рождеством и Крещением. Открываются двери, связующие наш и потусторонний мир. На землю приходят высшие силы, духи предков. Тут и всякие забавы, гуляния, игры. Окончание Святок называется Крещенским вечерком. Духи усмиряются и покидают нас. Именно в этот переход самое время гадать. Небо открыто и его обитатели сообщают достоверную информацию тем, кто за ней обращается.

Самым популярным было и остается гадание на суженого. Не удивительно, ведь любая девушка мечтает о своем принце. Сделать это можно разными способами. Можно, к примеру, взять веник и начать мести комнату (одним выстрелом двух зайцев – и суженого узнаете, и в доме чисто будет). Взмахивая направо, нужно читать молитву, налево – говорить ругательство, после чего посреди комнаты делается углем черта, разделяя помещение на равные части. Стоять должно справа от черты, на очищенном молитвой месте, и проговаривать «Суженый-ряженый явись передо мной, как лист перед травой». Говорят, что одним является их будущий жених, а другим – чёрт.

С чертями игры плохи. Кто водит с ними хороводы, тех они просто так не отпустят, поэтому лучше не испытывать судьбу таким способом, а прибегнуть к простой, но опробованной многими поколениями методике.

Итак, вы можете узнать имя суженого (суженой) очень легко. Для этого нужной выйти на улицу и спросить у первого встречного мужчины или женщины (смотря кто гадает) как звать-величать. Это имя и будет именем вашей второй половинки. Некоторые источники утверждают, что можно спрашивать и про всякие мелочи, как возраст, знак зодиака, наличие вредных привычек.

А вдруг окажется, что первый встречный и есть ваша половинка? Пути Господни неисповедимы, так что не сидите дома (можно прогуляться, скажем, в библиотеку), подышите свежим воздухом, который, между прочим, полезен для организма.

Еще можно погадать на исполнение желаний. Особых усилий и открытия чакр не потребуется. Всё, что вам нужно – 12 листочков, на которых вы должны написать свои желания (как их у вас меньше 12? Скорее захотите чего-то еще, но не сильно много, чтоб не остаться у разбитого корыта, как в сказке Пушкина) и в ночь на Крещение положите их под подушку. Проснувшись утром, достаньте наугад три листика. Именно эти желания должны исполниться.

Также исполнится или не исполнится желание можно узнать, прибегнув к банальному счету. Рассыпьте на стол пригоршню мелких предметов. Очень хорошо подойдут семечки, орешки, фасоль и т. д. Здесь вам помогут ваши фантазия и предпочтения. Загадывайте желание и начинайте считать. Если предметов окажется четное количество, желание сбудется, если же нет – то, увы, не суждено. Но не отчаивайтесь и не забывайте, что каждый – кузнец своего счастья и раз вы чего-то страстно желаете, обязательно получите.

Существует еще много способов приподнять завесу будущего. Некоторые из них внушительные и пугающие, особенно те, которые связаны с зеркалами. Мало ли, что нагрянет в гости из Зазеркалья . О них мы не будем говорить из соображений безопасности.

Приятных и веселых праздников. Берегите себя и одевайтесь теплей – крещенские морозы самые лютые.

"Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв невозвратимо;
И всё равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим".

Подходят к концу святки - время между Рождеством и Крещением, когда на Руси было издавна принято гадать. Разумеется, узнавать судьбу можно было и в другие дни, но ответ, полученный именно в эти, считался наиболее правдивым. Кто не помнит "Светланы" В.Жуковского?
"Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны".

Гадали все (или почти все): "Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих" (Л.Толстой)

К.Маковский, "Святочное гадание":

Очень распространено было гадание по "подблюдным песням": процедура заключалась в том, что в какую-нибудь емкость клали по одному предмету ото всех присутствующих и под песни-предсказания не глядя их вытаскивали:
"Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
"Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!" Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев"

Упоминаемая А.Пушкиным песня "о мужичках" предвещала смерть, а "кошурка" - скорую свадьбу.

Иллюстрация к "Евгению Онегину" Л.Тимошенко:

Выходили в поисках ответа на вопросы и на улицу, к дворовым постройкам, в которых, по легендам, жили духи:
"- А как это в амбаре гадают? - спросила Соня.
- Да вот хоть бы теперь, пойдут к амбару, да и слушают. Что услышите: заколачивает, стучит - дурно, а пересыпает хлеб - это к добру; а то бывает…
- Мама, расскажите, что с вами было в амбаре?
Пелагея Даниловна улыбнулась.
- Да что, я уж забыла… - сказала она. - Ведь вы никто не пойдете?
- Нет, я пойду; Пелагея Даниловна, пустите меня, я пойду, - сказала Соня.
- Ну, что ж, коли не боишься".

Картина П. Коверзенева "Испуганные гадальщицы":

Существовал и менее "приличный" вариант, согласно которому девушки приходили к овину или бане, поворачивались спиной, приподнимая юбки, и ждали прикосновения духов: по тому, шершавую или гладкую руку они ощутят, судили о богатстве женихов. Часто молодые люди, подкарауливали подруг, прячась и озорничая во время гадания:
"...- Я ничего не боюсь, - сказала Соня. - Можно сейчас? - Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.
"Что за прелесть эта девочка! - подумал он. - И о чем я думал до сих пор!"
Соня вышла в коридор, чтоб идти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно, в доме было душно от столпившегося народа.
На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело.
"Дурак я, дурак! Чего я ждал до сих пор?» - подумал Николай и, сбежав на крыльцо, он обошел угол дома по той тропинке, которая вела к заднему крыльцу. Он знал, что здесь пойдет Соня. На половине дороги стояли сложенные сажнями дрова, на них был снег, от них падала тень; через них и сбоку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку. Дорожка вела к амбару. Рубленая стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высеченные из какого-то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять все совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой-то вечно молодой силой и радостью.
С девичьего крыльца застучали ноги по ступенькам, скрыпнуло звонко на последней, на которую был нанесен снег, и голос старой девушки сказал:
- Прямо, прямо вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться!
- Я не боюсь, - отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони.
Соня шла, закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье, с спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему.
"Совсем другая и все та же", - думал Николай, глядя на ее лицо, все освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки.
- Соня!.. Nicolas!.. - только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца" ("Война и мир")

Наиболее активными были молодые девушки, старавшиеся выяснить, стоит ли им в этом году ждать предложение руки и сердца, а если да, то от кого:
"Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход".
Над верной приметой времени (сейчас в мечтах девиц красуются на белых лимузинах обаятельные миллионеры, тогда - гарцевали на конях бравые военные) иронизировали многие писатели, к примеру, Иван Панаев: "Она любила гадать на Рождество - гаданье она не считала предрассудком. Вместе с своей горничной она выливала олово или жгла бумагу на подносе, а потом смотрела, какие из олова или из жженой бумаги выходили на тени фигуры. Выходили всегда офицеры с султанами, в санях или в колясках, а вдали церковь. И горничная всегда замечала барышне:
- Вот, барышня, вы уж непременно выйдете нынешний год замуж; за военного.
Однако пророчество горничной не сбывалось. Пять зим сряду барышня выезжала в свет, и ни один из ухаживавших за нею офицеров не думал за нее свататься".

А.Рябушкин, "Гадание девушек на Святках":

Еще они спрашивали у прохожих имена и верили, что именно так будут звать суженых:
"Чу… снег хрустит… прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон".

Открытка с цитатой из "Евгения Онегина", рисунок И. Симакова:

А также ловили в зеркальце луну, прося показать лицо будущего мужа:
"Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна…"

Иллюстрация к "Евгению Онегину", А.Нотбек:

Но самым действенным считалось другое гадание:
"Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
"Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою"".

К.Брюллов, "Гадающая Светлана":

В идеале к бесстрашной девушке приходил предмет ее грез:
"Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье...
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи...
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.
Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит...
Вот... легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами...
Занялся от страха дух...
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
"Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!"
Оглянулась... милый к ней
Простирает руки.
"Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки. Едем!
Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами"".

Предвкушение такого романтического приключения туманило взор и холодило кровь. Способ считался не только самым действенным, но и самым жутким: мало ли кто выйдет из зеркала. Ведь всем ясно - в такие ночи ожидать в гости можно было самого черта! Особенно если дело происходило в бане - и без того, по мнению наших предков, колдовском месте.

Л. Толстой писал в "Войне и мире":
"- Нет, в бане гадать, вот это страшно! - говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых.
- Отчего же? - спросила старшая дочь Мелюковых.
- Да не пойдете, тут надо храбрость…
- Я пойду, - сказала Соня.
- Расскажите, как это было с барышней? - сказала вторая Мелюкова.
- Да вот так-то, пошла одна барышня, - сказала старая девушка, - взяла петуха, два прибора - как следует, села. Посидела, только слышит, вдруг едет… с колокольцами, с бубенцами, подъехали сани; слышит, идет. Входит совсем в образе человеческом, как есть офицер, пришел и сел с ней за прибор.
- А! А!.. - закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза.
- Да как же он, так и говорит?
- Да, как человек, все как должно быть, и стал, и стал уговаривать, а ей бы надо занять его разговором до петухов; а она заробела; только заробела и закрылась руками. Он ее и подхватил. Хорошо, что тут девушки прибежали…"

Поэтому, досидев до полуночи, многие не выдерживали и вместо парной шли в девичью постель:
"Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне…
И я - при мысли о Светлане
Мне стало страшно - так и быть…
С Татьяной нам не ворожить".

Иллюстрация П.Соколова к "Евгению Онегину":

А если и решались, то часто бывали разочарованы:
"На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала.
- Только когда все это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! - сказала Наташа, вставая и подходя к зеркалам.
- Садись, Наташа, может быть, ты увидишь его, - сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села.
- Какого-то с усами вижу, - сказала Наташа, видевшая свое лицо.
- Не надо смеяться, барышня, - сказала Дуняша.
Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
- Отчего другие видят, а я ничего не вижу? - сказала она. - Ну, садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, - сказала она. - Только за меня… Мне так страшно нынче!
Соня села за зеркало, устроила положение и стала смотреть.
- Вот Софья Александровна непременно увидят, - шепотом сказала Дуняша, - а вы все смеетесь.
Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шепотом сказала:
- И я знаю, что увидит; она и прошлого года видела.
Минуты три все молчали. "Непременно!" - прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отстранила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
- Ах, Наташа! - сказала она.
- Видела? Видела? Что видела? - крикнула Наташа
- Вот я говорила, - сказала Дуняша, поддерживая зеркало.
Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей "непременно"… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у ней вырвался крик, когда она закрыла глаза рукой.
- Его видела? - спросила Наташа, хватая ее за руку.
- Да. Постой… я… видела его, - невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его - Николая или его - Андрея.
"Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?" - мелькнуло в голове Сони.
- Да, я его видела, - сказала она.
- Как же? Как же? Стоит или лежит?
- Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.
- Андрей лежит? Он болен? - испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
- Нет, напротив, напротив - веселое лицо, и он обернулся ко мне, - и в ту минуту, как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
- Ну, а потом, Соня?
- Тут я не рассмотрела, что-то синее и красное…
- Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой! как я боюсь за него и за себя, и за все мне страшно… - заговорила Наташа и, не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный лунный свет сквозь замерзшие окна."

А вообще, сбывались ли гадания? Иногда да. Об этом писал В. Даль: "Самая сбыточность или возможность ворожбы, гаданий и снотолкований, основанных не на обмане и суеверии, может быть допущена только в виде весьма редких исключений, а именно: в тех только чрезвычайных, выходящих из ряду случаев, где мы должны признать временное возвышение души человеческой над обыкновенным, вседневным миром, и где человек сам собою (болезненно) или искусственно (при магнетизировании) входит в особенное, малоизвестное нам доселе магнетическое состояние. Несмотря на бесчисленное множество случаев и примеров, где, при подробном розыскании, или случайно, был открыт подлог, обман или ошибка — в наше время уже нельзя отвергать вовсе чудес животного магнетизма; но вопрос состоит в том, до какой степени чудеса эти могут деяться, и где предел их, за коим следует бесконечная степь, — скрытая под маревом сказочных видений тысячи и одной ночи?"

А вы гадаете? Могу предложить открыть любимую книгу на первой попавшейся странице, указать пальцем на любую строчку и засчитать ее как предсказание. Только не стоит трогать томик Достоевского! ;)

Цели:

  • познакомить учащихся с историей празднования Святок на Руси,
  • раскрыть историю возникновения различных способов гадания, опираясь на текст баллады В.А. Жуковского “Светлана”;
  • развивать интеллектуальный потенциал учащихся;
  • способствовать формированию патриотизма у школьников, пробуждая интерес к историческому прошлому русского народа.

""Раз в крещенский вечерок…"" проводят ведущий, ворожея, историк и помощники-учащиеся.

Задача ведущего – прямое обращение к тексту. Он работает с книгой, обращает внимание учащихся на связь народной традиции и литературы.

Задача ворожеи – на протяжении встречи как можно полнее раскрыть перед слушателями жизнь народа во время Святок: гадания, игрища, действия гадающих и т.д.

Историк же должен передать научную точку зрения на ту или иную традицию народной жизни, рассказать о её возникновении, о причинах важности её для народа.

Учащиеся помогают вести вечер, участвуют в инсценировках, играх.

ОФОРМЛЕНИЕ ВСТРЕЧИ.

Данное мероприятие можно проводить как в классе, так и в актовом зале.

В центре доски на листе ватмана нарисовано окно с расписными ставнями (стилизованными под деревянные), за которым виднеются звезды и луна.

Под рисунком стол, накрытый скатертью, свечи в подсвечниках.

С правой стороны доски репродукция с картины К.П. Брюллова ""Гадающая Светлана"".

Костюмы: ведущий и историк одеты в классическую одежду; ворожея в народный костюм. Гадающие девушки – в народных сарафанах. Черти – в черных водолазках и брюках, на руках черные перчатки, на глазах – чёрные очки. Священник облачён в чёрный плащ с капюшоном, на шее большой крест.

ЧТЕЦ (можно в записи на фоне музыки ""Итальянское каприччио"" П.И. Чайковского)

На Руси – рождение Христа.
Девки для гадания ладят свечи,
Щеголяют парни без креста,
Полушубки вывернув овечьи.

Под забором дремлет коляда
После дарового возлиянья.
И сгорают звёзды от стыда,
Исполняя девичьи желанья.

У окна моя седая мать
Белой нитью чинит одеяло.
Ей сегодня не о чем гадать,
Всё уже, что надо, нагадала.

На фоне музыки Россини ""Танец""

Впереди ни света, ни следа.
Завывает ветер, как волчица.
Поутру замёрзший коляда
В двери рая посохом стучится.

Леонид Сафронов ""Рождество""

ВЕДУЩИЙ 1: Рождество… Волшебный праздник рождения. Появление на свет любого человека является величайшим чудом, а уж Рождение Христа – великий святой день на все времена. Это было более двух тысяч лет назад. Но каждый год весь мир ждёт чуда Рождества, вспоминает старый заброшенный сарай, Вифлеемскую звезду, Волхов и их дары… каждый год зажигаются свечи, источают дивные запахи накрытые столы, таинственно манят с любовью приготовленные подарки…

Моцарт ""Катание на санях""

ВОРОЖЕЯ: А позвольте мне спросить вас, други мои дорогие, сердцу моему любезные, знает ли кто из вас, что такое святые вечера, а попросту Святки?

Оглядитесь вокруг да поспрашивайте…

ВЕДУЩИЙ 2: В рождественскую ночь начинаются на Руси Святки. Легенды рассказывают, что до Нового года празднуют святые, а после начинаются бесовские потехи. Черти гуляют по свету, крадут с неба месяц и звёзды. В Святках участвовали все: от мала до велика, от бедного до богатого, молодые выбирали для себя суженых, старики вспоминали молодость, старушки гадали девушкам, рассказывая, “что было, что будет, чем сердце успокоится…”

1-й ученик: А ведь что за диво дивное были прежние Святки! Как начнутся они, так и покатятся навстречу другим празднествам. С песнями да плясками, со снежною порошею из-под конских копыт, с пирогами да плясками.

2-й ученик: А чего только не делали! Девки молодые привечали парней холостых песнями звонкими.

3-й ученик: Ряженые бродили по дворам, развлекая хозяев запевками.

4-й ученик: Катались на санках. Ходили в гости вечерами.

5-й ученик: Славили Рождество и желали добра друг другу.

6-й ученик: Да-а-а! Славное времечко было… А уж сколько обычаев, примет было связано с о Святками. Взять, к примеру, гадание.

7-й ученик: Думаю, что и вам будет любопытно узнать, как гадали на Руси на Святки. Кто-то позабавится, а кто-то, может, и присядет январской ночью у накрытого стола и прошепчет: “ Суженый, ряженый, приходи ко мне поужинать”.

ВОРОЖЕЯ: Есть в народе поверье, что новогодние и святочные гадания всегда сбываются. Гадать начинают в ночь под Рождество. Наиболее благоприятны для предсказаний и пророчества так называемые святочные дни, от рождественской ночи до крещения Христа (19 января).

ИСТОРИК: Католический мир встречает Рождество в ночь с 24 на 25 декабря, а православный – с 6 на 7 января. Но для всех – это светлый, духовный праздник.

8-й ученик: Гадать нужно в период между двенадцатью и тремя часами ночи, когда всё живое на земле спит и миром правит тёмная колдовская сила. Считается, что в ворожбе помогает нечистый, и те, кто часто занимается гаданием, по мнению церкви, большие грешники. Но в Святки разрешается многое, в том числе и гадание.

ИСТОРИК: Почему именно в эти дни с 1 по 19? Возможно, потому, что ещё в дохристианские времена древние славяне в эти дни зимнего солнцестояния исполняли религиозны0магические обряды, связанные с культом природы. Там были и заклинания, и гадания. Без этих обрядов нельзя было надеяться на хороший урожай, приплод скота.

9-й ученик: Язычество ушло, обряды остались. Ворожба и гадание, с точки зрения христианства, нежелательны, но что поделать с силой привычки? И, как тысячу лет назад, на Святках гадают люди, всё желают узнать, что будет завтра.

ВЕДУЩИЙ: Итак, “раз в крещенский вечерок девушки гадали…”

На фоне музыки Моцарта ""Катание на санях""

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали,
Снег пололи, под окном
Слушали, кормили
Святым курицу зерном,
Ярый воск топили.
В воду с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

ВОРОЖЕЯ: По-разному гадали в прошлые дни. Для того, кто не знает как, только что прочитанный отрывок из баллады В.А. Жуковского “Светлана” непонятен. А ведь в этом отрывке перечислено множество способов гадания девушек в Святки. посмотрите: “За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали”. Гадающие бросают башмачки через ворота на улицу и смотрят: в какую сторону он обращён носком – там и быть замужем. Худой признак для девушки, когда её башмачок лежит, обращённый к домашним воротам, – в этот год не быть ей замужем.

10-й ученик: Или ещё странное выражение: “Снег пололи”. Девушки выходят во двор, берут скатерть за края, старушка всыпает снег. Раскачивая скатерть, говорят:

11-й ученик: “Полю, полю бел снег среди поля! Залай, залай, собаченька, дознай, дознай, суженый!”

10-й ученик: в это время каждая девушка прислушивается, как лают собаки. (фонограмма лая собак и объяснение участников) Хриплый означает суженого старика, звонкий – молодого, толстый – вдовца.

ВЕДУЩИЙ: Есть в балладе Жуковского ещё одна странная фраза: “…под окном слушали…”. Что она означает?

12-й ученик: Девушки ходили слушать под окна чужих домов, внимая разговору весёлому или скучному, предрекая себе такую же жизнь.

ВОРОЖЕЯ: А помните следующую строчку баллады: “…кормили святым курицу зерном…”? Делается это следующим образом: снимают с насеста кур и приносят в избу, где заранее приготовлены в трёх местах вода, хлеб, кольца золотые, серебряные, медные.

На столе помещены блюдца с перечисленными предметами, ворожея, указывая на них, объясняет: у той девушки, чья курица будет пить воду, муж будет пьяницей; если курица стает клевать хлеб, то муж будет бедняк; если возьмёт золотое кольцо, то муж будет богат; если – серебряное – будет ни беден, ни богат; если же сдвинет медное, то муж будет нищий.

ИСТОРИК: Кстати, на курицу гадают не только в Святочные вечера и не только девушки. Гадание чёрной курицей принадлежит векам всеобщего европейского суеверия, когда слово человека на суде не имело верности, когда ненужные испытания винили правого, оправдывали виновного.

12-й ученик: В какое время это гадание появились в русской земле – неизвестно. Наши ворожеи употребляют это гадание для открытия похитителя. В семействе, где случалось хищение, всегда подозревают многих, особенно в деревнях. И тогда все собирают вечером в одну избу, тушат огонь и впускают курицу, осыпанную сажей. Курица, обходя честных людей, прикасается к ним, оставляя на них следы сажи. Но походя к вору, будто кричит, бежит прочь не подпускает к себ6е. вносят огонь и смотрят, на ком есть следы сажи, а на ком нет. Если человек без следов сажи, он и признаётся виновным.

ВЕДУЩИЙ: Но давайте вернёмся к Жуковскому. Желание узнать свою судьбу было так велико у Светланы, что решилась она на самое страшное и верное гадание. Итак, на чердаке дома был накрыт стол, поставлено на нём два прибора, три большие восковые свечи и зеркало.

ЧТЕЦ (можно в записи на фоне музыки Сен-Санса ""Лебедь"")

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет – и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.
Странно припомнить душой оробелою:
Там, за спиной, нет огня…
Тяжкое что-то шеею белою
Плавает, давит меня!
Ну как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!
Ну как лохматый с глазами свинцовыми
Выглянет вдруг из-за плеч!
Ленты да радуги ярче и жарче дня…
Дух захватило в груди..
Суженый! Золото, серебро!..
Чур меня,
Чур меня – сгинь, пропади!

А.Фет “Зеркало в зеркало” 1842 г.

НА сцене выставлены все перечисленные предметы. Появляется героиня, зажигаются три свечи, садится за стол и смотрит в зеркало.

СВЕТЛАНА: “Суженый, ряженый, приходи ко мне поужинать!”

ИСТОРИК: Гадать надо начинать ровно в 12 часов ночи. Разыгрывается на основе рассказа историка и ворожеи сценка.

Девушка должна быть одна в пустой горнице, сидеть за накрытым столом, глядя в зеркало. Минут за пять перед приходом суженого зеркало начинает тускнеть, и девушка протирает его нарочно приготовленным полотенцем. Наконец придёт некто и смотрится через её плечо в зеркало. Когда невеста рассмотрит все черты на его лице, то закричит: “Чур сего места!” и дьявол, который принимал на себя обличие её жениха, исчезнет. И девица с того времени жениха своего уже будет знать точно.

ВОРОЖЕЯ: Но если девушка не робкая, не боязливая, то она сразу не будет чурать, и жених, а вернее, принявший на себя его образ дьявол, перестав глядеться в зеркало, сядет с девушкой за стол и, вынув из кармана ножичек или перстень, или что-то другое, положит на стол. Тогда уже девушка зачурает, и сия вещь останется ей в добычу, и, действительно, как многие уверяют, бывает она похищена у её жениха.

ИСТОРИК: Гадание с зеркалом не принадлежит кругу изобретений русских ворожеек, оно перешло в наше отечество из других земель. Суеверные греки, получившие его как завещание от древней восточной жизни, дополнили его своими таинствами, приноравливая их к разным обстоятельствам, и потом, в эпоху Просвещения, передали его разным народам. Как чудесный вымысел оно пережило века, нравилось всем народам. Наконец довелось участвовать в этих гаданиях и русским людям.

ВОРОЖЕЯ: Но запомните, гадание на зеркалах – самое страшное гадание. Решиться на него могут только самые смелые девушки. Опасайтесь зеркала в полночь!

ВЕДУЩИЙ: Но, почему же зеркала имеют такую силу? Откуда они появились?

ИСТОРИК: Зеркало – очень магическая вещь. И начало его силы происходит от следующей причины: некоторый монах прочитал в священном писании слова “Просите, и воздастся вам”. Усомнился и, желая удостовериться, всё ли может получить, что захочет, пошёл к одному из царей просить себе в жёны его дочь.

МОНАХ: – Царь, отдай мне в жёны дочь твою.

ЦАРЬ, обращаясь к дочери: – Дочь моя, хочет взять тебя в жёны достопочтенный монах. В недоумении я от просьбы его, но и отказать служителю церкви не могу, ибо боюсь прогневить господа нашего. Ты же, дочь, отличаешься не только красотой, но и умом. Скажи же, что делать.

ЦАРЕВНА: – Дело необычное и сложное. Но если хочет монах получить меня в жёны, то должен сделать также что-то чрезвычайное. Пусть принесёт мне в подарок такую вещь, в которой я всю себя бы видеть могла.

ДЬЯВОЛ: – Почтенный монах, уже много лет заключён я в темнилище. Выпусти меня, и я смогу тебе услужить. Сделаю всё, что пожелаешь.

МОНАХ: – Есть ли вещь невиданная у тебя? Такая, в которой я мог бы видеть собственное отражение?

ДЬЯВОЛ: Есть вещица такая у меня. Готов отдать ею тебе, только сними с двери крест и выпусти меня на волю.

МОНАХ: – Выполнил, царь, я твоё поручение! Возьми зеркало, в котором дочь твоя увидит свою красоту.

ЦАРЬ: – Что ж, монах! Ты исполнил волю нашу! Отдаю тебе в жёны дочь свою.

МОНАХ: – Нет, царь! Грех мой столь велик, что уйду я молить прощение у господа, ибо сомневался в словах его.

ИСТОРИК: Такова легенда о происхождении зеркала. Так это или нет, неизвестно доподлинно. Но церковь действительно видела в этом предмете некую бесовскую силу. Объясняя это тем, что впервые человеку зеркало было доставлено дьяволом.

ВОРОЖЕЯ: Самым интересным на Руси было гадание с подблюдными песнями. Собравшись, девушки ставят на стол красное деревянное блюдо, покрывают его большим платком, затем под платок кладут перстень или кольцо, напёрсток, заколку, или другую какую малую вещь. Начинают петь подблюдные песни: каждая различного содержания, предрекая либо замужество, либо дальнюю дорогу, либо ещё что. При этом припевая к каждой песне: “ Кому вынется, тому сбудется”, вынимая из-под платка отданные вещички. По содержанию пропетой песенки сообщается будущее той девушки, чей предмет в руках ведущей.

Все участники спектакля кладут в блюдо свои предметы, ведущая накрывает их платком, вынимая под исполняемые песни и комментируя предсказания.

ФОНОГРАММА русских народных песен. (""Под дугой колокольчик поёт"")

Поются отдельными учениками или проговариваются речитативом куплеты:

Рылась курочка на завалинке,
Вырыла курочка золот перстень,
Мне тем перстнем обручаться.
Кому вынется –
Тому сбудется,
Не минуется,
Слава!

(к свадьбе)

Рассыплю я монисто по закрому.
С кем монисто собирать будем?
Собирать монисто милым дружком.
Кому вынется –
Тому сбудется,
Не минуется.

(к знакомству)

Сей, матка, муку, растворяй пироги,
К тебе будут гости, ко мне - женихи.
Кому поём – тому с добром,

(будут сваты)

Сидит воробей на перегороде,
Глядит воробей на чужую сторону.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(к замужеству)

Бежит река волнистая,
Сидит девка гористая.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(невесте горевать)

Стоит куча не молочена,
Вершиночка – позолочена.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(будет богатый жених)

Вышло пузище на репище,
Вынесло пузище кошель вошей.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(будет горе)

Стоит полоса нежатая,
А рожь густа, не ужиниста.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(к богатству)

Как на дубочке
Два голубчика,
Они целуются
И милуются.
Кому вынется –
Скоро сбудется.

(к знакомству)

Бежит мышка по жёрдочке,
Несёт добра на веревочке.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(к богатству)

Ласточка касатая,
Не вей гнезда у терема,
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(жить в людях)

Сидит кот в печурке,
Манит кошечку.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(будет ухажёр)

Во саду хожу,
Полотенцы стелю.
А ещё похожу,
А ещё постелю.

(к дороге)

Висит полотенце в горенке, -
Придется ль с милым утираться им?
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(к свадьбе)

Живут мужики богатые,
Гребут жемчуг лопатами.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(будет богатый жених)

Я поставлю квашонку на донышке,
Я покрою квашонку алым бархатом,
Подвяжу я квашонку чёрныим соболем,
Я поставлю квашонку на печном столбе.

Константин Маковский (1839-1915). Святочное гадание (1900-е)

18 января заканчивается один из самых весёлых русских праздников - Святки, и наступает христианский праздник Крещения. Много лет назад в Крещенский сочельник ряженые в последний раз ходили по деревне, звучали последние колядки, а под вечер девушки собирались погадать о замужестве.

Многие из нас со школьной скамьи помнят балладу русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1783-1852) «Светлана» (1808-1812). Вот её начало.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Из него понятно, что действие баллады происходит в Крещенский сочельник - «крещенский вечерок» , а девушки заняты одним из самых таинственных святочных обрядов - обрядом гадания. В старину он был популярен среди людей, которые хотели узнать, что их ждёт в будущем, но, главным образом, к нему прибегали незамужние девушки, стараясь предсказать, скоро ли им идти под венец, и каким будет их суженый. Для этого применяли различные виды гаданий, самые значительные из которых упомянул Жуковский. Попытаемся немного рассказать о каждом из них.

За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали

Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги баш­мак и кидали его за ворота на улицу, чтобы уз­нать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону он обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сто­рону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж.

Снег пололи

В этом гадании участвовал не только снег, но и скатерть, которую девушки выносили на двор, взяв за края, разворачивали и насыпали в неё немного снега. Затем, раскачивая скатерть и подбрасывая снег, приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» Произнося эти слова, каждая девушка прислушивалась к лаю собак. Хриплый лай означал, что муж будет стариком, звонкий - молодым, а густой - вдовцом.

Под окном слушали

Девушки ходили по деревне, останавливаясь под окнами или у дверей чужих домов и прислушиваясь к разговору. По нему определяли характер будущего мужа. Весёлый разговор сулил весёлого мужа, скучный - зануду, нетрезвый - мужа-пьяницу. Кроме того, имел значение и возраст собеседников, по которому делали вывод о том, будет ли муж старым или молодым.

Бывало и так, что наиболее отважные девушки в полночь, когда не было службы, подходили к церкви, стараясь услышать за церковным дверями и окнами какое-либо пение. Если гадальщице представлялось, что она слышит венчальное пение, то это означало скорое замужество; а если «со святыми упокой» - смерть в наступающем году.

Кормили счетным курицу зерном

Данное гадание заключалось в следующем. Снимали с насеста курицу и давали ей поклевать зерно. Затем зерно пересчитывали. Если число оказывалось парным (чётным), это означало скорое замужество, в противном случае гадальщице предстояло сидеть в девках до следующего года.

Ярый воск топили

Гадание на воске было очень употребительным во время святочных вечеров. Оно совершалось следующим образом. Растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру - смерть.

Песенки подблюдны

Во время святочных вечеров одним из самых рас­пространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет («перстень золотой, серьги изумрудны») в блюдо, наполненное водой, («чашу с чистою водой») , накрывали его платком («расстилали белый плат») и исполняли специально предназначенные для гадания песни («над чашей пели в лад песенки подблюдны») . После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились. В балладе Жуковский использовал одну из самых распространённых подблюдных песен. Вот один из её оригинальных вариантов.

Подблюдная песня «Идет кузнец из кузницы»

Идет кузнец из кузницы.
«Ты кузнец, ты кузнец!
И ты скуй мне венец!
Из остаточков мне
Золот перстень,
Из обрезочков мне
Булавочек.
Уж и тем-то мне венцом
Венчатися,
Уж и тем мне кольцом
Обручатися,
Уж и теми булавками
Притыкатися».
Уж кому же мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Скоро сбудется,
Не минуется.

Зеркало с свечою

Картина Карла Брюллова (1799-1852) «Гадающая Светлана» (1836), Художественный музей, Нижний Новгород.

Но самым отчаянным и самым, по всеобщему мнению, действенным было гадание с зеркалом и свечою. Не случайно героиня баллады Жуковского решается на него после года разлуки с милым другом, когда от него нет никаких вестей.

Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!»

Иногда для этих целей применяли не одно, а два зеркала: стоящее на столе и стенное зеркало. Направленные друг на друга они образовывали нечто, напоминающее длинный коридор, освещенный огнями. Зеркала должны были быть безукоризненной чистоты, без пузырей и других изъянов. Затем из комнаты выгоняли кошек, собак и птиц, а также просили удалиться посторонних людей. Оставшиеся, соблюдая тишину и глубокое молчание, стояли в стороне. От них требовалось не смотреть в зеркало, не подхо­дить к гадающему лицу и не разговаривать. Гадающая девушка должна была смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора.

Нередко суженого приглашали разделить трапезу со своей любезной, поставив на стол всё необходимое кроме вилок и ножей: два прибора, хлеб, соль и ложки. Все окружающие выходили, а девушка, оставшись одна, запирала двери и окна, садилась за стол и начинала ждать суженого, произнося: «Суженый, ряженый приди ко мне поужинать!»

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Самое интересное начиналось в полночь, когда вызванный поневоле суженый приходил в гадательную комнату и смотрел в зеркало через плечо своей избранницы. При его приближении нередко завывал ветра, а иногда доносился и смрадный запах. Девушка рассматривала черты лица и одежду призрака и даже иногда спрашивала его имя.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»

Ошибка Светланы заключалась в том, что она пренебрегла правилами «техники безопасности» при гадании. Во-первых, она должна была очертить зажженною в сочельник лучинкою круг ; во-вторых, ни в коем случае не оглядываться, в-третьих, чтобы избежать затянувшегося визита, зачурать гостя, произнеся: «Чур меня! чур моего места! чур моей загадки!» Иначе привидение вытворяло всяческие проказы, а при чурании оно должно было исчезнуть. И, наконец, на крайний случай (если не поможет зачурание ) Светлане было необходимо взять с собой петуха , пение которого, по мнению многих гадателей, имело способность отпугивать пришельцев с того света. Кстати говоря, данное поверье, по всей видимости, было известно Жуковскому. Эпизод в избушке, когда Светлана находится одна с угрожающим ей мертвецом, имеет сходство с сюжетом некоторых северных русских сказок, где героине в подобной ситуации помогает петух. Правда, Жуковский ввёл в повествование более «поэтичную» птицу - голубя .

Как известно, баллада имеет счастливый конец. Ночные кошмары оказываются сном, Светлана пробуждается и видит жениха: «статный гость к крыльцу идет» , «та ж любовь в его очах» . Но это в произведении поэта-романтика. В жизни всё намного сложнее.

Источники:
Жуковский В. А. Баллады. Поэмы и сказки. М., 1982.
Забылин М. русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990.
Сахаров И. П. Сказания русского народа. Т. I. С.-Петербург, 1885.