Храм Казанской иконы Божьей Матери в Курбе. Мечеть Кул-Шариф, Казань, Россия

В среде неверующих людей или тех, кто пока еще далеко стоит от православия, часто можно услышать аргументы, что деньги, потраченные на строительства храмов, можно было использовать намного рациональнее. Дескать, лучше бы больным детям помогали, чем купола золотили. Зачем же православным так много храмов?

Храм Христа Спасителя — один из самых крупных православных храмов в мире

Зачем обществу нужны церкви

Несмотря на то, что большая половина нашего общества крещена в православии , реально воцерковленными являются всего несколько процентов общей массы. Православие принимает внешний, формальный вид и часто сводится только лишь к необходимости освятить воду на Крещение и куличи на Пасху, да поставить свечки за здравие своих родных.

Конечно же, суть православной веры намного глубже. Если коротко, то православный человек – это тот, кото объединяется со Христом. Все свечки, богослужения, молебны, акафисты и прочие необходимые атрибуты церковной жизни, на самом деле, преследуют одну-единственную цель – познать Бога и быть с Ним постоянно, каждое мгновение своей жизни.

Какую роль в этом процессе познания Бога играет храм? Самую прямую. К примеру, возьмем поле, подготовленное к засеву пшеницей. Можно эту пшеницу не кидать в землю, а испечь из нее хлеб и раздать голодным? Можно не тратить деньги на технику, необходимую для работы в поле, а отдать их в больницы? Можно. Но разумно ли это? Конечно же, нет. Засевать поля нужно для получения результата в будущем.

Важно! Точно так же и храмы – через них мы прокладываем себе путь в Вечную жизнь. Посещая богослужения, причащаясь Святых Тела и Крови Христовой , мы закладываем себе тот же «урожай» в будущей жизни.

Как для того чтобы обеспечивать материальные нужды людей, нужна эффективная экономика, так же и для духовного развития человека и общества в целом необходимы храмы. Приведем пример со сферой образования – зачем нужны школы? Зачем тратить время на скучные уроки, когда можно играть? А зачем платить зарплату учителям, которые могут стать рабочими и производить физический продукт, который можно потрогать, использовать в материальной жизни?

Но ведь ни один нормальный человек не станет опровергать необходимости образования. И вот как в школе или ВУЗе человек определенным образом меняется, так же он и меняется, посещая храм. Есть сфера физической, материальной жизни – ее обеспечивает экономическая система государства и общества.

А есть не менее важная духовная составляющая того же общества – это прерогатива веры. От того, как люди относятся и к материальной жизни, и к духовной, будет зависеть качество общества, в котором нам приходится жить.

Вера — важная духовная составляющая общества

Церковная жизнь очень организовывает, подчиняет особому распорядку повседневную жизнь верующего христианина. Воскресные службы, праздничные, вечерние, длинные великопостные стояния – все эти богослужения притормаживают суету, вносят тихое умиротворение и спокойствие в сумасшедший современный мир. Когда человек начинает полноценно жить церковной жизнью, он меняется не только внутренне, но и внешне – становится более сдержан, спокоен, не суетится по пустякам.

Какую пользу несут храмы на практике

Маловероятно, что вопрос о необходимости большого количества храмов будет актуальным для верующего человека. Тому, кто пришел к пониманию православной веры, церковь становится вторым домом. Провокационные вопросы о том, зачем так много денег тратить на «религиозные атрибуты» задают люди неверующие.

О практике церковной жизни:

Но давайте подумаем, среди каких людей мы хотим жить? Даже не веря в Бога, всем хочется, чтобы нас окружали добрые, отзывчивые, честные и порядочные люди. Но ведь именно эти качества являются основой православного мировоззрения. Невозможно представить истинно верующего человека, который ворует, обманывает, берет взятки.

Конечно, сейчас сплошь и рядом встречаются люди, которые делают все это, считая себя православными. Но считать себя верующим и быть таковым – разные вещи. Православие воспитывает в человеке высокие моральные стандарты, и если христианин упорно идет к Богу – он обязательно оставит и ложь, и воровство и остальные дурные качества и грехи.

Читайте о грехах:

Иначе просто невозможно познать Бога. Как бы нам иногда ни хотелось приятно совместить жизненный комфорт и православие, зачастую эти вещи противоречат друг другу. И каждый человек делает выбор – он с Богом или без Него. И чем больше людей выбирают Бога, тем лучше, чище и добрее становится наше общество в целом.

Православие воспитывает в человеке высокие моральные стандарты

Ответы священников о значении храмов

В этом аспекте постройка новых храмов может рассматриваться как инвестиция в более радужное будущее. Один из православных священников , служащий в большом городском приходе, привел такой пример:

Однажды выходя из подъезда, он увидел, как две машины не могли разъехаться на узкой дороге, и чуть было не столкнулись лоб в лоб. Оба водителя выскочили из авто и накинулись друг на друга с обвинениями и угрозами. Дело дошло до физической драки, и оба мужчины, вцепившись друг в друга, покатились по асфальту.

Неизвестно, чем бы закончилось происшествие, если бы соседи не вмешались в драку и не растянули водителей в разные стороны. Стоил ли небольшой конфликт на дороге разбитых в кровь лиц, оскорблений, угроз? А ведь если бы не вмешались посторонние люди, дело бы могло дойти и до увечий или, того хуже, смерти в драке.

Священник, все это наблюдавший, в скором времени столкнулся с аналогичной ситуацией в своем храме. На узком церковном дворе точно так же не могли разъехаться два автомобиля. Оба водителя так же вышли из-за руля, только они не кричали и не ругались, а спокойно и мирно договорились, как им разминуться. И каждый хотел уступить другому.

Ситуация показательна именно на контрасте – реакция разных людей на одну и ту же ситуацию. Мы не знаем, насколько верующими или неверующими были все стороны в каждом конфликте, но результат налицо – устроить драку во дворе храма решатся единицы.

Важно! Поскольку православие – это религия милосердия, из православных общин часто выходят волонтеры и желающие помогать обездоленным.

На самом деле, это огромный пласт социальной работы, которая зачастую остается в тени и о ней мало кто знает. Например, уход за бездомными в больницах чаще всего осуществляется исключительно усилиями волонтеров, многие из которых выходят из своих церковных приходов.

Каждому сомневающемуся или неверующему человеку стоит задуматься, а вдруг за дверью храма действительно стоит Бог? И те, кто строит эти храмы, делают все возможное, чтобы Бог был в зоне досягаемости любого человека.

Сколько нам нужно храмов? Протоиерей Андрей Ткачев

По обеспеченности храмами наш город опережает Северную столицу, но уступает Подмосковью

Много или мало православных храмов в современной Москве? Для сотен тысяч горожан, по-прежнему вынужденных ездить на богослужения в другой муниципальный район или даже в центр города, ответ очевиден. Обеспеченность столичной территории православными храмами далека от желаемого!

И дело не в комфортности нахождения прихожанина под сенью той или иной церкви. Православие – это в конце концов не совсем про комфорт. Но неоднородность распределения действующих храмов по городской территории такова, что над картой Программы возведения новых столичных церквей еще очень долго будет нависать незримый девиз «Где густо, а где пусто».

Впрочем, это эмоции. Можно ли их подкрепить расчетами? Разумеется. Впервые подобную попытку мы предприняли три года назад, проанализировав динамику доступности церквей на различных территориях города до и после реализации упомянутой программы (см. ). Сегодня мы идем дальше и сравниваем комплексные показатели обеспеченности храмами тех или иных викариатств Москвы. Математически сконструировать этот индекс очень просто. Если плотность церквей – отношение их числа к площади, а подушевая численность – отношение опять же числа церквей к населению, то рассчитывать его значение логично как произведение этих показателей:

I = N2/PS,
где N – число храмов на территории площадью S с населением P.

Фактически индекс I показывает, насколько доступны храмы людям: чем его значение выше – тем лучше.

Квадрат числа храмов в числителе не должен здесь смущать. Ведь в знаменателе стоит площадь – немного упрощая, квадрат того расстояния, которое среднему прихожанину из числа N людей и приходится преодолевать, чтобы попасть на богослужение. Значения этого индекса мы и рассчитали для каждого из десяти столичных викариатств, выделив в отдельную строчку для корректного учета Зеленоградское благочиние (это отдельный округ-анклав, и трудно предположить, что рядовые верующие зеленоградцы регулярно посещают богослужения в церквах Строгина, Куркина или Тушина). Важное замечание: в подсчетах учтены все приходские храмы (в том числе временные на стройплощадках) на доступных горожанам территориях и действующие монастыри, где Литургия совершается хотя бы раз в неделю.

В глаза бросается лидерство центра столицы. Конечно, Америку мы не открываем: именно здесь сконцентрированы старые монастыри, соборы и церкви, а с учетом сокращающегося «центрового» населения обрести более или менее свободный приход тут легче всего. Все же периферийные викариатства далеко позади. Но и в их сравнении между собой можно подметить любопытные тенденции. Еще недавно присоединенные территории считались сравнительно благополучными – в основном из-за разреженной популяции и невысокой людской нагрузки на приход. Но новоселы в Троицкий и Новомосковский округа быстро заселяются, и вот уже районы юго-западного «луча» стремительно вырываются вперед благодаря многочисленным храмам-новостройкам.

Резюме

Прекрасно видно: как отдельным московским территориям, так и столице в целом есть куда расти. Так что даешь больше храмов – хороших и разных!

А как выглядит Москва на фоне других российских регионов?

Сейчас наш город официально граничит с двумя субъектами Федерации: Московской и Калужской областями. Вместе с ними для полноты сравнения рассмотрим второй крупнейший российский мегаполис – Санкт-Петербург.

Подготовил Дмитрий Анохин
Опубликовано: ноябрь, 2017 г.

В современной России строительство храмов в парковых зонах очень часто приводит к конфликтам. Выглядят все эти конфликты по одному сценарию. Закладывается некий фундамент храма, территория части парка огораживается под строительство. Начинаются громкие возмущения людей "почему строят храм в парке", и так гулять негде, а тут еще и храм под боком. Люди ставят палаточный городок, начинаются митинги, заявления в префектуру района. И вся эта вакханалия становится известной на всю страну.

На YouTube плодятся множество роликов в поддержку и/или против строительства храма. В роликах звучит напряженная тревожная музыка, взятая не иначе как из 17 мгновений весны или подходящего по духу и накалу страстей триллера. В общем, творится ужас. Можно было бы по таким видео предположить, что на землю вторгаются инопланетяне или на улицы Москвы или Питера вышел на охоту маньяк-убийца.

Ужас, не так ли?

На самом деле, все намного спокойнее. И нет никаких особых кошмаров. Смотрите, как все это работает и почему так, а не иначе.

Храмов на Руси всегда было много. Это было оправдано по многим причинам. Первая из них - храм служил неким отделением гос. власти (церковь не была отделена от государства) и в церкви человек получал крещение, и в церкви же человек получал как бы прописку (запись в метрической книге) после рождения.

Церковь часто упрекают в том, что в царской России существовали уложения уголовного кодекса, защищающие религию. На самом деле, защита шла не религии.

Государство защищало одно из собственных структурных подразделений, ведущее летопись рождаемости, смертности (крещение после рождения, отпевание после смерти), а постоянно причащающийся человек (закон об обязательном причастии) - механизм современной "прописки".

Если человек долго не ходит в храм - значит, переехал в другое место. По постоянному присутствию (или отсутствию) человека на службе легко можно судить о перемещениях человека, его взглядах и т.д Венчание было аналогом современного ЗАГСа. Можно было бы назвать такую систему циничной, но, по правде говоря, "кто платит, тот и музыку заказывает". Церковь, не отделенная от государства, была на балансе государства и наивно было бы ожидать, что государство ничего не будет с этого иметь.

Поскольку крещение, исповедь, отпевание были обязательными - большое кол-во храмов было оправдано, как оправданы были отделения "Почты" в каждом даже самом захудалом поселке СССР. Потому что в царские времена Церковь была кровеносной информационной системой, роль которой в советское время исполняла "почта".

В наши дни нет такой актуальности в кол-ве церквей, как в дореволюционное время. Но некая генетическая память об старой инфраструктуре осталась. Но очень сильно изменился социальный контекст, социальный дискурс. Людей стало попросту больше. Люди стали разными.

Нельзя сказать, что противников строительства храмов большинство. Их не много. Это так просто потому, что никто не ставил бы храмы, не будь они рентабельны. А значит, строитель храма предполагает, что ходить в него будут.

Неужели будут?

Да, будут.

А значит?

А значит, мы имеем дело с кучкой очень громкоголосых активистов и большим кол-вом тех, кто просто молчит. Ведь большое кол-во людей просто не вмешивается в эти трения. И сам факт желания поставить храм основан в том числе на понимании, что он будет успешен в данном месте. Ходить в него будут. А это означает, что востребованность у храма в этом месте присутствует. Другое дело, что нравится это не всем.

А почему это нравится не всем?

См. выше. Людей стало больше, люди стали разными. Когда у вас деревня из 800 человек, храм поставить не трудно, потому что "надо же где-то креститься, где-то отпевать, где-то венчать". Людей включали в процесс строительства храма. Вся эта система именных кирпичей - это именно способ получить лояльность жителей. Если твой кирпичик с твоим именем есть в стене храма - это и твой храм в том числе. И ты против него не будешь. Ведь в нем частица твоей души, твое имя.

Что же раздражает людей в наличии храма? Ну, во первых, парков и правда мало. Гулять негде с детьми. Когда лично ты не воцерковленный христианин, ты не против Православия, но тебя можно назвать равнодушным - ты негативно отреагируешь на потерю тобой жилого пространства.

Некоторым мешает колокольный звон перед службой. Допустим, ты любишь днем поспать. А часа в четыре начинается благовест перед службой. И ты это слышишь и тебя это может раздражать. Ведь к вере ты равнодушен. Пока все, что ты видишь - вера как-то мешает. В данном случае погулять или поспать.

Можно долго рассуждать о том, что "для РПЦ главное бизнес" или напротив, бросаться на активистов с кулаками, мол "да вы все тут бесноватые". На самом деле, как мне думается, представителями РПЦ стоило бы проводить больше разъяснительной работы. Работать не с позиции силы, а производить работу по просвещению. Почему храм, почему именно в этом месте, какие будут плюсы от наличия храма и т.д

Потому что храм откровенно вредным быть не может. Во первых, возле храма стабильно ниже преступность. Потому что преступники часто суеверны и откровенно грабить или убивать возле храма и в прямой видимости храма все-таки избегают.

Считается, что храм освящает место вокруг себя. Освещает - улучшает духовную атмосферу. Вот если возле тюрьмы или больницы чувствуется в воздухе какая-то мрачная духота, храм вроде как напротив, разряжает атмосферу.

Можно долго дискутировать о том, что "в этом храме будут всего лишь позабывшие веру представители РПЦ". Ну, это схоластика все, друзья мои. Что значит "позабывшие веру"? Служба имеет определенную последовательность молитв в определенном порядке. Каким бы священник и его мотивы не были - эту службу он вычитает (а хор споет) строго по определенному уставу. Служебный ритуал будет выполнен 100%.

И как показывает практика - людям нужны ритуалы. Вы можете сказать "да кому нужны ритуалы". Ок. Вы согласны, чтобы ваше тело после смерти бросили в лесу?

Храм - место ритуальное. Храм отвечает на потребность человека в ритуалах. Не будь потребности в ритуалах - не было бы в мире ни одного храма. А бороться с потребностями - дело не благодарное. Это заведомый проигрыш.
Сегодня надо быть в хорошем смысле эгоистом. В хорошем - это значит "брать для себя от жизни полезное". Не "все", а полезное. Если есть способ сделать жену, мужа, сына добрее и мягче - это стоит использовать. Если есть способ хоть как-то повлиять на родственников, ведущих себя не корректно - вспомните про церковь.

Как ни крути, а откровенно против Бога пока готовы идти далеко не каждый второй и даже не каждый десятый. Все под Богом ходим. И откровенно плевать в небо - боимся. Вот бы нам еще и святого желания не просто бояться, а любить небо. И приходить в храм не к священнику (ну правда, Бог его знает - каков он), а к небу. И искать неба в храме.

Тогда точно не ошибешься и не разочаруешься. Ведь ищущий находит именно то, что ищет.

Слово «храм»: означает разделение.

В древности храм был перекрестком или водоразделом между небом и землей.

Считалось, что земной храм: копия храма небесного.

Если вам явится этот знак, постарайтесь создать внутренний храм или святилище в себе.

Толкование снов из Американского сонника

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Храм

Храм - Дух. Состояние храма говорит о состояние вашего духа, если вы во сне относитесь к Х. с благоговением. Если не испытываете душевного трепета, то см. "Собор". Если Х. происходит священнодействие любого рода - вы душевно растете. Если даете какую-либо клятву - вы наяву выходите на уровень Служения Закону Бытия. Строить Х. - трудиться во благо построения духовного общества. Украшать Х. - за мишурой вы скрываете нищету своего духа. Развалины Х. - вы не выполняете свои кармические задачи, жизнь проходит впустую. Люди в Х. - ищите своих единомышленников. Настоятель Х. - ищите духовного Учителя, возможно, он уже пришел, но вы его не разглядели.

Толкование снов из

22/07/05
Живу в спальном районе, две церкви рядом, на расстоянии 2-х километров друг от друга. Я понимаю, конечно, что возросший уровень нравственности предполагает тягу к религии, но не до такой же степени… Мне что-то совсем не нравится просыпаться под звон колоколов с утра пораньше, когда и восьми еще нет… Здесь как-то с ужасом проснулась от этой «благодати» - подумала, что уже на кладбище…:))

Светогор , 22/07/05
Во-первых, я их ненавижу за то, что они как поганки повырастали после радиоактивного дождя (читай после всеобщего обнищания Русского народа). А во-вторых, за то, что несмотря на то, что в конституции РФ и записано "...Россия - светское государство...", - повсюду, где только можно (в детсадах, школах и даже на зоне) идет массирован-ное НАСАЖДЕНИЕ ИУДОХРИСТИАНСТВА!!! И в-третьих, за то, что на постройку этих мерзких избушек вырубается РУССКИЙ ЛЕС.

Mayflower , 27/12/05
Другого слова не подберу - задолбали! Везде понатыканы эти дома с крестами для сбора денег на нужды попов. Скучающие домохозяйки в платочках и экзальтированные девочки с закатившимися глазами прутся чуть ли не каждый день на встречу с богом... А нормальные люди должны слушать этот долбаный перезвон и умиляться на этих "святош", так что ли?

cemetery man , 12/08/07
Я не имею ничего против нескольких красивых церквей в черте города,я даже не против Храма Христа Спасителя,этого памятника Лужкова самому себе,хотя за те деньги,что стоила его реконструкция,можно было построить десять приютов для бездомных.А что милее Богу:вычурный златокупольный храм в его честь, или милосердие к бедным людям?Если первое,_такой Бог не стоит поклонения.Но сейчас,церкви плодятся,как грибы под дождем.Церковь уже столкнулась с наукой,недавно вспыхнул конфликт по поводу введения в школьную программу основ православия.Вера или неверие-личное дело каждого,но государство должно оставаться светским.

Гуталиновый шЫк , 13/07/08
Так как, в большинстве своем, церкви эти православные, а православие есть ересь и мерзость пред лицом Божьим, я предлагаю сжечь половину из них, вместе с внезапно запертыми там во время "богослужения" (как они смеют величать это кощунство над обрядами истинной Католической церкви) еретиками - пусть почувствуют себя героями перед смертью.

Гуталиновый шЫк , 23/07/08
Brian Boru, ты мне будешь рассказывать про славные деяния моих предков? Ха-ха! Если хочешь знать, в Ливонскую войну они немало таких вот "церквей" пожгли вместе с населением городов, предварительно туда согнанным. Покайся за попытку оклеветать Святую Церковь Католическую и, быть может, твои муки в Аду будут не так страшны.