Ходят ли на кладбище в день пасхи.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

Известно, что у Бога все живы, однако многие считают, что посещение кладбища на Пасху приравнивается к греху. Мы расскажем, можно ли поминать усопших в этот день или стоит от этого воздержаться.

Уже давно люди разделились на два лагеря: одни считают Светлую Пасху поводом почтить усопших, другие утверждают, что это неприемлемо, даже грешно. Стоит разобраться в сути праздника.

Служители Бога объясняют, что Пасха — это «день мертвых», так как по преданию Иисус спустился в преисподнюю, дабы рассказать о вечной жизни и спасении рода человеческого. А уже после воскрес.

Так можно или нельзя ходить на кладбище в Пасху?

Традиция посещать кладбище появилась в советские времена, когда многие храмы были закрыты, а упоминание о вере наказывалось властями. Людям хотелось разделить святость этого праздника со своими близкими, но в церковь попасть было трудно. Поэтому найденная альтернатива встречаться у могил обратилась в некоторую традицию. Многие выпивали на кладбище и оставляли на надгробиях яства: крашеные яйца и куличи, дабы почтить память родных. Однако сейчас это приравнивается к язычеству, а любое чрезмерное употребление спиртных напитков вообще недопустимо в этот день, тем более на кладбище.

В наше время священнослужители призывают к восстановлению церковных устоев. Необходимо пребывать в храме в день Христовой Пасхи, воспевать и восхвалять Спасителя. Для посещения кладбища отведен специальный праздник — Радоница, в который можно сходить на кладбище, почтить память тех, кто ушел. Радоница бывает на девятый день после Пасхи, именно в это время стоит оплакать и помянуть усопших.


Что будет, если все же пойти на кладбище?

Церковь не возбраняет посещение кладбища в дни ликования, особенно если душа рвется почтить память любимых и родных. Однако, учитывая человеческую психологию, стоит воздержаться от таких визитов. Не каждый сможет вместить в себе радость и скорбь одновременно, а пасхальным днем нужно в первую очередь наслаждаться, отказавшись от всех забот.

Поэтому священники настоятельно просят отказаться от посещения могил и проведения на них панихид. Истинные православные люди не преступают этот канон и проводят Пасху в радости, а в родительский день уже делятся этим с усопшими.

Известно также, что если человек умирает на Пасху — это считается благоволением Божьим. Даже отпевание в этот день проходит по особому, пасхальному чину, что означает огромную милость на «том свете».

Посещение кладбища в Святой праздник не будет считаться грехом, но и дозволения со стороны церкви вы на это не получите. Особенно стоит отметить, что Пасха — это день радости, которой и так не много в нашем мире. Не омрачайте этот день скорбью: это может плохо сказаться на вашем состоянии в течение последующего года. Лучше посетить кладбище и помолиться за усопших в предназначенный для этого праздник — Радоницу. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

13.04.2017 07:25

Родительские субботы широко известны в народе. В эти дни принято ходить на кладбища и поминать...

Церковь считает, что нельзя ходить на кладбище в Пасху – это нарушает традиции православного христианства. Пасха – это праздник Христова Воскресения, которому радуются христиане всего мира. Не следует омрачать праздник торжества жизни, превращая его в “день кладбища”. Для поминовения, поминальных панихид отведены определенные дни, которых следует придерживаться.

Пасха для многих не только большой праздник, но и день, когда они отправляются на кладбище поминать близких. Эта традиция соблюдается в течение нескольких поколений. Никто уже не помнит, когда и по каким причинам сложился обычай идти к могилам усопших на Пасху. Посещающие могилы в этот день и не знают, что по мнению православной церкви нельзя ходить на кладбище в Пасху, нарушая все уставы.

Пасха – великий день, когда христиане по всему миру радостно празднуют Воскресение Иисуса, и это светлое торжество несовместимо со скорбью об усопших. Именно поэтому нельзя ходить на кладбище в Пасху. Церковные каноны не рекомендуют также приходить к местам погребения в Рождество, на Троицу, Благовещение, некоторые другие христианские праздники.

В пятницу Сын Божий принял смерть мученика на кресте, искупая тем самым грехи человечества. После этого его перенесли в пещеру, где и оставили. В воскресенье ночью Мария Магдалина с другими христианками пришла проститься с Иисусом, отдать ему последнюю уважительную дань.

Совет. Сходите на исповедь в церковь!

Войдя в пещеру, они обнаружили, что там нет тела Иисуса, а появившиеся ангелы обрадовали их вестью, что Сын Божий воскрес. Большая радость тут же разнеслась по всем христианам, люди ходили от дома к дому и сообщали о вести, веселились и поздравляли друг друга. Жизнь одержала верх над смертью, поэтому нельзя ходить на скорбное кладбище в Пасху, омрачая ее торжество.

С тех пор в пасхальный день стало обычаем ходить по домам и сообщать о Воскресении Христа. И в наши дни в деревнях дети начинают ходить по домам еще затемно, получая за хорошее сообщение подарки. Пасха – важнейший праздник христианства. В этот день принято кушать куличи, красить яйца, поздравлять родственников с великим днём, ходить в церковь, накрывать обильные столы, радостно веселясь.

Нужно ли ходить на кладбище на Пасху?

Посещение могил сопровождается печалью и скорбью, связанными с утратой близких людей – это противоречит светлой торжественности дня. По этой причине церковь советует не путать эти понятия. Просвещенные верующие понимают, что на кладбище в Светлую Пасху ходить нельзя, нарушая особую праздничность дня. Для посещения могил близких есть специальные, особые дни.

Пояснения священников

Церковь утверждает, что нельзя ходить на кладбище на Пасху, но страшным грехом это не признает. Всеволод Чаплин , глава одного из синодальных отделов, сообщил, что ходить к могилам в пасхальный праздник люди приучились в советское время. Они не были осведомлены о православных традициях. Чаплин уверен, что помолиться об усопших можно и в этот день, но в “день кладбища” превращать его не нужно. Патриарх Алексий II выразился по этому поводу, что дни поминовения церковью строго определены, и Пасха к ним не относится.

В какие дни ходить на кладбище?

Об ушедших в иной мир забывать непригоже , нужно посещать могилы, поминать. Ходить в Пасху на кладбище нельзя, но есть другие дни, в которые можно и нужно устраивать поминание. Перед посещением желательно сходить на службу в церковь, помолиться, для выполнения поминовения передать записочку с именами усопших. Молитва – это самое большое, что может дать живой мертвому. Даже памятник и обустроенная территория у захоронения не столь существенны – это только благая традиция.

Посещать могилы можно в следующие дни:

1. Дмитриевская суббота. Следует после дня мученика Дмитрия Солунского (8 ноября) в субботу. В православии считается родительской субботой, днем всеобщего поминовения.

2. Троицкая родительская суббота непосредственно перед Троицей. Считается вселенской. В этот день проходит общецерковное поминовение усопших, во время панихид церковь поминает всех христиан, упокоившихся в мире ином.

3. Субботы Великого поста (2,3,4) – в эти дни можно помянуть лично дорогих людей.

4. Мясопустная суббота. Приходится на день за неделю до поста (Великого). Считается вселенской субботой, когда устраиваются поминальные трапезы, люди ходят к могилам.

5. Радоница . Каждый год день поминовения приходится на вторник, следующий через неделю после Пасхи. Именно в этот день убирают могилки.

6. Дни годовщин смерти. Отмечаются по календарю.

Смысл богослужений во время двух вселенских суббот заключается в молитве за всех почивших, даже независимо от личной близости, в особенности за тех, кого некому помянуть.

Поминовение усопших в дни Пасхи – как оно осуществляется? Одобряется ли это Православной Церковью? На эти вопросы ответит протоиерей Александр Ильяшенко.

Поминовение усопших на Пасху

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря, председатель редакционного совета сайта :

– это самый главный праздник в году. Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших.

Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды. Если кто–то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма. А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.

Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.

Как поминают усопших в дни Пасхи?

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.
Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей .

Как правильно поминать усопших?

Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.
Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После Литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Как вести себя на кладбище?

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление . Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в “Полном православном молитвослове для мирян” и в брошюре “Как вести себя на кладбище”, выпущенных нашим издательством).
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

с использованием материалов сайта zavet.ru

Для многих Пасха это не только праздник, но и день поминовения близких. Сегодня о том, почему на Пасху нельзя ходить на кладбище.

Очень во многих семьях принято на Пасху ходить на кладбище поминать умерших, не просто поменять традиции нескольких поколений и убедить почему этого нельзя делать.

Пасха светлый праздник, несущий радость от того, что случилось невозможное-Воскресение из царства мертвых. Это событие стало радостным не только для матери и близких Иисуса Христа, для многих людей в тот момент появилась надежда и вера укрепленная и подтвержденная Воскресением. Потому это один из немногих церковных праздников когда служители Веры призывают радоваться, а не скорбеть. В этом вся суть праздника Пасхи- жизнь победила смерть, и праздник призывает радоваться жизни. Вот почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, т.к. посещение кладбища предполагает скорбь, а скорбь в этот день противоречит смыслу праздника Пасхи, т.е. радости.

Есть еще одно объяснение почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, дело в том, считается, что на страстной неделе умершие родственники уходят их рая и имеют возможность прийти на Землю (из ада выхода нет). Говорят, что если на Пасхальной недели вам приснится кто-то из умерших, то общение это будет не во сне, а на яву, все, что будет сказано считается не сном.

Возникает вопрос почему же во многих семьях есть традиция посещать кладбище именно на Пасху? Священнослужители это объясняют так: в советское время церковь находилась под запретом, но Пасха слишком большой праздник и люди его не могли игнорировать и потому шли «отмечать» его на кладбище, таким образом несколько поколений выросло на этой вынужденной традиции. Теперь же священнослужители, разъясняют почему нельзя на Пасху ходить на кладбище пытаясь образумить людей.

Конечно, в один из самых больших праздников в году нельзя выполнять никакой работы-шить, стирать, убирать (в т.ч. подметать, мыть посуду хотя бы в первой половине дня), убирать или что-сажать в огороде и в том числе, нельзя в этот день убирать на кладбище, красить кресты и т.п. Все приготовления нужно закончить в Чистый четверг, в субботу до обеда можно что-то доделать не существенное.

Для поминовения усопших есть другой день называется Радоница припадает он обычно на вторник через неделю после Пасхи, в церкви в этот день читается особая панихида с пасхальными песнопениями символизирующие радость от Воскресения, потому день назван Радоница, т.е. радование, радость. По церковным устоям положено в этот день поминать усопших и посещать кладбище. Возможно из-за того, что этот день рабочий массово кладбище посещают на день раньше, в воскресенье, у нас это называют Красная горка, мы идем на кладбище на Красную горку. На самом деле Красная горка языческий праздник не имеющий отношения ни к кладбищу, ни к поминовению, но отмечался он примерно в это время наши давние пращуры праздновали приход тепла и весны, вот так все перемешалось.

Говорить, что нельзя ходить на кладбище на Пасху, не совсем верно, это скорее не правильно как если в День рождения устроить поминки. За то, что люди все еще ходят на Пасху на кладбище греха не предусмотрено, но это не правильно.

.

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день , а не на , когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий ». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы.

Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика ».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых ». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы:

«В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало».

Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых », он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи:

«О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху - это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить ». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».