Говорю вам не противься злому. «Не противься злому; но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

Наверняка каждому приходилось слышать выражение: «Око за око, и зуб за зуб», и наверняка каждый задавался вопросом: «Как можно, получив удар в одну щеку, обратить к обидчику и другую?»

Сегодня мы поразмышляем об этом.

«Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб» (Матфея 5:38) . Эта заповедь из Нагорной проповеди Иисуса не свойственна человеку, потому что в большинстве случаев у нас возникает ответная реакция на зло, этим мы пытаемся защитить себя и тех, кто нам дорог, или то, что нам дорого. Поэтому хотелось бы глубже понять, о чем Христос говорит в Своей проповеди.

Чтобы разобраться в этом, нам нужно вспомнить то время в какое были сказаны эти слова и кому они были сказаны. Израиль жил тогда под оккупационным режимом Рима, и, как следствие этого, в народе рос дух недовольства и дух отмщения за все то, что сделал и делает Рим своей железной хваткой. И действительно, сталкиваясь постоянно с римскими солдатами, иудеи имели достаточно причин для раздражения. Поэтому слова Христа были воспринимаемы ими с непониманием, таким же, с каким воспринимаем сегодня и мы их, а, быть может, и с большим.

В словах «око за око» упомянута ссылка на древний кодекс Лекс Талионис, закон возмездия. Его можно найти, по крайней мере, в трех местах Ветхого Завета. Например, в Левит 24:19, 20 сказано: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал. Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» . Критики часто цитируют законы в Ветхом Завете, как самые варварские. Но, прежде чем быть слишком критичными, рассмотрим, каково было их назначение.

Во-первых, важно понять, что целью указанных ветхозаветных законов было придать законную силу не жестокости, а милости. Ведь бесконтрольная месть может принимать ужасную форму. Иногда вражда между семьями выливается в кровную месть. Ветхозаветное законодательство установило границы возмездия. Следовательно, никто не может настаивать на большем наказании, чем того заслуживает само преступление.

Во-вторых, закон должен был проводиться в жизнь не всеми, кому вздумается, а только людьми, стоящими у власти, с целью соблюсти гражданский порядок. Это были судьи, устанавливающие меру наказания. Никто не имел право сам лично воздавать за обиду. Впоследствии иудеи вместо буквального исполнения закона Лекс Талионис платили денежную компенсацию.

В те давние времена Бог учил людей тому же, чему Он учил их во времена Христа и учит сегодня – любви. То, что так трудно даётся человеку, но так необходимо ему. Об этом говорят цитаты из Ветхого Завета: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19:18); «Не говори: “Как он поступил со мной, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его”» (Притчи 24:22); «Если голоден враг твой, накорми его хлебом» (Притчи 25:21).

Следовательно, даже в Ветхом Завете Божий идеал, предложенный людям, заключается в проявлении милости, а не в строгом возмездии. Проявление милости характерно для обоих заветов. Бог дает ее нам, а наше дело – передавать ее дальше.

А теперь обратимся к самому парадоксальному утверждению Иисуса в Нагорной проповеди: «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матфея 5:39).

Пощечина была для иудея самым большим личным оскорблением. В Израиле презрение к человеку показывалось ударом тыльной стороны ладони по правой щеке. Поэтому, когда Христос говорит: «обрати к нему другую», это значит: развернись, оборотись, не отвечай на это. Это соответствует совету апостола Петра: “Не воздавайте злом на зло или ругательством на ругательство“ (1Петра 3:9).

Непротивление злу насилием символизирует немстительный, кроткий и нежный дух, характеризующий граждан Божьего Царства.

Христос желает изменить наши сердца и наши внешние поступки. Когда меня бьют, мне хочется нанести ответный удар. Именно это беспокоит Иисуса. Он говорит нам, что мы должны избегать насилия подобного духа. Нам необходимо быть похожими на Иисуса, Который терпел личные оскорбления и не воздавал обидчикам тем же.

“Не противься“. Противился ли Христос злу? Да конечно. Вся жизнь Его была посвящена борьбе со злом. Но Он знал секрет победы над злом и поэтому Он победил его. Его враги были обезоружены Его любовью и становились Его друзьями. Вот слова, в которых тайна победы: “Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром“ (Римлянам 12:21).

Подготовила Ю. Коровина

На вопрос Мф. , 5, 39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; ++см внутри заданный автором Ђэрыкы лучший ответ это Вообще-то я руководствуюсь декалогом Моисея, а не этими нежизнеспособными заповедями Христа.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Мф. , 5, 39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; ++см внутри

Ответ от Невролог [гуру]
В некоторых случаях это помогает сохранить собственную жизнь. Во многих странах это рекомендовано полицией - дескать, грабителя найти и вернуть кошелёк мы попробуем, а вот воскресить вас уже никто не сможет.


Ответ от Керосин [гуру]
те кто от Бога те и поступать будут соответственно, а кто ни так ни сяк, кучу оправданий придумают, начиная с дальних родственников и заканчивая Президентом:)))


Ответ от Lubashenka [гуру]
Если человек столкнулся с вооруженным грабителем, что ему делать? Иисус учил: «Не отплачивай злому человеку тем же» (Матфея 5:39). Он также говорил: «От того, кто забирает твою верхнюю одежду, не прячь и нижнюю» (Луки 6:29). Иисус не поощрял применять оружие для защиты имущества. В случае вооруженного нападения благоразумнее всего, не сопротивляясь, отдать все ценное. Ведь жизнь намного дороже любых вещей!
Очевидно, в определенных обстоятельствах разумная самозащита оправданна. У людей есть право защищать себя и своих родных при нападении и смертельной опасности. Библия не запрещает применять разумные меры защиты в тех случаях, когда нельзя убежать. Однако благоразумие подсказывает, что лучше всего избегать потенциально опасных ситуаций (Притчи 16:32).


Ответ от работоспособный [гуру]
вы приводите часть фразы, в нужном для вашего понимания смысле, из того, о чем говорит Сын Божий Иисус Христос. Он говорит о - СОВЕСТИ! А о какой совести можно говорить, приводя вас или врагов в сравнение? Если для вас нет ничего Святого!
вы так ничего и не поняли. Впрочем, об этом и пророчествует Сын Божий Иисус Христос. Всё, что Он говорит - сбывается, и это факт неоспоримый. Времена, о которых Им сказано, близки. Жаль, что не каждый это видит.
Сын Божий Иисус Христос, отвечая им, сказал: "Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. " (Евангелие от Иоанна 7: 16-18)
Сын Божий Иисус Христос, говорит: "с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. " (Евангелие от Луки 7: 31-32)

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» .
Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? »
И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» .
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
Был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» .
Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? »
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: «так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» .
************************************************************
Мира, Добра и Любви вам.


Ответ от ******* [гуру]
Не знаю, кому из Православных христиан как удаётся выполнить эту заповедь, но те, кто хотят идти по пути Христовому, пытаются её исполнять и побеждать зло добром, и иногда это лучше останавливает злого, чем месть.
Эту заповедь нужно соблюдать. Но предательство своих родственников, своей страны, да и вообще любого человека перед лицом опасности - больший грех, поэтому необходимы и полиция, и суды, и армия. Подобное "непротивление злу вообще" - толстовское лжеучение, не имеющее ничего общего с Христианской любовью.


Ответ от По делу [гуру]
Просто вы не хотите понять


Ответ от Ђатьяна Белякова [мастер]
Что имел в виду Иисус? Побуждал ли он своих последователей молча сносить плохое обращение? Ожидается ли, что христиане будут молча страдать, не ища никакой правовой защиты?
Чтобы понять смысл слов Иисуса, нужно рассмотреть их в контексте, а также принять во внимание, кому они были адресованы. Перед тем как их произнести, Иисус упомянул о законе, который его слушатели хорошо знали из Священного Писания. Он сказал: «Глаз за глаз и зуб за зуб» (Матфея 5:38).
Закон, на который ссылался Иисус, записан в книгах Исход 21:24 и Левит 24:20. Следует отметить, что предусматриваемое им наказание «глаз за глаз» применялось только после суда: нарушителя закона приводили к священникам и судьям, которые тщательно исследовали обстоятельства дела и устанавливали, было ли преступление умышленным (Второзаконие 19:15-21).
Со временем иудеи стали применять этот закон неправильно. В XIX веке библеист Адам Кларк по этому поводу написал: «Создается впечатление, что иудеи стали пользоваться законом [глаз за глаз] , дабы оправдывать затаенную ненависть и причинение зла обидчику. Нередко месть была беспощадной и влекла за собой еще большее зло, нежели то, которое ее вызвало» . Однако Священное Писание никоим образом не одобряет месть и вражду.
Напротив, истинный смысл Божьего закона, данного израильтянам, становится понятен именно благодаря учению Христа из его Нагорной проповеди. Призывая подставить другую щеку, Иисус не имел в виду, что, если кого-то из его учеников ударят по одной щеке, тот должен буквально повернуться и подставить для удара и вторую. Во времена, когда писалась Библия (что можно сказать и о наших днях) , пощечину наносили не для того, чтобы ранить человека физически, а чтобы его оскорбить или спровоцировать.
Очевидно, Иисус говорил о том, что, когда нас провоцируют на конфликт с помощью буквальной пощечины или злых слов, не следует отвечать обидчику тем же. Вместо этого нужно постараться разорвать порочный круг мести, не воздавая злом за зло (Римлянам 12:17).
К тому же слова Христа очень напоминают следующее высказывание Соломона: «Не говори: „Как он поступил со мной, так и я поступлю с ним. Отплачу каждому по его делам“» (Притчи 24:29). Христиане готовы повернуть другую щеку в том смысле, что не поддаются на провокацию и отказываются идти на конфликт (2 Тимофею 2:24).
Подставить другую щеку не означает бездействовать, когда на нас нападают и хотят причинить физический вред. Иисус не подразумевал, что мы вообще не должны защищаться. Скорее, он имел в виду, что не следует применять силу, чтобы, поддавшись на провокацию, кому-то отомстить. Конечно, лучше избегать столкновений. Однако, если мы становимся жертвой преступления, вполне уместно защищаться и обратиться за помощью в правоохранительные органы.


Ответ от Віктор Вітковський [гуру]
Первый признак христианина это не отвечать злом на зло:
"Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. "(к Римлянам 12:19)
"Вы знаете, что было сказано: «Око за око и зуб за зуб» . А Я говорю вам: не мсти тому, кто причинил тебе зло. "(от Матфея 5:38-39) перевод "Радостная весть"
в этом и суть.
Как Христос отреагировал на удар по щеке:"“Один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? ” (Иоан. 18:22-23).
и как Павел:"Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.
Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. "(Деяния 23:2-3)


Ответ от Колясик [гуру]
чудо - религия))

Много в Евангелии призывов, которые непросто понять, а еще сложнее - применить в собственной жизни. И есть в Нагорной проповеди одно радикальное требование: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф 5:38–42).

Выполнить это очень трудно, поэтому уже древний толкователь Ориген настаивал: это надо понимать иносказательно. Он ссылался на то обстоятельство, что бьют по щеке обычно правой рукой и, стало быть, попадают по левой стороне лица. Значит, Христос как бы намекает: не понимайте этого буквально. И сегодня некоторые толкователи хотят уйти от этой проблемы, считая, что удар наносится тыльной стороной ладони - это не настоящий удар, а скорее жест презрения.

Допустим, про пощечину - иносказательно. А как про рубашку? Как про поприще, то есть про милю, которую тебя заставляют куда-то проходить (так римские легионеры могли заставить местных жителей нести следом за ними их поклажу)? Как быть с просящими - к нам ведь постоянно обращаются с просьбами? И как, самое главное, быть с этим удивительным призывом не противиться злому? Может быть, его и понимать надо несколько иначе: не противьтесь злу? По-гречески сказано ἀντιστῆναι τῷ πονηρῷ, и в дательном падеже не видно, употреблен здесь мужской род (и тогда это кто-то злой) или средний (и тогда - зло вообще).

В свое время Л. Н. Толстой утверждал, что Христос вообще запретил всякое сопротивление злу. Например, в случае нападения врага воевать с ним не надо, он со временем уйдет сам. К сожалению, весь опыт XX века такой надежде противоречит.
Посмотрим на контекст этой заповеди. Мы видим, что Нагорная проповедь обращена к отдельным людям, и эта заповедь стоит в ряду прочих, описывающих отношения между людьми, более того - между членами христианской общины. Нагорная проповедь не требует оставлять безнаказанными преступников, бьющих людей по щекам или отнимающих у них одежду. Общество обязано противостоять насилию, будь то насилие внешнее (война) или внутреннее (преступность). Зато каждый отдельный человек может и не отстаивать своих личных прав и не мстить за их нарушение.

Но все равно остается вопрос: что имеется здесь в виду под «злым», или «злом», и что - под противлением ему? Что касается слова «зло», то о нем крайне мало говорится в Библии. Бытовая, повседневная религиозность обычно уделяет злу очень много внимания: нечистая сила, грехи и пороки занимают в ней огромное место. Это страшная опасность, и важно сберечься от ее воздействия: многочисленные табу, обереги от демонов, заклинания и ритуалы… Но ничего этого нет в Библии, хотя она много говорит о грехах и приводит списки запретных поступков (особенно много их в Ветхом Завете). Зло в ней занимает очень скромное место.

Когда Бог творит этот мир, то постоянным рефреном звучат слова «и увидел Бог, что это хорошо» (Быт 1:10 и др.). Но откуда же тогда взялось зло на этом свете? Хотя мы знаем ответ, но не из Книги Бытие: никакой истории о падших ангелах в ней нет. Змей-искуситель появляется там, где начинается история человека. Он предлагает Еве вкусить плодов с древа познания добра и зла - все выглядит так, словно никакого зла и не было бы в жизни человека, если бы Ева его не послушалась. И так оно на самом деле и есть: добро и зло - такая же пара, как день и ночь или море и суша. Иначе говоря, не всегда существовали оба эти понятия. Было время, когда мир был «хорош весьма», целиком и полностью, и в нем не было никакого зла, оно проникло в мир из-за сделанного человеком выбора.

Это один из важнейших библейских уроков, которые люди склонны забывать: не существует никакого изначального и всесильного зла, от которого мы могли бы оградить себя при помощи обрядов, молитв и амулетов. Зло есть понятие относительное, оно возникает там, где человек отказывается от добра, как тьма возникает только там, где нет света. И дальше в той же самой Книге Бытие мы всюду видим, что о зле можно говорить лишь в связи с поведением человека: «...помышление сердца человеческого - зло от юности его…» (Быт 8:21). Собственно, потому оказался необходим и Закон. «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» (Втор 30:15) - то есть Закон упорядочивает понятия добра и зла так же, как ход небесных светил упорядочивает смену дня и ночи.

Кстати, и Закон постоянно подчеркивает этот межличностный характер зла: тот или иной грех есть «мерзость пред Господом» (напр., Втор 23:18). То есть грех не просто нарушение табу, это вред, причиненный отношениям между Богом и человеком или между человеком и его ближним.

Но слово «зло», конечно, может употребляться и в других значениях. Самые удивительные строки - в Книге пророка Исаии: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис 45:7). Синодальный перевод еще довольно гладок, а в оригинале там сказано не «произвожу бедствия», а буквально «творю зло» (בֹורֵא רָע), причем употреблен тот же самый глагол ברא, что и в истории о сотворении мира. По одной этой цитате можно было бы подумать, что добро и зло сотворены Господом. Но параллель «образую свет и творю тьму», которая явно отсылает нас к истории о сотворении мира, все объясняет: Господь, конечно же, не творил тьмы так, как Он сотворил свет. Тьма есть отсутствие света, и Господь, как Владыка этого мира, может сделать так, что тот или иной человек окажется во тьме. И «зло» в данном случае - это бедствие, которое приключается с человеком. Это, казалось бы, совсем другое значение этого слова, но на самом деле оно очень похоже на первое, на зло, которое человек творит по отношению к Богу или к другому человеку. Только здесь злом называется уже скорее реакция на изначальное зло, то повреждение, которое возникло в отношениях между Богом и людьми и которое имеет самые печальные последствия.


Очень интересна в этом отношении Книга пророка Ионы. Она, пожалуй, заслуживает того, чтобы назвать ее ветхозаветным трактатом о зле, только вместо скучных определений в ней даны живые и яркие рассказы. Слово רָעָה (зло) употреблено в ней девять раз (см.: Иона 1:2, 1:7, 1:8, 3:7, 3:8, 3:10, 4:1, 4:2, 4:6), но ни один перевод не может сохранить тут последовательности. Судите сами: жители города Ниневии творят злодеяния перед Богом, и за это Бог решает их покарать бедствиями. Возвестить их городу должен пророк Иона, но он бежит от своей миссии, и тогда корабль, на котором он плывет, попадает в злую бурю. Он все же проповедует ниневитянам, и тогда они раскаиваются в своих злодеяниях, и Господь отменяет бедствие. Иону же охватывает злость по этому поводу: как это они останутся безнаказанными? Тогда Господь ставит его самого в трудное положение: злой зной мучает его, и нет никакой защиты. Господь дает Ионе урок милосердия, а нам всем показывает, что такое на самом деле зло, откуда оно возникает, к чему приводит и как можно от него избавиться. И когда мы размышляем о евангельской заповеди, то пример Ионы, пожалуй, будет очень кстати: он ведь именно что боролся со злом, стремился его наказать, говорил с ним на одном языке... Господь взял и принял это зло на Себя, простил этих людей, а Иона не сразу готов был с этим согласиться.

Но что такое «противиться» в Нагорной проповеди, в пятой главе Евангелия от Матфея? Греческий глагол ἀντιστῆναι означает «противоборство, противостояние, часто военного или судебного характера». Судебный контекст задан стихами 25–26 той же главы: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». Вот, собственно, и первый ответ на этот вопрос: не судись со злодеем, а то еще не известно, выйдешь ли ты сам с этого суда оправданным.

В Новом Завете этот глагол встречается еще несколько раз, в основном в значении активного противодействия: «А Елима волхв… противился им, стараясь отвратить проконсула от веры» (Деян 13:8). То есть не просто возражал, но активно боролся за свою идею. Потерпел поражение, как мы видим. Очень интересную параллель можно найти в Послании к Римлянам, где этот глагол использован целых три раза: «Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим 13:2). Подобные высказывания Павла не раз вызывали в истории вопросы: это что же, надо безропотно исполнять любые повеления властей? А если они расходятся с ясно выраженной в заповедях волей Божьей? Что же тогда христианские мученики отказывались принести жертву идолам по первому требованию законных властей? Но не противиться и не противостоять еще не значит во всем соглашаться. Мученики отказались выполнять требования своих правителей, но они не поднимали восстаний, не пытались эти власти свергнуть. Иными словами, они не боролись со злом методами зла, не старались победить дракона, чтобы самому стать драконом. К сожалению, далеко не всегда так это выглядело в истории христианства.

В Послании Иакова мы читаем слова, которые как будто противоречат евангельской заповеди: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак 4:7). Даже глагол там употреблен тот же самый, ἀντιστῆναι. Что же, Иаков советует нечто противоположное тому, чему учил Иисус? Ведь дьявол и есть самое высшее проявление зла, так что противостоять ему и значит противостоять злу в наивысшей степени.

На самом деле никакого здесь нет противоречия. Противодействовать можно именно что дьяволу, тому самому змею, который искушал Еву, - злому волевому началу. Вся христианская аскетика - попытка на практике исполнить это наставление Иакова. Но в Библии слово «зло», как мы уже выяснили, обозначает нечто из области межличностных отношений: это разрушение завета между Богом и людьми и все беды, которые из этого проистекают. Это не абсолютное зло, шепчущее тебе на ухо, а та беда, которая приходит к тебе от других людей или твоих собственных поступков.

Следовательно, мы можем предположить, что призыв Христа не противиться злому, означает никак не капитуляцию перед дьяволом, но отказ от борьбы со злом, в ходе которой сторона добра так легко прибегает к чужому оружию и в конце концов становится неотличима от другой стороны. Это отказ от вполне законного сопротивления насилию, проявленному в отношении лично тебя, и примеры с отданной рубашкой, пройденными двумя поприщами и подставленной другой щекой тут совершенно не случайны. Исполнить это действительно очень трудно, и далеко не всегда вообще понятно, как исполнять, но здесь мы видим не столько практическую инструкцию на все случаи жизни, сколько идеал человеческих отношений в Царствии Небесном (ведь вся Нагорная проповедь и говорит о том, что такое это Царствие и как в нем жить).

Да, в этом мире Царствие присутствует порой лишь как горчичное зерно, но Христос доказал не словами, а примером, что исполнение слов о непротивлении злому вполне возможно. На самом деле лучшее толкование на эту заповедь - Голгофа. Христос не сопротивлялся тем, кто хотел Его распять, но Он и прежде креста, и на кресте не соглашался со злом, не потакал ему, не давал ему дороги. И если нужно было умереть, чтобы его остановить, Он был на это готов.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 5, ст. 33-41.

33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35. ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

38. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40. и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41. и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

(Мф. 5, 33–41)

В Нагорной проповеди Господь часто напоминает иудеям о том, что им уже известно. Ветхозаветный закон запрещал клясться именем Божьим. Тем более, что третья заповедь закона Божия запрещала всякое упоминание имени Божьего всуе. Современные Господу иудеи, желая буквально исполнить эту заповедь, вместо этого клялись небом и землей, Иерусалимом, своей головой. Эти-то клятвы и запрещает Спаситель.

Святитель Кирилл Александрийский пишет: «Он запрещает нам клясться небом и землей для того, чтобы мы не воздали твари чести и не боготворили ее… Запрещает также клятву Иерусалимом, поскольку земной Иерусалим есть образ горнего Иерусалима, и только Бог клянется Самим Собой, то есть собственной славой. Поэтому ввиду того, что предмет нашего уподобления превосходит нас, мы не должны клясться ни собой, ни собственной славой. Ибо мы не свободны, как Бог, а находимся под Божьей властью».

Таким образом, зная, что все сотворено Богом, клясться каким-либо Его творением – значит клясться Сотворившим. А потому Христос заповедует: Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 37).

И эти слова говорят о том, что у человека никогда не должно быть необходимости подкреплять истинность своих слов клятвами или гарантиями. Сам характер человека должен сделать клятву совершенно ненужной. Он сам и его поведение должны быть гарантией.

Борис Ильич Гладков поясняет: «Христос требовал от Своих последователей нравственности выше фарисейской: нищий духом, плачущий о своих и чужих грехах, кроткий, правдивый, милостивый, чистый сердцем и водворяющий мир достоин такого уважения, такого доверия, что ему никогда не придется подкреплять слова свои призывом Бога во свидетели; такому человеку должны безусловно верить все; от него никто не потребует клятвы; его слова да или нет будут вернее, надежнее клятвенных уверений грешника».

Продолжая сравнение Своих заповедей с ветхозаветными, Спаситель цитирует древнейший в мире принцип: Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб (Мф. 5, 38).

Этот принцип носит название «закон Талиона», от латинского слова «талио» – возмездие. Принцип этот прост: человек, нанесший урон другому, должен получить равное по силе воздаяние.

Конечно, этот принцип не соотносился с идеалом высокой христианской любви, а потому Спаситель отменяет его действие. Господь призывает не воздавать злом за зло и приводит три примера христианского смирения: Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39).

Евфимий Зигабен отмечает: «Повелевает не только не мстить, а скорее подставлять себя ударяющему, чтобы обуздать его терпением и великодушием. Видя это, он не только не нанесет другого удара, но раскается и в первом и примирится, а если ты будешь противиться, то он еще больше воспламенится и ожесточится».

Приводя следующий пример, Спаситель замечает: и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Мф. 5, 40).

Дело в том, что иудеи по обыкновению носили две одежды: нижнюю рубашку или тунику, на которую накидывалась верхняя одежда, бывшая обыкновенно дороже первой. Спаситель и говорит, что если кто потребует менее ценное, то нужно отдать ему и более ценное, то есть уступить сверх того, что от тебя ожидают.

Следующий образ речи Спаситель заимствует от древнего обычая. Было установлено, что курьеры, везшие какие-либо приказания, имели право требовать себе проводников и в случае их нежелания ехать принуждать к тому силой. А потому Господь наставляет: и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два (Мф. 5, 41), то есть если потребуется услуга, даже несправедливо и с принуждением, необходимо оказать ее вдвойне.

Все эти примеры дают понимание истинного смирения и любви Христовой, показывая нам, дорогие братья и сестры, высоту, на которую мы призваны подняться.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

А Я говорю вам: не противься злому.
Но кто ударит тебя в правую щеку твою,
обрати к нему и другую.
(Матфея 5 - 39)

Это местописание в мире понимают двояко. То есть, если тебя ударят в правую щеку, то дай ему в левый глаз.Такой принцип: он тебе по спине, ты ему по голове и т.д. пока не убьете один одного.

Кто-то берется утверждать: что тут показана слабость христианства.
Ничего подобного! Христос, когда было нужно, то брал веревки и такие столы опрокидывает, что мало не показалось!

Здесь говорится про принцип, который был в заповеди.
Вы слышали, что было сказано древним?! <<Око за око, зуб за зуб>>. Т.е. если у кого-то выбили глаз, то должны были возместить равноценно глазу. Кто-то думает, что надо глаз было выбить, или зуб. Но вопрос стоял в том, что бы было всё равноценно и человек возмещал то, что приравнивалось к оку или зубу.

Иисус Христос говорит о другом.
Удар в щеку. Есть такое выражение - "пощечина".
Это мелкие обиды, бытовые ежедневные дрязги.
Как реагировать?! Что делать?!
Их у нас тысячи ежедневно. Если мы на каждую обиду будем отвечать, то в результате семья разрушится.
Вот о чем хотел сказать Иисус Христос.Как реагировать?!

Что говорит Христос в этом случае?!
НЕ РЕАГИРОВАТЬ! И всё! Не реагировать!!!
Т.е. Христос говорит очень простой принцип, на вопросы:
(Где ты был?! почему так долго?! и т.п.)- не реагируй!!!

Человеку не интересно, где ты был и что ты делал, его не интересует твой ответ, абсолютно. Просто, человек сам раздражен и не знает на ком согнать злость. Его интересует не твой ответ, а твоя реакция.
Поэтому на мелкие обиды НЕ РЕАГИРОВАТЬ!!!
Ты подставил одну щеку?! Подставь другую! И уже нет никакого интереса, нет никакого смысла, пожар потушен, сохранена семья,сохранено даже больше.
Мелкие бытовые обиды можно побеждать только тем, что не реагировать!!!

*****
Типичный случай в маршрутке в часы пик.
- Ты,что слепой?! Куда прешь?!Куда на своих костылях?!
Другой, на повышенных тонах:
-Это ты прешь! Это у тебя костыли! И т.д.

И скандал. А ещё бывают и драки.
С чего всё началось?!
Всего навсего, маршрутка полная и люди не могут пройти не зацепивши один другого; физически, это невозможно.
В цивилизованном обществе подходят к этой проблеме по другому.
Ели ты кого-то зацепил, или наступил на ногу, то обе стороны "конфликта" говорят друг другу " sorry"- простите, мне очень жаль.
А у нас:
- На тебе, на тебе, костылем, по голове, чтоб ты знал!

Скажите, этот ли принцип хотел Христос рассказать?!

Если ты виноват, то подставь другую щеку и скажи:
-Я виноват! Прости!

Одна знакомая,когда приходит домой и видит, что муж нервничает и уже, как говорится, на взводе, заходит в дом со словами:
- Меня мало убить! Меня надо казнить! Я настолько виновата, что делай со мной что хочешь!
Муж в неведении:
- Да,за что тебя убивать?!
И уже не злится! Конфликт исчерпан.

Все решается очень просто, когда подставляешь вторую щеку с такими волшебным словами <<ИЗВИНИ>> , <<ПРОСТИ>>.

*****
(Из серии проповедей Ф.Савочки)
Перевод с украинского.