Говорю вам не противься злому. «Не противься злому; но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

Спрашивает Алла
Отвечает Александра Ланц, 02.06.2010


Вопрос : Как понять эти слова: "А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" ().

Здравствовать вам в Правде Божией, Алла!

Текст, о котором вы спрашиваете, вызывает много споров и недоумений. Это происходит главным образом потому, что читатели Библии не доделывают свою «читательскую» работу до конца, т.е. они берут этот текст и начиниают размышлять над ним в отрыве от самой Библии и в отрыве от Того, Кто произнёс эти слова.

Как вы думаете, Иисус, Который сказал то, о чём вы спрашиваете, Сам исполнял это? Т.е. жил ли Он так, как проповедовал? Если «да», то мы в поисках верного понимания этого стиха должны внимательно читать Евангелия, наблюдая за Иисусом, за тем, как Он относится к Своим противникам, к тем, кто желает унизить Его, обвинить, убить, т.е. к тем, кто бьёт Его по щекам. Только так мы сможем понять, что имел ввиду Спаситель, когда сказал: «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

Вот пишу сейчас мой вам ответ и заранее радуюсь тому, что вы, прочитав его, обязательно возьмёте в руки Евангелия и начнёте внимательно изучать по ним жизнь Иисуса для того, чтобы понять лично для себя, так ли оно на самом деле, как я сейчас вам скажу, а заодно будете учиться у Самого Иисуса жить и поступать так, как Он жил и поступал.

Я остановлюсь только на одной истории, записанной в , призывая вас увидеть всю картину лично, через как можно близкое знакомство с жизнью Иисуса, через размышления о том, как и что Он отвечал Своим обидчикам и почему иногда просто молчал. Итак...

«Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.

Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?»

На мой взгляд, этот случай наиболее чётко отражает то, как жил Иисус. Он никогда не был слабым, Он всегда точно знал, что, кому, как и когда надо отвечать, и все Его ответы на любую попытку унизить Его всегда были противоположны тому, как вели себя Его враги.

Смотрите, как интересно Иисус построил Свою заповедь: «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую ». Ведь мог же сказать «другую щёку ». Конечно, по контексту выходит, что имеется ввиду именно щека, но всё же Иисус, хотя и мог, не придал завершённость контексту , Он просто говорит: «подставь другую », т.е. дай человеку ту реакцию на его действия по отношению к тебе, которой он не ожидает. Повернись к нему той своей стороной, которая станет для него упрёком в том, что он совершил, ударив тебя. Даруй ему небесную правду в ответ на его ложь, Божию любовь, льющуюся из твоего сердца, – в ответ на его ненависть, искреннюю заботу – в ответ на его пренебрежение к тебе.

Именно так поступил Иисус, когда один из служителей ударил Его по щеке. Иисус не ответил злостью, гордостью, раздражением, возмущением, но повлёк человека туда, где у этого человека появится шанс увидеть, как сильно он был неправ в своём действии.

Именно так Он поступает с каждым из нас, когда мы, противясь Его святой воле, бунтуем и бьём Его своим неверием, своей гордыней, своим упрямством, обвиняя Его во всём зле, причиной которого Он никогда не был. Он – Тот, Кто одним только словом может уничтожить нашу планету так, словно бы её никогда не было, вот уже 6 тысячелетий подставляет нам, на наши по Нему удары, «другую» -- любовь, милосердие, заботу, долготерпение, милость – лишь бы спасти нас, лишь бы вернуть нас Домой.

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

А Я говорю вам: не противься злому.
Но кто ударит тебя в правую щеку твою,
обрати к нему и другую.
(Матфея 5 - 39)

Это местописание в мире понимают двояко. То есть, если тебя ударят в правую щеку, то дай ему в левый глаз.Такой принцип: он тебе по спине, ты ему по голове и т.д. пока не убьете один одного.

Кто-то берется утверждать: что тут показана слабость христианства.
Ничего подобного! Христос, когда было нужно, то брал веревки и такие столы опрокидывает, что мало не показалось!

Здесь говорится про принцип, который был в заповеди.
Вы слышали, что было сказано древним?! <<Око за око, зуб за зуб>>. Т.е. если у кого-то выбили глаз, то должны были возместить равноценно глазу. Кто-то думает, что надо глаз было выбить, или зуб. Но вопрос стоял в том, что бы было всё равноценно и человек возмещал то, что приравнивалось к оку или зубу.

Иисус Христос говорит о другом.
Удар в щеку. Есть такое выражение - "пощечина".
Это мелкие обиды, бытовые ежедневные дрязги.
Как реагировать?! Что делать?!
Их у нас тысячи ежедневно. Если мы на каждую обиду будем отвечать, то в результате семья разрушится.
Вот о чем хотел сказать Иисус Христос.Как реагировать?!

Что говорит Христос в этом случае?!
НЕ РЕАГИРОВАТЬ! И всё! Не реагировать!!!
Т.е. Христос говорит очень простой принцип, на вопросы:
(Где ты был?! почему так долго?! и т.п.)- не реагируй!!!

Человеку не интересно, где ты был и что ты делал, его не интересует твой ответ, абсолютно. Просто, человек сам раздражен и не знает на ком согнать злость. Его интересует не твой ответ, а твоя реакция.
Поэтому на мелкие обиды НЕ РЕАГИРОВАТЬ!!!
Ты подставил одну щеку?! Подставь другую! И уже нет никакого интереса, нет никакого смысла, пожар потушен, сохранена семья,сохранено даже больше.
Мелкие бытовые обиды можно побеждать только тем, что не реагировать!!!

*****
Типичный случай в маршрутке в часы пик.
- Ты,что слепой?! Куда прешь?!Куда на своих костылях?!
Другой, на повышенных тонах:
-Это ты прешь! Это у тебя костыли! И т.д.

И скандал. А ещё бывают и драки.
С чего всё началось?!
Всего навсего, маршрутка полная и люди не могут пройти не зацепивши один другого; физически, это невозможно.
В цивилизованном обществе подходят к этой проблеме по другому.
Ели ты кого-то зацепил, или наступил на ногу, то обе стороны "конфликта" говорят друг другу " sorry"- простите, мне очень жаль.
А у нас:
- На тебе, на тебе, костылем, по голове, чтоб ты знал!

Скажите, этот ли принцип хотел Христос рассказать?!

Если ты виноват, то подставь другую щеку и скажи:
-Я виноват! Прости!

Одна знакомая,когда приходит домой и видит, что муж нервничает и уже, как говорится, на взводе, заходит в дом со словами:
- Меня мало убить! Меня надо казнить! Я настолько виновата, что делай со мной что хочешь!
Муж в неведении:
- Да,за что тебя убивать?!
И уже не злится! Конфликт исчерпан.

Все решается очень просто, когда подставляешь вторую щеку с такими волшебным словами <<ИЗВИНИ>> , <<ПРОСТИ>>.

*****
(Из серии проповедей Ф.Савочки)
Перевод с украинского.

Продолжая сравнение Ветхозаветных правил с принципами Новозаветной морали, провозгласил в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» () .

Приведенные слова Иисуса Христа являются одним из самых трудных мест в Евангелии, и в течении всего существования христианства во всех его направлениях и конфессиях породили огромное количество противоречивых толкований, очень часто взаимоисключающих друг друга. У многих людей, искренне желающих понять философию христианства, возникало недоумение по поводу того, что как можно не противиться злому, и как в таком случае можно защитить себя от злодеев, если злу нельзя сопротивляться. Многие люди удивлялись по поводу того, зачем вместо защиты нужно подставлять под удар другую щеку. Зачем нужно отдавать кому-то не только свою рубашку, но и верхнюю одежду. С кем-то идти два поприща. Зачем просящему давать и от желающего занять не отворачиваться?

Одни люди не могли понять эти слова и ясно разобраться в их сути, потому что эти советы казались странными и неясными. Другие люди давали этим словам сбивчивые толкования, которые не приближали к истине. И таких толкований было большинство. Однако в этих прекрасных словах Иисуса Христа, глубоких по смыслу и ясных по изложению, как всегда истина высказана правдиво и мудро. «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (). Но для правильного понимания этих слов нужно знать особенности жизни, обычаи и культуру еврейского народа, примеры из которых очень часто использовал для изложения Своих истин. В вышеприведенном отрывке из Библии содержится несколько заповедей Иисуса Христа. Рассмотрим каждую из них в отдельности с учетом этнической культуры евреев.

В древнееврейском государстве существовал закон, позволяющий евреям совершать месть. «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб» (). Но месть у древних евреев была разрешена Моисеем после судебного приговора, санкционированного гражданским законом. Без суда никто из людей не имел право карать за обиду, применяя месть. Эти правила были отражены в Законе Божьем, данном через Моисея еврейскому народу. «Не говори: «я отплачу за зло"" (). «Не говори: «как он поступил со мной так и я поступлю с ним"" (). Более того, Ветхозаветный Закон призывал евреев к милосердию и проявлению заботы даже к врагам. «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется» (). «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» () за твои добрые дела добром. Эту фразу нужно понимать так: Господь видит, что твой враг тебе делает зло, а ты за это врагу делаешь добро в виде того, что его кормишь и поишь. Поэтому Господь каждому воздаст по заслугам. А именно: врагу твоему за зло карающим воздаянием. А тебе за твои добрые дела – добром.

Когда ты к своему врагу, несмотря на его зло к тебе, относишься хорошо, утоляешь его голод и жажду, а значит прощаешь его, то этим ты собираешь на голову врага твоего горящие уголья, потому что своим милосердием к врагу и добрыми поступками контрастнее оттеняешь (выделяешь) злые дела своего врага, наглядно показывая суть зла, исходящего от твоего врага во всей его безобразности и омерзительности. И это зло, сделанное твоим врагом на фоне твоих благодеяний, как горящие уголья во тьме ночи, воспылает на голове твоего врага. Это происходит потому, что злые дела, совершенные человеком, превращаются по воле Божьей как бы в горящие угли на его голове, которые огнем праведного воздаяния Божия обжигают голову злодея. Какой выразительно-яркий и запоминающийся образ карающего воздаяния Божьего, порицающий зло, запечатлен в Библии . Ведь по ветхозаветной морали в Высшем плане карает злодея только Бог, а в земной жизни судить злодея и выносить ему приговор должен был гражданский суд, который как представитель власти действовал по воле Божьей. Так как «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» () . Но несмотря на это, евреи все равно допускали самосуд.

Чтобы прекратить произвол самосуда Моисей вводит закон, по которому ограждались от мщения люди, совершившие неумышленное убийство. С этой целью убийца, до совершения над ним гражданского суда и вынесения приговора, укрывался в специально отведенных для этого городах. В города эти «мог бы убежать убийца, убивший человека неумышленно; и будут у вас города сии убежищем от мстителя [за кровь], чтобы не был умерщвлен убивший, прежде нежели он предстанет пред общество на суд» () . Такое правило существовало в еврейской среде после вступления евреев в землю обетованную. В более поздние времена начал действовать закон, по которому в этих городах мог спрятаться человек, совершивший как умышленное, так и непреднамеренное убийство. И города эти должны были «служить убежищем всякому убийце... дабы мститель за кровь в горячности сердца своего не погнался за убийцею... и не убил его, между тем как он не подлежит осуждению на смерть» () . Но этот же закон предписывал старейшинам города взять убийцу из его убежища и за совершение преднамеренного убийства «предать его в руки мстителя за кровь, чтобы он умер» () .

Но наряду с этим, в ветхозаветной морали порицалась месть и рекомендовалась любовь к ближнему. Понимая буквально смысл этого закона, евреи ближними считали только сынов своего народа. А всякого не еврея воспринимали как врага, делая ложный вывод из этого закона о том, что всех не евреев нужно ненавидеть. Хотя в ветхозаветной морали непосредственного закона о ненависти к врагам, или не евреям, не было. Евреи также очень часто не исполняли закон о любви к ближнему, грубо нарушая его тем, что мстили друг другу, даже по решению суда. Несмотря на то, что евреи, по закону Моисея, не имели право чинить месть над своим обидчиком без гражданского суда, они все равно, из-за своего жестокосердия, беспощадно мстили своим врагам.

Месть без суда издавна стала применяться в еврейской среде как древний обычай. И предписания, предназначенные для судей, евреи широко применяли в виде самосуда над обидчиком. «Отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (). Чтобы прекратить широко распространившийся в еврейской среде обычай самосудной мести, Моисей своими законами предписывает осуществлять месть только после гражданского (общественного) суда. Но потакая жестокосердию евреев, разрешает передать обидчика не в руки палача, а в руки мстителя «и предать его в руки мстителя за кровь» () . В особенности это касалось мести за убийство.

Более того, при осуществлении мести, узаконенной гражданским судом или без суда, евреи имели обыкновение своему обидчику воздавать гораздо большим количеством страданий, чем тот этого заслуживал. Чтобы прекратить произвол мстителя и чрезмерность мести и жестокости, Моисей в своем законе, повторенном в трех его книгах Исход, Левит, Второзаконие, предписывал мстителю, получившему по суду в свое распоряжение обидчика, причинять ему только такой вред, какой совершил обидчик, но не сверх того. «Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему.]» (). Как видим, закон Моисея месть не отменял, но сдерживал жестокость и произвол мстителей, требуя чтобы месть осуществлялась только после гражданского суда и чтобы месть была справедливой, то есть чтобы мстивший не воздавал более положенного обидчику. Вот такая картина нравов царила в еврейском государстве до проповеднической деятельности Иисуса Христа.

Не противиться злу Христос также рекомендует и для того, чтобы человек ответил на вред, причиненный ему злодеем, не агрессией, а милосердием, лаской, то есть добром, и таким образом сделал первый шаг к примирению. А зло, сделанное в ответ обидчику, приводит к новому, еще большему злу, и обостряет отношения между людьми. Прекратить обмениваться ответными злыми действиями враги смогут лишь тогда, когда один из них вместо злого, сделает первый благоразумный добрый поступок, который приведет враждующих людей к примирению. А началом примирения и является непротивление злому, о котором говорит Христос. Так из первого шага добра, в виде непротивления злу, то есть в виде не допущения противных действий, сделанных наперекор враждебной стороне, может возникнуть и постепенно развиться примирение враждующих сторон и дальнейшая дружба, помощь, взаимовыручка и сотрудничество между ними.

Таким образом, поступок непротивления злу, при встрече с врагом или злодеем, представляет собой разумную тактику поведения и мудрую дипломатическую систему, которая является залогом того, что из врага можно сделать друга. Метод не ответного зла, доброго отношения к людям в виде терпеливого проявления к ним заботы и ласки, соединенного с разъяснением того, что нельзя делать зло, широко применяется во всех педагогических и психологических системах мира для того, чтобы перевоспитать злодея или грешника и превратить его в добропорядочного человека и хорошего члена общества. И таким образом без агрессии и вражды победить в душе человеческой зло и заменить его добром.

Слова Спасителя о непротивлении злому человеку применимы также и в том случае жизни, когда один человек причинил вред другому человеку, в одной ситуации сознательно, как враг. В другой ситуации не специально, не умышленно, случайно навредив кому-либо. В этом случае человек, которому навредили, должен не противиться злому, то есть не проявлять агрессию и противодействие в первой ситуации, для того, чтобы из врага сделать друга. Во второй ситуации, для того, чтобы не обострять отношения и из случайного вредителя, своим ответным злом не создать врага. Если бы человек, не являясь злодеем, неосознанно причинил кому-либо нечаянное зло, то в этой ситуации такой человек хотел, чтобы его поняли и ему не мстили, и помогли бы исправить случайно совершенное им неумышленное зло. Поэтому в этой ситуации к такому человеку и нужно не применять агрессию в ответ на его неумышленное, нечаянное зло и не противодействовать, а не противиться его случайному злому поступку и помочь ликвидировать дурные последствия этого случайного зла.

Не противиться злу нужно также и для того, чтобы исполнить такие слова Спасителя. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (). То есть если человек не будет проявлять агрессию на зло, а ответит добром, то в том случае, когда этот человек сам случайно совершит непреднамеренное зло, то и ему не будут мстить за это и отвечать враждой, а ответят взаимопониманием и доброжелательностью. Доказательством правоты этого объяснения являются поступки Самого Иисуса Христа, которые всегда будут для нас ярким примером для наследования. «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос страдал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (). Так, например, в тот момент, когда разгневанные евреи взяли камни чтобы побить Спасителя, Он не стал мириться с этим злом, но победил зло добром, которое выразилось не в агрессии, а в мирных словах увещевания. В ответ на злобу евреев Спаситель сказал: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» () . Кроткий вопрос, основанный на обезоруживающей правде, прозвучал из уст Спасителя, и разбудив очерствевшую совесть евреев, защитил Иисуса Христа от побоища.

Таким образом, не противностью, не агрессией, а кротостью и правдой отстранил от Себя опасность и победил зло доброй речью. В другом случае, когда Спасителя допрашивал первосвященник Анна «один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?» () . В этой ситуации не подставил второй щеки, не смирился со злом, а защитил Себя кротким вопросом, основанным на обезоруживающей правоте и без агрессии и вражды победил зло. Иисус сказал ударившему его служителю: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» () . И пристыженный служитель не поднял больше на Спасителя руки. Известен ещё один случай, когда после проповеди Спасителя в Назаретской синагоге евреи «исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» () . То в этом случае Спаситель не дал осуществиться злу по отношению к Себе, но и не противодействовал разгневанным евреям ответным гневом, агрессией или насилием, но опять мирно ликвидировал зло, победив зло добром. В этом случае Спаситель мирно ушел от разгневанных евреев, не причинив никому из них вреда. «Но Он, пройдя посреди них, удалился» ().

В другой ситуации, во время посещения Иерусалимского храма Спаситель также не дает восторжествовать злу. «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.» (). Сделал это потому, чтобы очистить храм от осквернения, так как торговцы Святое место – храм, превратили в место торговли, и в доме Божьем, где нужно молиться, активно, как на базаре, вели торговлю: меняли деньги, продавали скот и птицу. Очищая храм от кощунства евреев, Иисус сказал торговцам: «Написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» . Так как торговцы, несмотря на настоятельные уговоры Иисуса, добровольно уходить из храма не хотели, то Спаситель, в качестве вынужденной меры, опрокинул их столы и скамьи, но не причинил никому телесного вреда. Как видим в этом случае не дает восторжествовать злу в виде осквернения храма торговлей, но напугав упрямых и бессовестных торговцев тем, что после опрокидывания столов и скамеек могут последовать более решительные действия с Его стороны, Спаситель очищает храм от осквернения торговлей, при этом никому не причинив вреда, и победив зло добром, а не агрессией и враждой.

Как видим из поступков Иисуса Христа, Спаситель не подчинялся злу, но противодействуя ему особым, неагрессивным способом, побеждал зло добром, не только словом, но и делом. Поэтому слова Спасителя «не противиться злому» нужно понимать не как призыв покорности злу, не как подчинение злу и примирение со злом, но как наилучшую, самую правильную и рациональную форму поведения человека во время встречи со злом.

Если бы слова Иисуса Христа о непротивлении злу понимались как беспрекословное подчинение злодейству, то не было бы в Библии таких слов, ясно указывающих на то, что зло нужно побеждать. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (). В Библии также говорится о том, что мудрый человек не приветствует зло и не подчиняется ему, а «мудрый боится и удаляется от зла» () . И поскольку Господь является воплощением Света, Разума и Добра, а противостоящий Богу символом тьмы, греха и зла, то человек, любящий Господа, ненавидит зло. «Любящие Господа, ненавидьте зло!» () .

Итак, из всего вышесказанного, совет не противиться злу нужно понимать не как призыв подчинения злу и согласия со злом (так как в другом месте Библии призывается бороться со злом и побеждать его добром), а как особую форму наиболее правильного поведения человека при встрече со злом. Этот особый способ поведения при столкновении со злом состоит в том, чтобы не проявлять противность (то есть не противиться) и противодействие, связанные с враждой и местью в адрес зла. А отвечая добром на зло, постараться не допустить нового проявления зла, которое может возникнуть в ответ на ваше противодействие злу злом. Доказательством правоты этой мысли и есть такие поясняющие слова. «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» ().

Не отвечая на причиненное ему зло, человек достигает осуществления сразу двух задач: 1 сдерживаясь от гнева, сам не участвует в ответном зле, а благодаря этому зла на свете будет меньше; 2 озадачив злодея тем, что не отвечает враждебностью на причиненное ему зло, человек тем самым не допускает новой вспышки зла, которая может последовать со стороны злодея на враждебное действие за предыдущий злой поступок. Поэтому в Писании рекомендуется: «уклоняйтесь от зла и делайте добро, ищите мира и стремитесь к нему» () . Способ поведения, связанный с уклонением от зла, угоден Богу, потому что позволяет делать добро, а это является соблюдением заповедей Божьих. А человек «соблюдающий заповедь не испытывает никакого зла» () , потому что ему помогает и его защищает Бог.

Как видим совет Спасителя о непротивлении злу, в том смысле чтобы не причинять вреда в ответ злодею, и есть разумным богоугодным поступком, приносящим человеку защиту от зла. Учитывая это правило, в Библии и дается такое поучение. «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» () . Вот поэтому Спаситель и советует не противиться злому (в смысле не проявлять противность, враждебность, агрессию) в ответ злодею.

Не противиться злу при встрече с ним, то есть не отвечать на зло противностью, ответной агрессией нужно также и потому чтобы исполнить Божью заповедь о прощении врагов. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (). Не противиться злому в том смысле, чтобы не допускать ответного зла, нужно также и для того чтобы исполнить заповедь Господа о любви к ближнему своему. «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (). Согласно этой заповеди человек не должен вредить ближнему своему, даже если ближний является злодеем. Но благодаря совершению добрых поступков, человек должен перевоспитать злодея и сделать из него добродетельного человека. То есть вернуть в лоно Господне заблудившуюся душу. В этом и будет состоять в данной ситуации любовь к ближнему.

Не противиться злому в том смысле, чтобы не отвечать злом на зло, нужно также и для того, чтобы не нарушить заповедь Божью о воздаянии. В Библии говорится о том, что Господь «воздаст каждому по делам его» () и «Который воздаст каждому по делам его» () . То есть если человек на вред, причиненный врагом, ответит враждой и местью, то этим совершит в адрес врага своего зло. А за совершенное зло, причиненное даже врагу, Господь накажет, так как «воздаст человеку по делам его» () . Поэтому, учитывая наличие в жизни закона воздаяния Божьего за дела, человек не должен противиться злу в том смысле, чтобы не допускать агрессии, вражды и мести к злодеям, но должен побеждать зло добром.

Не противиться злу, в смысле не отвечая злом на зло, нужно также и для того, чтобы соблюсти заповедь Божью, согласно которой Сам воздает злодею за зло. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (). Господь накажет злодея лучше, чем обиженный человек, потому что любой человек в сравнении с Богом слаб, а Господь Всемогущ. И от гнева Божьего не спрячется никто, так как Господь Всеведущ. Господь накажет злодея в тот момент, когда это будет нужнее всего, потому что Господь Всезнающ. Господь накажет злодея в полной мере, так как Справедлив. Но наряду с этим человек по воле Божьей в пределах своих возможностей тоже может бороться со злом и защищаться от зла, но побеждать зло только добром.

Итак, из всего вышесказанного видно, что в словах Спасителя о непротивлении злу не говорится о подчинении злодеям, о приветствии, признании и поощрении зла. А говорится об особом способе поведения, которого человек должен придерживаться при встрече со злом. Суть этого способа поведения, как уже говорилось, состоит в том, что зло нужно воспринимать мудро, с достоинством и спокойствием, без нервов и истерик, без раздражения и противности в адрес зла. А главное, ни в коем случае нельзя делать ответное зло, так как это приведет к воздаянию за совершенное вами зло, к обострению вражды между противодействующими сторонами, и в итоге к увеличению в мире зла. Но нужно не подчиняясь и не противясь злу, побеждать зло добром. Для этого Спаситель, дает нам целый ряд примеров из Своей жизни, в которых побеждает зло при помощи добра. Для этой цели дается много мудрых поучений и разумных советов в Библии. «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры» () . И тогда «кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?» () .

Спаситель приводит конкретные примеры того, как можно победить зло добром. Он советует выполнять просимое доброе дело сверх меры, больше в два раза требуемого. В этих примерах Спаситель показывает раскаявшегося человека, готового исправить свою вину и пострадать во искупление греха в двойной степени. Например, подставить не только одну щеку, но и вторую. Отдать не только одну рубашку, но и одежду. Идти не одно поприще, а два. Однако эти слова Иисуса Христа нуждаются в отдельном рассмотрении и пояснении.

Правила счастливой жизни Уайт Елена

«Не противься злому; но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»

«Не противься злому; но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»

Постоянно сталкиваясь с римскими солдатами, иудеи имели достаточно причин для раздражения. Отряды иноземного войска, разбросанные в различных местах Иудеи и Галилеи, постоянно напоминали им об их национальном унижении. С огорчением слушали они громкие звуки трубы и видели, как римские солдаты собирались вокруг своего знамени, отдавая честь эмблеме своего могущества. Частые ссоры солдат с народом содействовали развитию еще большей взаимной ненависти. Часто случалось, что римский чиновник, проезжая по какой-либо местности в сопровождении своей охраны, заставлял работавших в поле крестьян нести на гору тяжести или оказывать другие услуги. Таковы были законы и обычаи Рима, и сопротивление в данном случае вызывало лишь насмешки и жестокости. Страстное желание свергнуть римское иго возрастало с каждым днем, а среди дерзких и отважных галелиян в особенности был заметен дух открытого возмущения. Капернаум как пограничный город был занят римским гарнизоном, и даже во время проповеди Христа при виде проходившего мимо отряда римских солдат иудеям не давала покоя мысль об их национальном унижении. Народ с надеждой смотрел на Иисуса, ожидая, что Он смирит гордость Рима.

Но Иисус с печалью смотрел на обращенные к Нему лица; Он видел, что дух мщения наложил на них свой отпечаток. Он знал, как сильно народ жаждал власти, чтобы расправиться со своими притеснителями, и поэтому с печалью сказал: «Не противься злому; но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

Слова эти были только повторением ветхозаветного учения. Хотя правило «око за око, и зуб за зуб» (Лев. 24:20) и было записано в законе, данном через Моисея, но это был гражданский закон, которым пользовались только власти. Никто не имел права сам лично воздать за обиду, ибо слова Господа гласили: «Не говори: я отплачу за зло» (Пр. 20:22). «Не говори: как он поступил со мной, так и я поступлю с ним» (Пр. 24:29). «Не радуйся, когда упадет враг твой» (Пр. 24:17). «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водой: ибо ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Пр. 25:21-22).

Вся земная жизнь Иисуса была подтверждением этого правила. Он оставил небесную отчизну, чтобы принести Своим врагам хлеб жизни; от яслей до могилы лишь обвинения и гонения сопутствовали ему; но, несмотря на это, Он всегда действовал в духе всепрощающей любви. Через пророка Исаию Он сказал: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты мои поражающим; лица Моего не закрывал от поругания и оплевания» (Ис. 50:6). «Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца, веден Он был на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не открывал уст Своих» (Ис. 53:7). С голгофского креста через все века раздается Его молитва за мучителей Его и весть надежды умирающему разбойнику.

Присутствие Отца ограждало Его, и с Ним случалось только то, что было допущено бесконечной Любовью для блага мира. В этом Он черпал утешение, и это же должно стать источником утешения для нас. Кто исполнен Духом Христа, тот пребудет в Нем; удар, направленный на него, упадет на Христа, ограждающего его Своим присутствием; все, что бы с ним ни случилось, приходит через Христа; ему не приходится сопротивляться врагу, так как Христос защищает его; никакое испытание не может коснуться его, если Господь не допустит, и «притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Римл. 8:28).

«Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».

Вместо того, чтобы сопротивляться приказам начальства, Иисус повелел Своим ученикам делать больше, чем от них требуют, и во всяком случае исполнять свои обязанности по возможности даже сверх меры, установленной законом страны. Закон, данный через Моисея, требовал большой заботы о бедном. Когда бедный человек отдавал свою одежду в залог за свой долг, то заимодавец не имел права войти к нему в дом и взять ее, но должен был стоять на улице и ждать, пока залог будет ему принесен, и при любых обстоятельствах он должен был вернуть залог до наступления ночи. (Втор. 24:10-13). Во времена Иисуса эти правила милосердия редко выполнялись, но Христос учил Своих учеников подчиняться приговору суда, даже если бы он требовал больше, чем закон Моисея. Если бы даже от них потребовали часть их одежды, они должны были подчиниться. Даже больше: они должны были удовлетворить требования своего заимодавца и в том случае, когда он требовал больше, чем имел право по суду. «И кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».

«Иисус добавляет еще: «Просящему у тебя дай, и от хотящего у тебя занять не отвращайся». То же самое было сказано через Моисея: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» (Втор. 15:7,8). Этот библейский текст разъясняет нам слова Спасителя. Христос вовсе не учит нас давать без разбора всякому, просящему о поддержке, но Он говорит: «Дай ему взаймы, смотря по его нужде». Давать должно не только взаимообразно, но и не ожидая возврата, как это вытекает из слов Спасителя: «Взаймы давай ты, не ожидая ничего» (Лук. 6:35).

Из книги Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии автора Юнак Дмитрий Онисимович

25. «Не противься злому». Мат. 5,39: «А Я говорю вам: не противься злому».Мат. 7,19: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь».«Не противься злому». Часто случалось, что римский чиновник, проезжая по какой-либо местности, сопровождаемый своей охраной,

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Как понимать слова Иисуса «если тебя ударят по левой щеке- подставь правую " и что «всякая земная власть - от Бога»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряСлова Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39) в

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

15. Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. 16. И как он медлил, то мужи те (Ангелы), по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

18. И отвечал Иосиф и сказал (ему): вот истолкование его: три корзины - это три дня; 19. через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы (небесные) будут клевать плоть твою с тебя В своем толковании второго сна Иосиф обращает внимание на то

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

13. И взял Иосиф обоих (сыновей своих), Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. 14. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением

Из книги Старец и психолог. Фаддей Витовницкий и Владета Еротич. Беседы о самых насущных вопросах христианской жизни автора Кабанов Илья

17. И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии, 18. и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это - первенец; положи на его голову

Из книги автора

18. Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. 19. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою. 20. Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем

Из книги автора

11. Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою. 12. Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто; 13. ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за

Из книги автора

4. Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою. Отдай других людей за тебя... По словам блаженного Феодорита, под "другими людьми" разумеются ближайшие враги иудеев - вавилоняне, которых Господь отдал в руки

Из книги автора

1. Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; С 1-8 ст. этот отдел 45 гл., как мы уже и говорили, составляет прямое продолжение

Из книги автора

2. И увидят народы правду твою и все цари - славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. И назовут тебя новым именем... По свойству еврейского мировоззрения, "имя" - это самая сущность предмета; отсюда перемена имени отдельного ли человека, или

Из книги автора

4. Не будут уже называть тебя "оставленным", и землю твою не будут более называть "пустынею", но будут называть тебя: "Мое благоволение к нему", а землю твою - "замужнею", ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. 5. Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с

Из книги автора

39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; (Лк. 6:29 с пропуском слов "не противься злому".) Иоанн Златоуст и Феофилакт предполагают, что под "злым" разумеется здесь диавол, действующий через человека, Феофилакт

Из книги автора

18. Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. (Мк. 5:22, 23; Лк. 8:41, 42). Противоречие, получающееся здесь между Матфеем и другими синоптиками некоторые экзегеты

Из книги автора

21. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. (Мк. 10:36, 37) Христос обращается к ученикам с вопросом, чего они хотят. Вместо "скажи" у Марка более категорическое "дай" (???). Вместо

Из книги автора

«Не противься злому…» Старец:Бог есть абсолютное добро, в Нем нет никакого зла. Зло и страдание испытывают разумные существа, которые в своей гордости, непослушании, зависти и зле отпали от благодати Божией и полноты руководства Духа Святого. Наш народ мудро говорит: «Ты

Предлагаемая вниманию читателей статья представляет собой переработанный отрывок из кандидатской диссертации, защищенной в Киевской Духовной Академии в 2001 г. Тема работы о. Романа Матюшенко очень актуальна сегодня, впрочем, как и ранее. Мы часто неверно понимаем слова Спасителя из Нагорной проповеди о непротивлении злу. Возникает искушение расценивать эти слова как призыв к полному непротивлению любому насилию, оправдание отказа от защиты своего Отечества и ближних. Такой односторонний подход оставляет без внимания другие слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15: 13).

«А Я говорю вам: «не противься злому.
Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку,
отдай ему и верхнюю одежду;
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два»
(Мф. 5:39-41)

Правильное понимание учения Спасителя всегда - как в древности, так и ныне - актуально для спасения верующих. Как в древней Церкви, так и особенно среди наших новообращенных встречались и встречаются уклонения от «царского», т. е. среднего пути. Как в древности, так и ныне существует много мнений относительно понимания заповеди Спасителя о непротивлении злу, о подставлении второй щеки, о том, что для человека настоящее зло, а что только кажущееся… Например, некоторые, читая указанные слова, сопоставляя их с заповедью «не убий», со словами о кротости, смирении, о любви к врагам, делают поспешный вывод, что христианство призывает к полному физическому непротиводействию злодейски настроенным людям.

«Отвергающие меч - пишет И. А. Ильин, - настаивают на том, что путь меча есть неправедный путь. Это верно - в смысле абсолютной нравственной оценки; это неверно - в смысле указания практического исхода. Понятна мечта о том, чтобы для нравственно совершенного человека не было неодолимых препятствий в чисто духовном поборании зла, так чтобы он мог остановить и преобразить всякого злодея одним своим взглядом, словом и движением. Это - благородная, но наивная мечта. И несостоятельность ее обнаруживается тотчас же, как только ее пытаются превратить в универсальное правило поведения. Эта мечта несостоятельна духовно потому, что обращение и преображение злодея должно быть его личным, самостоятельным актом, пламенем его личной свободы, а не отблеском чужого совершенства; и если бы это могло быть иначе, то он давно уже преобразился бы от дыхания уст Божиих. Эта мечта несостоятельна и исторически: духовная сила праведника имеет свой предел перед лицом сущего злодейства. И казалось бы, что именно христианину не подобало бы переоценивать эту мечту, имея перед глазами образы многого множества святых, замученных необратившимися и непреобразившимися злодеями…». Итак, рассудим, как же поступать христианину, самому претерпевающему зло от других, посмотрим, что говорят об этом св. отцы, учители Церкви.

«Почему Спаситель, - пишет свт. Филарет (Дроздов), - не просто сказал: “если кто тебя ударит в щеку”, но “если кто тебя ударит в правую твою щеку?” Что весьма не обыкновенно, ибо ударение обыкновенно наносится правою рукою ударяющего в левую щеку ударяемого. Здесь отцы Церкви под символом десной ланиты разумеют то, что есть для человека драгоценнейшее, то есть честь его. По сему разумению, Спаситель Христос заповедует здесь всем христианам, а особенно ученикам Своим, которых Он готовил на важное служение Апостольское, чтобы они для истинного блага человеков и для спасения душ их с любовью терпели от них всякого рода личные оскорбления и обиды, подобно как добрые врачи сносят оскорбления от больных, одержимых горячкою, и из сострадания к ним не престают врачевать их.

Но Спаситель не останавливается на сей жертве. Он говорит далее: “кто хочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и нижнюю одежду”. Не только будь готов жертвовать честью человеческою, но и всем твоим имуществом, ежели это нужно для сохранения мира сердца твоего и для спасения ближнего твоего. И в таком случае не прекращай к нему любви, подражая Господу и Искупителю твоему. Такова Евангельская заповедь терпения и любви к человекам, не знающей пределов!»

Блж. Августин на Ев. Мф. 5: 39 замечает: «Чтобы исполнить это (буквально - Р. М .) необходимо быть уверенным, что такое поведение может послужить на пользу бьющему. Это наставление Иисуса Христа имеет в виду более настроение сердца, чем внешнее поведение, и требует, чтобы мы научились сохранять терпение и любовь. К такому разумению ведет нас Сам Спаситель Своим примером, когда, получив удар в щеку, Он не обратил другой, а, напротив, высказался так, чтобы остановить руку обидевшего Его».

Патриарх Сергий (Страгородский) говорит тоже: «Не нужно забывать, что Господь никогда не учил нас внешнему благоповедению, как, конечной цели, а имел в виду настроение. Если например, Он заповедал… подставлять другую щеку ударившему, то это совсем не значит, что христианину предписываются именно эти действия. Для христианина обязательно то настроение, которое при известных условиях может выразиться в указанных действиях; эти последние служат только, так сказать, наглядным примером к учению, а не его содержанием».

К глубокому сожалению, как зрелище чьей-либо высокой нравственной жизни, сияющей самыми привлекательными добродетелями, так и постоянное принятие благодеяний со стороны ближнего далеко не всегда и не всех людей исправляет или делает добрыми. Не находился ли Иуда в самых благоприятных условиях для развития и укрепления в нем самого возвышенного нравственного настроения? Однако же он оказался способным предать своего Божественного Учителя. Такие иуды всегда были и есть среди человечества. Кто, затем, не знает, что иногда у самых благочестивых родителей бывают дети исключительно с безнравственными качествами? Благодеяния иногда не только не смягчают дурных и вредных людей, но ожесточают, а смиренное перенесение добрым человеком обид и различных потерь от таковых людей способно доводить их до ярости и до готовности на самые ужасные поступки. С другой стороны, много найдется таких людей, которые, убедившись в готовности доброго человека отдавать им требуемое и вообще выполнять их желания, способны воспользоваться такой уступчивостью и добротой только для того, чтобы удобно и даже роскошно жить чужими трудами и за чужой счет, или, по крайней мере, без всякого стыда отбирать чужое и даже оправдывать себя за это.

Для нашего исследования важен пример свт. Василия Великого. В письме к Кандидиану он просит последнего «употребить то же старание, которое он ранее оказывал о всех делах Василиевых…», а именно попросить начальника селения наказать одного грубого человека, который, ворвавшись в дом Василия (когда он был в пустыне) «…вынес из него все, иное сам забрал, а другое предоставил на расхищение всякому, кто хотел».

И как бы в толкование этого случая читаем следующие слова у свт. Филарета: «Даже и в личных оскорблениях частному человеку не запрещается судом наказывать оскорбителя не из ненависти к нему и мщения, но для исправления его и других, ежели снисхождение и ненаказанность сделали бы ему самому больший вред, утвердив его в своей злости. Но в таковом случае потребно строгое беспристрастие и осмотрительность, дабы к огню не придать огня, и не маслом гасить его, а водою».

Наш отечественный богослов К. Григорьев так толкует заповедь: «Заповедь Спасителя о терпении обид не имеет обязательной силы во всех случаях и обстоятельствах жизни. И Господь ясно и прямо указывает в Своей речи, когда надо уступать злому, в чем уступать и какому именно злому человеку следует уступать. Спаситель ясно говорит: уступай злому, когда он тебя обидит, и ничего не говорит о том, как поступать при виде зла, наносимого ближнему .

Спаситель еще одной границей очерчивает область уступчивости. Боль от удара по щеке, имущественный ущерб, принуждение силой к труду - вот какое зло Христос заповедует смиренно сносить и отвечать на него готовностью понести большее зло. Он не случайно сделал такой подбор примеров, но с целью указать круг зла, к которому особенно приложима Его заповедь. Иного предположения нельзя допустить, нельзя, подумать, что, здесь Спаситель разумел всякое зло. Ведь, невозможно, например, в 41 стих вложить такое содержание: “и кто принудит тебя идти с ним на разбой, иди с ним дважды”. Было бы безумием приписывать Евангелию подобные наставления. Поэтому, разумнее простить вспыльчивому, не дорожить вещью, которой завидуют, подчиняться деспоту, когда дело касается зла, аналогичного с указанными в евангельском тексте. Сам Спаситель всю Свою жизнь боролся властным словом своим с грехами людей и нам заповедал: если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его (Мф. 18: 15–18). Это второй способ противодействия злому, о котором ничего не говорится в Нагорной беседе, но который, очевидно, не отрицается заповедью “не противься злому”. Насильственным изгнанием торгующих из храма Христос освятил третий способ противодействия злу физической силой. Умолчанием Нагорной проповеди это средство также не отрицается, как и второе. Когда же в точности, и какое именно средство употребить в дело, - Спаситель строго определенно не указывает; но относительно молчаливого перенесения зла с готовностью понести большее ясно дает знать, что оно удобоприменимо и обязательно лишь иногда, а не всегда . Такое мнение стоит в полном согласии с Евангелием».

Итак, из сказанного видно, что слова Христа «не противься злому» не следует понимать как запрещение всегда и в любых случаях сопротивляться злым людям, полностью отказавшись от средств самозащиты.

Христианское непротивление злу, христианское стремление водворить мир среди борющегося и мятущегося человечества не может иметь ничего общего с тем непротивлением злу, которое своим источником имеет духовно-нравственное истощание человека, равнодушие ко всякому своему положению и состоянию. В акте христианской уступчивости, христианского непротивления злу проявляется не безверие и косность человека, а, напротив, человек, полный высокой духовной силы и пламенной веры. Он воспринимает и терпит то или другое зло, тот или другой ущерб добровольно, руководствуясь евангельским обетованием, что этим кротким путем достигаются высшие христианские цели мира: блаженны кроткие ибо они наследуют землю . Это - великая мудрость христианская… Христианское непротивление злу не есть то пассивное состояние духа, которое часто производит в человеке безверие, убивающее духовное самочувствие и духовную отзывчивость. Нет, истинно христианское непротивление злу есть состояние жизненное и плодотворное, проистекающее из полной сил веры в Бога-Искупителя, заповедавшего Своим последователям заменить все грубые стихийные отношения вражды и борьбы отношениями мира и любви (Мф. 5: 45).

Подвиги христианского непротивления злу и самоотвержения освящаются только христианской верой. Где же нет истинной веры в Бога, законодателя подобных отношений, там все подвиги самоотвержения будут мертвыми делами, не возвышающими и укрепляющими делателя, а, напротив, угнетающими его, как и вообще всякие лишения и страдания, испытываемые человеком, действуют на него угнетающим образом, если он не видит перед собой конечной цели своих лишений, прозреваемой верою… Если, таким образом, для своей личной выгоды истинный христианин не противится злу, если в рядах житейских борцов за земное существование он узнается по тому, что не поднимает оружия там, где дело касается его личных материальных интересов, то, с другой стороны, помощь своему ближнему, изнемогающему в жизненной борьбе, христианин считает своей священной обязанностью. И именно по той же причине, которая удерживает христианина от сопротивления злу, направленному лично на него, он не может так же спокойно смотреть на зло, постигающее ближнего.

Итак, подводя итог вышенаписанному, отметим, что не надо от каждого христианина требовать полного непротивления злу во всех случаях жизни. «Моральный максимализм, - говорит Н. Лосский, - требующий от человека немедленного перехода в царство абсолютного добра, ведет к искусственности, неискренности, фальши и умерщвлению жизни. Земной человек, за исключением редких случаев высокой святости, способен двигаться вперед по пути добра лишь медленно и постепенно. Поэтому суровая требовательность допустима лишь в отношении к самому себе, что же касается отношения к другим людям, здесь необходима снисходительность и защита свободы, вплоть до относительной свободы во зле, так как насильственное водворение добродетели ведет к ухудшению положения». Если человек не может не гневаться, когда его бесчестят, то пусть, сдерживая свою гневливость, внутренние душевные порывы мести, уходит от обидчика, и далее, успокоив свои страстные порывы, пусть благодетельствует обидчику. А если более приидет в меру совершенства, то пусть поступает, как в толковании на Мф. 5: 39–41 говорит свт. Иоанн Златоуст: «Он не сказал: если кто ударит тебя в правую щеку, перенеси равнодушно и успокойся, но присовокупил, что ты должен подставить ему и другую, - говорит: обрати ему и другую (Мф. 5: 39). В этом и состоит блестящая победа, чтобы предоставить ему больше того, что он желает, и пределы его злого желания превзойти богатством своего долготерпения . Таким образом ты укротишь его бешенство, из второго поступка получишь награду за первый и укротишь гнев его».