Главные герои романа "Не стреляйте в белых лебедей"? «Не стреляйте в белых лебедей» главные герои.
Интересный и жизненный роман талантливого писателя советской эпохи Бориса Васильева « Не стреляйте в белых лебедей» вышел в свет в 1973 году и сразу стал очень популярным. По сюжету произведения режиссёром Родионом Нахапетовым на киностудии «Мосфильм» даже был снят одноименный фильм со Станиславом Любшиным в главной роли.
В центре романа события развиваются вокруг главного героя - простодушного и открытого Егора Савельича Полушкина, получившего в своей деревне прозвище «бедоносец».
А все от того, что Егор не мог выполнять какую-либо работу по принуждению и второпях. Поэтому и не задерживался он подолгу на одном месте.
К примеру, работал Егор в подсобной бригаде и поручили ему выкопать траншею под канализацию. Лихо взялся Полушкин за дело и, как добросовестный работник вырыл ровную и прямую, как «стрелочка» траншею, но на определенном ее участке находился большой муравейник. Пожалел сердобольный мужик мурашек и пустил яму вокруг муравьиного домика, не задумываясь о том, что кривых труб канализации не существует в природе.
Еще больше закрепилось за Егором его прозвище. Жена героя Харитина Макаровна постоянно сетовала на мужа за его непутевость и простодушие. Ничего нельзя было поручить Егору-бедоносцу. Даже, когда откомандировала супруга Егора на рынок продать поросенка и там его обманули на деньги.
Но Егор был очень талантлив от природы, он тонко чувствовал окружающий мир, умел сопереживать и видеть прекрасное в обыденном.
Кроме того Егор Савельич был мастером «золотые руки» и плотником от Бога.
Этим Егоровым талантом не упустил возможности воспользоваться двоюродный брат жены героя Фёдор Ипатович Бурьянов. Стяжатель и мещанин, он заботился только о себе и о своих интересах. Это с его «легкой» руки Егор с семьей очутился в удаленной деревне, куда Федора назначили лесничим в местный заповедник.
Но Бурьянов и не думал проявлять каких-либо мер по сбережению природы здешних красивых заповедных мест. А напротив заходился строить себе хоромы – «пятистенный» дом из лучших и редких пород деревьев из уникальной местной рощи.
Обретение своего призвания и трагический конец
Для строительства хором он собственно и вызвал Егора. И когда Полушкин самозабвенно строил дом, Федор старался ему не мешать и не торопить, так как знал, что настоящего художника нельзя подгонять. Дом Егор построил на славу – он «светился» на всю деревню, а на крыше искусными руками плотника был прикреплен флюгер. Как для себя старался мастер –«золотые руки» Егор, работал от зари до зари.
Доволен остался свояк Егора его искусной работой, и в замен отдал семье Полушкина старую полуразвалившуюся хибару, из которой вынес даже полы и погребные бревна.
Жена Егора, помытарившись по району, все-же выхлопотала себе место посудомойки и ясли для маленькой дочери.
У Полушкиных имелось двое деток. Помимо дочери, особенно любил отца и был к нему привязан сын Егора и Харитины Колька.
Не раз приходилось мальчику терпеть издевки от одноклассников из-за непутевости отца. Но терпеливый и смышленый «чистоглазый мужичок» Коля старался все-равно держаться отца и, казалось, он один, кто его понимает.
А тем временем лесничий Федор Бурьянов богател и процветал за счет государственных заповедных угодий. Но внезапно его делами заинтересовалось начальство и в поселок с проверкой приехал лесничий Юрий Петрович.
Он то и выявил многочисленные хищения в заповедном массиве. После увольнения с должности Бурьянова, на его место назначают Егора Полушкина.
Вот здесь на этом поприще Егор и находит свое призвание. Природа – это его стихия. Но особенно с трепетом он относиться к белым лебедям, живущим на Чёрном Озере. Для них он возводит искусный дом и мечтает, чтобы Черное стало Лебяжьим Озером.
Заканчивается роман драматическим моментом, когда пытаясь защитить своих дивных птиц, Егор получает смертельное ранение от браконьеров.
Борис Васильев стал выразителем православной морали в советской литературе. Свою позицию он выражал не декларативно, а так, как делали это святые отцы в своих притчах. Примеры нестяжательского отношения к жизни героев этого русского писателя не назидательно-морализаторские - даже положительные персонажи отнюдь не идеальны. Но несут в себе они образ жизни праведный. К этой мысли приводит самый простой анализ. «Не стреляйте в белых лебедей» - одно из произведений, иллюстрирующих православную идею в творчестве Васильева.
Об авторе
Родился писатель земли Русской в Смоленске, в 1924 году. Родители его были дворянами, отец - офицер, служивший в Царской, а затем в Красной Армии. Когда началась война, Борис Васильев пошел добровольцем на фронт, служил в истребительном батальоне, затем в десантных войсках. После контузии учился в военной академии, испытывал новые образцы бронетехники. В 1954 году он понял, что призвание его - литература, уволился из армии и стал писать, сначала только сценарии. Спектакль «Офицер» - первая проба пера - оказался слишком смелым для своего времени и был запрещен. Впрочем, нравы были не такими жестокими, как еще совсем недавно: автору-фронтовику оставили шанс. После художественных фильмов «Очередной рейс» и «Длинный день» была долгая, почти десятилетняя пауза, а затем картина «Офицеры» покорила сердца зрителей. Любят ее и сегодня.
Время длительного творческого простоя было тяжелым, писатель подрабатывал, чем мог (сценарии КВНов, киножурналов и т. п.), но никогда не халтурил и был верен своим Наиболее яркими страницами его военной прозы стала пьеса «А зори здесь тихие…». Мирной жизни посвящена повесть «Не стреляйте в белых лебедей». Анализ произведения говорит о единой идеологической линии, пронзающей все творчество этого замечательного автора.
Главный герой
Егор Полушкин по характеру романтик. В деревне, с ее практичным бытом, это светлое свойство характера не ценится. Кажется, что именно о противоречии утилитарности и иррационального стремления к красоте написал свое произведение Васильев («Не стреляйте в белых лебедей»). Анализ более подробный, однако, наводит на мысль о более глубинной художественной цели автора. Егор не просто романтик - он противится стяжательству. Ему претит заработок любой ценой, и это проявляется во всех его поступках. Таких, возможно, часто считают бестолковыми, но на деле этот человек не может делать работу, не вкладывая в нее всю свою душу. Анализ повести «Не стреляйте в белых лебедей» прямо указывает, что перед нами - талантливый человек, отличающийся от окружающих стремлением к творчеству. Приоритетность самовыражения перед выгодой для Егора вполне естественна, потому он и выглядит человеком «не от мира сего». За что бы он ни взялся, все старается сделать по-своему, нестандартно и красиво. Вместо утвержденных номеров на лодках - зверюшки и цветы. Теперь каждое плавсредство можно отличить, но начальству такой способ маркировки не нравится, и все картинки приказано закрасить. Егора зовут «Бедоносцем», у него и в самом деле неприятностей хватает.
Родня Егора
Жену Полушкина зовут необычно - Харитиной (таким именем ее нарекли при крещении). Все бы ничего, если бы не необходимость в обиходном общении пользоваться сокращенной формой. Недобрые соседи зовут ее Харей, а сестра предпочитает употреблять к ней псевдозаграничное «Тина». Женщина она неплохая, но мужа не понимает и даже решается с ним расстаться. Впрочем, позже она осознает, с каким человеком живет рядом.
Сестра, Марьица, была инициатором переезда семьи Полушкина в поселок, где ее муж получил завидное место лесника. Федор Ипатович Бурьянов - важный человек, от него зависит распределение древесины, и о своих интересах он не забывает. Образ стяжателя вывел в его лице Борис Васильев («Не стреляйте в белых лебедей»). Анализ его личности приводит к удручающему выводу о том, что такое понятие, как совесть, ему неведомо. Он нещадно эксплуатирует свояка: тот строит для него крепкий дом, получив взамен избу-развалюху. Лес украден «большим начальником».
Сыновья
У Полушкина растет сын Коля, к которому подходит определение «чистоглазый». Парень похож на отца, но ранимей его, в нем сильно развито чувство эмпатии. Мальчик проявляет творческие наклонности: он пишет стихи, которые отец использует для ненавязчивой агитации за Полный антипод ему - «наследник» Бурьянова Вовка, никогда не страдающий от сопереживания, стремящийся урвать свою выгоду и часто плачущий от нанесенных ему обид, реальных и мнимых. Анализ романа «Не стреляйте в белых лебедей», с точки зрения однозначен, «конфликта отцов и детей» не предвидится. Впрочем, он возникает у Кольки и Егора, но обусловлен тем, что главный герой однажды выпил лишку и повел себя недостойно. Сын настолько честен, что не боится высказать свой взгляд на ситуацию, за что получает по шее. Вовка на такой поступок, очевидно, не способен. Он очень предприимчив и даже - небезуспешно - пытается торговать щенком, которого собирался утопить.
Коллеги и начальники
Полушкин окружен людьми чужими, не понимающими его и ничтожными - на мысль об этом наводит самый простой анализ. «Не стреляйте в белых лебедей» - повесть о борьбе хитрости с мудростью, стяжательства с бескорыстием, тупой практичности со стремлением к прекрасному. Помимо упомянутого плутоватого Бурьянова, в сюжете присутствуют Филя и Черепок - «друзьяки»-шабашники, они охотно пьют с главным героем, но столь же живо ополчаются на него, когда Егор, движимый состраданием, препятствует грабительским условиям, выставленным сельской учительнице за ремонт ее небогатого жилища. Сазанов, служивший начальником лодочной станции, относится к Полушкину терпимо, но до определенного предела, пока тот не переходит границ, сформированных в его разуме «жизненной усталостью». Иными словами, человек он недалекий.
Конфликт
Без конфликта нет сюжета, и, конечно же, он возник, остается лишь провести его анализ. «Не стреляйте в белых лебедей» - таково название повести, и не ради упомянуты в нем прекрасные белые птицы. Они стали символом поруганного добра, которое хотел принести людям главный герой. Чтобы вернуть его красивых обитателей, он покупает птиц. Его противникам, даже, скорее, врагам, не приходит в голову лучшего им применения, кроме как гастрономического. Они глушат рыбу, убивают лебедей и не останавливаются перед устранением столь ничтожной, по их мнению преграды, как «какой-то там» Полушкин. Эта «бульдозерная» психология находит выражение и в предыдущем конфликте, вспыхнувшем из-за сожженного муравейника, во время которого Егор повел себя недостойно.
Надежда
Есть еще два важных персонажа, которых вывел в своей повести Б. Васильев («Не стреляйте в белых лебедей»). Анализ образов Юрия Петровича Чувалова и сельской учительницы Нонны Юрьевны говорит о высокой порядочности обоих героев. Каждый из них честно занимается своим делом, они встречаются, и между ними завязываются серьезные отношения. Они развиваются не без проблем, но в конке концов все оканчивается благополучно. Характерно, что и у Юрия, и у Нонны складывается дружба с Егором. Он служит как бы пробным камнем, хотя сам парень к конфронтации не склонен, а, напротив, проявляет воистину христианское смирение в своем противодействии злу. Образы двух молодых людей, живущих в гармонии с собственными душами и окружающим миром, создают радостный фон, без которого финал произведения выглядел бы слишком пессимистично.
Финал
Егор опять поступил нерационально, вступив в конфликт и пойдя в одиночку против пьяных и жестоких браконьеров (он не был способен на какой-либо «Не стреляйте в белых лебедей» - титул-призыв, с которым автор обращается ко всем людям, предостерегая их от жестокости. За свою любовь к прекрасному главный герой заплатил жизнью. Перед смертью, на больничной койке, он прощает Федора Ипатовича, нелепо пришедшего к нему «мириться» с бутылкой французского дорогого коньяка. Следователю своих убийц он по доброте душевной не выдал. Мстительности нет в характере Полушкина. Показателен образ Фили, который ходит на его могилу и ухаживает за ней.
Будет ли озеро снова Лебединым? Остался на земле сын Колька, любящий все живое и прекрасное. На него вся надежда.
1001 идея интересного занятия с детьми
«НЕ СТРЕЛЯЙТЕ БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ»
Савватеева Елена Михайловна, МОУ ООШ №3 г.Камешково, учитель русского языка, заместитель директора по ВР, Владимирская
Предмет (направленность): литература.
Возраст детей: 14-15 лет, 9 класс.
Место проведения: класс.
«Учитель!»
Чтобы с гордостью произносить это слово,
надо пройти долгий и трудный путь.
Моя работа строится на основе оценки интереса к предмету. Для реализации данной цели разработан комплекс мер по развитию и поддержанию устойчивого интереса к обучению предмету. Основная парадигма в моей работе учителем - «Дать каждому ребенку шанс проявить себя. Научить любить русский язык и литературу не как школьные предметы, а как часть своего духовного Я. Научить всех детей одинаково практически не возможно, но научить не бояться, научить любить эти предметы – это цель, которую можно реализовать». Накопить богатую дидактическую копилку возможно только за долгие годы работы. Представленный вашему вниманию урок «Внеклассное чтение. Борис Васильев «Не стреляйте белых лебедей» проводился в рамках заседания методического объединения учителей русского языка и литературы в 2012-2013 учебном году по теме «Проблемы экологии – языком искусства».Много говорят о нарушении экологического равновесия в природе. В результате развития промышленности, научно-технической революции наметилась напряженность в отношениях человека и природы, углубившаяся до опасных пределов. Но мне представляется, что «нарушение равновесия» наметилось и в душах людей. Инфляция гуманизма страшнее тем, что ее никакими приборами не измеришь, опустошение душ происходит незаметно. Может, ее можно измерить ростом молодежной преступности? Потребительские интересы вытесняют интерес к внутреннему миру человека. Осознавая все это, стараюсь работать над проблемой экологии души. Кто спасет мир. По-моему, дети!Разработала свою программу «Проблемы экологии – языком искусства» (на основе программы интегрированного учебного курса под редакцией В.Р. Степанова, Л. В. Кузнецова, Чебоксары, 2007 г.)Программа модуля уроков внеклассного чтения в курсе 9 класса имеет целью раскрыть внутренний духовный мир юного человека посредством литературы. Эта программа должна позволить преодолеть у учащихся представления о литературе как явлении, далеком от них, от их мира, их духовных устремлений. Поэтому в данном курсе основным критерием при подборе литературы к урокам внеклассного чтения является близость произведений внутренним запросам современных подростков, позволяющим подвести их к осознанию мысли: «Быть взрослым – это не только права, но и обязанности; т.е. проблема формирования личности подростка.Тематика уроков внеклассного чтения, используемая мною в педагогической практике:
«Судьба человека в условиях тоталитарного режима».
1.Оргмомент.- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите тему урока.
Начало урока – установление личностного контакта учителя с учениками, их взаимное принятие и включение мотива на совместную работу. Достижение положительной мотивации путем активного и энергичного общения с учениками, где важно пожелать успеха ребятам, а учителю «сыграть» предвкушение радости от успеха урока, который сейчас начнется.
«Не стреляйте белых лебедей» -
с тревогой о природе и человеке».
Песня «Как прекрасен этот мир».
Беседа по книге Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей».
Беседа о главном герое. – Егоре Полушкине.
«Ошибетесь вы, дорогие товарищи: дело здесь не во всепрощении Егора. Дело в его великодушии, а великодушие обладает поразительной способностью будить дремавшую человеческую совесть» - отвечает Б. Васильев.
Трудно согласиться с теми из критиков повести, кто видит в Егоре постыдное «непротивленчество» (убийц своих простил). Разве сама смерть Егора не есть доказательство обратного? И разве прощение Егором Федора Бурьянова не пробудило в последнем дремавшее чувство совести (слезы на его глазах)- Как вы думаете, чья жизненная философия побеждает?_ В чем смысл повести, ее название? («Не стреляйте белых лебедей»! Дорожите каждой травинкой, каждым живым существом, каждым родничком чистой воды! Любите природу! Нельзя оставаться равнодушными, когда леса «стонут», когда звонкие озера – Лебяжьи, Гусиные, Журавлиные – превращаются в Черные, умирают. Образ Черного озера, называвшегося когда-то Лебяжьим, звучит как серьезное предостережение, тревожное напоминание: «Хватит покорять природу! Пора оглянуться!)
Звучит «Песня о лебединой верности». В это время – анонимная анкета.
Какой жизнью вы хотели бы прожить: жизнью «чудака» Е. Полушкина или Хозяина жизни Ф. Бурьянова?Д/З: творческая работа – разработать макет щита для защиты леса.
Вечерами в маленькой поселковой больнице тихо. Бесшумно скользнет по коридорчику сестра, разнося градусники. Прокряхтит сухонькая старушка, да скрипнет дверь за мотористом с «Быстрого», выходящим покурить в холодные сени.
А сегодня тишина нарушилась тяжелыми шагами врача, беготней сестер, тревожным скрипом носилок.
Моторист выскочил в коридор:
– Никифорова с Иванова катера в операционку повезли.
– Утоп!.. – ахнула бабка.
– Нет, бабка, за борт свалился…
За разговорами не заметили, как по коридору мимо палат прошли двое; один прихрамывал, крепко налегая на палку.
Он был немолод. От хромоты в левой ноге чуть сутулился и при ходьбе привычно выносил вперед правое плечо. Морщины избороздили до черноты загорелое лицо, и особенно много их набежало возле глаз, словно человек этот всю жизнь смотрел против ветра.
Он шел, стараясь без стука ставить палку, а впереди беззвучно летела девчонка-сестра, от бьющей через край энергии выворачивая по-балетному носки матерчатых тапочек. У операционной остановилась:
– Посидите.
Боком скользнула в дверь, а он осторожно присел на краешек стула, поставив между ног палку.
Как все здоровые люди, он был чуть напуган больничной тишиной: стеснялся сесть поудобнее, скрипнуть стулом, поправить сползавший с плеча тесный халат. Стеснялся своего здоровья, стоптанных башмаков из грубой кожи и тяжелых рук, сплошь покрытых ссадинами и порезами.
– Иван Трофимыч?.. – Моторист опять вылез в коридор.
– Петр? – шепотом удивился Иван. – Ты чего тут?
– Аппендикс вырезали, – не без гордости сообщил моторист, садясь рядом. – Флегмонозный.
– С Федором-то беда какая… – Иван вздохнул.
– А что случилось?
– Запань у Семенова лога утром прорвало. Не знаю, откуда вода пришла, а только рвануло троса, и понесло лес в Волгу. А тут – ветер, волна. Треск стоит – голоса не слышно. Ну, все кто куда: с лесом не пошутишь.
– Ай-ай-ай!.. – опечалился моторист. – И много ушло?
– Да нет, немного. Аккурат мы воз навстречу вели, к «Немде» цеплять. Пиловочник сплошь, двести сорок метров. Ну, увидал я: лес в лоб идет…
– Буксир топором да к берегу! – сказал моторист. – Затрет бревнами – «мама» сказать не поспеешь.
Иван улыбнулся.
– А я по-другому рассудил. Плот только сплочен, троса добрые, а ширина в этом месте невелика: развернул, корму в Старую Мельницу сдал – там камни, уязвил прочно. А катерок свой за мысок спрятал. Знаешь, где малинники?
– Ну и сдержал лес, не пустил в Волгу-то, на простор.
– Ишь, сообразил! – завистливо вздохнул моторист. – Премия, поди, будет, благодарность…
– Благодарность, может, и будет, а вот помощника уж не будет, – вздохнул Иван. – Как ударило нас первой порцией – троса запели, а Федора на бревна сбросило. Выловили, а рука на жилах висит.
– Оклемается, – уверенно сказал моторист. – Мужик здоровый. Да и доктор молодец: меня пластал – любо-дорого.
Стемнело, когда из операционной вышел доктор. Увидев его, моторист трусливо юркнул в палату. Скрипнув стулом, Иван встал навстречу, но доктор опустился рядом, и Иван, постояв немного, тоже присел. Он стеснялся начинать разговор, а доктор молчал, медленно разминая в пальцах папиросу.
– Перелом позвоночника, – сказал он, прикурив и глубоко затянувшись. – Скверное дело, капитан.
– Долго пролежит? – тихо спросил Иван, плохо представляя, что это значит.
– Всю жизнь. – Врач курил жадно, изредка разгоняя рукой сизые клубы дыма. – Всю жизнь, капитан, какая осталась…
– Трое детей… – невольно вырвалось у Ивана.
– Трое детей, – повторил Иван и опять встал. – Старшему – двенадцать, не больше…
Доктор молчал. Вспышки папиросы освещали его осунувшееся лицо и капли пота на лбу.
– Рыбки можно ему?
– Рыбки? – переспросил врач. – Фруктов хорошо бы. Витамины, понимаешь?
И опять замолчал. Иван постоял немного и, тихо попрощавшись, похромал к раздевалке.
В раздевалке он сдал халат и в обмен получил потрепанный рабочий пиджак. Пожилая гардеробщица полюбопытствовала насчет Никифорова, и он сказал ей, что дело Федора плохо и что у него трое детей. Гардеробщица, вздыхая и сокрушаясь, отперла уже по-ночному заложенные двери, и он вышел на темную окраинную улицу поселка.
Он привычно свернул вниз, к пристаням, но, пройдя немного, остановился. Посмотрел на часы и, быстро перекидывая палку, враскачку зашагал по узкой крутой тропинке от угла и громко постучал палкой по запертой калитке.
Сквозь надрывный собачий лай послышался сиплый со сна голос:
– Кого нелегкая?
– Это я, Бурлаков. Открой, Степаныч, дело к тебе.
– На место, дармоед!.. – В щели чуть приоткрытой калитки показалась осанистая фигура. – Что за дело?
– Яблоки у тебя есть, Степаныч?
– Яблоки?.. – Хозяин неожиданно тоненько захохотал. – Какие тебе яблоки в июле, старый пень?
– Понимаешь, Никифоров в больнице. Доктор фрукты велел…
– В больнице?.. – Хозяин задумался. – В больнице – это другое дело. – Он распахнул калитку. – Шагай, Трофимыч. Осторожно, приступочка тут.
Вслед за Степанычем Иван поднялся на крыльцо и прошел в темные сени. Хозяин щелкнул выключателем; голая лампочка осветила просторное помещение, заваленное плетеными корзинами, мешками и ящиками.
– Фрукт – великое дело. – Степаныч выволок из угла дырявый мешок, развернул: на дне лежали битые зеленые яблоки. – Первый урожай. Сам бы ел, но ради такого дела…
– Кислятина, поди.
– Ты что? Папировка, первый сорт. Гляди-ко… – Хозяин взял яблоко и начал с хрустом жевать его, причмокивая от удовольствия. – Восемь килограмм, хоть на безмене прикинь.
– Почем же?
– Ну, как для больного – по рублю.
– Круто берешь, Степаныч…
– Первые ведь, от себя отрываю.
Иван молча отсчитал деньги, взвалил на плечо мешок. Хозяин вел его к калитке, по инерции расхваливая уже проданный товар:
– Витаминов в этих яблоках – вагон! У меня вон детсад закупает, прокурор для больной жены. Сила яблоки: сорт особый… Счастливо, Трофимыч! Заходи, если что. Тебе – в первую очередь…
По крутой тропинке Иван спустился к пристаням и сразу увидел плакаты с броской надписью: «Герои нашего затона». Героев узнать было бы невозможно, если бы художник не подписал каждый портрет: «Капитан Иван Бурлаков», «Помощник капитана Федор Никифоров», «Матрос Елена Лапушкина». Все трое сурово глядели вдаль…
Катера стояли за полузатопленной баржей. Они были одинакового размера, формы, убранства, одинаково освещались сигнальными фонарями, и только на самом дальнем совсем по-домашнему сушилось на веревке белье.
Иван спрыгнул на катер, громыхнув по железной палубе костыльком. На шум из рубки выглянула худенькая молодая женщина в выгоревшем ситцевом платье; голова ее была повязана полотенцем.
– Вы, Иван Трофимыч?
– Ты чего это в полотенце?
– Голову мыла. Как Федор?
Он присел, вытянув натруженную ногу, закурил и рассказал, что говорил доктор и как он заходил к Степанычу за яблоками.
– Плохо, Еленка.
– Шесть душ кормил, – вздохнула она. – Шесть душ, сам седьмой…
– Сам седьмой, – повторил Иван, упорно разглядывая огонек папиросы.
Они опять замолчали. Еленка стояла, по-бабьи пригорюнившись, опустив худенькие плечи, чуть прикрытые легким платьем, а он неторопливо курил, по привычке держа папиросу огнем в ладонь.
– Кого-то вместо Федора пришлют, – не то спросила, не то сказала она.
Иван бросил папиросу за борт, поднялся:
– Пойдем в кубрик. Застынешь.
По железному трапу они спустились в тесный низкий кубрик. Четыре дивана окружали небольшой, прикрепленный к полу стол; три из них были застланы. В углу возле трапа размещалась вделанная в железный шкаф печурка; остывая, она изредка потрескивала. В противоположном углу был шкаф для одежды и еще один маленький подвесной шкафчик, в котором хранились судовые документы, ведомости, бинокль и прочее ценное имущество.