Фомин день и Красная горка. Антипасха и Красная горка

Неделя Фомина 2018 продлится с 9 по 15 апреля. Каждый год даты этого периода будут разными, потому что, праздник зависит от даты наступления Пасхи. Мы уже знаем, какого числа Красная горка в 2018 году, потому что знаем, что православная Пасха была 8 апреля. Соответственно, Красная горка, который выпадает на следующее воскресенье, будет 15 апреля. Фомина неделя начинается именно в этот день.

По церковному уставу Фомина неделя имеет свои особенности. В чем-то они перекликаются с народными приметами. И, если совместить все традиции, обычаи и обряды, то нарисуется полная правильная картина этого дня. Итак, Фомина неделя в 2018 году начинается 9 апреля.

Скорее всего, все слышали такое выражение как «Фома неверующий», но не все знают, что у этого выражения есть свой библейский подтекст. Фома был одним из 12 апостолов Иисуса Христа. Вообще этот Святой родился в деревне и был рыбаком, но, когда стал свидетелем чудес и проповедей Иисуса Христа, то бросил все и отправился за ним.

Согласно Иоанну Златоусту, Фома среди других апостолов не отличался крепкой и беспрекословной верой. Он уважал и любил Иисуса Христа, но где-то в глубине души до конца не верил, что Иисус Христос является на самом деле Сыном Божьим. Когда Иисус Христос воскрес, то Фома не был в числе тех апостолов, которым Иисус явился. Другие апостолы стали рассказывать Фоме о том, что видели, на что святой ответил: «Я не могу в это поверить, пока сам не увижу Христа.Пока не вложу пальцы в его раны, полученные на кресте».

Иисус Христос явился Фоме только на восьмой день после своего воскрешения. И этот день, как не сложно догадаться – это праздник Красная горка. Вся неделя после называется неделя Фомина 2018 (или другая дата, в зависимости от текущего календарного года).

Интересно! Иоанн Златоуст писал, что, несмотря на то, что Фома был не до конца верующим, он был усердным апостолом. Он неутомимее всех проповедовал слово Иисуса, и особенно это усилилось после того, как Иисус Христос явился перед Фомой на 8 день после своего воскрешения.

Фомин день и Красная горка

Необходимо понимать, что Красная горка – это народный праздник, а Фомин день – это церковное событие. Но в календарях так совпало, что эти два события связались друг с другом в неразрывный день. В Красную горку или Фомин день впервые со дня начала Масленицы (в 2018 году Масленица началась на неделе до 18 февраля) можно вступать в браки, в частности, венчаться.

В народе говорится, что – это лучший день в году. Если молодые решат связать свою судьбу именно в этот день, то они проживут счастливую и долгую жизнь вместе в любви и согласии. Более того, можно посвататься к девушке в Красную горку, а саму свадьбу отметить в течение недели Фомина 2018 с 9 по 15 апреля. В любой из этих дней венчание принесет счастье.

Радуница: день поминовения

Именно на неделю Фомину 2018 приходится второй вторник после Пасхи. Это официальный и первый церковный день поминовения усопших после праздника Воскресения Христова. На саму Пасху, а также в течение 10 дней после праздника, праздничных дней, на кладбище ходить нельзя. С благой вестью о Воскресении Христова и о наступление Пасхи на кладбище отправляются именно на Радуницу. Это всегда второй вторник от праздничного воскресенья, в 2018 году дата Радуницы 17 апреля.

За-ча-ло 14 (140)

[Про-по-ведь апо-сто-лов и чу-де-са; но-вое го-не-ние]

[В те дни] ру-ка-ми апо-сто-лов со-вер-ша-лись в на-ро-де мно-гие зна-ме-ния и чу-де-са. Все они еди-но-душ-но пре-бы-ва-ли в [хра мо-вом] при-тво-ре (пор-ти-ке, га-ле-рее) Со-ло-мо-на. Из по-сто-рон-них же ни-кто не осме-ли-вал-ся при-мы-кать к ним, а на-род их про-слав-лял. Ве-ру-ю-щих в Гос-по-да ста-но-ви-лось всё боль-ше, мно-же-ство муж-чин и жен-щин; так что вы-но-си-ли боль-ных на ули-цы и по-ла-га-ли на ло-жах и кро-ва-тях, чтобы хоть тень про-хо-дя-ще-го Пет-ра осе-ни-ла ко-го-ни-будь из них.

Схо-ди-лось и мно-же-ство на-ро-да из го-ро-дов во-круг Иеру-са-ли-ма, неся боль-ных и одер-жи-мых нечи-сты-ми ду-ха-ми; и все они ис-це-ля-лись.

То-гда пер-во-свя-щен-ник и все его сто-рон-ни-ки из пар-тии сад-ду-ке-ев ис-пол-ни-лись рев-но-сти, на-ло-жи-ли ру-ки на апо-сто-лов и за-клю-чи-ли их в об-ще-ствен-ную тюрь-му. Но ан-гел Гос-по-день но-чью от-во-рил две-ри тюрь-мы и, вы-ве-дя их, ска-зал: «Иди-те, стань-те в Хра-ме и го-во-ри-те на-ро-ду все сло-ва этой жиз-ни!»

Еван-гель-ское чте-ние на Ли-тур-гии

«Гос-подь мой и Бог мой!» - вос-клик-нул Фо-ма. «Ты по-ве-рил по-то-му, что Ме-ня уви-дел? - го-во-рит ему Иисус. - Бла-жен-ны не уви-дев-шие и по-ве-рив-шие!»

Мно-го и дру-гих зна-ме-ний со-тво-рил Иисус пе-ред Сво-и-ми уче-ни-ка-ми, о ко-то-рых не на-пи-са-но в этой кни-ге. А об этом же на-пи-са-но для то-го, чтобы вы уве-ро-ва-ли, что Иисус - это Хри-стос (Мес-сия), Сын Бо-жий, и, ве-руя, име-ли жизнь во имя Его.

«Бла-жен-ны не ви-дев-шие…»

Лу-ка Си-ньо-рел-ли (1445-1523).
Неве-рие Фо-мы

Вче-ра за-вер-ши-лась Свет-лая сед-ми-ца, за-кры-лись вра-та ико-но-ста-са и нам раз-да-ва-ли арт-ос. Но празд-но-ва-ние Вос-кре-се-ния Хри-сто-ва не за-кон-чи-лось: че-ство-ва-ние это-го ве-ли-чай-ше-го в ми-ро-вой ис-то-рии со-бы-тия про-дол-жа-ет-ся, хо-тя и с мень-шей тор-же-ствен-но-стью, еще 32 дня, т. е. до празд-ни-ка Воз-не-се-ния Гос-под-ня. Каж-дая неде-ля от Пас-хи до Пя-ти-де-сят-ни-цы (Дня Свя-той Тро-и-цы) по-свя-ще-на вос-по-ми-на-нию опре-де-лен-но-го со-бы-тия еван-гель-ской и древ-не-хри-сти-ан-ской ис-то-рии, - со-бы-тия, ко-то-рое и со-об-ща-ет этой неде-ле осо-бое на-име-но-ва-ние в цер-ков-ном ка-лен-да-ре. Раз-мыш-ляя над их со-дер-жа-ни-ем, мы глуб-же осо-зна-ем весь про-ти-во-ре-чи-вый и тра-ги-че-ский смысл тех да-ле-ких лет, дней и ча-сов, - вер-ность и со-мне-ние, лю-бовь и нена-висть, умуд-рен-ность и про-сто-ду-шие. Эти те-мы веч-ны, как ве-чен тра-гизм че-ло-ве-че-ско-го бы-тия, пре-одоле-ва-е-мый, - по сло-ву апо-сто-ла Пав-ла, - «толь-ко ве-рой».

Две бли-жай-шие от Пас-хи неде-ли по-свя-ще-ны вос-по-ми-на-нию со-бы-тий, непо-сред-ствен-но с ней свя-зан-ных; те-мы же трех по-сле-ду-ю-щих воз-вра-ща-ют нас к трём важ-ным эпи-зо-дам еван-гель-ской ис-то-рии, от-но-ся-щим-ся еще ко вре-ме-ни об-ще-ствен-но-го слу-же-ния Иису-са Хри-ста. В этих спа-си-тель-ных де-я-ни-ях - под-го-то-ви-тель-ных сту-пе-нях к бу-ду-ще-му Вос-кре-се-нию! - Он яв-ствен-но от-крыл Своё Бо-же-ствен-ное до-сто-ин-ство и си-лу, но лишь со-ше-ствие Свя-то-го Ду-ха в День Пя-ти-де-сят-ни-цы поз-во-ли-ло Его «невер-ным» уче-ни-кам уяс-нить их ис-тин-ный смысл. Этим и опре-де-ля-ет-ся их ме-сто в ка-лен-да-ре - меж-ду Пас-хой и Тро-и-цей.

Се-го-дняш-няя, вто-рая, «неде-ля» (вос-кре-се-нье) по Па-схе име-ну-ет-ся Неде-лей Фо-ми-ной (пер-вой «неде-лей» счи-та-ет-ся сам День Пас-халь-но-го Вос-кре-се-ния). На Ли-тур-гии чи-та-ет-ся Еван-ге-лие от Иоан-на (20 гла-ва). Первую часть это-го чте-ния мы уже слы-ша-ли во вре-мя Пас-халь-ной ве-чер-ни , и в нём про-зву-ча-ли сло-ва недо-ве-рия и со-мне-ния. Се-го-дня они ещё раз по-вто-ря-ют-ся, за-тем сле-ду-ет на них «от-вет» и уко-риз-нен-ные сло-ва Иису-са Хри-ста апо-сто-лу Фо-ме: «Ты по-ве-рил по-то-му, что Ме-ня уви-дел? Бла-жен-ны (счаст-ли-вы) не ви-дев-шие и по-ве-рив-шие!»

Ра-зу-ме-ет-ся, эти сло-ва об-ра-ще-ны не толь-ко к апо-сто-лу, но и ко всем нам. Они на-по-ми-на-ют, что на-сто-я-щая ве-ра об-ла-да-ет ду-хов-ным зре-ни-ем, про-ни-ка-ю-щим через за-ве-су ви-ди-мо-го и ося-за-е-мо-го. Ка-жет-ся неве-ро-ят-ным, чтобы Фо-ма и его то-ва-ри-щи мог-ли про-яв-лять та-кую невер-ность Сво-е-му Учи-те-лю: ведь Он не толь-ко опре-де-лен-но го-во-рил им (и не раз!) о том, что долж-но про-изой-ти, но да-же при-звал к Се-бе в «сви-де-те-ли» двух са-мых ав-то-ри-тет-ных пра-вед-ни-ков - Мо-и-сея и Илию - во вре-мя зна-ме-на-тель-но-го пре-об-ра-же-ния на го-ре Фа-вор. (Не бу-дем за-бы-вать, что это со-бы-тие, в ко-то-ром Сын Бо-жий явил Се-бя Вла-ды-кой жиз-ни и смер-ти, за-ра-нее уве-ряя апо-сто-лов в том, что близ-кие стра-да-ния - не по-ра-же-ние и по-зор, но по-бе-да и сла-ва, увен-чан-ная Вос-кре-се-ни-ем, - про-изо-шло вес-ной, неза-дол-го до стра-да-ний, а со-всем не в ав-гу-сте!) Но это так: апо-сто-лы в стра-хе бе-жа-ли из Геф-си-ман-ско-го са-да, Петр ма-ло-душ-но от-рек-ся от Учи-те-ля, а разо-ча-ро-ван-ные Лу-ка и Клео-па ухо-ди-ли из Иеру-са-ли-ма, хо-тя уже слы-ша-ли (!) об опу-стев-шем гро-бе ()… Они бы-ли обык-но-вен-ны-ми людь-ми, вос-пи-тан-ны-ми в тра-ди-ции, счи-тав-шей Мес-сию преж-де все-го зем-ным ца-рем-во-и-те-лем, и под-лин-ный смысл Его при-ше-ствия дал-ся им не сра-зу.

С Фо-ми-ным вос-кре-се-ньем свя-за-на ещё од-на тра-ди-ция. В Древ-ней Церк-ви бы-ло при-ня-то, чтобы лю-ди , кре-стив-ши-е-ся в Ве-ли-кую Суб-бо-ту, в Фо-ми-но вос-кре-се-нье сни-ма-ли с се-бя все-на-род-но ту бе-лую одеж-ду (сим-вол ду-хов-но-го рож-де-ния и чи-сто-ты), ко-то-рую они но-си-ли всю Свет-лую сед-ми-цу, и от-да-ва-ли на хра-не-ние в цер-ков-ную риз-ни-цу. По-это-му и сам этот день на-зы-вал-ся на За-па-де «Вос-кре-се-ньем в бе-лых (одеж-дах)», Dominica in albis; а на Во-сто-ке «Но-вым Вос-кре-се-ньем», - в знак то-го, что празд-ник но-во-кре-щён-ных за-вер-ша-ет-ся, и на-чи-на-ет-ся их но-вая и мно-го-труд-ная жизнь в хри-сти-ан-ском зва-нии.

Во втор-ник Фо-ми-ной сед-ми-цы (де-вя-тый день по Па-схе) со-вер-ша-ет-ся пас-халь-ное по-ми-но-ве-ние усоп-ших, ко-то-рым Пра-во-слав-ная Цер-ковь воз-гла-ша-ет ра-дост-ную весть о Вос-кре-се-нии Гос-по-да, по-бе-див-ше-го смерть и тле-ние. Ис-тин-ный Бог - «Бог не мёрт-вых, а жи-вых. Для Него все жи-вы», - на-по-ми-на-ет Хри-стос не толь-ко Сво-им совре-мен-ни-кам, но и всем нам (). По-то-му и день этот име-ну-ет-ся в цер-ков-ном ка-лен-да-ре .

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ме-ча-ния

Рус-ский Си-но-даль-ный пе-ре-вод это-го ме-ста неуда-чен: «И не будь неве-ру-ю-щим, но ве-ру-ю-щим», а цер-ков-но-сла-вян-ский го-раз-до точ-нее: «И не бу ди неве-рен, но ве-рен» (). Биб-лей-ско-му по-ня-тию «ве-ра» со-от-вет-ству-ют в первую оче-редь на-ши по-ня-тия «твер-дость», «до-ве-рие», «вер-ность». Это не от-вле-чен-ная «фило-соф-ская» ве-ра в Бо-га (при-зна-ние Его су-ще-ство-ва-ния) , а вер-ность Бо-гу . Ве-рить и быть в со-ю-зе мож-но толь-ко с лич-ным, Жи-вым Бо-гом, но не с аб-страк-ци-ей «Аб-со-лю-та» или «Кос-ми-че-ско-го ра-зу-ма». Ис-тин-ный Бог - это «Бог Ав-ра-ама, Иса-а-ка и Иа-ко-ва, а не Бог фило-со-фов и учё-ных» (Блез Пас-каль). См.: Сло-варь биб-лей-ско-го бо-го-сло-вия / Под ред. Кса-вье Леон-Дю-фу-ра и др. Брюс-сель, 1974, кол. 115-128 (ста-тьи «Ве-ра» и «Вер-ность»).От-ри-цать су-ще-ство-ва-ние Бо-га (или бо-гов) древ-ний че-ло-век мог лишь в од-ном слу-чае (см.: ), а так-же (но та-кая ве-ра не спа-са-ет!).

Гре-че-ское на-зва-ние это-го вос-кре-се-нья в цер-ков-ном ка-лен-да-ре - Ан-ти-пас-ха - бук-валь-но озна-ча-ет «вме-сто Пас-хи»), «по-то-му что этот день - пер-вый из вос-крес-ных дней все-го го-да, в ко-то-рый со-бы-тие Вос-кре-се-ния по-вто-ря-ет-ся » (Ни-коль-ский К., прот. По-со-бие к изу-че-нию Уста-ва бо-го-слу-же-ния Пра-во-слав-ной Церк-ви. М., 1995. С. 639-640). Дей-стви-тель-но, мы по-чти-тель-но на-зы-ва-ем каж-дый вос-крес-ный день «ма-лой Пас-хой». При-хо-дит-ся стал-ки-вать-ся с невер-ным по-ни-ма-ни-ем тер-ми-на Ан-ти-пас-ха да-же в свя-щен-ни-че-ской сре-де (греч. анти име-ет несколь-ко зна-че-ний, глав-ное - "вме-сто", "за").

По-дроб-нее см.: Ру-бан Ю. / На-уч. ред. проф. ар-хим. Иан-ну-а-рий (Ив-ли-ев). Изд. 3-е, испр. и доп. СПб., 2014.

В древ-но-сти кре-сти-ли пре-иму-ще-ствен-но взрос-лых и под-рос-ших де-тей, спо-соб-ных со-зна-тель-но участ-во-вать в та-ин-стве кре-ще-ния. Так бы-ло сна-ча-ла и в Древ-ней Ру-си.

« Красная горка» народное название первого воскресного дня после Праздника Пасхи, который в церковном словаре носит название Антипасха . Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» - но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи. Антипасха отмечается всегда на восьмой день после светлого Христова Воскресения. В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому Антипасха называется «неделей обновления». В церкви служат последнюю литургию по пасхальному чину, после чего закрывают «Царские врата». За Антипасхой следует Фомина седмица, которую и называют Красной горкой.

На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть.

Существует выражение «Фома неверующий». Только надо понимать истинный его смысл.

Апостол Фома был глубоко верующим человеком, он почитал Бога и неустанно молился. Когда произошло распятие Иисуса Христа, Фома был настолько удручен, что боялся верить апостолам, что Иисус воскрес. Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. Ему нужны были доказательства, он хотел увидеть раны Христа, чтобы его вера не пошатнулась. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» - говорил Фома о Христе. Это не значит, что он сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. Скорее это свидетельство того, насколько апостол жаждал пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом. Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество. И на восьмой день после Пасхи, Иисус явился перед апостолом Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо. «И не будь неверующим, но верующим» , – сказал Спаситель Фоме (Лк., 20:27). Апостол Фома первым назвал Иисуса Господом Богом. «Господь мой и Бог мой!» - воскликнул святой апостол (Ин. 20:28).

Святой апостол Фома был простым рыбаком, однако после того, как услышал благословления Иисуса Христа, оставил все и последовал за Ним. Он был одним из двенадцати учеников Иисуса.

После Антипасхи, апостол Фома сильнее других уверовал в силу Божью. Он обошел всю землю, читая проповеди, основал Церкви в Месопотамии, Палестине, Парфии, Индии и Эфиопии.

После того, как апостол Фома обратил в христианскую веру сына и супругу индийского правителя города Мелиапора, он был взят под стражу и заключен в темницу. Его долго пытали, а после пронзили тело Фомы пятью копьями. Части мощей святого апостола Фомы хранятся в Индии, Венгрии и на Афоне.

В России традиция отмечать Антипасху связана со временем, когда разрешается жениться. В народе этот период имеет название «Красная горка». На этот день приходится большинство свадеб, венчаний и обрядов сватовства.

Красная горка - это любимый в народе, весенний и первую очередь молодежный праздник. Как только земля освобождалась от снега, а это в первую очередь небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодежи, детские игры, хороводы, песни. С этого и пошло название таких горок «Красными», что значит красивыми!

В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета. Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе. Красная горка - значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.

По народному календарю в этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.

Истоки Красной горки с языческих времен начало ведут. В этот день отдавалась дань Славянскому языческому Богу Солнца – Ярило. Название этого праздника исходит от слова «Красная» — что означает красивая. Легенда гласит о том, что этот праздник отмечали в день, когда весеннее солнце своим теплом растапливало снег, лежащий на пригорках и холмах, тем самым обнажая их вершины. Люди встречали весну. В эти дни по традиции были приняты игры – ярилки, которые должны были соответствовать требованиям культа плодородия и бракосочетания.

Люди угощали друг друга пирогами и караваями, а так же праздничной яичницей. После адаптации народного календаря христианством, было решено включить этот праздник в православный календарь.

Исторические письмена ведают — народ с вечера собирался на холмах и пригорочках, и встречал рассвет, отдавая дань Богу Солнца. Женская часть населения была заводилами, они игры устраивали и веселые яркие хороводы водили. Как раз на Красную горку люди играли свадьбы, ибо считалось, что заключенные в сей день браки будут полны счастьем и долголетием.

интересные традиции и обычаи.

Что по традиции делают на Красную горку?

Немаловажная роль во время празднований отвадилась женской половине общества. Считалось, что людей, не вышедших на улицу в Красную горку, ждет неудача. Потому со всех подворий люди выходили на повсеместные гуляния, песни и пляски.

  • По преданию в это день женихи должны были обливать своих избранниц водой, и после этого сосватать их, потому что если жених облил водой избранницу и не сосватал ее, то девушка считалась опозоренной.
  • Многие женщины умывались дождем, под сверкающими молниями, потому что именно так можно было сохранить молодость и красоту.
  • Так же в этот день посещались кладбища, усопшие уважительно поминались.

В 2017 году, 23 апреля весь православный люд будет отмечать святой праздник – АнтиПасху (по народному — Красную горку). Повсеместные гуляния наполнят теплотой и радостью роскошно цветущий май.

Обсуждение: 8 комментариев

    Что-то в этом году Масленица выпала на 7 марта, Красная горка 8 мая))) Прям совпадение предпраздничное.

    Ответить

    такие красивые на фотографиях все эти гуляния типа «на Руси», в деревнях. как считаете может ли быть это актуально для молодежи, через какое то время?

    Ответить

    Я тоже не знала, что это праздник с языческих времен идет, интересно было почитать, что Красная горка под собой подразумевает, и какие обычаи были раньше у народа нашего.

    Ответить

  1. А почему все-таки АнтиПасха?

    Ответить

Неделя, следующая за пасхальной, получила название «Фомина » (по имени апостола Фомы, уверовавшего в Воскресение Христово после того, как он ощупал раны Спасителя). В народном календаре славян она именуется Проводной (Радоницкой / Радуницкой неделей). По традиции именно в это время поминают умерших. « На этой неделе люд крещёный с покойничками христосуется ». Проводятся «радостные весенние поминки». Дни Фоминой недели считаются свадебными, происходят смотрины будущих невест.
Воскресенье на Фоминой неделе зовётся Красной горкой (Фомино воскресенье , Антипасха , Радушное воскресенье ). В этот день старались освободиться от всех грустных раздумий и переживаний. На возвышенных местах устраивали массовые гулянья, весёлые игры и водили хороводы. Накануне по деревням ходили окликальщики, которые исполняли под окнами молодожёнов величальную песню и приглашали всех жителей на гулянья.

Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Принося поминальные кушанья (конфеты, сладости, выпечку, блины, поминальную кутью, крашеные яйца, пиво, вино и т.д.). Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают тёплыми словами умершего. Считается, что усопшие разделяют трапезу с живыми. Остатки угощений крошатся, а поминальную стопку водки выливают на могилу. Часть поминальных кушаний и детишкам «за упокой души ».

Молодые спрашивали благословения на любовь и замужество. На погосте жгли поминальные костры. В этот день было принято петь песни и водить хороводы. Печаль нередко переходила в веселье. Недаром известна поговорка: на Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут. А всё потому, что после Пасхи начинались весенние полевые работы, на Радоницу люди посещали кладбища, а к вечеру устраивались веселья