Что значит если человек умер в сочельник. Качество жизни и разрешение на смерть

«Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и разрушить, а Я пришел, чтобы дать жизнь, и притом в избытке» (Ин.10:10)

П еред тем, как написать эти строки, я получил сообщение о смерти Марион Ньюстрам. Марион и ее муж Элмер были членами церкви «Вифлеем» дольше, чем живут на этом свете большинство из ее членов. Ей было 87. Они были женаты 64 года.

Когда я говорил с Элмером я побуждал его укрепляться в Господе и не терять интерес к жизни, на что он ответил: «Он был настоящим другом» . Я молюсь, чтобы все христиане могли сказать в конце жизни: «Христос был мне настоящим другом» .

Каждый год, в канун Рождества, я отмечаю в календаре день смерти моей матери, которая погибла в 56 лет в аварии в Израиле. Это случилось 16 декабря 1974 года. События того дня до сих пор стоят у меня перед глазами. И если я дам волю чувствам, то могу расплакаться лишь от мысли, что мои дети никогда не видели своей бабушки. Мы похоронили ее сразу после Рождества. И это было удивительное Рождество!

Многие из вас особенно остро ощутят боль утраты в это Рождество. Не гоните от себя эти чувства. Позвольте им пройти через ваше сердце. Прочувствуйте их. Для чего же тогда нужна любовь, как не для того, чтобы усилить наши чувства: в жизни и в смерти. И не позволяйте горечи завладеть вашим сердцем. Горечь – страшное и разрушительное чувство.

Христос пришел в этот мир, чтобы мы могли обрести вечную жизнь. «Я пришел, чтобы дать жизнь, и притом в избытке» (Ин.10:10). Элмер и Марион обсуждали, где они проведут свои последние годы. Элмер сказал: «Марион и я решили, что наш последний дом будет у Господа».

Чувствуете ли вы желание вернуться домой? Я прихожу домой на Рождество и это прекрасное чувство. И я думаю, что главная причина этого кроется в том, что глубоко внутри все мы чувствуем свое предназначение к конечному, вечному дому. Все остальное – лишь предвкушение. И это приятное предвкушение, до тех пор пока оно не становится подменой.

Подписывайтесь:

Не позвольте приятным, праздничным чувствам заменить конечную, величайшую, вседостаточную Сладость. Пусть каждая потеря и каждая радость направляет ваши мысли к вашему вечному дому в небесах.

Рождество. Что это как не: «Я пришел, чтобы дать жизнь» , чтобы Марион Ньюстрам, Руфь Пайпер, вы и я могли обрести жизнь, теперь и навсегда.

Что такое добрая воля к смерти? Как объяснить загадку клинической смерти? Почему умершие приходят к живым? Можно ли дать и получить разрешение умереть? Мы публикуем фрагменты выступления на семинаре, который провел в Москве Андрей Гнездилов, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета (Великобритания), основатель первого в России хосписа, изобретатель новых методов арт-терапии и автор многочисленных книг.

Смерть как часть жизни

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика, свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил. А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели, и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?», – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот», – «Какие хлопоты?», – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?», – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу, и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг, эта женщина поняла, что когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу, и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?», – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?», – «А не приносила ли она платье в горошек?», – «Вы что волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?», – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла к себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?». И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психостеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди». То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной? Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг. И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил своих учеников: «Побудьте со мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Андрей Гнездилов
Подготовила текст; фото: Мария Строганова

Как произошло Рождество? Почему на Рождество ставят елки? Как соблюдать пост перед причастием в период Святок? Для читателей нашего скайта мы подготовили ответы на ряд актуальных вопросов, касающихся праздника Рождества Христова.

Также имеется возможность задать все интересующие вопросы касательно Рождества в соответсвующей рубрике нашего сайта .

Все святые отцы говорят, что есть такие тайны, которые нельзя объяснить буквально, нельзя понять разумом так же, как мы понимаем, например, что при сложении двух единиц с двумя другими единицами получается четыре единицы. Есть то, к чему можно прикоснуться верою. Вот мы и прикасаемся верой к тому, что Бог — превышающий мир, непознаваемый по своей сущности, не объемлемый ничем, а Сам Собою содержащий все творение, — что Он является в мир как маленький Младенец. Появляется почти как обычный человек, только без греха и боли, которая является последствием грехопадения. Мы не знаем, как произошло это чудо, но знаем только, что, не будь этого чуда, не было бы и другого, главного чуда — мы не могли бы соединиться через Крещение с Богом, была бы пропасть между божественной природой и природой человека, а теперь и мы соединяемся с Богом в Таинстве и оказываемся не чуждыми Самому Богу.

Правда ли, что умереть на праздник — знак милости Божьей? Моя бабушка умерла на Рождество.

Церковно-народное представление о том, что смерть на церковный праздник есть милость Божия, исходит из предположения, что человек, скончавшийся на праздник, скажем, Пасхи или Рождества Христова, до того говел на протяжении поста, исповедовался, причастился Святых Христовых Таин — в общем, душу свою приготовил для Вечности более, чем в какую-либо другую пору своей жизни, приобщился здесь на земле радости праздничного богослужения. В этом смысле мнение это, конечно, основательно, хотя и не абсолютно. Придавать же ему магически-суеверное значение, думая, что всякий человек, в том числе и тот, кто в Бога-то не верил, в церковь не ходил и к таинствам ее не прибегал, но скончался в день того или иного церковного праздника, находится в иных условиях по отношению к возможности спасения, чем человек, умерший неделей раньше или неделей позже, было бы неосновательно.

У моего папы сорок дней выпадают на Рождество 7 января. Можно ли в этот день устраивать поминки?

Церковное поминовение, будь то служение панихид в храме, будь то заупокойная трапеза, конечно, в день Рождества Христова совершать не полагается. Благоразумно будет перенести поминовение на один из ближайших дней после праздника Рождества.

Елки на Рождество в России стали ставить поздно, во времена императора Петра I. Но думается, что в этом обычае нет ничего противного для христианства православного, потому что елка исполнена жизни, зелени, свежести; в зимнюю мертвую пору — единственное, пожалуй, такое дерево в наших пределах, и оно как бы символически указывает нам, что такое Рождество Христово.

Как вот эта жизнь, пробивающаяся сквозь холод и снег, продолжает существовать там, где уже ни сил, ни надежды, ни тепла никакого нет, а вот елочка живет. Так же и Христос родился среди холода, равнодушия, злобы — равнодушия такого, что даже не нашлось Ему места, кроме пещеры темной, для рождения, но Он родился и принес жизнь и радость спасительную всем нам. Елочка — образ этой радости.

Какова мера строгости и продолжительности поста перед причастием на Святках и на Светлой седмице?

Для человека, который говел Великим и рождественским постом, готовился, молился, причастился в канун или в самый праздник Рождества Христова или Пасхи Христовой, священник может дать благословение на то, чтобы этот человек, если душа его просит и в дни Святок, и в дни Светлой недели, почитав правило, помолившись, не устрояя для себя каких-то постов, которые возбранены Церковью в это время, но и не допуская, конечно, чрезмерностей в переедании и винопитии, причащался Святых Христовых Таин, и в этом смысле праздники были для него духовным торжеством, а не поводом к опивству и обжорству. И это дело доброе, издревле установленное в Церкви. Другое дело, что если человек пользуется какой-то странной логикой: вот, сейчас Святки, пост Церковью запрещен, литургия служится, я могу правило почитать, коротенько исповедоваться (какая уж там серьезная исповедь на Святках) благословение получить, и пойду-ка я без поста причащаться, какой я хитрый! Но можно ли с такой логикой идти к Чаше Тела и Крови Христовой? Имея это различение, сделайте выводы.

Распространенное представление, что умирающие люди могут отложить свою смерть в связи с важными датами, попросту не соответствует действительности - об этом говорят результаты исследования раковых больных в США.

Почти каждый их нас слышал когда-нибудь историю о ком-то, кто исключительно за счет силы воли цепко держался за жизнь до определенной даты. И различные исследования отдельных категорий населения, казалось, не противоречат этой идее.

Но когда Донн Янг, исследователь-онколог из государственного университета Огайо в Коламбусе в прошлом году накануне Рождества побеседовал с репортером, который писал об онкологических больных, "опровергающих науку", его это не убедило.

Поэтому он приступил к собственному исследованию, изучив больше 300 тысяч жителей Огайо, умерших от рака между 1989-м и 2000 годом, и используя базу данных по смертям в Огайо. Рассматривая Рождество, День благодарения и день рождения пациента в качестве "особых дат", Янг проследил, нет ли спада в уровне смертности за неделю до этих дат и, соответственно, скачка через неделю после них.

Янг предполагает, что возникновение этого мифа связано с избирательностью памяти. Истории о близких людях, которые "держались" до того времени, когда праздники пройдут, запоминаются лучше, чем истории о дяде, который отошел в мир иной в середине ноября.

Это открытие может кого-то разочаровать, но Янг смотрит на это иначе. "Люди говорят, что это расследование уничтожает сказку, но я воспринимаю это не так. Людей тяготит мысль, что они обязаны дожить до Рождества, а это исследование доказывает, что "несвоевременная" смерть - это не недостаток самодисциплины. Смерть придерживается своего собственного расписания и не присылает уведомлений на карманный компьютер или электронный органайзер".

Исследование Янга не отменяет вероятности, что некоторые люди способны за счет какого необъяснимого процесса отложить момент своей смерти до более удобного времени. Но, поскольку на результаты исследования они никак не повлияли, можно предположить, что такие люди составляют меньше 1%, говорит Янг.

Дэвид Филипс, социолог из Калифорнийского университета в Сан-Диего, который писал о феномене отложенной смерти в некоторых сообществах, говорит, что, возможно, эта цифра примерно соответствует действительности. Он говорит также, что онкологические больные - это не та категория людей, где наблюдается это явление. Он говорит, что чаще всего наблюдал это у людей с хроническими заболеваниями сердца.

Филипс понимает скептицизм Янга. "Если нет разумного объяснимого механизма, то поверить в этот феномен очень трудно. Следующим шагом следует найти такой биологический механизм".

Янг говорит, что выбрал раковых больных, потому что, в отличие от уровня смертности от болезней сердца, уровень смертности от онкологических заболеваний стабилен в течение года. Смертность от сердечных заболеваний по каким-то неизвестным причинам достигает пика зимой. Однако он говорит, что при беглом просмотре данных среди больных хроническими заболваниями сердечно-сосудистой системы он тоже не обнаружил никакой закономерности, свидетельствующей о наличии феномена "отложенной смерти".

Если праздничный сезон как-то и отражается на уровне смертности, то, скорее, это связано с людьми, которые умирают внезапно. В Рождество больше людей умирают от инфаркта, чем в любой другой день, - таковы результаты последнего исследования Филипса.

…Она помогала срывать упаковку с рождественских подарков двум старшим сыновьям, а сама едва сдерживала слезы. Мальчикам они сказали, что их новорожденный брат еще находится в больнице. На самом же деле малыша Тео накануне отключили от искусственной вентиляции легких. Он умер всего через два дня после появления на свет. Требовалось время, чтобы смириться с этой потерей.

«Мы открыли подарки, и я сделала все возможное, чтобы Морган и Оливер ничего не заподозрили», — рассказывает мама мальчиков Тони Уилкинсон. — «На следующий день мы рассказали, что Тео будет жить с ангелами и наблюдать за нами сверху».

Тео был первым общим ребенком Тони и Шона Уилкерсона. Они воспитывали сыновей Тони от предыдущего брака и мечтали родить им братика. Тео появился на свет 23 декабря 2014 года, немного раньше намеченного срока.

«Мой живот был настолько большим, что я не могла выйти из машины без посторонней помощи. Я немного волновалась из-за размеров ребенка, и врачи пошли мне навстречу, назначив дату кесарева сечения», — вспоминает Тони.

В больнице выяснилось, что сердце малыша бьется неравномерно. Когда у Тони отошли воды, в них обнаружили меконий — первый стул новорожденного. Это явный признак того, что что-то идет не так. Тем не менее, врачи не начинали операцию еще два с половиной часа.


Когда Тео появился на свет, Тони ждала первого крика, но его не было. Потребовалось 27 минут, прежде чем врачам удалось заставить малыша дышать. У Тео были обширные повреждения головного мозга и почечная недостаточность.

«Нам сказали ожидать худшего, хотя в это было невозможно поверить. Тео выглядел совершенным!», — рассказывает Тони.

Но худшее все-таки случилось. На следующий день, в канун Рождества, врачи предложили отключить Тео от системы жизнеобеспечения. Малыш был обречен.

«Сначала я наотрез отказалась. Но затем поняла, что это не выход, мы лишь маскируем свою боль и заставляем его страдать. Мы должны были отпустить его».

Но сначала Тео должны были увидеть его старшие братья. Тони привела их в больницу, не рассказывая о том, как плохо младенцу. Эта встреча стала настоящим испытанием для материнского сердца.


«Я знала, что это будет первый и единственный раз, когда мои сыновья собрались вместе. Мое сердце было разбито», — вспоминает Тони. Когда Морган и Орландо ушли, она взяла младшего сына на руки и позволила ему умереть. После этого ей нужно было возвращаться домой, чтобы подготовить Рождество для старших…

О том, что их брат умер, родители рассказали мальчикам на следующий день после праздника. Оливер плакал, Морган не знал, как реагировать. В январе 2015 года семья Уилкинсон простилась с Тео, кремировав его вместе с игрушками, купленными на Рождество.


Спустя несколько месяцев Тони и Шон получили сообщение от больницы, где проходили роды, что врачи ошиблись, отсрочив операцию на два с половиной часа. Драгоценное время было упущено. Нет никаких доказательств, что результат был бы иным, но сердце Тони все равно было разбито.

«Я не могу перестать думать о том, что он мог бы выжить, если бы все пошло иначе. Я чувствую себя преданной», — говорит женщина.

После трагедии с Тео они с Шоном вновь пытались зачать ребенка, но в сентябре 2015 года у нее случился выкидыш. В марте 2016-го Тони поняла, что вновь беременна.

Малыш Джорди родился в ноябре. Всю беременность вся семья очень волновалась за его здоровье.

«Когда нам сказали, что он абсолютно здоров, это было такое облегчение. У нас снова появилась возможность быть счастливыми: Джорди починил наши разбитые сердца».

Каждое Рождество они покупают подарки всем своим детям, включая покойного Тео. Он навсегда останется их ангелом.