Церковный Православный праздник июля.

Имена 10 июля по церковному календарю (святцам)

10 / 23 июля

Александр - защитник людей, помогающий, мужественный (греч.);
Антоний (Антон) - состязающийся, покупающий взамен, набивающий цену (греч.);
Аполлоний - Аполлонов (лат); губитель, кораблеистребитель (греч.);
Вианор - жестокий, насильник, сильный (греч); путник, посланник (лат.);
Вирилад - мужской, мужество (лат.);
Георгий (Юрий, Егор) - земледелец (греч.);
Даниил (Данил, Данила) - мой судья - Бог; судья Божий (евр.);
Ианикита (Аникита) - непобедимый, или истребитель фиалок (греч.);
Леонтий (Леон, Левонтий) - львиный (греч.);
Маврикий - мавр, темный (греч.);
Менея - мощь, сила, крепкий, постоянный (греч.);
Нестор (Нестер) - греческое личное имя - возвратившийся домой (греч.);
Петр – утес, скала, каменная глыба, камень (греч.);
Силуан (Силуян) - Сильван (бог лесов, полей и стад), лес, лесной (лат.);
Сисиний - стар. редк.;
Стефан (Степан) - венец, корона, венец (греч.).

Узнайте о значении и характеристике имен

Женские имена
Большинство родителей, выбирая имя для своей дочери, руководствуются, помимо других причин, и его значением. Рассмотрим происхождение и значение популярных на сегодня женских имен.

.

10 июля (27 июня по православному церковному календарю, созданному в Римской Империи при Гае Юлии Цезаре, а потому называющемуся "юлианским", люди же светские чаще называют его просто "старым стилем" - в противоположность "новому стилю" - введенному в феврале 1918 года большевиками западному григорианскому календарю).

Понедельник 6-й седмицы по Пятидесятнице ("седмицей" в церковнославянском языке именуется неделя, соответственно, сегодня - начало шестой недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, Пятидесятницы , от которого отсчитывается церковный богослужебный год).

Петров пост подходит к своему завершению (он закончится уже послезавтра, 12 июля, в праздник святых апостолов Петра и Павла ) последние дни, когда еще можно вспомнить об ограничениях этих дней и усилить свои молитвы и духовную борьбу с грехами и греховными помыслами. Конечно, пищевые запреты являются лишь частью поста, но нельзя забывать и о них. Так, сегодня Устав Православной Церкви благословляет на трапезе пищу без растительного масла .

10 июля в Русской Православной Церкви совершается память десятерых святых, о которых мы далее вкратце расскажем.

Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского . Святые мощи этого русского святого XIX столетия, самого почитаемого среди легендарных Оптинских старцев, были обретены в 1998 году в монастырском некрополе и торжественно перенесены в левый придел Введенского собора Оптиной пустыни.

Каждому православному христианину стоит прочесть пространное житие этого великого старца, а также его сочинения и письма духовным чадам. На страницах же "Царьграда" вы можете ознакомиться с нашим небольшим материалом , посвященным памяти преподобного Амвросия Оптинского.

Праведная Иоанна Мироносица . Святая I века от Рождества Христова, праведная Иоанна была одной из тех женщин, которые последовали за Христом во время Его земной проповеди. Она лично служила Господу, а после Его Крестной смерти вместе с другими женами-мироносицами приходила ко Гробу помазать драгоценным миром Святое Тело Спасителя, и в их числе первой услышала от Ангела радостную весть о Воскресении Господнем.

Преподобный Сампсон Странноприимец . Святой V - VI столетий от Рождества Христова. С молодых лет этот угодник Божий посвятил свою жизнь христианскому служению людям. Будучи сыном богатых и знатных римлян, он изучил врачебное искусство, но использовал свои знания, совершенно безвозмездно врачуя всех тех, кто не мог заплатить врачу. Кроме того, он щедро раздавал милостыню и принимал обездоленных.

Жизненный путь привел святого в Царьград, где он продолжил свою милосердную деятельность, сподобившись дара подлинных чудотворений. Когда об этом узнал Константинопольский Патриарх, он приблизил Сампсона и рукоположил его в священнический сан. Одним из исцеленных преподобным стал сам император Юстиниан .

Скончался старец Сампсон около 530 года от Рождества Христова.

Преподобный Севир пресвитер . Святой VI века от Рождества Христова, служивший священником в храме Пресвятой Богородицы селения Интероклея на территории современной Средней Италии. Одним из удивительных чудес, совершенных эти угодником Божиим стало воскрешение на семь дней умершего больного, не успевшего исповедаться и причаститься перед смертью.

Преподобный Георгий Иверский, Афонский . Один из грузинских христианских подвижников XI века от Рождества Христова, совершавших свои монашеские подвиги на Святой горе Афон. Именно он перевел Священное Писание, многие богослужебные книги и святоотеческие творения с греческого языка на грузинский. И сегодня в Грузинской Православной Церкви именно переводы преподобного Георгия считаются каноническими.

Некоторое время старец Георгий служил игуменом афонской Иверской обители , получив от самого Константинопольского императора Константина IX Мономаха жалованную грамоту на права грузин на этот монастырь. Почил преподобный в 1066 году от Рождества Христова.

Преподобный Мартин Туровский, блаженный . Этот святой старец XII века от Рождества Христова подвизался в Борисоглебском монастыре города Турова (территория современной Белоруссии). Из жития этого угодника Божия известно, что когда он был уже в преклонных годах и сильно болел, то по его молитвам ему помогли явившиеся ему святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб.

Преподобный Серапион Кожеезерский . Русский святой второй половины XVI - начала XVII столетий от Рождества Христова. В молодости был татарским мурзой и до крещения и монашеского пострига носил имя Туртас Гравирович.

Этот знатный татарин настолько возлюбил Православие, что не только крестился, но и избран монашеский отшельнический образ жизни, на протяжении многих лет подвизался на пустынном острове Коже-озеро вместе с другим святым старцем преподобным Нифонтом.

После смерти отца Нифонта преподобный Серапион основал на острове обитель, где совершал монашеские подвиги вплоть до своей кончины, последовавшей в 1611 году от Рождества Христова.

Священномученики Александр Сидоров, Владимир Сергеев и Петр Остроумов пресвитеры. Святые из числа Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Первые двое погибли на заре большевистского богоборческого террора в 1918 году, последний - на исходе так называемого "Большого террора" в 1939-м, но все они "даже до смерти" остались верны Христу и Его Церкви.

Поздравляем всех православных христиан с днем этих Божиих угодников! А тех, кто в Таинстве Крещения получил имена в честь этих святых, сердечно поздравляем с именинами!

10 июля отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Петров пост (Апостольский)

Многодневный пост. Установлен в честь памяти апостолов Петра и Павла.

Петров пост, или Апостольский пост, в зависимости от года длится от 8 до 42 дней. Он посвящён в православии двум первоверховным апостолам - святым Петру и Павлу, в честь которых на праздник 12 июля всегда приходится завершение поста. Начало поста - через семь дней после Троицы. В 2018 году Петров пост начинается 4 июня и продлится до 12 июля.

Приметы и традиции Петрова поста

Если во время поста придерживаться воздержания лишь в пище, не уделяя внимания духовному росту и развитию, прока от такой диеты не будет. Это осознавали еще в древние времена, поэтому каждый день поста проводили в молитвах, раскаиваясь в своих деяниях.

В Петров пост вводится запрет на рукоделие и шитье, чтобы ненароком не зашить собственное счастье и благополучие. Еще такая примета ограждает от возможных болезней, связанных с руками.

По поверью, в пост нельзя стричься, иначе волосы будут тонкими и ломкими.

Существовала и такая примета: в Петров пост дал в долг - три года просидишь в долгах.

В этот период нельзя проводить венчания - семья будет жить в ссорах и конфликтах.

Петров пост - не время для гаданий, обрядов, выполнения магических ритуалов. Так вы можете накликать беду на себя и своих близких, оставшись без поддержки Высших Сил. Лучше посвятить время молитвам и искренне попросить желаемого у Неба.

Праздник Преподобного Сампсона Странноприимца

Почтение памяти святого Сампсона. Обладал даром чудотворения, исцелял от болезней.

Преподобный Сампсон Странноприимец - образец истинного христианского милосердия, живой и действенной любви к людям, доходящей до полного самоотвержения.

Святой Сампсон родился в Риме в богатой и знатной семье. Он получил хорошее образование, особенно основательно изучил врачебное искусство и использовал его для того, чтобы лечить безвозмездно, преимущественно убогих и нищих. Понимая, что дела благотворительности можно совершать только при христианском воспитании души, преподобный Сампсон прилежно занимался чтением Священного Писания, много молился.

После смерти родителей святой Сампсон раздал все оставшееся ему по наследству имение, исполняя на деле совет о совершенстве, данный Спасителем богатому юноше (Мф. 19, 21). Преподобный избрал подвижнический образ жизни, отпустил всех рабов на свободу и, желая стяжать себе духовное сокровище, отправился в пустыню с намерением проводить строгую жизнь аскета. По Промыслу Божию святой Сампсон прибыл в Константинополь. Здесь он поселился в небольшом доме и стал принимать странников, больных, нищих и с усердием служил им. Преподобный с любовью относился к людям, творил дела милосердия, и это стало для него глубокой потребностью. Господь прославил Своего угодника. Случилось так, что император византийский Юстиниан I (527-565) тяжело заболел. Не получив облегчения от помощи самых искусных придворных врачей, император стал усердно молиться Богу. Вскоре Юстиниан увидел во сне человека, о котором ему было сказано, что он-то и может исцелить императора. В поисках этого врача слуги императора обошли весь Константинополь, наконец, преподобный Сампсон был найден и приведен во дворец. Одним прикосновением руки к больному месту святой исцелил Юстиниана. Благодарный император стал предлагать ему много золота и серебра. Но преподобный отказался от даров, а взамен попросил императора построить странноприимный дом и больницу. Император охотно выполнил эту просьбу и даже приписал к этим учреждениям поместья для их содержания. До глубокой старости продолжал преподобный Сампсон свое служение. Кончина его (ок. 530) была безболезненной и мирной, тело святого погребли в храме во имя священномученика Мокия (ок. 295).

Господь прославил Своего угодника по смерти даром чудотворений. Однажды, когда в Константинополе был сильный пожар, пламя достигло странноприимницы святого Сампсона. Однако здание осталось неповрежденным, ибо по молитвам преподобного вдруг полил сильный дождь. Некий придворный, по имени Феодорит, оступившись, получил серьезную травму ноги, так что он не только не мог ходить, но от сильных страданий потерял даже сон и аппетит. Больной стал усердно молиться преподобному Сампсону и через три дня получил чудесное исцеление: преподобный сам явился ему, коснулся поврежденной ноги и сказал Феодориту: «Встань, ибо ты уже больше не будешь болеть».

Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского

Память об обретении мощей святого Амвросия в 1998 году. Они почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни.

Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской Епархии. Окончив Духовное Училище, он затем прошел успешно курс в Духовной Семинарии. Однако не пошел ни в Духовную Академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого Духовного Училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.

По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога…»

Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще, он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я - человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, - сказал ему старец, - и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптинскую Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.

Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него несомненно большое значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Не даром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этой деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Но не издательская деятельность была средоточием старческих трудов о. Амвросия. Его душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато одаренной души, о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.

С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами не приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник - Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию и все будет хорошо!» Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился, как второй старец Амвросий.

Толстой, после беседы с о. Амвросием, радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».

Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев - благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него… Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».

В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.

Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре - пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.

Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.

1891 год был последним в земной жизни старца. Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное. Шли спешные работы, новая настоятельница нуждалась в руководстве и указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но ухудшение здоровья, наступавшая слабость - следствие его хронической болезни - заставляли его откладывать свой отъезд. Так протянулось дело до осени. Вдруг пришло известие, что сам преосвященный, недовольный медлительностью старца, собирается приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот - едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах - я хочу сам совершить отпевание старца».

* Преподобного Сампсона Странноприимца (ок. 530). * Преподобного Амвросия Оптинского (обретение мощей 1998; 1891).
* Праведной Иоанны мироносицы (I). Священномученика Пиерия, пресвитера антиохийского. Мучеников Маркия и Маркии; Анекта Кесарийского (ок. 284-305). Святого Маркеллина. Преподобных Луки пустынника; Иоанна отшельника; Севира пресвитера (VI); Георгия Иверского, Афонского (1065); Мартина Туровского (после 1146); Серапиона Кожеезерского (1611). Священномучеников Александра и Владимира пресвитеров (1918); священномученика Петра пресвитера (1939).

Православные Святые угодники.

Преподобный Сампсон

Преподобный Сампсон называется Странноприимцем. Родился он в Риме от четы царского происхождения, полу-чил хорошее образование. Особенно усердно он изучил врачебное искусство, чтобы помогать страждущим. По смерти родителей он расточил имение на бедных и нуждающихся и затем удалился было в пустыню; но Бог вывел его из пустынного жития для дел благотворительности в мире. Приобретя небольшой дом в Константинополе, Сампсон начал принимать странников и нищих, ока-зывая им всякую помощь, лечил больных и всячески помогал им, все это делал он с великим усердием и радушием, ради Бога и спасения души. Господь благословил его даром успешного врачевания неизлечимых болезней; только св. Сампсон по смирению скрывал благодать исцеления под видом своей опытности во врачебном искусстве. Патриарх, узнав о Сампсоне, рукоположил его во священники. Сам император Иустиниан, долго и тяжело страдавший от болезни, по внушению Божиему, обращался за помощью к святому Сампсону. Когда же получил исцеление, то предложил святому значительную часть своих сокровищ; но он не принял, а только просил императора построить дом, где он мог бы принимать и успокаивать бедных, больных и странников. «Этим ты и сам заслужишь вечное воздаяние от Бога, и утешишь мою старость», - прибавил Сампсон. Император исполнил желание святого, и тогда открылось еще более обширное поприще для его благотворительности. Здесь, достигнув глубокой старости, св. Сампсон скончался около 530 г. Тело его погребено в Константинополе, в церкви св. мученика Мокия. Частицы его мощей находятся в Пантелеимоновом монастыре на Афоне.

Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского

Будущий старец Амвросий (Александр Михайлович Гренков) родился 23 ноября 1812 г., в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Его отец, Михаил Федорович, был пономарем, дед, Федор Гренков - священником. О своей матери, Марфе Николаевне, старец говорил как о человеке святой жизни.
В детстве Александр был очень бойким, веселым и смышленым мальчиком. Он воспитывался в строго православном духе, соблюдал все посты, установленные Церковью, часто пел на клиросе в местном храме. После окончания Тамбовского духовного училища способный мальчик поступил в Тамбовскую семинарию, где был одним из лучших учеников. Любимым развлечением Александра было поговорить с товарищами, пошутить, посмеяться. Молодому общительному весельчаку, каким был Александр Гренков, никогда и в голову не приходила мысль о монашестве.
В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал Богу обет постричься в монахи, если выздоровеет. По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. В 1837 г. молодой выпускник семинарии стал преподавателем в Липецком Духовном училище. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога...»
Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще, он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я - человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, - сказал ему старец, - и будешь опытен». Александр послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.
Он начал проходить обычные монастырские послушания, трудиться в трапезной, переписывать святоотеческие книги. Духовником у Александра был знаменитый старец Лев, у которого молодой послушник научился весьма многому - смирению, ревностной любви к Богу, духовной рассудительности.
Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал 5 языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.
Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него несомненно провиденциальное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Не даром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Великие труды совершал Амвросий по духовному окормлению как монахов, так и всех тех, кто приезжал к нему со всех концов необъятной России. В день к нему приходило по 30-40 писем, посетителей бывало по несколько сотен человек. И никто не уходил неутешенным...
Все убранство келии Батюшка составляли несколько икон, монашеское облачение, кровать с холщовым, набитым соломой тюфяком и такой же подушкой. В пище он был крайне воздержан. Постоянно пребывал в молитве. Посетители неоднократно видели его лицо в сиянии нетварного божественного и света, а все тело - приподнятым над землей во время молитвы.
Кроме бесед наедине и Исповеди, старец проводил общие беседы, причем желающих набивалась всегда полная келья. Старец вразумлял метким словом, нередко - пословицами, очень понятными тому, к кому они относились. Или рассказывал что-нибудь такое, что служило ответом на сокровенную мысль кого-либо из присутствовавших. Нередко отец Амвросий говорил шутливо, хотя за этой веселой формой скрывалось чрезвычайно глубокое содержание. На вопрос «Как жить?» старец отвечал: «Надо жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение», или: «Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно; тогда дело наше будет верно, а иначе выйдет скверно». Подобные наставления глубоко западали в души слушающих и вносили мир в неспокойные сердца. За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России. К нему приезжали за советом и для беседы великий князь Константин Константинович Романов, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев (монах Климент), А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин и многие другие.
Мелочей для старца не существовало. Простой крестьянке, у которой почему-то околевали индюшки, он давал совет, как их лучше кормить, после чего они росли хорошо. Помещику, спрашивавшему совета по устройству водопровода, старец начертил схему, которая спустя много лет удивляла инженеров своим техническим совершенством.
В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.
Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре - пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.
Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.
Скончался старец 10 октября 1891 г. в Шамординской обители и был похоронен в Оптиной пустыни рядом с могилой преподобного старца Макария. На отпевание съехалось огромное количество людей. Вначале от тела стал исходить тяжелый запах. Об этом старец говорил еще при жизни: «это мне за то, что я еще при жизни принял слишком много незаслуженной чести». Однако, чем дальше стояло тело в нестерпимой жаре, тем меньше ощущался запах тления, и все сильнее распространялось благоухание, как от свежего меда. Кончина земной жизни не прервала связи старца с людьми, случаи его чудесной помощи исчисляются сотнями.
После кончины старец Амвросий являлся многим людям в разных концах России, исцеляя больных, помогая страждущим. Святость жизни старца Амвросия явлена в его деятельной любви к ближним, и православный народ всегда отвечал ему глубоким почитанием.
В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Обретенные его честные мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни.