Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте! «Послушайте!», анализ стихотворения Маяковского.

Сочинение

Я могу совершенно уверенно сказать, что стихотворение В. Маяковского «Послушайте!» - это крик души поэта. «Послушайте!» Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым.

Лирический герой стихотворения не просто произносит, а выкрикивает это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем. Это не жалоба на «равнодушную природу», это жалоба на человеческое равнодушие. Весь дух стихотворения такой, какой бывает, когда ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься, что поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не волновался… Последняя строфа стихотворения начинается так же, как и первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительное. Ведь это риторический вопрос и ответа не требует.

Располагая стихи «лесенкой», В.Маяковский добился того, что каждое слово становится значимым, весомым. Рифма В. Маяковского необычная, она как бы «внутренняя», чередование слогов не явное, не очевидное, и всегда неожиданное. А как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии Маяковского - самое главное. Сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ. Некоторые думают, что стихи В. Маяковского надо кричать, надрывая голосовые связки. Да, у него есть стихи для «площадей». Но в ранних стихах преобладают интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой. Наоборот, В. Маяковский одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви и человеческого понимания. В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В. Маяковского. «Послушайте!» - взволнованный и напряженный монолог лирического героя.

Поэтические приемы, используемые В. Маяковским в этом стихотворении, на мой взгляд, очень выразительны. Фантастика («врывается к Богу») естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя, Ряд глаголов - «врывается», «плачет», «просит», «клянется» - передает не только динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю обостренность чувств, испытываемых лирическим героем.

Интонация стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, у робкая и неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются полностью, и разделить их невозможно. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги («ходит тревожный»), смятения. Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у В. Маяковского имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит лишь из одной-единственной детали - у него «жилистая рука». Эпитет «жилистая» настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь.

Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды «плевочки», а для другого - «жемчужины». Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ними. Отчаяние его так велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную муку». Стихотворение «Послушайте!» - развернутая метафора, имеющая большой иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды «жемчужины», а не звезды «плевочки».

В. Маяковского волнуют вечные философские вопросы о смысле человеческого бытия, о любви и ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле. Однако в «звездной» теме поэту чужд мистицизм символистов, он не думает ни о какой «протянутости» слова к Вселенной. При этом В. Маяковский ни в коей мере не уступает поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост от земной тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный полет мысли был подсказан В. Маяковскому той эпохой, когда казалось, что человеку подвластно все. И независимо от того, в какие тона окрашены астральные образы, сатирические или трагические, его творчество проникнуто верой в Человека, в его разум и великое предназначение. Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную жизнь, и никто не будет считать В. Маяковского только политическим поэтом, отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из лириков, и стихотворение «Послушайте!» - шедевр русской и мировой поэзии.

Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой бывает, когда ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их на-

Ходит. Накал страстей, эмоций, переживаемых им, становится так силен, что иначе их не выразить, как только этим многозначным емким словом «Да?!», обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и надежда… Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал…

Последняя строфа стихотворения начинается так же, как и первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе. Последнее предложение вопросительное, но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический вопрос - ответ не требуется. Располагая стихи «лесенкой», автор добился того, что каждое слово становится значимым, весомым. Рифма Владимира Маяковского необычайная, она как бы «внутренняя», чередование слогов не явное, не очевидное - это белый стих. А как выразительна ритмика стиха! Мне кажется, ритм в поэзии Маяковского - самое главное: сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ. Некоторые думают, что его стихи надо кричать, надрывая голосовые связки. У него есть произведения для «площадей». Но в ранних стихах преобладают интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой. Наоборот, Маяковский одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви, понимания. В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля Владимира Маяковского. «Послушайте!» - взволнованный и напряженный монолог лирического героя.

Поэтические приемы, используемые в этом стихотворении, на мой взгляд, очень выразительны. Фантастика («врывается к богу») естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд глаголов: «врывается», «плачет», «просит», «клянется» - передает не только динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова, все очень и очень экспрессивны, и мне кажется, само лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю обостренность чувств, испытываемых лирическим героем.

Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у Маяковского имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из одной-единственной детали - у него «жилистая рука». Эпитет «жилистая» настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. «Длань» (образ, привычный для сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно естественно заменяется, как видим, просто «рукой». Мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах-антонимах (антонимами они являются только для Маяковского, в нашем привычном, общеупотребительном лексиконе это далеко не так) противопоставлены очень важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды «плевочки», а для другого - «жемчужины».
Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние его так велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную муку». Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную жизнь, и никто не будет считать Маяковского только политическим поэтом, отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из лириков, и стихотворение «Послушайте!» - истинный шедевр русской и мировой поэзии.

Начало нового ХХ века было отмечено в истории России тяжелыми потрясениями. Войны, революция, голод, эмиграция, террор... Все общество разделилось на враждующие партии, группы и классы. Литература и поэзия, в частности, отражала, как зеркало, эти кипучие общественные процессы. Возникают и развиваются новые поэтические направления.

Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!» нельзя начать, не упомянув о том, когда оно было создано. Впервые оно вышло в одном из сборников в марте 1914 года. Весь того времени был ознаменован парадами манифестов и групп, в которых художники слова декларировали свои эстетические и поэтические принципы, отличительные признаки, а также программы. Многие из них выходили за продекларированные рамки и становились знаковыми поэтами своего времени. Без их творчества было бы уже трудно представить советскую литературу.

Владимир Маяковский был активным участником первого авангардного литературного течения под названием «Футуризм». Он входил в «Гилею» - группу родоначальников этого течения в России. Полный Маяковского «Послушайте!» невозможен без обращения к теоретическим основам. Основными признаками футуризма являются: отрицание предыдущих литературных догм, создание новой поэзии, устремленной в будущее, а также экспериментальная рифма, ритм, ориентация на звучащее слово, пафос и эпатаж.

Проводя анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!», необходимо подробнее остановиться на его теме. Оно начинается обращением, которое неслучайно вынесено в название. Это - отчаянный призыв. Герой-рассказчик наблюдает за действиями другого деятельного героя, которому не все равно. Стремясь облегчить кому-то жизнь, он внеурочно «врывается» на небеса, к самому Богу и просит о том, чтобы тот засветил в небе звезду. Быть может в наказание за то, что люди перестали замечать их, звезды погасли?

Тема связана с желанием лирического героя обратить внимание обывателей, живущих суетной, однообразной жизнью на красоту бескрайнего ночного неба. Это попытка заставить их поднять отягченные проблемами головы и взглянуть наверх, приобщившись к тайнам Вселенной.

Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!» показал, что для раскрытия темы поэт использовал такие как нерифмованный стих с ритмичным рисунком, звукопись и аллитерация.

Первый герой-наблюдатель не имеет в стихотворении портрета, а вот второй имеет очень яркие характеристики, выраженные целым рядом глаголов: анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!» обращает внимание читателя на то, что глаголы «врывается» и «боится» имеют взрывные согласные «в» и «б». Они подкрепляют эффект отрицательных эмоций боли и муки. Подобный же эффект создают согласные «п» и «ц» в глаголах«плачет» и «опоздал», «просит» и «целует», «клянется» и «не перенесет».

Стихотворение напоминает маленькую пьесу, полную драматизма, который вложил в него Маяковский. «Послушайте!» анализ дает возможность условно разделить на четыре части. Первая часть - введение (главный вопр, с первой по шестую строку); вторая часть - развитие сюжета и кульминация («вымоленная» звезда, с шестой по пятнадцатую строку). Третья часть - развязка (получение подтверждения от того, для кого старался герой, с шестнадцатой по двадцать вторую строку); четвертая часть - эпилог (повторение вопроса введения, но с утвердительной интонацией, с двадцать третьей по тридцатую строку).

Стихотворение «Послушайте!» поэт написал в начале своего творческого пути, на этапе становления, выработки собственного литературного стиля. Но уже в этом небольшом произведении молодой Маяковский проявил себя как оригинальный и очень тонкий лирик.


Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

целует ему жилистую руку,

чтоб обязательно была звезда! -

клянется -

не перенесет эту беззвездную муку!

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

"Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

В марте 1914 года вышел сборник «Первый журнал русских футуристов» с четырьмя новыми стихотворениями Маяковского. Среди них - написанное в ноябре-декабре 1913 года стихотворение «Послушайте!». В те дни поэт работал в Петербурге над завершением и постановкой своей первой пьесы - трагедии «Владимир Маяковский». И своей тональностью, настроением, соотнесением чувства любви с космосом, с мирозданием, стихотворение близко к этой пьесе, в чем-то продолжает и дополняет ее. Стихотворение строится как взволнованный монолог лирического героя, ищущего ответ на жизненно важный для него вопрос:

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

Лирический герой, формулируя главный для себя вопрос, мысленно создает образ некоего персонажа (в форме третьего лица: «кому-нибудь», «кто-то»). Этот «кто-то» не может перенести «беззвездную муку» и ради того, «чтоб обязательно была звезда», готов на любые подвиги. Образность стихотворения основана на реализации метафоры «звезды зажигают». Только загоревшаяся звезда придает смысл жизни, является подтверждением наличия в мире любви, красоты, добра. Уже в четвертом стихе первой строфы начинается развертывание картины того, какие же подвиги готов совершить герой для зажжения звезды: «надрываясь в метелях полуденной пыли», он спешит к тому, от кого это зависит - «врывается к Богу». Бог здесь дан без всякой авторской иронии или негатива - как высшая инстанция, к которой обращаются за помощью, с просьбой. В то же время Бог достаточно очеловечен - у него «жилистая рука» настоящего труженика. Он способен понять состояние посетителя, который «врывается», так как «боится, что опоздал», «плачет», «просит», «клянется» (а не просто смиренно молится, как «раб Божий»). Но сам подвиг зажжения звезды совершается не для себя, а для другого, любимого, близкого (может быть и родного, а может быть и просто ближнего), присутствующего в стихотворении как молчащий наблюдатель и слушатель последующих слов героя: «...теперь тебе ничего? / Не страшно?..» Завершающие строки замыкают циклическую конструкцию стихотворения - дословно повторяется начальное обращение и затем следует авторское утверждение и надежда (уже без использования героя-посредника в третьем лице):

Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!

В стихотворении поэт не только выражает свои переживания, но простым разговорным языком растолковывает читателю, слушателю свою мысль, старается убедить его логикой, примером, интонацией. Отсюда и разговорное «ведь», и многократное (пятикратное) «значит», и обилие восклицательных и вопросительных знаков. Вопрос, начинающийся словом «значит», не требует развернутого ответа - достаточно краткого «да» или молчаливого согласия. Заключительные строки, замыкающие кольцевое построение произведения, сохраняют вопросительную конструкцию. Но их утвердительная модальность резко повышена. И не только логикой предшествующих строк, но и собственными особенностями. Дополнительным разбиением создана пауза («зажигают» при повторе выделено в отдельную строчку). В последнем стихе звезду уже не зажигает кто-то посторонний (хотя бы и могущественный), а «необходимо, чтобы» она «загоралась» (возвратный глагол) как бы сама. И не где-нибудь в космосе вообще, а «над крышами», то есть вот здесь, рядом, в городе, среди людей, где находится поэт. Для самого поэта заключительные строки - уже не вопросы. Вопросом является лишь то, насколько разделяют его мнение о «нужности», «необходимости» звезды окружающие. Эта концовка - смысловой центр стихотворения. Один человек может «каждый вечер» приносить другому душевный свет, способен рассеять душевный мрак. Загорающаяся звезда становится символом душевных отношений людей, символом всепобеждающей любви.

Стихотворение написано тоническим стихом. В нем всего три строфы-четверостишия с перекрестной рифмовкой авав. Стихотворные строки (отдельные стихи) достаточно длинные и большинство из них (кроме 2-го и 3-го в первой строфе) дополнительно разбиты на несколько строчек столбиком. Благодаря разбивке строк акцентируются, актуализируются не только концевые рифмы, но и слова, заканчивающие строчки. Так, в первом и предпоследнем стихе выделено составившее самостоятельную строчку обращение, повторяющее заглавие - «Послушайте!» - и ключевое слово главной метафоры стихотворения - «зажигают». Во втором четверостишии - ключевое слово «Богу» и глаголы, передающие напряжение героя: «плачет», «просит», «клянется»... Помимо «главных» перекрестных концевых рифм в стихотворении слышатся и дополнительные созвучия («послушайте» - «жемчужиной», «значит» - «плачет»...), скрепляющие текст.

В интонационно-строфическом построении стихотворения «Послушайте!» есть еще одна интересная особенность. Конец четвертой строки (стиха) первой строфы («И, надрываясь / в метелях полуденной пыли») не является одновременно и концом фразы - она продолжается во второй строфе. Это - междустрофический перенос, прием, позволяющий придать стиху дополнительную динамичность, подчеркнуть предельную взволнованность лирического героя.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Ранняя лирика Маяковского (стихи "Порт", "Ночь", "Нате!" и другие) считается крупномасштабным явлением в искусстве XX столетия. Среди его и поэмы, критические статьи, очерки, рисунки, сатирические произведения. Величие Маяковского заключается в его творческой индивидуальности, с помощью которой он постиг тайны поэтического мастерства и законы сцены. Он умело владел пером очеркиста и кистью живописца. Однако в сознание людей Маяковский вошел как самобытный поэт эпохи В своих произведениях он запечатлел ключевые проблемы и события своего времени.

Дух бунтарства в ранней лирике Маяковского

В своих произведениях автор сочетал множество средств. В них мощно звучал голос той эпохи. Это был период подготовки и свершения рабоче-крестьянской революции. В произведениях виден эпический размах сравнений, метафор. Весомость и сила ритма сочетаются с публицистической страстностью. Лирический герой ранней лирики Маяковского обращается к массовой аудитории. Автора часто называют "трибуном". Для такого сравнения в его произведениях есть множество оснований.

Так, в поэме "Во весь голос", считающейся в значительной степени итоговой, он называет себя "горланом-главарем", "агитатором". Несомненно, в этом есть своя истина. Однако сводить стихотворения ранней лирики Маяковского только к агитационно-ораторским обращениям к публике было бы неверно. В произведениях достаточно четко прослеживаются и любовные признания, и добродушная усмешка, и язвительная ирония. Есть в них и грусть, печаль, философские размышления. Ранняя лирика Маяковского, кратко говоря, универсальна. Она многообразна в жанровом плане, многокрасочна по интонационному строю.

Маяковский: художественный мир ранней лирики поэта

Очень точно о свойстве таланта автора высказался в свое время Луначарский. Услышав поэму "Про это", он отметил, что и раньше знал, а после прослушивания окончательно убедился, что Маяковский - тончайший лирик, несмотря на то что сам это понимает не всегда. В авторе это свойство сочеталось с его агитаторскими, ораторскими способностями. Лирика, как правило, рассматривается как художественное выражение внутреннего мира поэта. Она отражает его состояние в тот либо другой момент. Реальная действительность, мир объективных вещей раскрываются в лирических стихотворениях через переживания их автора. События и явления обычно не получают в произведениях непосредственного, прямого изображения. Они запечатлены в той реакции, в том чувстве, которое они вызывают у автора. Именно такой является и ранняя лирика Маяковского.

Стихи могли быть посвящены самым разным явлениям - любви или битвам между классами, спорам о назначении искусства или путешествиям за рубеж. Повествование о событиях неразрывно связано с выражением чувств и мыслей автора, раскрытием его собственного "я". Размышления и переживания не просто придают специфичную эмоциональную окраску творчеству. Художественный мир ранней лирики Маяковского проявляется в изображении им жизненных явлений, политических событий. Эмоциональная составляющая присутствует и в агитационно-производственных шедеврах. Можно без преувеличения отметить, что лиризм выступает как объединяющая и всепроникающая сила в творчестве поэта, он просматривается даже в тех произведениях, которые по структуре не относятся к лирическим.

Противоречивость автора

Несмотря на присутствие лиричности в стихах, Маяковский зачастую в них выступает против него. Это, например, видно в произведении "Юбилейное", где он говорит о восприятии этого направления "в штыки". Полемически-враждебная реакция, между тем, проходит сквозь все творчество автора. В особо язвительной форме он реагирует на любовные темы. В произведениях автора прослеживается неудовлетворенность традиционными возможностями для самораскрытия. Постоянный поиск, стремление расширить границы творчества - ключевые идеи, которые провозглашает ранняя лирика Маяковского. Сочинение любого произведения требовало простора для мысли.

Эмоциональная составляющая

Все, что происходило в жизни, вызывало у автора страстную заинтересованность. У него было особое восприятие событий. Что бы ни происходило в жизни, даже на значительном удалении от него, он воспринимал как собственное, кровное, глубоко личное дело. Исключительная эмоциональная реакция автора на явления не могла уместиться в традиционные лирические формы. Она требовала простора для выражения. Темы ранней лирики Маяковского многообразны. Он пишет о быте, любви, политике, истории. Все это не выступает в его произведениях в качестве отдаленного фона. Каждое событие в той или другой сфере жизни является ключевым объектом произведения.

Ранняя лирика Маяковского - это совершенно новое направление для ХХ столетия. Она, в отличие от предшествующих ей, широко охватывала социальную и политическую действительность.

Начало работы

Достаточно рано Маяковский увлекся подпольной революционной деятельностью. Как и многие другие подпольщики, он был пойман и заключен на 11 месяцев в в одиночную камеру. Судьбу будущего поэта решил Столыпин. Именно по его распоряжению узник был отпущен. Во время пребывания в заключении Маяковский много читал. После освобождения его охватило страстное желание работать в искусстве. Он хотел создать социалистическое направление. В результате Маяковский поступил в Московское училище зодчества, ваяния и живописи. С того момента он несколько охладел к революционной борьбе. В ходе обучения он познакомился с группой молодых поэтов и художников. Они называли себя творцами искусства будущего - футуристами. Все это особым образом повлияло на раннюю лирику Маяковского.

Специфика произведений

Особенности ранней лирики Маяковского заключаются в массе жанровых образований, напряженном ритме, неожиданности сравнений, зрелищности образов. Окружающая действительность для автора предстает в качестве живого организма, который ненавидит, любит, страдает. Поэт очеловечивает реальный мир:

"Простыни вод под брюхом были.
Их рвал на волны белый зуб.
Был вой трубы - как будто лили
любовь и похоть медью труб".

Произведение поражает сочетанием несоединимых в традиционном плане образных рядов. Это производит сильнейшее впечатление. Ранняя лирика Маяковского может нравиться или не нравиться, но равнодушным она не оставляет.

Зрелищность

В своих произведениях автор создает яркие, запоминающиеся образы. Особенно четко это видно в таких стихах, как "Порт", "Утро", "А вы могли бы?". Автор смело соединяет в одном ряду абсолютно разноплановые понятия. Благодаря удивительно точному воспроизведению, использованию штрихов действительности, увиденных Маяковским в неожиданном ракурсе, строки запоминаются, врезаются в память. Автор показывает "адище города", где нет счастья и радости. Мрачен и тяжел пейзаж: "выжженный квартал", "кривые лошади", "царство базаров". По дорогам идут "усталые трамваи", солнце на закате кажется автору ветер предстает плачевным и хмурым. Город душит и сковывает поэта, вызывая в нем отвращение.

Трагизм

Ранняя лирика Маяковского наполнена печалью, страданием, переживаниями. Это явно видно в произведении "Я". Тема одиночества проявляется с различной силой в разных его стихах: "Надоело", "Послушайте!", "Дешевая распродажа" и др. В произведении "Себе любимому" автор обращается к окружающему, его слова наполнены болью, душевными муками:

"А такому,
как я,
ткнуться куда?
Где для меня уготовано логово?"

Любовь

Даже в ней герой Маяковского не находит спасения. Он стремится к всеобъемлющему, огромному чувству - на меньшее он не согласится. Обретя такую любовь, герой не перестает быть несчастным и одиноким. Его чувства становятся оскверненными и приниженными под влиянием собственнических отношений. Так, в поэме "Облако в штанах" любимая отвергает героя, предпочитая мещанское благополучие. Аналогичный мотив просматривается в поэме "Человек". В этом произведении возлюбленная продалась Повелителю Всего, а Поэту ничего не досталось. Автор приходит к выводу, что истинной любви не место в уродливой действительности.

Мотив

Герой лирики Маяковского стремится преодолеть одиночество. Он идет к людям, тянется к ним, надеется найти у них поддержку и сочувствие. За человеческое, ласковое слово он готов отдать все свои душевные богатства. Но его будет ждать глубокое разочарование: он никем не понят, никому не нужен. Его окружает безликая толпа. Лирический герой обладает и грубыми чертами, в некоторых случаях он даже циничен. Так, в произведении "Теплое слово кое-каким порокам" он "прославляет" власть денег, "издевается" над трудовым народом, "приветствует" шулеров и вымогателей. Так выражается его показной цинизм, скрывающий истинную боль, трагическую иронию. Эту маску автор надевает из-за величайшего отчаяния, усталости от неприкаянности, единоборства с обывательщиной, "громадиной" зла.

Предметность

Ранняя лирика Маяковского насыщена социальными проблемами. Его произведения заложили фундамент искусства, рассчитанного на массы. Речь автора "огрубляется", упрощается. В произведения включаются вещные и бытовые образы. Это говорит об отсутствии связи поэта с футуристами. В произведениях молодого автора реализован принцип вещности, предметности. Отвлеченные чувства и понятия превращаются в осязаемое, зримое, реальное. Овеществление имеет в творчестве воинствующий гуманистический характер. В произведениях просматривается то, что отсутствовало у футуристов, - социальное содержание.

Культурная связь

Маяковский страстно проповедовал новое искусство. Он даже предлагал сбросить Пушкина и прочих классиков с "парохода современности". Однако, анализируя суть произведений Маяковского, можно легко проследить связь с русской культурой, а именно с сатирой Некрасова, Салтыкова-Щедрина. Автор следовал классическим литературным традициям. В частности особо ярко прослеживается связь с произведениями Некрасова, в которых ключевое место занимала иллюстрация капиталистического города. Гуманистический пафос творчества Маяковского роднит его с литературой Горького. Так, показательным в этом плане является название поэмы "Человек". Однако главное, что сближает автора с классикой, - поэзии, его живой отклик на современные явления.

Критический пафос

Дореволюционная лирика поэта тесно связана с поэмами и выступает как вступление к ним. В произведениях присутствует мотив протеста. Тема "народ и поэт" занимает центральную позицию в лирике. Первая мировая стала важнейшим испытанием для многих литературных и художественных направлений. Она выявила их истинную сущность, показала подлинное отношение к интересам нации, потребностям народа. Отзываясь своей поэмой "Война и мир" на начало войны, Маяковский политически остро оценивает ее империалистическую сущность. В творчестве автора стал усиливаться критический пафос. Его голос призывал к революции, выступал против империалистической бойни. Это прослеживается в таких произведениях, как "Я и Наполеон", "Вам!" и других.

Трагичность существования человека

Эта тема очень ярко описана в лирике Маяковского. Он говорит о существовании человека в условиях капитализма, выступает ярым его противником. Поэт в своих произведениях обнажает процесс обесчеловечивания чувств и самих людей, выступающий как ключевое свойство буржуазного общества. Автор разоблачает фальшь акмеистов, иллюстрирует показной, декоративный характер их оптимизма. Против буржуазного мира были направлены стихи о "сытых Сытиных", "чирикавших перепелами" поэтах, ученых-прислужниках, о "лепрозории" - капиталистическом городе.

Автор говорит о том, что классовое общество калечит красивого и сильного от природы человека. В своих произведениях он открыто выражает ненависть к эксплуататорам и любовь к народным низам, порабощенным, обездоленным людям, смятым этим строем. Он выступает за подъем самосознания человека. Капиталистическая система обрекает народ на физическое и духовное вымирание. ясно понимает и формирует образ бунтующего героя. Конфликт с окружением, существовавший сначала как разъединенность с толпой, впоследствии начинает приобретать все большую социальную направленность.

По ходу усиления общественно-политических мотивов в своем творчестве автор все дальше отходит от формализма футуристов. В этом плане весьма показательны различия между памфлетом "Вам!" и произведением "Нате!". Первое было написано спустя полтора года после второго. Стихотворение "Нате!" показывает издевательское отношение Маяковского к толпе. Она характеризуется исключительно внешними признаками. Памфлет "Вам!" отличается ярко выраженной политической окраской. Здесь автор обличает не обывателя как такового, а тех, кто стремится нажиться на войне.

Урок – мастерская по литературе в 11 классе

Тема: «Анализ стихотворения В. Маяковского «Послушайте!»

Тип урока: Урок изучения нового материала, первичного закрепления знаний и формирования умений и навыков.

Форма урока: традиционный урок

Цели урока:

Образовательная – обучение работе с текстом; введение в мир лирики В. Маяковского, через его творчество постичь личность поэта;

Развивающая – развитие у учащихся навыков грамотного и свободного владения литературной речью, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала;

Воспитательная – привитие любви к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.

Технологии: - информационная;

Личностно-ориентированная;

Педагогическое сотрудничество;

Здоровьесберегающие.

Методы - творческое чтение;

обучения: - поисковый;

Анализ и синтез.

Запись на доске:

Маяковский – личность очень талантливая, чрезвычайной легкости, граничившей… с чувствительностью . А. Луначарский.

Маяковский - «человек без убеждений. Это певец насилия. Основной мотив его поэзии – месть, культ жестокости. А сам – человек огрубевший души». Ю. Карабчевский

Оборудование к уроку:

Урок проводится в компьютерном классе, на экране высвечиваются слайды фотографий В.Маяковского, его семьи, друзей, тексты его стихотворений, запись чтения стихов самим автором и известными артистами.

ХОД УРОКА

« Я - поэт. Этим и интересен».

В.В.Маяковский

  1. Вступительное слово учителя. Слайд 1.

XX век без Маяковского представить невозможно. Маяковский «окрасил» собой целую эпоху, он был самым известным и талантливым поэтом-футуристом (не будь Маяковского, футуризм не получил бы такой известности). Нескольким поколениям советских читателей Маяковский был знаком прежде всего как автор советских лозунгов и плакатов, «Стихов о советском паспорте», поэмы о Ленине и т. д.

И.В.Сталин в 30-е годы назвал Маяковского лучшим и талантливейшим советским поэтом. И последовавшее затем насильственное внедрение Маяковского в сознание советских людей превратило его в официозную фигуру. Б.Пастернак писал, что «Маяковского стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине», и «это было его второй смертью». Но Маяковский не вмещается в то определение, которое дал ему Сталин, и как поэт Маяковский был гораздо сложнее и интереснее, чем многим представлялось.

Творчество и личность В. Маяковского всегда были предметом острых споров. О Маяковском написано очень много. Мнения о нем самые разные. (Чтение записи на доске). А Маяковский о себе скажет: « Я - поэт. Этим и интересен». И сегодня мы посмотрим на него через призму его стихов. И мы представим Маяковского через его лирическое «я».

2.Слайд 2. Прослушивание стихотворения «Послушайте!»

3. Объяснение нового материала. Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Послушайте!" Слайд 3.

1. Учитель: Когда создано данное стихотворение ?

Ученики: Стихотворение "Послушайте!" написано в 1914году.

Учитель: Попробуем представить историческую обстановку во время создания стихотворения. Россия 1914 года. Все худшее еще впереди: и Первая мировая война, и революция, и приход большевиков… Молодой Маяковский, увлеченный футуризмом и поэзией, с надеждой смотрящий в будущее, пытается понять, в чем же смысл жизни? Это было время, когда страна активно развивалась, и ее жители верили в свои силы и в завтрашний день. Развитие промышленности, урбанизация, постепенная смена старого на новое влияли и на сознание людей. Этот оптимистичный настрой чувствуется в стихотворении. В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой - ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов отделяли В.М. от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов. А ведь он о них мечтал. Это не жалоба на "равнодушную природу", это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем.

2.Учитель: В чём смысл названия? Сколько раз повторяется слово «Послушайте!»

Ученики:Стихотворение начинается просьбой, обращенной к людям: "Послушайте!" Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым.
Лирический герой стихотворения не просто произносит, а "выдыхает" это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Некоторые думают, что стихи В.М. надо кричать, надрывая голосовые связки. У него есть стихи для "площадей". Но в ранних стихах преобладают интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой. Наоборот, М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви, понимания. Стихотворение «Послушайте!» - крик души поэта.
3.Учитель : Какова основная интонация стихотворения?

Ученики: Интонация стихотворения - не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная. Весь строй речи в стихотворении "Послушайте!" именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.
Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, становится так силен, что иначе их не выразить как только этим многозначным емким словом-"Да?!", обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и надежда.....
Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не волновался...Последняя строфа стихотворения начинается так же, как и первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический вопрос ответ не требуется.

Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги ("ходит тревожный"), смятения.

4.Учитель: Какова композиция стихотворения? Сколько частей можно выделить в стихотворении?

Ученики: Композиционно стихотворение состоит из трех частей, различных и по форме, и по ритму, и по эмоциональному воздействию. В первой части поэт обращается к читателям, обозначает проблему: «Значит – это кому-нибудь нужно?» С первой строки чувствуется присутствие высших сил, которые «зажигают» звезды. Маяковский поднимает проблему Бога, предопределения, ведь «жемчужины» не сами появляются над крышами домов, а по воле кого-то, кто выше всех людей.
Во второй части показана эмоциональная картина того, как лирический герой «врывается к Богу», в отчаянии просит его:

Чтоб обязательно была звезда! -

Клянется -

Не перенесет эту беззвездную муку!

Получив от Бога «звезду», то есть мечту, герой обретает спокойствие и умиротворение. Ему уже ничего не страшно, и жизнь его теперь не пуста и бессмысленна. Эта часть – своеобразная молитва, обращенная к Богу. Причем Бог здесь – не одухотворенная высшая сущность, а вполне реальная личность с жилистыми руками, и, как мне показалось, добрыми глазами. Впрочем, на этом описание Бога заканчивается, больше мы о нем ничего не узнаем. Всего одна деталь, которую выделил Маяковский – руки – а сколько они могут рассказать! Бог всегда готов подать спасительную руку помощи, нужно только очень этого захотеть.

Третья часть стихотворения звучит как вывод, как утверждение, несмотря на два вопросительных знака, к которым добавляется и восклицательный, которого не было в начале произведения. Лирический герой, нашедший свою звезду, уже не спрашивает, а утверждает:

Значит - это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

5.Учитель: Охарактеризуйте лирического героя стихотворения. Каким вы видите лирического героя произведения?

Ученики: Лирический герой стихотворения "Послушайте!" и есть тот "кто-то", для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние его так велико, что ему просто не перенести "эту беззвездную муку". В стихотворении можно выделить трех «действующих» лиц: лирического героя, Бога и «кого-то». Эти «кто-то» - люди, все человечество, к которому обращается поэт. Все по-разному относятся к «звездам»: для одних это «плевочки», для других – «жемчужины», но, несомненно, то, что их свет необходим.
Лирический герой стихотворения не просто произносит, а, я бы сказал, «выдыхает» это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу», это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем. Ведь люди рождаются для счастья.

6.Учитель: Посмотрите, что совершает лирический герой, чтобы увидеть Бога.

Ученики: Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним.

И, надрываясь

В метелях полуденной пыли,

Врывается к богу,

Боится, что опоздал,

Плачет…

Отчаяние так велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную муку».

7.Учитель: Почему у Бога жилистая рука и почему кроме этой детали ничего не видно?

Ученики: Лица не видно, потому что Бога нельзя видеть простому смертному. Жилистая рука – это рука труженика. Господь создал всё за 6 дней. Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у В.М. имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из одной-единственной детали - у него «жилистая рука». Эпитет «жилистая» настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь.

8. Учитель: Каковы языковые особенности произведения?

Ученики: Каждое слово в стихотворении экспрессивно, эмоционально, выразительно. Все описываемые картины буквально предстают перед нашими глазами: «визит» к Богу, звезды на небе, крыши домов… Стихотворение будто одухотворено, оно воздушно и искренне, близко читателю. Возможно, из-за того, что Маяковский не использует никаких местоимений, кроме «кто-то», ты как будто ощущаешь себя на месте лирического героя, чувствуешь ветер «полуденной пыли», слезы на глазах и внутреннюю тревогу. Стихотворение очень ритмично, что присуще Маяковскому. Игра слов, переход от одного к другому, акценты, достигающиеся за счет использования знаков препинания – все это создает неповторимый эмоциональный настрой, внутренний надрыв. Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.

9. Учитель: Какие особенности рифмы Маяковского прослеживаются в данном стихотворении?

Ученики: Располагая стихи "лесенкой", он добился того, что каждое слово становится значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная, она как бы "внутренняя", чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. А как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии Маяковского-самое главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ. А использование его знаменитой лесенки помогает читателю правильно расставить все акценты, которые представляются поэту самыми важными. А дальше... Дальше, мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах (антонимами они являются только у В.М., в нашем привычном, общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды «плевочки», а для другого - «жемчужины».

10.Учитель: Какие изобразительно-выразительные средства можно выделить в данном произведении?

Ученики: Первые два предложения вопросительные, то третье - вопросительное, и восклицательное одновременно. Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, так силен, что иначе их не выразить как только этим многозначным емким словом-«Да?!», обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и участие, и любовь...Я не один, еще кто-то так же думает, как я, так же чувствует, болеет за этот мир, небо, Вселенную всей душой, всем сердцем. Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не волновался.Последняя строфа стихотворения (всего их три) начинается так же, как и первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический вопрос ответ не требуется.

Градация - ряд глаголов: "врывается", "плачет", "просит", "клянется"

Эпитет- жилистая рука

Антитеза. Мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах (антонимами они являются только у В.М., в нашем привычном, общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды "плевочки", а для другого-"жемчужины".

Анафора- повтор слова «значит» Риторический вопрос

Заключительный этап урока

Заключение

В чем заключается смысл жизни для каждого из нас? Зачем, для чего мы пришли в этот мир? Люди с древних веков до сегодняшнего дня пытаются найти ответы на подобные философские вопросы. Они сложны тем, что на них нельзя ответить однозначно, нельзя сказать человеку: делай так, и в этом есть смысл твоей жизни. Свой путь, свою цель и мечту каждый выбирает себе сам.
Стихотворение Маяковского «Послушайте!» посвящено как раз теме смысла человеческой жизни. Но поэт не говорит о том, о чем нужно мечтать и к чему стремиться, а о том, что у каждого из нас должна быть мечта, ради которой стоит жить. Эту цель, смысл жизни, веру в завтрашний день Маяковский называет «звездой», зажигаемой «кем-то» и нужной «кому-то».
«Послушайте!» - своеобразное обращение к людям, но не громогласное и пафосное, как это обычно бывает у Маяковского. Это просьба остановиться на миг, подняться ненадолго над миром «полуденной пыли» и посмотреть на небо, на звезды, подумать о том, чем оправдан каждый наш шаг на земле и кто все это придумал.
Основная идея стихотворения заключается в том, что в жизни каждого человека должна загораться звезда. Без идеи, без цели невозможно существовать в этом мире, начинается «беззвездная мука», когда все, что ты делаешь – бессмысленно, пусто. Человеку мало просто жить. Встречать каждое утро улыбкой, двигаться к чему-то большему и лучшему, дарить любовь и радость другим – такова жизнь, отмеченная «звездами». Маяковский в своем лирическом творении раскрывается как человек с искренней душой, с добрым сердцем, желающий, чтобы все рано или поздно нашли место в жизни. На мой взгляд, это величайший из лириков, и стихотворение "Послушайте!"-истинный шедевр русской и мировой поэзии.
О поиске смысла жизни и о том, что без цели жить невозможно, было написано много и многими. Но только у Маяковского об этом сказано простыми, доступными словами. Он сравнил мечту со звездами – подобные метафоры использовались и до него. Но только у Владимира Владимировича получилось это сделать так, что сразу хочется поднять глаза наверх, найти ту звезду, которая светит исключительно для тебя.
«Жемчужиной» Маяковского была идея нового общества, нового человека, будущего, в котором каждый найдет свое счастье. И, я считаю, что поэт всю жизнь следовал за своей звездой так, что спустя десятилетия его стихи остаются неповторимыми шедеврами мировой поэзии.
Лирика Маяковского поднимала глубокие нравственные проблемы, в которых перемешаны добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное, сиюминутное и вечное. Он успел оставить людям свой дар поэта, истратил жизнь, чтобы, по словам Р.Якобсона, «сделать созданную им поэзию сокровищем народа».

Итоги урока

Домашнее задание

Задание 1.

Сочинить синквейн о Маяковском.

Существительное, задающее тему

Прилагательное, прилагательное – к данному существительному

Глагол, глагол, глагол - к данному существительному

Смысловая фраза из четырёх слов

Одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанном

Задание 2. Ответьте на вопросы. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

B1 Укажите название авангардистского течения в поэзии начала ХХ века, одним из лидеров которого являлся В.В. Маяковский и принципы которого отчасти нашли свое отражение в стихотворении «Послушайте!».

B2 Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу (см. дважды повторенное обращение лирического героя в приведенном стихотворении).

B3 Как называется вид тропа, средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другие («в метелях полуденной пыли»)?

B4 Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале смежных строк (« значит – это кому-нибудь нужно? / Значит – это необходимо…»).

B5 Стихотворение заканчивается вопросом, обращенным к человеку и человечеству. Как называется тип вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым утверждением?

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 –10 предложений.

C1 Как вы понимаете основную мысль стихотворения «Послушайте!»?

C2 Какими чувствами наполнена лирическая исповедь поэта и что придает ей особую выразительность?

C3 В каких произведениях отечественной классики герои размышляют о связи человека и мироздания и в чем эти произведения созвучны стихотворению В.В. Маяковского «Послушайте!»

Звучит песня «Послушайте!» в исполнении Е. Камбуровой. Слайд 5