Анализ комедии Мольера «Мизантроп». Мольер и Грибоедов

Под вдохновением, навеянным классовой ненавистью, Мольер внес в «Тартюф» и «Дон Жуан» ряд трагичных черт, которые проступают сквозь ткань комедийного произведения, в то время, когда в «Мизантропе», (Le Misanthrope 1666), эти черты настолько усилились, что почти совсем вытеснили комичный элемент.
Типичный пример «высокой» комедии с углублённым психологическим анализом чувств и переживаний героев, с преобладанием диалога над внешним действием, с полным отсутствием фарсового элемента, с взволнованным, патетичным и саркастичным тоном монологов главного героя, «Мизантроп» стоит в творчестве Мольера.
Тут преобладает точка зрения буржуа феодальной эпохи, который еще крепко сидел в Мольере. Из-за этого революционная буржуазия XVIII столетия и переоценила образ Альтцеста, упрекнув Мольера в том, что единственного честного человека в своем театре он отдал на посмешище негодяям (Руссо), а со временем (в эпоху Большой французской революции) превратила Альцеста в «патриота» и друга народа (Фабр д’Эглантин).

В данной работе мы дадим определение таким понятиям: «мизантроп», «мизантропия», так же дадим общую характеристику темы и идеи комедии. Проанализируем моральную деградацию аристократической верхушки в произведении, а так же сравним гуманную философию Филинта и фанатичную философию Альцеста.

Краткие сведения о Жане-Батисте Мольере. Комедия «Мизантроп» в театре.

Мольер (настоящее имя Жан Батист Поклен). Крещён 15 января 1622, Париж - 17 февраля 1673. Комедиограф Франции и новой Европы, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра.
Мольер происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Отец Мольера, Жан Поклен (1595-1669), был придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII. Мольер воспитывался в модной иезуитской школе - Клермонском колледже, где основательно изучил латынь, поэтому свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевёл на французский язык философскую поэму Лукреция «О природе вещей» (перевод утерян). По окончании колледжа в 1639 году Мольер выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав. Но юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Мольер избрал профессию актёра. В 1643 году Мольер стал во главе «Блистательного театра» (Illustre Theatre). Мнивший себя трагическим актёром, Мольер играл роли героев (именно здесь он принял свой псевдоним «Мольер»). Когда труппа распалась, Мольер решил искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном.

4 июня 1666 года, состоялась премьера новой, шестнадцатой по счету пьесы Мольера, которая называлась "Мизантроп". Публика встретила новую комедию сдержанно, а Мольер над ней работал два года. Ему очень хотелось, чтобы пьеса имела успех. "Тартюф" был запрещен, "Дон-Жуана" пришлось снять. Нельзя же все время было играть старое. Успех был нужен, но успеха не было, хотя публика вела себя вежливо, а какая-то часть ее даже очень хорошо принимала эту чересчур умную, по мнению многих, комедию.

После второго представления " Мизантропа", вернувшись домой, Мольер бросился к своему письменному столу и засел за новую комедию -
"Лекарь поневоле", которая должна была прийти на помощь холодно принятому "Мизантропу". Третье представление было еще менее удачным, чем второе. Пьеса была слишком серьезной, и зрителям было скучно. Маркиз был бы не плох, но он напоминал других маркизов, которых часто видели в пьесах Мольера, да и сидящим в зале маркизам на этот раз надоело строить хорошую мину при плохой игре.
Правда, нашелся и один довольный, даже более того - счастливый маркиз, это был маркиз де Монтезье, который узнал себя в главном герое пьесы, Альцесте, и стал превозносить пьесу до небес, потому что Альцест все-таки зрителям нравился и быть похожим на него было приятно.
"Мизантроп" прошел незаметно даже в печати, он не вызвал ни споров, ни ревности, ни зависти. Литературные враги Мольера, быть может, и откликнулись бы на новую и тем более, как все говорили, неудачную комедию Мольера, но они трезво оценили, что политические и религиозные обвинения, выдвинутые против Мольера в связи с "Тартюфом" и "Дон-Жуаном", куда опаснее их критики, и решили не отвлекать внимания тем, что уже не имело столь важного значения.
Тем не менее эта комедия - одна из самых лучших и совершенных произведений Мольера. Почему же она не понравилась? Никто эту комедию не бранил. Девизе, один из злейших критиков Мольера, превратился в его сторонника и высоко оценил новую комедию. При дворе "Мизантропа" хвалили. Быть может, прав был Вольтер, сказавший о "Мизантропе", что это произведение написано скорее для умных людей, чем для толпы.

Общая характеристика темы и идеи комедии.

Вот два молодых человека, один из них очень рассержен и огорчен. Это Альцест. Честный и прямой, он ненавидит человеческие пороки, а поскольку весь род людской грешит теми или иными недостатками, слабостями, пороками, то Альцест становится мизантропом, то есть человеконенавистником.

Что с вами сделалось? - спрашивает Альцеста его уравновешенный друг, которого зовут Филинт.

Альцест .
.. .Прошу меня в покое
Оставить.
Филинт.
Вот чудак! Скажите ж, - что такое...
Альцест.
Оставьте, говорю; уйдите прочь от глаз!
Филинт.
Но надо ж выслушать: нельзя же так сейчас
Сердиться на людей!
Альцест.
А я хочу сердиться.
А слушать не хочу! Прошу вас удалиться….

Действительно, что же произошло? Почему Альцест не хочет разговаривать со своим другом? Более того, он даже не желает называть его отныне своим другом. Ибо не хочет знаться "с порочными сердцами" .
- Что ж против вас, Альцест, я сделал и когда? - спрашивает удивленный Филинт.
Альцест.
Подите! Вы сгореть должны бы со стыда!
Поступок гадок ваш, ему нет извиненья.
Всем честным людям он противен без сомненья!

Оказывается, к Филинту пришел его знакомый. Филинт его встретил, как лучшего друга, был с ним любезен и радушен, а когда знакомый ушел, то Филинт чуть не забыл, как его зовут.

Все то, что ежедневно видит вокруг себя Альцест, приносит ему одни огорчения.

И двор, и город весь, и неё у нас в стране
Давно меня уж злит, волнуя желчь во мне.
Я в меланхолию впадаю, я тоскую.
Всем сердцем, всей душой смотрю на жизнь людскую!
Лесть подлая везде, нажива, кумовство,
Несправедливость, ложь, измена, плутовство!
Нет сил моих терпеть: чтоб гневу дать свободу,
Я вызов бросил бы всему людскому роду!

Прямодушие и искренность Альцеста обрекают его на одиночество и на непонимание среди даже расположенных к нему людей. Отвергнув ложь, неискренность, лесть, он переносит свои удары на общественные устои. Альцест не способен на притворство, он требует полного уничтожения порока, разъедающего душу общества. Мольер остановился только перед личностью и властью короля.

Пока меня король сам не заставил,
Чтоб я подобные стихи хвалил и славил,
Я буду утверждать, что плох его сонет
И петли за него достоин сам поэт!

Альцест выступает, как человек, который говорит правду абсолютно во всех ситуациях, в то время, как его друг, товарищ Филинт открыто льстит человеку, имя которого он тут же забыл. Примером этому является ситуация с поэтом Оронтом. Однажды к Альцесту обратился Оронт с тем, что ему было бы очень приятно, если Альцест станет его другом, на что Альцест ответил почти незнакомому человеку:

Оронт:

Вам должное воздать умею по заслугам
И жажду страстно я, чтоб вы мне стали другом.
И смею думать я ввиду моих заслуг,
Что быть отвергнутым такой не может друг!

На что Альцест ответил:

Ведь дружба - таинство, и тайна ей милей;
Так легкомысленно играть не должно ей.
Союз по выбору - вот дружбы выраженье;
Сперва - познание, потом уже - сближенье.

Альцест прямо выражал свое недовольство к личности Оронта. Но Оронт настаивал на дружбе. Далее Оронт предложил на суд свой сонет «Надежда». После прочтения этого сонета Филинт и Альцест остались при разных мнениях: Филинт льстил, а Альцест открыто выражал своё недовольство, поясняя тем, что чувства его неправдивы.

Альцест:
И стиль напыщенный изящных ваших строк
Невыразителен, от правды он далек;
Игра пустая слов, рисовка или мода.
Да разве, боже мой, так говорит природа?

Обиженный придворный поэт не на шутку рассердился на Альцеста. После этого, обиженный Оронт подал в суд на Альцеста.

Однако Альцест не только горячий провозвестник благородных мыслей, он живой человек, и у него самого, как у всех, есть слабости и недостатки. Его прямодушие иногда оказывается лишь вспыльчивостью и невоздержанностью на язык. В его речи очень много невероятных преувеличений. Несправедливо обвиняя свою возлюбленную Селимену в измене, он не жалеет слов.
Потом оказывается, что весь сыр-бор загорелся из-за записки Селимены к одной из ее подруг. Селимена обижена этими подозрениями и недоверием.
Селимена отказывается стать женой Альцеста, потому что Альцест требует полного разрыва с тем обществом, с той средой, без которых Селимена не может жить.
Непонятый и отвергнутый людьми, оскорбленный в своих лучших чувствах, Альцест бежит от порочного общества.

Бегу - и, может быть, найдется уголок,
Где можно честным быть свободно...

Основной темой этой комедии является жизнь аристократической молодежи, их заботы, чувства, окружение и в противопоставление этому всему выходит мятежник- одиночка, который стремится жить в обществе, в котором нет лжи, обмана, лицемерия, но в результате он остается непонятым и одиноким.

Пояснение понятия «мизантропия», «мизантроп».
Пользуясь словарями, мы нашли достаточно много определений к понятиям «мизантроп» и « мизантропия». Наиболее полное раскрытие понятий:
Мизантроп - человек, который избегает общества людей, нелюдим, страдает или наоборот наслаждается человеконенавистничеством (мизантропией). Данная склонность может являться основой жизненной философии. Слово получило особое распространение после комедии Мольера «Мизантроп».

Мизантро?пия - неприятие, ненависть к человечеству, неприязнь, презрение к «правилам», «моральным ценностям», догматам.

Хотя мизантропы выражают общую неприязнь к человечеству в целом, они, как правило, поддерживают нормальные отношения с определёнными людьми. Мизантропия может быть мотивирована чувством изоляции и социального отчуждения, или просто презрением к характерным чертам, присущим большей части человечества.
Мизантропы могут поддерживать нормальные и близкие отношения с людьми, но количество таких людей обязательно будет ограниченным. Для мизантропов типичен тщательный выбор тех, с кем общаться и дружить. Здесь антипатия мизантропа проявляется особенно хорошо, поскольку для них характерно презрение к распространённым человеческим ошибкам и слабостям, в том числе и к своим собственным.

Известные мизантропы:
Композитор Петр Ильич Чайковский, киногерой Грегори Хаус («Доктор Хаус»), а так же немало известные писатели Джонатан Свифт и Валерий Брюсов.

Критика моральной деградации аристократической верхушки в произведении.
и т.д.................

1666 – «Мизантроп ». Тоже «высокая комедия», и высший ее образец. Работал 2 года, отразил переживания за «Тартюфа». Пьесу встретили без скандала, но с недоумением, холодно. Мольер хотел назвать «Влюбленный меланхолик». Но вынес в заглавие слово, уводящее от психофизических свойств человека (раздражительность) к более всечеловеческому смыслу. Опирается на античных авторов (Плутарх, Лукиан), создавших образ мизантропа Тимона Афинского. Настоящий мизантроп (у Лукиана: «Если я увижу человека, погибающего в окне и умоляющего потушить его, смолой и маслом буду тушить. А если кого-нибудь унесет река и он, простирая руки, станет просить его вытащить, я оттолкну его и окуну с головой, чтобы он не мог больше вынырнуть» . У Мольера Альцест – противоположность : ненавидит не человека, а зло, которое уродует прекрасный идеал человечности . Моралист Альцест отстаивает добродетель самодостаточную и непреклонную, не имеющую иной опоры, кроме самой себя, не поощряемую никакими соображениями целесообразности ни земной, ни небесной, не принимающую в расчет ни затруднительных обстоятельств, ни благоприятных последствий должного поступка. Высокие нравственные принципы Альцеста расходятся с социальной реальностью: «И двор, и город весь, и все у нас в стране / Давно меня уж злят, волнуя желчь во мне / Я в меланхолию впадаю, я тоскую…/ Несправедливость, ложь, измена. Плутовство! / нет сил моих терпеть: чтоб гневу дать свободу. Я вызов бросил бы всему людскому роду!

Строгая мораль : бичует слабости любимой женщины как пороки; готов порвать с другом Филинтом; конфронтация социальная – судебная тяжба. Неоднозначная авторская трактовка героя : благородный гнев отчасти комичен, потому что переходит разумную меру: отдается страсти добродетели. Комизм особого рода – «смех в душе» . Несоразмерность вины и вызванного ею возмущения. Это стержень характера и сюжета.

Начало – сцена с Филинтом: Альцест отрекается за мерзкий поступок не искреннюю радость при встрече с забытым знакомым; а Альцест требует:Чтоб люди искренни всегда и честны были //И только правду бы от сердца говорили. Тут же демонстрирует это в деле – с вельможей-стихотворцем Оронтом. Говорит правду о стихах, противопоставляет им народную песенку, Оронт оскорблен. И любовь к Селимене; тоже от идеальных требований нетерпим за кокетство:…в мире нет тех ужасов, которым //Равнялся б ваш обман со всем его позором. //…ни судьба, ни ад, ни гнев небесный сам //Еще не создали злодеев, равных вам! Максимализм – во всем; так что утверждение незаметно переходит в отрицание (грани ломаются); сама любовь – как ненависть: И от Селимены требует такого же максимализма: порвать со светом, удалиться в деревню и жить аскетично, а она – «Такая будущность меня не привлекает » Идейный стержень пьесы сопоставление Альцеста с Филинтом, который разумен, уверен в отношениях с людьми, снисходит к слабостям человека : «…так же оскорбить меня бы не могло / Увидеть у людей порок, и ложь, и зло, / как ястреба найти не страшно плотоядным, / Мартышку – хитрою, а волка – кровожадным». Филинт говорит Альцесту: «Право. Мой покой мудрее вашей злобы». Вроде бы привычная для классицизма разумная мера; но – непривлекательна ; сбивается на компромисс и даже лицемерия. Например. после сцены с «поэтом»: Теперь вы видите: правдивостью чрезмерной / Уже добились вы истории прескверной; / А ясно, что Оронт, когда б ему польстить…»

Так Мольер исподволь расшатывает классицистическую систему мировидения, готовит следующий тип идеала – гражданская нетерпимость, критицизм.

Подобие Дон Кихота. У которого комизм связан с высоким пафосом и даже трагизмом. Тоже – несовпадение идеала с исторической. Социальной реальностью. Чтобы её показать, Мольер вводит мотив социальный – имущественную тяжбу Альцеста; это его Альцеста эксперимент: «вот когда судить смогу я смело, довольно ль низости и злобы у людей»; и вывод: у нас «ложь над истиной справляет торжество». Разрыв с Селименой – потому что она одна из общества; рвет все связи, уход – в неизвестность как приговор обществу: Огромное впечатление на зрителей. Играл сам Мольер, потом его ученик Мишель Барон – благородство героя. Зрители недоумевали, видели в этом ошибку автора. Но нет (влияние на «Горе от ума»)

Последние годы (среди прочего) Мольер создает комедии о нравах буржуа. Ценит в своем родном классе энергию, демократизм; смешны искажения или направлены нелепо.

Безупречным воплощением классической высокой комедии явилась комедия Мольера «Мизантроп» (1666): она лишена всяких театральных эффектов, диалог здесь полностью заменяет действие, - а комизм характеров - комизм положений. «Мизантроп» создавался во время серьёзных испытаний, выпавших на долю Мольера. Этим, быть может, объясняется и его содержание - глубокое и печальное. Комедия генетически связана также с замыслом «Тартюфа»: это сатира на общество XVII в., в ней говорится о его нравственном упадке, о несправедливости, царящей в нем, и о мятеже благородной и сильной личности.

Мольер противопоставляет здесь две жизненные позиции, два мировоззрения. Наблюдения Альцеста над жизнью доводят его до отчаяния: «Лишь посмотри кругом, как род людской живет, || Везде предательство, измена, плутни, льстивость, || Повсюду гнусная царит несправедливость» (I, 1). Он возмущается лицемерием в отношениях людей, низкой лестью, корыстью, злословием, эгоизмом. Дворянин Альцест не принимает законов жизни света, которые заключаются в умении любой ценой жить удобно, даже если это покупается угодничеством, взяткой, позорной терпимостью. Это человек исключительный по своей искренности, которая воспринимается одними как «благородное геройство», другими же - как чудачество, неуживчивость, человеконенавистничество. Это смелый обличитель общества; терпимость для него неприемлема, так как, с его точки зрения, ее основа и побудительная причина - приспособленчество и забота о собственном благополучии. Альцест совсем не мрачный человеконенавистник, это благородная личность, прямодушная, воплощающая суровую добродетель. Он испытывает потребность протестовать против общественных уродств, которые видит, и в этом протесте - призыв к энергичной деятельности во имя добра и разума.

В отличие от других пьес Мольера, «Мизантроп» можно назвать «грустной» комедией. Ее комизм заключается именно в характере Альцеста, который предстает у Мольера наделенным слабостями. Психологически и житейски они вытекают из его нрава: Альцест вспыльчив, невоздержан на язык, он лишен чувства такта, по пустякам может выйти из себя (сцена с Оронтом), а главное - обращается с поучениями к людям, неспособным его понять и презираемым им же самим. Верно оценивающий недостатки людей, Альцест идеализирует женщину, недостойную его любви - Селимену; он видит в ней богатую натуру, лишь испорченную дурным воспитанием, наивно верит, что может развить ее нравственно. В своей любви Альцест и наивен, и доверчив, и ревнив. Он комичен, потому что хочет, чтобы светские люди, придворные, окружающие его, жили по высоким нравственным законам, между тем как это противоречит исторически сложившемуся укладу жизни и отношений, единственно приемлемых для них

Иную философию исповедует Филинт. Это человек сдержанный, холодный, рассудительный, осторожный - само воплощение компромисса. Филинт терпим к слабостям ближнего, он считает, что светская учтивость - необходимое условие совместного существования людей, прекрасно осознавая, однако, сколько за ней таится лицемерия. Он признается другу: «Я вижу множество, как вы, вещей и дел, || Которых видеть бы иными я хотел» (I, 1). Однако позицию он выбирает другую: Филинт исходит из убеждения в изначальном несовершенстве человеческой природы; людей надо прощать несмотря на их порочность; их надо принимать такими, каковы они суть: «К людской природе вы имейте снисхождение; // Не будем так строги мы к слабостям людским, // Им прегрешения иные извиним!»

Филинт понимает, что многое следовало бы изменить, но в одиночку ничего не сделаешь. Конечно, Филинт не мирится с низкими поступками, не дружит с опозорившими себя людьми; он любит и жалеет Альцеста, ценит его, защищает. Но он - свой и в великосветском обществе, и в обществе Альцеста и Элианты. Он умеет всегда повернуться к людям своими привлекательными чертами, сохранить всеобщее расположение и оградить себя от тревог и неприятностей. Он - человек не хороший, но и не дурной. Такая двойственная обрисовка характера до сих пор дает основание для споров о том, кто же в комедии пользуется большими симпатиями автора - Альцест или Филинт.

Социальное содержание комедии заключается в том, что Альцест обнажает общественные язвы, не идет ни на какие компромиссы: «Я буду жертвою обмана, воровства, разбоя - и стерплю?» (I, 1). Компромиссная позиция для него неприемлема. «Мизантроп», прежде всего, - приговор аристократии, привилегированному, влиятельному сословию. Придворные - глупые, никчемные и порочные - пресмыкаются перед королем и безраздельно господствуют в стране. Речь идет также о порочности государственных учреждений, о продажности суда. Альцест отказывается дать взятку судьям, будучи уверенным в правоте своего дела. Он даже согласен проиграть процесс - ведь это только докажет справедливость его неприятия порядков, принятых всеми: «Я видеть не могу без горького презрения|| Коварным проискам такого поощрения» (I, 1).

У Альцеста нет выгодной придворной должности, и он понимает: «Не все, к кому наш двор относится прекрасно, // Свершают подвиги. Здесь нужен случай, ясно» (III, 8). По происхождению и связям он - член придворного общества, но для этого общества - подозрительный и опасный человек, от которого хотят избавиться и на которого сочиняют заведомо ложный донос, приписывая ему авторство «опасной книги». Мольер показывает, что в стране царят политическая нетерпимость, сыск, доносы. Альцест вынужден оставить Париж: «Уйду от пропасти царящего порока // И буду уголок искать вдали от всех, // Где мог бы человек быть честным без помех» (V, 7). Такой уголок Альцест рассчитывает найти в деревне, где не утрачены честность и правда, где жизнь свободна от лжи и унижений. Альцест испытывает симпатию к народу, безгласному и бесправному. Так Альцест, честный и благородный человек, воплотил в себе нравственный идеал Мольера. Главное в нем - гражданская требовательность, поиски общественной справедливости, стремление улучшить жизнь. Это образ необычайной обобщающей силы, в котором отразился большой жизненный опыт Мольера. Критика Мольером современного жизненного уклада была широкой и многосторонней. Не ограничиваясь обличением дворянства и аристократии, драматург создает комедии, в которых преобладает антибуржуазная сатира.

В то же время этот образ призван воплотить добродетельность, честность, принципиальность, но доведенную до крайности и становящуюся пороком, который мешает человеку установить связи с обществом и делает его обладателя человеконенавистником.

СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТА В КОМЕДИЯХ "МИЗАНТРОП" И "ГОРЕ ОТ УМА"

4 июня 1666 года, состоялась премьера новой, шестнадцатой по счету пьесы Мольера, которая называлась "Мизантроп". Публика встретила новую комедию сдержанно, а Мольер над ней работал два года. Ему очень хотелось, чтобы пьеса имела успех. "Тартюф" был запрещен, "Дон-Жуана" пришлось снять. Нельзя же все время было играть старое. Успех был нужен, но успеха не было, хотя публика вела себя вежливо, а какая-то часть ее даже очень хорошо принимала эту чересчур умную, по мнению многих, комедию.

После второго представления "Мизантропа", вернувшись домой, Мольер бросился к своему письменному столу и засел за новую комедию - "Лекарь поневоле", которая должна была прийти на помощь холодно принятому "Мизантропу". Третье представление было еще менее удачным, чем второе. Пьеса была слишком серьезной, и зрителям было скучно. Маркиз был бы не плох, но он напоминал других маркизов, которых часто видели в пьесах Мольера, да и сидящим в зале маркизам на этот раз надоело строить хорошую мину при плохой игре.

Правда, нашелся и один довольный, даже более того - счастливый маркиз, это был маркиз де Монтезье, который узнал себя в главном герое пьесы, Альцесте, и стал превозносить пьесу до небес, потому что Альцест все-таки зрителям нравился и быть похожим на него было приятно.

"Мизантроп" прошел незаметно даже в печати, он не вызвал ни споров, ни ревности, ни зависти. Литературные враги Мольера, быть может, и откликнулись бы на новую и тем более, как все говорили, неудачную комедию Мольера, но они трезво оценили, что политические и религиозные обвинения, выдвинутые против Мольера в связи с "Тартюфом" и "Дон-Жуаном", куда опаснее их критики, и решили не отвлекать внимания тем, что уже не имело столь важного значения.

Тем не менее эта комедия - одна из самых лучших и совершенных произведений Мольера. Почему же она не понравилась? Никто эту комедию не бранил. Девизе, один из злейших критиков Мольера, превратился в его сторонника и высоко оценил новую комедию. При дворе "Мизантропа" хвалили. Быть может, прав был Вольтер, сказавший о "Мизантропе", что это произведение написано скорее для умных людей, чем для толпы.

Вот два молодых человека, один из них очень рассержен и огорчен. Это Альцест. Честный и прямой, он ненавидит человеческие пороки, а поскольку весь род людской грешит теми или иными недостатками, слабостями, пороками, то Альцест становится мизантропом, то есть человеконенавистником. Но так ли это?



Весь свой жизненный опыт, страдания, вынесенные в борьбе с несносными вельможами, с лицемерными церковниками, с беззаконием, ложью, притворством, с рабской и пошлой литературой, - все отдал Мольер своему любимому герою. С тех пор как он перестал быть лишь веселым фарсером и автором изящных комедий-балетов, с тех пор как он испытал на себе ненависть тартюфов, он многое понял в окружающей жизни. Не связанные друг с другом содержанием, "Тартюф", "Дон-Жуан" и "Мизантроп" составили трилогию серьезных комедий, направленных против лицемерия, насилия и несправедливости.

Прямодушие и искренность Альцеста обрекают его на одиночество и на непонимание среди даже расположенных к нему людей. Отвергнув ложь, неискренность, лесть, он переносит свои удары на общественные устои. Альцест не способен на притворство, он требует полного уничтожения порока, разъедающего душу общества. Мольер остановился только перед личностью и властью короля. Во всяком случае двор, а следовательно, и все дворянское сословие, определяющее жизнь страны в целом, подвергается суровому осуждению: все пресмыкаются перед троном и в то же время беззастенчиво притесняют слабейших. Альцест клеймит политическую нетерпимость, сыск, доносы и преследования.

Альцест проиграл судебную тяжбу. Его противнику мало беззаконного решения судебного дела. Он подает на Альцеста (как Тартюф на Оргона) заведомо ложный донос. Эта подлость нисколько не роняет положения доносчика в обществе, напротив, к нему относятся благосклонно. Порочному обществу нужны такие "открытые негодяи", которые искусны в шпионаже и доносах. В пылу негодования Альцест готов дать разорить себя, лишь бы такие вопиющие поругания правды остались в памяти потомства, как вечный укор его времени и урок для будущих времен.



Если правда и есть на земле, то она лишь в жизни простого народа. Как восхищается Альцест простой народной песенкой, которую он противопоставляет витиеватому сонету придворного поэта.

Альцест не только горячий провозвестник благородных мыслей, он живой человек, и у него самого, как у всех, есть слабости и недостатки. Его прямодушие иногда оказывается лишь вспыльчивостью и невоздержанностью на язык. В его речи очень много невероятных преувеличений. Несправедливо обвиняя свою возлюбленную Селимену в измене, он не жалеет слов. Альцест ревнует Селимену.

Потом оказывается, что весь сыр-бор загорелся из-за записки Селимены к одной из ее подруг. Селимена обижена этими подозрениями и недоверием. "Heт, вы совсем меня не любите, как надо", - огорченно говорит она. Альцест отвечает:

Люблю без памяти! Любовь - моя отрада...

Этот способ желать добра кажется Селимене довольно странным, и вряд ли можно ее не понять, когда она желает, чтобы эти мечты Альцеста никогда бы не осуществились. Селимена отказывается стать женой Альцеста, потому что Альцест требует полного разрыва с тем обществом, с той средой, без которых Селимена не может жить.

Непонятый и отвергнутый людьми, оскорбленный в своих лучших чувствах, Альцест бежит от порочного общества.